Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кореновский политехнический техникум»
Методические указания и контрольные задания по дисциплине:
« Основы электротехники»
для студентов заочного отделения
специальности 270802
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Составил преподаватель
профцикла : Савеленко О.К.
Кореновск 2015 г.
Содержание: 1.Введение. 2. Оформление контрольной работы по предмету. 3.Вид титульного листа. 4.Краткий курс электротехники. 5.Задания к выполнению контрольной работы по дисциплине
«Электротехника»
Введение
Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по предмету «Электротехника» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» . Предлагаемые контрольные задания охватывают весь основной курс «Электротехника» по разделам: электрическое поле, электрические цепи постоянного тока, электрические цепи переменного тока, однофазные электрические цепи, трехфазные электрические цепи, трансформаторы, электрические машины, электроника.
При изучении курса и выполнения контрольного задания рекомендуются учебники и учебные пособия, выпущенные в последние годы. При изучении курса рекомендуется пользоваться одним учебником при изучении всего курса, и только тогда, когда тот или иной вопрос изложен в нем недостаточно ясно или не нашел отражения.
Целесообразность такого подхода обусловлена тем, что в учебниках имеется небольшая разница в обозначениях и это может вызвать некоторые затруднения при переходе от одного учебника к другому.
При изучении курса «электротехника» студентам необходимо составлять конспект, в который полезно выписывать основные законы, формулы. Этот конспект окажет большую помощь при выполнении контрольной работы и подготовки к зачету.
В качестве достаточно полного перечня вопросов для самопроверки могут служить названия параграфов учебника П.А .Бутырин, О.В. Толчеев. Также при подготовки к зачету и выполнению контрольной работы можно воспользоваться любыми учебниками по электротехнике.
2.Оформление контрольной работы по предмету
«Электротехника» Контрольная работа должна быть оформлена в Microsoft Office Word, шрифтом Times New Roman, размером 14 Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с установленной формой ГБОУ СПО Кореновский политехнический техникум КК для заочного отделения специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Электрические схемы из задания для контрольной работы могут быть либо отсканированы со всеми обозначениями, либо начерчены. Все последующие данные по решению контрольных заданий должны быть только в печатном виде. Контрольное задание №1 рассчитано на 25 вариантов. Номер варианта выбирается исходя из порядкового номера по журналу группы. В решении задач нужно расписать пошаговое действие каждого пункта решения. Контрольное задание №2 рассчитано на 25 вариантов. Номер варианта выбирается исходя из порядкового номера по журналу группы. В решении задач нужно расписать пошаговое действие каждого пункта решения. Контрольное задание №3 рассчитано на 4 варианта. Номер варианта выбирается по принципу:
1-1; 2-2; 3-3; 4-4; 5-1; 6-2; 7-3; 8-4; 9-1; 10-2; 11-3; 12-4; 13-1; 14-2; 15-3; 16-4; 17-1; 18-2; 19-3; 20-4; 21-1; 22-2; 23-3; 24-4; 25-1; 26-2; 27-3; 28-4.
Контрольное задание №4 рассчитано на 25 вариантов. Номер варианта выбирается исходя из порядкового номера по журналу группы. Задание содержит 25 тем по электротехнике . Оформление доклада в печатном виде (по п.1) с титульным листом установленной формы. Доклад должен содержать титульный лист, содержание, основная часть с раскрытой темой, с указанием перечня литературы с названиями книг и авторами, а также ссылками интернет. Приветствуется доклад с графиками, рисунками оборудования, т.к. это лучше раскрывает тему доклада. Доклад не должен носить реферативный характер, а должен раскрывать основную тему доклада, например, «введение, описание оборудования, принцип действия оборудования, применение оборудования в быту и промышленности, заключение». Доклад должен содержать примерно 5-6 страниц, но может варьироваться в зависимости от темы доклада. Все страницы доклада должны быть пронумерованы. Все четыре задания контрольной работы должны быть объединены в одной работе. Не допускается разбиение заданий на несколько частей.
Разрешается пользоваться любой технической литературой, а также сетью интернет для решения контрольной работы.
Министерство образования и науки
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Кореновский политехнический техникум КК
^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Электротехника»
Вариант №
Выполнил
студент _______________________________________
Группа _____________курс ___1____ семестр ___2____
Проверил
преподаватель _____________ О.К.Савеленко
Сдано: «_______»_______________20___г.
Проверено: «_______»_______________20___г.
^
Кореновск 2013 г. Тема 1.1. Электрическое поле Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля: напряженность потенциала и электрическое напряжение. Проводники и электрическое напряжение. Проводники в электрическом поле и электрическое экранирование. Диэлектрик как среда электрического поля. Диэлектрическая проницаемость: абсолютная и относительная. Электропроводность диэлектриков. Понятие о диэлектрических потерях энергии. Электрическая прочность и пробой диэлектриков. Короткие сведения о различных электроизоляционных материалах (газообразных, жидких, твердых) и их практическое измерение. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.
^ Студент должен знать:
особенности электрического поля, его характеристики, изображение. Применение диэлектриков на практике. Их виды, особенности. Знать формулу емкости плоского конденсатора.
Уметь:
рассчитывать напряженность электрического поля, потенциал, электрическое напряжение. Подсчитывать емкость конденсаторов и производить расчет эквивалентной емкости при последовательном, параллельном и смешанном соединении. Уметь выбирать диэлектрики по его параметрам и заданному электрическому напряжению.
^ Самостоятельная работа студентов.
Законспектировать и изучить тему: способы соединения конденсаторов (последовательное, параллельное и смешанное). Вывод формул эквивалентной емкости.
Рассчитать по индивидуальным заданиям эквивалентную емкость батареи конденсаторов и ее рабочее напряжение.
^ Электрические цепи постоянного тока.
Общие сведения об электрических целях: определение, классификация. Электрический ток его определение, направление, сила тока, плотность. Электрическая проводимость и сопротивление проводников. Зависимость сопротивления от температуры. Законом Ома для участка и полной цепи. Основные элементы электрических цепей: источники и приемники электрической энергии, их мощность и К.П.Д. назначение вспомогательных элементов цепи режиму работы электрической цепи: холостой ход, нормальный, рабочий, короткого замыкания. Закон Джоуля – Ленца. Нагрев проводов. Выбор сечения проводов в зависимости от допустимого тока. Условное обозначение на электрическую схему. Участки схем электрических цепей: ветвь, узел, контур. Потеря напряжения в линиях электропередачи. Расчет электрических цепей с помощью знаков, Ома и Кирхгофа. Понятие о расчете сложных цепей.
Студент должен знать:
единицы измерения силы тока, потенциала, напряжения.- закон Ома для участка и полной цепи;
схемы включения амперметра и вольтметра в электрической цепи;- закон Джоуля – Ленца;
- первое и второе правила Кирхгофа.
уметь:
составлять простейшие электрические схемы; применять законы Ома для расчета электрических цепей; выбирать методы расчета в зависимости от типа цепей тока; производить преобразование цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединением элементов. составлять уравнения Кирхгофа для расчета электрических цепей; составлять исходные уравнения для расчетов сложной цепи постоянного тока, в том числе уравнение баланса мощностей;
Самостоятельная работа студентов.
по индивидуальным заданиям определить эквиваленты сопротивление электрической цепи со смешанным соединением элементов
произвести расчет электрических цепей по законам Ома и составить баланс мощностей. получив схему сложной электрической цепи рассчитать токи по закону Кирхгофа.
Тема 1.2. Электрические цепи однофазного переменного тока.
Параметры и формы представления переменного тока и напряжения. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Временные и векторные диаграммы токов и напряжений. Использование законов Ома и правила Кирхгофа для расчета электрических цепей переменного тока. Резонанс напряжений и токов. Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока. Коэффициент мощности и его значение.
Студент должен знать:
- параметры и формы представления переменного тока;
- электрические схемы, включая напряжение;
- элементов в цепи переменного тока;
- закон Ома и правило Кирхгофа для цепей переменного тока;
- условия возникновения и особенности резонанса напряжения и тока в цепях переменного тока;
- связь между активной, реальной и полной мощностями;
- способы повышения коэффициента мощности.
уметь:
- находить параметры переменного тока и напряжения по их графической форме представления;
- рассчитать токи переменного тока;
- строить векторную диаграмму разветвленной и неразветвленной цепей переменного тока;
- определять активную, реактивную и полную мощности и коэффициент мощности в цепях переменного тока;
- строить векторные диаграммы для различных режимов электрических цепей;
^ Самостоятельная работа студентов.
Законспектировать пример расчета разветвленной цепи переменного тока методом проводимостей.
Описать методы повышения коэффициента мощности на электростанциях, питающих районы и области.
^ Трехфазный электрические цепи переменного тока.
Общие сведения о трехфазных электрических цепях. Сведение обмоток трехфазного генератора и потребителей звездой и треугольником. Симметричная и несимметричная нагрузка. Трехпроводная и четырехпроводная линия. Роль нулевого провода. Расчет трехфазных цепей с использованием законов Ома и векторных диаграмм. Мощность трехфазной цепи.
Студент должен знать:
- принцип соединения обмоток генератора и потребителя энергии звездой и треугольником;
- что такое симметричная и несимметричная нагрузки;
- соотношение между линейным и фазными токами напряжениями при соединении звездой и треугольником (для обмоток генератора и потребителей);
- назначение нулевого провода;
уметь:
строить векторные диаграммы токов и напряжений для симметричной и несимметричной нагрузок;- соединять обмотки трехфазных генераторов трансформатором, потребителей звездой и треугольником;
- различать фазное и линейные величины при различных соединениях приемников электроэнергии;
- производить измерения токов и напряжений, трехфазных цепях.
^ Самостоятельная работа студентов.
Составить схему подсоединения однофазных и трехфазных потребителей и трехфазным цепям переменного тока. Вычертить в конспекте векторную диаграмму трехфазной цепи со смещением нейтрали.
Тема 1.3. Трансформаторы Назначение трансформаторов, их классификация.
Вклад Русских ученых Н.Н. Яблочкова и М.О. Доливо-Добровольского в создании и использовании трансформаторов. Однофазный трансформатор, его устройство принцип действия, условное обозначение, коэффициент трансформации. Внешняя характеристика трансформатора. Режим работы трансформатора: холостой ход, рабочее короткое замыкание. Потери энергии и К.П.Д. трансформатора. Понятие об измерительных, сварочных трансформаторах, автотрансформаторах.
Студент должен знать:
- устройство и принцип действия трансформатора;
- как определять параметры трансформаторов по паспортным данным;
- как определить потери мощности и К.П.Д. по результатам измерений;
- коэффициент трансформации по данным измерений токов и напряжений;
уметь:
- различать режимы работы трансформаторов;
- регулировать выходные напряжения с помощью автотрансформатора;
- различать трансформаторы по различным конструктивным признакам.
Самостоятельная работа студентов.
Изучить и законспектировать устройство и принцип действия сварочного трансформатора
^ Тема 1.4. Электрические машины постоянного и переменного тока.
Электрические машины переменного тока их назначение и классификация. Устройство трехфазного асинхронного электродвигателя. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях. Принцип работы трехфазного асинхронного двигателя. Пуск в ход и регулирование скорости вращения асинхронных двигателей. Однофазный электродвигатель.
Устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока. Магнитная и электрическая цепь.
Обратимость машин. Генераторы постоянного тока. Классификация характеристики. Генератор с независимым и параллельным воздействием. Электродвигатели параллельного, последовательного и смешанного воздействия их применение. Пуск в ход, регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока.
Студент должен знать:
- устройство и принцип действия асинхронных электродвигателей;
- способы их пуска в зависимости от мощности;
- почему часто вращения ротора асинхронного двигателя меньше синхронной частоты вращения;
- методы регулировки частоты вращения асинхронного двигателя;
- устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока;
- способы пуска электродвигателей постоянного тока.
уметь:
- определять: тип, параметр двигателя по его маркировки частоту вращения ротора по значению скольжения и частоте тока в сети;
- подключать двигатель к сети и осуществлять его пуск и реверсирование;
- определить типы и параметры машины постоянного тока по их маркировке;
- строить характеристики генераторов постоянного тока по данным измерений;
- подключить двигатель к сети, осуществлять его пуск и регулировку частоты вращения.
^ Самостоятельная работа студентов.
Законспектировать механические и рабочие характеристики ДПТ независимого и параллельного возбуждения. Зарисовать схему включения двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Описать принцип работы генератора смешанного возбуждения.
^ Тема 2.1 Полупроводниковые приборы.
Электрофизические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимость. Электронно-дырочный переход и его свойства. Вольтамперная характеристика. Устройство и типы диодов, их применение. Общие сведения о полевых транзисторах. Тристоры, работа, маркировка, применение.
Студент должен знать:
параметры полупроводниковых приборов по их характеристикам; принцип работы полупроводникового диода и его применение; принцип работы биполярного транзистора, его схемы включения и применение; принцип работы полевого транзистора, его отличия от биполярного; - принцип работы и применение тиристоров.
уметь:
определять типы проводниковых приборов по их маркировке;- производить измерения токов и напряжений при снятии входных и выходных характеристики биполярных транзисторов.
^ Самостоятельная работа студентов.
Изобразить условные обозначения различных типов полупроводниковых приборов, описать кратко их работу применение (по справочнику).
^ Электронные выпрямители и стабилизаторы.
Выпрямители их назначение, классификация обобщенная структурная схема. Однофазные и трехфазные принципиальные схемы выпрямления, их принцип действия, соотношения между основными электрическими величинами схем. Сглаживающие фильтры, их назначение, виды. Стабилизаторы.
Студент должен знать:
- структурную схему выпрямительного устройства;
- виды схем выпрямления, их принципы работы и параметры;
- схемы стабилизаторов и их принцип работы;
- схемы сглаживающих фильтров и их назначение;
уметь:
составлять схемы одно - двухполупериодных выпрямителей;- изображать графики выпрямительных токов и напряжений для различных типов выпрямителей;
- объяснить работу различных сглаживающих фильтров, работу электронных стабилизаторов напряжения тока.
^ Самостоятельная работа студентов.
По схеме выпрямления, заданной преподавателем, изобразить схему выпрямления и подобрать типы диодов по заданным параметрам схемы.
5.Задания к выполнению контрольной работы по дисциплине
«Электротехника»
^ ЗАДАНИЕ №1
№1
С1=15мкф
С2=С3=20мкф
С4=С5=20мкф
С общ. - ?
№2
С1=С6=10мкф
С2=С3=С4=6мкф
С5=8мкф
Собщ. - ?
№3
С1=С6=30мкф
С2=20мкф
С3=С4=С5=30мкф
С общ. - ?
№4
С1=С2=10мкф
С3=С4=20мкф
С5=10мкф
С общ. - ?
№5
С1=6мкф
С2=5мкф
С3=10мкф
С4=2мкф
С общ. - ?
№6
С1=С2=С3=30мкф
С4=С5=5мкф
С общ. - ?
№7
С1=С2=С3=90мкф
С4=50мкф
С5=30мкф
С общ. - ?
№8
С1=5мкф
С2=С3=20мкф
С4=С5=10мкф
С общ. - ?
№9
С1=С2=20мкф
С3=С4=10мкф
С5=5мкф
С общ. - ?
№10
С1=10мкф
С2=С3=20мкф
С4=С5=40мкф
С6=10мкф
С общ. - ?
№11
С1=С2=20мкф
С3=С4=10мкф
С5=630мкф
С общ. - ?
№12
С1=20мкф
С2=С3=20мкф
С4=С5=С6=30мкф
С общ. - ?
№13
С1=30мкф
С2=С3=С4=60мкф
С5=10мкф
С общ. - ?
№14
С1=С2=20мкф
С3=С4=20мкф
С5=5мкф
С общ. - ?
№15
С1=С2=20мкф
С3=С4=10мкф
С5=30мкф
С общ. -?
№16
С1=15мкф
С2=С3=10мкф
С4=С5=20мкф
С общ. – ?
№17
С1=5мкф
С2=С3=20мкф
С4=10мкф
С общ. - ?
№18
С1=10мкф
С2=20мкф
С3=С4=С5=60мкф
С общ. - ?
№19
С1=5мкф
С2=С3=20мкф
С4=10мкф
С5=10мкф
С общ. - ?
№20
С1=15мкф
С2=С3=20мкф
С4=С5=10мкф
С общ. - ?
№21
С1=С2=5мкф
С3=С4=10мкф
С5=20мкф
С общ. - ?
№22
С1=С6=10мкф
С2=С3=С4=6мкф
С5=8мкф
С общ. - ?
№23
С1=С2=10мкф
С3=С4=5мкф
С5=10мкф
С общ. - ?
№24
С1=С2=2мкф
С3=5мкф
С4=6мкф
С общ. - ?
№25
С1=10мкф
С2=20мкф
С3=С4=С5=60мкф
С общ. - ?
^ ЗАДАНИЕ №2
№1. Найти токи (рис.2)
J4=8A J5-?
J6=6A J7-?
J1=1A
J2=6A
J3=3A
№ 2. Найти токи(рис.1)
J5=1А J6=9А J3=7А
J1=8А J2-? J4-?
№ 3. Найти токи (рис.2)
J4=20A J3-? J7-?
J1=8A J5=14A
J2=2A J6=1A
№4.
Найти токи
UAB=240B
UCД=160B
R5=12 J2=20A
J4=15A J5=5A
RAB-? RCД-? R1-?
R2-? R3-? R4-?
J1-? J3-? J-?
№ 5. Найти токи
UAB=100B R2=10 Ом
R5=20 Ом J2=6A
J4=1,6A J5=2,4A
UCД-? RAB-? RCД-?
R1-? R3-? R4-?
J1-? J3-?
№ 6.
Найти токи методом узлового напряжения.
Е1= Е2= Е3=10B
R1=2Ом R2=1Ом R3=5Ом R4=1Ом
№ 7.
Составить уравнения по методу контурных токов.
№ 8.
Найти токи методом узлового напряжения
Е1=5В Е2=10В Е3=2В
R1=1Ом R2=2Ом R3= R4=1Ом R5=2Ом
Найти токи
№ 9.
Найти токи методом узлового напряжения
Е1=5В Е2=10В Е3=6В
R1=2Ом R2=5Ом R3=1Ом
№ 10.
Составить уравнения методом контурных токов.
№ 11.
Составить уравнение методом контурных токов
№ 12.
Составить уравнения по методу контурных токов.
№ 13.
Составить уравнение методом контурных токов.
№ 14.
Составить уравнение методом контурных токов.
№ 15.
Составить уравнение методом контурных токов.
№ 16.
Составить уравнение методом контурных токов.
№ 17.
Составить уравнение методом контурных токов.
№ 18.
Составить уравнения методом контурных токов.
№ 19.
Составить уравнения методом контурных токов.
№ 20.
Составить уравнения методом контурных токов.
№ 21.
Найти токи методом узлового напряжения.
Е1=5В Е2=10В Е3=20В
R1=2Ом R2=5Ом R3=2Ом R4=8Ом
№ 22.
Составить уравнения методом узловых и контурных уравнений.
№ 23.
Найти токи методом узлового напряжения.
Е1= Е2= Е3=10B
R1=2Ом R2=1Ом R3=5Ом R4=1Ом
№ 24.
Составить уравнения по 1 и 2 законам Кирхгофа.
№ 25.
Составить уравнения по 1 и 2 законам Кирхгофа.
^ ЗАДАНИЕ №3
Вариант 1.
Задание № 1. Напишите определение.
Конденсатор - Электроны
- Электрическая цепь
- Закон Ома для участка цепи
- Ток
Задание № 2.
q – это … _________ (одно слово)- R – это … _________ (одно слово)
- P – это … _________ (одно слово)
- F – это … _________ (одно слово)
- I – [ ? ]
- W – [ ? ]
- C – [ ? ]
- U – [ ? ]
- E – [ ? ]
- F – [ ? ]
- S – [ ? ]
- q – [ ? ]
Задание №3. Напишите формулы.
Закон Ома для участка цепи.- Формула для расчета сечения провода.
Задание № 4. Решите задачу
Определите сопротивление алюминиевой проволоки длинной 2 км с площадью сечения 2,5 мм2 Вариант 2.
Задание № 1. Напишите определение.
Электрическая работа- Протоны
- Ветвь
- Закон Ома для полной цепи
- Напряжение
Задание № 2.
U – это … _________ (одно слово)- η – это … _________ (одно слово)
- W – это … _________ (одно слово)
- φ – это … _________ (одно слово)
- C – [ ? ]
- F – [ ? ]
- S – [ ? ]
- W – [ ? ]
- R – [ ? ]
- E – [ ? ]
- U – [ ? ]
- I – [ ? ]
Задание № 3. Напишите формулы.
Закон Кирхгофа.- Формула для расчета общей ёмкости при последовательном соединении емкости.
Задание № 4. Решите задачу.
Ток на участке цепи равен 10А, а сопротивление цепи ровно 2 ОМ. Найдите напряжение на участке цепи.
Вариант 3.
Задание № 1. Напишите определение.
Протоны - Ток
- Узел
- Источники электрической энергии
- Конденсатор
Задание №2.
I – это … _________ (одно слово)- l – это … _________ (одно слово)
- ∆U – это … _______ (одно слово)
- J – это … _________ (одно слово)
- φ – [ ? ]
- η – [ ? ]
- q – [ ? ]
- F – [ ? ]
- φ – [ ? ]
- R – [ ? ]
- I – [ ? ]
- P – [ ? ]
Задание № 3. Напишите формулы.
Закон Кулона.- Формула для расчёта мощности.
Задание № 4. Решите задачу Определите площадь сечения нихромовой проволоки длинной 20 м , если её сопротивление равно 25 Ом. Вариант 4.
Задание №1. Напишите определение.
Электроны- Напряжение
- Закон Кирхгофа
- Потребители электрической энергии
- Электрическая цепь
Задание №2.
C – это … _________ (одно слово) S – это … _________ (одно слово) E – это … _________ (одно слово) e – это … _________ (одно слово) R – [ ? ]
P – [ ? ] I – [ ? ] φ – [ ? ] u – [ ? ] C – [ ? ] I – [ ? ]
Задание № 3. Напишите формулы.
Закон Ома.- Формула для расчета общей емкости при параллельном соединении емкости.
Задание № 4. Решите задачу.
Определите сопротивление железной проволоки длинной 200 м с площадью сечения 5 мм2
^ ЗАДАНИЕ №4
Перечень докладов по электронике по вариантам: Вариант
| Тема доклада
| 1
| Диоды
| 2 | Триоды | 3 | Тетроды | 4 | Пентоды | 5 | Газотрон | 6 | Тиратрон | 7 | Стабилитрон | 8 | Газосветные сигнальные лампы и индикаторы | 9 | Полупроводниковые диоды | 10 | Биполярный транзистор | 11 | Полевые транзисторы | 12 | Тиристоры | 13 | Фоторезисторы | 14 | Фотодиоды | 15 | Фототранзисторы | 16 | Однополупериодный выпрямитель | 17 | Двухполупериодный выпрямитель | 18 | Трехфазный выпрямитель | 19 | Мультивибратор | 20 | Электронный осциллограф | 21 | Аналоговый электронный вольметр | 22 | Цифровой электронный вольтметр | 23 | Гибридные интегральные микросхемы | 24 | Толстопленочные микросхемы | 25 | Тонкопленочные микросхемы |
^ Примеры решения задач
Задача на соединения конденсаторов.
В задании представлены схемы смешанного соединения конденсаторов. Они складываются из последовательного и параллельного соединения.
Формула расчета конденсаторов для последовательного соединения:
С общ.=( С1* С2) / ( С1+ С2)
Формула расчета конденсаторов для параллельного соединения:
С общ.= С1+ С2+…..
Прежде чем сразу начать рассчитывать конденсаторы, нужно сначала упростить схему, поочередно объединив конденсаторы.
Смешанное соединение.
В схеме дано U=100В и емкости всех конденсаторов: С1=6мкФ, С2=1,5мкФ, С3=3мкФ, С4=3мкФ, С5=6мкФ. Определить эквивалентную емкость всей цепи, заряд, напряжение на каждом конденсаторе.
Решение:
Конденсаторы С2 и С3 соединены последовательно. Их заменим одним конденсатором с эквивалентной емкостью:
С23= С2 · С3 / (С2 + С3)=1,5·3/(1,5+3)=1мкФ.
Аналогично этому С4 и С5 заменим эквивалентным конденсатором емкостью:
С45= С4 · С5 / (С4 + С5)=3·6/(3+6)=2мкФ.
После замены схема упроститься.
Емкости С23 и С45 соединены параллельно. Их эквивалентная емкость С2-5= С23+С45 =1+2=3мкФ.
После этого схему можно заменить на другую.
Емкости С1 и С2-5 соединены последовательно.
Поэтому их эквивалентная емкость:
С= С1 и С2-5 /( С1+С2-5) =6·3/(6+3)=2мкФ.
Таким образом, постепенно преобразуя изначальную схему приводим ее к простейшему виду с одной емкостью.
^ Задача на законы Кирхгофа
В задачах нужно знать первый и второй закон Кирхгофа:
ΣI=0; ΣЕ=ΣI*R
Т.е. I1+I2+I3+…=0 – первый закон Кирхгофа
Задача разбирается по частям, относительно узлов схемы.
Дано:
I7=15A
I5=10A
I8=5A
I6=7A
I3=2А
I2=?
I4=?
I1=?
Решение:
I7+ I8 = I6+ I5+I3+ I2
15+5=7+10+2+ I2
20=19+ I2
1А= I2
I5+ I6 = I4
10+7= I4
17= I4
I1 =I2+ I3+I4
I1=20А
^ Задача на сложные электрические цепи
Задачи на сложные цепи решаются разными способами и методами. В задании предлагаются задачи, в основном, на узловое напряжение и метод контурных токов.
В этой задачи нужно составить уравнения по методу контурных токов. Для этого в схеме нужно выделить контуры и обозначить контурные токи, уравнения составлять относительно 2 закона Кирхгофа. Учитывать направления обхода контура, которое выбирается произвольно.
Решение:
E1+E2=II(R3+R4+R10+R11)-IIII(R10+R11)
E2+E3=III(R2+R9+R10+R11+R12)-IIII(R9)-IIV(R12)
E4+E3=IIII(R1+R9+R7+R8+R13)-III(R9)-IIV(R13)
E5=IIV(R5+R6+R12+R13)-IIII(R13)-III(R12)
Перечень литературы
Основная
- Г.В. Ярочкин Контрольные материалы по электротехнике 2010г.
П.А.Бутырин Электротехника 2011г.
Дополнительная Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. М.: Высшая школа, 2005.- Частоедов Л.А., Гирина Е.С. Теоретические основы электротехники. Чаcть I. Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2004.
- Электротехника и электроника/ Под ред. В.Г. Герасимова. В 3-х т. – Том 1. М.: Высшая школа, 1996.
|