Лабораторная работа " Видоизмененные побеги"
план-конспект урока на тему
Лабораторная работа по ботанике"Видоизмененные побеги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_vidoizmenennye_pobegi_2.docx | 473.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная сеть работников образования " Наша сеть"Открытый урок в ГРУППЕ 1СПЛ по теме «Видоизменённые подземные побеги»
Цель: выделение общих признаков побега в строении клубня и луковицы, выделить их функции.
Задачи:
∙ Предметные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
∙ Метапредметные: развивать навыки работы с живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений); совершенствовать умения сравнивать объекты посредством выполнения лабораторной работы.
∙ Личностные: использовать полученные знания при выполнении сельскохозяйственных работ.
Оборудование:
∙ Клубни картофеля, луковица лука репчатого, чеснока, свеклы, моркови, корневище сансевьеры или ландыша.
∙ Лупа.
∙ Презентация, компьютер.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы работы: практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.
Тип урока: урок – лабораторная работа.(2 часа)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. 1 мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Психологически настраиваются на работу, занимают рабочие места. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний, постановка учебных задач 10мин. | Создание проблемной ситуации, 1) На демонстрационном столе учителя лежат: клубень картофеля, луковица лука, чеснока, корнеплод моркови. Какой овощ здесь лишний ? Если отвечают правильно, то почему это лишний? Если затрудняются, то Это что? Корни или побеги? Обсудите в парах и предложите свои гипотезы. Выдвинутую гипотезу обоснуйте. 2) Учитель: Для ответа надо вспомнить строение корня и побега. Для этого одна группа вспоминает и выделяет признаки корней (мочковатую, стержневую корневую системы и виды корней), а вторая признаки побега. | 1) Возникает проблемная ситуация. Морковь А) Видоизменением какого органа являются клубень картофеля и луковица репчатого лука и чеснока? Б) Видоизменением какого органа является морковь? 2)Затем выходят и показывают по таблице или на рисунке на доске. Высказывают гипотезу, что клубень картофеля и луковица репчатого лука и чеснока это видоизменения побега, а морковь-видоизмененный корень. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала – организация учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся по решению учебных задач. (55 мин) | 1) При выдвижении гипотезы оказалось недостаточно знаний во внешнем строении. Давайте проведём исследовательскую работу. Наша гипотеза. Клубень и луковица видоизмененные подземные побеги (это тема урока, которая записывается на доске) | 1)Работа в тетради | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) Учитель “Как мы могли бы подтвердить или опровергнуть верность ваших предположений? А чтобы доказать… Что нужно сделать?” | 2) Предлагают учебные действия по решению первой учебной задачи (изучить строение клубня картофеля и луковицы лука). Доказать. Сравнить. Найти общие признаки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Организует проведение исследований клубня картофеля и луковицы репчатого лука 1. Рассмотреть … 2. Узнать … 3. Сделать вывод … – выдвижение гипотезы (сокращённо записывает на доске) | 3) Определяют Объект – клубень картофеля и луковица лука; Формулируют цель л. р. Работа с инструктивной карточкой Гипотеза: если клубень картофеля и луковица лука являются видоизменёнными подземными побегами, то они должны иметь стебель, листья и почки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4) Организует выполнение лабораторной работы №3“Строение луковицы лука”, “Строение клубня картофеля” | На каждую пару: – инструктивная карточка к Л. Р. № 3 , набор для выполнения лабораторной работы, луковицы репчатого лука, клубень картофеля . Выполняют в тетрадях для практических и лабораторных работ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV/ Первичное осмысление и закрепление 19 мин | 5) Организует работу по формулированию вывода. Учитель: “Какой вывод сделан вами по результатам лабораторных работ? Заполняем таблицу на доске.
| 5) Учащиеся, представляют выводы по работе и основные признаки заносят в сводную таблицу. Делают вывод, что клубень и луковица - это видоизменённый подземный побег выполняют функции: 1. Запас питательных веществ 2. Вегетативное размножение 3. Переживание неблагоприятных условий Заполняют схему в тетради. ( смотри схему ниже). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия 2 мин |
| Записывают в тетради или отвечают | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Оценка деятельности на уроке. 2 мин | Даёт оценку работе учащихся. Выставляет отметки за работу на уроке. | Слушают учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание. 1 мин | Составьте план исследования корневища ландыша, как видоизменённого подземного побега, заполнить последнюю графу таблицы. | Записывают д/з |
Схема, составляемая при формулировках вывода
Лабораторная работа №3
Инструктивная карточка
Строение видоизмененных подземных побегов: клубня, луковицы.
Цель работы: убедиться, что клубень и луковица являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функции отложения запасных питательных веществ и размножения.
Оборудование: клубень картофеля, луковица репчатого лука, препаровальный нож, раствор йода.
Строение клубня
Теоретическая часть
Клубни отличаются от корневищ тем, что у них стебель короткий и толстый, а листья недоразвиты.
Как и на всяком побеге, у них имеются почки и расположены они на верхушке и в пазухах недоразвитых листьев.
Придаточные корни на клубнях не развиваются.
Клубни у картофеля вырастают из подземных почек не сразу. Сначала из почки растёт длинный белый подземный побег – столон.
Столон живёт меньше года. Верхушка со временем начинает утолщаться и превращается к осени в клубень.
В клубне накапливается много крахмала в виде мелких зёрен.
Клубень картофеля – это видоизменённый побег с утолщённым стеблем и мелкими листьями.
Ход работы.
1)Что делать. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля
Что наблюдать. Найдите на его поверхности верхушечную и пазушные почки (глазки), рубцы от листьев (бровки) и рубец от отделившегося столона.
2)Что делать. Подсчитайте число глазков на клубне.
Что наблюдать. Найдите на клубне верхушку и основание
Обратите внимание на неравномерное распределение глазков на утолщённом стебле.
Ту часть клубня, где больше глазков, называют верхушкой, а противоположную где рубец от столона – основанием.
3)Что делать. Сделайте тонкий поперечный разрез клубня, рассмотрите его на свет.
Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.
Зарисуйте поперечный срез клубня. Укажите на рисунке кору, луб, древесину, сердцевину.
4)Что делать. Разрежьте клубень на две части. На разрез клубня капните каплю раствора йода.
Ответьте на вопросы?
Объясните, почему изменилась окраска разреза клубня и какое вещество запасается в клетках клубня?
Каково значение клубня в жизни растения?
Подготовить к отчёту. Зарисуйте в тетради внешний вид клубня и подпишите его части.
Запишите признаки, доказывающие, что клубень – это побег.
Строение луковицы
Теоретическая часть
Семена растений обычно прорастают, попав в землю находятся на некоторой глубине. Самый первый побег, растущий из почки зародыша, должен пробиться сквозь почву.
На подземной части стебля обычно вырастают первые придаточные корни, образуя мочковатую корневую систему, характерную для однодольных растений. Они могут втягивать основание стебля в почву ещё глубже, чем оно было погружено первоначально.
В отличие от корневищ и клубней, у луковиц хорошо развиты листья, а стебель очень короткий и плоский. Его называют «донцем».
На верхушке донца под прикрытием чешуй находится почка, из которой вырастает надземный побег.
Из пазушных почек, расположенных ниже верхушечной, образуются новые «дочерние» луковицы.
Из каждой дочерней луковицы – «детки» может вырасти новое растение
Ход работы.
1)Что делать. Рассмотрите внешнее строение луковицы.
Ответьте на вопросы?
Чем покрыта луковица с наружи? Какое это имеет значение?
2)Что делать. Рассмотрите корни, отрастающие от донца.
Ответьте на вопросы?
Как называются такие корни? Какую корневую систему они образуют?
3)Что делать. Разрежьте препаровальным ножом луковицу вдоль.
Что наблюдать. Рассмотрите тесно прижатые друг к другу сочные чешуи – листья.
4)Что делать. Найдите и рассмотрите стебель-донце, верхушечную и боковые почки.
Ответьте на вопросы?
Что такое донце? Что такое сухие и сочные чешуи? Какую роль играют сочные чешуи?
Подготовить к отчёту. Зарисуйте продольный разрез луковицы и подпишите её части.обозначенные на рисунке знаком вопроса:
.
Запишите признаки, показывающие, что луковица – это побег
Сделайте общий вывод о том, почему клубень и луковица считаются видоизмененными побегами, и какие функции выполняют.
Литература:
1. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986
2. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // Библиотека журнала “Директор школы”, выпуск №8, 2003 год
3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”)
4. Трайтак Д. И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению лабораторных работ по теме «РАБОТА В MICROSOFT ACCESS»
На примере разработки базы данных Склад рассмотрена программа создания и управления базами данных Access 2003. Основное внимание уделено таким вопросам, как планирование баз данных, создание таблиц, з...
Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ ПМ 04.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.02. Реконструкция зданий Раздел 2. Проведение мероприятий по оценке технического сост
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой и углубленной подготовки).Те...
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «ФИЗИКА». Лабораторная работа "Наблюдение интерференции и дифракции"
В работе представлено описание лабораторной работы "Наблюдение интерференции и дифракции" для студентов колледжа....
Лабораторная работа Строение видоизмененных подземных побегов на примере луковицы лука.
Лабораторная работа Строение видоизмененных подземных побегов на примере луковицы лука.Возможно использование при дистанционном обучении...