Дистанционный курс учебной дисциплины "Математика"
учебно-методический материал на тему
Курс учебной дисциплины "Математика" (Темы, основные понятия, котрольные работы по всему курсу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 686.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционный курс учебной дисциплины «Математика»
Курс математики 10- 11 классов преподается по утверждённым администрацией ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» учебным программам и планам.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
- Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М., Юрлова Г.П., Математика – Ростов на Дону: Феникс, 2011г.
- Мордкович А.Г., Алгебра и начала анализа 10 класс, Учебник, Ч.1 – М.: Мнемозина, 2012 г.
- Мордкович А.Г., Алгебра и начала анализа 10 класс, Задачник, Ч.2 – М.: Мнемозина, 2010 г.
- Мордкович А.Г., Семёнов П.В., Алгебра и начала анализа 11 класс, Учебник, Ч.1 – М.: Мнемозина, 2010г.
- Мордкович А.Г., Семёнов П.В., Алгебра и начала анализа, 11 класс, Задачник, Ч.2 – М.: Мнемозина, 2012г.
- Роганин А.Н., Лысикова И.В., Математика в схемах и таблицах - М.: Эксмо, 2011 г.
- Колмогоров А.Н., Алгебра и начала анализа, учебник для 10-11 классов, изд.-М.: Просвещение, 2012 г.
- http://www.uchportal.ru/load/25
- http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_matematike_i_algebre/0-7
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять действия с целыми, рациональными и действительными числами;
- решать задачи на использование параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей;
- выполнять действия с векторами;
- решать задачи на построение сечений многогранников;
- решать задачи на нахождение тел вращений;
- решать задачи на вычисление площадей тел вращения;
- выполнять действия с корнями, степенями, логарифмами;
- решать тригонометрические неравенства и уравнения;
- строить график функции по её свойствам;
- решать уравнения и неравенства разных видов;
- применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
- решать задачи по комбинаторике;
- применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности.
- решать дифференциальные уравнения;
- применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
- основы линейной алгебры и аналитической геометрии;
- основные понятия дифференциального и интегрального исчисления;
- основные численные методы решения математических задач;
- решение прикладных задач в области профессиональной деятельности.
Программа курса
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы. |
1 | 2 |
Тема 1. Введение | |
Введение. Повторение школьного курса математики | |
Тема 2. Развитие понятия о числе | |
Целые, рациональные и действительные числа | |
Приближенные вычисления | |
Процент | |
Практические занятия | |
Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями | |
Вычисление приближенного значения числа | |
Решение примеров на вычисление процента | |
Тема 3. Корни, степени и логарифмы | |
Арифметический корень. Корни n - степени из числа и их свойства | |
Степень с рациональным показателем | |
Степень с действительным показателе м | |
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество | |
Десятичный и натуральный логарифмы. Правила действий с логарифмами | |
Переход к новому основанию | |
Преобразование математических выражений | |
Практические занятия | |
Решение примеров с использованием свойств корней | |
Решение примеров с использованием свойств степеней | |
Выполнение действий с логарифмами | |
Преобразование рациональных выражений | |
Преобразование иррациональных выражений | |
Преобразование степенных выражений | |
Преобразование логарифмических выражений | |
Преобразование математических выражений | |
Преобразование математических выражений | |
Тема 4. Прямые и плоскости в пространстве | |
Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей | |
Параллельность двух прямых. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей | |
Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная | |
Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей | |
Геометрическое преобразование пространства. Параллельное проектирование | |
Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур | |
Практические занятия | |
Решение задач на использование параллельности прямых и плоскостей | |
Решение задач на использование перпендикулярности прямых и плоскостей | |
Решение задач на перпендикулярности плоскостей | |
Решение задач на использование параллельного проектирования | |
Решение задач на нахождение площади ортогональной проекции | |
Тема 5. Элементы комбинаторики | |
Основные понятия комбинаторики | |
Подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Перебор вариантов | |
Формула Бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля | |
Практические занятия | |
Решение задач на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний | |
Решение задач на перебор вариантов | |
Решение задач | |
Тема 6. Координаты и векторы | |
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между двумя точками Уравнения сферы, плоскости и прямой | |
Векторы. Координаты вектора. Модуль вектора. Равенство векторов. Действия над векторами | |
Разложение вектора по направлениям. Угол между векторами. Проекция вектора на ось | |
Практические занятия | |
Решение задач на нахождение расстояния между двумя точками | |
Нахождение уравнений сферы, плоскости и прямой. | |
Выполнение действий с векторами | |
Выполнение действий с векторами | |
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач | |
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач | |
Тема 7. Основы тригонометрии | |
Тема 7.1. тригонометрические выражения | Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества |
Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус, косинус и тангенс двойного угла | |
Практические занятия | |
Нахождение тригонометрических функций | |
Преобразование простейших тригонометрических выражений | |
Преобразование тригонометрических выражений | |
Преобразование тригонометрических выражений | |
Тема 7.2. Тригонометрические уравнения и неравенства | Арксинус, арккосинус, арктангенс арккотангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения sin х = a, cos х = а |
Простейшие тригонометрические уравнения tg х = a, ctg х = а. Методика решения тригонометрических уравнений | |
Методика решения тригонометрического неравенства вида sin х > а, cos х > а | |
Методика решения тригонометрического неравенства вида tg х > а, ctg х > а | |
Практические занятия | |
Решение простых тригонометрических уравнений | |
Решения тригонометрических уравнений | |
Решение тригонометрического неравенства вида sin х > а | |
Решение тригонометрического неравенства вида cos х > а | |
Решение тригонометрического неравенства вида tg х > а | |
Решение тригонометрического неравенства вида ctg х > а | |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств | |
Тема 8. Функции, их свойства, графики. | |
Функции. Область определения и множество значений функции. График функции. Свойства функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Арифметические действия над функциями. Сложная функция (композиция) | |
Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей. Обратные функции. График обратной функции | |
Преобразование графиков. Методика решения примеров на преобразование графиков | |
Определение тригонометрических функций, их свойства и графики. Определение степенной функции, ее свойства и графики | |
Определение показательной функции, ее свойства и графики. Определение логарифмической функции, ее свойства и графики | |
Практические занятия | |
Решение примеров на исследование функции по ее графику | |
Решение примеров на исследование функции по ее графику | |
Решение примеров на построение графика функции по ее свойствам | |
Решение примеров на построение графика функции по ее свойствам | |
Решение примеров на преобразование графиков изученных функций | |
Решение примеров на преобразование графиков изученных функций | |
Тема 9. Многогранники. | |
Понятие многогранника. Элементы многогранника. Призма | |
Параллелепипед. Центральная симметрия параллелепипеда | |
Прямоугольный параллелепипед. Симметрия прямоугольного параллелепипеда | |
Пирамида. | |
Правильные многогранники | |
Построение сечений призмы, параллелепипеда, пирамиды | |
Практические занятия | |
Решение задач на нахождение элементов призмы | |
Решение задач на построение сечений призмы | |
Решение задач на нахождение элементов параллелепипеда | |
Решение задач на построение сечений параллелепипеда | |
Решение задач на нахождение элементов пирамиды | |
Решение задач на построение сечений пирамиды | |
Решение задач на вычисления по теме «Многогранники» | |
Решение задач на вычисления по теме «Многогранники» | |
Тема 10. Тела и поверхности вращения | |
Цилиндр. Конус | |
Шар и сфера | |
Практические занятия | |
Решение задач на нахождение элементов цилиндра и конуса | |
Решение задач на нахождение элементов шара | |
Тема 11. Начала математического анализа | |
Тема 12.1. Последовательности | Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей |
Понятие о пределе последовательностей. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и её сумма | |
Практические занятия | |
Вычисление предела последовательности. Суммирование последовательностей | |
Вычисление суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии | |
Тема 12.2. Производная и ее применение | Понятие о производной функции. Производные основных элементарных функций. Производные суммы, разности, произведения, частного |
Уравнение касательной к графику функции. Использование производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах | |
Вторая производная. Геометрический и физический смысл второй производной. Применение второй производной к исследованию функций | |
Практические занятия | |
Решение задач на вычисление производной | |
Решение задач на исследование функций | |
Решение задач на нахождение уравнения касательной к графику функции | |
Тема 12.3. Первообразная и интеграл. | Понятие первообразной. Вычисление первообразной |
Неопределённый интеграл. Определённый интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.Нахождение площади криволинейной трапеции. | |
Практические занятия | |
Решение задач на вычисление первообразной. Решение задач на вычисление неопределенного и определенного интеграла | |
Решение задач на вычисление площади криволинейной трапеции | |
Тема 12. Измерения в геометрии | |
Понятие объёма. Формулы объёмов и площадей поверхности многогранников | |
Формулы объёмов и площадей поверхности тел вращения | |
Равновеликие тела. Подобие тел | |
Практические занятия | |
Решение задач на вычисление многогранников | |
Решение задач на вычисление объемов многогранников | |
Решение задач на вычисление площадей тел вращения | |
Решение задач на вычисление объемов тел вращения | |
Решение задач на вычисление площадей ,объемов многогранников и тел вращения | |
Тема 13. Элементы теории вероятностей и математической статистики | |
События. Вероятность события. Сложение и умножение вероятностей | |
Дискретная случайная величина, закон её распределения. Числовые характеристики дискретных случайных величин | |
Представление данных. Понятие генеральной совокупности и выборки. Выборочные характеристики распределения | |
Практические занятия | |
Решение задач на вычисление вероятности события | |
Решение задач на вычисление числовых характеристик дискретных случайных величин | |
Решение задач на составление выборки по генеральной совокупности. Решение задач на подсчет выборочных характеристик распределения | |
Тема 14. Уравнения и неравенства | |
Методика решения рациональных уравнений и систем. Методика решения рациональных неравенств и систем методом интервалов | |
Методика решения иррациональных уравнений, неравенств и их систем | |
Методика решения показательных уравнений и неравенств | |
Методика решения логарифмических уравнений и неравенств | |
Методика решения уравнений, неравенств, систем с параметрами. Графический способ решения уравнений | |
Практические занятия | |
Решение рациональных уравнений и систем. Решение рациональных неравенств и систем методом интервалов | |
Решение иррациональных уравнений и систем. Решение иррациональных неравенств | |
Решение показательных уравнений и систем. Решение показательных неравенств | |
Решение логарифмических уравнений и систем. Решение логарифмических неравенств | |
Решение логарифмических уравнений и неравенств | |
Решение уравнений, неравенств, систем с параметрами |
С помощью следующих предложенных контрольных работ можно проверить
усвоение содержания всех ведущих тем.
- Развитие понятия о числе:
- Вычислите:
- Решите уравнение:
- Вычислите:
- Найдите число х, если х составляет 3,5 % от 350.
- Упростите выражение:
- Корни, степени и логарифмы:
- Найдите значение числового выражения:
а) б)
- Найдите значение числового выражения:
8:(8∙ 9)
- Найдите х, если:
log 4 х = 2 log 4 10 + log 4 81 ─ log 4 125
- Упростите выражение:
- Упростите выражение:
- Прямые и плоскости в пространстве.
- Дан треугольник АВС. Плоскость параллельная стороне АВ пересекает сторону АС этого треугольника в точке А1, а сторону ВС в точке В1. Найдите длину отрезка А1В1, если , АВ=20 м.
- Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные 20 см и 10 см. Разность проекций этих наклонных равна 5 см. Найдите проекции этих наклонных.
- Найдите расстояние от середины отрезка АВ до плоскости, пересекающей этот отрезок, если расстояние от точки А и точки В до плоскости равны 8 см и 6 см.
- Из вершины равностороннего треугольника АВС восстановлен перпендикуляр АD к плоскости треугольника. Найти расстояние от точки D до стороны ВС, если АD=4 см, ВС=8 см.
4. Элементы комбинаторики:
- Вычислите:
а) 9! б) 11!
- Вычислите:
а) б)
- Вычислите:
а) б)
4. У Коли в тетради нарисован прямоугольник, разделенный на четыре равные части. Он должен закрасить каждую из этих частей в один из четырех цветов: синий, зеленый, красный, желтый. Нельзя окрашивать разные части одинаковым цветом. Сколько вариантов рисунка может получить Коля?
5. Используя треугольник Паскаля, выведите формулу (х + у)7. Изобразите треугольник Паскаля.
5. Координаты и векторы.
- а) Даны точка А(12;9;11) и точка В(3;-7;25). Найдите расстояние между этими точками.
б) Дан один конец отрезка точка А(16;43;-14) и середина отрезка АВ точка
С (-13;24;18). Найдите координаты точки В, которая является другим концом отрезка.
- Существует ли параллельный перенос, при котором точка А(6;-16;8) переходит в точку В(15;- 12;5), а точка С(15;-34;18) переходит в точку D(24;-30;15).
3. Даны 3 точки: т.А (6;-3;5), т.В (4;5;-9), т.С (12;14;16). Найдите точку D (х;у;z), если
4. Даны точки А (5;0;7), В (3;1;8), С (4;7;-2). Найдите .
5. Даны точки А (4;1;3), В (8;1;3), С (1;8;-3). Найдите косинус угла φ между векторами и .
6. Основы тригонометрии.
2. Найдите числовые значения выражений:
а) sin cos tg
3. Упростите выражение:
а) ctg α + tg α;
5. Решите уравнение:
2 cos () =
6. Решите неравенство:
sin ()
7. Решите уравнение:
3 sin2 x – 5 sin x – 2 = 0
7. Функции, их свойства, графики.
- Найдите область определения функции:
а) f(x) = б) f(x) =
2. Докажите, что данная функция является чётной или нечётной:
а) f(x) = x4• cos x б) f(x) = x2 • (3x-x5)
3. Найдите значение функции в точках x = 2 и x = -3:
f(x) = 3x3+2x2+1
4. Исследуйте функцию и постройте график:
y = log4 x – 2
- Многогранники.
- Постройте сечение четырёхугольной призмы, плоскостью, проходящей через 3 точки, принадлежащим трём боковым рёбрам (см. рис).
- Найдите диагонали параллелепипеда, у которого угол основания равен 600, а каждое ребро равно 6 см.
- Основание пирамиды прямоугольник, у которого стороны 8 см и 6 см. Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей, она равна 12 см. Найдите боковое ребро пирамиды.
9. Тела и поверхности вращения.
- Радиус основания конуса равен 4 м, высота – 5 м. Найдите образующую конуса.
- Высота цилиндра 6 см, радиус основания 10 см. Найти площадь сечения, проведённого параллельно оси цилиндра на расстоянии 8см от неё.
- Осевым сечением конуса является прямоугольный треугольник, площадь которого равна 72 см2. Найти радиус основания.
- Радиусы шаров равны 17дм и 10 дм, а расстояние между их центрами 21 дм. Найти длину линии, по которой пересекаются их поверхности.
- Начала математического анализа
- Найдите производную сложной функции:
а) f(x) = (3х4-5х3+18х)7
- Напишите уравнение касательной к графику функции в точке :
f(x) = х3-2х2, =2
- Исследовать функцию и построить график:
f(x) = х2+6х+8
- Вычислите определённы интеграл:
dx
- Вычислите площадь фигуры, ограниченной заданными линиями:
у = х2 - 4х , у = х
- Измерения в геометрии.
- В прямом параллепипеде стороны основания 3 см и 4 см образуют угол в 45º. Диагональ прямоугольника (боковой поверхности) со стороной 4 см равна 5 см. Найти объём параллепипеда.
- Основание прямой призмы- треугольник, у которого стороны равны 6, 7,3 см. Большая высота основания равна боковому ребру. Найти объём призмы.
- По стороне основания равному 2 см и боковому ребру равному 3 см найдите объём правильной треугольной пирамиды.
- Шар имеет массу 20 кг. Найти диаметр шара (плотность материала из которого он сделан равна 10 г/см3).
12.Элементы теории вероятностей и математической статистики
13.Уравнения и неравенства.
1. Решите уравнения:
а) 2x + 2x+3 = 9;
б)
в) ;
2. Решите неравенства:
а) ;
б) ;
в) .
г) 9⋅3x - 1 + 3x < 36;
д)
По окончанию всего курса рекомендую проверить свои знания:
- Вычислите: · · .
- Найдите cos α и tg α, если sinα = , 0 < α < .
- Решите уравнение: = х – 1.
- Решите уравнение: 2sin²х - 5cosх + 1 = 0.
- Решите неравенство: > .
- Решите уравнение:= 3 - .
- Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями: у = 1 – х, у = 3 - 2х, х = 0, х = 1.
- В правильной четырёхугольной пирамиде апофема равна 5 см, площадь боковой поверхности 80см2. Найдите объём пирамиды.
Критерии оценки
Оценка «5» - верно выполненные любые восемь заданий
Оценка «4» - верно выполненные любые шесть-семь заданий
Оценка «3» -верно выполненные любые четыре-пять заданий
Оценка «2» - верно выполненные менее четырех заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю материалы выполненных заданий в рамках прохождения дистанционных курсов в Институте образования человека "Эйдос"
Мои выполненные задания. Возможно мой опыт прохождения курсов, поможет коллегам....

Дистанционный курс учебной дисциплины "Информатика и ИКТ"
Представлен Дистанционный курс учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" с разработанными практическими работами и тестами...
Дистанционный курс по стилистике русского языка
Курс содержит основные понятия стилистики, упражнения на закрепление полученных знаний...
Дистанционный курс по дисциплине "Основы философии"
Дистанционный курс по дисциплине "Основы философии"...

Материал дистанционного курса "Теоретические основы начального курса математики с метоикой преподавания"
Представлен материал дистанционного курса...

Разработка учебного материала дистанционного курса.
Этап разработки учебного материала не случайно стоит после определения содержания и форм контроля знаний. Разработчику курса необходимо сначала представить себе содержание и формы контроля по модулям ...