Формирование экологического мировоззрения обучающихся при изучении дисциплины "Физика"
методическая разработка на тему
В материале представлен опыт преподавателя организации среднего профессионального образования по формированию экологического мировоээрения обучающихся при изучении дисциплины "физика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskogo_mirovozzreniya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
«Формирование экологического мировоззрения
при изучении дисциплины «Физика»
Подготовила:
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель 1 к.к.
2014 г.
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
Представление опыта по формированию экологического мировоззрения обучающихся ……..................................................................................................4
1. Выбор тем в рабочей программе для актуализации…………………….4
2. Включение актуальной информации в содержание рабочей программы…………………….…………………………......................................5
Заключение………………………………………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….10
Введение.
ФГОС среднего (полного) общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В числе прочего от преподавателя требуется формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности обучающимися.
Содержание учебной дисциплины «Физика» позволяет включать вопросы по экологическому воспитанию обучающихся.
Целью данной работы является представление опыта по формированию экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика».
Задачи:
- выделение в содержании рабочей программы тем, содержание которых позволяет актуализировать информацию по экологическому воспитанию;
- включение актуальной информации в содержание дидактических единиц рабочей программы.
Экологическое мировоззрение является совокупностью чувств, умений, знаний, навыков, которые составляют содержание отношений человека и природы [2].
Особое значение имеет выработка у обучаемых четкого представления о том, что в результате взаимодействия живой и неживой природы изменяется не только животный и растительный мир, но и окружающая их среда [2].
Экологический подход должен быть составной частью любого профессионального образования, его надо формировать у всех специалистов [2].
Представление опыта по формированию экологического мировоззрения обучающихся.
1. Выбор тем в рабочей программе для актуализации.
Многие темы рабочей программы прямо или косвенно содержат экологические вопросы.
Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной деятельностью [3].
Но также необходимо обращать внимание обучающихся на природоохранные мероприятия и на положительное влияние активных факторов. Например, не нужно считать радиацию неким «абсолютным злом». Естественный радиационный фон обеспечивает мутации в генах, что приводит к изменениям и эволюции живых организмов.
Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависит от политики [3]. Поэтому целесообразно рассмотреть последствия техногенных катастроф, а также вопросы, связанные с применением (запретом применения) ядерного оружия.
Факторы, влияние которых не зависит от деятельности человека (например, метеоритная опасность), целесообразно рассмотреть с точки зрения возможных путей защиты от агрессивного воздействия.
Стоит уделить внимание практическому применению научных открытий в различных отраслях и сферах деятельности человека.
Рассматривая отрицательное техногенное воздействие на окружающую среду, целесообразно указать на возможные пути уменьшения этого влияния.
2. Включение актуальной информации в содержание рабочей программы.
Актуальная информация для формирования экологического мировоззрения обучающихся включается в содержание рабочей программы дисциплины «Физика» логично продолжая содержание тем (см. табл.). Важно, чтобы внесённая информация являлась естественным продолжением изучаемого материала, а не навязывалась преподавателем. Преподавателю необходимо эмоционально подвести учащихся к восприятию актуального материала.
Таблица «Актуализация информации для формирования экологического мировоззрения».
Название раздела, темы рабочей программы | Содержание | Актуальная информация |
Механика | ||
Закон сохранения импульса | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | Воздействие реактивных двигателей на окружающую среду. |
Звук. | Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | Воздействие ультразвука на живые организмы. |
Молекулярная физика. Термодинамика. | ||
Основы молекулярно-кинетической теории. | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Масса и размеры молекул. | Распространение различных веществ в атмосфере путём диффузии; зависимость степени загрязнения воздуха от высоты. |
Температура. | Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц вещества. | Диапазон температур в природе; влияние температуры на биосферу. |
Влажность воздуха. | Насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. | Значение влажности воздуха и её влияние на биологические системы, совместное действие температуры и влажности на живые организмы; влияние загрязнённости атмосферы на конденсацию пара в ней; борьба с градом; попытки воздействия человека на климат и последствия этого. |
Строение жидкостей. | Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные явления. | Физические основы засоления почвы и перспективные способы борьбы с ним; капиллярные явления в почве и растительном мире; использование явления смачивания для очищения жидкостей от примесей; коэффициент поверхностного натяжения жидкости как экологический параметр; охрана почвы и воды, их рациональное использование. |
Тепловые двигатели. | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | Тепловые двигатели – источники загрязнения атмосферы; состав и токсичность выхлопных газов, зависимость их количества от мощности двигателя и качества применяемого топлива; тепловой баланс Земли и его влияние на климат Земли; защита воздуха от загрязнения. |
Электродинамика. | ||
Электрический заряд. | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения элементарного электрического заряда. Закон Кулона. | Воздействие статических зарядов на человека; защита от статического электричества. |
Электрическое поле. | Электрическое поле. Напряжённость поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Влияние электрических полей на человека. |
Электрический ток. | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | Воздействия электрического тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током. |
Полупроводники. | Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца. |
Электрический ток в газах. | Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их применение. Плазма. | Ионизация атмосферного воздуха; биологическое действие лёгких и тяжёлых ионов; понятие об электрофильтрах. |
Электрический ток в жидкостях. | Электролитическая диссоциация, электролиз и его применение, закон Фарадея. | Очистка воды при электролизе (электрофлотационный метод очистки). |
Магнитное поле. | Магнитное поле тока. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. | Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов; влияние искусственных магнитных полей на человека; магнитная очистка воды от примесей; сепарация. |
Переменный ток. | Вынужденные электромагнитные колебания, модель генератора переменного тока. | Воздействие переменного тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током. |
Производство, передача и потребление электроэнергии. | Производство, передача и потребление электроэнергии. | Влияние работы ТЭС на окружающую среду; меры защиты окружающей среды от тепловых и химических загрязнений. Техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, её последствия. |
Электромагнитные волны. | Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Изобретение радио. | Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита о них. |
Шкала электромагнитных колебаний. | Электромагнитные излучения различных диапазонов и их применение. | «Парниковый» эффект, биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них; применение ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений в медицине для диагностики и лечения. |
Фотоэффект. | Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. | Фотохимические реакции; фотосинтез; роль зелёных растений в жизни земной природы; значение лесов для населения планеты. Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца. |
Лазер. | Принцип действия и использование лазера. | Применение лазеров в медицине для диагностики и лечения. |
Радиоактивность. | Открытие радиоактивности, свойства радиоактивных излучений, закон радиоактивного распада. | Радиоактивные превращения и их значение; применение радиоактивных изотопов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. |
Ядерные реакции. | Энергетический выход ядерных реакций. Сохранение заряда и массы частиц в ядерных реакциях. | Излучения, возникающие при ядерных реакциях, и действия их на природную среду. |
Ядерная энергетика. | Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции Ядерная энергетика. | Последствия радиационных катастроф; проблемы утилизации радиоактивных отходов; губительность применения ядерного оружия. |
Ионизирующие излучения. | Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Поглощённая доза излучения, эквивалентная доза. | Воздействие ионизирующих излучений на клетку; влияние радиации на наследственность, меры защиты от излучения; значение радиоактивных излучений для эволюции живых организмов. |
Эволюция Вселенной. | ||
Солнечная система. | Состав и структура Солнечной системы. Образование планетных систем. | Падения метеоритов (болидов) на Землю и их последствия. Защита от метеоритной опасности |
Солнце. | Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера. Солнечно-земные связи. | Солнце – источник жизни на Земле; влияние солнечной активности на живую и неживую природу Земли; связь солнечной активности и техногенных катастроф. |
Заключение.
Экологическое мировоззрение - объективная потребность и необходимость интегрированного человечества. В процессе становления человеческого общества происходит изменение экологической парадигмы. В усиливающемся процессе освобождения человека от стихий природы тем не менее происходит все более глубокое взаимодействие общества и природы как подсистем единой целостной системы [2].
Экологическое мировоззрение как совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, формируется в процессе усвоения личностью экологической культуры эпохи и тесным образом связано с материально-техническим производством [2].
Поэтому формирование экологического мировоззрения невозможно в рамках только одной учебной дисциплины. Необходим комплексный подход при взаимодействии всего педагогического коллектива учебной организации.
В данной работе представлен лишь вклад преподавателя в общее дело.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
- www.dissercat.com Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов, Чернышова Л. Г.
- Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.]; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...
Формирование антикоррупционного мировоззрения у подростков (Фомина Л. В.)
Формирование антикоррупционного мировоззрения у подростков...
Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...
Формирование творческой активности обучающихся при изучении иностранного языка.
Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельн...
Формирование экологического воспитания обучающихся в ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж»
Экологическое воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человеч...
Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."
Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных и экологических пробле...
Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС.
Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взгля...