Роль преподавателя – тьютора в процессе обучения учащихся профессионального училища физике и информатике.
консультация на тему

Шушакова Галина Николаевна

           По данным диагностических исследований, проводимых в течение последних лет,  уровень знаний учащихся, приходящих в училище, снижается. Ученик не только не обладает основными знаниями, умениями и навыками, но и не способен составить конспект посещенной лекции, подготовиться к практическому занятию, организовать свое время, чтобы успешно учиться, и самое главное подготовиться к аттестации. Усугубляется это и тем, что такие разные, в большинстве своем, не знакомые друг с другом старшеклассники, городские и сельские, профессионально неопределенные или, наоборот, целеустремленные, личностно замкнутые, или, излишне активные, в последнее время часто агрессивные, креативные учащиеся,  со своими привычками и стереотипами,  объединяются в единое развивающееся сообщество, формированием и развитием которого необходимо ненавязчиво и грамотно управлять.

Сбалансировать все противоречия, найти компромисс, научить учащихся координировать свои действия, уметь ставить перед собой цели и находить пути их достижения, быть толерантными, терпимыми, жить в гармонии с собой, с окружающими,  вот основные задачи, которые призван решать педагог в училище. 

Решением данной проблемы стало внедрение принципиально новой системы педагогической поддержки учащихся  в учебном процессе — тьюторства. Тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании. Тьюторское сопровождение как образовательная технология основной формой взаимодействия учащегося с тьютором предусматривает длительную индивидуальную работу в режиме периодичных индивидуальных встреч — долгая и трудоемкая деятельность. На сегодняшний день тьюторская система работы является полноценной системой поддержки процесса построения индивидуальной образовательной программы учащимися,  в которой  реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению.

          Tutor (в переводе с английского) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».         В отличии от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, для тьютора первостепенной является задача оказания учащемуся помощи в построении индивидуального образовательного пути.

           Цель тютора в процессе обучения в условиях начального профессионального образования – персональное сопровождение учащегося в образовательном пространстве, обеспечение профессионального роста учащихся. В компетенции тьютора входит не предоставление информации, а организация деятельности по «добыванию» этой информации.

Функцию тьютора могут выполнять учителя-предметники, социальный педагог, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, т.е. те работники школы, которые в силу своих педагогических, психологических и человеческих качеств могут оказать необходимую поддержку в развитии, становлении личности.

Формы тьюторского сопровождения:

·                     тьюторская беседа;

·                     тьюториалы (групповые занятия практикумы);

·                     тьюторский проект (индивидуальные план-карты).

Тьюторская беседа — индивидуальные консультации с педагогом — тьютором, обсуждение значимых вопросов, связанных с личностным и профессиональным развитием студента. Цель — актуализация и активизация особенностей учащегося, возможность их развития. В процессе тьюторской беседы выявляются удачи и неудачи произошедшего, формулируются предложения на будущее.

Тьюториалы — организованные по плану групповые консультации и занятия с педагогом — тьютором. Цель — успешное продвижение группы учащихся в образовательном процессе. Это коллективная деятельность педагога — тьютора и его подопечных в виде открытых занятий с применением методов информационного интерактивного и интенсивного общения, направленная на  развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов.

Тьюторский проект — определённая форма организации тьюторской деятельности, которая направлена на разработку индивидуального образовательного пути: разработка план-карты образовательного маршрута. План-карта образовательного маршрута – это список средств реализации проекта, выстроенных в хронологическом порядке и фиксирующих предполагаемый способ действий и ожидаемый результат.

         Тьторская работа предполагает занятия с одним или двумя детьми, что изначально невозможно при проведении обычного урока в общеобразовательном учреждении, поэтому ее необходимо проводить во внеурочное время. Преимущество в этом плане (в отличие от школы) имеет училище, так как в учебном плане по целому ряду предметов отведено определенное количество часов на проведение консультаций.

 Персональный тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение учащегося: работает над обеспечением профессионального роста учащихся, формирования индивидуальной план-карты познавательного маршрута, рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности, обсуждает выявленную проблематику, курирует этап подготовки и реализации продуктных шагов. Сопровождение учащихся решает задачи как преодоления трудностей в обучении, так и раскрытия его потенциальных возможностей, его самореализации.

Тьюторская деятельность предполагает  осуществление поэтапной работы, в процессе которой обучающийся учится работать самостоятельно, то есть без посторонней помощи он должен ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации, ведь только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.      Первый этап – исследовательский , второй - подготовительный, третий - основной, четвертый - заключительный (контрольный).

      Целью первого этапа является отбор учащихся, с которыми предстоит организовывать тьюторскую работу, а также составление уникального образовательного пути (план-карты) каждого из своих подопечных. На данном этапе тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, насколько эти результаты удовлетворяют ученика, какое имеют значение для его жизни и что меняют в его образовательных потребностях. Дальнейшее тьюторское сопровождение строится вокруг разработки индивидуального образовательного пути. Основными формами работы тьютора с подростком на этом этапе являются: разработка план-карты образовательного маршрута.

 На втором этапе проводятся групповые занятия практикумы, здесь ликвидируются пробелы в знаниях учащихся. Цель- приобретение и пополнение знаний ребенка, создание условий для активной совместной деятельности. При решении организационных вопросов необходимо иметь в виду еще одно принципиальное положение тьюторского сопровождения – индивидуальный темп деятельности учащегося: ребенок должен работать в таком темпе, который ему удобен и с которым он справляется.

После того как тьютор устранил пробелы в знаниях учащихся, необходимо заняться рефлексией. Цель третьего этапа - подготовка к эффективному дальнейшему самообразованию, развитие творческой активности учащихся.

На заключительном этапе задача тьютора состоит в обеспечении индивидуальной готовности каждого ученика к аттестации. Тьюторская работа состоит в индивидуальном консультировании, оказании всесторонней помощи учащимся при подготовке к аттестации.  Деятельность тьютора включает в себя следующие этапы работы: оформление информационного стенда «Готовься к экзамену», подготовка карточек – путеводителей по каждому билету экзамена, проведение консультаций, с указаниями по подготовке к экзаменам, подготовка и проведение репетиционных экзаменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное училище № 46

Роль преподавателя – тьютора в процессе обучения учащихся профессионального училища физике и информатике.

Севрюгина Галина Николаевна

преподаватель физики и информатики

2 квалификационной категории ПУ№46

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ.

      Введение.

Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие учащихся.        стр.

    Глава I.

 Исследовательская деятельность тьютора.

I.1  Сущность понятия «Тьютор».                                                                                     

I.2 Цель и задачи тьютора в учебно-воспитательном процессе.                стр.  

I.3  Этап первый- исследование.                                                                    стр.

     I.4   Психологический аспект тьюторской деятельности.                           стр.

    Глава II.

Формирование общеучебных знаний, умений и навыков во внеурочное время.

II.1  Этап второй – подготовительный.                                                                стр.

II.2     Рефлексивная деятельность тьютора на основном этапе.                       стр.

  • Решение задач.                                                                               стр.
  • Подготовка доклада, сообщения.                                                 стр.
  • Проектная деятельность.                                                               стр.
  • Игровая деятельность.                                                                   стр.

     Глава III.

Аттестация как итог тьюторства.

III.1   Этап четвертый - заключительный.                                                       стр.

III.2   Подготовка к экзаменам.                                                                         стр.

Заключение.                                                                                                           стр.

Литература.                                                                                                            стр.

Введение.

Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие учащихся.

   

       Целью Начального Профессионального Образования является подготовка компетентного высококвалифицированного специалиста.

А каков он высококлассный специалист?  

       21 век – это век рыночных отношений. Экономика быстрыми, необратимыми шагами идет вперед и дальнейшее ее развитие невозможно без свободы творчества. На  первый план, при оценке личности,  выступают уникальные, преимущественно интеллектуальные и творческие  способности.  

        Россия – огромная страна. Выпускники будут жить в открытом мире, многие просто не захотят связывать свою жизнь только с Красновишерском, либо Пермским краем. Следует учитывать, что чем больше город, тем больше возможностей. И как все быстро в мире меняется. Устаревшее оборудование заменяется другим - более модернизированным, на смену старых технологий приходят  современные. А что же делать рабочему? Ответ очевиден. Идти в ногу со временем, то есть осваивать новую деятельность, а значит вновь учиться, и учиться самостоятельно.

       Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса призвана обеспечить понимание учащимися необходимости учиться, жить и работать по правилам рыночных отношений.  В недалеком прошлом образование было лишь передатчиком знаний. Современное же образование призвано к формированию человека будущего, способного к успешному вхождению в бурно развивающееся общество.

        Целью современного образования является не столько передача знаний, сколько формирование мыслящего, творческого человека, способного к самостоятельному поиску, обработке и применению необходимой информации.

        К сожалению, приходится констатировать, что немногие готовы к самообразованию в силу недостаточной подготовки. По данным диагностических исследований, проводимых в течении последних лет,  уровень знаний учащихся, приходящих в училище, снижается. Ученик не только не обладает основными знаниями, умениями и навыками, но и не способен составить конспект посещенной лекции, подготовиться к практическому занятию, организовать свое время, чтобы успешно учиться, и самое главное подготовиться к аттестации. Все это определяет его неуспешность в обучении.

       Начиная с 2003 года ежегодно в ПУ проводится диагностика первокурсников с целью определения интеллектуального потенциала, что позволяет оценивать уровень готовности ребенка к обучению. Первичная диагностика знаний и умений обучаемых показывает недостаточную сформированность учебных умений:

  • 18% справились с таблицей умножения,
  • 8% справляются с нормативом техники чтения,
  • 25% учащихся выполнили диктант на положительную оценку,
  •  простейшие арифметические действия не смогли выполнить20% учащихся,
  • а такими сложными умениями как сравнивать, сопоставлять, различать владеют только30% учащихся .

     Отсюда можно сделать вывод, что большинству детей необходима помощь не только в усвоении  нового материала, но и в заполнении «старых» пробелов.

      Следует отметить, что учителю,  приходя на урок, необходимо выдать порцию нового материала для усвоения, независимо от того,  какой базой знаний и какими способностями обладает учащийся.

       Возникает вопрос: когда и в какой форме наверстывать упущенное? Возможность помочь детям есть.

     Учащемуся необходим помощник во всех затруднениях, ближайший советник - данной фигурой в образовании становится «тьютор».

          В рамках тьюторской работы учащиеся не только получают знания, но и готовятся к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации, что поможет лучше ориентироваться в современном мире.  Подобная задача может выполняться как на консультациях, так и во внеурочное время.

       В своей работе я хочу рассмотреть осуществление поэтапной тьюторской работы при преподавании физики и информатики, в процессе которой обучающийся учится работать самостоятельно, то есть без посторонней помощи он должен ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации, ведь только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.

         Очевидно, что востребованным всегда будет человек,  умеющий работать с управляемым будущим.

   

Глава I.

Исследовательская деятельность тьютора.

I.1 Сущность понятия «Тьютор».

 

          Tutor (в переводе с английского) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». Тьюторство, как показывают исследования, возникло в средневековых университетах. Наиболее ярким примером тюторства в истории образования является институт старинных университетов Оксфорда и Кембриджа. «Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII веке с целью противопоставить узконаправленному процессу обучения студента по определенному предметному направлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды и формировать собственные образовательные программы. Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на его конкретные образовательные запросы»[1].

         Проблема тьюторства в России разрабатывается в течение последних лет отдельными педагогами в области российского инновационного образования. Тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности.  

        Специфика возрастного развития учащихся ПУ, связанная с поиском ими  собственной идентичности, делают для каждого из них формирование своей индивидуальной образовательной траектории, основанной на субъективности, самостоятельности, активности и ответственности, особенно значимым процессом. Такой индивидуализированный процесс чрезвычайно сложно задавать какими-то внешними рамками и нормами.  Для учащегося необходимо индивидуальное сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и ученика, в ходе которого учащийся, продолжая осуществлять свое самоопределение, завершает свой возрастной кризис и одновременно с этим приобретет новые учебные компетенции, важные для реализации дальнейших жизненных планов.

         Анализируя с этой точки ситуацию, в которой оказывается подросток, нельзя не увидеть потенциал тьюторской технологии. В отличии от учителя, занимающегося задачами Учебно - воспитательного процесса, для тьютора первостепенной является задача оказания учащемуся помощи в построении индивидуального образовательного пути.

         Предназначение и содержание деятельности тьютора, по мнению различных авторов,  имеют ряд общих черт, так и различий, во многом определяющих содержание педагогической деятельности. Но все они отмечают, что тьютор должен быть эрудированным, использовать имеющиеся методический и дидактический инструментарий, а также уметь общаться с аудио, видео и компьютерной техникой.

Среди необходимых навыков отличают:

  • использование коммуникативных умений;
  • умение проектировать образовательный процесс;
  • умение использовать некоторые знания в области психологии.

Содержательно термин «тьютор» соединил в себе элементы из различных областей деятельности: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество.

Сегодня в образовании явно просматривают 3 современных тьюторских практики:

  • тьторская практика в дистанционном образовании;
  • тьютор как сопровождающий индивидуальной образовательной программы;
  • тьторская практика открытого образования.

Труды Ю.Л.Деражне «Тьютор в открытом обучении», Л.В.Бендовой «Педагогическая деятельность тьютора в сети дистанционного профильного образования» послужили основой для моей работы.

I.2   Цель и задачи тьютора в учебно-воспитательном процессе.                

      Современная ситуация требует того, чтобы учащийся (да и любой человек) владел навыком самостоятельного «добывания» нужной информации, мог ориентироваться в огромном море различной литературы для совершенствования и повышения своей квалификации, а также умел использовать уже имеющийся учебно- методический инструментарий.

        Цель тютора в системе обучения – обеспечение профессионального роста учащихся. В компетенции тьютора входит не предоставление информации, а организация деятельности по «добыванию» этой информации.

Задачи, выполняемые тьютором, очень хорошо выделила Костина Н. А.. Их можно представить в следующем виде:

  • знакомство;
  • «разморозка»;
  • пояснение материалов курса;
  • пояснение правил обучения;
  • подготовка к тестированию, анкетированию, экзаменам и т. п.;
  • организация групповой работы, создание благоприятного микроклимата;
  • индивидуальное консультирование;
  • осознание слабых и сильных сторон слушателей;
  • помощь в личностном развитии слушателей;
  • планирование учебного процесса;
  • рутинная работа;
  • оценка достижений слушателей;
  • мотивация слушателей;
  • передача знаний;
  • эффективная коммуникация;
  • саморазвитие;
  • корректировка своей деятельности;
  • подготовка методических материалов;
  • целеполагание.

       Это общий перечень задач, из которого можно выделить основные и дополнительные, относящиеся к каждому этапу деятельности.

         Тьторская работа предполагает занятия с одним или двумя детьми, что изначально невозможно при проведении обычного урока в общеобразовательном учреждении, поэтому ее необходимо проводить во внеурочное время. Преимущество в этом плане (в отличие от школы) имеет училище, так как в учебном плане по целому ряду предметов отведено определенное количество часов на проведение консультаций.

           Исходя из «Положения об аттестации» для учащихся  групп «Сварщик», «Автомеханик» и «Электромонтер» экзамен по физике является обязательным. Учащиеся объективно заинтересованы в наличии педагога, выступающего в роли сопровождающего и наставника, который поможет не только поставить цель, но и сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения пи условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулированные им самим. Педагог при этом выполняет совершенно другие функции: он не учитель, не психолог, а в большей степени организатор, консультант, наставник.

           По физике программой предусмотрено 20 часов консультаций в год на каждую группу.  Да, эти часы можно потратить на занятия со всей группой, но думаю, целесообразней будет организовать работу с отстающими детьми. Тьюторская  работа предполагает также групповые виды работ (парную, коллективную), поэтому некоторые занятия можно проводить с учащимися разных групп, учитывая, что  в каждой группе их 7-10 человек, всего получается 21-30.

        Так как групп со средним образованием три, то общее количество часов равно 120, что является достаточным для ведения тьюторской работы.

Группа поваров

Группа сварщиков

Группа автомехаников

Общее кол-во часов

1 год обучения

20

20

20

60

2 год обучения

20

20

20

60

Всего: 120 часов

        Занятия с тьютором ведутся после уроков и очень часто имеют продолжительный характер (вместо положенных 40 минут затягиваются на час, а то и на два), поэтому 120 часов - это только формально, на самом деле педагог занимается с учащимися гораздо больше.

         При преподавании физики большое количество времени отводится решению задач, и основополагающим умением при данной работе является умение выполнять простейшие арифметические действия, а так как по предмету математика программой предусмотрено 30 часов консультаций в каждой группе, то  есть возможность проведения бинарных консультаций.

      Тьюторскую работу в ПУ я представила в четырех  этапах.  Первый - исследовательский, второй - подготовительный, третий - основной, четвертый - заключительный (контрольный).

I.3    Этап первый - исследовательский.

      Целью первого этапа является отбор учащихся, с которыми предстоит организовывать тьюторскую работу, а также составление уникального образовательного пути каждого из своих подопечных.

      Так как учащиеся в училище приходят из разных школ, с разным уровнем знаний, а тьютор с ними не знаком, то первое что необходимо, это проведение диагностики (проверка приобретенных в школе раннее знаний и умений). Такое диагностирование проводится в начале первого курса по специально составленным тестам. Затем выделяются самые слабо подготовленные учащиеся, с которыми и предстоит работать тьютору.

       Ведь если посмотреть, как ведет себя слабый учащийся: сначала заметно возрастает инертность, пассивность, что служит первопричиной его отставания в дальнейшем. Эти учащиеся не успевают за предусмотренное время на уроке овладеть необходимым минимумом знаний. Со временем такое отставание увеличивается. Ученики все меньше и меньше понимают то, что излагается на уроках, они присутствуют на занятии, но фактически не участвуют в работе, самое лучшее- это спишут с доски или с тетради сильного ученика.

       Постепенно у них формируется отрицательное отношение к учебе, да и вообще ко всей познавательной деятельности. Боязнь ошибиться, получить неудовлетворительную оценку толкает их, как правило, на постоянные пропуски занятий. Плохая отметка- это всегда «мощный» удар по самолюбию, признание собственной неполноценности. Постепенно у таких учащихся складывается заниженная самооценка, усугубляется их отрицательное отношение к училищу в целом. Многие ищут компенсацию собственной значимости вне школы. А учитывая особенности нашего города, да и контингента учащихся, самовыражаются они подчас неадекватно,  попадая в антисоциальные компании, пополняя ряды правонарушителей.

       Основные психологические особенности недостаточно успевающих учащихся:

  • инертность мышления;
  • механическое закрепление в памяти информации, во многих случаях не адекватное ее смыслу;
  • почти полное отсутствие попыток анализировать свои ошибки и искать пути их устранения;
  • материал усваивают лишь после вторичного объяснения и значительного числа однотипных упражнений;
  • стремятся избежать интеллектуального напряжения;
  • обладают низкой умственной работоспособностью;
  • для решения задач необходима развернутая помощь.

       Аналитическая работа по диагностики проводится уже не один год, и результаты показывают неудовлетворительный уровень знаний учащихся. Из группы (20-25 человек) только 3-5 учащихся обладают удовлетворительными знаниями. Формальный подход к оценке знаний не может обеспечить им овладение необходимым минимумом знаний. Стимул работы учащихся - это повышение своей текущей оценки на один балл.

       Перед тем как приступить к работе, тьютор, поработав с результатами диагностики первокурсников, выбирает несколько (5-6) детей из разных групп, составляет «контрольно- оценочную карту» для каждого ребенка, которая ведется на протяжении всей учебы . Периодичность ее заполнения 1 раз в пол года(Приложение №1).  И именно  «Контрольно- оценочная карта» очень наглядно позволяет отследить динамику развития каждого ученика, видеть достижения каждого, своевременно обнаружить «слабые места» и оказать индивидуальную помощь в трудных вопросах. Таким образом, собираются сведения за весь период обучения. (Приложение №1)

         Исследование является очень важной частью работы, так как позволяет тьютору наметить план индивидуальной работы  и составить образовательный путь каждого ученика.

   

I.4   Психологический аспект тьюторской деятельности.

Роль тьютора достаточно широка, несомненно, для успешного осуществления своей деятельности он должен использовать знания в области психологии.

Целью тьюторской работы является не только формирование базы знаний, но и раскрытие творческого и нравственного потенциала каждого ребенка, создание условий для формирования у учащихся мотивации к самообразованию и самовыражению, обеспечить условия для развития личности. Эффективно проводить работу в виде диалога, который создает предпосылки для положительной мотивации, стимулирует раскрытие личности ребенка.  

Важнейшим элементом в мотивации является «вознаграждение», которое может быть абсолютно различным:

  • вознаграждение словом:

- похвала («Все было здорово!, Всегда бы так!», «Отлично поработали вместе!», «Ты сегодня очень внимательна!»)

- одобрение («Очень точный ответ, тебя было приятно слушать!»)

- признание сверстниками и преподавателем (попросить о помощи – проверить тетради  с задачами, тесты и т.д., и обязательно искренно поблагодарить,  но для этого ведь необходимо сначала их решить)

- доверие (По различным сложным вопросам спрашивать совета у детей. Убедить, что их мнение важно для вас, и ведь это действительно так.

«Гарантирую, что вы справитесь с домашним заданием. От вас требуется только честно попытаться. Если вы не справитесь, виновата я- плохо разъяснила»).

  • вознаграждение оценкой;
  • награды, грамоты, дипломы;
  • представление свободного времени.

Цель стимулирования: не просто побудить ребенка работать, а побудить выполнять любую работу данную тьютором лучше.

Успех тьюторской работы во-многом зависит от атмосферы трудовой деятельности, от взаимоотношений тьютора и ученика, от решений всевозможных проблем и конфликтов. Демократизация отношений требует от тьютора:

  • не запрещать, а направлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а руководить;
  • не управлять, а сотрудничать.

Далее представлены некоторые приемы  мотивации учебной деятельности, которые я применяю в своей деятельности.

  • Как смотивировать детей на решение так нелюбимых ими задач?

После урока, пока ребята занимаются, тьютор не специально под партой (в шкафу, у стола), находит шпаргалку, которая случайно осталась после проведения аттестации по физике знакомым для них учащимся. Разобраться в ней сложно, но очень хочется узнать, как этот ученик (который, к примеру, является президентом училища) решал задачи и правильно ли он это сделал? А вдруг он был не силен в физике, и они смогут уличить «такого» человека в ошибке.

Как хочется подтвердить свою значимость!  Тем самым, мы не только  учимся читать, но и извлекать знания из готового материала.

  • Как не хочется иногда читать учебный материал, отбирать основное, главное, составлять таблицы.

И тут случайно заходит завуч  и объявляет, что завод по производству автомобилей прислал заявку на составление проекта «Авто будущего», то есть необходимо в письменной форме изложить свои предложения по улучшению качества автомобиля. Данный проект, по заверению директора завода, будет спонсирован огромными материальными средствами. Предложение принимается в течение 10 дней.

      Работа интересная, но для начала необходимо знать недостатки современного автомобиля, а только затем спрогнозировать их «удаление».

  • Заработать дополнительные оценки можно выполняя работу, которая тебе нравится.

Каждой оценке соответствует определенное количество баллов:

300 баллов – оценка 3

400 баллов – оценка 4

500 баллов – оценка 5.

Для получения суммы накопительных баллов необходимо выполнить определенное количество заданий. Каждое задание имеет свою цену -определенное количество баллов: решение отдельной задачи – 100 баллов, создание доклада – 100 баллов, выступление с докладом перед учащимися – 200 баллов, создание проекта – 500 баллов и т.д. Есть задания специальные со стоимостью в 1000 баллов. Таким образом, можно получить несколько дополнительных оценок в журнал.

  • Как много в мире процессов, явлений, изобретений,  которые наши ребята (в силу их нелюбознательности) даже представить себе не могут.

К примеру, перемешивание теста на Красновишерском хлебозаводе происходит с помощью электризации. А может, все это не так? И мама Пети Васильева из группы № 14, которая там работает, предоставила нам ложную информацию, т.е. просто подшутила над нами. Это надо проверить!

  • Конкурс шпаргалок.

Участники должны кратко, точно и разборчиво на маленьком листке бумаги записать ответ на поставленный вопрос. Побеждает тот, кто соблюдая все условия, записал наибольшее количество текста.

Шпаргалки можно выставить на стенде: виды шпаргалок и приемы их составления. Оригинальные шпаргалки можно использовать в качестве опорного конспекта.

  • Метод скоростного разбора будущего урока.

На занятиях тьютор с учащимися разбирает каждый элемент предстоящего урока. Это позволяет сформировать ситуацию успеха на последующем уроке даже для самых слабых учащихся, стимулировать дальнейшую осознанную деятельность.

  • Для качественного запоминания можно использовать такие виды работ как: рисунки физических явлений, фотографии с комментариями, инсценировка  физических понятий и процессов т.д.

Пример, электрический ток в металлах. «Ребята, я видела сегодня сон: вы – маленькие электрончики. Судьба занесла вас в длинный узкий коридор – алюминиевую проволоку. Там темно. Ваша задача изобразить электрический ток».Для наших учащихся данная работа достаточно трудна, поэтому сначала необходимо изучить тему досконально, чтобы не ошибиться с показом.

        Отказываясь от прямого принуждения, тьютор создает условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации. При этом позиция тьютора – мудрый советник, старший товарищ – есть позиция сотрудничества, сотворчества, соуправления. Вся работа тьютора должна опираться на положительное стимулирование.

        Положительными формами могут быть:

  • открытка, письмо, записка;
  • похвала конкретного ученика в кабинете перед всей группой учащихся;
  • фотография учащегося с изложением его заслуг и  подписью тьютора и т.д.

В психологическом плане очень важно ровно и уважительно относиться к каждому ребенку. В общем смысле организация успеха предполагает знание обучающегося, понимание его проблем, уважительное отношение и кропотливую индивидуальную работу.

Огромное значение для развития личности имеют методы и приемы оценивания деятельности ребенка. В основе оценки должно лежать не сравнение детей, а видение сдвига, приращение развития.

В тьюторской работе все методы должны быть направлены, прежде всего, на:

  • формирование у обучащегося чувства успеха, уверенности в своих силах;
  • бесконфликтность учебной ситуации;
  • постоянная возможность исправления и улучшения оценки;
  • замена количественной оценки качественной;
  • применение индивидуальных критериев достижения и т.д.

        

Глава II.

Формирование общеучебных знаний, умений и навыков во

внеурочное время.

II.1    Второй этап - подготовительный.

   

   На втором этапе проводятся групповые занятия практикумы, здесь ликвидируются пробелы в знаниях учащихся. Цель- приобретение и пополнение знаний ребенка, создание условий для активной совместной деятельности.

 Учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • работать с учебной литературой, словарем;
  • внимательно слушать;
  • составлять краткий пересказ прочитанной литературы;
  • находить ответ на поставленный вопрос, самостоятельно составлять грамотные вопросы;
  • оформлять записи в тетради;
  • планировать свою деятельность;
  • а также сотрудничать, общаться,  помогать слабому.

    Работа тьютора начинается с разработки учебно-методических материалов, проводится во время консультаций, где преподаватель постоянно оказывает поддержку обучающимся, анализирует и оценивает деятельность каждого учащегося, стимулирует на выполнение самостоятельной работы.

     На данном этапе можно выделить следующие основные виды деятельности обучающихся:

  • работа с новым материалом по плану;
  • составление развернутого ответа по опорному конспекту (схеме, рисунку, таблицы);
  • составление опорного конспекта (рисунка, схемы, таблицы);
  • решение типовых задач;
  • выполнение простейших творческих заданий.

  • Работа с новым материалом по плану.

     Целью данного вида работы является развитие умения выделять главное, формулировать основную мысль текста, конспектировать.

      Роль тьютора – индивидуальное консультирование учащихся, вследствие их умственной или психологической несостоятельности, обеспечение благоприятного эмоционального климата.

      Обучение на данном этапе дифференцируемо, достигается путем коллективной (парной, микрогрупповой, бригадной) работы. Большое значение уделяется теме изучаемого материала. Выбор темы осуществляется с учетом ориентации на получаемую детьми профессию, а также в соответствии с их интересами. Такой подход ведет к постепенному включению учащихся в увлеченную работу.

     Дополнительно с новым материалом обучающийся получает план, работая с пунктами которого можно получить полный ответ.

      Например, при изучении темы «Температура» в группе поваров тематика  дополнительного материала звучит следующим образом: «Можно ли удержать тепло?».  Рассказ ведется о термосах, которые широко используются не только в быту, но и в производстве. При изучении темы «Электричество» можно ответить на вопрос: «На что способно электричество?», где одним из интереснейших моментов будет беседа о микроволновых печах.

      В группе автомехаников материал «Инфразвук – предвестник беды» вызывает особый интерес. Инфразвук, то есть низкочастотные колебания, может создаваться механизмами  машины, а если он возникает, то через некоторое время водителя охватывает беспокойство, он быстро утомляются, а это может быть причиной аварии.

      А темы «Что такое радуга?», « Почему взрывается атомная бомба?», « Зачем человеку два уха?», как показывает практика, интересуют всех учащихся без исключения.

  • Составление развернутого ответа по таблице (опорному конспекту, рисунку, схеме).

         Любой вид информации (в том числе таблицы, схемы, опорные конспекты) практически всегда подается в форме монолога учителя. В связи с этим возникает много проблем в репродукции информации учащимся. Во- первых, учащиеся не умеют использовать специальные термины; во- вторых, не умеют общаться; в- третьих, не могут дать полный развернутый ответ по интересующему учителя вопросу.

     Бесспорно, опорные конспекты, схемы, рисунки помогают учащемуся в усвоении материала, способствуют лучшему запоминанию, сокращают время  

записи при изучении нового материала. Но вот умением читать схемы, рисунки обладают единицы.

     Целью данного этапа является формирование навыков общения и способности восприятия и переработки информации. На данном этапе проводится индивидуальная работа с учащимися. Тьютор исполняет роль консультанта.          

     Большое значение уделяется поддержке учащихся в их стремлении достичь успеха и повысить уровень собственных возможностей. Способы поддержки учащихся я выбираю различные: похвала, подсказка (слабым ученикам), предоставление дополнительного времени на выполнение задания и т.п. Обязательно должны быть отмечены даже не совсем удачные работы. Словами поддержки могут быть: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера».

      Учащемуся дается  таблица, рисунок, схема  по конкретной теме и предлагается записать в тетрадь полный ответ. Задача тьютора научить детей грамотно, правильно, четко формулировать свою мысль.

      Например, изучение темы  «Газы. Жидкости. Твердые тела».

     Тема несложная, ребятам давно известна с уроков природоведения, а также физики и химии. Используя предложенную таблицу, которая может выглядеть следующим образом, учащимся предлагается составить и записать в тетрадь все о трех состояниях вещества.

Газы

Жидкости

Твердые тела

Расположение молекул

Характер движения молекул

Основные свойства

Объем не сохраняется,

Форма не сохраняется

Объем сохраняется,

Форма не сохраняется

Объем сохраняется,

Форма сохраняется

Примеры

кислород

вода

алмаз

 

     Если учащиеся затрудняются, то им предлагается воспользоваться параграфом учебника. Самым слабым учащимся в помощь дается карточка- подсказка, в которой необходимо вставить пропущенные слова.

 

Карточка.

Внимательно прочитай параграф №7 на стр. 24.и  попробуй, применив материл учебника, свой жизненный опыт, вставить пропущенные слова. Уверена, у тебя все получиться.

Газы.

   Молекулы в газах располагаются на ……  расстоянии друг от друга. Молекулы движутся …., характер их движения можно сравнить с «одиночками». Газы занимают ….. весь предоставленный им объем. Форму … сохраняют.  К газам относятся кислород, азот, ….

Жидкости.

   Молекулы в жидкостях располагаются …..,  расстоянии между молекулами ……. чем в газах.  Молекулы ведут скачкообразный ….. жизни, характер их движения можно сравнить с «толпой». Какое-то время они топчутся на ……., но способны перескакивать на другое место. Жидкости сохраняют …, но не сохраняют …  К ним относятся вода, молоко, …

Твердые тела.

  Молекулы стоят в строго …… порядке (в виде кристаллической …). Молекулы колеблются около своих положений ….., характер их движения можно сравнить со «строем». Объем и форма ….. примерами твердых тел являются алмаз, железо, ….

  • Составление опорного рисунка.

        Значительная часть учащихся при обсуждении материала испытывают затруднения, в частности при объяснении физических процессов и явлений фиксируется непонимание смысла прочитанного. Общеизвестно, что представленная учителем информация- это еще не знание ученика. Только в процессе самостоятельной деятельности информация превращается в личное знание учащегося.

      Одним из видов такой деятельности является составление схемы, рисунка, таблицы и т.п.

   Данный вид работы достаточно сложный и, несомненно, будет вызывать трудности у учащихся. Поэтому  необходимо предвидеть возможные неудачи,  фиксировать даже небольшие достижения обучающихся, а также научить их считать ошибки (на первых порах)  нормальным явлением. Ошибки неизбежны в любой деятельности. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

    Целью данной деятельности является формирование способности к активной, целенаправленной, самостоятельной деятельности.

    Работа ориентирована на повторение тем, вызывающих особые затруднения в усвоении.

   Рассмотрим конкретный пример.

     Одной из интереснейших тем физики является тема «Электрический ток». В конце первого курса учащиеся рассматривают тему «Электрический ток в вакууме». В учебнике очень просто и лаконично рассказывается, как создается ток в данной среде, но рисунка, который помог бы  усвоению, не дается. Поэтому учащимся предлагается нарисовать, как происходит перенос заряда в данной среде (это  после того, как данная тема рассматривалась на уроке).

     Такой вид работы многих учащихся ставит в тупик, они просто не знают с чего начать. Поэтому можно предложить им карточку - подсказку, в которой содержатся наводящие вопросы, помогающие создать рисунок.

______________________________________________________________________

Карточка – подсказка

Ребята, скоро вам предстоит сдавать экзамен. Один из вопросов будет «Электрический ток в вакууме». Тема содержит много определений, которые запомнить достаточно сложно. Но ответ будет засчитан, если вы схематично, без учебных понятий, сможете описать прохождение тока в вакууме. Рисунка в учебнике нет, поэтому сделать это придется вам самостоятельно. Надеюсь, карточка-подсказка вам в этом поможет.

Прочитай на странице 154    параграф 78     .

Начни свой рисунок с ответа на каждый из последующих вопросов:

  1. Что такое вакуум?  Как создать вакуум?   Где его можно создать?

Зарисуй то, где его можно создать.

2. Что такое электрический ток?  Какими заряженными частицами создается электрический ток?  Какими заряженными частицами создается электрический ток в вакууме?  Откуда берутся эти заряженные частицы в вакууме?

    Зарисуй это тело и правильно назови его.

  1. Имеет ли электрический ток направление? Куда он направлен? Куда на твоем рисунке будет направлен электрический ток?

Зарисуй это тело и правильно назови его.

  1. Что необходимо чтобы электрический ток существовал?

Дорисуй все необходимое.

 

 

 Примерный рисунок может выглядеть таким образом.

                -                                                                                            +  

                                                               

катод (нагретое тело)        анод

        ( холодное тело)

вакуум

электроны

       

И если ребенок сумел составить рисунок, то сформулировать определение тока в вакууме, запомнить, а главное объяснить суть, ему не составит труда. Ведь «электрическим током в вакууме называется упорядоченное движение электронов от катода к аноду».       

         Рисунки учащихся проверяются. Они могут быть различными, но принцип действия должен сохраняться. Лучшие, а главное правильно выполненные, грамотно оформленные  работы демонстрируются. А  с теми, у кого данная работа вызвала затруднения, проводится индивидуальное консультирование.

  • Решение типовых задач.

       

        Решение задач всегда у учащихся вызывает большие затруднения. После долгих неудач,  учащийся  не верит в собственные силы, боится допустить ошибку.  На вопросы: «Что не ясно? Что не получается? В чем испытываете трудности?» у него только один ответ: «Не умеем решать».

        Последствием затруднений является безынициативность детей, полная апатия, а также отсутствие навыков самостоятельно организовывать собственную деятельность по решению задач.  Да, в задачах много трудностей: запись «Дано», перевод единиц измерения в систему СИ, нахождение соответствующей формулы, вывод неизвестной величины из исходной формулы. Выход из возможных затруднений, на первых порах, я нашла  в сотрудничестве тьютора и учащегося, то есть совместной деятельности по решению типовых задач.

      Целью тьюторской работы является развитие веры в собственный успех.

      Учащиеся получают карточки с тремя задачами: две решены, а третья подобная, которую необходимо решить.

      При работе с каждой новой карточкой перед учеником ставиться цель. Целью является отработка определенного конкретного умения: запись дано, перевод с систему СИ, вывод формулы и т.п. При подобной постановке вопроса происходит постепенный рост учащегося и его продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение, способствует самостоятельной деятельности.    

Пример.

Цель, поставленная детям перед началом работы:

     «  Что такое приставка в физике? Что означают приставки м=?, н=?, п=?? Где можно найти значение приставок?»

Карточка

Для того чтобы решить задачи необходимо знать формулу, физические величины и единицы их измерения. Давай-ка вспомни!

                                                                                                 I-…………[...]

                             -закон Ома для участка цепи                  U -………..[...] 

                                                                         R-………..[...]

Я уверена, если ты внимательно разберешь первые две задачи, то третью решишь с легкостью. Докажи, что я не ошибаюсь.

Задача №1.

Определите сопротивление электрической лампы, сила тока в которой 0,5А при напряжении 120 В.

   Дано :                     Решение

I =0,5А                     I =;         I*R=U        => R=

U =120В                

R =?                        R= =240 Ом.      

Ответ: сопротивление электрической лампы равно 240 Ом.

Задача №2.

Вычислите сопротивление спирали лампы от  карманного фонаря, если при напряжении 3500 мВ сила тока в ней 0, 28 А.

   Дано :           СИ                                            Решение

I =0,28А                                                 I =;         I*R=U        => R=

U =3500мВ   3500*10 В            

R =?                                                      R= =12500*10 Ом=12,5 Ом      

Ответ: сопротивление спирали лампы равно 12,5 Ом.

Задача №3.

На цоколе электрической лампы написано 1В,680 мА. Определите сопротивление спирали лампы в рабочем состоянии.

    Сначала с учащимися для  осознанного решения необходимо  восстановить в памяти  формулу (формулы), применение которых необходимо для решения задач данного типа. Затем – учащимися  вспоминаются (либо находятся в тетради или в учебнике) соответствующие физические величины и единицы их измерения. Особое внимание отводится проговариванию формулы.

      Первую задачу учащиеся записывают в тетрадь, тьютор полностью проговаривает ее решение, разъясняет возникшие вопросы. Со второй задачей учащиеся некоторое время пытаются разобраться самостоятельно. Затем один из учащихся выходит к доске и объясняет ее решение. Третья – обучающимися решается самостоятельно, проверяется тьютором, основные затруднения  прорабатываются заново.

      Ответ на вопрос, поставленный перед началом работы, либо прописывается в тетради, либо проговаривается на занятии учащимися. После выполнения каждой работы выписываются ошибки ученика, делаются отметки на листах анализа.

п/п

  Ф.И.

Оцениваемый элемент работы

Краткая запись условия

Перевод данных в СИ

Рисунок, график или схема

Пояснение хода решения

Вывод рабочей формулы

Проверка размерности

расчет

В результате выполнения повторяющихся заданий совершенствуются навыки мышления и понимания, формируется положительная мотивация успеха.

  • Простейшие творческие задания.

      Традиционное образование стремится к увеличению объема знаний, это продиктовано темпами развития наук в образовательном процессе. С каждым годом  в учебный процесс вводятся все новые и  новые дисциплины. Но вся информация, которую получают обучаемые, необходима не столько для запоминания, сколько для использования в процессе собственной творческой деятельности. Следовательно, задача тьютора сводится к развитию творческого потенциала детей, усиления познавательных интересов.    

      Целью данного этапа работы является формирование умения осмысливать проблему и переводить ее в плоскость практических решений. На занятиях учащиеся пробуют применить теоретические  знания полученные на уроке, в  новых, нестандартных ситуациях. Для этой работы  я использую интересные примеры физических процессов и явлений из окружающей жизни, которые необходимо интерпретировать языком физики (Приложение № ).

     Целесообразней эту работу сначала организовать индивидуально, а потом обсудить ее результаты с группой и прийти к общему мнению. Карточки с заданиями получает каждый ученик, что позволяет дозировать индивидуальную помощь. Впечатляющие примеры из жизни вызывают у учащихся значительный интерес и желание глубже узнать физику. Профессиональная направленность  творческих заданий только усиливает заинтересованность в познании предмета.

        Бесспорно, на уроках теоретического обучения в профессиональном училище, закладываются основы специальным предметам. Примером служит углубленная работа над  темой «Электростатика», что формирует у учащихся правильное в научном отношении представление об электрическом заряде. В настоящее время электричество находит все большее практическое применение, причем в различных отраслях.

       Вопросом для беседы в группе автомехаников может служить:

«Почему к центру автомобиля – бензовоза прикреплена металлическая цепь, часть которой тянется по земле?» или

«Для чего при наполнении автомобильной цистерны бензином цистерна и опоражниваемый сосуд соединяют проводом и заземляют?»

  В группе электромонтеров можно поинтересоваться:

«На режим работы радиоламп в сильной степени могут влиять электрические поля. Как защитить радиолампу от влияния посторонних электрических полей?»

Неподдельный интерес в группе поваров вызывает работа над вопросом:

«Как на современных хлебозаводах с помощью электризации замешивается тесто?»

   А вопрос:  «Как защитить от возможных электрических разрядов оборудование, на котором вам приходится работать?» может использоваться во всех группах при обсуждении особенностей техники безопасности на рабочем месте.

II.2    Рефлексивная деятельность тьютора.

       После того как тьютор устранил пробелы в знаниях учащихся, необходимо заняться рефлексией. Цель- подготовка к эффективному дальнейшему самообразованию, развитие творческой активности учащихся.

       В задачи тьютора на данном этапе входят:

  • разработка разнообразных, интересных и в тоже время доступных методических материалов;
  • помощь в выполнении различных видов работ;
  • проверка, оценивание, консультирование и другие формы психологической и педагогической поддержки учащихся;
  • индивидуальная помощь в решении различного рода проблем, связанных с обучением.

         Для того чтобы деятельность учащихся на основном этапе была более эффективной, необходимо выполнение следующих условий: обеспечение активности учащихся, наличие их интереса к работе, включение нового материала не только в имеющуюся базу знаний, но и в методы работы. Можно выделить следующие виды работ на данном этапе:

  • подготовка сообщений, докладов;
  • решение задач;
  • проектная деятельность;
  • игровая деятельность.

      Приведенные виды работ учащимся интересны, на них ребята активно действуют, пробуют себя в самостоятельной деятельности, а задача тьютора - подкрепить, зафиксировать их успех.

  • Подготовка доклада, сообщения.

     На подготовку доклада(сообщения) дается определенное время. Тему учащийся выбирает самостоятельно из предложенных тем, либо формулирует свою, что повышает учебную мотивацию и познавательный интерес. После окончания работы над докладом ученик выступает на уроке, демонстрируя полученный результат. Выступления перед группой учащихся позволяют  обучающемуся научиться защищать выполненную работу, отстаивать свою точку зрения, позволяют свободно владеть материалом по данной теме. Доклад должен иметь вид законченного целостного произведения, содержать введение, основную часть, заключение. Работа над докладом подразумевает изучение интересного материала, выходящего за рамки учебной программы предмета. В итоге деятельности над докладом учащимися должны быть собраны воедино и доступно изложены основные положения изучаемого материала, приведены яркие примеры, рисунки, графики и т. д. иллюстрирующие основные идеи доклада.

      Во введении учащиеся обосновывают выбор темы, дают краткую характеристику источников информации, раскрывают цели и задачи доклада. В заключении - делают собственные выводы по изученной проблеме, ее актуальности. Оформление доклада должно отвечать следующим требованиям: наличие титульного листа, оглавление, список используемой литературы. Объем доклада четко не регламентирован, поскольку он зависит от содержания анализируемых книг, так и от их числа.

     Позиция тьютора на данном  этапе - это человек, создающий условия для учения, человек-фасилитатор, строивший свои отношения на безоценочном положительном принятии ребенка, тем самым, создавая комфортные условия для его развития. Деятельность тьютора начинается с рассказа, кратко раскрывающего суть предстоящего изучаемого материала, а через некоторое время для затрудняющихся учащихся проводится индивидуальная беседа, в которой излагаются цели, задачи, структура предстоящей работы и требования к ним, позволяющая успешно раскрыть тему доклада. Затем тьютор совместно с учащимся составляет  список литературы,  которая будет использоваться в работе. В дальнейшем тьютором осуществляются индивидуальные консультации по содержанию будущей работы, ее написанию и подготовке к выступлению.

 

       Например, при проведении «Недели физики»  одним из предложенных учащимся заданий является создание доклада по теме «Физика в моей профессии». Призыв на участие выглядел следующим образом:

«Только с 11 по 18  декабря проводится неделя «Физика в профессии»

Если в это время ВЫ решитесь сдать свои долги,

уверяем ВАС,

никто не посмотрит злобно,

не отмахнется,

не будет ругать за непослушание и  частое безделье,

а с улыбкой,

пониманием

и терпением отнесется к возникшим проблемам.

Причем одним из вариантов сдачи долга может быть написание доклада».

   Учащимся, затрудняющимся с выбором темы, предлагается несколько тем на выбор. Отношения «тьютор – обучающийся» строится на замене принуждения желанием, которое порождает успех.

Задача тьютора на данном этапе – проанализировать проделанную работу учащихся, показать пути решения возникших трудностей, наметить дальнейшие шаги.

  • Решение задач.  

       

     Обучение учащихся решению задач продолжается, но в несколько иной форме. Одна из основных задач тьютора при организации работы по решению задач – осуществление обучения в группе таким образом, чтобы ученики не только много трудились, но и делали это с достаточной долей удовольствия. Перед учащимся ставится  игровая ситуация (как перебраться на другой берег, найти планету, и т.д.), верно решить которую помогут ранее полученные на уроке знания (Приложение № )

В новых по оформлению и содержанию дифференцируемых карточках,   основной упор делается  на  следующие принципы.

  • Принцип сюжетности. Ребенок «окунается» в фантастическое путешествие с одним из сказочных героев и, прорешивая  определенные задачи, направляет его и помогает ему выбрать правильный путь.
  • Принцип постоянной занятости. Самостоятельную работу с карточкой все учащиеся начинают с одной и той же задачи (задание не сложное), от которой отходят три указателя:  правильный ответ, не правильный, свой вариант. Поскольку ответ на поставленную задачу может быть различен, то ребенок идет тем путем, к которому его привели самостоятельные вычисления и умозаключения. По пути «правильного ответа» задания усложняются, у неверного ответа – дается более простая задача, при выборе указателя «свой ответ» - следующая задача того же уровня. И каждой новой задаче соответствуют еще три аналогичных указателя. Тем самым ребенок, решая новую задачу, не остается в неизвестности, а движется дальше по имеющимся указателям.
  • Принцип посильности.. Задания должны быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы он самостоятельно и с небольшой помощью учителя смог решить поставленную задачу.
  • Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой. И это реально возможно, т.к. каждый ученик найдет задачи, посильные ему.

   Оформление таково, что сразу привлекает внимание учащихся. Причем поставлена конкретная проблема, которую необходимо решить. И обучающемуся самому интересно, куда же приведет его тернистый путь решения. Очень удобна карточка для контроля, каждому результату (пути) соответствует своя оценка. Что, несомненно, уменьшает, да и упрощает, время проверки.

  • Проектная деятельность.

       Выполнение краткосрочных проектов(2-4 часа), где учащиеся  используют все свои знания, творчество и опыт для самостоятельного выполнения поставленной задачи, весьма положительно воспринимается учениками. Задача тьютора  состоит в том, чтобы привести каждого учащегося в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к  окружающему миру, помочь ему раскрыть собственную уникальность.

       Примером краткосрочного проекта является создание учащимися «Презентации» на уроке-конкурсе по теме «Я лучший в программе  Презентация»  (Приложение № ).  Учитывая, что скорость  выполнения проекта у всех  учащихся различная, одни без  особых затрат сил и труда, в сравнительно короткий срок, другие при всем желании и старании не могут быстро и легко достигнуть результата, необходимо предусмотреть внеурочную работу. Роль тьютора – индивидуальное консультирование по отдельным вопросам.

  Перед учащимися ставится реальная проблема, решение которой осуществляется учащимися на персональном компьютере. Учащиеся получают карточку – путеводитель (см. Приложение), по которой создается проект, но возможен вариант своего решения в данном вопросе. Создание проектов  направленно на желание ученика утвердиться в среде сверстников как яркой индивидуальности.

      Как показывает практика, на уроке дети выполняют только некоторые наброски, проблема продолжает их волновать и после него исходя. Задача тьютора сводится к содействию учащихся в осознании собственной идеи, поощрению в создании своих оригинальных проектов. Тьютор выступает в роли собеседника: речь идет об ориентации на каждом ученике, в готовности поддержать его, помочь,  обсудить возникшие трудности.

  • Игровая деятельность.

   Игра является одним из увлекательнейших форм работы с учащимися и представляет большой интерес у самих детей. Целью игры является не столько проверка знаний учащихся, сколько создание духа соревнований, ситуации успеха, способствующей свободе самовыражения и творчеству.

        Хотя деятельность тьютора по подготовке игры требует больших временных затрат, но виды игр подобраны таким образом, что  работа детей (во время игры) фактически не зависит от тьютора. Перед тьютором ставятся следующие задачи:

  • разработать сценарий игры,
  • подготовить помощников,
  • обеспечить материальную базу игры, то есть размножить путеводители, собрать оборудование и т. д.,
  • собрать и распределить игрогруппы и т. д..

     Такая групповая работа порождает у учащихся здоровую соревновательность, реально ставит ребенка перед решением конкретной задачи. Все это способствует развитию нормальной самооценки. Игра побуждает к активизации интересов учащихся к физике, развивает творческую мыслительную деятельность, развивает коммуникативные качества будущих специалистов, способствует личностному развитию таких качеств как конкурентоспособность, желание победить,  развивает быстроту реакции и т.п.

   Примером такой тьюторской работы может служить игра «КЛЮЧИ ОТ ФОРТА№ 24» (см. Приложение).

     

Глава III.

Аттестация как итог тьюторства.

III.1  Этап четвертый - заключительный.    

      На заключительном этапе задача тьютора состоит в обеспечении индивидуальной готовности каждого ученика к аттестации. Так как физика является профилирующим предметом в группах мальчиков, а группы девочек с удовольствием выбирают экзамен по физике, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица, то работа осуществляется практически со всеми учащимися без исключения.

     Аттестация представляет собой непростую и неприятную, но неизбежную составляющую учебного процесса, да и жизни в целом. Одними она воспринимается достаточно легко, у других только при мысли о ней выступает пот. Как показывает педагогическая практика  этих проблем можно избежать, либо свести к минимуму,  если учащиеся будут всесторонне подготовлены к экзаменам,  владеть полной информацией, знать возможные способы подготовки к ним.

     Специфика училища также накладывает свой отпечаток на работу при подготовке к аттестации. Многие учащиеся ПУ практически не готовятся дома, поэтому их деятельность на уроке и вне его необходимо организовывать таким образом, чтобы успешно, избегая стрессов сдать экзамены и получить хорошие оценки.

    Тьюторская работа состоит в индивидуальном консультировании, оказании всесторонней помощи учащимся при подготовке к аттестации.  Деятельность тьютора включает в себя следующие этапы работы:

  • оформление информационного стенда «Готовься к экзамену»,
  • подготовка карточек – путеводителей по каждому билету экзамена,
  • проведение консультаций, с указаниями по подготовке к экзаменам,
  • подготовка и проведение репетиционных экзаменов.

III.2   Подготовка к аттестации.

      В помощь слабым учащимся я подготовила карточки- путеводители, которые помогут при подготовке к билетам экзамена. Каждая карточка предназначена для подготовки к одному билету и состоит из трех частей. Выполняя первые две, учащийся получает ответ на вопросы соответствующего билета, третья часть – проверка  осознания проделанного.

      В карточках предлагаются  следующие виды работ:

  • найти логическую ошибку,
  • записать полный ответ по плану (рисунку, таблице, схеме),
  • вставить пропущенные определения,
  • дописать пропущенные слова или словосочетания,
  • решить задачу,
  • ответить на поставленные вопросы.

    Роль тьютора – оказывать своевременную помощь  учащимся:

обеспечить справочным материалом, методическими пособиями, схемами, таблицами и т.д.. Он всегда должен быть готов к экстренной помощи. Четкий учет выполнения заданий позволит и ученику, и учителю быть уверенным за успешную сдачу экзамена. Правильно выполненные первые две части соответствуют отметке  «три», третья - более высокому баллу.

,«Единственный путь, ведущий к знанию-

это деятельность»

Бернард Шоу

       Сегодня различные образовательные практики соотносят себя с идеями индивидуально- ориентированной практики. Тьюторское сопровождение принципиально отличается от других практик.

          В процессе тьюторской деятельности должна быть достигнута совсем иная цель: тьютором  организуется поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого обучающегося инициативного и авторского отношения к предмету, собственной деятельности.

       При осуществлении тьюторского сопровождения учащегося каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценности и социальные стремления, заново найдены средства его самоопределения, проанализированы индивидуальные возможности для конкретного образовательного пути.

         Работа с каждым учащимся не может быть запрогнозирована заранее, поэтому тьюторская работа с обучающимся всегда личностно - ориентированна и ситуативно- уникальна. Иначе говоря,  действия тьютора ориентированы в двух направлениях: одни направлены на приобретение знаний учащимися, другие - на максимальное раскрытие потенциала обучаемого, его личностное самоопределение.

       Таким образом,  тьюторство заключается в организации образовательного движения обучающегося, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию». Кроме того, тьютор учит подопечного тому, как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: потенциальным работодателем, деловыми партнерами.

        Моя работа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов с учетом новых реальностей образовательного процесса.


Приложение №1.

Техника

чтения

скоропись

Таблица умножения

Умение выделять главное

Умение работать с литературой

Умение выполнять простейшие арифметические действия

Умение решать задачи

Умение сравнивать, сопоставлять, различать

Контрольные, срезовые работы

I

К

У

Р

С

1 полуг.

2 полуг.

II

К

У

Р

С

1 полуг.

2 полуг.

Личные достижения

Результаты экзамена

(комментарии)


[1] Ковалева Т.М. // Тьюторство-  идея и идеология: сборник научных трудов по материалам IМежрегиональной тьюторской конференции. – Москва-Томск:1996.-С.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Роль классного руководителя в процессе обучения

Классное руководство - классно или ужасно?...

Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище

Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка программы и стратегия улучшения сис...

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

Диалог со студентами во время работы на лекциях и роль преподавателя в данном процессе

Данная статья относится к разделу: Проектирование индивидуальной самообразовательной деятельности по освоению методики диалогового взаимодействия со студентами “Готовлюсь к диалогу со студентами”...

Копирование работ мастеров изобразительного искусства в процессе обучения учащихся

Методические указания преподавателя высшей категории,скульптора,дизайнера, Члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников Ренжина Виктора Павловича.  Рассмат...

статья "Роль инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам"

Новое вреня выдвигает новые требования во всех областях нашей жизни это касается и области образования, где новые технологии,методы и приемы широко внедряются на всех уровнях профессиональной подготов...