Актуализация профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины "Физика"
методическая разработка на тему
В материале представлен опыт преподвания учебной дисциплины "Физика" с учётом профиля профессии, изучаемой обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualizatsiya_professionalno_orientirovannoy_informatsii.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
«Актуализация профессионально ориентированной информации
при изучении дисциплины «Физика»
Подготовила:
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель 1 к.к.
2014 г.
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
Актуализация профессионально ориентированной информации…….……….4
1. Выбор профессионально ориентированной информации…..……….....4
2. Выделение тем в рабочей программе для актуализации……………….5
3. Включение профессионально ориентированной информации в содержание рабочей программы…………………….…………………………...6
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………….14
Введение.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
ФГОС среднего (полного) общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Предметные результаты включают освоенные обучающимися умения, специфические для данной предметной области. Для выполнения предъявленных преподавателю требований необходимо в рамках изучаемой дисциплины предоставить профессионально ориентированную информацию.
Целью данной работы является представление опыта по актуализации профессионально ориентированной информации при изучении дисциплины «Физика».
Задачи:
- изучение стандартов начального профессионального образования для выбора вопросов, актуальных при изучение дисциплины «Физика»;
- выделение в рабочей программе преподавателя тем, содержание которых позволяет актуализировать профессионально ориентированную информацию;
- распределение профессионально ориентированной информации по темам рабочей программы.
Актуализация профессионально ориентированной информации.
1. Выбор профессионально ориентированной информации.
При изучении ФГОС НПО из разделов IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» и V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» можно выделить пункты для актуализации на уроках физики (см. табл. 1).
Таблица 1 «Актуальная информация для профессии Сварщик».
Требования из ФГОС НПО | Профессионально ориентированная информация |
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки. | Хранение и транспортировка газов в баллонах |
| Металлические сплавы |
| Плавление металлов, механические свойства сварных конструкций |
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов. | Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы |
Также актуальной можно считать информацию о перспективах профессионального роста обучающихся. Например, лазерная сварка не включена в ФГОС НПО, но применяется на предприятиях нашего города.
2. Выделение тем в рабочей программе для актуализации.
Профессионально ориентированная информация включается в содержание рабочей программы преподавателя в соответствии с изучаемой темой. В этом случае актуализации является естественным продолжением при изучении данного материала (см. табл. 2).
Таблица 2 « Актуализация для профессии Сварщик».
Название темы | Содержание темы | Профессионально ориентированная информация |
Уравнение состояния идеального газа | Вывод уравнения состояния, анализ зависимости параметров газа (давления, объёма, температуры) | Хранение и транспортировка газов в баллонах |
Строение твёрдых тел | Зависимость свойств твёрдых тел от внутреннего строения | Металлические сплавы |
Механические свойства твёрдых тел | Виды деформаций, механическое напряжение, упругость, прочность | Механические свойства сварных конструкций |
Количество теплоты | Расчёт количества теплоты для различных тепловых процессов | Плавление металлов |
Тепловое действие электрического тока | Работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца, электронагревательные приборы | Тепловое действие электрического тока при сварке |
Электродвижущая сила | Сторонние силы, ЭДС источника тока, закон Ома для полной цепи | Режим короткого замыкания при сварке |
Электрический ток в вакууме | Термоэлектронная эмиссия, вакуумный диод, электроннолучевая трубка, применение электронных пучков | Вакуумная сварка |
Электрический ток в газах | Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их использование | Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы |
Трансформатор | Устройство, принцип действия и применение трансформаторов | Сварочные трансформаторы |
Лазер | Устройство, принцип действия и применение лазеров | Лазерная сварка металлов |
3. Включение профессионально ориентированной информации в содержание рабочей программы.
Профессионально ориентированная информация распределяется по темам рабочей программы в зависимости от профессии, которой обучаются студенты (см. табл. 3).
Таблица 3 «Актуализация профессионально ориентированной информации».
Наименование разделов и тем | Профессии | ||||||
Сварщик (электро-сварочные и газосварочные работы) | Мастер общестро-ительных работ | Мастер отделочных строительных работ | Автомеханик | Мастер по обработке цифровой информации | Закройщик | Повар, кондитер | |
«Механика» | |||||||
Механическое движение | Равномерное движение автомобиля | ||||||
Прямолинейное равноускоренное движение | Равно-ускоренное движение автомобиля | ||||||
Движение по окружности | Движение автомобиля на повороте и по выпуклому мосту | ||||||
Всемирное тяготение | Подъём и спуск грузов | ||||||
Силы упругости | Подъём и спуск грузов с помощью троса | Буксировка автомобиля с помощью троса | Применение упругих материалов в швейных изделиях | ||||
Силы трения | Сцепление автомобиля с дорогой | ||||||
Механическая работа | Работа, совершаемая двигателем автомобиля | ||||||
Механическая мощность | Простые механизмы, применяемые в строительстве | Простые механизмы, применяемые в строительстве | Мощность двигателя автомобиля, связь между скоростью автомобиля и силой тяги двигателя | ||||
Механические колебания | Устройства для перемешивания строительных смесей | Устройства для перемешивания строительных смесей | Движение поршня в цилиндре двигателя и других механизмов автомобиля | Устройства для перемешивания и взбивания продуктов | |||
Звук | Зависимость акустики помещения от отделочных материалов | ||||||
«Молекулярная физика. Термодинамика» | |||||||
Уравнение состояния идеального газа | Хранение и транспортировка газов в баллонах | Хранение и транспортировка газов в баллонах | Использование автомобилей с газовыми баллонами | ||||
Влажность воздуха | Влияние влажности воздуха на хранение продуктов | ||||||
Строение жидкостей | Строительные эмульсии | Строительные эмульсии | Применение жидких кристаллов | Влияние поверхностного натяжения на технологию изготовления блюд, обработку посуды и оборудования | |||
Строение твёрдых тел | Металлические сплавы | Металлические сплавы | Строение полупровод-никовых кристаллов | Кристаллические и аморфные тела, применяемые в пищу | |||
Механические свойства твёрдых тел | Механические свойства сварных конструкций | Механические свойства строительных материалов | Неупругие деформации при изготовлении лепных украшений | Механические свойства стали | Определение предела прочности швейных нитей и материалов | Неупругие деформации при изготовлении кондитерских изделий | |
Первый закон термодинамики | Применение первого закона термодинамики к работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) | ||||||
Работа газа | Работа газовой смеси в ДВС | ||||||
Количество теплоты | Плавление металлов | Плавление металлов | Кипение воды при повышенном давлении, обработка продуктов паром | ||||
Необратимость тепловых процессов | Применение адиабатного процесса в работе ДВС | Работа холодильных установок, свойства газированных напитков | |||||
Тепловые двигатели | Устройство и принцип действия ДВС | ||||||
«Электродинамика» | |||||||
Электрический заряд | Способы снятия статического заряда в швейной промышленности | ||||||
Электро-ёмкость | Применение конденсаторов в автомобилях | Конденсаторы в электронных приборах | |||||
Тепловое действие электрического тока | Тепловое действие электрического тока при сварке | Тепловое действие электрического тока при сварке | Электрические плиты | ||||
Электро-движущая сила | Режим короткого замыкания при сварке | Режим короткого замыкания при сварке | Работа и зарядка автомобильных аккумуляторов | Аккуму-ляторы в электронных приборах | |||
Полупроводники | Значение полупровод-никовых материалов для современной электронной техники | ||||||
Электрический ток в вакууме | Вакуумная сварка | ||||||
Электрический ток в газах | Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы | Применение электрической дуги для сварки, применение плазмы | Галогеновые, ксеноновые фары | ||||
Электро-двигатель | Электро-двигатель подъёмных устройств | Стартер-генератор автомобиля | Вентилятор системного блока | Электро-двигатель швейной машины | Устройства с электро-двигателями на кухне | ||
Трансформатор | Сварочные трансформаторы | Сварочные трансформаторы | Транс-форматоры в зарядных устройствах электронных приборов | ||||
Изобретение радио | Изобретение радио – рождение науки электроники | ||||||
Законы распространения света | Применение оптического волокна для передачи информации | ||||||
Дисперсия света | Смешивание красок | Сочетания цветов | |||||
Дифракция света | Компакт-диск – отражательная дифракционная решётка | ||||||
Поляризация света | «Антифары» - очки для водителей | ||||||
«Строение атома и квантовая физика» | |||||||
Фотоэффект | Применение фотодиодов в электронных устройствах | ||||||
Лазер | Лазерная сварка металлов | Применение лазеров для записи и считывания информации |
Заключение.
Актуализация профессионально ориентированной информации позволяет мотивировать обучающихся на изучение дисциплины «Физика», способствует осознанию обучающимися важности и необходимости выбранной ими профессии.
Актуализация позволяет органично включать профессионально ориентированную информацию в содержание общеобразовательных дисциплин
Таким образом, актуализация профессионально ориентированной информации повышает эффективность образовательного процесса.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 ноября 2009 г. № 588.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2010 г. № 516.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.05.2010 г. № 555.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26.04.2010 г. № 447
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16.04.2010 г. № 365.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16.04.2010 г. № 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
- Примерная программа учебной дисциплины Физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор Пентин А. Ю., ФГУ «ФИРО» Минобразнауки, 2008)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.
Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...
Способы актуализации профессиональных компетенций в рамках практического занятия.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения диктует модульно – компетентностные принципы подготовки специалистов. Современный рынок труда требует специалистов, ...
Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.
Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном обучении иностранному языку....
Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.
Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со II курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...
статья "Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"
Целью работы является раскрытие задач по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и...
Практико-ориентированный подход к изучению физики
Статья на тему "Практико-ориентированный подход к изучению физики"...
Практико-ориентированный подход в изучении биологии
dquo;Человек в мире появляется как тело, а оно живет по законам биологии, физиологии и влечения. Его влечет к тому, в чем у него дефицит. Оно желает...