Происхождение человека
план-конспект занятия на тему
Представленная работа содержит конспект занятия и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proishozhdenie_cheloveka.docx | 149.46 КБ |
proishozhdenie_cheloveka.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Происхождение человека
Цель:
Создать условия для формирования представлений о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида – человек разумный.
Задачи:
Образовательные:
1. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни;
2.Знать усложнения в строении и поведении предков человека в процессе исторического развития;
3. Знать основные этапы в развитии человека.
Развивающие:
1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;
2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;
3. Уметь составлять ленту времени.
Воспитательные:
1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;
2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.
Методы изучения:
-словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы)
-наглядно-образный (таблицы, иллюстрации, отрывки из поэзии, ТСО)
-частично-поисковый (выполнение самостоятельного исследования)
Оборудование: коллекция «Происхождение человека».
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат:
Уметь объяснять происхождение человека и охарактеризовать этапы антропогенеза. Осознавать роль труда в формировании человека и биосоциальную природу человека.
Проверка результативности урока:
Оценки учащимся за индивидуальную работу и групповую по составлению обучающих презентаций к уроку, выборочная проверка по новой теме.
План урока:
1.Доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян
2.Этапы эволюции человека
3.Роль труда в происхождении человека
4. Расы человека
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Когда и как появилась наша планета?
Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (современная гипотеза)
Учитель: Когда на Земле появилась жизнь?
Ученик: Учёные считают, что развитие жизни на Земле началось 3,5 млрд. лет назад. А когда и как на Земле появился человек? Вы знаете?
Ученики: …..
Учитель: Хотите узнать?
Ученики: Да!
Учитель: этим мы займемся сегодня на занятии. Тема нашего урока « Происхождение человека» (сформулировать вместе). И цель занятия я прошу вас записать самостоятельно.
Но прежде чем начать изучение темы я попрошу вас заполнить первую колонку таблицы
Я хочу узнать | Я узнал |
… | … |
(каждому студенту раздать распечатанные таблицы 20 шт)
Учитель: Спасибо. Итак, о чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: Сегодня мы будем говорить, как и когда появился человек.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Существует несколько гипотез появления человека на Земле. Кто-нибудь знает, что такое гипотеза, и какие существуют гипотезы по поводу появления человека на Земле?
Ученики: Обсуждение…..
Учитель: Рассмотрим две гипотезы появления человека на Земле
А) Библейская
Согласно этой гипотезе – творцом человека был Бог. Отрывок из детской Библии: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Существуют легенды:
а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;
б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигуру человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.
Б) Научная
Человек происходит от животных предков – обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (портрет). В своем труде «Происхождение человека », он на основе фактов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается многочисленными находками костных остатков древних человекообразных обезьян, первобытных людей.
Учитель: А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель: Да, учение о естественном происхождении человека из животного мира сейчас доказано и общепризнанно. Тогда давайте, и мы познакомимся более тесно с этой теорией. Согласны.
Ученики: Да.
Учитель: Согласно этой теории человек произошел от обезьяны. Так.
Ученики: Так.
Учитель: Раз многие ученые и другие люди разделяют эту идею значит имеются какие – то доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян?
Студенту: да.
Преподаватель: давайте попробуем их установить и ответить на вопрос: «Что общего между человеком и его предками?»
Откройте учебники, и воспользуюсь текстом учебника заполните таблицу.
Группа доказательств животного происхождения человека | Что учитывает |
1. Палеонтологические | Находки древних и древнейших людей |
2.Эмбриологические | Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных |
3. Цитогенетические | Сходство генетического аппарата |
4. Сравнительно - анатомические | Учитывает данные сравнения внешнего строения |
5. Физиологические | Сходство физиологических процессов |
(на работу отводится 15 минут) По мере выполнения вызываю студентов заполнить таблицу на доске.
Преподаватель: молодцы! Теперь мы можем сказать, что человек и человекообразные предки имеют много общего.
Преподаватель: мы посмотрели доказательства и вот скажите разве возможно так, была обезьяна и раз человек? Разве так возможно?
Студенты: нет, человек развивался.
Учитель: Человек прошёл путь развития. Этот путь был трудным, сложным, долгим и запутанным. Это был путь нужды и лишений, требовавший быть твердым и стойким, на нем были и страдания и достижения. Этот путь привел человечество из тьмы веков в солнечное сегодня. Вы хотите отправиться по этому пути?
Ученики: Да.
Учитель: Проходя этот путь, мы не будем останавливаться на всех перекрестках и не будем подробно его описывать. Иногда он будет теряться, как бы занесенный песком, или, наоборот, будет виден очень ясно далеко вперед, как будто залитый солнечным светом. Многие участки этого пути и по сегодняшний день являются предметом научных дискуссий, другие же, наоборот, не вызывают никаких сомнений. Одно для нас является совершенно ясным: если кто – нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить. Итак, отправляемся в путь.
4. Работа в малых группах.
Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по план:
а) Когда жили;
б) где жили;
в) как выглядели;
г) какие прогрессивные черты имели;
д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.
Для работы учащиеся используют текст учебника и дополнительную информацию.
5. Обсуждение и анализ работы в группах.
Представитель от каждой группы выходит к доске и отчитывается по данному плану (вывешивает на доску картинку предка человека и время когда он жил).
В результате обсуждения на доске получается лента времени и таблица.
Предок | Когда и где | Прогрессивные | Орудия | |
Дриопитек | 30 – 25 млн. лет | Рост 110 см, жили | отсутствуют | |
Австралопитек | 5 млн. лет, | Рост 120 – 150 см, | Камни, палки, кости крупных животных | |
Человек | 2,5 млн. лет, | Рост 109 – 152 см, | Скребло, каменный молоток, рубило | |
Человек | Европа, Азия | Рост 150 – 170 см, | Рубило, деревянное копьё | |
Неандерталец | Европа, Азия | Развитие членораздельной речи, огонь, охота на крупных животных | Нож, деревянное копьё | |
Кроманьонец | Европа, Азия Менее 40 тыс. лет | Строили хижины, шили одежду, украшения, рост до 180 см, объем головного мозга 1600 см3 | Нож, игла, проколка |
Скажите, какие факторы повлияли на антропогенез?
Студенты высказывают предположения, записывают в тетрадь. Если имеются затруднения на слайде картинка
Биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор);
Социальные (труд, разум, речь, общественный образ жизни)
6. Закрепление и обобщение знаний: (задаю персонально каждому студенту)
Верно ли суждение:
1. Человеческие расы относятся к 3 биологическим видам. (Нет, к одному).
2. Впервые описал австралопитека и дал им название "южная обезьяна" Раймонд Дарт. (Да).
3. Череп под №1470, обнаруженный антропологами Лики в Танзании, принадлежал человеку выпрямленному. (Нет, человеку умелому).
4. Первыми начали пользоваться огнём древнейшие люди. (Да)
5. Находки кроманьонцев обнаружены на всех материках. (Да).
6. Первые находки синантропов были сделаны в Германии. (Нет, в Пекине).
7. Самые примитивные орудия чопперы (галечная культура) изготовлял человек умелый. (Да).
8. Неандертальцы получили своё название в честь реки Неандер во Франции. (Нет, в Германии).
9. Ручное рубило впервые появилось у неандертальцев. (Нет, у питекантропов и синантропов).
10. Питекантроп имеет больший объем мозга, чем синантроп. (Нет, наоборот).
11. Для древнейших людей характерен каннибализм. (Да).
12. У неандертальцев впервые появились социальные отношения. (Нет, у кроманьонцев).
13. Австралопитеки изготавливали скрёбла, остроконечники. (Нет, не было орудий труда).
14. Расоведение - наука о расах. (Да).
15. Обнаруженным в 1891 году на острове Ява останкам древнейших людей Дюбуа дал название гейдельбергского человека. (Нет, питекантропа).
16. Первыми овладели членораздельной речью неандертальцы. (Нет, кроманьонцы).
17. Главным социальным фактором антропогенеза является речь. (Нет, труд).
18. Главным биологическим фактором антропогенеза является естественный отбор. (Да).
19. К биологическим фактором антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. (Да).
20. Акселерация характерна только для женского пола. (Нет).
7. Рефлексия
Заполнить вторую колонку таблицы (я узнал). Затем обсудить добились ли мы поставленной цели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие жизни на Земле началось 3,5 млрд. лет назад
Гипотезы происхождения человека
Гипотезы происхождения человека
Доказательства эволюции Группа доказательств животного происхождения человека Что учитывает
Доказательства эволюции Группа доказательств животного происхождения человека Что учитывает 1. Палеонтологические Находки древних и древнейших людей 2.Эмбриологические Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных 3. Цитогенетические Сходство генетического аппарата 4. Сравнительно - анатомические Учитывает данные сравнения внешнего строения 5. Физиологические Сходство физиологических процессов
Заполните таблицу Предок человека Когда и где Жили Прогрессивные черты Орудия труда
Этапы антропогенеза Древнейшие люди (архантропы) 2млн – 200тыс Древние люди ( палеантропы ) 300тыс – 40 тыс Первые современные люди (неоантропы) 30 тыс
Австралопитек афарский (Люси) Возраст 3 млн лет найдена в Эфиопии в 1974году
Древнейшие люди Человек умелый H. habilis Человек прямоходящий H. erectus
Человек умелый H. habilis
Человек прямоходящий H. erectus
Древние люди (неандертальцы)
Новые люди (кроманьонцы)
К акие факторы повлияли на антропогенез? 1. Биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор); 2. Социальные (труд, разум, речь, общественный образ жизни ).
Домашнее задание Постройте ленту времени
Расы Земли Раса Цвет кожи Волосы Другие внешние признаки Районы проживания Европеоидная Монголоидная Негроидная
Благодарю за занятие !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Происхождение человека" (11 класс)
цели и задачи урока: 1.Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.2. Научить школьников...
Тест по теме "Происхождение человека"
контроль знаний обучающихся по теме "Древнейшая стадия истории человечества "...
методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"
Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной в соответствии с новыми требованиями ФГ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ"
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: мотивационный этап, этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, закр...
Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»
Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...
Презентация по истории на тему:Происхождение человека и люди эпохи палеолита
Презентация по истории к лекции 1.1 на тему:Происхождение человека и люди эпохи палеолита....
Тема 6.6. Раздел 5 "Происхождение человека". Тема урока "Антропогенез и его закономерности".
Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных мл...