Лабораторные работы по физике в 7 и 9 классах
учебно-методический материал по теме

Камышанова Валентина Леонидовна

Описание всех лабораторных работ по физике за курс 7 и 9  класса. Можно представить в виде тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_raboty_7_klass.docx58.22 КБ
Файл laboratornye_raboty_9_klass.docx120.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

Используемые источники материала:

  1. Сёмке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл. – М.:  Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. (Портфель учителя)
  2. Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2013
  3. http://www.loiro.ru/files/articles_310_i27.doc - Лабораторные работы, добавленные в последней редакции  общеобразовательной программы по физике

ФИЗИКА

Базовый уровень

Тетрадь

для фронтальных лабораторных работ

в 7 классе

(по учебнику А.В. Пёрышкина)

Тема работы

1

Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

2

Измерение размеров малых тел

3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

4

Измерение массы тела на рычажных весах

5

Измерение объёма твёрдого тела

6

Измерение плотности твёрдого тела

7

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

8

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

9

Определение центра тяжести плоской пластины

10

Измерение давления твёрдого тела на опору

11

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

12

Выяснение условий плавания тела в жидкости

13

Выяснение условия равновесия рычага

14

Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 1

Тема: Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

Цели: научиться обращаться с физическим оборудованием, производить измерения объёма жидкости

Приборы и материалы: мензурка, стакан, колба, окрашенная вода

Задание:

  1. рассчитать цену деления мензурки
  2. вычислить абсолютную погрешность измерения  (равна половине цены деления)
  3. определить вместимость мензурки Vопыт
  4. с помощью воды и мензурки определить вместимости стакана и колбы Vопыт 
  5. результаты записать с учётом погрешности измерения V = Vопыт  

Результаты

Ёмкость

Цена деления прибора

Погрешность измерения

Вместимость сосуда V

мл

м3

мл

м3

мл

м3

Мензурка

Стакан

-

Колба

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 14

Тема: Измерение коэффициента полезного действия (КПД) при подъёме тела по наклонной плоскости

Цели: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной работы; определить КПД

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок, набор грузов, штатив с муфтой и лапкой, метр

Задание:

  1. закрепите трибометр в лапке штатива, которая находится на высоте h (м)
  2. определите динамометром вес бруска Р (Н)
  3. положите брусок на трибометр и динамометром тяните его равномерно вверх вдоль наклонной плоскости с силой F (Н) на расстояние s (м)
  4. вычислите коэффициент полезного действия  наклонной плоскости
  5. измените угол наклона трибометра; определите КПД наклонной плоскости
  6. сделайте вывод о зависимости наклонной плоскости от угла ее наклона

Результаты

опыта

h, м

Р, Н

Ап, Дж

п=P·h)

s, м

F, H

Аз, Дж

з =F·s)

= (Ап/ Аз)·100%

1

2

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 13

Тема: Выяснение условия равновесия рычага

Цели:   проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверка справедливости правила моментов

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка

Задание:

1)  уравновесить рычаг (для этого вращайте гайки на концах рычага)
2)  подвесить два груза (сила F
1 = 1Н) на левой части рычага на расстоянии l1 , равном примерно 12 см от оси вращения

3)  выяснить, на каком расстоянии l2 на правой части рычага нужно подвесить один груз (сила F2 = 0,5Н); два груза (сила F2 = 1Н)
4)  вычислить отношение сил    
  и плеч               
5)  проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага    
=     

и правило моментов сил  M1 = M2 ( F1 · l1 = F2 · l2)

Результаты

опыта

F1

l1

F2

l2

M1

(F1 · l1)

M2

(F2 · l2)

1

2

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________

 

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

Тема: Измерение размеров малых тел

Цели: научиться выполнять измерение способом рядов

Приборы и материалы: линейка, иголка, пшено, горох

Задание:

  1. положите некоторое количество зёрнышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков; измерьте длину ряда зерен (l)
  2. разделите длину ряда (l) на количество зёрен (n), его составляющих, чтобы получить диаметр (d) зерна
  3. измерьте ряд молекул на фотографии (l); сосчитайте количество молекул (n)
  4. определите размер (d) одной молекулы   d =

Результаты

опыта

Название предмета

Длина ряда

 l

(мм)

Число частиц в ряду

n

(шт)

Размер одной частицы

d

(мм)

(м)

1

Горох

2

Пшено

3

Молекула (фотография)

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

Тема: Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

Цели: определить зависимость пути от времени при равномерном движении; измерить скорость

Приборы и материалы: трубка стеклянная  с водой, стеариновый шарик (пузырек воздуха), таймер, маркер, линейка измерительная

Задание:

  1. расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
  2. одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
  3. отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
  4. разделите трубку  на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
  5. измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
  6. рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
  7. сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении

Результаты

№ опыта

путь в долях от длины (s)

путь в метрах

время движения

скорость

1

1

2

½

3

4

¼

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя уч-ся: ___________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 12

Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости

Цели: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет

Приборы и материалы: весы настольные, разновесы, мензурка, 3-4 тела разной плотности, тряпочка, окрашенная жидкость

Задание:

  1.  измерьте массу тел
  2.  рассчитайте силу тяжести, действующую на каждое тело
  3.  полностью погружая тела в мензурку, определите объём вытесненной ими жидкости
  4.  вычислите максимальную силу Архимеда
  5.  сравните силы тяжести и Архимеда для каждого тела
  6.  опишите поведение тел в мензурке (плавают или тонут)

Результаты

опыта

Масса тела (m)

кг

Сила тяжести (Fт)

H

Fт = mg = 10·m

Объём вытесненной воды (V)

м3

1мл = 0,000 001 м3

Максимальная сила Архимеда (FA)

Н

FA = ρвgVт = 10 000·V

Сравните Fт  и  FA

(>, <, =)

Поведение тела

(тонет, плавает в жидкости, плавает на поверхности)

1

Fт  …  FA

2

Fт  …  FA

3

Fт  …  FA

4

Fт  …  FA

Вывод (нужное подчеркнуть):

Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (тонет,  плавает в жидкости, плавает на поверхности)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 11

Тема: Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Цели: научиться измерять выталкивающую силу (силу Архимеда), действующую на тела правильной и неправильной формы, с помощью мензурки, динамометра и линейки

Приборы и материалы: динамометр, мензурка с водой, линейка, таблица плотностей, 2 тела (1 тело неправильной формы и 1 тело правильной формы)

Задание:

  1. измерьте силу тяжести F, действующую на тело №1; опустите тело в сосуд с жидкостью и измерьте равнодействующую R силы тяжести и силы Архимеда;  рассчитайте силу Архимеда по этим значениям:  FA = R  – F
  2. определите объём Vт тела №1, используя мензурку, и вычислите силу Архимеда по формуле FA = Vт ·ρж·g     (g ≈ 10 H/кг).  Сравните результат с предыдущими расчётами (опыт с динамометром)
  3. измерьте размеры тела №2 и вычислите его объём. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующую на это тело в воде, масле и молоке

Результаты

Тело

Жидкость

Плотность жидкости ρж

кг/м3

Объём тела Vт

м3

Сила тяжести F

Н

Равнодей-ствующая сил R

Н

Сила Архимеда FA

Н

1

болтик

вода

2

брусок

вода

масло

-

-

молоко

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

Тема: Измерение массы тела на рычажных весах

Цели: измерение масс нескольких тел с помощью предварительно уравновешенных рычажных весов

Приборы и материалы: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела разной массы

Задание:

  1. уравновесьте тело, массу которого надо определить, с помощью разновесов известной массы
  2. когда весы придут в равновесие, сумма масс разновесов будет равняться массе взвешиваемого тела

Результаты

опыта

Взвешиваемое тело

Значение разновесов, которыми было уравновешено тело

Масса тела

г

кг

1

2

3

4

Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

Тема: Измерение объёма твёрдого тела

Цели: научиться измерять объёмы твёрдых тел правильной и неправильной формы с помощью мензурки (для тел неправильной формы) и линейки (для тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка с окрашенной жидкостью, линейка, по 2 тела правильной и неправильной формы

Задание:

  1. запишите в таблицу объём жидкости в мензурке Vж
  2. опустите в мензурку тело неправильной формы до его полного погружения
  3. запишите объём жидкости с телом в мензурке Vж+т
  4. определите объём тела Vт по формуле Vт = Vж+т  - Vж
  5. измерьте длину - a, ширину - b и высоту - c твёрдого тела правильной формы
  6. определите объём V тела по формуле V = a·b·c

Результаты

Объём жидк. Vж

мл

Объём жидк.с телом Vж+т

мл

Объём тела Vт

мл

Длина a

см

Ширина

b

см

Высота c

см

Объём V

см3

Объём V

м3

1

2

3

4

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 10

Тема: Измерение давления твёрдого тела на опору

Цели: научиться определять давление твёрдого тела на опору с помощью динамометра и линейки (для тел правильной формы)/штангенциркуля (для тел с круглым основанием); вывести зависимость глубины погружения тела в песок от изменения давления этого тела на песок

Приборы и материалы: динамометр, линейка, штангенциркуль, брусок (желательно тяжёлый), тело с круглым дном-основанием, корытце с песком

Задание:

  1. вычислите силу тяжести бруска F
  2. измерьте размеры бруска (a, b, c), рассчитайте площадь S одной из его граней и установите на неё брусок в песочное корытце, отметив глубину погружения l
  3. для тела с круглым основанием штангенциркулем определите диаметр d основания и рассчитайте площадь S этого основания по формуле  
  4. вычислите давление p бруска (p = F/S)

Результаты

опыта

Тело

Сила тяжести

F, H

Площадь основания

S, м2

Давление

p,  Н/м2

Глубина погружения

l, см

1

брусок

1 грань

2

брусок

2 грань

3

брусок

3 грань

4

тело с круглым основанием

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 9

Тема: Определение центра тяжести плоской пластины

Цели: найти точку, служащую центром тяжести пластины

Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка

Задание:

  1. зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении
  2. с помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес
  3. остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины
  4. сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки
  5. повторить опыт, подвесив пластину в другой точке
  6. убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины (пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести)

Рисунок

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

Тема: Измерение плотности твёрдого тела

Цели: научиться измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и мензурки/линейки (для твёрдых тел правильной формы)

Приборы и материалы: мензурка, рычажные весы, разновесы, линейка, по 2 тела неправильной и правильной формы разной плотности

Задание:

Для вычисления плотности необходимо

  1. на рычажных весах измерить массу тела m
  2. (для тел неправильной формы) с помощью мензурки измерить объём тела V
  3. (для тел правильной формы) измерьте необходимые размеры твёрдого тела и вычислите его объём V
  4. по этим данным (масса m и объём V) определите плотность соответствующего твёрдого тела
  5. по таблице плотностей твёрдых веществ определите, из какого вещества состоит каждое тело

Результаты

опыта

Тело

Масса тела (m)

г

Объём тела (V)

см3

Плотность тела (ρ)

г/см3

Плотность тела (ρ)

кг/м3

Вещество

1

2

3

4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 7

Тема: Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

Цели: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жёсткость пружины

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов (масса каждого по 0,1 кг), линейка

Задание:

  1. закрепите на штативе конец спиральной пружины
  2. рядом с пружиной установите и закрепите линейку
  3. отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины
  4. подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины
  5. к первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение  │∆ℓ│пружины
  6. по результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жёсткости пружины kср   по формуле  kср = F / │ ∆ℓ│

Результаты

№ опыта

m, кг

mg, Н

│∆ℓ│, м

График

kср, Н/м

1

0,1

2

0,2

3

0,3

4

0,4

Выводы: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 

Дата: ________________

Класс: 7

Фамилия, имя: _________________________________________________________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 8

Тема: Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Цели: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов

Задание:

  1.  определите цену деления шкалы динамометра
  2.  положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку; на брусок поставьте груз
  3.  прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки; запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
  4.  к первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения; с увеличением числа грузов растет сила нормального давления
  5.  сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

Результаты

№ опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

1

1

2

2

3

3

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      



Предварительный просмотр:

 

Используемые источники материала:

  1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа
  2. http://www.loiro.ru/files/articles_310_i27.doc - Лабораторные работы, добавленные в последней редакции  общеобразовательной программы по физике
  3. http://physlab.metodcenter.edusite.ru/docs/plotnickaya/lab.doc - Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

ФИЗИКА

Базовый уровень

Тетрадь

для фронтальных лабораторных работ

учени (-ка/-цы) 9 класса_______________________________

                                                                                                 Фамилия, имя                  

(по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник)

Тема работы

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

2

Измерение ускорения свободного падения

3

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

4

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

5

Изучение явления электромагнитной индукции

6

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

7

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

8

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

9

Измерение естественного радиационного фона дозиметром

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 1

Тема: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Цели: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр

Приборы и материалы: желоб металлический длиной 1,4 м; шарик металлический диаметром 1,5-2 см; цилиндр металлический; метроном (один на весь класс); лента измерительная; кусок мыла; штатив с муфтой и лапкой

Задание:

  1. Установите наклон желоба с помощью штатива таким образом, чтобы шарик проходил всю длину желоба (до удара о цилиндр, который располагается в нижней части желоба) не менее чем за 3 удара метронома
  2. Измерьте расстояние s, пройденное шариком за 3 или 4 удара метронома. Результаты измерений занесите в таблицу
  3. Вычислите время t движения шарика, его ускорение a и мгновенную скорость  перед ударом о цилиндр. Результаты вычислений занесите в таблицу с учётом абсолютной погрешности, полагая ∆s = 5 мм = 5 · 10 -3 м; ∆t = 1 c; ∆a = ; ∆ = a∆t + ta

Результаты

Число ударов метронома

n

Расстояние

Время движения

Ускорение

Мгновенная скорость

s,  м

s ± ∆s

t = 0,5· n

c

t ± ∆t

a =  м/с2

a ± ∆a

 = at

м/с

 ± ∆

3

 

4

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 9

Тема: Измерение естественного радиационного фона дозиметром

Цели:   получить практические навыки по использованию бытового дозиметра для измерения радиационного фона

Приборы и материалы: дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.

Бытовые дозиметры предназначены для оперативного индивид. контроля населением радиационной обстановки и позволяют приблизительно оценивать мощность эквивал-ой дозы излучения. Большинство соврем. дозиметров измеряет мощность дозы излучения в микрозивертах в час (мкЗв/ч), однако до сих пор широко используется и другая единица – микрорентген в час (мкР/ч). Соотношение между ними такое: 1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч

Задание:

  1. Внимательно изучите инструкцию по работе с дозиметром и определите:
  1. каков порядок подготовки его к работе
  2. какие виды ионизирующих излучений он измеряет __________________________

__________________________________________________________________________

  1. в каких единицах регистрирует прибор мощность дозы излучения _____________
  2. какова длительность цикла измерения  _____________________________________
  3. каковы границы абсолютной погрешности измерения  _______________________
  4. каков порядок контроля и замены внутреннего источника питания
  5. каково расположение и назначение органов управления работой прибора
  1. Произведите внешний осмотр прибора и его пробное включение
  2. Убедитесь, что дозиметр находится в рабочем состоянии
  3. Подготовьте прибор для измерения мощности дозы излучения
  4. Измерьте 8 раз уровень радиац. фона, записывая каждый раз показание дозиметра
  5. Вычислите среднее значение радиационного фона
  6. Вычислите, какую дозу ионизирующих излучений получит человек в течение года, если среднее значение радиационного фона на протяжении года изменяться не будет. Сопоставьте ее со значением, безопасным для здоровья человека
  7. Сравните полученное среднее значение фона с естественным радиационным фоном, принятым за норму (0,15 мкЗв/ч) _____________________________________________

Результаты

№ опыта

1

2

3

4

5

6

7

8

Сред. знач.рад. фона

Доза иониз.излуч. за год

Безопасн.

доза для человека

Показание дозиметра

Выводы: _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

 Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 8

Тема: Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Цели: применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана

Приборы и материалы: фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.

На данной фотографии вы видите треки двух осколков, образовавшихся при делении ядра атома урана, захватившего нейтрон. Ядро урана находилось в точке g, указанной стрелочкой.

По трекам видно, что осколки ядра урана разлетелись в противоположных направлениях (излом левого трека объясняется столкновением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии, в которой он двигался)

Задание:

  1. Пользуясь законом сохранения импульса, объясните, почему осколки, образовавшиеся при делении ядра атома урана, разлетелись в противоположных направлениях               __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
  2. Известно, что осколки ядра урана представляют собой ядра двух разных химических элементов (например, бария, ксенона и др.) из середины таблицы Д.И. Менделеева.

Одна из возможных реакций деления урана может быть записана в символическом виде следующим образом:      92U + 0n → 56 Ba + z X + 2 · 0n,   где символом z X обозначено ядро атома одного из химических элементов.

Пользуясь законом сохранения заряда и таблицей Д.И. Менделеева, определите, что это за элемент

Результаты (расчёты)

Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

Тема: Измерение ускорения свободного падения

Цели: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника

Приборы и материалы: груз небольших размеров, длинная нить, штатив, секундомер

Задание:

  1. Соберите математический маятник
  2. Измерьте время t, в течение которого происходит 10 колебаний
  3. Измерьте длину l нити маятника. Результаты измерений занесите в таблицу и рассчитайте ускорение свободного падения на Земле по формуле  

Следующие этапы (4-7) работы выполняются за компьютером с использованием     программы «Живая физика»

  1. Соберите математический маятник, достав необходимые приборы из виртуального лабораторного шкафа
  2. Перенеситесь на Луну, затем на Юпитер / «среда», «гравитация»/
  3. Измерьте длину нити маятника / «окна», «свойства»/
  4. Результаты измерений занесите в таблицу и рассчитайте ускорение свободного падения для Луны и для Юпитера
  5. Сравните ускорения свободного падения на Земле, Луне и Юпитере. Сделайте вывод

Результаты

Планета

Число колебаний N

Время 10 колебаний t,

 с

Длина нити l,

м

Ускорение g, м/c2

Земля

10

Луна

Юпитер

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

Тема: Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

Цели: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

Приборы и материалы: набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер

Задание:

  1. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз
  2. Измерить время 20 колебаний t
  3. Вычислить период T  
  4. Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов
  5. Оставив один груз и меняя пружины разной жесткости, измерить период колебаний груза
  6. Все измерения и вычисления занести в таблицу
  7. Сделайте вывод о том, как зависит период колебаний груза от массы подвешенного груза и от жесткости пружины

Результаты

k – постоянная величина

m – постоянная величина

№ опыта

m, кг  масса груза

N

число колеб.

t, с   время колеб.

T, с период колеб.

№ опыта

k, Н/м жесткость пружины

N

число колеб.

t, с  время колеб.

T, с  период колеб.

1

20

1

2

2

3

3

4

4

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 7

Тема: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Цели: объяснить характер движения заряженных частиц

Приборы и материалы: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии

Помните, что:

  1. длина трека тем больше, чем больше энергия частицы и чем меньше плотность среды)
  2. толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость
  3. при движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривлённым, причём радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля
  4. частица двигалась от конца трека с большим радиусом к концу трека с меньшим радиусом кривизны (радиус кривизны по мере движения уменьшения, так как из-за сопротивления среды уменьшается скорость частицы)

Задание:    

  1. На двух из трёх представленных вам фотографий изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите, на каких ______________________________ Почему? __________________________________________________________________                                                                 

   I - треки α-частиц,     II - треки α-частиц                            III - трек электрона

двигавшихся               в камере Вильсона,                           в пузырьковой камере,                                                                                                        в камере Вильсона     находившейся в магнитном поле   находившейся в магнитном  поле

  1. Рассмотрите фотографию I, и ответьте на вопросы:
  1. в каком направлении двигались α-частицы? _________________________________
  2. длина треков α-частиц примерно одинакова. О чём это говорит?  _______________ _______________________________________________________________________
  3. как менялась толщина трека по мере движения частиц? _______________________ что из этого следует? ____________________________________________________
  1. Определите по фотографии II:
  1. почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц?   _______________________________________________________________________
  2. в какую сторону двигались частицы? _______________________________________
  1. Определите по фотографии III:
  1. почему трек имеет форму спирали? _________________________________________
  2. что могло случиться причиной того, что трек электрона (III) гораздо длиннее треков α-частиц (II) _____________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: ________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

Тема: Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

Цели: выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров

Приборы и материалы: генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения

Задание:

  1. Расположите пластинку горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 45о, наблюдать сплошной спектр.
  2. Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности.
  3. Повторить опыт, рассматривая сплошной спектр через грани, образующие угол 60о. Записать различия в виде спектров.
  4. Наблюдать линейчатые спектры водорода, криптона, неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины. Записать наиболее яркие линии спектров. (Наблюдать линейчатые спектры удобнее сквозь призму прямого зрения).
  5. Сделайте вывод.
  6. Выполните следующие задания:
  1. На рисунках А, Б, В приведены спектры  излучения газов (А и В) и газовой смеси Б. На основании анализа этих участков                                                                                                       спектров можно сказать, что смесь газов                                                                                                 содержит:                                                                                                                                                      1) только газы А и В                                                                                                                           2) газы А, В и другие                                                                                                                               3) газ А и другой неизвестный газ                                                                                                           4) газ В и другой неизвестный газ                                                                                                       
  2. На рисунке приведен спектр  поглощения смеси паров неизвестных                                                                                                                                                                                                                              металлов. Внизу – спектры поглощения                                                                                                                                                                                       паров лития и стронция. Что можно сказать о                                                                                              химическом  составе смеси металлов?                                                                                                                                                                   1) смесь содержит литий, стронций и                                                                                                             ещё какие–то неизвестные элементы;                                                                                              2) смесь содержит литий и ещё какие-то                                                                                        неизвестные элементы, а стронция не                                                                                          содержит;                                                                                                                                            3) смесь содержит стронций и ещё какие-то                                                                                             неизвестные элементы, а лития не содержит;                                                                                                     4) смесь не содержит ни лития, ни стронция.                                                                              

Выводы: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

Цели: выяснить, как зависят период и частота колебаний нитяного маятника от длины его нити

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой; шарик с прикреплённой к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины; часы с секундной стрелкой или метроном

Задание:

  1. Укрепите кусочек резины с висящим на нём маятником к лапке штатива (длина нити маятника от точки подвеса до середины шарика должна быть равна 5 см)
  2. Для проведения первого опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1-2 см) и отпустите.
  3. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу
  4. Проведите остальные 4 опыта так же, как и первый. При этом длину l нити маятника каждый раз устанавливайте в соответствии с её значением в таблице для данного опыта
  5. Для каждого из 5 опытов вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника  
  6. Для каждого из 5 опытов рассчитайте значения частоты ν колебаний маятника по формуле       или  
  7. Сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от длины его нити
  8. Ответьте на вопрос. Увеличили или уменьшили длину нити маятника, если:
  1. период его колебаний сначала был 0,3 с, а после изменения длины стал 0,1? ________
  2. частота его колебаний вначале была равна 5 Гц, а потом уменьшилась до 3 Гц?______

Результаты

№ опыта

Физическая величина

1

2

3

4

5

Длина нити маятника l, см

5

20

45

80

125

Число полных колебаний N

30

30

30

30

30

Промежуток времени для 30 колебаний t, с

Период колебаний T, с

Частота колебаний ν, Гц

Выводы:______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Отметка: _____________           Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

Тема: Изучение явления электромагнитной индукции

Цели: изучить явление электромагнитной индукции

Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс)

Задание:

  1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра
  2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке; потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в неё. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки? _______________________________

во время его остановки? ____________________________________________________

  1. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита?  ________________________________________________________ во время его остановки? ____________________________________________________
  2. На основании ваших ответов на предыдущие вопросы запишите, при каком условии в катушке возникал индукционный ток? ________________________________________
  3. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку, менялся? _________________________________________________________
  4. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и при удалении от неё одного и того же полюса магнита? (о направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра) ________________________
  5. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы
  6. Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае
  7. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку, менялся быстрее? ______________ возникал больший по модулю ток? ____________________________________________
  8. Запишите, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф, пронизывающего эту катушку? _________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
  1. Соберите установку из следующих элементов, соединённых последовательно: источник питания, ключ, катушка с железным сердечником (катушка 2), реостат
  2. На катушку с сердечником наденьте катушку-моток (катушка 1), к которой подключен миллиамперметр
  3. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке (1) индукционный ток в следующих случаях:
  1. при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2 ________________
  2. при протекании через катушку 2 постоянного тока _________________________
  3. при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путём перемещения в соответствующую сторону движка реостата _________________
  1. В каких из перечисленных в пункте 13 случаев (а, б, в) меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1? _______________________________________________ Почему он меняется? _____________________________________________________
  2. Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора.

Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток  ____________________ _____________________________________

 _____________________________________ _____________________________________  _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________

Выводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ _____________________

                                                                                                                            подпись                               ФИО учителя      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для специальности 260807 Технология продукции общественного питания    Основная цель данного пособия – формирование практическ...

Лабораторные работы по физике. Тема "Оптика"

Данные работы предназначены для выполнения студентами 1-го курса по теме «Оптика». Студенты выполняют работу на уроке физики, затем оформляют отчет в тетрадях для лабораторных работ....

Лабораторная работа по физике "Наблюдение роста кристаллов из раствора" (план-конспект)

Лабораторная работа предназначена для студентов 1-го курса учереждений СПО....

Лабораторная работа по физике "Наблюдение роста кристаллов из раствора" (презентация)

Презентация к лабораторной работе "Наблюдение роста кристаллов из раствора"....

Методичка к практическим и лабораторным работам по физике

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и действующей рабочей программы по специальностям сре...

Лабораторные работы по физике

Данное пособие предназначено для  самостоятельной подготовки к проведению лабораторных работ по  физике....

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике

Тетрадь для выполнения оабораторных работ по физике для студентов 1 курса....