ПМ. 03 Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
рабочая программа на тему
Программа ПМ.03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее-ППКРС) по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.03_sborka_remont_regulirovka_kontrolno-izmeritelnyh_priborov_i_sistem_avtomatiki.docx | 143.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Структурное подразделение-4
Энергетическое отделение
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий по УПР
____________ Е.В. Рябошапко
«__» _______________2018г.
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.03 Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
для обучающихся очной формы обучения
программы подготовки квалифицированных рабочих служащих
по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам
и автоматике
Наименования профиля: технический
Сургут 2018
Программа ПМ.03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее-ППКРС) по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Организация - разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж».
Разработчик: Троян Игорь Валерьевич, мастер п/о.
Рекомендована профессионально - методическим объединением «Энергетика и автоматика», протокол № 1 от «10» сентября 2018г. без изменений.
Руководитель ПМО _____________ /И.В. Мирошниченко/
Согласовано с методической службой _____________/ В.В. Попова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………… | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………… | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……. | 11 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………… | 13 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)……………………… | 18 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля ПМ.03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно - измерительным приборам и автоматике.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен освоить профессиональные компетенции:
ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности.
ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.
Рабочая программа учебной дисциплины МДК.03.01 Технология сборки, ремонта, регулировки КИП и систем автоматики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки с учетом специфики профессий электротехнического профиля.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля ПМ.03:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- ремонта, сборки, регулировки, юстировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики;
уметь:
- выбирать метод и вид измерения;
- пользоваться измерительной техникой, различными приборами и типовыми элементами средств автоматизации;
- рассчитывать параметры типовых схем и устройств;
- осуществлять рациональный выбор средств измерений;
- производить поверку, настройку приборов;
- выбирать элементы автоматики для конкретной системы управления,
- исполнительные элементы и устройства мехатронных систем;
- снимать характеристики и производить подключение приборов;
- учитывать законы регулирования на объектах, рассчитывать и устанавливать параметры настройки регуляторов;
- проводить необходимые технические расчеты электрических схем включения;
- датчиков и схем предобработки данных несложных мехатронных устройств и систем;
- рассчитывать и выбирать регулирующие органы;
- ориентироваться в программно-техническом обеспечении микропроцессорных систем;
- применять средства разработки и отладки специализированного программного обеспечения для управления объектами автоматизации.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен знать:
- основные понятия об измерениях;
- виды и методы измерений;
- основные метрологические понятия, нормируемые метрологические характеристики;
- типовые структуры измерительных устройств, методы и средства измерений технологических параметров;
- принцип действия, устройства и конструктивные особенности средств измерения;
- назначение, устройства и особенности программируемых микропроцессорных контроллеров, их функциональные возможности, органы настройки и контроля.
1.3. Количество часов, выделенное на освоение программы профессионального модуля:
Всего часов
максимальная учебная нагрузка обучающегося 204 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 144 часа;
самостоятельная работа обучающегося 60 часов,
учебной и производственной практики 180 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: ремонт, сборка, регулировка, юстировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики. |
ПК 3.2. | Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности. |
ПК 3.3. | Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 204 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
практические занятия | 64 |
лабораторные занятия | 46 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
Итоговая аттестация в форме: экзамен |
3.2. Тематический план и содержание междисциплинарного курса: МДК.03.01 Технология сборки, ремонта, регулировки КИП и систем автоматики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК.03.01 Технология сборки, ремонта, регулировки КИП и систем автоматики | |||
Раздел 1 Технология сборки контрольно измерительных приборов и систем автоматики |
| 2 | 1 |
Тема 1.1 Технология сборки приборов для измерения и контроля тепловых величин | Виды измерительных преобразователей, варианты соединительных головок, корпусов и монтажа. Развязка входных и выходных цепей. Одно, двух и многоточечные измерительные преобразователи. Преобразование и формирование сигналов. Типы защитных гильз Вопросы проектирования защитных гильз. Долговечность и надежность – доверительный интервал возникновения неисправности. Обзор указаний по обеспечению оптимальной точности и эксплуатационных характеристик системы. | ||
Самостоятельная работа № 1 по теме: «Технология сборки приборов для измерения и контроля тепловых величин». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 1.2 Технология сборки приборов для измерения и контроля расхода жидкостей и газов | Схемы соединения сужающего устройства с дифманометром. Схема для измерения расхода пара и горючих жидкостей. Схема для измерения расхода вязких жидкостей с мембранными разделителями. Схема измерения расхода при расположении дифманометра выше сужающего устройства. Схема измерения расхода газа схема измерения расхода с продувочными линиями при расположении дифманометра ниже сужающего устройства. Сужающее устройство. Соединительные линии. Конденсационный сосуд. Мембранный разделитель. Воздухоотделитель. Линии постоянной продувки технической водой. Линии постоянной продувки воздухом. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 2 по теме: «Технология сборки приборов для измерения и контроля расхода жидкостей и газов». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 1.3 Технология сборки приборов для измерения и контроля давления и разряжения | Технология сборки манометров сопротивления. Технология сборки электрических манометров. Технология сборки сильфонных манометров. Технология сборки приборов с коробчатой мембраной. Технология сборки трубчато-пружинных манометров. Технология сборки деформационных манометров. Технология сборки индуктивных манометров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 3 по теме: «Технология сборки приборов для измерения и контроля давления и разряжения». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 1.4 Технология сборки приборов для измерения и сигнализации уровня жидкостей | Выбор зонда. Переходные зоны. Конструктивные элементы резервуаров. Технологическое присоединение. Резервуары с термоизоляцией. Размещение в резервуаре. Установка в неметаллические резервуары. Монтаж в выносной камере и успокоительной трубе. Закрепление зонда. Центрирующие диски. Заземление. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 4 по теме: «Технология сборки приборов для измерения и сигнализации уровня жидкостей». (Подготовить презентацию). | 3 | ||
Тема 1.5 Технология сборки электроизмерительных приборов | Основные сведения об электроизмерительных приборах. Основные конструкции электроизмерительных приборов. Особенности сборки электроизмерительных приборов. Технология сборки типовых узлов электроизмерительных приборов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 5 по теме: «Технология сборки электроизмерительных приборов». (Подготовить презентацию). | 2 | ||
Тема 1.6 Технология сборки приборов для измерения и контроля анализаторов газов и жидкостей | Технология сборки термомагнитных газоанализаторов. Технология сборки термокондуктометрических газоанализаторов. Технология сборки приборов для определения загазованности производственных помещений. Технология сборки деполяризационных и термохимических газоанализаторов. Технология сборки оптико-акустических приборов. Технология сборки приборов для измерения влажности и запыленности. Вспомогательные устройства газоанализаторов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 6 по теме: «Технология сборки приборов для измерения и контроля анализаторов газов и жидкостей». (Подготовить презентацию). | 3 | ||
Раздел 2 Общая технология регулировки КИП и систем автоматизации | |||
Тема 2.1 Технология регулировки приборов для измерения и контроля анализаторов газов и жидкостей | Определение герметичности газовых схем приборов. Определение расходной характеристики прибора: проверка и настройка регуляторов давления (или расхода). Регулировка и настройка магнитных газоанализаторов для измерения концентрации кислорода. Регулировка и настройка газоанализаторов по теплопроводности. Проверка синфазности питания и плотности газовой линии. Регулировка и настройка газоанализаторов взрывоопасной концентрации газов и паров. Настройка паспортного расхода газа по ротаметру. Регулировка и настройка влагомеров, солемеров и концентратомеров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 7 по теме: «Технология регулировки приборов для измерения и контроля анализаторов газов и жидкостей». (Подготовить презентацию). | 2 | ||
Тема 2.2 Технология регулировки электроизмерительных приборов | Обнаружение типовых неисправностей в приборах и их устранение. Повышенное трение в опорах. Заправка, шлифовка и полировка керна. Уменьшение противодействующего момента пружин, увеличение массы подвижной системы. Заправка жидкостных успокоителей. Регулировка и настройка и восстановление магнитных систем. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 8 по теме: «Технология регулировки электроизмерительных приборов». (Подготовить презентацию). | 3 | ||
Тема 2.3 Технология регулировки приборов для измерения и контроля тепловых величин | Стенды, установки и инструменты для настройки и регулировки приборов для измерения температуры. Проверка герметичности термосистемы «термобаллон-капилляр-измерительный прибор». Регулировка и настройка датчиков температуры. Регулировка и настройка платиновых термометров сопротивления. Регулировка и настройка термоэлектрических преобразователей температуры (термопар) из благородных металлов. Регулировка и настройка автоматических электронных мостов и потенциометров.
| 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 9 по теме: «Технология регулировки приборов для измерения и контроля тепловых величин». (Подготовить презентацию). | 2 | ||
Тема 2.4 Технология регулировки приборов для измерения и контроля расхода жидкостей и газов | Приспособления, стенды и установки для ремонта и регулировки приборов для измерения расхода жидкостей и газов. Регулировка и настройка расходометров постоянного перепада – ротаметров. Регулировка и настройка расходомеров переменного перепада. Регулировка и настройка дифманометров различных типов. Регулировка и настройка электронных вторичных приборов расходомеров. Регулировка и настройка сигнальных устройств расходомеров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 10 по теме: «Технология регулировки приборов для измерения и контроля расхода жидкостей и газов». (Подготовить презентацию). | 3 | ||
Тема 2.5 Технология регулировки приборов для измерения и контроля давления и разряжения | Стенды и установки для ремонта и регулировки приборов для измерения давления и разрежения. Основные неисправности мембранных приборов. Основные неисправности сильфонных приборов. Регулировка и настройка кислородных манометров. Настройка и регулировка показывающих и самопишущих манометров. Настройка и ремонт регулирующих и сигнализирующих контактных групп. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 11 по теме: «Технология регулировки приборов для измерения и контроля давления и разряжения». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 2.6 Технология регулировки приборов для измерения и сигнализации уровня жидкостей | Стенды, установки и приборы для ремонта и регулировки приборов для измерения и сигнализации уровней жидкости. Ремонт поплавковых и буйковых приборов. Устранение неисправностей трассовых и рычажных систем. Настройка сигнальных устройств и ограничителей хода. Регулировка и настройка уровнемеров с пневмовыходом. Регулировка и настройка электронных емкостных уровнемеров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 12 по теме: «Технология регулировки приборов для измерения и сигнализации уровня жидкостей». (Подготовить сообщение). | 2 | ||
Раздел 3 Общая технология ремонта КИП и систем автоматизации | |||
Тема 3.1 Технология ремонта приборов для измерения и контроля анализаторов газов и жидкостей | Определение герметичности газовых схем приборов. Определение расходной характеристики прибора: проверка и настройка регуляторов давления (или расхода). Ремонт магнитных газоанализаторов для измерения концентрации кислорода. Ремонт газоанализаторов по теплопроводности. Проверка синфазности питания и плотности газовой линии. Ремонт газоанализаторов взрывоопасной концентрации газов и паров. Ремонт влагомеров, солемеров и концентратомеров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 13 по теме: «Технология ремонта приборов для измерения и контроля анализаторов газов и жидкостей». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 3.2 Технология ремонта электроизмерительных приборов | Обнаружение типовых неисправностей в приборах и их устранение. Повышенное трение в опорах. Заправка, шлифовка и полировка керна. Уменьшение противодействующего момента пружин, увеличение массы подвижной системы. Заправка жидкостных успокоителей. Устранение деформаций и изгибов измерительных стрелок. Обрывы обмоток рамок, обрывы добавочных сопротивлений и шунтов. Ремонт и восстановление магнитных систем. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 14 по теме: «Технология ремонта электроизмерительных приборов». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 3.3 Технология ремонта приборов для измерения и контроля тепловых величин | Стенды, установки и инструменты для ремонта и регулировки приборов для измерения температуры. Проверка герметичности термосистемы «термобаллон-капилляр-измерительный прибор». Устранение повреждения пайкой. Устранение отказов и нарушений в кинематических узлах. Ремонт датчиков температуры. Ремонт платиновых термометров сопротивления. Ремонт термоэлектрических преобразователей температуры (термопар) из благородных металлов. Ремонт автоматических электронных мостов и потенциометров. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 15 по теме: «Технология ремонта приборов для измерения и контроля тепловых величин». (Подготовить сообщение). | 2 | ||
Тема 3.4 Технология ремонта приборов для измерения и контроля расхода жидкостей и газов | Приспособления, стенды и установки для ремонта и регулировки приборов для измерения расхода жидкостей и газов. Ремонт расходометров постоянного перепада – ротаметров. Ремонт расходомеров переменного перепада. Ремонт дифманометров различных типов. Ремонт электронных вторичных приборов расходомеров. Ремонт сигнальных устройств расходомеров | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 16 по теме: «Технология ремонта приборов для измерения и контроля расхода жидкостей и газов». (Подготовить сообщение). | 3 | ||
Тема 3.5 Технология ремонта приборов для измерения и контроля давления и сигнализации уровня жидкостей | Стенды и установки для ремонта и регулировки приборов для измерения давления и разрежения. Основные неисправности мембранных приборов. Основные неисправности сильфонных приборов. Основные неисправности пружинных приборов. Ремонт кислородных манометров. Стенды, установки и приборы для ремонта и регулировки приборов для измерения и сигнализации уровней жидкости. Ремонт поплавковых и буйковых приборов. Устранение неисправностей трассовых и рычажных систем. Ремонт уровнемеров с пневмовыходом. Ремонт электронных емкостных уровнемеров | 2 | 1 |
Самостоятельная работа № 17 по теме: «Технология ремонта приборов для измерения и контроля давления и разряжения». (Подготовить сообщение). | 3 | 1 | |
Самостоятельная работа № 18 по теме: «Технология ремонта приборов для измерения и сигнализации уровня жидкостей». (Подготовить сообщение). | 2 | 1 | |
Практическая работа №1 «Инструменты и измерительные приборы слесаря КИП и А» | 4 | 1 | |
Практическая работа №2 «Маркировка степени защиты оболочки оборудования КИП от попадания пыли и влаги(IP)» | 6 | 1 | |
Практическая работа №3 «Маркировка щитов, датчиков и кабелей КИП. Маркировочные кабельные бирки» | 6 | 1 | |
Практическая работа№4. Устройство, принцип действия и схемы подключения сигнализатора загазованности ДЗ-1 | 4 | 1 | |
Практическая работа№5. Изучение функциональных схем и методов построения условных обозначений приборов и средств автоматизации | 6 | 1 | |
Практическая работа№ 6. Изучение принципа действия и схем подключения реле времени УТ 24 | 4 | 1 | |
Практическая работа№ 7. Изучение принципа действия и схем подключения счётчика газа вихревого СВГ.М. | 6 | 1 | |
Практическая работа№ 8. Изучение схем подключения многоканального блока питания БП14Б-Д4. | 6 | 1 | |
Практическая работа№ 9. Изучение принципа действия деформационных манометров и вакуумметров для измерения и регулирования давления. | 6 | 1 | |
Практическая работа№ 10. Изучение принципа действия и схем подключения приборов измерения уровня в сепарационных установках | 6 | 1 | |
Практическая работа№ 11. Изучение принципа действия и схем подключения измерителя уровня САУ М7Е | 6 | 1 | |
Практическая работа№ 12. Изучение принципа действия и конструкции сигнализатора загазованности СТМ-10 | 6 | 1 | |
Лабораторная работа №1. Измерительные приборы и обработка результатов измерений. | 4 | 1 | |
Лабораторная работа №2. Изучение схем подключения первичных преобразователей по интерфейсу токовая петля. | 4 | 1 | |
Лабораторная работа №3. Изучение принципа действия и схемы подключения термопар | 4 | 1 | |
Лабораторная работа №4. Изучение принципа действия и схем подключения измерителя регулятора Овен 2ТРМ. | 6 | 1 | |
Лабораторная работа №5. Изучение принципа действия и конструкции первичного преобразователя НОРД-И2 | 4 | 1 | |
Лабораторная работа №6. Изучение принципа действия и схем подключения устройства управляющего многофункционального ПР200 | 6 | 1 | |
Лабораторная работа №7. Изучение принципа действия и схем подключения конечного выключателя положения хода типа ВПК | 6 | 1 | |
Лабораторная работа №8. Изучение принципа действия и схем подключения бесконтактных датчиков положения хода | 6 | 1 | |
Лабораторная работа №9. Изучение принципа действия и схем подключения расходомера | 6 | 1 | |
Учебная практика УП.03 Виды работ:
| 36 | 1 | |
Производственная практика ПП.03 Виды работ:
| 144 | 1 | |
Квалификационный экзамен по ПМ.03 | 6 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
технического черчения;
электротехники;
технической механики;
материаловедения;
охраны труда;
автоматизации производства.
Лаборатории:
электротехники и электроники;
информационных технологий;
контрольно-измерительных приборов.
Мастерские:
электромонтажная.
Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:
- доска классная;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации.
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по модулю;
- электроизмерительные приборы всех типов;
- лабораторное оборудование: натуральные образцы контрольно-измерительных приборов всех типов, электромагнитных реле, полупроводниковых приборов, электрических аппаратов; провода и кабели.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- комплект типового лабораторного оборудования по модулю;
- компьютеры;
- программно – лабораторный комплекс по модулю.
Технические средства обучения:
- компьютеры,
- мультимедиа-система для показа презентаций;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Для моделирования и исследования электрических схем и устройств при проведении лабораторного практикума, выполнении индивидуальных заданий на практических занятиях, а также текущего и рубежного контроля уровня усвоения знаний необходим специализированный компьютерный класс на 12 – 15 рабочих мест, на базе процессоров Pentium и программ Electronics Workbench, PSpice или LabView и WEWB” (Электронная скамья).
Практические занятия проводятся в компьютерном классе (на 12...15 рабочих мест) с выдачей индивидуальных заданий после изучения решения типовой задачи. Настоятельно рекомендуется на практических занятиях осуществлять деление группы на подгруппы не более 15 человек, так чтобы за компьютером работал только один обучающийся. Работа бригадой в два человека допускается лишь временно и в качестве исключения.
Проведение контроля подготовленности обучающихся к выполнению лабораторных и практических занятий, рубежного и промежуточного контроля уровня усвоения знаний по разделам модуля, а также предварительного итогового контроля уровня усвоения знаний за семестр проводится в компьютерном классе с использованием сертифицированных тестов и автоматизированной обработки результатов тестирования.
Оборудование электромонтажной мастерской:
- Лабораторный стенд «Автоматика на основе программируемого контролёра», стендовое исполнение;
- Лабораторный стенд «Средства автоматизации и управления САУ-МАКС», стендовое исполнение;
- Набор учебно-лабораторного оборудования по направлению «Датчики в системах управления и регулирования», стендовое исполнение;
- Набор учебно-лабораторного оборудования «Автоматизация технологических процессов и производств», стендовое исполнение;
- Набор учебно-лабораторного оборудования по направлению «Микроконтролёры в системах управления и регулирования» стендовое исполнение.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику по профилю специальности в действующих предприятиях. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест при прохождении практики по профилю специальности должно отвечать требованиям, установленным для предприятий в Российской Федерации. С предприятиями-базами практики заключаются договоры на проведение практики обучающихся.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Учебно-методическая документация:
1. Учебно-методические комплексы по разделам и темам профессионального модуля.
2. Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю.
3. Сборник тестовых заданий по разделам модуля.
4. Сборник ситуационных задач по разделам модуля.
5. Материалы для промежуточной аттестации студентов и государственной (итоговой) аттестации выпускников по 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» по профессиональному модулю.
6. Учебно-методические пособия управляющего типа (рабочие тетради для практических заданий, инструкционные карты, методические рекомендации для выполнения практических работ, рефератов, самостоятельных работ и др.).
7. Дневник-отчет по практике по профилю профессии по профессиональному модулю.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
- Иванов, Б.К,. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике: учеб. пособие для НПО/ Б.К. Иванов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-314с.
- Электрорадиоизмерения: учеб. пособие для НПО/Л.В. Журавлева, Л.Л. Татарская. -М.: ИЦ «Академия», 2015.-144с.
- Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для НПО/ С.А. Зайцев, Д.Д. Грибанов, А.Н. Толстов, Р.В. Меркулов.- М.: ИЦ «Академия», 2012.-464с.
- Ярочкина, Г.В. Радиоэлектронная аппаратура и приборы : Монтаж и регулировка: учебник для НПО.- М.: ИЦ «Академия»,2013.-240 с
- Каминский, М.Л., Каминский В.М. монтаж приборов и систем автоматизации : учебник для НПО.- М. : «Высш.шк.» 2016.-
- Алосьян, М.В., Орлов, Е.А. Электротехника и электрические измеренияМ., Энергоиздат,2012г.-456 стр
- Журавлева,Л.В.,Электроматериаловедение:Учеб.длянач.проф.образования: Учеб.пособие для сред. проф. образования/Людмила Васильевна Журавлева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 312с.
- Калинин, Н.Н., Скибинский, Г.Л., Новиков, П.П. Электрорадиоматериалы: Учебник для техникумов/ Под ред.Н.Н.Калинина. - М.: Высш.шк., 2015.- 293 с.
- Сибикин, Ю.Д., Технология энергосбережения (Текст): учебник /Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:ФОРУМ:ИНФРА – М, 2012. – 352 с. – (Профессиональное образование)
- Шеховцев, В.П., Электрическое и электромеханическое оборудование (Текст): учебник / В.П. Шеховцев. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. – 407 с.: ил. – (Профессиональное образование)
учебные пособия:
- Акимова, Н.А., Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (Текс): учеб.пособие для СПО / Н.А.Акимова, Н.И. Фотоленец, Н.А.Сентюрихин; под общ. ред. Н.Ф. Котеленца. – М.: ИЦ «Академия», 2016. – 306 с.
- Быстрицкий, Г.Ф., Общая энергетика (Текст): учеб.пособие для НПО, СПО / Г.Ф. Быстрицкий. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 208 с.
- Журавлева, Л.В. Электроматериаловедение. Учеб. пособие для сред. проф. образования- М.: ПрофОбрИздат, 2014.-312 с
- Курносов, А.И., Материалы для полупроводниковых приборов и интегральных микросхем: Учеб.пособ. для СПО.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 2015.-327 с.
- Никулин, Н..В., Справочник молодого электрика по электрическим материалам и изделиям.- М.: Высш. шк., 2014.-216 с.
- Ярочкина, Г.В.,Электроматериаловедение Рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач.проф.образования / Г.В.Ярочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 80 с.
учебно-методические пособия:
- Библия электрика (Текст): ПУЭ; МПОТ; ПТЭ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2013. – 688 с.: ил.
- Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Текст). – М.: ЭНАС, 20015. – 264 с.
- Сибикин, Ю.Д., Справочник электромонтера по ремонту электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2015. – 248 с.: ил.
- Сибикин, Ю.Д., Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий (Текст) / Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2015. – 248 с.: ил.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа ПМ.03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» реализуется в течение 1-го и 2-го семестров курса обучения.
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в современных условиях должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.
Освоению данного модуля должны предшествовать дисциплины из общепрофессионального, профессионального циклов ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники», ОП.03 «Основы технической механики», ОП.04 «Допуски и технические измерения», ОП.05 «Основы материаловедения», ОП.06. «Основы автоматизации производства» и профессиональных модулей ПМ. 01 «Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ», ПМ. 02 «Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики».
В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а так же самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.
Для успешного освоения профессионального модуля «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» каждый обучающийся обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе).
Лекции формируют у обучающихся системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий и инноваций, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Самостоятельная работа обучающихся проводится вне аудиторных часов, составляет 1/3 от общей трудоемкости междисциплинарного комплекса. Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих компетенций.
Оценка теоретических и практических знаний обучающихся осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля проводится экзамен, кроме того, материалы профессионального модуля «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики», включаются в государственную (итоговую) аттестацию по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
Учебную практику рекомендуется проводить рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля или непрерывным циклом. Учебная практика проводится в специализированных кабинетах и мастерской колледжа. Учебная практика проходит под руководством преподавателей или мастеров производственного обучения, осуществляющих преподавание междисциплинарного курса профессионального модуля.
Производственную практику (по профилю профессии) необходимо проводить как итоговую (концентрированную) практику по завершению модуля. Базами производственной практики являются промышленные предприятия и организации, с которыми колледж заключает договор о взаимном сотрудничестве. Основными условиями прохождения производственной практики в данных предприятиях и организациях являются наличие квалифицированного персонала, оснащенность современным технологическим оборудованием.
Практика по профилю профессии проводится под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения и специалистов предприятия-базы практики. Руководитель от колледжа назначается приказом директора из числа преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. В обязанности руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи обучающимся при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.
Руководители практики обучающихся от предприятия-базы практик назначаются приказом руководителя предприятия до начала практики, из числа специалистов имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю профессии) в рамках данного профессионального модуля является освоение учебной практики в рамках ПМ. 03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики».
При освоении тем МДК, работе над письменной экзаменационной работой и в процессе прохождения практики по профилю профессии обучающимся оказываются консультации в объеме 7 часов.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
- наличие высшего образования инженерно - педагогического профиля;
- опыт работы в образовательных или производственных организациях не менее 3 лет;
- прохождение стажировки в производственных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- наличие высшего образования инженерно - педагогического профиля;
- опыт работы в образовательных или производственных организациях не менее 3 лет;
- прохождение стажировки в производственных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Оценка качества освоения профессионального модуля ПМ. 03 «Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Оценка качества подготовки обучающихся в рамках профессионального модуля осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
5.1. Контроль и оценка результатов освоения профессиональных компетенций
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики. | - демонстрация способности проверять контрольно-измерительных приборов на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям; -демонстрация скорости и качества определения необходимости в настройке и регулировке контрольно-измерительных приборов и инструментов; - демонстрация точности и скорости настройки и регулировки контрольно-измерительных приборов и инструментов; - владение технологией настройки, регулировки и ремонта контрольно- измерительных приборов и инструментов; - обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении настройки и регулировки и ремонта контрольно- измерительных приборов и инструментов; - владение технологией запуска контрольно-измерительных приборов в работу после ремонта; - соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности | - наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы; - экспертное заключение на выполненную практическую работу; - презентация выполненной работы Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - тестирование по темам МДК; - контрольные работы по темам МДК. Итоговый контроль по разделу: - зачет по учебной практике; - контрольная работа по разделу модуля. Лабораторные работы №1 - 3. |
ПК 3.2. Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности. | - демонстрация точности и скорости чтения технических чертежей; -демонстрация скорости и качества анализа технологической документации; -демонстрация качественного определения причины неисправности контрольно-измерительных приборов и автоматики; - владение технологией устранения неисправности контрольно- измерительных приборов и автоматики; -обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении работ по устранению неисправностей контрольно- измерительных приборов и автоматики; - соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности. | - наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы; - экспертное заключение на выполненную практическую работу; - презентация выполненной работы Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение ситуационных задач; - тестирование по темам МДК; - выполнение рефератов, докладов; - участие в исследовательской, творческой работе; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; Рубежный контроль: - контрольные работы по темам МДК. Итоговый контроль по разделу: - зачет по учебной практике; - контрольная работа по разделу модуля. - наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы; - экспертное заключение на выполненную практическую работу; - презентация выполненной работы. Итоговый контроль по профессиональному модулю: - зачет по производственной практике; - комплексный экзамен по модулю |
ПК 3.3. Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. | - владение технологией выполнения испытаний контрольно-измерительных приборов и автоматики; - демонстрация точности и скорости проведения испытаний контрольно-измерительных приборов и инструментов; -обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении испытаний контрольно- измерительных приборов и автоматики; -демонстрация качественного выполнения приемо-сдаточных работ; - соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности. |
5.2. Контроль и оценка результатов развития общих компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к избранной профессии; - участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике, при подведении итогов профессиональных конкурсов, олимпиад, викторин и т.п. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - демонстрация способности анализировать рабочую ситуацию и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; -демонстрация способности осуществлять текущий и итоговый контроль собственной деятельности | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике; - экспертное наблюдение и оценка внеаудиторной самостоятельной работы учащихся |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике; - экспертное наблюдение и оценка внеаудиторной самостоятельной работы учащихся. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами в ходе обучения и на производственной практике | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственному обучению и производственной практике |
Разработчик:
АУ «СПК» мастер п/о И.В. Троян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.06. Выполнение работ по профессии рабочего: Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
В свете новых требований к образованию, была разработана программа учебной практики ПМ.06...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...
Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 02. Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики. Тема: «Сборка схемы освещения однокомнатной квартиры.
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Сборка схемы освещения однокомнатной квартиры» состоит из четырёх этапов:1. Организационной ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ по дисциплине ОП 07, 08 Контрольно-измерительные приборы и автоматика» на 2013/2014 учебный год для студентов (обучающихся) - 2 курса, по профессии 131003.02 Оператор по ремонту скважин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫпо дисциплинеОП 07, 08 Контрольно-измерительные приборы и автоматика»на 2013/2014 учебный годдля студентов (обучающихся) - 2 курс...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ 04.Сборка, ремонт, регулировка контрольно-измерительных приборов и систем автоматики
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Ханты-Мансийского автономного округа бюджетное учреждение профессионального образованияХанты - Мансийского автономного округа – Югры«Кога...
Контрольно оценочные средства по дисциплине Технические измерения по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП. 02 «Технические измерения» программы подготовки квалифицированных рабочих и сл...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ03. Техническое обслуживание и эксплуатация приборов и систем автоматики в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности программы подготовки квали
АннотацияРабочая программа профессионального модуля ПМ03. Техническое обслуживание и эксплуатация приборов и систем автоматики в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого прои...