ФОС учебной дисциплины ОП.01.Экономика организации
материал

Фонды оценочных средств по учебной дисциплине ОП.01.Экономика организации предназначены для оценки освоения обучающимися программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухучёт( по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФОС ОП.01 Экономика организации192.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Рассмотрено на заседании                                                                            УТВЕРЖДАЮ

предметной (методической) комиссии ОПУ и   Эк                      Зам. директора по УПР

Протокол № ___    от «___»  _______ 2024 г.

                                                                                                          __________В.Ф.Самонин

Председатель ПМК _____Т.А. Абалакова                                           «      »__________2024 г.

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

  1. ОП. 01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО

по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)

Разработчик: Шаховская В.А.  преподаватель спецдисциплин

Симферополь – 2024

СОДЕРЖАНИЕ ФОС:

Общие положения
1. Результаты освоения учебной дисциплины
1.1. Уметь, знать.
2. Оценка освоения умений и знаний
2.1. Общие положения;
2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости.
3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
3.1. Общие положения;

3.2. Типовые задания для итогового контроля успеваемости;                        

3.3. Критерии оценки.

Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине.

Оборудование по учебной дисциплине.

Литература по учебной дисциплине.

Общие положения

        Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к овладению знаний и умений, обусловленных общими и профессиональными компетенциями, формирующиеся в процессе освоения ППССЗ в целом.

        Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине                  ОП.01. Экономика организации  по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)  является экзамен.

1. Результаты освоения учебной дисциплины:

1.1. Уметь/знать

        В результате изучения учебной дисциплины ОП.01. Экономика организации  по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)

обучающийся  должен:
уметь: 

  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации

знать: 

  • сущность организации как основного звена экономики отраслей;
  • основные принципы построения экономической системы организации;
  • принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования,
  • организацию производственного и технологического процессов;
  • состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  • способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии;
  • механизмы ценообразования;
  • формы оплаты труда;
  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.  

2. Оценка освоения умений и знаний

2.1. Общие положения

        Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины ОП.01. Экономика организации  по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям) является оценка умений и знаний.  Оценка освоения умений и знаний учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

умения:

определять организационно-правовые формы организаций;

опрос, тестовый контроль

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

опрос, тестовый контроль

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов

опрос, тестовый контроль, практическая работа

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

опрос, тестовый контроль, практическая работа

рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.

опрос, тестовый контроль, практическая работа

знания:

сущность организации как основного звена экономики отраслей;

опрос, тестовый контроль, практическая работа

основные принципы построения экономической системы организации;

опрос, тестовый контроль, практическая работа

принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования,

опрос, тестовый контроль, практическая работа

организацию производственного и технологического процессов;

опрос, тестовый контроль

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

опрос, тестовый контроль, практическая работа

способы экономии ресурсов, в т. ч. основные энергосберегающие технологии;

опрос, тестовый контроль, практическая работа

механизмы ценообразования;

опрос, тестовый контроль

формы оплаты труда;

опрос, тестовый контроль, практическая работа

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.

опрос, тестовый контроль, практическая работа

2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости 

Вопросы для  текущего контроля.

Тема 1.1. Организация - основное звено экономики

  1. В чем состоит цель функционирования предприятий в условиях рыночной экономики?
  2. Что является основным звеном развития экономики и почему?
  3. Каким образом конкуренция влияет на деятельность предприятия?
  4. Раскройте содержание производственных и рыночных связей предприятия.
  5. В чем состоит предпринимательская функция предприятия?
  6. Какие вопросы приходится решать каждому предпринимателю, начинающему свою деятельность?
  7. Каковы особенности правового статуса предприятий различных организационно-правовых форм?
  8. Каков порядок создания нового предприятия?
  9. Какие виды предпринимательства вы знаете?
  10. Почему производственное предпринимательство относится к ведущему виду предпринимательства?
  11. В чем особенность и каково поле деятельности коммерческого, финансового и консультативного предпринимательства?
  12. Как в Гражданском кодексе Российской Федерации определяются  понятия предпринимательской деятельности и предприятия?  Какая связь существует между ними?
  13. Каковы характерные признаки юридического лица? Субъекты предпринимательства.
  14. Назовите особенности функционирования отдельных организационных форм: единоличное владение.
  15. Назовите особенности функционирования отдельных организационных форм: товарищество.
  16. Назовите особенности функционирования отдельных организационных форм: акционерное общество.
  17. Каков порядок учреждения и регистрации предприятия?
  18. Каковы формы реорганизации предприятий?
  19. Назовите основные принципы организации производственного процесса.
  20. Какие существуют типы промышленного производства? Каким образом они влияют экономику и организацию производства?
  21. Как влияет тип производства на организационную структуру предприятия?
  22. Какие нормативные документы регламентируют организационную структуру предприятия?
  23. Чем различаются коммерческие и некоммерческие организации?
  24. В каких организационно-правовых формах могут действовать коммерческие организации (предприятия)? Каковы их основные отличия?
  25. По каким основным признакам и как классифицируются предприятия?
  26. Каковы критерии отнесения предприятия к малым?
  27. Что представляет собой объединение предприятий, в каких формах оно может существовать?

Тема 1.2. Планирование деятельности организации

  1. В чём состоит сущность планирования  на предприятии?
  2. Охарактеризуйте виды планирования.
  3. В чём разница между тактическим и стратегическим планированием?
  4. Какие методы планирования вы знаете?
  5. Назовите виды планов?
  6. В чём состоит сущность бизнес-планирования?
  7. Какова структура бизнес-плана?
  8. Каков порядок разработки разделов бизнес-плана?
  9. Что представляет собой резюме?

Тема 2.1. Основной капитал организации и его роль в производстве 

  1. В чем заключается сущность основного капитала и основных фондов?
  2. По каким признакам и как классифицируются основные фонды?
  3. Какие существуют виды оценок основных фондов и для чего они применяются?
  4. Каковы сущность и значение амортизации основных фондов?
  5. Какие существуют методы начисления амортизации?
  6. Каков порядок расчета амортизационных отчислений линейным и нелинейным методами?
  7. Какие существуют виды износа основных фондов? Как их можно определить и измерить?
  8. Какие показатели характеризуют уровень использования основных
  9. фондов?
  10. Каковы наиболее важные пути улучшения использования основных фондов на предприятиях?

Тема 2.2.  Оборотный капитал организации

  1. Чем различаются оборотный капитал, оборотные средства и оборотные фонды?
  2. Какова структура оборотного капитала и оборотных средств?
  3. Какие элементы выделяются в составе оборотных средств и оборотных фондов?
  4. По каким признакам классифицируются оборотные средства?
  5. Что понимается под нормой расхода материальных ресурсов? Какими методами она определяется?
  6. Какие существуют основные виды норм расхода материальных ресурсов? Как они рассчитываются?
  7. По каким направлениям и как определяется потребность предприятия в материальных ресурсах?
  8. Какие показатели характеризуют уровень использования оборотных средств?
  9. Как рассчитывается экономия от ускорения оборачиваемости оборотных средств?

Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность

  1. Что такое инвестиции и капитальные вложения? Чем они отличаются?
  2. Какова роль инвестиций и капитальных вложений в развитии  производства и в воспроизводстве основных фондов?
  3. Что характеризует отраслевая, территориальная, по источникам финансирования, воспроизводственная и технологическая структура капитальных вложений?
  4. В каком случае воспроизводственная и технологическая структура капитальных вложений считается более прогрессивной?
  5. Что понимается под техническим перевооружением, реконструкцией, расширением производства, новым строительством? Какие из этих направлений наиболее эффективны?
  6. Как планируются капитальные вложения на предприятиях?
  7. Каковы основные способы организации капитального строительства?
  8. Какие основные показатели применяются для оценки экономической эффективности капитальных вложений?
  9. Как определяется сравнительная эффективность капитальных вложений?
  10. Каковы основные пути повышения эффективности использования капитальных вложений?

Тема 3.1 Кадры организации и производительность

  1. Что понимается под понятием «кадры (персонал) предприятия»?
  2. Как классифицируются кадры (персонал) предприятия?
  3. Что такое профессия, специальность, квалификация?
  4. Чем различаются понятия подготовки и повышения квалификации кадров?
  5. Каковы формы подготовки и повышения квалификации работников предприятия?
  6. Какие методы используются для определения численности работников предприятия?
  7. Какова сущность понятия производительности труда? В чем проявляется отличие индивидуальной производительности труда от общественной?
  8. Какие показатели и методы используются для измерения производительности труда?
  9. Какие факторы влияют на рост производительности труда?
  10. В чем заключается отличие резервов от факторов повышения производительности труда?
  11. Как осуществляется оценка влияния технико-экономических факторов на изменение численности работников и рост производительности труда?
  12. Какие показатели используют для оценки состава и  движения персонала на предприятии?
  13. В чём сущность нормирования труда?

Тема 3.2. Организация оплаты труда

  1. В чем заключается сущность тарифной системы оплаты труда?
  2.  Назовите и охарактеризуйте элементы тарифной системы оплаты труда.
  3. Что представляет собой номинальная заработная плата?
  4. Что представляет собой реальная заработная плата?
  5. Охарактеризуйте формы оплаты труда на предприятии.
  6. Охарактеризуйте системы  сдельной формы оплаты труда на предприятии.
  7. Охарактеризуйте системы  повременной  формы оплаты труда на предприятии.
  8.  В чём сущность бестарифной оплаты труда?
  9. В чём сущность доплат, надбавок  и премий на предприятии?
  10. На какие группы подразделяют доплаты и надбавки?

Тема 4.1. Издержки производства

  1. Что входит в понятия «издержки производства», «валовой доход»?
  2. В чем разница между бухгалтерскими и экономическими издержками?
  3. На какие виды делят затраты предприятия в зависимости от их роли в процессе воспроизводства?
  4. Раскройте классификацию затрат на производство продукции.
  5. Какие существуют методы калькулирования себестоимости продукции?
  6. Назовите основные виды себестоимости продукции.
  7. На какие виды подразделяются расходы организации?
  8. Перечислите признаки классификации затрат на производство  продукции.
  9. Назовите виды документов, которые разрабатываются на предприятиях в процессе планирования и учета затрат на  производство продукции
  10. Приведите классификацию затрат по экономическим элементам.
  11. Какова роль сметы затрат на производство?
  12. Для каких целей применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов?
  13. Раскройте содержание затрат по степени зависимости от изменения объема производства.
  14. Дайте характеристику основным методам распределения косвенных затрат.
  15. Что относится к объектам анализа себестоимости продукции?
  16. В чем заключается практическая ценность классификации издержек на постоянные и переменные?
  17. Что представляют собой постоянные, переменные, предельные, средние и валовые издержки производства?
  18. Каковы пути снижения затрат на производство продукции в условиях рыночной экономики?

Тема  4.2.  Цена и  ценообразование

  1. В чем состоит сущность ценовой политики фирмы?
  2. Какие цели ценовой политики вы можете назвать?
  3. Какие ценообразующие факторы определяют состояние рынка?
  4. Какие этапы включает разработка ценовой политики и в чем их особенности?
  5. Каков основной принцип ценообразования на рынке совершенной конкуренции?
  6. Каким образом устанавливается цена на рынке монополистической конкуренции?
  7. Какие методы ценообразования использует предприятие в своей деятельности на рынке?

Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

  1. Дайте определение понятия «прибыль предприятия».
  2. Назовите функции, которые выполняет прибыль как экономическая категория.
  3. Укажите факторы, влияющие на динамику показателей прибыли.
  4. Раскройте порядок формирования показателей прибыли.
  5. Как определяются различные виды прибыли?
  6. Что такое маржинальная прибыль? Как она рассчитывается?
  7. Дайте определение состояния безубыточности.
  8. Как рассчитываются показатели критического объема производства?
  9. Охарактеризуйте способы определения планируемой величины прибыли предприятия.
  10. Что характеризует запас финансовой прочности?
  11. Какими способами рассчитывается показатель валовой маржи?
  12. Раскройте экономическую сущность рентабельности.
  13. Назовите основные показатели рентабельности.
  14. Как рассчитывается показатель рентабельности производства? Что он отражает?
  15. Охарактеризуйте показатель рентабельности собственного капитала.
  16. Охарактеризуйте экономическое содержание рентабельности продаж.
  17. Приведите способы расчета показателей рентабельности продукции.

5.1.Внешнеэкономическая деятельность организации

  1. Дайте характеристику основным формам внешнеэкономических связей.
  2. Дайте характеристику видам сделок во внешнеэкономической деятельности.
  3. Какова  организация международных расчётов?
  1. Дайте характеристику международного кредита и его роли в современных
  1. условиях.
  2. Перечислите основные виды кредитов, предоставляемых МВФ?
  3. Какие виды кредитов предоставляют экспортерам и импортерам коммерческие банки?
  4. Назовите тенденции развития мирового хозяйства.
  5. В чём состоят причины протекционизма?
  6. В чём состоит экономическая сущность франкирования цен?

Тестовые задания для текущего контроля

2.1. Дайте характеристику основных фондов:

1) средства труда;

2) предметы труда;

3) многократно участвуют в производственном процессе;

4) потребляются в каждом производственном цикле;

5) изменяют свою натурально-вещественную форму;

6) сохраняют свою натурально-вещественную форму;

7) переносят свою стоимость на готовую продукцию в каждом  производственном цикле;

8) переносят свою стоимость на готовый продукт по частям по мере износа.

2.2. В структуре основных фондов предприятия выделите активную часть:

1) здания;

2) сооружения;

3) передаточные устройства;

4) машины и оборудование;

5) транспортные средства;

6) инструмент;

7) производственный инвентарь;

8) хозяйственный инвентарь.

2.3. Уровень использования основных фондов характеризуют:

1) рентабельность, прибыль;

2) фондоотдача, фондоемкость;

3) фондовооруженность труда рабочих;

4) коэффициент сменности;

5) производительность труда рабочих.

2.4. Экстенсивное использование основных фондов характеризуют:

1) фондоемкость, фондоотдача;

2) коэффициент сменности, коэффициент экстенсивного использования оборудования;

3) фондовооруженность труда;

4) рентабельность производства;

5) прибыль предприятия.

2.5. Интенсивное использование оборудования характеризуют:

1) коэффициент сменности;

2) фондоотдача;

3) фондовооруженность труда рабочего;

4) производительность данного вида оборудования;

5) коэффициент интенсивного использования оборудования.

2.6. Показатель фондоотдачи характеризует:

1) размер объема товарной продукции, приходящейся на единицу основных фондов;

2) уровень технической оснащенности труда;

3) удельные затраты основных фондов на единицу реализованной продукции;

4) количество оборотов оборотных средств.

2.7. Амортизация основных фондов предназначена для:

1) текущих затрат на все виды ремонта основных фондов;

2) накопления денежных средств с целью их полного воспроизводства.

2.8. Производственная мощность предприятия это:

1) максимальная стоимость производственных фондов;

2) максимально возможный объем производства.

2.9. Дайте характеристику оборотных фондов предприятия:

1) средства труда;

2) предметы труда;

3) потребляются по частям в процессе производства;

4) потребляются полностью в каждом производственном цикле;

5) полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию;

6) переносят свою стоимость на продукцию по частям.

2.10. В приведенном перечне выделить:

а) оборотные фонды;

б) фонды обращения:

1) готовая продукция на складе, подлежащая реализации;

2) отгруженная продукция в пути, но не оплаченная покупателем;

3) незавершенное производство;

4) расходы будущих периодов;

5) производственные запасы;

6) денежные средства в расчетах в кассе предприятия;

7) денежные средства на банковских счетах.

2.11. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризуют:

1) размер реализованной продукции, приходящейся на единицу производственных фондов;

2) средняя длительность одного оборота;

3) количество оборотных средств за соответствующий отчетный период;

4) уровень технической оснащенности труда;

5) затраты производственных фондов на единицу товарной продукции.

2.12. Эффективность использования оборотных средств характеризуют:

1) прибыль, рентабельность производства;

2) уровень отдачи оборотных средств;

3) коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота;

4) фондоотдача, фондоемкость продукции;

5) фондовооруженность труда.

2.13. К себестоимости продукции относятся:

1) текущие затраты на производство;

2) капитальные затраты;

3) выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции;

4) затраты на сырье, материалы и заработную плату рабочих;

5) затраты на оборудование.

2.14. Смета затрат отражает затраты на производство:

1) запланированного объема производства;

2) отдельных видов продукции.

2.15. В перечне калькуляционных статей выделить:

1) простые и комплексные;

2) прямые и косвенные;

3) условно-переменные и условно-постоянные.

Перечень калькуляционных статей:

1) сырье и материалы;

2) покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

3) возвратные отходы;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) основная заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7) отчисления на социальное страхование;

8) расходы на освоение и подготовку производства;

9) износ инструментов и приспособлений;

10)расходы на эксплуатацию и содержание оборудования;

11)цеховые расходы;

12)общезаводские расходы;

13)потери от брака;

14)прочие производственные расходы;

15)внепроизводственные расходы.

2.16. Деление расходов на постоянные и переменные производится с целью:

1) прогнозирования прибыли;

2) определения для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность (критический объем);

5) выделение цеховой, производственной и коммерческой себестоимости.

2.17. Цеховая себестоимость включает в себя затраты:

1) цеха на выполнение технологических операций;

2) предприятия на производство данного вида продукции;

3) цеха на управление производством;

4) цеха на выполнение технологических операций и управление цехом.

2.18. Производственная себестоимость включает в себя затраты:

1) цеха на производство данного вида продукции;

2) цеховую себестоимость и общезаводские расходы;

3) на производство и сбыт продукции;

4) на технологическую себестоимость;

5) на коммерческую себестоимость.

2.19. Коммерческая себестоимость продукции включает в себя затраты:

1) на производство и сбыт продукции (коммерческие расходы);

2) цеховую себестоимость;

3) производственную себестоимость;

4) предприятия на основные и вспомогательные материалы;

5) предприятия на управление производством.

2.20. Конечные хозяйственные результаты характеризует:

1) балансовая прибыль предприятия;

2) прибыль от реализации продукции;

3) валовая прибыль предприятия;

4) чистая прибыль.

2.21. Экономическую эффективность производства характеризует:

1) размер прибыли;

2) рентабельность продукции;

3) рентабельность производства.

2.22. Издержки и прибыль торгующих организаций включаются в:

1) закупочную цену;

2) оптовую цену предприятия;

3) розничную цену;

4) оптовую цену промышленности;

5) сдаточную цену.

2.23. Расходы и прибыль сбытовых организаций включаются в:

1) оптовую цену предприятия;

2) оптовую цену промышленности.

2.24. В понятие «рентабельность предприятия» входят:

1) получаемая предприятием прибыль;

2) относительная доходность или прибыльность, измеряемая в процентах к затратам средств или капитала;

3) отношение прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;

4) балансовая прибыль на один рубль объема реализованной продукции;

5) отношение прибыли к цене изделия.

2.25. Под понятием «прибыль от реализации продукции» подразумевается:

1) выручка, полученная от реализации продукции;

2) денежное выражение стоимости товаров;

3) разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении (без НДС и акциза) и ее себестоимостью;

4) чистый доход предприятия.

2.26. Понятие «балансовая прибыль предприятия» включает в себя:

1) выручку, полученную от реализации продукции;

2) денежное выражение стоимости товаров;

3) разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении и ее себестоимостью;

4) прибыль от реализации продукции, результат от прочей реализации, доход от внереализационных операций (по ценным бумагам, долевому участию в других предприятиях), расходы и убытки от внереализационных операций;

5) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов.

2.27. Понятие «производительность труда» включает:

1) затраты общественно необходимого труда на производство единицы продукции;

2) затраты живого труда на производство единицы продукции;

3) производительную силу труда, то есть способность за единицу рабочего времени создавать определенные потребительские стоимости;

4) количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.

2.28. Уровень производительности труда характеризуют:

1) фондоотдача, фондоемкость;

2) выработка на одного работающего (рабочего);

3) трудоемкость продукции;

4) фондовооруженность труда;

5) прибыль.

2.29. Факторами повышения эффективности производства являются:

1) совершенствование организации труда и производства;

2) рост числа работающих;

3) снижение материалоемкости продукции;

4) повышение качества продукции.

2.30. Можно ли назвать путями повышения качества продукции:

1) повышение уровня технической подготовки производства;

2) совершенствование техники и технологии;

3) увеличение коэффициента сменности работы оборудования;

4) повышение качества сырья, материалов, комплектующих изделий;

5) сокращение численности работающих.

2.31. Укажите, какая оплата труда характерна для:

а) сдельной формы оплаты труда;

б) повременной формы оплаты труда.

Оплата труда в соответствии с:

1) количеством изготовленной (обработанной) продукции;

2) количеством отработанного времени;

3) количеством оказанных услуг;

4) должностным окладом.

Вопросы к экзамену по  учебной дисциплине  ОП.01 Экономика организации

  1. Основные организационно-правовые формы организаций.
  2.  Предприятие: сущность, цели  и основные направления деятельности Классификация предприятий.
  3. Оценка и учёт основных средств.
  4. Показатели использования основных средств. Пути повышения эффективности использования основных средств.
  5. Понятие, сущность и структура оборотных  средств. Показатели, характеризующие эффективность использования         оборотных  средств.
  6. Понятие трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.  Пути повышения производительности труда.
  7. Сущность  и функции оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
  8. Тарифная система оплаты труда.
  9. Издержки производства их классификация. Смета затрат.
  10. Себестоимость продукции. Сущность и методы калькуляции. Мероприятия по снижению себестоимости продукции.
  11.  Производственный процесс. Принципы рациональной организации производственного процесса.
  12.  Производственный цикл и его структура.
  13. Типы  и методы организации производства, их характеристика.
  14. Понятие цены, функции и виды цен.
  15. Методы ценообразования.
  16. Прибыль и рентабельность. Виды и методы  их расчёта.
  17.  Амортизация и износ основных средств и его виды.
  18. Основные средства организации и их классификация.
  19. Виды оценки основных средств организации.
  20. Процесс производства и его структура.
  21. Понятие инвестиций. Классификация инвестиций.
  22. Показатели состояния и движения основных средств.
  23. Производственная структура организации. Виды производственных структур.
  24. Структура, источники формирования оборотных  средств.
  25. Определение потребности организации в оборотных  средствах. Нормирование оборотных средств.
  26. Оборотные фонды организации и их структура.
  27. Производственная мощность предприятия. Факторы повышения фондоотдачи.
  28. Производительность труда и резервы ее роста.
  29. Виды планирования.   Бизнес- план.

Задачи   к   экзамену по  учебной дисциплине  ОП.01. Экономика организации

  1. Цена продажи произведённой продукции  в  первом квартале отчётного года  составляла 600 руб., во  втором  квартале  цена  увеличилась на 10 %.  Постоянные затраты на весь выпуск продукции составляют 6000000 руб, а  удельные переменные затраты – 180 руб..Рассчитать степень влияния изменения цены на критический объём выпуска продукции.
  2. Рассчитать   сумму прибыли и рентабельность реализованной продукции, если в  отчётном году предприятие  изготовило и  реализовало  4500 единиц продукции. Себестоимость единицы продукции составила  500 руб. Цена реализации единицы продукции    - 650 руб.
  3. Текущий объём реализации продукции предприятия может составить 5000 единиц. Цена продажи единицы продукции – 100 руб., переменные затраты в расчёте на единицу продукции – 40руб., простоянные затраты на годовой выпуск продукции – 266670 руб.. Определить критический объём выпуска продукции.
  4. Стоимость основних производственных фондов на начало  планируемого года составляет 60 млн. руб.. Предполагается с  1 августа ввести в эксплуатацию основные фонды на сумму 3600 тыс. руб,  а с 1 октября  - на 1200 тыс. руб.  Выбытие основних производственных фондов на сумму 2100 тыс.руб.  предусматривается с 1 июля.  Рассчитать среднегодовую стоимость основних производственых фондов.
  5. На начало запланированного периода (года) входная производственная мощность составила  1000 единиц. В марте выведена мощность  на 50 единиц, в июне выведена мощность  на 100 единиц. В апреле в експлуатацию введена мощность  на 150единиц, в августе – ещё  на 150 единиц. Определить среднегодовую производственную мощность, среднегодовую введённую и среднегодовую выведенную  производственные мощности, а также  выходную
  6. Мебельный комбинат приобрёл технологическую линию для изготовления заготовок стоимостью 1086000 руб. Затраты на транспортирову и монтаж технологической линии составили 30000 руб. Ожидаемй срок службы технологической  линии – 10 лет, а её ликвидационная стоимость – 36000 руб..          Определить норму амортизационных отчислений для технологической линии при использовании метода равномерной амортизации средств труда.
  7. Рассчитать : элементную  структуру оборотных средств  АО «Ветка».

Стоимость отдельных элементов  оборотных средств  АО «Ветка» составляет, тыс. руб.:

  • производственные запасы-25150;
  • незавершённое производство-6570;
  • полуфабрикаты собственного изготовления -4330;
  • расходы будущих периодов-2090;
  • остатки готовой продукции -5700;
  • отгруженная продукция – 3730;
  • средства на расчётном счёте -2620;
  • дебиторская задолженность-2110;

Всего-52400.

  1. Определить продолжительность технологического цикла обработки партии деталей из 100 штук при последовательном соединении операций, если  продолжительность выполнения операций имеет такие значения во времени, мин.: t1=3, t2=8, t3=6, t4=6, t5=2, t6=3, t7=6.  Количество станков, используемых в процессе операционной обработки, ед.: операция №1–1ед.;операция №2–2ед.;операция №3–3ед.;операция №4–2ед.;операция №5–1ед.;операция №6 – 1ед.; операция №7 – 2ед..
  2. В отчётном периоде предприятием «Марс» было реализовано товарной продукции на сумму   2000000 руб. при среднегодовом остатке оборотних средств - 470000 руб.         Определить возможный выпуск продукции в следующем году при постоянном размере оборотних средств, если продолжительность одного оборота сократится на 12 дней.
  3. На предприятии «Борекс» стоимость  основних фондов на начало года составила 8136000 руб. С 1 мая этого года  выведено основных фондов из эксплуатации  на сумму 1235000 руб ., а с 1 ноября  этого года  введены новые основные  фонды  стоимостью 1450000 руб.. Объём реализованной продукции составил  91320000 руб ., а общая численность  персонала – 150 чел..

Рассчитать:

среднегодовую стоимость  основных фондов;

фондоотдачу;фондоёмкость; фондовооружённость.

  1. Общая виручка от реализации товарной продукции  предприятия  в отчётном году должна достичь  5700000 руб. (без НДС), а валовые затрати на производство (себестоимость) реализованной  продукции  составят не  более 4900000 руб..Определить  сумму чистой  прибыли  предприятия в отчётном год.
  2. В августе 2015 года работник отработал 158 часов. В соответствии с тарификацией данного работника ему установлена часовая тарифная ставка в размере 150 руб. Рассчитать заработную плату работника за август по тарифной системе оплаты труда.
  3. Определите величину рентабельности продукции, если известно, что количество выпущенных изделий за квартал составляет 2000 шт., цена изделия - 50 у.д.е., себестоимость изделия - 44 у.д.е.
  4. Предприятие производит продукцию одного наименования по цене 160 у.д.е. за единицу. Переменные расходы на единицу изделия составляют 90 у.д.е. Величина постоянных расходов 400 тыс. у.д.е. В результате роста арендной платы сумма постоянных расходов увеличилась на 5%.Определите, каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на величину критического объема выпуска.
  5. Стоимость оборудования предприятия на начало года составляет 20000 тыс. у.д.е. С 1 апреля было введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 82.4 тыс. у.д.е. С 1 августа выбыло оборудование стоимостью 50.6 тыс. у.д.е. Размер выпуска продукции 900 тыс. шт., цена за единицу 40 у.д.е. Определите величину фондоотдачи оборудования.
  6. Плановые показатели по изделию А составляли:
  • выпуск и реализация изделий – 1200 шт;
  • цена изделия – 150 руб.;
  • себестоимость изделия -115 руб.

В течение года предприятие добилось снижения себестоимости продукции на изделие А на 4,5%.Оптовая цена не изменилась. Определите, как изменилась фактическая рентабельность продукции по сравнению с плановой..

  1. Определить продолжительность технологического цикла обработки партии деталей 30 штук при последовательном соединении операций, если  продолжительность выполнения операций имеет такие значения во времени, мин.: t1=5, t2=8, t3=3, t4=6, t5=2.  Количество станков, используемых в процессе операционной обработки для всех выполняемых операций-1 ед. Построить график технологического цикла.
  2. Рассчитать производительность труда, фондооснащённость труда, фондоотдачу на предприятии. Если объём выпуска  продукции-                  2379 тыс. руб.; стоимость основных фондов- 2016 тыс. руб.; численность персонала- 160 чел..
  3. На предприятии  с помощью универсального оборудования 169 рабочих изготовили 850 000 ед. продукции. После внедрения автоматической линии численность производственного персонала сократилась до 86 чел. Рассчитать показатель роста производительности труда в результате автоматизации производства продукции.
  4. Рассчитайте величину производственного запаса материала для обеспечения производственной программы предприятия в объеме 4000 изделий в год и чистый вес единицы продукции, если известно, что коэффициент использования материала 0,88, поставки материала производятся один раз в квартал (91 день); среднее отклонение в днях между поставками составляет 3 дня; годовая потребность в материале 360 тонн; рабочих дней в году 250.
  5. Текущий объём реализации продукции предприятия может составить 5000 единиц. Цена продажи единицы продукции – 100 руб., переменные затраты в расчёте на единицу продукции – 40руб., простоянные затраты на годовой выпуск продукции – 266670 руб.. Определить критический объём выпуска продукции.
  6. Плановые показатели по изделию А составляли:
  • выпуск и реализация изделий – 1200 шт;
  • цена изделия – 150 руб.;
  • себестоимость изделия -115 руб.

В течение года предприятие добилось снижения себестоимости продукции на изделие А на 4,5%.Оптовая цена изделия не изменилась. Определите, как изменилась фактическая рентабельность продукции по сравнению с плановой.

  1. Определите величину рентабельности продукции, если известно, что количество выпущенных изделий за квартал составляет 2000 шт., цена изделия - 50 руб. себестоимость изделия - 44 руб.
  2. Бригада из  трех человек выполнила работу по ликвидации результатов аварии за три рабочих дня вместо пяти. Заработок рабочих за все виды работ (аккордно) составил 15000 руб. По согласованию сторон распределение заработка  производится пропорционально количеству отработанного времени, без учёта квалификации и разрядов по тарификации:

Семёнов В,В.  – VII разряд, отработал 24 часа;

Бураков Ф.С. -  V разряд, отработал 15 часов;

Волков А.А. – IV разряд, отработал 24 часа.

  1. Определить  начисленный заработок работников.
  • величину налогооблагаемой прибыли;
  • сумму налога на прибыль;
  • чистую прибыль предприятия;
  • возможную сумму реинвестированной прибыли и её долю в валовой налогооблагаемой прибыли.

Показатель

«Десна»

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

53 400

Валовые затраты на производство товарной продукции, тыс. руб.

46 500

Налог на прибыль,%

20

Дивиденды, тыс.руб.

1 940

  1. Выручка от реализации продукции — 1350 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции — 874 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций — 47тыс. руб., расходы от внереализационных операций — 62 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей — 7тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.
  2. Определить коэффициент  оборота  по выбытию, коэффициент  оборота  по приёму, коэффициент текучести кадров, если  среднесписочная численность работников на предприятии за год составила 600 человек.        В отчётном году было принято на работу 40 человек.

В текущем периоде уволились:

- по собственному желанию 37 человек;

за нарушение трудовой дисциплины 5человек;

ушли на пенсию 11 человек;

поступили в учебные заведения и были призваны в армию 13 человек;  переведены на другие должности в другие подразделения предприятия 30 человек.

  1. Рассчитать производительность труда, фондооснащённость труда, фондоотдачу на предприятии. Если объём выпуска  продукции-   2379 тыс. руб.; стоимость основных фондов- 2016 тыс. руб.; численность персонала- 160 чел..
  2. На предприятии  с помощью универсального оборудования 169 рабочих изготовили 850 000 ед. продукции. После внедрения автоматической линии численность производственного персонала сократилась до 86 чел. Рассчитать показатель роста производительности труда в результате автоматизации производства продукции.

  1.  Критерии оценки

                                    При проведении экзамена

«5» (отлично) – обучающийся владеет знаниями в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивает при этом самое существенное; умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное; умеет устанавливать причинно – следственные связи; четко формулирует ответы и решает ситуационные задачи повышенной сложности; хорошо знаком с основной литературой; увязывает теоретические аспекты дисциплины с задачами практического применения. Оценка «отлично» выставляется обучающимся, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

«4» (хорошо) - обучающийся владеет знаниями дисциплины почти в полном объеме учебной программы (имеются пробелы знаний только в некоторых , особенно сложных разделах); самостоятельно и отчасти при наводящих вопросах дает полноценные ответы на вопросы билета; не всегда выделяет наиболее существенное, но не допускает серьезных ошибок в ответах; умеет решать легкие и средней тяжести ситуационные задачи.  Оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

«3» (удовлетворительно) - обучающийся владеет основным объемом знаний по дисциплине; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; в процессе ответов допускает ошибки по существу вопросов; способен решать лишь наиболее легкие задачи, владеет только обязательным минимумом теоретических и практических знаний. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

«2»  (неудовлетворительно) - обучающийся не освоил обязательного минимума знаний дисциплины, не способен ответить на вопросы билета даже при дополнительных наводящих вопросах экзаменатора. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине.

                                 При  устном текущем опросе

«5» (отлично) ставится за полный ответ на поставленный вопрос с включением в содержание ответа материалов учебников и дополнительной литературы без наводящих вопросов;

«4» (хорошо) ставится за полный ответ на поставленный вопрос с включением содержания из материала учебника, дополнительной литературы с наводящими вопросами преподавателя.

«3» (удовлетворительно) ставится за ответ, в котором озвучено более половины требуемого материала, с положительным ответом на часть наводящих вопросов;

«2» (неудовлетворительно) ставится за ответ, в котором озвучено менее половины требуемого материала, или не озвучено главное в содержании вопроса с отрицательными ответами на наводящие вопросы, или если студент отказался от ответа.

                           При  письменной текущей проверке знаний

«5» («отлично») выставляется за полный ответ на все вопросы с включением в содержание ответа материала учебников и дополнительной литературы;

«4» («хорошо») выставляется за полный ответ на вопросы или ответ с включением содержания из материала учебника, дополнительной литературы, но с незначительными неточностями;

«3» («удовлетворительно») выставляется за ответ, в котором освещено половина требуемого материала, включая главное в содержании вопроса;

«2» («неудовлетворительно») выставляется за ответ, в котором освещено менее половины требуемого материала и не описано главное в содержании вопроса, нет ответа, или письменная работа не сдана преподавателю, а так же если ответ дан на другой вопрос.

                                               При  тестировании

 

«5» («отлично») выставляется за 91-100 % правильных ответов;

     «4» («хорошо») выставляется за 81-90 % правильных ответов;

     «3» («удовлетворительно») выставляется за 71-80% правильных ответов;

     «2» («неудовлетворительно») выставляется при наличии менее 70 % правильных ответов или при отказе с обучающегося пройти тестовый контроль.

                                        При защите практических работ

«5» («отлично») - полно раскрыто содержание практической работы; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание; доказательства проведены на основе математических выкладок; ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее; твердые практические навыки;

«4» («хорошо») - раскрыто основное содержание практической работы; в основном правильно даны определения, понятия; ответ самостоятельный; материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения, допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов, практические навыки нетвёрдые;

«3» («удовлетворительно»)  - усвоено основное содержание практической работы, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения и понятия даны не чётко; допущены ошибки при промежуточных математических выкладках в выводах; неумение использовать знания полученные ранее; практические навыки слабые;

«2» («неудовлетворительно») - основное содержание практической работы не раскрыто;  не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя; допущены грубые ошибки в определениях, расчеты не приведены; нет практических навыков в использовании материала.

Оборудование по учебной дисциплине.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
  • технические устройства для аудиовизуального отображения информации;
  • аудиовизуальные средства обучения.

Литература по учебной дисциплине ОП.01Экономика организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)

Основные источники:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция).
  2. Чечевицына Л.Н. Экономика организации: практикум: учеб. Пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2015

Дополнительные  источники:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001  N 197-ФЗ (действующая редакция).
  6. Борисов, Е. Ф.   Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02043-4.
  7. Клочкова, Е. Н.   Экономика организации: учебник для СПО / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова; под ред. Е. Н. Клочковой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 447 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05999-1.
  8. Корнеева, И. В.   Экономика организации. Практикум: учебное пособие для СПО / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 123 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07176-4.
  9. Коршунов, В. В. Экономика организации: учебник и практикум для СПО / В. В. Коршунов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 313 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04630-4.
  10. Маховикова, Г. А. Микроэкономика: учебник и практикум для СПО / Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 281 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03474-5.
  11. Мокий, М. С. Экономика организации: учебник и практикум для СПО / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский; под ред. М. С. Мокия. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07494-9.
  12. Основы экономики организации. Практикум: учебное пособие для СПО / Л. А. Чалдаева [и др.]; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 299 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9279-3.
  13. Поликарпова, Т. И. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Т. И. Поликарпова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 254 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07771-1.
  14. Родина, Г. А.   Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО / Г. А. Родина, С. В. Тарасова; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03554-4.
  15. Шимко, П. Д.   Экономика организации: учебник и практикум для СПО / П. Д. Шимко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 240 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01315-3.
  16. Экономика организации: учебник и практикум для СПО / А. В. Колышкин [и др.]; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 498 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06278-6.

Интернет-ресурсы:

  1. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
  2. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
  3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ 
  4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/
  5. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
  6. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
  7. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/
  8. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
  9. Официальный сайт Президента России - http://www.kremlin.ru
  10. Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Лань» https://e.lanbook.com/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОПД.06 «Экономика организации»

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОПД.06 «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 270802 Строитель...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина ОП.01  Экономика организации...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств  учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина ОП.02 Экономика организации Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина ОП.02  Экономика организации Специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторных самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными  образовательными  стандартами  среднего   профессионального образования, в  соответстви...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплу...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Рабочая  программа учебной дисциплины «Экономика организации» является частью основной профессиональной образовательной программы. Составлена в   соответствии с ФГОС п...