МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
методическая разработка на тему

ОУЗ тема "Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_statya.doc229.5 КБ
Office presentation icon integrirovannyy_urok.ppt379 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

ПЦК технических дисциплин

Методическая разработка интегрированного урока


на тему: Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования.

по учебной дисциплине ОП.02. «Электротехника и Электроника» и МДК 01 ЭМиА  профессионального цикла

для студентов второго курса специальностей: 

13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

       

Разработчики: Н.Ф.Зубова, Л.А.Иванова

Рассмотрено на заседании ПЦК ТД

Протокол № 1от « 6 » сентября 2016 г.

ППЦК ТД                 Л.А.Иванова

Южно-Сахалинск, 2016

Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования.

                                                                                                         Зубова Н.Ф. преподаватель высшей квалификационной категории     ГБПОУ СПЭТ, г. Южно-Сахалинск.

            Иванова Л.А. преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ СПЭТ, г. Южно-Сахалинск.

Тема учебного занятия «Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования»  МДК 01 ЭМиА  профессионального цикла, который является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности  специальность 13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Основной целью подготовки по общепрофессиональной дисциплине «Электротехника  и электроника» и МДК 01 ЭМ и А  профессионального цикла  является умение применять на практике основные определения и законы теории электрических цепей, а также формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых современным специалистам, отвечающим требованиям ФГОС СПО и запросам работодателей. Общепрофессиональная дисциплина «Электротехника  и электроника» и МДК 01 ЭМ и А  профессионального цикла  изучается на II курсе ступени СПО. В данной методической разработке показана возможность использования деятельностно-компетентностного подхода для успешного освоения учебного материала по теме « Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования» который направлен на формирование общих и профессиональных компетенций.


В методическую разработку учебного занятия входят:

- Пояснительная записка;

- Педагогическая структура учебного занятия;

- Методическая структура учебного занятия;

- Приложения.

Структура учебного занятия:

- Организация начала занятия;

- Основная часть: подготовка к основному этапу занятия, актуализация знаний обучающихся, обобщение и систематизация знаний, контроль усвоенных знаний и освоенных умений, подведение итогов занятия;

- Информация о домашнем задании;

-Рефлексия.

Для реализации целей занятия использованы элементы информационно-коммуникационных технологий: презентации с использованием интернет-источников.

К результатам занятия относим:

-усвоение обучающимися знаний:  методов расчета трехфазных электрических цепей; основных правил эксплуатации электрооборудования; основ теории электрических машин, принципов работы типовых электрических устройств;принципов определения параметров для выбора аппаратов защиты

-овладение обучающимися умениями: подбирать электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; рассчитывать параметры электрических цепей; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

-развитие у обучающихся умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

В результате выполнения обучающимися теоретических и практических заданий формируются не только профессионально важные умения, знания и практический опыт, но и морально-этнические и мотивационные качества личности, а также навыки коллективного мышления. Психологическое созревание личности связано с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. Сформированные личностные ценности будут являться важным фактором процесса социализации, посредством которого выпускники становятся полноправными членами общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Список литературы по теме:

Основная литература:

  1. Электротехника и электроника: Учебник для сред проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньков, А.В. Крашенников;Под ред. Б.И. Петленко. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр Академия, 2013. - 320с.

Дополнительная литература:

  1. Бондарь И.М. Электротехника и электроника : Учебное пособие / И.М. Бондарь. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Издательский центр МарТ, 2012. - 340с. - (Среднее профессиональное образование)
  2. Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника : Учебник для студ.сред.проф.образования / Н.Ю. Морозова. - 2-е изд.,стер. - М.: Издательский центр Академия, 20014 - 256с.

 Электронные ресурсы

1.URL:http://www.nait.ru/journals/index.php?p_journal_id=4 -информационно-аналитический и учебно-методический журнал «ЭЛЕКТРИКА»

2.URL: http://www.news.elteh.ru/ - «Новости электротехники»

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования

Цели:

 интегрирующая

-  систематизация знаний, их обобщение, выявление причинно- следственных связей;

 - расширение понятий и представлений;

-  научение приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую;

 обучения

-закрепление обучающимися знаний: методов расчета трехфазных электрических цепей; основных правил эксплуатации электрооборудования ; основ теории электрических машин, принципов работы типовых электрических устройств; принципов определения параметров для выбора аппаратов защиты

-овладение обучающимися умениями: подбирать  электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; рассчитывать параметры электрических,  цепей; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

- закрепить знания по определению методов расчета трехфазных электрических цепей; основным принципам определения параметров для выбора аппаратов защиты; принципам работы типовых электрических устройств;

- совершенствовать навыки и умения по подбору электрического оборудования с определенными параметрами и характеристиками; рассчитывать параметры электрических цепей; читать принципиальные, электрические схемы.

воспитания

-создать условия для проявления у обучающихся ответственности, инициативности при подготовке к занятию и в ходе его проведения;

-содействовать развитию у обучающихся чувства взаимовыручки при совместной работе в группах, позитивного опыта общения;

-стремиться воспитывать у обучающихся чувства взаимовыручки при совместной работе в группах, позитивного опыта общения;

- стремиться воспитывать чувство коллективизма и ответственности за порученное дело.

развития

- создать условия для формирования у обучающихся умения выявлять зависимости событий, фактов, явлений.

-создать условия для формирования у обучающихся умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Системообразующий компонент урока:

(Таким компонентом  становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения)

- условия выбора  аппаратов защиты и управления трехфазных цепях переменного тока.

Формы интегрирования:

- предметно – образная;

- понятийная;

 - деятельностная;

  Связи между интегрируемыми компонентами:

- предшествующие связи происхождения, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета знания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений.

- связи построения

Тип занятия: УСиОЗ

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

 ПК 1.3. Осуществлять диагностику технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования

Методы обучения:

репродуктивный, частично-поисковый.

Форма обучения: фронтальная,  групповая.

Средства обучения:

действующие электрические схемы насосной, компрессорной и вентиляционной установки,

- натуральные образцы электрических аппаратов, справочная литература,

- мультимедийная установка,

- экран, презентация к проведению УЗ

- презентация по теме «Определение параметров аппаратов защиты в трехфазных цепях электрического и электромеханического оборудования»

-тестовое задание


                         

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основное содержание учебного материала

Время

(мин)

Деятельность
преподавателя

Деятельность обучающихся

Развиваемые профессиональные и общие компетенции

1. Организация начала занятия

10 мин

Приветствие, проверка  готовности к занятию

Готовятся к работе на занятии

2. Целеполагание и мотивация

-сообщение темы УЗ

-определение целей УЗ

-определение формируемых ПК и ОК

-пояснения к порядку проведения УЗ

-Сообщают тему занятия, которая отражена на слайде.
-Напоминают обучающимся термины, понятия  и определения  изученные на занятиях по ОПД «Электротехника и электроника» (Слайд 2) и МДК «ЭМи А» (Слайд 3)  , показывая логическую связь между ними(Слайд 4)

-Формулируют  и разъясняют учебные цели занятия(слайд 5)

-Обсуждают со студентами  формируемые на занятии ОК и ПК  (Слайды 6 и 7)

Записывают тему занятия в тетради.
Каждый определяет для себя цель, которую необходимо достигнуть в ходе занятия.

Перечисляют общие и профессиональные компетенции, которые можно формировать на занятии

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК1.3

ОК1

ОК 2

ОК4

ОК7

ОК9

I ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

2. Актуализация опорных знаний

10-20

2.1 Контроль знаний по вопросам

Задает вопросы и помогает ответить студентам, демонстрирую слайды на определение:

- параметров, изученных понятий электротехники

-параметры для выбора аппаратов защиты в цепях э и ЭМО (Слайды 8,9 - 11)

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

ПК 1.1

ПК1.3

ОК1

ОК 3

ОК4

2.2 Вывод по АОЗ

Демонстрирует слайд и дает пояснения : интеграция понятий электротехники в ЭМ и А

(Слайды 12, 13,14)

Слушают, принимают участие в формулировании вывода

ПК 1.1

ПК1.3

ОК1

ОК 3

ОК4

3. Обобщение и систематизация знаний

        

20-30

3.1 Тестовый контроль

 Предлагает выполнить тест на закрепление знаний

(Слайды 15-17)

Отвечают на вопросы теста

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК1.3

ОК1

ОК 3

ОК4

ОК7

                ОК9

3.2 Подведение итогов  «тест-контроля »

Приводит пример правильных ответов теста и критерии оценки, помогает студентам оценить знания

(Слайды 18-21)

Проверяют правильность выполнения теста

        

II ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ

№ п/п

Содержание и структура учебного занятия

Время

(мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Развиваемые профессиональные и общие компетенции

4.

Обобщение и систематизация и закрепление знаний

Объясняет порядок проведениявторого этапа УЗ

Слушают, делают необходимые записи

4.1

Обобщение изученного материала:

1.АОЗ

А)Демонстрация работы электрических схем и аппаратов защиты :

-насосной установки

-компрессорной установки

-вентиляционной установки

Б)Повторение принципа работы аппаратов защиты в электроустановках

30-45

Просит студентов продемонстрировать и дать пояснения по работе электротехнологических установок

( Приложение А)

Демонстрируют работу схем и объясняют принцип действия насосной, вентиляционной и компрессорной электроустановок

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК1.3

ОК1

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК7

        ОК9

4.2

Закрепление и систематизация изученного материала

1.Решение задач

45-62

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК1.3

ОК1

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК7

         ОК9

А) Алгоритм решения задачи

Просит студентов воспроизвести устно алгоритм решения задач для определения параметров, определяющих выбор аппаратов защиты и управления

Делают записи и демонстрируют на плакате алгоритм определения параметров

Б) Решение задач

Определяет задачи для каждой бригады (Приложение Б)

Выполняют решение задач

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК1.3

ОК1

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК7

        ОК9

4.3

Подведение итогов этапа «….

62-65

Помогает оценить обучающимся уровень усвоения материала

5

Выводы по УЗ

65-67

1.Предлагает вернуться к этапу «целеполагание» и убедиться в том, что поставленные вначале УЗ цели достигнуты

2. предлагает обсудить формируемые на УЗ ПК и ОК

Слушают , обсуждаю, отвечают

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК1.3

ОК1

ОК 2

ОК3

ОК4

ОК7

ОК9

6

Домашнее задание

67-68

Комментирует слайд «домашнее задание»

(Слайд 22)

Слушают, записывают

7

Рефлексия

68-70

Демонстрирует слайд по определению самооценки(Слайд 23)

Отвечают на вопрос слайда и оценивают свое эмоциональное состояние в ходе и по итогу УЗ


Приложение А

Вентиляционная установка

Вентиляционная установка

Назначение. Для пуска, управления и защиты силовой цепи и цепей управления вентиляционной установки (ВУ). ВУ предназначена для проветривания производственных помещений (ПП) и поддерживания температуры в заданных пределах (Тзад °С).

Основные элементы схемы.

АД1, АД2 н АДЗ, АД4 - приводные асинхронные двигатели с КЗ-ротором вентиляторов 1 и 2 групп.

КЛ, К1, К2, КЗ - контакторы: линейный, малой, средней и большой скорости.

К4 - контактор подключения 2 группы вентиляторов.

К5 - контактор отключения всех вентиляторов в «автоматическом» режиме управления при Т°С <<Тзад °С - автотрансформатор, для регулирования напряжения на статорах.

АД вентиляторов с целью изменения их скорости.

Органы управления.

УП - универсальный переключатель, для выбора способа управления («А» - автоматическое, «О» - отключено, «Р» - ручное).

ПК1 - переключатель контакторов скоростей при «ручном» управлении вентиляторов («О» - отключено, «М» - малая скорость, «С» - средняя скорость, «Б» - большая скорость).

РТ1 (Р1 и Р2) - регулятор температуры с выходными реле, для «автоматического» управления вентиляторами при малых отклонениях температуры воздуха в помещении от Тзад°С (Т1°С >Тзад°С >Т2°С).

РТ2 (РЗ и Р4) - регулятор температуры с выходными реле, для «автоматического» управления вентиляторами при больших отклонениях температуры воздуха в помещении от Тзад°С (Т3°С >>Тзад°С >>Т4°С).

Компрессорная установка

Компрессорная установка

Назначение-

Для пуска, управления, защиты и сигнализации приводных

АД КУ малой и средней мощности.

Основные элементы схемы. Д1, Д2 - приводные АД КУ 1 и КУ2,

КЛ1, КЛ2 - контакторы линейные,

РКН - реле контроля напряжения в цепях управления,

РУ1, РУ2 - реле управления пуском и остановкой Д1, Д2;

РУЗ - реле управления подключением второй КУ при работающей одной КУ, если она не справляется, а давление снизилось до минимального значения (М2-Н),

РУ4 - реле управления остановкой обоих КУ при повышении давления до верхнего предела (M1-B, М2-В),

РВ- реле времени, обеспечивает выдержку времени, необходимую для повышения давления выше минимального, при работе КУ1 и КУ2 одновременно.

Примечание - Если давление повысится (М2-Н разомкнётся), РУ3↓, РВ↓ (РУЗ:2); обе КУ будут работать, повышая давление до верхнего предела.

Если давление до истечения времени не повысится, то появится аварийно-предупредительный сигнал о неисправности.

R, Rд1,Rд2,Rрег- ограничительные и регулировочные резисторы.

РСВ1, РСВ2 — реле струйные водяной магистрали, для контроля протока воды. Органы управления.

КУ1, КУ2 — ключи управления. Для выбора режима управления («Р» - ручной, «А» — автоматический). ПР — переключатель режимов, для выбора КУ, включаемой первой («K1» —«К2»).

Кн.П1, Кн.П2, Кн.С1, Кн.С2 — кнопки «пуск» и «стоп» КУ1 и КУ2. В — выключатель сигнальной лампы ЛБ «питание цепей управления». Ml (Ml-H, MI-В), М2 (М2-Н, М2-В) — манометры электроконтактные, для автоматического управления пуском и остановкой КУ 1 и КУ2. Примечание — Манометры Ml и М2 отрегулированы так, чтобы М2-Н замыкался при меньшем давлении, чем М1-Н. Верхние пределы (Ml-B, М2-В) —одинаковые.

Электрооборудование насосных установок.

Электрооборудование насосной установки

Назначение. Для пуска, управления защиты и сигнализации откачивающими насосами без дежурного персонала.

Основные элементы схемы.

Д1, Д2 - приводные двигатели основного и резервного центробежного насосов.

КМ1, КМ2 - контакторы магнитных пускателей (ПМ1, ПМ2) двигателей Д1.Д2.

РКН - реле контроля напряжения, для включения предупредительного сигнала при исчезновении напряжения в цепях управления.

РА- реле аварийное, для включения аварийного сигнала о ненормальной работе насосов (переполнение резервуара).

РУ1, РУ2 - реле уровня, для управления пуском и остановкой насосов в автоматическом режиме.

Органы управления.

ПУ1, ПУ2 - переключатели управления, для выбора режима управления насосов («Р» - ручное, «А» - автоматическое).

ПО1 - переключатель откачки, для выбора «основного» насоса

(пускается первым), тогда другой будет «резервным».

ДУ1 - датчик уровня, электродный, для коммутации цепей

управления при подъеме уровня жидкости.

Примечание - Такие датчики применяют для контроля уровня электропроводных жидкостей.

Режимы управления.

ПУ1 - «А», ПУ2 - «А» — «автоматическое управление», основной режим,

ПУ1 - «Р», ПУ2 - «Р» — «ручное управление», резервный режим, с местного поста.

Кроме аппаратуры общего назначения – контакторов, пускателей, промежуточных реле, универсальных переключателей и т. д. в системах автоматизации насосных установок используют специальные аппараты управления и контроля: реле контроля уровня жидкости, струйные реле, реле давления, реле контроля заливки центробежных насосов. В качестве реле контроля уровня применяют поплавковые реле, электродные реле уровня, манометры различных типов, датчики емкостного типа, радиоактивные датчики.

Работа схемы основана на принципе пуска и остановки насосов в зависимости от уровня жидкости в контролируемом резервуаре, из которого производится откачка. Для контроля заполнения бака жидкостью применяется электродный датчик уровня ДУ. Из двух насосных агрегатов один является рабочим, а второй – резервным. Режим работы агрегатов задается переключателем откачки ПО: в положении 1 переключателя насос H1 с двигателем Д1 будет рабочим, а насос Н2 с двигателем Д2 — резервным, который включается, если производительность насоса H1 окажется недостаточной. В положении 1 рабочим является насос Н2, а резервным — H2.

Рассмотрим работу схемы, когда ПО установлен в положение 1, а переключатели ПУ1 и ПУ2 — в положение А, т.е. на автоматическое .управление насосами. Контакты 1 и 3 переключателя ПО замыкают цепи катушек реле РУ1 и РУ2, но реле не включатся, так как при нормальном уровне жидкости остаются разомкнутыми электроды Э2 и ЭЗ датчика уровня ДУ. При повышении уровня жидкости в емкости до электрода Э2 замыкается цепь катушки реле РУ1, оно срабатывает, и через замыкающий контакт РУ1 подается питание В катушку пускателя ПМ1. Включается двигатель Д1, и насос H1 начинает откачку. Уровень жидкости в емкости понижается, но при разрыве контакта Э2 двигатель Д1 не остановится, так как катушка реле РУ1 продолжает получать питание через свой контакт РУ1 и замкнутый контакт электрода Э1. Такая блокировка реле РУ1 применена во избежание частых пусков и остановок насосного агрегата при небольших изменениях уровня жидкости и обеспечивает отключение насоса лишь тогда, когда уровень жидкости спадет ниже нормального и разомкнется контакт Э1.

Если произойдет аварийное отключение рабочего насоса или производительность его окажется недостаточной, то уровень жидкости в резервуаре будет продолжать повышаться. Когда он достигнет электрода ЭЗ датчика ДУ, получит питание катушка реле РУ2. Реле сработает и включит магнитный пускатель ПМ2; включится двигатель Д2 резервного насоса. Отключение резервного агрегата произойдет при спадании уровня жидкости ниже электрода Э1.

Если по каким-либо причинам будет иметь место большой приток жидкости в резервуар, то производительность обоих насосных агрегатов может оказаться недостаточной, и жидкость поднимется до предельно допустимого уровня, на котором-, установлен электрод Э4. При этом замкнется цепь катушки реле РА, которое сработает и своим замыкающим контактом включит цепь аварийной сигнализации, оповещая персонал о ненормальной работе насосных агрегатов. Для подачи предупредительного сигнала при исчезновении напряжения в цепях управления служит реле контроля напряжения РКН. Цепи аварийной сигнализации питаются от самостоятельного источника. Белая сигнальная лампа ЛБ служит для оповещения о наличии напряжения в цепях управления при контрольных осмотрах аппаратуры.

Переход на ручное (местное) управление насосными агрегатами производится поворотом переключателей ПУ1 и ПУ2 в положение Р. Включение и отключение двигателей Д1 или Д2 производится нажатием кнопок КнП1 и КнС1 или КнП2 и КнС2, расположенных непосредственно у насосных агрегатов.


Приложение Б

ЗАДАНИЕ 1 :

ГРУППА №1

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д 1, Д 2 – 5А 80 МВ 2

ГРУППА №2

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1 – 5А 80  М В 4

Д2- 5А 80 МВ 4

ГРУППА №3

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1, Д2 – 5АМ 112 М В 6

ЗАДАНИЕ 2 :

 ГРУППА №1

необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д 1 – АИР М132 S 8

Д 2 – 5А 160 S 8

ГРУППА №2

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1. Д2 – 5АМ 112 М 4

ГРУППА №3

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1. Д2 -  АИР М 132 S 8

ЗАДАНИЕ 3 :

ГРУППА №1

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1, Д2 – 5А 80 МА 2

Д3, Д4 – 5АМ 112 М В 6

ГРУППА №2

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1.Д2.Д3.Д4 – 5АМ 112 М 4

ГРУППА №3

Для данной схемы  необходимо рассчитать электрические параметры, необходимые  для выбора аппаратов защиты.

В схеме установлены двигатели:

Д1, Д2 – АИР М1 32 S 8

Д3, Д4 – 5А 160 S 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ Сахалинский промышленно-экономический техникум Определение параметров аппаратов защиты и управления в трехфазных цепях переменного тока Интегрированный урок по ОПД «Электротехника и электроника» и МДК 01 ЭМ и А ПЦ специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования » гр ОЭ-1501

Слайд 2

Изученные Усвоенные в курсе электротехники понятия и параметры для расчета трехфазных цепей: Р ном - активная мощность Р дв - мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки cos φ – коэффициент мощности

Слайд 3

Изученные Усвоенные в МДК ЭМиА понятия и параметры для выбора аппаратов защиты и управления Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки

Слайд 4

Таким образом Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки

Слайд 5

Итак Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток Установки U ном - номинальное напряжение установки

Слайд 6

Итогом наших рассуждений является … Р ном -активная мощность Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки(двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки U ном - номинальное напряжение установки cos φ – коэффициент мощности

Слайд 7

В результате изучения темы студент должен: Уметь - подбирать электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; - рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы Знать(закрепить знания) методы расчета трехфазных электрических цепей; основных правил эксплуатации электрооборудования ; основ теории электрических машин, принципов работы типовых электрических устройств; - Образовательные цели занятия

Слайд 8

Формируемые общие компетенции ОК 1 . Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 9 . Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Слайд 9

Формируемые профессиональные компетенции ПК 1.1 . Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования. ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования. ПК 1.3 . Осуществлять диагностику технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического

Слайд 10

Основные понятия трехфазных цепей Iл - линейный ток - это ток протекающий по линейному проводу; Uл - линейное напряжение - это напряжение между линейными проводами; Iф - фазный ток - это ток, протекающий от начала к концу фазной обмотки или приемника энергии (или наоборот: от конца - к началу). Uф - фазное напряжение - это напряжение между началом и концом фазной обмотки или приемника энергии.

Слайд 11

Основные закономерности трехфазных цепей Для звезды с симметричной нагрузкой: I л = I ф U л = √3 * U ф Для треугольника с симметричной нагрузкой: I л = √3 * I ф U л = U ф

Слайд 12

Запомним, что В низковольтных установках применяются, как правило, четырехпроводные линии электропередачи, а в высоковольтных - трехпроводные. Четырехпроводные линии удобны при совместном электропитании силовых и осветительных потребителей. Электродвигатели, например, подключаются к трем линейным проводам, а осветительные приборы - к одному линейному и нулевому проводам.

Слайд 13

Мощность в трехфазной электрической цепи переменного тока при симметричной нагрузке P = 3∙I ф ∙U ф ∙cos φ =√3∙I л ∙U л ∙cos φ [ Вт ] активная (номинальная) Q = 3 ∙I ф ∙U ф ∙sin φ [ ВАр ] реактивная S = 3∙I ф ∙U ф [ ВА ] полная P дв =√3∙I л ∙U л ∙cos φ∙η мощность на валу двигателя

Слайд 14

Расчет номинального тока I ном P дв =√3∙I л ∙U л ∙cos φ∙η мощность на валу двигателя I ном = I л = P дв ∕ √3∙U л ∙cos φ∙η , где Р дв -мощность на валу двигателя η - КПД установки (двигателя) I ном - номинальный (нормальный) ток установки (двигателя) U ном - номинальное напряжение установки (двигателя) cos φ – коэффициент мощности

Слайд 15

Схема электроснабжения жилого дома При электроснабжении жилых домов в них вводят четырехпроводный кабель. В квартиры же подается один нулевой провод и один линейный. При этом линейные провода чередуются от квартиры к квартире. Это необходимо для того, чтобы наиболее равномерно загрузить сеть по фазам.

Слайд 17

Рис. 19.1 б ) в )

Слайд 18

Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» 1.Чему равен ток в нулевом проводе в симметричной трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду? а) Номинальному току одной фазы б) Нулю в) Сумме номинальных токов двух фаз г) Сумме номинальных токов трёх фаз 2.Почему обрыв нейтрального провода четырехпроходной системы является аварийным режимом? а) На всех фазах приёмника энергии напряжение падает. б) На всех фазах приёмника энергии напряжение возрастает. в) Возникает короткое замыкание г) На одних фазах приёмника энергии напряжение увеличивается, на других уменьшается. 3.Выбераите соотношение, которое соответствует фазным и линейным токам в трехфазной электрической цепи при соединении звездой. а) I л = I ф б) I л = √3∙I ф в) I ф = √3∙I л г) I ф = √ 2∙I л

Слайд 19

Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» 4.Лампы накаливания с номинальным напряжением 220 В включают в трехфазную сеть с напряжением 220 В. Определить схему соединения ламп. а) Трехпроводной звездой. б) Четырехпроводной звездой в) Треугольником г) Шестипроводной звездой. 5.Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями при соединении потребителей электроэнергии треугольником. а) U л = U ф б) U л =√3 * U л в) U ф = √3 * U л г) U л =√2 * U ф 6. В трехфазной цепи линейное напряжение 220 В, линейный ток 2А, активная мощность 380 Вт. Найти коэффициент мощности. а) cos φ = 0.8 б) cos φ = 0.6 в) cos φ = 0.5 г) cos φ = 0.4

Слайд 20

Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» 7.В трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В включают трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на220 В. Как следует соединить обмотки двигателя? а) Треугольником б) Звездой в) Двигатель нельзя включать в эту сеть г) Можно треугольником, можно треугольником, можно звездой 8.Может ли ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи, соединенной звездой быть равным нулю? а) Может б) Не может в) Всегда равен нулю г ) Никогда не равен нулю. 9..Нагрузка соединена по схеме четырехпроводной цепи. Будут ли меняться фазные напряжения на нагрузке при обрыве нулевого провода: 1) симметричной нагрузки 2) несимметричной нагрузки? а) 1) да 2) нет б) 1) да 2) да в) 1) нет 2) нет г) 1) нет 2)да

Слайд 21

Тестовое задание по теме «Расчет трехфазных цепей» Критерии оценки 4-5 баллов – оценка «3» 6-7 баллов – оценка «4» 8-9 баллов – оценка «5»

Слайд 22

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1.Чему равен ток в нулевом проводе в симметричной трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду? а) Номинальному току одной фазы б) Нулю в) Сумме номинальных токов двух фаз г) Сумме номинальных токов трёх фаз 2.Почему обрыв нейтрального провода четырехпроходной системы является аварийным режимом? а) На всех фазах приёмника энергии напряжение падает. б) На всех фазах приёмника энергии напряжение возрастает. в) Возникает короткое замыкание г) На одних фазах приёмника энергии напряжение увеличивается, на других уменьшается. 3.Выбераите соотношение, которое соответствует фазным и линейным токам в трехфазной электрической цепи при соединении звездой. а) I л = I ф б) I л = √3∙I ф в) I ф = √3∙I л г) I ф = √ 2∙ I л

Слайд 23

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 4.Лампы накаливания с номинальным напряжением 220 В включают в трехфазную сеть с напряжением 220 В. Определить схему соединения ламп. а) Трехпроводной звездой. б) Четырехпроводной звездой в) Треугольником г) Шестипроводной звездой. 5.Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями при соединении потребителей электроэнергии треугольником. а) U л = U ф б) U л =√3 * U л в) U ф = √3 * U л г) U л =√2 * U ф 6. В трехфазной цепи линейное напряжение 220 В, линейный ток 2А, активная мощность 380 Вт. Найти коэффициент мощности. а) cos φ = 0.8 б) cos φ = 0.6 в) cos φ = 0.5 г) cos φ = 0.4

Слайд 24

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 7.В трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В включают трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на220 В. Как следует соединить обмотки двигателя? а) Треугольником б) Звездой в) Двигатель нельзя включать в эту сеть г) Можно треугольником, можно треугольником, можно звездой 8.Может ли ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи, соединенной звездой быть равным нулю? а) Может б) Не может в) Всегда равен нулю г ) Никогда не равен нулю. 9.Нагрузка соединена по схеме четырехпроводной цепи. Будут ли меняться фазные напряжения на нагрузке при обрыве нулевого провода: 1) симметричной нагрузки 2) несимметричной нагрузки? а) 1) да 2) нет б) 1) да 2) да в) 1) нет 2) нет г) 1) нет 2)да

Слайд 25

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1.-. б) Нулю 2.- г) На одних фазах приёмника энергии напряжение увеличивается, на других уменьшается. 3.- а) I л = I ф 4.- в) Треугольником 5..- а) U л = U ф 6.- а) cos = 0.8 7. - б) Звездой 8. - а) Может 9. - г) 1) нет 2)да

Слайд 26

Схема включения реверсивного пускателя

Слайд 27

Классификация электрических аппаратов . Многообразие видов аппаратов и выполнении ими функций и совмещение в одном аппарате нескольких функций не позволяет строго классифицировать их по одному признаку. I)Классификация по назначению : 1)Коммутационные аппараты. Основное назначение - это включение, отключение, переключение электрических цепей. рубильники пакетные переключатели различные переключатели автоматические выключатели предохранитель Особенность : редкое включение, отключение. 2)Защитные аппараты. Основное назначение - это защита электрических цепей от токов короткого замыкания и перегрузок автоматические выключатели предохранитель. 3)Пускорегулирующие аппараты.

Слайд 28

Классификация электрических аппаратов . Многообразие видов аппаратов и выполнении ими функций и совмещение в одном аппарате нескольких функций не позволяет строго классифицировать их по одному признаку. I)Классификация по назначению : 1)Коммутационные аппараты. Основное назначение - это включение, отключение, переключение электрических цепей. рубильники пакетные переключатели различные переключатели автоматические выключатели предохранитель Особенность : редкое включение, отключение. 2)Защитные аппараты. Основное назначение - это защита электрических цепей от токов короткого замыкания и перегрузок автоматические выключатели предохранитель. 3)Пускорегулирующие аппараты.

Слайд 29

Контактор – это одноступенчатый аппарат, пред­назначенный для частых дистанционных включений и отключений электрических силовых цепей. Замыкание контактов контактора может осуществляться электромагнитным или гидравлическим при­водом. Наибольшее распространение получили электромагнитные контакторы.

Слайд 30

Предохранители Предохранители — это электрические аппараты, предна­значенные для зашиты электрических цепей от токовых пе­регрузок и токов КЗ. Основными элементами предохрани­теля являются плавкая вставка, включаемая последова­тельно с защищаемой цепью, и дугогасительное устройство. К предохранителям предъявляются следующие требо­вания. Времятоковая характеристика предохранителя долж­на проходить ниже, но возможно ближе к времятоковои ха­рактеристике защищаемого объекта. Время срабатывания предохранителя при КЗ должно быть минимально возможным, особенно при защите полупроводниковых приборов. Предохранители должны рабо­тать с токоограничением . При КЗ в защищаемой цепи предохранители должны обеспечивать селективность защиты. Характеристики предохранителя должны быть ста­бильными, а технологический разброс их параметров не должен нарушать надежность защиты. В связи с возросшей мощностью установок предохра­нители должны иметь высокую отключающую способность. Конструкция предохранителя должна обеспечивать возможность быстрой и удобной замены плавкой вставки при ее перегорании.

Слайд 32

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Работа с конспектом. Подготовка к экзамену: Презентация темы « Трехфазные цепи переменного тока »

Слайд 33

Светофор мнение о работе во время учебного процесса: Зелѐный цвет – «Во время учебного занятия мне было всѐ понятно. Я совсеми заданиями справился самостоятельно»/ «я удовлетворен учебным занятием»; Жѐлтый цвет – «Во время учебного занятия мне почти всѐ было понятно. Не всѐ получалось сразу, но я всѐ равно справился с заданиями»; Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Слайд 34

Самооценка Рефлексия 1. Достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия? 2. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на занятии. 3. Был ли полезен для вас урок? 4. Какие новые знания вы приобрели? 5. Какие развили умения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого учебного занятия по БЖД "Первая доврачебная помощь при переломах"

Методическая разработка предназначена для преподавателей ОБЖ и БЖД...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка открытого учебного занятия

Методическая разработка открытого учебного занятия по теме Технологическая схема тепловой электрической станции на твердом топливе» по МДК.04.01 Основы контроля технологических процессов и управ...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОП.14 "Предпринимательство в сфере сервиса"

Занятия проводится в форме деловой игры . Содержание учебного занятия определенно видами профессианальной деятельности выпуснико ....

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОП.04 "Материаловедение"

Открытое занятие по теме "Сплавы цветных металлов" проводится в форме комбинированного занятия : актуализация полученных ранние знаний, умений и навыков обучающихся, изучение нового материал...