Материала для подготовки к итоговому экзамену по химии
учебно-методическое пособие на тему
Материалы для подготовки к итоговому экзамену по химии. Билеты, ответы к билетам, задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bilety_na_ekzamen_2015.doc | 70.5 КБ |
zadachi_k_biletam_2015.doc | 735.5 КБ |
otvety_na_bilety-2015_2_chast.doc | 1.96 МБ |
otvety_na_bilety-2015_1.1_chast.doc | 2.36 МБ |
otvety_na_bilety-2015_1.2_chast.doc | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
по предмету «Химия»
2015
Билет №1
- Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.
- Предельные углеводороды, общая формула гомологов данного ряда, строение. Химические свойства метана. Практическое применение алканов.
- Задача.
Билет №2
- Строение атомов химических элементов. Закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в зависимости от строения их атомов.
- Непредельные углеводороды ряда этилена, общая формула состава, электронное и пространственное строение, химические свойства этилена. Применение продуктов синтеза на основе алкенов в вашей профессии.
- Ряд превращений.
Билет №3
- Виды химической связи (ионная, металлическая, водородная, ковалентная - полярная, и неполярная).
- Аминокислоты, их строение и химические свойства. Биологическая роль аминокислот и их применение.
- Задача.
Билет №4
- Классификация химических реакций.
- Крахмал, целлюлоза, строение молекул, физические и химические свойства, их возможное применение в вашей профессии.
- Ряд превращений.
Билет №5
- Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения, практическое применение.
- Ацетилен – представитель углеводородов с тройной связью в молекуле. Химические свойства, получение и применение ацетилена в органическом синтезе.
- Задача.
Билет №6
- Скорость химических реакций. Зависимость скорости от природы, концентрации веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализатора.
- Ароматические углеводороды. Бензол, структурная формула, свойства и получение. Применение бензола и его гомологов.
- Ряд превращений.
Билет №7
- Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Основные направления развития этой теории.
- Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия.
- Задача.
Билет №8
- Изомерия органических соединений и её виды.
- Оксиды, их классификация, характеристика химических свойств. Возможное применение оксидов в вашей профессии
- Задача.
Билет №9
- Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома, химические свойства, применение в вашей профессии.
- Фенол, его строение, свойства, получение и применение.
- Задача.
Билет №10
- Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, химические свойства.
- Предельные одноатомные спирты, их строение, физические и химические свойства. Получение и применение этилового спирта.
- Ряд превращений.
Билет №11
- Электрохимический ряд металлов. Вытеснение металлов из растворов солей другими металлами. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
- Альдегиды, их строение и свойства. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.
- Задача.
Билет №12
- Водородные соединения неметаллов. Закономерности в изменении их свойств в связи с положением химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева.
- Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение и свойства на примере уксусной кислоты, практической применение.
- Ряд превращений.
Билет №13
- Высшие оксиды и гидроксиды химических элементов III периода. Закономерности в изменении их свойств в связи с положением химических элементов в периодической системе.
- Жиры, их состав, свойства. Мыло. Понятие о синтетических моющих средствах. Защита природы от загрязнения СМС.
- Задача.
Билет №14
- Кислоты, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации, практическое применение. Применение в вашей профессии.
- Общая характеристика высокомолекулярных соединений, состав, строение, реакции, лежащие в основе их получения.
- Задача.
Билет №15
- Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации, практическое применение.
- Глюкоза – представитель моносахаридов, строение, физические и химические свойства, применение.
- Задача.
Билет №16
- Соли, их классификация, состав, свойства на основе представлений теории электролитической диссоциации, возможное применение в вашей профессии..
- Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
- Ряд превращений.
Билет №17
- Катализ, катализаторы, практическое применение.
- Анилин – представитель аминов, строения и свойства; получение и значение в развитии органического синтеза.
- Ряд превращений.
Билет №18
- Железо, положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Роль железа в современной технике.
- Белки – как биополимеры. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Свойства и биологические функции белков.
- Ряд превращений.
Билет №19
1.Алюминий. Положение в периодической системе, строение атома, физические и химические свойства. Роль алюминия в современной технике и в вашей профессии.
2. Многоатомные спирты. Строение, свойства, применение на примере глицерина.
3.Задача
Билет №20
1.Волокна природные и химические, их представители и применение
2.Вода. Ее потребление в быту и на производстве. Роль воды в химических реакциях. Гидролиз.
3.Задача.
Предварительный просмотр:
Билет №1 (3)
Выведите молекулярную формулу вещества, если массовая доля углерода в нём составляет 82,75%, водорода 17,25%. Относительная плотность паров по воздуху равна 2.
Дано: | Решение: |
Dвозд(CxHy) = 2 ω(C) = 82,75% ω(H) = 17,25% | Mвозд = 29 г/моль M(CxHy) = 29 г/моль ∙ 2 = 58 г/моль Пусть ν(CxHy) = 1 моль, тогда m(CxHy) = 58 г m(C) = 0,8275 ∙ 58г = 47,995 ≈ 48г m(H) = 0,1725 ∙ 58г = 10,005 ≈ 10г ν(C) : ν(H) = = 4 : 10 ⇒ С4Н10 M(C4H10) = 48 + 10 = 58 г/моль |
CxHy – ? | Ответ: С4Н10 |
Билет №2 (3)
Осуществить превращения:
Натрий → гидроксид натрия → карбонат натрия → хлорид натрия → нитрат натрия
Na NaOH Na2CO3 NaCl NaNO3
0 +1 -2 +1 -2 +1 0
- 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑
в-ль ок-ль
Na0 – 1e- → Na+1 | 2
2H+1 + 2e- → H2 | 1
- 2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2O
2Na+ + 2OH– + CO2 → 2Na+ + CO32– + H2O
2OH– + CO2 → CO32– + H2O
- Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2↑ + H2O
2Na+ + CO32– + 2H+ + 2Cl– → 2Na+ + 2Cl– + CO2↑ + H2O
CO32– + 2H+ → CO2↑ + H2O
- NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓
Na+ + Cl– + Ag+ + NO3– → Na+ + NO3– + AgCl↓
Cl– + Ag+ → AgCl↓
Билет №3 (3)
Какой объём хлора прореагирует с натрием массой 34,5г. Определить массу хлорида натрия.
Дано: | Решение: |
m(Na) = 34,5г | 34,5 г x л y л 2Na + Cl2 → 2NaCl 2 моль 1 моль 2 моль 46 г 22,4 л 117 г m = M ∙ ν V = Vm ∙ ν M(Na) = 23 г/моль M(NaCl) = 58,5 г/моль m(Na) = 23 г/моль ∙ 2 моль = 46 г m(NaCl) = 58,5 г/моль ∙ 2 моль = 117 г Vm = 22,4 л/моль V(Cl2) = 22,4 л/моль ∙ 1 моль = 22,4 л |
V(Cl2) – ? m(NaCl) – ? | Ответ: V(Cl2) = 16,8 л; m(NaCl) = 87,8 г |
Билет №4 (3)
Осуществить превращения:
Магний → хлорид магния → гидроксид магния → оксид магния → сульфат магния
Mg MgCl2 Mg(OH)2 MgO MgSO4
0 +1 -1 +2 -1 0
- Mg + 2HCl MgCl2 + H2↑
в-ль ок-ль
Mg0 – 2e- → Mg+2 | 1
2H+ + 2e- → H20 | 1
- MgCl2 + 2NaOH → Mg(OH)2↓ + 2NaCl
Mg2+ + 2Cl– + 2Na+ + 2OH– → Mg(OH)2↓ + 2Na+ + 2Cl–
Mg2+ + 2OH– → Mg(OH)2↓
- Mg(OH)2 MgO + H2O
- MgO + H2SO4 → MgSO4 + H2O
MgO + 2H+ + SO42– → Mg2+ + SO42– + H2O
MgO + 2H+ → Mg2+ + H2O
Билет №5 (3)
Какой объём хлора прореагирует с железом массой 400г, если массовая доля примесей в нём 20%?
Дано: | Решение: |
mобр(Fe) = 400 г ωприм = 20% | 320 г x л 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3 2 моль 3 моль 112 г 67,2 л mприм = 0,2 ∙ 400 г = 80 г m(Fe) = mобр – mприм = 400 г – 80 г = 320 г M(Fe) = 56 г/моль; m(Fe) = 56 г/моль ∙ 2 моль = 112 г Vm = 22,4 л/моль V(Cl2) = Vm ∙ ν = 22,4 л/моль ∙ 3 моль = 67,2 л |
V(Cl2) – ? | Ответ: V(Cl2) = 192 л |
Билет №6 (3)
Осуществить превращения:
Медь → хлорид меди (II) → гидроксид меди (II) → оксид меди (II) → медь
Cu CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu
0 0 +2 –1
- Cu + Cl2 → CuCl2
в-ль ок-ль
Cu0 – 2e- → Cu+2 | 1
Cl2 + 2e- → 2Cl– | 1
- CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCl
Cu2+ + 2Cl– + 2Na+ + 2OH– → Cu(OH)2↓ + 2Na+ + 2Cl–
Cu2+ + 2OH– → Cu(OH)2↓
- Cu(OH)2 CuO + H2O
+2 –2 0 t 0 +1 –2
- CuO + H2 Cu + H2O
ок-ль в-ль
Cu+2 + 2e- → Cu0 | 1
H20 – 2e- → 2H+1 | 1
Билет №7 (3)
При прокаливании 300 г известняка, содержащего 10% примесей, получено 75 г негашеной извести. Найти массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Дано: | Решение: |
mобр(CaCO3) = 300г ωприм = 10% mпракт(CaO) = 75г | 270 г x г CaCO3 CaO + CO2 1 моль 1 моль 100 г 56 г mприм = 300 г ∙ 0,1 = 30 г m(CaCO3) = 300 г – 30 г = 270 г = 151,2 г — mтеор(CaO) = 0,496 = = 49,6% |
η(CaO) – ? | Ответ: η(CaO) = 49,6 % |
Билет №8 (3)
Какова масса соли, получившейся в результате взаимодействия 100 г соляной кислоты с 14 г оксида кальция?
Дано: | Решение: |
m(HCl) = 100 г m(CaO) = 14 г | 0,25 моль х моль CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O 1 моль 2 моль 1 моль m = M ∙ ν M(CaCl2) = 40 + 71 = 111 г/моль m(CaCl2) = 111 г/моль ∙ 0,25 моль = 27,75 г ≈ 27,8 г |
m(CaCl2) – ? | Ответ: m(CaCl2) = 27,8 г |
Билет №9 (3)
Какой объём ацетилена необходимо сжечь для получения 24 л оксида углерода (IV)?
Дано: | Решение: |
V(CO2) = 24 л | x л 24 л 2C2H2 + 5O2 → 4CO2 + 2H2O 2V 4V |
V(C2H2) – ? | Ответ: V(C2H2) = 12 л |
Билет №10 (3)
Осуществить превращения:
Гидроксид меди (II) → сульфат меди (II) → медь →
→ оксид меди (II) → нитрат меди (II)
CuO CuSO4 Cu CuO Cu(NO3)2
- CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
CuO + 2H+ + SO42– → Cu2+ + SO42– + H2O
CuO + 2H+ → Cu2+ + H2O
+2 +6 –2 0 +2 +6 –2 0
- CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
ок-ль в-ль
Cu2+ + 2e– → Cu0 | 1
Fe0 – 2e– → Fe2+ | 1
0 0 t +2 –2
- 2Cu + O2 → 2CuO
в-ль ок-ль
Cu0 – 2e– → Cu+2 | 2
O20 + 4e– → 2O–2 | 1
- CuO + 2HNO3 → Cu(NO3)2 + H2O
CuO +2H+ + 2NO3– → Cu2+ + 2NO3– + H2O
CuO +2H+ → Cu2+ + H2O
Билет №11 (3)
Какой объём ацетилена можно получить из образца карбида кальция массой 100 г, если массовая доля примесей в нём 15%?
Дано: | Решение: |
mобр(CaC2) = 100 г ωприм = 15% | 85 г x г CaC2 + 2H2O → C2H2 + Ca(OH)2 1 моль 1 моль 64 г 22,4 л mприм = 0,15 ∙ 100 г = 15 г m(CaC2) = mобр – mприм = 100 г – 15 г = 85 г M(CaC2) = 40 + 24 = 64 г/моль m(CaC2) = 64 г/моль ∙ 1 моль = 64 г Vm = 22,4 л/моль V(C2H2) = Vm ∙ ν = 22,4 л/моль ∙ 1 моль = 22,4 л |
V(C2H2) – ? | Ответ: V(C2H2) = 29,8 л |
Билет №12 (3)
Осуществить превращения:
Железо → хлорид железа (II) → гидроксид железа (II) → сульфат железа (II) → хлорид железа (II)
Fe FeCl2 Fe(OH)2 FeSO4 FeCl2
0 +1 –1 +2 –1 0
- Fe + 2HCl → FeCl2 + H2
в-ль ок-ль
Fe0 – 2e– → Fe+2 | 1
2H+1 + 2e– → H20 | 1
- FeCl2 + 2KOH → Fe(OH)2↓ + 2KCl
Fe2+ + 2Cl– + 2K+ + 2OH– → Fe(OH)2↓ + 2K+ + 2Cl–
Fe2+ + 2OH– → Fe(OH)2↓
- Fe(OH)2 + H2SO4 → FeSO4 + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ + SO42– → Fe2+ + SO42– + 2H2O
Fe(OH)2 + 2H+ → Fe2+ + 2H2O
- FeSO4 + BaCl2 → FeCl2 + BaSO4↓
Fe2+ + SO42– + Ba2+ + 2Cl– → Fe2+ + 2Cl– + BaSO4↓
SO42– + Ba2+ → BaSO4↓
Билет №13 (3)
Вычислите массу соли, образованной при взаимодействии уксусной кислоты массой 120 г и гидроксида натрия массой 60 г?
Дано: | Решение: |
m(CH3COOH) = 120 г m(NaOH) = 60 г | 1,5 моль х моль CH3COOH + NaOH → CH3COONa + H2O 1 моль 1 моль 1 моль = 2 моль в избытке M(CH3COOH) = 60 г/моль M(NaOH) = 40 г/моль = 1,5 моль в недостатке m = M ∙ ν M(CH3COONa) = 82 г/моль m(CH3COONa) = 82 г/моль ∙ 1,5 моль = 123 г |
m(CH3COONa) – ? | Ответ: m(CH3COONa) = 123 г |
Билет №14 (3)
Какой объём ацетилена можно получить из карбида кальция массой 38,4 г
Дано: | Решение: |
m(CaC2) = 38,4 г | 38,4 г x г CaC2 + 2H2O → C2H2 + Ca(OH)2 1 моль 1 моль 64 г 22,4 л m = M ∙ ν M(CaC2) = 40 + 24 = 64 г/моль m(CaC2) = 64 г/моль ∙ 1 моль = 64 г Vm = 22,4 л/моль V(C2H2) = Vm ∙ ν = 22,4 л/моль ∙ 1 моль = 22,4 л |
V(C2H2) – ? | Ответ: V(C2H2) = 13,4 л |
Билет №15 (3)
Какая масса раствора с массовой долей гидроксида натрия 4% расходуется на нейтрализацию соляной кислоты массой 73 г?
Дано: | Решение: |
m (HCl) = 73 г ω(NaOH) = 4% | 2 моль x моль HCl + NaOH → NaCl + H2O 1 моль 1 моль m(NaOH) = M ∙ ν = 40 г/моль ∙ 2 моль = 80 г |
mр-ра(NaOH) – ? | Ответ: mр-ра(NaOH) = 2000 г |
Билет №16 (3)
Выведите молекулярную формулу вещества, содержащего 80% углерода и 20% водорода, если плотность по водороду равна 15.
Дано: | Решение: |
DH2(CxHy) = 15 ω(C) = 80% ω(H) = 20% | M(H2) = 2 г/моль M(CxHy) = 2 г/моль ∙ 15 = 30 г/моль m(C) = 0,8 ∙ 30 г/моль = 24 г m(H) = 0,2 ∙ 30 г/моль = 6 г ν(C) : ν(H) = = 2 : 6 ⇒ С2Н6 M(C2H6) = 24 + 6 = 30 г/моль |
CxHy – ? | Ответ: С2Н6 |
Билет №17 (3)
Осуществить превращения:
Метан → хлорметан → этан → этилен → этанол
CH4 CH3Cl C2H6 C2H4 C2H5OH
- CH4 + Cl2 CH3Cl + HCl
- 2CH3Cl + 2Na CH3–CH3 + 2NaCl
- CH3–CH3 CH2=CH2 + H2
- CH2=CH2 + H2O CH3–CH2OH
Билет №18 (3)
Осуществить превращения:
Этен → этан → хлорэтан → этанол → этен
CH2=CH2 CH3–CH3 CH3CH2Cl CH3CH2OH CH2=CH2
- CH2=CH2 + H2 CH3–CH3
- CH3–CH3 + Cl2 CH3CH2Cl + HCl
- CH3CH2Cl + KOH(водный р-р) → CH3CH2OH + KCl
- CH3CH2OH CH2=CH2 + H2O
19. Оксид кальция, полученный при прокаливании 20г карбоната кальция, обработали водой. Вычислите массу полученного продукта.
Дано: 20 г t X г
CaCO3 → CaO + CO2
m(CaCO3) = 20г 1 моль 1 моль
100г 56г
m(Ca(OH)2) - ?
x = 20 г * 56 г = 11,2г
100г
11,2г Yг
CaO + H2O → Ca(OH)2
1 моль 1 моль
56г 84г
y = 11,2г * 84г = 16,8г
56г
Ответ: m(Ca(OH)2) = 16,8 г
y = 11,2г * 84г = 16,8г
56г
Ответ: m(Ca(OH)2) = 16,8 г
20. Относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 71. При сжигании 2,84г этого вещества образуется 4,48л углекислого газа и 3,96г воды. Выведите молекулярную формулу этого соединения.
Дано:
DH2(CxHy)= 71
m(CxHy)=2,84г
m(СO2)=4,48 л
m(H2O)=3,96 г
CxHy - ?
М(CxHy) = DH2(CxHy) * М(H2) = 71*2г/моль=142г/моль
Х2 4,48л
C CO2 x = 12г * 4,48л = 2,4г
12г 22,4л 22,4л
Y2 3,96г
2Н Н2О y = 2г * 36г =0,44г
2г 18г 18г
х + у = m(С) + m(H) = 2,4г + 0,44г = 2,84г
V(С) :V(H) = 2,4г : 0,44г = 0,2 : 0,44= 10 :22
12г/моль 1г/моль
C10H22-простейшая формула
М(C10H22)=120+22=142 г/моль
Ответ: C10H22
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговые тесты по химии
Тестирование предлагается обучающимся на заключительном уроке, при проведении дифференцированного зачета по химии....
Комплект оценочных средств по математике для 1 курса к итоговому экзамену
Так как по окончании 1 курса студенты сдают экзамен по математике, то было необходимо создать кос по математике к экзамену...
Программа психологической подготовки учащихся к экзаменам
Данная программа содержит план мероприятий, проводимых с подросткамиво время подготовки к сдаче экзаменов. ...
Шовный материал (материал для подготовки студентов к экзамену по ПМ 01)
В данном материале содержится информация по видам шовного материала....
Учебно- методический материал "Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся"
Этапы промежуточного контроля...
Памятка по подготовке студентов к экзаменам.
Памятка по психологической подготовке студентов первых курсов к экзаменам....
Вопросники для подготовки к итоговым практическим занятиям по разделам и комплексному экзамену по дисциплинам 1 курса: "Здоровый человек и его окружение".
Вопросники представлены студентам 1 курса специальности "Лечебное дело" для подготовки к итоговым практическим занятиям по разделам и комплексному экзамену по дисциплинам 1 курса: "Здор...