Кейс практический "Электротехника"
учебно-методический материал

Филиппов Андриян Сергеевич

Кейсы созданы для активного обучения студентов на занятиях дисциплины "Электротехника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЕЙС 1.

Филиппов Андриян Сергеевич

(ОП.02. Электротехника

                                                                                                                              3 курс

                    Специальность:  220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

УМК: Учебники:

  1. Основные источники: Бутырин, П.А., Толчеев, О.В., Шикарзянов .Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.
  2. Катаенко, Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
  3. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники: учеб./ Л.А.Бессонов.-М.: Высшая школа,2008.-396 с.
  4. Бутырин, П.А. Элетротехника: учеб./ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.И. Шакирзянов.- 2-е изд. стер.-М. Academia:,  2008.– 272с.
  5. Евдокимов, Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учеб./Ф.Е. Евдокимов.- М.: Academia,  2008.– 560с.    
  6. Электротехника и электроника: учеб./ Ю.М. Иньков, А.В. Крашенников, Р.В. Меркулов и др.; под ред. Б.И. Петленко.- М. Academia:, 2008.– 320с.
  7.  Климов, В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие / В.И. Климов.– М.: Academia, 2008.– 223с.
  8.  Задачник по электротехнике: учеб. пособие / П.Н. Новиков, В.Я.Кауфман, О.В.Толчеев и др. – М.: Academia, 2008.–384 с
  9.  Прошин, В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. пособие / В.М. Прошин.- М: Academia, 2008.– 192с.
  10. Синдеев, Ю.Г.«Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс»,2010, Серия: Начальное профессиональное образование.
  11.  Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010. – 123 с.
  12.  Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.
  13.  Ярочкина, Г.В.,Володарская, А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008. – 54 с.
  14.  Прошин, В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008. – 68 с.
  15.  Новиков, П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия», Серия: Начальное профессиональное образование. 2008. – 235 с.: ил.

Дополнительные источники:

  1. Касаткин, А.С., Немцов, М.В. «Электротехника», М, «Академия»,2008. – 234 с.
  2. Пряшников, В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД),

       С-Пб, «Корона»,2008. – 134 с.

            4. Данилов И.А., Иванов П.М. «Дидактический материал по общей   электротехнике с основами электроники», М, «Академия»,2008. – 500 с.

        5. Музин Ю.М. «Виртуальная электротехника», С-Пб, «Питер»,2008.

            – 342 с.

          INTERNET-РЕСУРСЫ.

- http://ktf.krk.ru/courses/foet/

(Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»)

- http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the

ory.html

(Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)

- http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm 

(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)

- http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ 

(Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").

- http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm 

 (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).

Раздел программы: Простые электрические цепи постоянного тока.

Тема занятия: Источники и потребители электрической энергии.

Цели:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

4. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

5. Брать на себя ответственность за работу членов команды.

6. Развивать  самостоятельность у студентов в работе.

Задачи:

  1. Осуществить сборку модели электроосветительного прибора.
  2. Нарисовать схему цепи.
  3. Рассчитать стоимость электрической энергии, потребленной прибором за месяц работы.

Техническое обеспечение:        

Кабинет оснащен компьютерами, мультимедиа аппаратура, электроизмерительные приборы, соединительные провода, источники постоянного  тока, лампы накаливания, УМК.

Время:

2 урока (по 40 мин)

Практический кейс.

Межпредметные связи: ОП.04. Охрана труда, , ОП.05. Материаловедение, ОП.07. Электронная техника, ОП.09. Электротехнические измерения, ОП.12. Безопасность жизнедеятельности, МДК.02.01.Теоретические основы организации монтажа, ремонта, наладки систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных систем.

Планируемый результат:

  • Студент научиться понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Студенты научаться принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Студенты научаться организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

После организационной части в начале занятия, определения целей  для студентов (5 минут), обучающиеся распределяются по малым группам и получают сам кейс.

Порядок (алгоритм) работы по кейс – методу

№ п/п        

Наименование этапа        

Время

этапа урока

1.

Подготовка к занятию преподавателем и студентами. Преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы.

Домашняя работа

2.

Организационная часть. Выдача кейса.

5

3.

Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Получение дополнительной информации. Студенты на данном этапе занятия работают с учебно – методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.

10

4.

Проверка усвоения теоретического материала по теме.        Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, необходимый для выполнения практического задания, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование и т.д.)

10

5.

Работа студентов в малых группах.        Изучение содержимого кейса студентами в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы.        Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют полученный результат, при этом спорят, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

30

6.

Дискуссия (коллективная работа студентов). осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

При дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, говорят, слушают, отстаивают мнение группы. Оформление студентами итогов работы.        

15

7.

Подготовка малых групп к отчету о проделанной работе. На данном этапе происходит исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем, внесение исправлений. Наличие данного этапа не обязательно при условии правильного выполнения задания всеми группами. Можно совместить этот этап с дискуссией или подведением итогов.

5

8.

Обобщение полученных результатов Подведение итогов преподавателем.        

5

Ситуация:

Информация

Электрическим током называется упорядоченное направленное движение заряженных частиц.

Источником тока называется устройство, создающее электрический ток.

Для некоторых бытовых приборов, например фонаря, радиоприемника, нам необходимы небольшие источники электрического тока. Они делятся на две группы — гальванические элементы, которые в быту часто называют батарейками, и аккумуляторы.

Гальванические элементы — это источники тока одноразового пользования. Их принцип работы основан на преобразовании энергии химической реакции в электрическую энергию.

Аккумуляторы отличаются от гальванических элементов тем, что их можно заряжать.

Любой источник тока имеет два полюса — положительный «+» и отрицательный «–». Прежде чем использовать источник тока в виде батарейки или аккумулятора, необходимо правильно определить полярность устройства, для которого предназначен источник тока. При вставке батарейки или аккумулятора в устройство знак «+» источника тока должен совпадать со знаком «+» устройства, а «–» — с «–».

Для беспрерывной выработки электрического тока построены электростанции. Электростанции — это предприятия, вырабатывающие электрический ток. Электрический ток, вырабатываемый электростанциями, поступает в квартиры и различные предприятия.
      На электростанциях электрический ток вырабатывается большими генераторами.
Генератор — это устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую.
      Для выработки электрического тока используются разные источники энергии.

На гидроэлектростанциях (ГЭС) используют энергию падающей воды, которая вращает лопасти больших генераторов.

На тепловых электростанциях (ТЭС) используют энергию сгорающего топлива, на атомных электростанциях (АЭС) — ядерную энергию. Существуют также электростанции, использующие ветровую и солнечную энергии.

 Для того чтобы засветила электрическая лампочка, заработал телевизор и другие электрические приборы, необходимо собрать электрическую цепь. Самая простая электрическая цепь состоит из источника электрического тока, проводников тока, ключа и потребителя тока.

Источником тока в квартире можно назвать розетку, в которую ток поступает от генератора электростанции.

Проводниками электрического тока являются провода в изолированной оболочке. Они соединяют между собой все элементы электрической цепи.
     В каждой электрической цепи присутствует ключ. Он замыкает и размыкает электрическую цепь. В домашних условиях ключи — это бытовые переключатели, которыми мы включаем и выключаем освещение, а также переключатели на самих бытовых устройствах.

Потребителями электрического тока (рис.1) являются все электрические приборы, такие как чайник, лампочки, телевизор и т. д.

Рис.1 - Потребители электрической энергии

Условные обозначения элементов электрической цепи на схемах


Последовательное соединение потребителей (рис.2)

Рис – 2. Последовательное соединение проводников

Параллельное соединение потребителей (рис.3)

Рис.3 - Параллельное соединение потребителей

Какое действие оказывает электрический ток на человека? Мы уже знаем, что проводниками электрического тока могут быть металлические провода. Но электрический ток могут проводить любые вещества, в которых есть         носители зарядов.
      Вода является хорошим проводником электрического тока. Об этом необходимо помнить, если на воде вас застала гроза. Нужно срочно пристать к берегу        и         подождать,         пока         она         пройдет.
      Человеческое тело также является проводником электрического тока. Проходя через тело человека, электрический ток вызывает резкое сокращение мышц и может поразить жизненно важные органы. Нередки случаи смерти при поражении         электрическим         током.
      Опасность поражения электрическим током требует обязательного соблюдения правил безопасности при работе с электроприборами. Поэтому нельзя самостоятельно проводить ремонтные работы, связанные с неполадками в электрической         цепи.
      Электромонтеры, проводя ремонтные работы, прежде всего отключают электроприбор от электрической цепи, а затем только устраняют неисправность. Производить ремонт различного электрического оборудования можно только инструментом, ручки которого изолированы (рис.4).

Рис.4 – Инструменты с изолированными ручками

  Нельзя трогать оборванные оголенные провода, свисающие со столбов, они могут находиться под электрическим током. Если случайно взять рукой такой провод, то в результате неконтролируемого резкого сокращения мышц руку         самостоятельно         освободить         невозможно.
      Освобождать пострадавшего от действия электрического тока необходимо, не дотрагиваясь до его тела. Лучше всего для этого воспользоваться резиновыми диэлектрическими перчатками или деревянной палкой. В крайнем случае можно обмотать руку сухой тканью и оттаскивать пострадавшего за части одежды (например, за воротник).

Физическая величина, которая показывает, какой электрический заряд прошел по проводнику за единицу времени, называется силой тока и обозначается буквой I.

Единица силы тока называется ампером (А). Сила тока зависит от диаметра, длины проводника и вещества, из которого он сделан. Прибор, с помощью которого определяется сила тока, называется амперметром.

Как можно определить наличие электрического тока?

Движение электронов в проводнике мы не видим. Поэтому о наличии электрического тока мы можем судить только по тем действиям или явлениям, которые         он         оказывает.
      
Тепловое действие электрического тока. Проводник, по которому течет электрический ток, нагревается. На этом явлении основана работа всех электронагревательных приборов, таких как утюг, паяльник, электрическая плитка.

Магнитное действие электрического тока. Если к проводнику с током поднести намагниченное тело, например компас (рис.5), то можно увидеть, что стрелка компаса отклоняется от своего первоначального положения. Это значит, что электрический ток воздействует на другие тела. Магнитное действие электрического тока используется в электромагнитах.

                                 

Рис.5 – Комас

 Химическое действие электрического тока. Если налить в банку дистиллированную (очищенную, не содержащую никаких примесей) воду и опустить в нее проводники, включенные в цепь с источником тока и электрической лампочкой, то лампочка не загорится. Если насыпать в банку медного купороса, то лампочка загорится. Это значит, что в растворе медного купороса появились частицы, способные переносить электрический заряд. Если через раствор медного купороса ток будет протекать достаточно продолжительное время, то можно увидеть, что на одном из электродов осаждается чистая медь. Это свойство электрического тока используется в промышленности для получения чистых металлов.

      Под действием электрического поля происходит перемещение по проводнику электронов и возникает электрический ток, следовательно, электрическое поле совершает работу. Работу электрического поля         называют работой         электрического         тока.
      Физическая величина, которая показывает, какую работу совершает электрический ток на участке проводника при перемещении электрического заряда в один кулон, называется
электрическим напряжением и обозначается буквой U. Единица электрического напряжения называется вольт (В). Результат работы электрического тока мы наблюдаем при свечении лампочки, нагреве утюга, электроплиты (рис.6) и т. д. При этом электрическая энергия переходит в другие виды энергии: внутреннюю, механическую и т. д. Скорость выполнения работы, совершаемой электрическим током, характеризуется физической величиной, которая называется мощностью. Единицей мощности является ватт (Вт).

Рис.6 -       Химическое действие электрического тока

 На каждом электрическом приборе (потребителе электрического тока) указаны напряжение и мощность, на которое они рассчитаны. Если на электрической лампе написано: «220 В, 100 Вт», это значит, что при включении данной лампы в электрическую сеть, напряжением 220 В мощность электрического тока, т. е. работа, совершаемая электрическим током по переносу через лампу электрического заряда за единицу времени, будет равна 100 Вт.
      В быту применяется прибор для измерения потребленной электроэнергии (для измерения работы, совершенной электрическим током), который называется
электрическим счетчиком (рис.7). Когда через счетчик проходит электрический ток, то внутри него начинает вращаться диск. Скорость вращения этого диска зависит от силы тока и напряжения. Электрический счетчик показывает, какую работу совершает электрический ток за единицу времени при работе электроприборов, включенных в электрическую цепь. Работа в этом случае выражается в киловатт-часах (кВт/ч).

  

Рис.7 – Электрический однофазный счетчик

В случае с электрической лампой при ее горении работа электрического тока будет равна 100 Вт/ч или 0,1 кВт/ч.

Тепловое действие электрического тока нашло широкое практическое применение.
      Для обогрева помещений используют рефлекторы и камины. Все более широкое применение находят электрические плиты для приготовления пищи. Электрические утюги, чайники находятся в каждом доме. Несмотря на разное предназначение этих устройств, они имеют единый принцип работы. Все они имеют нагревательный элемент, который сделан в виде проволоки. Нагревательный элемент помещен в кварцевую или керамическую трубку, как, например, в рефлекторах или электрокаминах, либо уложен в пазы керамической пластины, как, например, в электроплитке. Температура, которая достигается в электрических нагревательных приборах, достаточно высокая. Поэтому рядом с ними нельзя размещать предметы, которые могут воспламениться.
      Во многих электроприборах находится элемент электрической цепи, который называется
предохранитель. Он служит для того, чтобы в случае возрастания силы электрического тока больше того значения, на которое рассчитан прибор, отключить         его         и         защитить         от         повреждения.
      Существуют плавкие и автоматические предохранители. Основным элементом в плавких предохранителях является тонкая проволока. Каждый предохранитель рассчитан на определенную силу тока. В случае превышения этого значения протекающего по проволоке предохранителя тока она перегорает и цепь размыкается. Такие предохранители устанавливаются в автомобилях для защиты электрооборудования. В бытовых электрических приборах в основном сегодня используются автоматические предохранители. У них разный принцип работы, но служат они для одного — в случае превышения силы тока больше определенного значения они автоматически разрывают электрическую цепь. Подобные электрические предохранители устанавливают в электрических щитах квартир. Они защищают всю электрическую цепь квартиры.

Скорость выполнения работы, совершаемой электрическим током, характеризуется физической величиной, которая называется мощностью.

Через спираль лампы за определенное время проходит определенное количество электронов, имеющих электрический заряд.      Чем длиннее плоскость, по которой скатывается шарик, тем большее число соударений с гвоздями он будет испытывать. Электроны, двигаясь по проводнику, сталкиваются с атомами. Следовательно, чем длиннее проводник, тем большее противодействие со стороны атомов испытывают электроны.
      Количество электронов, которое способен пропустить проводник, зависит и от площади его поперечного сечения. Действительно, если ограничить площадь поверхности наклонной плоскости, то запустить в него сразу много шариков не получится. Через коридор одновременно сможет пройти только ограниченное число шариков (рис. 201). Следовательно, чем больше площадь поперечного сечения проводника, тем меньше его сопротивление.

 На примере наклонной доски и шариков мы выяснили, что сам проводник оказывает определенное противодействие проходящему по нему току. Величина, показывающая меру противодействия проводника прохождению по нему электрического тока, называется электрическим сопротивлением проводника и обозначается буквой R.

Все физические величины, которые характеризуют электрический ток, находятся в тесной взаимосвязи. Изменение значения одной из величин приводит к изменению других. Основной закон, который связывает между собой электрические величины, называется законом Ома. Согласно закону Ома сила тока I на участке цепи равна отношению напряжения U на этом участке к его сопротивлению R: I = U/R.

С помощью закона Ома можно установить, как будет изменяться сила тока при постоянном напряжении. Если уменьшать сопротивление проводника, то сила тока будет резко возрастать. Это и происходит при коротком замыкании. Так называют момент соединения двух точек электрической цепи, подключенных к источнику тока (находящихся под электрическим напряжением), проводником, имеющим слишком маленькое сопротивление для данной цепи (рис. 203).

Именно поэтому нельзя резать провода, которые находятся под электрическим напряжением, ножом. Это непременно приведет к короткому замыканию, провода сильно разогреются и могут расплавиться. А если рукоятка ножа не будет изолирована, то человек получит поражение электрическим током.

По этой же причине нельзя ремонтировать или менять розетку, не отключив источник электрического питания. Замена лампочки в плафоне люстры также требует аккуратности. Если контакты в плафоне лампы находятся под напряжением, то это также может привести к короткому замыканию.

В случае износа или повреждения проводов, например, электрической лампы необходимо их заменить или надежно изолировать, для того чтобы избежать поражения электрическим током или короткого замыкания.

Задание

  1. Посмотрите на рисунок 8, изображающий гальванические элементы и бытовые приборы. Определи, какой из элементов к какому бытовому устройству подойдет.

Рис.8 – Гальванические элементы

  1. Опишите алгоритм своих действий, если перегорела лампа в светильнике и требуется ее замена.
  2. Рассмотрите элементы электрической цепи помещения, в котором мы находимся. Определите, какие из них являются потребителями, какие источниками, какие проводниками электрического тока.
  3. Определите, на каком действии электрического тока основана работа электрической лампы накаливания.
  4. В помещении круглосуточно горят три лампы мощностью 60, 75 и 100 Вт. Посчитайте потребляемую электроэнергию этими лампами за 30 дней.
  5. Определите, какие из электрических приборов, с которыми мы сталкиваемся в жизни, являются нагревательными. Объясните принцип их работы.

  1. Какие виды энергии в перечисленных электростанциях преобразуются в электрическую энергию (рис.9)?

Рис.9 – Виды электростанций

Практическая работа "Монтаж электрических цепей"

Работа № 1

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки накаливания, ключа, соединительных проводов (простейшая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Составьте и начертите в тетради схему простой электрической цепи.

2. Соедините с помощью ключа, соединительных проводов, батарейки и лампочки накаливания в соответствии со схемой.

3. Поверните рычаг ключа, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Разберите цепь.

Простейшая электрическая цепь

 Работа №2

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек накаливания, ключа, соединительных проводов (соединение потребителей электроэнергии последовательное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему последовательного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек накаливания.

2. Соедините с помощью ключа, электрической лампочки накаливания, соединительных проводов и батареи в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок ключа, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок ключа, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Разомкните цепь.

10.Разберите цепь.

Последовательное соединение потребителей электрической энергии

Контрольные вопросы

  1. Из каких элементов состоят собранные вами электрические цепи?
  2. Назовите материалы, которые относятся к диэлектрическим и проводниковым материалам.
  3. С какой целью применяются условные обозначения в электрической цепи?
  4. Подготовить краткий отчет

 В отчете укажите:

  • название работ;
  • схемы электрических цепей;
  • ответы на вопросы.

Работа № 3

Начертите в тетради и соберите параллельное соединение потребителей в  электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, ключа, соединительных проводов.

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему электрической цепи.

2. Соедините лампы накаливания с источником питания и ключом  в соответствии со схемой.

3. Передвигая контактный рычаг, поочередно включите лампочки накаливания.

4. Разберите цепь.

Параллельное соединение потребителей электрической энергии

Работа №4

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 3-х лампочек накаливания, ключа, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии параллельное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему параллельного соединения потребителей электроэнергии из 3-х лампочек накаливания.

2. Соедините через выключатель лампы накаливания с батареей в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок ключа, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок ключа, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Разомкните цепь.

10.Разберите цепь.

Параллельное соединение потребителей электрической энергии

Контрольные вопросы

  1. С какой целью зачищают концы проводов перед подключением их к электроарматуре?
  2. Чем отличаются проводники от изоляторов?
  3. Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?
  4. Подготовить краткий отчет

В отчете укажите:

  • название работ;
  • схемы электрических цепей;
  • ответы на вопросы.

Подведение итогов.

Разработайте проект «Модель электроосветительного прибора».

Подберите необходимое оборудование, инструменты. Рассчитайте стоимость электрической энергии, потребленной за месяц.

Вставьте пропущенные слова:

 


 

Критерии оценивания работы групп

Таблица № 1

группы

Четкое фиксирование ответов на поставленные в таблице ответы

Вывод

(полный не полный)

Аргументация полученного результата

Результат командой работы

Умение вести диалог

с представителями других команд

Бонусы,

штрафы

Итог

группа 1

 группа 2

 группа 3

Соблюдение регламента выступления -1 балл.

Комментарии:

 Тема: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи» позволит повысить интерес к специальным дисциплинам у обучающихся.

Поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал.

Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой  работы с обучающимися.

Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Вывод: 

В процессе выполнения данной работы развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в профессиональной деятельности. Знать основы электротехники необходимо каждому человеку потому, что наша жизнь без электричества немыслима. Заменить перегоревшую лампочку, заменить поврежденный шнур питания и т.д. и при этом не подвергнуть себя опасности, рассчитать стоимость электрической энергии.



Предварительный просмотр:

Автономное учреждение
профессионального образования
лого СПК_1

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(АУ «Сургутский политехнический колледж»)

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - 4

(Энергетическое отделение)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

                         /А.Н. Ниматов/

«        »                        20        г.

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОП.02 «Электротехника »

Для студентов очной формы обучения

по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Наименование профиля: технический

г. Сургут, 2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника» разработана на основе ФГОС СПО по профессии «13.01.10  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. №802) 

Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»

Разработчик(и):         Филиппов Андриян Сергеевич, преподаватель

                                                

Рассмотрена на заседании профессионально-методического объединения «Энергетика и автоматика», протокол № ____ от «27» июня 2020 г.

Согласовано

Руководитель ПМО «Энергетика и автоматика»

                         /Мирошниченко Ирина Вячеславовна        

         (подпись)                                                                                Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП.02 «Электротехника»

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области энергетики.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • контролировать выполнение заземления, зануления;
  • производить контроль параметров работы электрооборудования;
  • пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
  • рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
  • снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
  • проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
  • сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
  • типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
  • условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
  • основные элементы электрических сетей;
  • принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
  • двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
  • способы экономии электроэнергии;
  • правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
  • виды и свойства электротехнических материалов;
  • правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

           Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.

ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

2. Проверка и наладка электрооборудования.

ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

3. Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.

ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.

ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося 38 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

     лабораторные  работы

24

     практические занятия

18

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

внеаудиторная самостоятельная работа

38

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                         2

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «Электротехника»

                                                                                                                                                                                       

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Электрическое поле и цепи постоянного тока

Тема 1. Электрическое поле  

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и задачи дисциплины, его значение.   Литература для изучения дисциплины.  Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии электротехники. Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.

1

Практическая работа №1 Включение и отключение цепей  с конденсатором. Расчёт ёмкости конденсаторов при последовательном и параллельном соединениях

2

2

Самостоятельная работа № 1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов

4

Тема 2.1 Электрические цепи постоянного тока  

Содержание учебного материала

6

1

Электрическая цепь и ее элементы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление и проводимость, энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. Основы расчета электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем.

1

Практическая работа №2 1. Решение задач. Расчёт простых электрических цепей постоянного тока по законам Ома        

2. Расчёт электрических цепей постоянного тока по законам Кирхгофа

4

4

2

Самостоятельная работа №2 Решение задач по цепям постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа

8

Раздел 2.

Магнитные цепи

Тема 2.1. Магнитные цепи

Содержание учебного материала

4

1

 Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ:

классификация, строение, характеристики, единицы измерения.

1

Практическая работа №3 Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи.

2

2

Самостоятельная работа №3 Электромагниты- область применения (конспект)

4

Раздел 3.

Электрические цепи переменного тока

Тема 3.1.

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала

Характеристика цепей переменного тока. Векторные диаграммы. Электрические цепи переменного тока с

активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями. Резонанс напряжений и токов. Принцип получения

трехфазной электродвижущей силы.

 Схемы соединения трехфазных цепей. Соединение трехфазной сети звездой.

Четырех – и трехпроводные сети. Назначение нулевого провода.

Соединение нагрузки треугольником

4

1

Практическая работа №4 Решение задач. Расчет электрических  цепей переменного тока

 Расчёт параметров трёхфазных сетей переменного тока, соединённых по схеме «треугольник» («звезда»)

2

2

2

Самостоятельная работа №4 Мощность переменного тока

2

Раздел 4.

Электрические машины.

Тема 4.1.

Электрические двигатели и генераторы

Содержание учебного материала

1

Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск вход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Регулирование частоты вращения ротора. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока. Пуск в ход и регулирование частоты вращения

4

1

Практическая работа№5 Исследование работы электрической машины.

2

2

Самостоятельная работа №5 Синхронные двигатели и коллекторные машины

6

Тема 4.2.

Трансформаторы

Содержание учебного материала

1

Однофазные и трехфазные трансформаторы. Назначение, устройство и рабочий процесс.

2

1

Раздел 5.

Основы электропривода

Тема 5.1.Основы электропривода

Содержание учебного материала

1

Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и выбор их мощности. Правила эксплуатации

электрооборудования

2

1

Самостоятельная работа №6  Применение приводов в быту

4

Раздел 6.

Передача и распределение электрической энергии

Тема 6.1

Передача и распределение электрической энергии

Содержание учебного материала

1

Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство понижающей трансформаторной подстанции ТП 10/04 кВ. Защитное заземление, защитное зануление.

2

1

Самостоятельная работа №7 ВЛЭП 1150кВ - назначение

2

Контрольная работа

2

3

Раздел 7.

Электроника

Тема 7.1.

Полупроводниковые приборы     

Содержание учебного материала

1

Электрические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые диоды и транзисторы, область применения и маркировка.

2

1

Самостоятельная работа №8 Стабилитроны и тиристоры

4

Тема 7.2.

Электронные выпрямители

Содержание учебного материала

1

Классификация электронных выпрямителей. Устройство, работа и область применения.

2

1

Самостоятельная работа №9 Выпрямители на тиристорах

4

Тема 2.1. Электрические цепи постоянного тока  

Лабораторная работа №1 Ознакомление с основными измерительными приборами и методами электрических измерений

Лабораторная работа №2 Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением приемников электрической энергии.

Лабораторная работа №3 Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении приемников электрической энергии

Лабораторная работа №4 Нелинейная электрическая цепь постоянного тока

2

2

2

2

3

Тема 3.1.

Электрические цепи переменного тока

Лабораторная работа №5 Последовательное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах

Лабораторная работа №6 Параллельное соединение индуктивной катушки и конденсатора при синусоидальных напряжениях и токах

Лабораторная работа №7 Трехфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой»

Лабораторная работа №8 Трехфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой»

Лабораторная работа №9 Трехфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приемников, соединенных «треугольником»

Лабораторная работа №10 Трехфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приемников, соединенных «звездой»

2

2

2

2

2

2

3

Тема 2.2.

Электронные выпрямители

Лабораторная работа №11 Выпрямители

4

3

3

Дифференцированный зачет

2

Всего:

114

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в  учебном кабинете электротехники; мастерских - электромонтажная; лабораторий – электротехники, электрических измерений.                          

Оборудование учебного кабинета: ученические парты на 28 посадочных мест, доска, компьютер, экран, проектор.

Технические средства обучения: АРМ преподавателя.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Стенд электроизмерительный с измерительным блоком 12D 73OM.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники», Лабораторный комплекс «Электрические измерения неэлектрических величин». Установка лабораторная «Методы измерения электрических величин МСИ 3м».

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.        Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для СПО / В. А. Кузовкин, В. В. Филатов. – Москва : Юрайт, 2016. – 430 с.

2.        Кузовкин, В. А. Электротехника и электроника : учебник для СПО / Кузовкин В. А., Филатов В. В. - Москва : Юрайт, 2017. - 431 с. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/book/ (дата обращения 26.05.2020).

3.        Миленина, С. А. Электротехника : учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина ; под ред. Н. К. Миленина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 264 с.

4.        Миловзоров, О. В. Основы электроники : учебник для СПО / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. – 6-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 344 с. - Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/book/ (дата обращения 03.06.2020).

5.        Немцов, М. В. Электротехника и электроника : учебник для СПО / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. – 9-е изд., испр. – Москва, 2017. – 480 с.

6.        Прошин, В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике : учебное пособие / В. М. Прошин. – Москва : Академия, 2016. – 78 с.

7.        Прошин, В. М.Сборник задач по электротехнике : учебное пособие / В. М. Прошин, Г. В. Ярочкина. – Москва : Академия, 2015. – 124 с.

8.        Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебник для СПО / Г. В. Ярочкина. – Москва : Академия, 2017. – 240 с.

9.        Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебное пособие для НПО / Г. В. Ярочкина. – 4-е изд., стер. -  Москва : Академия, 2016. – 240 с.

10.        Ярочкина, Г. В. Электротехника : учебное пособие для НПО / Г. В. Ярочкина. – 2-е изд., стер. -  Москва : Академия, 2015. – 240 с.

Дополнительная  литература

1.        Бредихин, А. Н. Организация и методика производственного обучения. Электромонтер-кабельщик : учебное пособие для СПО / А. Н. Бредихин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 163 с.

2.        Хрусталева, З. А. Электротехнические измерения: задачи и упражнения : учебное пособие для СПО / З. А. Хрусталева. - Москва: Кнорус, 2017. – 250 с.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

контролировать выполнение заземления, зануления;

лабораторная работа, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

производить контроль параметров работы электрооборудования;

лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

практическая работа, дифференцированный зачет

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

лабораторная работа, контрольная работа, дифференцированный зачет

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

лабораторная работа, дифференцированный зачет

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.

лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

Знания:

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

лабораторная работа, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

лабораторная работа, контрольная работа внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

лабораторная работа, дифференцированный зачет

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

основные элементы электрических сетей;

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

лабораторная работа, контрольная работа, дифференцированный зачет

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

способы экономии электроэнергии;

внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

внеаудиторная самостоятельная работа, лабораторная работа, дифференцированный зачет

виды и свойства электротехнических материалов;

внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, дифференцированный зачет

Разработчики:         

АУ «Сургутский

политехнический колледж             преподаватель                          А.С.Филиппов

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс. Как победить весь мир

Кейс. Как победить весь мир...

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Кейс "Капля воды"

Кейс-случай, ситуация,  портфель, обучение.Классификация кейсов:1 Печатный.2 Аудио и видео.3 Мультимидийный. Степень распространённости по ситуациям:Стандарт (типовая)Критические (проблемы, ...

Кейс по УД "Русский язык и культура речи" (СПО)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины примерной программы дисциплины «Русский язы...

Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...

Кейсы по для студентов специальности 040401 Социальная работа

В помощь преподавателям специальности 040401 " Социальная работа" СПО...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...