Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы»
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы»
Преподаватель: Ильин Пётр Викторович, КГБ ПОУ 7, г. Хабаровск
Дисциплина «Химия». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: развитие умения решать задачи на вычисление массовой доли металлов в сплавах.
Задачи:
1. Организовать работу по повторению основных понятий «металл» и «сплав», а также классификацию металлов, их физические и химические свойства.
2. Познакомиться с алгоритмом расчета массовой доли металла в сплаве.
3. Рассмотреть применение металлов и их сплавов в электротехнике.
Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбуки, документ-камера, видеокамера, раздаточный материал для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по теме Металлы | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 7
Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы»
Преподаватель: Ильин Пётр Викторович.
Дисциплина «Химия». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: развитие умения решать задачи на вычисление массовой доли металлов в сплавах.
Задачи:
- Организовать работу по повторению основных понятий «металл» и «сплав», а также классификацию металлов, их физические и химические свойства.
- Познакомиться с алгоритмом расчета массовой доли металла в сплаве.
- Рассмотреть применение металлов и их сплавов в электротехнике.
Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбуки, документ-камера, видеокамера, раздаточный материал для обучающихся.
Ход урока:
- Вопрос преподавателя: Какую взаимосвязь можно установить между телом человека и электротехникой (Вашей будущей профессиональной сферой деятельности)? Что такое металл? Что такое сплав?
- Актуализация деятельности обучающихся: Как Вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Давайте вместе сформулируем цель нашего урока (1 минута).
- Организация работы обучающихся по повторению учебного материала:
Группа разделяется на мини-группы по 4-5 человек, каждой из которых дается раздаточный материал (Приложение 1), выбрав из которого мини-группа за 5 минут составляет схему по следующим заданиям:
1 мини-группа – классификация металлов.
2 мини-группа – физические свойства металлов.
3 мини-группа – химические свойства металлов.
После выполнения задания представитель из мини-группы представляет его выполнение и отвечает на вопросы группы. Презентация выполненного задания проводится с помощью документ-камеры, которая проецирует схему на интерактивную доску.
- Знакомство с алгоритмом расчета массовой доли металла в сплаве:
Массовая доля металла в сплаве – это величина, показывающая относительное содержание металла в сплаве и выражающаяся в процентах. Например, в сплаве бронзы марки Бр.О-10 содержится 90% меди и 10% олова, это и есть величина массовой доли металла в сплаве. Рассчитывается она с помощью формулы:
ω металла = х 100%, где ω – массовая доля металла в сплаве (обозначается в %), m – масса
Следствие из формулы: m металла =
Алгоритм расчета: масса сплава составляет 200 г., масса металла в сплаве равна 40 г. Найдем массовую долю металла в сплаве.
Расчет: ω = х 100%, ω = х 100% = 20 %. Массовая доля металла в сплаве равна 20%, или ω металла = 20%.
- Решение расчетных задач на нахождение массовой доли металла в сплаве:
К доске вызываются первая пара обучающихся (решение задачи в форме «тьютер-ученик»), которые будут решать следующую задачу:
Задача 1. Металл имеет заряд ядра +13. Определить металл и его относительную атомную массу, а также его массовую долю в сплаве, если известно, что масса сплава 120 г., масса металла в сплаве 119,88 г. Определить марку сплава.
Дано: заряд ядра = +13 m (сплава) = 120 г. m (металл) = 119,88 г. | Решение: Заряд ядра соответствует порядковому номеру химического элемента. Порядковый номер 13 (n = 13) соответствует металлу алюминий. Его относительная атомная масса (Ar) = 26,98. Определим массовую долю алюминия в сплаве по формуле: ω = х 100 % = х 100 % = 99,9 %. По ГОСТ 3549-55 алюминий с массовой долью 99,9 % входит в состав электротехнического сплава марки АВ0000. Это самый чистый сплав алюминия (поэтому в обозначении ее марки используются 0000). Ее используют для изготовления проводов, кабелей, электродов в электрических конденсаторах. Ответ: металл – алюминий, Ar = 26,98, ω (металла в сплаве) = 99,9%, марка сплава – АВ0000 |
Найти: 1.Название металла. 2.Ar (металл) - ? 3.ω (металла в сплаве) - ? 4. Определить марку сплава. | |
К доске вызываются первая пара обучающихся (решение задачи в форме «тьютер-ученик»), которые будут решать задачу 2:
Задача 2. В составе 250 г. электротехнической бронзы марки Бр.О-10 определить массу металлов, образующих сплав, а также их порядковый номер в периодической системе химических элементов, заряд ядра и количество электронов, относительную атомную массу.
Дано: сплав бронзы Бр.О-10 m (сплава) = 250 г. | Решение: Бронзы – это сплавы меди с оловом, алюминием, цинком и другими металлами, которые применяются в электротехнике. Из бронз изготавливают провода с повышенной механической прочностью, щеткодержатели, пружины и контактные детали для электрических аппаратов и приборов. По условиям задачи нам предложена марка электротехнической бронзы Бр.О-10. В ее состав входит 10% олова и 90% меди. Рассчитаем массы чистых металлов, входящих в состав данного сплава: m (Сu) = х 250 г.= 225 г. Порядковый номер элемента Cu – 29, поэтому заряд ядра +29, количество электронов 39℮. Относительная атомная масса (Ar) = 63,5. m (Sn) = масса сплава – масса (Cu) = 250 г. – 225 г. = 25 г. Порядковый номер элемента Sn – 50, поэтому заряд ядра +50, количество электронов 50℮. Относительная атомная масса (Ar) = 118,7. Ответ: m (Cu) = 225 г.; m (Sn) = 25 г. | ||
Найти: m1 (металл) - ? m2 (металл) - ? | |||
Марка бронзы | Состав легирующих элементов, % | ||
олово | алюминий | ||
Бр.О-10 | 10 | - | |
Бр.А7 | - | 7 | |
Бр.Б2 | - | 0,2 |
- Индивидуальные интерактивные задания для текущего контроля знаний и умений: с помощью теста № 5 «Металлы и сплавы» ответить на вопросы. В конце теста будет выставлена оценка за его выполнение. Для выполнения теста приглашаются по 2 обучающихся за один ноутбук (на уроке – 2 ноутбука).
- Остальные обучающиеся в форме соревновательного процесса выполняют следующие задания (задания выводятся на интерактивную доску). Тот обучающийся, который первый правильно выполняет задание, получает оценку «отлично». Время выполнения – 5 минут на каждое задание.
Индивидуальное задание 1. Металл имеет следующее электронное строение 2e, 8е, 18е, 18е, 4е. Определить металл, его порядковый номер, относительную атомную массу и применение его в электротехнике.
Дано: Электронное строение: 2e, 8е, 18е, 18е, 4е | Решение: Согласно электронному строению металл имеет 50 электронов, которые вращаются вокруг положительно заряженного ядра, имеющего заряд +50. Это означает, что металл имеет порядковый номер в периодической системе n = 50. Это металл – олово. Его относительная атомная масса (Ar) = 118,7. Применяют олово в электротехнике в основном в сплаве с медью, который называется бронзой. Из бронз изготавливают токопроводящие части электрических проводов, щеткодержатели, пружины и контактные детали. Ответ: название металла – олово, порядковый номер (n) = 50, Ar = 118,7. |
Найти: 1.Название металла. 2.Порядковый номер металла (n) - ? 3.Ar (металл) - ? | |
Индивидуальное задание 2. Металл имеет следующее электронное строение 2e, 8е, 14е, 2е. Определить металл, его порядковый номер, относительную атомную массу и применение его в электротехнике.
Дано: Электронное строение: 2e, 8е, 14е, 2е | Решение: Согласно электронному строению металл имеет 26 электронов, которые вращаются вокруг положительно заряженного ядра, имеющего заряд +26. Это означает, что металл имеет порядковый номер в периодической системе n = 26. Это металл – железо. Его относительная атомная масса (Ar) = 55,8. Применяют железо в электротехнике в основном в сплаве с углеродом и легирующими элементами (марганец, хром), который называется сталью. Сталь используют в изготовлении статоров и роторов электрических машин, трансформаторов тока, сердечников. Ответ: название металла – железо, порядковый номер (n) = 26, Ar = 55,8. |
Найти: 1.Название металла. 2.Порядковый номер металла (n) - ? 3.Ar (металл) - ? | |
- Сообщение обучающегося на уроке:
- Применение меди и алюминия в электротехнике:
Одним из важнейших сырьевых ресурсов в электротехнике и электроэнергетике является медная проволока, обладающая рядом отличительных свойств. Она выпускается в непрерывном производстве на прокатных станках ведущих предприятий цветной металлургии. Обычно для производственных нужд используются сплавы м1 и м2, которые содержат в небольших количествах легирующие элементы, усиливающие те или иные характеристики металла. В качестве добавок в медных сплавах, применяемых для изготовления проволоки, используют никель, олово, серебро.
Медная проволока подразделяется на мягкую (ПММ) и твердую (ПМТ), в нашей стране ее производят в соответствии с ГОСТами. Электротехническая проволока, используемая в настоящее время различными потребителями, отвечает требованиям ТУ16-705.492-2005. Этот вид цветного проката отличается низким электрическим сопротивлением и высокими пластическими свойствами. Проволоке из меди свойственна гибкость, кроме того, она обладает высокими антикоррозийными качествами. Неудивительно, что этот материал, как и медный пруток, стал одним из основных полуфабрикатов в электротехнике и в энергетической отрасли.
Проволоки из меди и алюминия являются основным ресурсом для производства электропроводов и электрокабелей. По сравнению с алюминием, медь – металл более прочный, он обладает лучшей проводимостью электрического тока. Поскольку у медной проволоки лучше токопроводные характеристики, то это придает эффективность ее использованию. При одной и той же мощности, передаваемой по алюминиевым и медным проводам, можно применять проволоку из меди меньшего сечения. Алюминиевые провода дешевле, но они и менее надежны в эксплуатации. Срок эксплуатации алюминиевых проводов составляет около 20 лет, а медные провода служат гораздо дольше.
Из медной проволоки, помимо кабелей и проводов, производят обмотку, выводы искрового зажигания, плавкие предохранительные устройства и др. Без применения этого вида проката невозможно производство электрических катушек и самых различных трансформаторов. Широкое применение в отечественной энергетике нашла и медная полоса, которая производится меднопрокатными заводами России и других стран. Продолжая разговор о медной проволоке, следует отметить, что ее стоимость зависит от вида изделия и диаметра; влияет на уровень цен и состав сплавов.
Проволока может производиться из бескислородной меди, в этом случае мягкая проволока имеет маркировку ММБ, а твердая обозначается как МТБ. Диаметр производимой продукции может быть от 0,02 мм до 16 мм. Каждая разновидность проволоки имеет определенный набор физико-механических характеристик. Исходя из этого, выбираются подходящие изделия, отличающиеся свойствами, которые необходимы для тех или иных целей в электротехнике. Высоким потребительским спросом пользуется в наши дни медно-никелевая проволока, которая обладает устойчивостью к сверхвысоким температурам (до 750 градусов).
- Завершение урока. Рефлексия. Обратная связь:
Вопросы обучающимся: 1. Как вы думаете, чем полезен был сегодняшний урок? 2. Что у вас получилось? Что не получилось? Каковы ваши дальнейшие действия?
10. Домашнее задание: на сайте химии, биологии КГБ ПОУ 7 http://xum.ucoz.ru в разделе «Химия» решить расчетные задачи №№ 4, 5.
Приложение 1
Мини-группа 1
Классификация металлов
- По плотности:
Легкие металлы (плотность ˂ 5 г/см³),
Тугоплавкие металлы (плотность ˃ 5 г/см³)
- По низкой химической активности:
Благородные металлы
Серебро, золото, платина
- По химическим свойствам:
Щелочные металлы (металлы главной подгруппы I группы – литий, калий, натрий)
Щелочно-земельные металлы (металлы главной подгруппы II группы)
Редкоземельные металлы (скандий, иттрий, лантан)
Мини-группа 2
Физические свойства металлов
- Электропроводность (проведение электрического тока в металле)
- Электрическое сопротивление (сопротивление движению электронов в теле металла, зависит от кристаллической решетки металла, его температуры)
- Высокая прочность металлов
- Высокая твердость металлов
- Высокая теплопроводность металлов (металлы хорошо проводят тепло)
- Упругая деформация металлов (деформация полностью исчезает после снятия внешней нагрузки)
Мини-группа 3
Химические свойства металлов
Взаимодействие металлов с неметаллами
Пример:
Взаимодействие металлов с водой
Пример:
Взаимодействие металлов с кислотами
Пример:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...
Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения по профессиональному модулю ПМ....
Методическая разработка открытого урока на тему: "Дифференциальные и интегральные исчисления"
Цели урока, этапы урока....
Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"
Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...
Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"
Цели урока:обучающая:§ контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧 знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс инженерных сооружений на а...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».
· Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;· Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...
Методическая разработка открытого урока по теме "Приготовление каш"
Открытый урок по теме "Приготовление каш"....