Конспект классного часа «Семья как основа общества»
классный час по теме
Конспект классного часа «Семья как основа общества»
Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира, и начинается в семье. Сегодня кризис семьи достиг вершины. Ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Цель: Способствовать осознанию студентами семьи как важнейшей жизненной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_semya.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа «Семья как основа общества»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Вступление
Есть такая притча.
Поселил Бог женщину и мужчину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий! Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца, видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, а в ней – ребенок. А мужчина и женщина смотрят то небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него
красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так! Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это – любовь. Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это – любовь. Именно она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье».
Происхождение слова «СЕМЬЯ».
- А вы когда-нибудь задумывались над происхождением слова «Семья»?
(Ответы учащихся.)
Определение понятия «СЕМЬЯ».
- В современной социологии существует достаточно четкое определение понятия «Семья». Обратимся к нему.
Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.
Структура семьи.
Структура семьи состоит из трёх взаимосвязанных блоков отношений:
1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;
2 - экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;
3 - духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.
- Обратите внимание, что все три блока находятся в тесном взаимодействии. Не будь хотя бы одного из компонентов – весь «паззл семейных отношений» попросту разрушится.
Функции семьи.
- Именно данные блоки отношений позволяют формировать различные социально значимые функции семьи.
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.
История эволюции семьи.
- Безусловно, семейные ценности в разные исторические времена были различны.
Древняя Русь.
Большое влияние на взаимоотношения между членами семьи оказала христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский.
Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая. Основа организации семьи – отношения между родственниками, а не между мужем и женой. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест по предварительной совметной договоренности, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме.
Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Церковные уставы запрещали супружескую измену. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания.
Домострой (XVI – XIX вв.)
В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко.
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно.
Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.
Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.
Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.
Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения.
XX-XXI вв.
Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к включению молодого поколения в культурную традицию общества. Семья уже не выглядит структурой, подавляющей индивидуальность личности.
Проблемы семьи.
- К сожалению, созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе. Какие проблемы современной семьи вы считаете основными?
(Ответы студентов.)
- Увеличение числа разводов;
- Уменьшение рождаемости;
- Большое количество неполных семей;
- Социальное сиротство (родители лишены родительских прав, дети воспитываются в детских домах);
- Конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу;
- Смена приоритетов с воспитательного на экономический и др.
10. Вывод об основных семейных ценностях.
- Какие ценности, на ваш взгляд, лежат в основе семейного счастья?
- Почему семья считается основой общества
(Ответы студенгтов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по теме «Уроки осторожности на дороге»
Тема воспитания культуры поведения на дороге актуальна в работе куратора группы СПО. Классный час, где предложена познавтельная информация,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа на тему: «Какие глаза у безразличия» . (Педагогика милосердия, взаимопонимания )
Цели классного часа:- Развить чувство сострадания, милосердия;- Усвоение стандартных пиемов эстетичных форм общения;- Обозначить причины безразличия....
Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»
Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...
Конспект классного часа для 1 класса по теме «Без друга в жизни туго»
Конспект классного часа для 1 классаКонспект классного часа для 1 класса по теме «Без друга в жизни туго»Цели: ознакомить с понятием «друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь друж...
Конспект классного часа на тему " Лесные пожары"
внеклассное мероприятия для обучающихся с ОВЗ ( 3 класс)...
Методическая разработка классного часа "Семья всему начало"
Методическая разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих над проблемой нравственного воспитания студентов. Семья – самое г...
Презентация к классному часу "Семья всему начало"
Презентация на тему "Семья всему начало" используется в ходе классного часа по одноимённой теме. Эта тема является актуальной для преподавателей, работающих над проблемой нравств...