Рабочая программа дисциплины "Электрические измерения"
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана для специальности 13.02.07 "Электроснабжение" в соответствии с ФГОС 3-го поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования РО
Гуковский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак.
Степанова П.И.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Электрические измерения»
для обучающихся дневного отделения специальности:
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
г. Гуково
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Электрические измерения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Организация-разработчик: Гуковский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинского региональный колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
Разработчики:
Балалаева О.Ю. преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 3 3 3 3 |
| 4 4 5 |
| 15 15 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.07 «Электроснабжение» (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в качестве примерной программы для переподготовки, повышения квалификации и получения рабочих специальностей технического профиля.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Вариативная часть.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать тип электроизмерительного прибора;
- изменять пределы измерения;
- измерять электрические сопротивления и сопротивление заземляющих устройств, мощность и энергию электрического тока;
- измерять неэлектрические величины электрическими методами.
- выбирать электроизмерительные приборы и измерять с заданной точностью различные электрические и неэлектрические величины;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы измерения и единицы физических величин;
- основные виды средств электрических измерений и их классификацию;
- порядок выбора типа электроизмерительного прибора;
- приборы непосредственной оценки;
- способы измерения пределов измерения;
- трансформаторы тока и напряжения.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов,
в том числе лабораторных занятий 20 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические работы | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
| 9 9 13 3 |
Итоговая аттестация в форме: экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Введение. Понятие об измерениях и единицах физических величин. История развития приборостроения и электроизмерительной техники. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Раздел 1 | Методы измерений. | 4 | |||
Тема 1.1 | Единицы, эталоны и меры. | 4 | |||
Содержание учебного материала | |||||
2 | Средства электрических измерений, единицы, эталоны и меры электрических величин. Классификация электроизмерительных приборов, их маркировка и требования, предъявление к ним. Погрешности измерений и приборов; порядок их определения и устранения. | 2 | 2 | ||
3 | Лабораторная работа № 1 Обработка результатов прямых многократных равноточных измерений. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Раздел 2 | Приборы непосредственной оценки. | 40 | |||
Тема 2.1 | Общие сведения об аналоговых измерительных приборах | 5 | |||
Содержание учебного материала | |||||
4 | Классификация электроизмерительной аппаратуры по функциональному признаку, назначению, способу преобразования измеряемой величины в результат, по методу измерения. Условия обозначения на шкале. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорных конспектов | 3 | ||||
Тема 2.2 | Приборы непосредственной оценки | 6 | |||
Содержание учебного материала | |||||
5 | Устройство, принцип действия, схема включения, достоинства и недостатки. Способы расширения пределов измерений. Шунты, добавочные резисторы. | 2 | 2 | ||
6 | Лабораторная работа № 2 Изучение конструкции и принципа действия амперметра, термоамперметра, выпрямительного амперметра. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач | 2 | ||||
Тема 2.3 | Гальванометры | 2 | |||
Содержание учебного материала | |||||
7 | Назначение и классификация. Магнитоэлектрические гальванометры постоянного и переменного тока. Понятие о баллистическом гальванометре. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Тема 2.4 | Электронные измерительные приборы | 7 | |||
Содержание учебного материала | |||||
8 | Классификация, устройство, принцип действия, схема включения, достоинства и недостатки электронных измерительных приборов. Электронные вольтметры переменные напряжения. | 2 | 2 | ||
9 | Лабораторная работа № 3 Изучение конструкции и принципа действия электронных вольтметров | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. | 3 | ||||
Тема 2.5 | Цифровые измерительные приборы и аналогово – цифровые преобразователи | 9 | |||
Содержание учебного материала | |||||
10 | Основные определения и принципы действия характеристики, достоинства, недостатки, область применения цифровых измерительных приборов и аналогово-цифровых преобразователей. | 2 | 2 | ||
11 | Цифровые вольтметры постоянного и переменного тока; их структурные схемы; принцип действия; применение. | 2 | 2 | ||
12 | Лабораторная работа № 4 Изучение конструкции и принципа действия цифровых вольтметров. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Составление опорных конспектов. | 3 | ||||
Тема 2.6 | Измерительные трансформаторы | 7 | |||
Содержание учебного материала | |||||
13 | Измерительные трансформаторы, тока и напряжения; их назначение, устройство, погрешности, особенности эксплуатации. | 2 | 2 | ||
14 | Лабораторная работа № 5 Изучение измерительных трансформаторов тока и напряжения. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач | 3 | ||||
Тема 2.7 | Регистрирующие приборы | 4 | |||
Содержание учебного материала | |||||
15 | Назначение, классификация и применение самопишущих, приборов. Принцип действия и устройство самопишущих приборов с непрерывной и точной записью. Электронные осциллографы. | 2 | 2 | ||
16 | Лабораторная работа № 6 Изучение конструкции и принципа действия электронного осциллографа. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Раздел 3 | Измерение электрических параметров | 19 | |||
Тема 3.1 | Измерение электрических сопротивлений | 12 | |||
Содержание учебного материала | |||||
17 | Классификация электрических сопротивлений по величине и методике измерений. | 2 | 2 | ||
18 | Измерение малых сопротивлений косвенным методом (амперметра- милливольтметра) и двойным измерительным мостом постоянного тока. | 2 | 2 | ||
19 | Измерение средних сопротивлений косвенным методом (амперметра – вольтметра) и одинарным измерительным мостом постоянного тока. | 2 | 2 | ||
20 | Измерение больших сопротивлений методом замещение. | 2 | 2 | ||
21 | Лабораторная работа №7 Измерения сопротивления различными приборами. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач | 2 | ||||
Тема 3.2 | Измерение емкости, индуктивности, взаимной индуктивности | 7 | |||
Содержание учебного материала | |||||
22 | Измерения емкости косвенным методом и методом сравнения. Фарадометры. | 2 | 2 | ||
23 | Измерение индуктивности и взаимной индуктивности косвенным методом. Способ согласованного и встречного включения обмоток. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссвордов | 3 | ||||
Раздел 4 | Измерение мощности, энергии, фазы и частоты электрического тока | 29 | |||
Тема 4.1 | Измерение мощности электрического тока | 5 | |||
Содержание учебного материала | |||||
24 | Способы измерения мощности электрического тока. Электродинамические и ферродинамические ваттметры; их схемы, устройство и принцип действия. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение электрических схем | 3 | ||||
Тема 4.2 | Измерение электрической энергии | 11 | |||
Содержание учебного материала | |||||
25 | Индукционные счетчики электрической энергии, их устройство, принцип действия, схема включения в цепь переменного тока. | 2 | 2 | ||
26 | Измерение активной и реактивной энергии в трехфазной цепи различными типами индукционных счетчиков. Включение счетчиков через измерительные трансформаторы. | 2 | 2 | ||
27 | Лабораторная работа № 8 Изучение конструкции и принципа действия однофазного и счетчика. | 2 | 2 | ||
28 | Лабораторная работа № 9 Изучение конструкции и принципа действия трехфазного счетчика. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссвордов | 3 | ||||
Тема 4.3 | Измерение угла сдвига фаз и частоты переменного тока | 4 | |||
Содержание учебного материала | |||||
29 | Фазометры однофазные и трехфазные, их устройство и принцип действия. Частотомеры, их устройство и принцип действия. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач | 2 | ||||
Тема 4.4 | Измерение электрических параметров воздушных и кабельных линий | 9 | |||
Содержание учебного материала | |||||
30 | Общие сведения и значение электрических измерений параметров воздушных и кабельных линий. | 2 | 2 | ||
31 | Защита кабелей от электрокоррозии. Определение места повреждения изоляции линии. Заземление. | 2 | 2 | ||
32 | Лабораторная работа № 10 Подключение и прозвонка жил кабеля. | 2 | 2 | ||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссвордов | 3 | ||||
Раздел 5 | Измерение неэлектрических величин электрическими методами | 8 | |||
Тема 5.1 | Общий принцип измерения неэлектрических величин электрическими методами | 6 | |||
Содержание учебного материала | |||||
33 | Измерение температуры, давления и скорости движения потока вещества электрическими методами | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорных конспектов | 4 | ||||
Тема 5.2 | Параметрические преобразователи неэлектрических величин в электрические | 2 | |||
Содержание учебного материала | |||||
34 | Принцип действия электронного и электрического секундомера, термосигнализатора, вибрографа. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические работы | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | - | ||||
Всего: | 102 (68+34) |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие лабораторий электроснабжения, электротехники, электроники и электротехнических измерений; мастерских - нет;
Оборудование учебного кабинета: измерительные приборы (амперметры, вольтметры, омметры, ваттметры, осциллографы, электрические счетчики, трансформаторы), таблицы основных и дополнительных измерительных единиц измерений, раздаточные материалы, демонстрационные плакаты и стенды «Промышленная электроника». «Электротехника»
Технические средства обучения: мультимедийная установка, персональные ЭВМ.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: - не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: амперметры, вольтметры, омметры, мегомметры, трансформаторы, ваттметры, счетчики электрической энергии, осциллографы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Панфилов В.А. Электрические измерения: Учебник для среднего профессионального образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
- Шишмарев В.Ю. Электрорадиоизмерения: Учебник для среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 336 с.
- http://www.twirpx.com
- http://www.tehlit.ru
Дополнительные источники:
- Журналы: «Радио»
- http://www.radio.ru
- Захаров И. П., Павленко Ю. Ф. Эталоны в области электрорадио-измерений. Справочное пособие, 2008.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь:
Знать:
| Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестирование, письменный самоконтроль, решение ситуационных задач, выполнение практических работ. Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестирование, письменный самоконтроль, решение ситуационных задач, выполнение практических работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП.04 Электротехнические измерения. Рабочая программа
Для специальности 230113 "Компьютерные системы и комплексы" СПО....

Электротехнические измерения. Рабочая программа.
Рабочая программа по дисциплине "электротехнические измерения" для учащихся третьего курса...

Аннотация на рабочую программу учебной дисциплины «Электротехнические измерения»
Аннотация на рабочую программу учебной дисциплины «Электротехнические измерения» для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексыПеречислены знания, умения и профессиональные компетенц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Программа учебной дисциплины оп.01 «Технические измерения» разработана на основе Федерального государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Технические измерения»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования для специальнос...

Рабочая программа ОП.01 Технические измерения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Технические измерения по профессии 15.01.09 "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА, ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЙ, СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРОБ И РАСТВОРОВ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с...