Урок по биологии: "Наследственные заболевания"
план-конспект урока на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_m.h._fm-2012-scenari.doc | 54.5 КБ |
sorokina_m.h._fm-2012-prilogenie1.doc | 22 КБ |
sorokina_m.h._fm-2012-prilogenie2.ppt | 514 КБ |
sorokina_m.h._fm-2012-prilogenie3.ppt | 1.12 МБ |
sorokina_m.h._fm-2012-prilogenie4.doc | 29.5 КБ |
sorokina_m.h._fm-2012-prilogenie5.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Марина Харрасовна, преподаватель биологии и химии ГБОУ НПО ПЛ № 4
Тема урока по биологии: «Наследственные болезни человека»
Группа: 1 курс
Цель урока: сформировать у обучающихся знания об основных методах изучения наследственности человека и их использовании для выявления лечения и предупреждения некоторых наследственных болезней человека
Задачи урока:
1.Образовательные – познакомить обучающихся с наследственными заболеваниями и причинами их вызывающими, показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики;
2.Развивающие - продолжить формирование навыков критического мышления, умения анализировать полученную информацию, развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании;
3.Воспитательные – на основе материала о причинах наследственных заболеваний, продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью будущего потомства
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация на электронном носителе, Интернет
Прилагаемые медиаматериалы: презентация преподавателя, презентации обучающихся, фильм, музыкальный файл
Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):
Литература:
- Козлова С. И., Семакова Е., Демикова Н. С. и др. «Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование». М., 1996.
- Бочков Н.П. «Генетика человека (Наследственность и патология)» – М., 1978
- Учебник по медицине «Врожденные и наследственные заболевания», Новиков П.В. 2007 г.
- Киселёва З.С. Генетика. – М., 1983.
- Шевцов И.А. Популярно о генетике. – Киев, 1989.
Интернет-ресурсы:
- http://www.gnpbu.ru - подборка интернет-материалов для учителей биологии;
- http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- uzo.kurgan-med.ru; wikikurgan.orbitel.ru; wikipedia.orgwiki – наследствен-ные заболевания
- www.wintube.ru – подборка фильмов
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы проведения урока: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа обучающихся в группах, сообщения обучающихся, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Содержание и структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление полученных знаний
5 .Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению
6. Подведение итога урока
Сценарий урока
1.Организационный момент.
Приветствие обучающихся, объявление темы и цели урока. Слайд № 1
2. Актуализация знаний.
Вступительное слово преподавателя: Наследственными болезнями страдают миллионы людей во всем мире. Генетическое наследие, передаваемое из поколения в поколение, может быть решающим фактором в выявлении серьезных заболеваний. Поэтому важно знать заболевания, которыми страдают родители, и даже бабушки и дедушки.
По данным всемирной организации здравоохранения около 4% новорожденных страдают теми или иными генетически обусловленными дефектами. Слайд № 2
Тема актуальная, важно знать её для того, чтобы предостеречь себя от возможных заболеваний. Предупрежден, значит вооружен. Сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться в причинах появления наследственных болезней, узнаем некоторые экзотические, редко встречающиеся формы аномалий, поговорим о профилактике и лечении наследственных болезней человека, коснемся проблем нашего города, естественно, с использованием современных компьютерных технологий.
Родители хотят видеть своих детей здоровыми, талантливыми, красивыми. Но всегда ли сбываются их мечты? Почему у гениальных людей дети не всегда гениальны?
Чем обусловлены наследственные болезни человека? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в течение урока.
Но прежде, чем приступить к обсуждению данных вопросов, мы поработаем с терминами, вспомним материал прошлых уроков
Задание № 1: Решить задачу на наследование групп крови (работа у доски) (Приложение № 1)
Фронтальная работа с группой: экспресс-опрос
Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия.
Как вы считаете, какие понятия нам пригодятся сегодня? Дать определения
Предполагаемые ответы:
Ген
Генотип
Фенотип
Аллельные гены
Доминантный признак
Рецессивный признак
Гомозигота, гетерозигота
Аутосомы
Проверка правильности решения задач у доски. Подведение итогов фронтального опроса
3. Изучение нового материала
Слайд № 3,4
Наследственные болезни - это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека. Причина - возникновение мутаций.
Какие виды мутаций вы знаете?
Предполагаемый ответ обучающихся: генные, хромосомные, геномные
Слайд № 5
По уровню возникновения: генные мутации-изменения обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена. Хромосомные мутации – вызваны изменениями числа и формы хромосом. Какими могут быть мутации по характеру проявления?
-Доминантные, рецессивные
По месту возникновения?
-В половых клетках (проявляются только в следующих поколениях).
-В соматических клетках (проявляются только у родителя и не передаются потомству при половом размножении)
Слайд№ 6 Типы наследования:
1.Аутосомно-доминантное
Мутантный ген расположен в аутосоме и он доминантен по отношению к нормальному гену
2.Аутосомно-рецессивное
Мутантный ген – рецессивный и родители являются гетерозиготами.
3.Наследование признаков, сцепленных с полом
Мутантный ген в X-хромосоме, поскольку Y-хромосома несет небольшое число генов.
Аутосомно-доминантное наследование:
К заболеваниям с аутосомно-доминантным типом наследования относятся синдром Марфана Слайд № 7, полидактилия Слайд № 8, ахондроплазия (хондродистрофия) и брахидактилия
Сегодня известно около 5000 моногенных болезней. Более половины из них наследуются по аутосомно-доминантному типу.
Аутосомно-доминантные заболевания передаются из поколения в поколение. У больного ребенка обязательно болен один из родителей.
Если болен один из родителей, доля пораженных детей составляет примерно 50%. У здоровых членов семьи рождаются здоровые дети.
Аутосомно-доминантные заболевания наследуются всегда, независимо от пола ребенка и пола больного родителя. Исключения встречаются в случаях новых мутаций и неполной пенетрантности гена.
Аутосомно-рецессивное наследование:
К заболеваниям с аутосомно-рецессивным типом наследования относятся: муковисцидоз Слайд № 9,10, прогерия Слайд № 11,альбинизм, фенилкетонурия, болезнь Тея-Сакса. Аутосомно-рецессивные заболевания обычно протекают тяжелее аутосомно-доминантных.
Если оба родителя здоровы, но являются носителями патологического гена, риск рождения больного ребенка составляет 25%.
Здоровый ребенок при этом в 2/3 случаев оказывается гетерозиготным носителем патологического гена.
У ребенка с аутосомно-рецессивным заболеванием, особенно редким, родители часто оказываются кровными родственниками.
Лица мужского и женского пола болеют одинаково часто.
Наследование, сцепленное с X-хромосомой
К заболеваниям с этим типом наследования относятся гемофилии A и B, а также миопатия Дюшенна Слайд № 12. , гемофилия, дальтонизм. Сцепленное с X-хромосомой доминантное наследование встречается редко. Болеют преимущественно мужчины.
Презентации обучающихся о хромосомных нарушениях. (Приложение 2,3)
Преподаватель: Каковы же меры профилактики наследственных заболеваний?
Предполагаемый ответ: медико-генетическое консультирование
Основная цель медико-генетического консультирования – снижение частоты заболеваний путем ограничения появления потомства с наследственной патологией. А для этого необходимо не только установить степень риска рождения больного ребенка в семьях с отягощенной наследственностью, но и помочь будущим родителям правильно оценить степень реальной опасности. Слайд № 13 Медико-генетическое консультирование в Кургане.
Просмотр видеофильма: Диагностика наследственных болезней. (Приложение: Фильм «Диагностика наследственных болезней»)
Вопросы перед просмотром фильма?
Кто подлежит обращению в медико-генетическую консультацию?
Существуют ли консервативные методы лечения наследственных заболеваний?
4. Закрепление полученных знаний
Формирование групп для дальнейшей работы (можно использовать любую методику или предложить учащимся самим создать небольшие группы (по 4 человека).
Каждая группа получает карточку, где описана конкретная ситуация с каким-либо наследственным заболеванием (задача); группа анализирует задачу, решает и оформляет лист медико-генетического заключения (Приложение 4).
Преподаватель: Представьте себя в роли медико-генетических консультантов. Вам предстоит работать с людьми, которые обращаются в центр «Планирование семьи» с целью предупреждения появления в семье больных детей. Ваша задача в каждом конкретном случае внимательно проанализировать риск появления больного потомства и отразить результат в своём заключении.
Медико-генетические заключения сдаются преподавателю. Анализ решений и выставление оценок за работу проводится на следующем уроке.
5.Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание, задачи находятся на сайте ГБОУ НПО ПЛ № 4, на странице преподавателя Сорокиной М.Х. (Приложение №5 )
6.Подведение итога урока. Рефлексия «Светофор».
Выразите свое отношение к уроку, путем размещения магнита на
соответствующий плакат (+ или -).
Преподаватель говорит о степени достижений цели урока.
Обучающиеся участвуют в анализе своей деятельности на уроке.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Задача: перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик в семье супругов родным или приёмным. Жена имеет 4 гр. крови, муж 1 гр. крови, у ребёнка 1 гр. крови. Какое заключение должен дать эксперт?
Задача: Мать гомозиготна, имеет 2 гр. крови, отец гомозиготен, имеет 3 гр. крови. Какие группы крови возможны у их детей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симптомы:
Прогноз при синдроме Эдвардса очень неблагоприятный – большинство детей умирают в первый год жизни. Выжевшие страдают глубокой умственной отсталостью и многими соматическими болезнями.
Синдром Эдвардса НЕИЗЛЕЧИМ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Карта медико-генетического консультирования (Группа №1)
Анамнез: на пороге кабинета медико-генетического консультирования появился молодой, приятной наружности человек. Как выяснилось позже, человек очень талантливый. Привела его сюда тревога. Дело в том, что в возрасте трёх с половиной лет у него скончался первый ребёнок. Родился он в срок, нормально веса, отлично развивался, рост – 52 см. и вдруг, с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Едва научившись улыбаться, он «позабыл», как это делается. Ему стало трудно держать головку. И уже через два-три месяца детские невропатологи констатировали болезнь Тея – Сакса. В общем, в три с половиной года ребёнка не стало. Горе непоправимое! Природа же способна ещё многократно воспроизвести подобную беду. Потерявший сына отец хотел знать: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Могут ли они с супругой рассчитывать на счастье отцовства и материнства?
Дополнительное обследование: выяснилось, что в каких-то давно минувших коленах родословных обоих супругов в молекулярный аппарат наследственности была вписана мутация, приводящая к разрушению миелина. В силу встречи супругов с одинаковыми генами и унаследования этого гена ребёнком от обоих родителей произошла трагедия.
Исследование: ____________________________________________
Медико-генетическое заключение:____________________________
Карта медико-генетического консультирования (Группа №2)
Анамнез: на консультацию пришла молодая девушка, очень милая с очаровательной улыбкой и грустными глазами, в которых читалась тревога и … надежда. Как выяснилось позже, у её родного брата недавно умерла дочь. Врачи поставили малышке диагноз – муковисцидоз. Девушка была очень огорчена, но её тревогу усиливало ещё одно обстоятельство. Она собиралась замуж. Есть ли вероятность, что в её будущей семье повторится трагедия семьи её брата? Или у них с будущим супругом есть шанс? Ведь девушка знала, что её бабушка со стороны отца тоже страдала этой болезнью и дожила лишь до 34 лет, а единственного сына воспитывал отец.
Дополнительное обследование: выяснилось, что жених девушки здоров и гомозиготен по данному гену.
Исследование: ____________________________________________
Медико-генетическое заключение:____________________________
Карта медико-генетического консультирования (Группа №3)
Анамнез: на приём в медико-генетическую консультацию пришла молодая супружеская пара. Муж рассказал, что несколько месяцев назад их сыну был поставлен диагноз миодистрофия Дюшена/Беккера. Мальчик родился с номальным весом и ростом, сначала развивался нормально. Ходить начал поздно в 1,5 года, а бегать так и не научился. Сейчас ему трудно подниматься по лестнице, он стал отставать в умственном развитии. Родители понимали, что болезнь будет прогрессировать и готовы были вынести все тяготы, которые лягут на их плечи, но мальчик останется в семье и будет окружён заботой. Тяготило их ещё одно обстоятельство: женщина была беременна на сроке 4-х недель. Как им быть? Неужели судьба даёт им шанс или снова повторится трагедия?
Дополнительное обследование: выяснилось, что в родословной мужа нет фактов такого заболевания, а в родословной жены имеется случай более лёгкой доброкачественной формы миодистрофии Дюшена/Беккера у её дедушки.
Исследование: ____________________________________________
Медико-генетическое заключение:____________________________
Предварительный просмотр:
Приложение № 5
Адрес сайта: http://www.4-pu.ru
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПАТОЛОГИЯ – ГЕННЫЕ БОЛЕЗНИ. ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Задача 1.Определите, какое потомство можно ожидать в браках:
а) женщина с трисомией по Х-хромосоме (47,+Х), мужчина с синдромом Дауна (47,+21);
б) здоровая женщина (46,ХХ) и мужчина с синдромом Клайнфельтера (47,ХХУ).
Задача 2. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак.
Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой обладал цветовой слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого также страдал цветовой слепотой. Какое зрение ожидать у детей от этого брака?
Задача 3. Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют:
а) сына, страдающего дальтонизмом и имеющего нормальную дочь;
б) нормальную дочь, имеющую одного нормального сына и одного сына дальтоника;
в) еще нормальную дочь, имеющую пятерых нормальных сыновей.
Каковы генотипы родителей, детей и внуков?
Задача 4. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющее нормальное зрение.
Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомно-доминантный признак, а ген цветовой слепоты рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой?
Задача 5. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супругой пары, нормальной по этим двум признакам, родился с обеими аномалиями.
Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье явятся также обе аномалии одновременно?
Задача 6. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родились сын глухой и дальтоник и дочь - дальтоник, но с хорошим слухом.
Определите вероятность рождения в этой семье дочери обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм- Х-сцепленный признак, а глухота – аутосомный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".
Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров....
Теста по биологии.Наследственность и изменчивость.
Основы учения о наследственности и изменчивостиВариант IЗадание 1.1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:а) генетика ...
Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ
Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...
Презентация урока "Пищевые инфекционные заболевания"
Дисциплина "Основы микробиологии, гигиены и санитарии нв пищевом производстве" Урок "Пищевые инфекционные заболевания"...
Презентация урока на тему: "Производственный травматизм и профессиональные заболевания"
Презентация по дисциплине "Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда" на тему: "Производственный травматизм и профессиональные заболевания". Целью которой является ...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...