Визуализация учебно-позновательного процесса
статья на тему

Хомякова Екатерина Андреевна

Доклад к очному выступлению на научно-методическую конференцию "Совершенствование качества образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizualizatsiya_uchebno-poznavatelnogo_protsessa.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Хомякова

ОГОБУСПО «Государственный

медицинский колледж г. Братска»

Братск

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В образовании необходимо совершенствование инструментальных средств, ориентированных на ускоренное освоение материала и приобретение устойчивых навыков обучаемых.

Сюда можно отнести перспективные программные оболочки по разработке компьютерных учебников и методических материалов, программные и аппаратные средства создания компьютерных обучающих систем, средства технологии разработки мультимедиа продуктов, и т.д.

Информатизация образования способствует развитию сложившейся методологии за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно, возможность наглядного, динамичного представления информации с использованием изображений и звука, применения удаленного доступа к информационным ресурсам.

Обеспечивает свободу выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого в сочетании с возможностью их коллективной деятельности на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем.

Технологии мультимедиа сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении.

Преимущества же компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки и достаточно очевидны - наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации и ее поиска, и другие возможности.

В настоящее время создано уже достаточно много обучающих мультимедийных программ, но их использование на занятиях в большинстве случаев проблематично: жесткая, запрограммированная логика строения урока предоставляет преподавателю достаточно скудные возможности по выстраиванию собственного плана занятия.

Порой бывает сложнее адаптировать занятие  под уже сконструированную компьютерную модель, чем создать свою собственную, к тому же эти обучающие программы из-за своей сложности для студентов не очень подходят.

Один из способов решения данной проблемы - дать возможность преподавателям, в том числе предметникам, самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК.

Для этого предназначены специальные программы (программные пакеты), называемые инструментальными средами или «мультимедиа-конструкторами». На сегодняшний день наиболее доступным для учителя является редактор презентаций  PowerPoint, входящий в комплект  пакета Microsoft Office.

Но зачастую, стремясь использовать всю мощь MSPower Point, забывают, что существуют вредные слайды, перегруженные анимацией, цветом.

Правила шрифтового оформления:

  1. Размер шрифта: 24–54 пункта – для заголовка, 18–36 пунктов – для обычного текста; цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
  2. Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт - рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Правила выбора цветовой гаммы.

  1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
  2. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
  3. Белый текст на черном фоне читается плохо.

Правила общей композиции.

  1. На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
  2. Дизайн должен быть простым, а текст — емким.

Графическая информация

  1. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнять текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  2. Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки;
  3. Цвет графических изображений не должен быть резко контрастным с общим стилевым оформлением слайда;
  4. Иллюстрации должны сопровождаться пояснительным текстом;
  5. Если используется фон, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей, и лишь в тех случаях, когда использование анимации оправдано. Разумеется, эта анимация проигрывается единожды и ровно в тот момент, когда это нужно, иначе она лишь попусту отвлекает внимание.

Звук

  1. Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
  2. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
  3. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Единое стилевое оформление

  1. Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  2. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  3. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

  1. Информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
  2. Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
  3. Необходимо присутствие разнотипной информации - текст, диаграммы, таблицы, рисунки, которые дополняют друг друга;
  4. Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделять;
  5. Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
  6. Логика представленной информации на слайдах должна соответствовать логике ее изложения.

Инфографика

Под инфографикой подразумевают визуальное (зрительное) представление некоторой информации, данных знаний.

Спектр ее применения огромен: география, журналистика, статистика, технические тексты и, конечно же, образование.

Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт.

Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, показать как что выглядит, организовать большие объёмы информации. На данный момент можно сказать следующее:

  1. инфографика содержит сочетающиеся по определенным правилам визуальные (рисунки, стрелки, фигуры, графики, диаграммы) и вербальные (заголовки, надписи, подписи, текстовые блоки) объекты;
  2. содержание инфографики подчинено одной четко свормулированной задаче – представления (рассказу, объяснению) того или иного явления;
  3. ее форма должна привлекать к себе внимание.

Инфографика имеет свойтсво самодостаточности, однако ее создателю нужно позаботиться о том, чтобы человек смог ее «прочитать» и понять, не пользуясь дополнительными материалами.

Качественная, грамотно сделанная инфографика содержит некий визуальный ход, образ, позволяющий быстро и наглядно представить себе большой объем информации.

Успех инфографики можно объяснить вполне очевидными вещами:

  • визуально оформленное сообщение привлекает к себе внимание и воспринимается быстрее, чем текст,
  • инфографика более подробна, чем простая иллюстрация или схема (инфографика может заменить до 5 страниц текста),
  • визуализация данных вызывает эмоции, что делает ее еще более привлекательной.

Иными словами, инфографика останавливает на себе взгляд, фокусирует внимание, заставляет в нее всмотреться, получить информацию и испытать эмоцию – и всё это в одном рисунке!

Инфографика поможет систематизировать полученные знания, увидеть связи между понятиями, обобщить пройденный материал или построить алгоритм действия для решения конкретной задачи.

Инфографика может быть верной опорой, когда нужно выстроить учебную программу или план занятия.

Студенты могут таким интересным способом подвести итог пройденной темы, творчески представить результаты своих собственных исследований по предмету или сопоставить свои знания по нескольким предметам курса.

Здесь пригодятся навыки анализа входных данных, и систематизация знаний из нескольких областей, и способность визуально свести все это в одну логическую картинку.

Работая в медицинском колледже, позволю себе остановиться на инфографике, в медицине. Посредством графиков и схем можно донести просто каков патогенез сибирской язвы, из каких стран к нам приходят те или иные инфекции, что такое совместимость по группам крови и какие предпочтения в покупке лекарств у представителей разных стран мира.

К сожалению, отечественная инфографика пока безнадежно уступает западной как с информативной, так и с эстетической стороны.

На самом же деле, инфографика может стать инструментом для более глубокого понимания информации, делая рассказ более точным, достоверным. Недопустимо ее применение для упрощения и поверхностной передачи информации. Важно отметить, что на самом деле привлекательный вид инфографики — это лишь побочный продукт правильно упорядоченной информации.

Итак, ясно, что визуализация информации — понятие отнюдь не новое и передовое, как принято считать. Зачастую необдуманное, немотивированное и чрезмерное использование инфографики будет означать шаг назад, к упрощенному, плоскому восприятию информации, когда человек отдаст предпочтение визуальному, а не буквенному выражению. В идеале, на занятиях текст и инфографика должны работать вместе, но предпочтение нужно отдавать, все-таки, слову преподавателя, подкрепляя его при необходимости качественными графическими элементами.

__________________


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолова О. Б., Усенков Д. Ю. Искусство презентации: практикум. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Вильямс Р. Дизайн для недизайнеров. М.: Символ, 2008.
  3. Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть. М.: Альпина паблишерз, 2010.
  4. Островский С. Л. Усенков Д. Ю. Как сделать презентацию к уроку? Первое сентября, 2011.
  5. Тохтуева Н.А., О.Н. Фролова, А.П. Шестаков. Системы создания презентаций. //Информатика, 2004, № 40(473), с. 16-17.
  6. Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». Издательский дом «Первое сентября», №9, сентябрь, 2013.
  7. Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». Издательский дом «Первое сентября», №11, ноябрь, 2013.
  8. Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». Издательский дом «Первое сентября», №1, январь, 2014.
  9. http://infographicsmag.ru/
  10. http://infograff.ru
  11. http://www.adme.ru/infografika/zanimatelnaya-infografika-433705/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока лекции-визуализации по дисциплине "ИТПД"

Содержит пояснительную записку и презентацию к уроку. К сожалению фильм закачать не удалось из-за ограничения объёма. На уроке демонстрировался фильм "Автоматизация склада на базе ERP Microsoft Dynami...

Визуализация информации в сестринском деле

В представленной презентации на примере измерения артериального давления рассмотрены вопросы визуализации информации в сестринском деле,также показана краткая история история измерения артериального д...

Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ....

Конспект к мастер классу "Визуализация"

визуализация учебной информации...

Использование методов визуализации преподавания дисциплин в формате дистанционного обучения

Методы визуализации, которые можно использовать при преподавании дисциплин в формате дистанционного обучения...