Методическая разработка элективных курсов По «Электротехники»
методическая разработка на тему
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективной дисциплине «Электротехника» учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Данный курс позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности в выборе профиля обучения (э/монтер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Верхнеднепровский Технологический техникум»
Методическая разработка элективных курсов
По «Электротехники»
Аннотация
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективной дисциплине «Электротехника» учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Данный курс позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности в выборе профиля обучения (э/монтер).
Введение
Цель данного курса – заинтересовать учащихся, углубить и расширить имеющиеся у них знания.
Курс рассчитан на 12 часов, включая и лабораторно-практические занятия. Преподавание основывается на общеобразовательной подготовке по физике, химии, математике, черчению и охватывает темы:
- «Эл. Цепи постоянного тока»
- «Эл. Измерения, э/измерительные приборы»
Выбор данных тем обусловлен следующим. При изучении данного курса учащийся должен чувствовать себя комфортно, их не следует загружать большим объемом нового материала, а использовать уже имеющиеся знания, углубляя их и расширяя.
Данные темы включают теоретические вопросы , которые находят практическое применение в повседневной жизни.
Это: плавкие предохранители, последовательное и параллельное соединение потребителей, э/измерительные приборы.
Все это способствует активизации процесса обучения, повышению заинтересованности учащихся.
Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
В данной программе уделено внимание не только выполнению расчетных задач, но и лабораторным работам.
Целью лабораторных работ является закрепление теоретических знаний по предмету, а также приобретение практических навыков при работе с измерительными инструментами, аппаратами и приборами.
Следует заметить, что данные лабораторные работы учащиеся будут выполнять впервые.
ЛПР№1 «Расчет сопротивление проводника»
При выполнение данной работы необходимо измерить диаметр токопроводящей жилы. Это можно выполнить, используя штанги – циркуль, а можно применить новый, нестандартный способ, который описан в работе.
ЛПР№2 «Плавкие предохранители»
В данной работе учащиеся знакомятся с разными видами предохранителей, их устройством, характеристиками, практическим применением.
ЛПР№3 «Исследование э/измерительных приборов»
При выполнении данной работы учащиеся научатся считывать информацию о приборе по обозначениям на шкалах, изучить устройство приборов.
Итоговый контроль проводится в виде зачета.
Тематический план.
№ темы | Наименование Темы | Всего часов | Из них лабораторные работы |
Эл. Цепи постоянног7о тока | 8 | 2 | |
Эл. Измерения и Эл. Измерительные приборы | 3 | 1 | |
Зачет | 1 | ||
Всего за весь период обучения | 12 | 3 |
- Содержание программы
Тема №1 «Эл. Цепи постоянного тока».
Электротехника: задачи связанные с другими предметами.
Постоянный ток: понятие, характеристика, ед. измерения. Закон Ома для участка цепи.
Резисторы: способы соединения. Тепловое действие электрического тока.
Учащиеся должны:
Знать
Единицы измерения физических величин.
Формулировку основных законов.
Формулы для определения физических величин.
Уметь
Применять на практике формулы,
Преобразовывать их.
Находить в справочнике требуемые параметры материалов.
Тема №2 «Эл. Измерения и э/измерительные приборы»
Эл. Измерения: понятие, методы, расширение пределов измерения.
Эл. Измерительные приборы: классификация, класс точности, условия эксплуатации, комбинированные э/измерительные приборы.
Учащиеся должны:
Знать
Классификацию приборов.
Обозначения на шкалах приборов.
Уметь
Правильно выбирать прибор для измерения данной физической величины.
- Перечень лабораторно – практических работ.
ЛПР №1 Расчет сопротивления проводников.
ЛПР №2 Изучение устройства предохранителей.
ЛПР №3 Исследование приборов.
Содержание занятий.
Занятие 1. Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения Эл. Сопротивления.
Практическая работа №1. «Расчет сопротивления проводника».
Занятие 2. Закон Ома, его практическое применение.
Занятие 3. Тепловое действие Эл. Тока Закон Джоуля – Ленца.
Занятие 4. Плавкие предохранители.
Практическая работа №2. «Плавкие предохранители».
Занятие 5. Последовательное соединение потребителей.
Занятие 6. Параллельное соединение потребителей.
Занятие 7. Элю Измерения, Эл/измерительные приборы – классификация, обозначения на шкалах.
Практическая работа №3. Исследование электроизмерительных приборов.
Занятие 8. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров.
Занятие 9. Зачет.
- Итоговый контроль проводится в виде зачета.
1. Что называется Эл. Током?
2. Изобразите график постоянного тока
3. От каких параметров зависит сопротивление проводника?
4. I или II проводник обладает большей проводимостью, если q1>q2?
5. Для чего предназначен реостат?
6. Приведете примеры «полезного» и «вредного» теплового действия Эл. Тока.
7. Где и почему используют последовательное или параллельное соединения источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы)
8. Заполните таблицу.
Приборы э/измерительные | Измеряемая величина ед. измерения | Обозначение прибора |
Ваттметр | Мощность, Вт | W |
9. О чем говорит класс точности прибора?
10. Каким сопротивлением должен обладать амперметр?
11. Какими измерительными приборами пользуется человек в повседневной жизни?
- Материально – техническое обеспечение предмета.
Перечень литературы: Прошкин В.М Электротехника 2010г, Прошкин В.М рабочая тетрадь по электротехнике 2010г
Учебно-наглядные пособия
1. Планшет «Провода»
2. Реостат
3. Планшет «Предохранители»
4. Приборы для измерения физических величин
5. Планшет «Лампы накаливания»
Плакаты
- Сопротивление проводника
- Реостат
- Условные обозначения Эл/измерительные приборы
- Предохранители
Приложение.
ЛПР№ 1.Расчет сопротивления проводника.
Цель работы: Рассчитать сопротивление проводника.
Материалы и инструменты: проводник, штангельциркуль, монтерский нож, отвертка, линейка, справочник.
Ход работы.
1. Используя монтерский нож, снять изоляцию с конца проводника.
2. Измерить длину проводника.
3. Определить диаметр проволоки.
I способ: С помощью штангельциркуля.
II способ: Если нет штангельциркуля: 10-20 витков, очищенной от изоляции жилы наматывают на отвертку и крепко сжимают витки провода. Полученную спираль измеряют обычной линейкой, а затем делят ее длину на число витков и получают искомый диаметр жилы.
Сравните полученные результаты.
4По формуле S=0.78d вычислите площадь поперечного сечения проводника.
- По таблице находят q проводника
- Рассчитайте сопротивление проводника по формуле:
R= q-
Отчет о работе.
Заполните таблицу:
Материал жилы | q Ом*м | L м | S | R Ом |
1 |
Лпр№2 Плавкие предохранители.
Цель работы: изучить устройство предохранителей, их характеристики, область применения.
Оборудование: установочные резьбовые предохранители и элементы к ним, трубчатые предохранители с закрытыми разборными патронами Пр-2, предохранители Пн-2 с заполнением сухим кварцевым песком.
Ход работы.
1.Ознакомтесь с типами предохранителей. Записать их технические данные.
2. Разобрать установочный резьбовой предохранитель, найти его основную и сменную часть.
3. Изучить конструкции других предохранителей имеющихся в учебном наборе.
4. Ознакомиться с требованиями к монтажу предохранителей.
Контрольные вопросы.
- Дайте определение плавкого предохранителя.
- Опишите принцип его действия.
- Как осуществляется выбор плавких предохранителей?
ЛПР№3 исследование э/измерительных приборов.
Цель работы: изучить условные обозначения на шкалах приборов и устройство приборов.
Приборы и инструменты: э/измерительные приборы, отвертка, поддон.
Ход работы.
- Исследовать прибор по прилагаемому плану.
- Изучить устройство прибора:
а) снять крышку прибора
б) весь крепежный материал собрать в поддон
в) ознакомится с устройством э/измерительных приборов.
Контрольные вопросы.
- Какие сведения о приборе даются на его шкале?
- Как выполняется установка стрелки на 0?
- Как включается в цепь амперметр и вольтметр?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка открытого занятия по электротехнике
методическая разработка открытого занятия по электротехнике на тему "Трансформаторы"...
Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Исследование режимов работы электрической цепи постоянного тока"
Описание используемого в работе комплекта учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, правил выполнени...
Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Исследование неразветвленной цепи переменного тока"
Описание используемого в работе учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, правил выполнения лаборато...
Методическая разработка лабораторной работы по электротехнике и электронной технике "Трехфазная электрическая цепь при соединении приемников звездой"
Описание используемого в работе комплекта учебно-лабораторного оборудования "Электротехника и основы электроники" ЭиОЭ, правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы, методики выполне...
Методическая разработка образовательного курса для обучения активистов ученического самоуправления «Слагаемые успеха»
Образовательный курс для обучения активистов ученического самоуправления «Слагаемые успеха» направлен на формирование у учащихся социального опыта по реализации лидерских и организаторских...
Методическая разработка открытого урока по электротехнике
Методическая разработка открытого урока по электротехнике предназначена для педагогов технических специальностей СПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по электротехнике на тему: «Трансформаторы»
Цели занятия:Образовательная – обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах; об устройстве и принципе действия трансформаторов;Развивающая – способствовать развитию мыслительных ...