"Шахматный всеобуч"
план-конспект занятия по теме
Разработка урока-игры "Шахматисты, вперед!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaskinova_t.m._mkou_sosh_r.p.suleya_konspekt_uroka_shakhmatisty_vpered_i.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматное занятие подготовила
Каскинова Танзиля Магасумовна
учитель математики
МКОУ СОШ р.п.Сулея
Тема урока: «Шахматисты, вперед!»
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами соревнования.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие:
Развивать внимание, память, усидчивость, аналитико- синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Формирование УУД:
Личностные действия:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные действия:
Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Познавательные действия:
Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование:
- Демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, индивидуальные шахматные доски.
- Интерактивная доска, компьютер
- Мультимедийная презентация
- «Волшебный сундучок», Конь с «волшебными» мешочками.
- Раздаточный материал:
1) Карточки с задачами.
2) Карточки «Шахматное лото».
3) Карточки с загадками.
- 2 короля (большие фигуры).
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| -Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. (Песня «Шахматы» Театр песни «МОДЕМУЗ») | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества. |
| - Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! - Ребята, а кто самый главный на шахматной доске? -Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. Чтобы лично принять участие в этом действе, каждый из вас возьмет одну фигуру, и встанет в команду своего короля! | Аудирование | Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, прогнозировать тему урока. |
| - Готовы к состязанию?! -Посмотрите, шахматная фигура какого цвета у вас в руках. -Повторяйте за мной волшебные слова: Турли, турли, труфеля- За победу короля! Турли, турли, мармелад- Мы врагу объявим мат! | Диалог. Учащиеся действуют по инструкции. Хором повторяют за учителем. | Способность работать по предложенному руководителем плану. |
| - Волшебство случилось, вот и сами короли. - Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший. - Займите свои места рядом с шахматным королем своего цвета. | 2 большие фигуры черного и белого королей. | Развитие мышления учащихся. |
| -Тема нашего занятия звучит так: «Шахматисты, вперед!» Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире. -Турнир объявляется открытым ! | Аудирование. Подготовка к работе. | Постановка проблемы. |
| 1. «Волшебный сундучок» -Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы. Вопросы находятся в «волшебном сундучке». Из каждой команды выходят по 1 игроку и достают вопрос. За правильный ответ КОРОЛЬ получает пешку. 1. Назовите чемпиона мира по шахматам нашего земляка, в каком городе он родился? 2. Какие часы использовались в официальных партиях для контроля времени? 3. Как называлась самая первая игра в шахматы? Сколько было фигур в этой игре? 4. Когда и где возникла игра в шахматы? 2. Расположение фигур -Посмотрите на шахматную доску, здесь фигуры перепутали свои места. Наведем порядок в королевском строю. Задание: правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, получает фигуру - 1,2,3 - беги! (конкурс закончен, когда один из игроков расставил свои фигуры) Взаимопроверка: -Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли игроки с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры: Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И еще два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки. -Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (ферзь любит свой цвет) 3. Шахматное лото «Создай фигуру» Работа с карточками -Ребята, перед вами карточки с изображением шахматной доски. Сейчас я загадаю вам координаты точек, а вы должны отметить эти точки на ваших карточках, отмечает один, остальные помогают. Соединяем точки линией, получаем шахматную фигуру. Выигрывает команда , получившая нужную фигуру. 4. Работа с шахматной доской: Задание белым: черным фигурам запрещено двигаться. Побей белым конем все фигуры, беря каждым ходом по одной из них. Задание черным: Побей черным конем все белые фигуры, также беря по одной, друг за другом. | Решение шахматных задач, отвечает вся команда. - Анатолий карпов. В г.Златоусте. - Песочные, механические, электронные. - Игра называлась чатуранта. Играли 4 человека пара на пару. - Игра возникла в Индии в 6 веке. Игроки каждой команды выполняют задание: на скорость расставляют шахматные фигуры на демонстрационной доске. Все учащиеся проверяют выполненное задание, читают хором стихотворение о расположении фигур на доске. Отмечают точки на шахматной доске и свой ответ демонстрируют при помощи карточек с изображением шахматной фигуры. - Конь Вся команда решает шахматную задачу на шахматной доске, один игрок из другой команды анализирует правильность выбранного решения. (Далее алгоритм действий учеников подобный) | Определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя, работа в коллективе, постановка и решение проблемы, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций. |
| -А сейчас, устав изрядно, Какую фигуру видите, то упражнение и выполняем! Ладья Руки на пояс, наклоны вперёд- назад, вправо-влево. Конь Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался, а теперь поскачем и попрыгаем на месте! Пешка Как солдаты маршируем, раз-два, раз-два. (шаги на месте) | Выполняют физические упражнения. Повторяют за учителем. | Умение работать по предложенному руководителем плану |
|
5. Конь с «волшебными мешками» «Узнай фигуру» А вот фигура не проста, И в шахматах он есть
Каждая команда должна решить 2 задачи: - «Мат в один ход» - «Мат в два хода» (звучит песня Алексея Уткина «Шахматы») |
По 1 игроку из каждой команды выходят, находят фигуру в мешке и стараются угадать ее. За каждый правильный ответ – пешка. Работа в команде. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций. |
| -Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым! Подведем итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд. - А теперь САЛЮТ в честь победителей! (шары с конфетами)
| Хором считают количество шахматных фигур. Все учащиеся принимают участие в подсчете заработанных баллов. Один участник с каждой команды лопает шар. | Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры |
|
-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. - Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие игроки- шахматисты! Всего вам доброго! (звучит песня «Просто песня» «Шахматы») | Хлопают в ладоши. | Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, нравственно- этическое развитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказочная форма участия детей в процессе обучения шахматной игре»
•Реализация данного проекта позволяет:•привить детям интерес к занятиям шахматами; •формировать устойчивую мотивацию к получению спортивных разрядов и повышению своего мастерства; •развивать интеллект...
"Шахматный всеобуч"
Презентация к занятию "Шахматисты, вперед" (можно использовать как общающий урок в виде игры)....
"Шахматный всеобуч"
Приложение к занятию по "шахматному всеобучу"...
творческий проект по технологии для мальчиков 9 классов магнитная шахматная доска
Магнитная шахматная доска...
шахматный вернисаж.
шахматный вернисаж....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МКОУ «ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ» ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА О ВСЕОБУЧЕ.
Выступление - отчет о проделанной работе. В помощь социальным педагогам...
Родительский всеобуч
Советы родителям по профилактике алкоголизма, наркомании и курения. Помочь ребенку если он отравляет себя ядами (алкоголь, табачный яд, наркотик) ...