Актуализация профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины "Физика"
методическая разработка на тему

Кузнецова Алина Валентиновна

В материале представлен опыт преподвания учебной дисциплины "Физика" с учётом профиля профессии, изучаемой обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

«Актуализация профессионально ориентированной информации

при изучении дисциплины «Физика»

Подготовила:

Кузнецова Алина Валентиновна,

преподаватель 1 к.к.

2014 г.


Содержание.

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Актуализация профессионально ориентированной информации…….……….4

1. Выбор профессионально ориентированной информации…..……….....4

2. Выделение тем в рабочей программе для актуализации……………….5

3. Включение профессионально ориентированной информации в содержание рабочей программы…………………….…………………………...6

Заключение……………………………………………………………………….13

Литература……………………………………………………………………….14


Введение.

Согласно «Рекомендациям   по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

ФГОС среднего (полного) общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Предметные результаты включают освоенные обучающимися умения, специфические для данной предметной области. Для выполнения предъявленных преподавателю требований необходимо в рамках изучаемой дисциплины предоставить профессионально ориентированную информацию.

Целью данной работы является представление опыта по актуализации профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины «Физика».

Задачи:

  • изучение стандартов начального профессионального образования для выбора вопросов, актуальных при изучение дисциплины «Физика»;
  • выделение в рабочей программе преподавателя тем, содержание которых позволяет актуализировать профессионально ориентированную информацию;
  • распределение профессионально ориентированной информации по темам рабочей программы.

Актуализация профессионально ориентированной информации.

1. Выбор профессионально ориентированной информации.

При изучении ФГОС НПО из разделов IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» и V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» можно выделить пункты для актуализации на уроках физики (см. табл. 1).

Таблица 1 «Актуальная  информация для профессии Сварщик».

Требования из ФГОС НПО

Профессионально ориентированная  информация

ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

Хранение и транспортировка газов в баллонах

  1. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

Металлические сплавы

  1. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление.

Плавление металлов,

механические свойства сварных конструкций

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы

Также актуальной можно считать информацию о перспективах профессионального роста обучающихся. Например, лазерная сварка не включена в ФГОС НПО, но применяется на предприятиях нашего города.


2. Выделение тем в рабочей программе для актуализации.

Профессионально ориентированная информация включается в содержание рабочей программы преподавателя в соответствии с изучаемой темой. В этом случае актуализации является естественным продолжением  при изучении данного материала (см. табл. 2).

Таблица 2 « Актуализация для профессии Сварщик».

Название темы

Содержание темы

Профессионально ориентированная информация

Уравнение состояния идеального газа

Вывод уравнения состояния, анализ зависимости параметров газа (давления, объёма, температуры)

Хранение и транспортировка газов в баллонах

Строение твёрдых тел

Зависимость свойств твёрдых тел от внутреннего строения

Металлические сплавы

Механические свойства твёрдых тел

Виды деформаций, механическое напряжение, упругость, прочность

Механические свойства сварных конструкций

Количество теплоты

Расчёт количества теплоты для различных тепловых процессов

Плавление металлов

Тепловое действие электрического тока

Работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца, электронагревательные приборы

Тепловое действие электрического тока при сварке

Электродвижущая сила

Сторонние силы, ЭДС источника тока, закон Ома для полной цепи

Режим короткого замыкания при сварке

Электрический ток в вакууме

Термоэлектронная эмиссия, вакуумный диод, электроннолучевая трубка, применение электронных пучков

Вакуумная сварка

Электрический ток в газах

Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их использование

Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы

Трансформатор

Устройство, принцип действия и применение трансформаторов

Сварочные трансформаторы

Лазер

Устройство, принцип действия и применение лазеров

Лазерная сварка металлов

3. Включение профессионально ориентированной информации в содержание рабочей программы.

Профессионально ориентированная информация распределяется по темам рабочей программы в зависимости от профессии, которой обучаются студенты (см. табл. 3).


Таблица 3 «Актуализация профессионально ориентированной информации».

Наименование разделов и тем

Профессии

Сварщик (электро-сварочные и газосварочные работы)

Мастер общестро-ительных работ

Мастер отделочных строительных работ

Автомеханик

Мастер по обработке цифровой информации

Закройщик

Повар, кондитер

«Механика»

Механическое движение

Равномерное движение автомобиля

Прямолинейное равноускоренное движение

Равно-ускоренное движение автомобиля

Движение по окружности

Движение автомобиля на повороте и по выпуклому мосту

Всемирное тяготение

Подъём и спуск грузов

Силы упругости

Подъём и спуск грузов с помощью троса

Буксировка автомобиля с помощью троса

Применение упругих материалов в швейных изделиях

Силы трения

Сцепление автомобиля с дорогой

Механическая работа

Работа, совершаемая двигателем автомобиля

Механическая мощность

Простые механизмы, применяемые в строительстве

Простые механизмы, применяемые в строительстве

Мощность двигателя автомобиля, связь между скоростью автомобиля и силой тяги двигателя

Механические колебания

Устройства для перемешивания строительных смесей

Устройства для перемешивания строительных смесей

Движение поршня в цилиндре двигателя и других механизмов автомобиля

Устройства для перемешивания и взбивания продуктов

Звук

Зависимость акустики помещения от отделочных  материалов

«Молекулярная физика. Термодинамика»

Уравнение состояния идеального газа

Хранение и транспортировка газов в баллонах

Хранение и транспортировка газов в баллонах

Использование автомобилей с газовыми баллонами

Влажность воздуха

Влияние влажности воздуха на хранение продуктов

Строение жидкостей

Строительные эмульсии

Строительные эмульсии

Применение жидких кристаллов

Влияние поверхностного натяжения на технологию изготовления блюд, обработку посуды и оборудования

Строение твёрдых тел

Металлические сплавы

Металлические сплавы

Строение полупровод-никовых кристаллов

Кристаллические и аморфные тела, применяемые в пищу

Механические свойства твёрдых тел

Механические свойства сварных конструкций

Механические свойства строительных материалов

Неупругие деформации при изготовлении лепных украшений

Механические свойства стали

Определение предела прочности швейных нитей и материалов

Неупругие деформации при изготовлении кондитерских изделий

Первый закон термодинамики

Применение первого закона термодинамики к работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Работа газа

Работа газовой смеси в ДВС

Количество теплоты

Плавление металлов

Плавление металлов

Кипение воды при повышенном давлении, обработка продуктов паром

Необратимость тепловых процессов

Применение адиабатного процесса в работе ДВС

Работа холодильных установок, свойства газированных напитков

Тепловые двигатели

Устройство и принцип действия ДВС

«Электродинамика»

Электрический заряд

Способы снятия статического заряда в швейной промышленности

Электро-ёмкость

Применение конденсаторов в автомобилях

Конденсаторы в электронных приборах

Тепловое действие электрического тока

Тепловое действие электрического тока при сварке

Тепловое действие электрического тока при сварке

Электрические плиты

Электро-движущая сила

Режим короткого замыкания при сварке

Режим короткого замыкания при сварке

Работа и зарядка автомобильных аккумуляторов

Аккуму-ляторы  в электронных приборах

Полупроводники

Значение полупровод-никовых материалов для современной электронной техники

Электрический ток в вакууме

Вакуумная сварка

Электрический ток в газах

Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы

Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы

Галогеновые, ксеноновые  фары

Электро-двигатель

Электро-двигатель подъёмных устройств

Стартер-генератор автомобиля

Вентилятор системного блока

Электро-двигатель швейной машины

Устройства с электро-двигателями на кухне

Трансформатор

Сварочные трансформаторы

Сварочные трансформаторы

Транс-форматоры в зарядных устройствах электронных приборов

Изобретение радио

Изобретение радио – рождение науки электроники

Законы распространения света

Применение оптического волокна для передачи информации

Дисперсия света

Смешивание красок

Сочетания цветов

Дифракция света

Компакт-диск – отражательная дифракционная решётка

Поляризация света

«Антифары» - очки для водителей

«Строение атома и квантовая физика»

Фотоэффект

Применение фотодиодов в электронных устройствах

Лазер

Лазерная сварка металлов

Применение лазеров для записи и считывания информации


Заключение.

Актуализация профессионально ориентированной информации позволяет мотивировать обучающихся на изучение дисциплины «Физика», способствует осознанию обучающимися важности и необходимости выбранной ими профессии.

Актуализация позволяет органично включать профессионально ориентированную информацию в содержание общеобразовательных дисциплин

Таким образом, актуализация профессионально ориентированной информации повышает эффективность образовательного процесса.


Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 ноября 2009 г. № 588.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2010 г. №  516.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.05.2010 г. № 555.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.04.2010 г. № 447
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02  Мастер по обработке цифровой информации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16.04.2010 г. № 365.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16.04.2010 г. № 373.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
  9. Примерная программа учебной дисциплины Физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор Пентин А. Ю., ФГУ «ФИРО» Минобразнауки, 2008)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

Способы актуализации профессиональных компетенций в рамках практического занятия.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения диктует модульно – компетентностные принципы подготовки специалистов. Современный рынок труда требует специалистов, ...

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.

Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со  II  курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...

статья "Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"

Целью работы является раскрытие задач по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и...

Практико-ориентированный подход к изучению физики

Статья на тему "Практико-ориентированный подход к изучению физики"...

Практико-ориентированный подход в изучении биологии

dquo;Человек в мире появляется как тело, а оно живет по законам биологии, физиологии и влечения. Его влечет к тому, в чем у него дефицит. Оно желает...