Технологическая карта урока
материал
Предварительный просмотр:
Тема: Неразветвленные цепи переменного тока
Цели урока:
обучающая:- сформировать у обучающихся знания особенностей между напряжениями и токами в неразветвленных цепях переменного тока в общем случае, умение читать электрические схемы и векторные диаграммы.
развивающая – продолжить развитие умения видеть взаимную обусловленность явлений, коммуникативного умения выступать перед аудиторией, общаться в группе, совершенствовать познавательные умения сравнивать, выделять главную мысль и делать выводы.
воспитательная - вызвать у обучающихся стремление принимать активное участие в поиске новых знаний.
Тип урока: комбинированный.
Приёмы обучения: активизирующие познавательную деятельность через постановку проблемных вопросов, установление внутрипредметных связей, связей изучаемого материала с профессиональной деятельностью.
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно - иллюстративный метод, устные упражнения, методы контроля и взаимоконтроля.
Технологии обучения: элементы проблемного обучения
Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая и коллективная.
Оборудование и основные источники информации: экран, проектор, презентация к уроку «Неразветвленные цепи переменного тока», электрические схемы, материал с планом ответа и карточками.
Прогнозируемый результат (формируемые компетенции): общие компетенции: способность и готовность работать в коллективе и в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий; профессиональные компетенции: уметь читать электрические схемы, знать их параметры и методы расчета.
ХОД УРОКА (Развернутый план урока)
Название этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Оргмомент 1 мин | Приветствие студентов, проверка готовности к уроку | Подготовка к уроку, приветствие преподавателя |
Целеполагание и мотивация 3 мин | - На прошлом уроке мы рассмотрели особенность электрических полей, которая заключается в том, что на одних участках резко выражены магнитные поля, на других - электрические, имеются участки, где в основном происходит выделение тепла. Приведите конкретные примеры таких элементов цепи. Презентация. - Свойства отдельных участков мы разобрали на прошлом уроке, сегодня можем перейти к рассмотрению работы цепи в целом. Тема урока: «Неразветвленные цепи переменного тока». Запишите тему и попробуйте сформулировать цель урока. При затруднении в формулировке цели, преподаватель задает дополнительные наводящие вопросы. | Приводят примеры элементов цепи: обогреватель, утюг, конденсатор, двигатель – конвейер, лифт и другие. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока: знать особенности между напряжениями и токами в неразветвленных цепях переменного тока в общем случае, уметь читать электрические схемы и векторные диаграммы. |
Актуализация знаний 15 мин | На прошлом уроке мы разобрали виды цепей: 1. Цепь с активным сопротивлением; 2. Цепь с емкостным сопротивлением; 3. Цепь с индуктивным сопротивлением. Чтобы нам акцентировать внимание на их особенностях и оптимизировать процесс повторения разобьемся на три «бригады» - группы. Преподаватель делит студентов на три группы, учитывая уровень их подготовки: в каждой группе должны быть более сильные студенты, которые смогут объяснить материал слабым. Преподаватель проводит инструктаж для «бригад»: - Для успешной работы в бригаде вы должны: 1. Выбрать бригадира, который организует работу в группе. 2. Составить на формате А3 опорный конспект по виду цепи. 3. Бригадиру проверить, чтобы все в бригаде усвоили материал, ориентировались в конспекте. 4. Если бригада затрудняется при составлении конспекта, то преподаватель предлагает подготовленные бланки, материал с подсказками. 5. Защитить (представить) свой конспект, причем защитника выбирает преподаватель. 6. Время на подготовку 4 минуты, на защиту 1-2 минуты. Преподаватель подводит итог этапа урока, оценивая уровень подготовки студентов к восприятию нового материала. | Пересаживаются, объединяются в группы, выбирают «бригадира». Работа в группах: обсуждение плана опорного конспекта, выбор оформителя, проверка знаний. При необходимости пользуются подсказками. Фиксируют конспекты магнитами на доске. По одному представителю от группы защищают у доски свой конспект, отвечают на вопросы преподавателя и студентов, бригада помогает при затруднениях. (бланки и материал с подсказками в приложении 1,2). |
Первичное усвоение материала 53 мин | Опираясь на конспекты и презентацию, вместе со студентами разбирает свойства цепи, содержащей активное, индуктивное и емкостное сопротивления. Презентация. Цепь с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью представляет собой общий случай последовательного соединения активных и реактивных сопротивлений. Укажите, как на схеме обозначаются эти сопротивления? Цепь с R, L и C называется последовательным колебательным контуром, в котором происходит обмен энергией между индуктивностью и емкостью. Такой контур вы рассматривали на физике при изучении электромагнитных колебаний и волн. Изучать будем по плану, как и предыдущие темы. 1.Электрическая схема. 2. Уравнения тока и напряжений. 3. Векторная диаграмма. 4. Сопротивление: вид, формула. 5. Мощность: вид, формула. 6. Закон Ома. 7. Вывод. 1. - Запишите электрическую схему с экрана. Обозначьте на схеме соответствующие элементы R, ХL и ХC. Укажите ток и падение напряжения. 2. Уравнения тока и напряжения. Вопросы студентам: - Какая особенность есть у последовательного участка цепи? - Поэтому отталкиваться будем от значения тока, и примем фазу тока нулевой: - Укажите уравнения напряжений на отдельных участках. - Согласно закону сохранения энергии общее напряжение будет равняться сумме напряжений на каждом участке. Попробуйте найти сумму напряжений. Какие будут предложения по поиску этой суммы? | Перечисляют условные обозначения различных сопротивлений. В тетради зарисовывают электрическую схему, подписывают элементы цепи, указывают направление тока и падения напряжения. - При последовательном соединении по всему участку течет один и тот же ток через все элементы. Ответы студентов: - напряжение на R:
- напряжение на ХL:
- напряжение на ХC:
- Найти можно, используя векторную диаграмму. |
3. Векторная диаграмма. - Строить будем последовательно. С какого вектора предлагаете начать построение диаграммы? Векторы напряжений строят, опираясь на знания студентов, подготовленные ими конспекты, презентацию. 4. Сопротивление. На основе векторной диаграммы напряжений вводят понятие полного сопротивления Z, строят треугольник сопротивлений, опираясь на ответы студентов, выводят соответствующую формулу: . 5. Мощность. Рассматривается аналогично сопротивлению. Если умножить стороны треугольника напряжений на ток, то получим треугольник мощностей. 6. Закон Ома. - Сформулируйте закон Ома для данного участка цепи. - Попробуйте записать его в символьной форме, выделите формулу. 7. Вывод. - Сформулируйте вывод по аналогии с вашими опорными конспектами. Преподаватель подводит итог этапа урока: рассмотрели общий случай неразветвленной цепи переменного тока. | Начать необходимо с вектора тока, так как этот вектор для всех элементов одинаков. Предлагают последовательность построения векторной диаграммы напряжений, сравнивают с презентацией. Участвуют в обсуждении темы, отвечают на вопросы преподавателя: - Можем ли мы найти полное сопротивление в цепи, сложив все сопротивления?- Нет, так как характер сопротивлений разный. - Можно разделить стороны треугольника напряжений на ток?- Да, так как длина стороны выражает действующее значение напряжения, и ток в данной цепи одинаков. - Какую величину мы получим, разделив напряжение U на ток I? - Сопротивление цепи Z. Отвечают с места, записывают закон Ома, сверяют с презентацией. Формулируют вывод с места. | |
Осознание и осмысление учебной информации 3мин | Организует выполнение задания на слайде. Обращает внимание, что это является условием резонанса напряжений. | Изучают диаграмму на слайде. Устно отвечают с места (по желанию): - при условии, что ХL =ХC. |
Систематизация знаний и умений 3 мин | Организует работу по заполнению подготовленной на слайде таблицы по теме «Особенность цепей переменного тока», в таблице заполнена часть ячеек. Преподаватель подводит итог этапа урока о систематизации знаний. | Изучают таблицу на слайде, отвечают с места. |
Применение знаний и умений 5 мин | Предлагает решить задачу по новой теме. Просит проверить решение задачи, применив другие расчетные формулы. Преподаватель подводит итог этапа: применили полученные на уроке знания при решении конкретной задачи. | Один студент выходит решать задачу к доске, остальные оформляют решение в тетради, при необходимости помогают ему в решении. Студент решает задачу, опираясь на свой конспект. |
Проверка уровня усвоения знаний и умений 5 мин | Организует выполнение теста: поясняет порядок выполнения, его оформление, отводимое время и критерии оценки. Поднимите руки, кто получил за тест оценку «5», «4», «3». Подводит итог этапа по достигнутому уровню усвоения знаний и умений. | Студенты выполняют тест в тетради. Меняются тетрадями, проверяют тесты. Выставляют оценки. |
Информация о домашнем задании 1 мин | Выдает каждому студенту схемы энергосберегающих ламп. – Изученная на уроке цепь переменного тока с R, L и C встречается во многих электротехнических устройствах, например, в схемах энергосберегающих ламп. Задание на дом: перечертить в тетрадь одну из схем, выделить на схеме участки цепи с последовательным соединением R, L и C. Дополнительное задание: найти в справочниках и выписать неизвестные элементы, обозначенные на схеме. | Делают отметку в тетради, задают вопросы преподавателю. |
Рефлексия 2 мин | Проводит рефлексию содержания урока с помощью заготовленных фраз (рефлексивного экрана) на слайде презентации. Подводит итог всего урока: выставляет оценки студентам за активную работу в течение всего урока, предлагает студентам вспомнить цель урока и сделать вывод о ее достижении. Спасибо за урок! До свидания! | Продолжают фразы, представленные на экране с места по одному. Возвращаются к цели урока, которая появляется на слайде презентации, дают положительный ответ по ее достижению. Спасибо за урок! До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...