Методическая разработка для студентов экономических специальностей по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» на тему "Анализ трудовых ресурсов"
план-конспект урока

Кошелева Елена Вячеславовна

Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Методическая разработка содержит планы урока, краткие конспекты лекций, решение практических задач  и литературу.

Методическая разработка позволит студентам усвоить самостоятельно материал дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_analiz_trudovyh_resursov_0.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка преподавателя Кошелевой Е.В. по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» на тему «Анализ трудовых ресурсов предприятия»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

По дисциплине: АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На тему «Анализ трудовых ресурсов предприятия»

для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

среднего профессионального образования

Автор: Е.В.Кошелева

Щекино 2024

Рассмотрено и одобрено на

 заседании ПЦК № 2

протокол № ______от «_____»__________2024г.

Председатель ПЦК №2

______________О.Н.Мосина

Регистрационный номер _______

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ГПОУ ТО «ТЭК»

_____________Е.В. Кошелева

«_____»__________2024г.

Составитель:

Е.В. Кошелева, преподаватель высшей категории Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульского экономического колледжа.

Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Методическая разработка содержит планы урока, краткие конспекты лекций, решение практических задач  и литературу.

Методическая разработка позволит студентам усвоить самостоятельно материал дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Название темы

Страницы

1.

Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой, ее движения

2.

Анализ производительности труда

3.

Анализ фонда заработной платы

4.

Анализ использования рабочего времени

5.

Анализ трудоемкости продукции

ПЛАН УРОКА

По предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Дата                Группа        

Тема урока: Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Цель урока: -изучение порядка проведения анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; развитие самостоятельности суждений, творческого мышления, привитие уважения к изучаемому предмету и будущей профессии

Вид урока: - комбинированный

Оборудование урока: -карточки заданий, микрокалькуляторы

Организационный момент: - проверить отсутствующих, объявить тему,       поставить цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 2 мин.

Опрос по пройденному материалу: - 15 мин.

1 .Индивидуальный по карточкам заданий по теме «Анализ материальных ресурсов»

Изложение нового материала: лекция с элементами беседы - 20мин.

Вопросы:

1 .Цель проведения анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

2.Расчет абсолютного и относительного отклонений по численности работников

3 .Показатели, характеризующие движение рабочей силы

4.Оценка квалификационного состава рабочих

Закрепление: - 41 мин. - фронтальный опрос и решение задач

Вопросы для закрепления:

1 .На какие виды подразделяется персонал предприятия?

2.Как рассчитывается абсолютное отклонение по численности работников?

3. Как рассчитывается относительное отклонение по численности рабочих?

4.Как определить средний тарифный разряд рабочего?

5.Как изменится квалификация рабочих, если средний тарифный разряд снизится?

6.Как рассчитать среднесписочную численность работников?

  1. Как рассчитать коэффициент оборота по приему?
  2. Как рассчитать коэффициент оборота по выбытию?
  3. Как рассчитать коэффициент текучести?

10.        Как рассчитать коэффициент постоянства?

Задача 1 .Определить показатели движения рабочей силы.

Задача   2.Определить   абсолютное   и   относительное   отклонение   по   численности работников.

Задание на дом:-2 мин.

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. – 335с. (профессиональное образование).
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2025. – 378с. (среднее профессиональное образование).
  3. Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. — 288 с. 

Тема урока  «Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой, ее движения»

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основные задачи анализа:

  • изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;
  • оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;
  • выявление резервов более полного и эффективного использования персонала предприятия.

Источники информации — план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.

Персонал предприятия делится на промышленно – производственный и непромышленный персонал. Промышленно – производственный и непромышленный персонал в свою очередь делится на следующие категории: рабочие, служащие, руководители, инженерно-технические работники (ИТР), младший обслуживающий персонал, персонал охраны, прочие работники.

Для оценки обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами рассчитывают абсолютное и относительное отклонения. Абсолютное отклонение определяют как в целом по работникам предприятия, так и по отдельным категориям.

Ч абс = Ч факт – Ч план

где Ч факт – Ч план – численность персонала соответственно в фактическом и плановом периоде;

Относительное отклонение определяют только по производственным рабочим

Ч отн = Ч факт – Ч план * Кв.п.;

где Q  - объем товарной продукции;  Кв.п. – коэффициент выполнения плана по выпуску продукции.

Кв.п = Q факт / Q план

Если коэффициент выполнения плана по выпуску продукции меньше 1, то относительное отклонение не рассчитывают.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:              

     1.Коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):

Кпр  =Количество принятого на работу персонала

Среднесписочная численность персонала

  2.Коэффициент оборота по выбытию (Кв):

Кв=Количество уволившихся работников

Среднесписочная численность персонала

3.Коэффициент текучести кадров (Кт):

Кт =   Количество уволившихся работников по собственному желанию  и за нарушение дисциплины

Среднесписочная численность персонала

      4.Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпост):

Кпост= Количество персонала, состоящих в списках предприятия весь год

Среднесписочная численность персонала

Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).  

5.Среднесписочная численность персонала (Чср)

Чср  = (Чн.п. + Чк.п):2

Ч н.п. – численность работников на начало периода

Ч к.п. – численность работников на конец периода

Для оценки квалификационного состава рабочих определяют средний тарифный разряд по формуле:

Х = Σх*f

      Σ f

где х – разряд; f –количество рабочих имеющих данный разряд.

Если средний тарифный разряд увеличивается, то квалификация рабочих повышается и наоборот.

Пример решения задач:

Задача 1. Сделать анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами: определите абсолютное и относительное отклонение ее численности:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения

1.  Численность промышленно- производственного персонала, чел.

105

112

+7

В том числе: - рабочие

91

95

+4

 Служащие, из них:

14

17

+3

•   Руководители

5

6

+1

•   Специалисты

7

8

+1

•   Прочие

2

3

+1

2.  Объем товарной продукции, тыс. руб.

380

         418

+38

1.Коэффициент выполнения плана по выпуску продукции:

Кв.п. = 418 / 380 = 1,1

   2.Относительное отклонение по численности производственных рабочих

Чотн = 95 – 91 * 1,1 = - 5 чел.  

Вывод: численность ППП увеличилась на 7 чел или на 6.7% (7 / 105 * 100), в том числе: рабочие увеличились на 4 чел. или на 4,4% (4/91*100), далее по каждой категории персонала по аналогии. Относительный недостаток производственных рабочих составил 5 человек.

Задача 2 Сделать анализ движения рабочей силы по данным:

  1. численность работников ни начало года - 70 чел.
  2. принято за год на предприятие - 15 чел.
  3. выбыло за год - 7 чел., в том числе:
  • По собственному желанию - 2 чел,,
  • Уволено за нарушение трудовой дисциплины -1чел,
  • Переход на другую работу, призыв в армию - 4 чел
  1. число работников, состоящих в списках предприятия весь отчетный период - 63 чел.
  2. численность работников на конец года - 78   чел.

Определить коэффициенты оборота по приему, выбытию, текучести кадров, постоянства. Сделать вывод.

1.Среднесписочная численность персонала (Чср)

Чср. = (70 + 78) / 2 = 74 чел.

   2.Коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):

Кпр = 15 / 74 = 0,203;

   3.Коэффициент оборота по выбытию (Кв): 

Кв = 7 /74 = 0,095;

4.Коэффициент текучести кадров (Кт):

Кт = (2+1) / 74 = 0,041;

   5.Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпост):

 Кпост = 63/74=0,851.

Вывод:  коэффициент оборота по приему составил – 0,203, по выбытию – 0,095, текучести + 0,041, постоянства – 0,851.

ПЛАН УРОКА

По предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Дата                Группа        

Тема урока: Анализ производительности труда

Цель урока: -изучение порядка проведения анализа производительности труда; развитие самостоятельности суждений, творческого мышления, привитие уважения к изучаемому предмету и будущей профессии

Вид урока: - комбинированный

Оборудование урока: -карточки заданий, микрокалькуляторы

Организационный момент: - проверить отсутствующих, объявить тему,       поставить

цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 2 мин.

Опрос по пройденному материалу: - 15 мин.

1 .Индивидуальный по вопросам - 3 чел.

1 .Цель проведения анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

2.Расчет абсолютного и относительного отклонений по численности работников

3.Показатели, характеризующие движение рабочей силы

2.        По карточкам заданий - 6 чел. Решение задач по теме: «Анализ обеспеченности
предприятия трудовыми ресурсами»

Изложение нового материала: лекция с элементами беседы - 20мин. Вопросы:

1.        Определение производительности труда

2.Частные показатели оценки производительности труда

3 .Вспомогательные показатели оценки производительности труда

4.Обобщающие показатели оценки производительности труда

5.Факторный анализ производительности труда

6.Трудовые показатели производительности труда

Закрепление: - 26мин. - фронтальный опрос и решение задач

Вопросы для закрепления:

1 .Что характеризует производительность труда?

2.Какие показатели оценки производительности труда относят к частным?

  1. Какие показатели оценки производительности труда относят к вспомогательным?
  2. Какие показатели оценки производительности труда относят к обобщающим?
  3. Как рассчитывается среднегодовая выработка продукции одним работающим?
  4.  Как рассчитывается среднегодовая выработка продукции одним рабочим?

7.Как определить степень выполнения норм выработки?

8.Как исчислить процент снижения трудоемкости?

9.Как определить процент роста производительности труда?

10.Как изменится трудоемкость продукции, если производительность труда вырастет?

Задача  1.  Определить влияние  факторов на производительность труда способом абсолютных разниц

Задача  2.   Определить  степень  выполнения  норм  выработки,   процент  снижения трудоемкости труда, процент роста производительности труда?

Задание на дом:-2 мин.

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. – 335с. (профессиональное образование).
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2025. – 378с. (среднее профессиональное образование).
  3. Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. — 288 с. 

Тема урока  «Анализ производительности труда»

Производительность труда - это показатель, характеризующий уровень затрат живого труда на производство единицы продукции.

Для оценки уровня производительности труда применяется система показателей:

Частные показатели - это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.

Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени.

К обобщающим показателям относятся:

1 .Среднегодовая выработка продукции     Объем выпущенной продукции (ВП)
одним работающим (ГВппп)        =        ---

                                                                Среднесписочная численность ППП

2.Среднегодовая выработка продукции                Объем выпущенной продукции (ВП) одним рабочим (ГВраб)        =          ------

                                                                       Среднесписочная численность рабочих

При анализе производительности труда следует установить степень выполнения плана и динамику роста, причины изменения уровня производительности труда. Особое внимание уделяют изучению влияния факторов на производительность труда. Среднегодовую выработку продукции одним работником можно представить в виде произведения следующих факторов:

ГВппп=Уд *Д*П*СВ,

 где Уд - удельный вес рабочих в общей численности ППП.

 Д-количество отработанных дней одним работником за период;

 П-продолжительность рабочей смены

СВ-среднечасовая выработка 1 рабочего

Алгоритм решения задачи методом абсолютных разниц имеет вид:

 а)влияние изменения удельного веса рабочих в общей численности ППП:

∆ГВуд=∆Уд *Дпл*Ппл*СВпл

б) влияние количества отработанных дней одним рабочим за период :       ∆ГВд=Удф*∆Д*Ппл*СВпл

в) продолжителъности рабочего дня:                                                              ∆ГВп=Удф*Дф*∆П*СВпл

г)среднечасовой выработки:                                                                                 ∆ГВсв=Удф*Дф*Пф*∆СВ

К трудовым показателям относят:

  1. Степень выполнения плана по нормам выработки

Степень выполнения=Затраты времени по норме  : фактическое затраченное время* 100%

   норм выработки             на выпуск продукции                      на выпуск продукции

   

  2.Процент снижения трудоемкости (% сниж А)

% сниж А= (100 * % роста Птр) / (100 + % роста Птр)

   где Птр- производительность труда;  А- трудоемкость

  3.Процент роста производительности труда.

% роста Птр =(100 * % снижения А) / (100 - % снижения А)

Для расчета влияния изменения удельного веса основных рабочих в общей их численности на выработку продукции одним работающим используется формула

, где

         - удельный вес основных рабочих в общей их численности по плану (базисный) и отчету;

Вр – среднегодовая выработка одного работающего по плану;

 - прирост (снижение) среднегодовой выработки одного работающего.

Анализ производительности труда следует проводить методом цепной подстановки в формулу:

, где

В – среднегодовая выработка одного рабочего, руб.;

tч – отработанное время всеми рабочими, час.;

 - среднечасовая выработка продукции;

Д – число рабочих дней в году.

Пример решения задач:

Задача 1.  На предприятие поступил заказ на изготовление изделия «А» в количестве 40 штук. На изготовление одного изделия требуется затратить на нормам времени 70 чел. часов. Фактически на изготовление всех изделий затрачено 2700 чел., часов. Определить степень выполнения норм выработки. процент изменений трудоемкости, процент роста производительности труда.

Решение:

1.Степень выполнения норм выработки =( 40* 70) / 2700 * 100% = 103,7%

2.Процент изменений трудоемкости = (100 * 3,7) / (100 + 3,7) = 3,57%

  3.Процент роста производительности труда =(100 * 3,57) / (100 - 3,57) = 3,7%

Вывод: степень выполнения норм выработки – 103,7% процент изменения трудоемкости – 3,57%, процент роста производительности труда – 3,7%.

Задача 2.  Проанализировать производительность труда.  Рассчитать влияние факторов на ее величину, используя метод цепной подстановки.

Показатели

Прошлый

период

Отчетный

период

Отклонения

 

1.Объем выпуска товарной продукции, тыс.руб.

375

364

 -11

2.Среднесписочная численность работников ППП, чел.

15

14

-1

3.Производительность труда, тыс.руб.

25

26

+1

Птр= Q / Ч;  

Птр прошл.период =375 / 15=25тыс.руб.;

Птр отч.период = 364 / 14 = 26т.р.

За период производительность труда увеличилась на 1 т.р.; Рассчитаем влияние факторов на ее величину методом цепной подстановки:

Расчеты

Ч

Q

Птр

Отклонения

1расчет по плану

15

375

25

-

2расчет 1 подстановка

14

375

26,8

+1,8

3расчет 2 подстановка

14

364

26

-0,8

Баланс отклонений: 26 – 25 = 1,8- 0,8  

                                            +1= +1

ВЫВОД: За период производительность труда увеличилась на 1 т.р  на изменение производительности труда оказали влияние факторы:

1.из-за снижения численности рабочих на 1 чел., производительность труда растет на 1,8 т.р.;

2.из-за снижения объема продукции на 11 т.р., производительность труда снижается на 0,8 т.р.

Следовательно, трудовые ресурсы используются более эффективно.

ПЛАН УРОКА  

По предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Дата                Группа        

Тема урока: Анализ трудоемкости продукции

Цель урока: -изучение порядка проведения анализа трудоемкости продукции; развитие самостоятельности суждений, творческого мышления, привитие уважения к изучаемому предмету и будущей профессии

Вид урока: - комбинированный

Оборудование урока: -карточки заданий, микрокалькуляторы

Организационный момент: - проверить отсутствующих, объявить тему,       поставить

цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 2 мин.

Опрос по пройденному материалу: - 15 мин.

1 .Индивидуальный по вопросам - 3 чел.

1.Частные, вспомогательные и обобщающие показатели оценки производительности

труда

2.Факторный анализ производительности труда

3.Трудовые показатели производительности труда

2.        По карточкам заданий - 6 чел. Решение задач по теме: «Анализ производительности
труда»

Изложение нового материала: лекция с элементами беседы - 20мин. Вопросы:

1 .Понятие трудоемкости, порядок расчета трудоемкости единицы продукции

2.Взаимосвязь трудоемкости и производительности труда

3 .Порядок проведения анализа трудоемкости продукции

Закрепление: - 41 мин. - фронтальный опрос и решение задачи

Вопросы для закрепления:

1 .Что называется трудоемкостью?

2.Как рассчитывается трудоемкость единицы продукции?

3.        Как изменится производительность, если вырастет труда трудоемкость продукции?
4.Как проводится анализ трудоемкости продукции?

Задание на дом:-2 мин.

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. – 335с. (профессиональное образование).
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2025. – 378с. (среднее профессиональное образование).
  3. Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. — 288 с. 

Тема урока «Анализ трудоемкости продукции»

Показателем производительности труда является трудоемкость. Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на единицу произведенной продукции или на весь выпуск изготовленной продукции. Трудоемкость измеряется в часах (нормо-часах). Трудоемкость единицы продукции (работ, услуг) определяется как отношение фонда рабочего времени на изготовление i-го вида продукции к объему его производства в натуральном или условно-натуральном измерении. Можно рассчитать трудоемкость одного рубля, ста рублей, тысячи рублей продукции, для этого необходимо общий (эффективный) фонд рабочего времени на производство всей продукции в часах разделить на стоимость выпущенной продукции в рублях (удельная трудоемкость).

Трудоемкость определяется по всей номенклатуре изделий и услуг на единицу продукции, при большом ассортименте продукции трудоемкость определяется по типичным изделиям, к которым приводятся все остальные. В отличие от показателя выработки трудоемкость имеет ряд преимуществ, устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами, более реально отражает экономию живого труда под влиянием изменений в условиях производства, она не зависит от сдвигов в ассортименте продукции, обеспечивает сопоставимость результатов на одинаковые изделия, услуги в разных ценах предприятий.

Структура показателя трудоемкости предусматривает группировку затрат по функциям, выполняемым работником в процессе производства. Это позволяет выявить резервы экономии труда, а следовательно, и дальнейшего роста производительности труда. На практике данный метод измерения производительности труда широко не используется, так как он требует объективного нормирования труда и затрат на единицу продукции всех категорий работающих. Нормативная база трудоемкости имеется только по основным рабочим.

Рост производительности труда происходит в основном за счет снижения трудоемкости продукции. Снижение трудоемкости продукции (работ, услуг) определяется в основном организационно-техническими мероприятиями. Анализ трудоемкости продукции (работ, услуг) предполагает изучение динамики трудоемкости продукции (работ, услуг), изменения ее уровня, выявление причин изменения и влияния на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет сравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях. Однако в условиях рынка такой анализ практически невозможен из-за коммерческой тайны.

В условиях конкурентной борьбы хозяйствующие субъекты постоянно работают над формированием товарного ассортимента и повышением качества, что требует дополнительных затрат труда и средств. Это приводит к увеличению трудоемкости, растут цены, растет выручка. Однако величина прибыли может оставаться неизменной. Это обусловливает необходимость постоянного контроля показателей трудоемкости, качества, себестоимости, цены, прибыли.

В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияние на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет сравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях, что дает возможность выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.

Между изменением общей трудоемкости и среднечасовой выработкой существует обратно пропорциональная зависимость. Поэтому, зная, как изменилась трудоемкость продукции, можно определить темпы прироста среднечасовой выработки.

Следует иметь в виду, что изменения в уровне трудоемкости не всегда оцениваются однозначно. Иногда трудоемкость возрастает при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении ее качества. Чтобы добиться повышения качества, надежности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты труда и средств. Однако выигрыш от увеличения объема продаж, более высоких цен, как правило, перекрывает проигрыш от повышения трудоемкости изделий. Поэтому взаимосвязь трудоемкости продукции и ее качества, себестоимости, объема продаж и прибыли должна находиться постоянно в центре внимания аналитиков.

Для всесторонней оценки выполнения плана по трудоемкости продукции и выявления резервов роста производительности труда необходимо анализировать выполнение норм выработки рабочими-сдельщиками индивидуально и в среднем по предприятию.

ПЛАН УРОКА

По предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Тема урока: «Анализ фонда заработной платы»

Цель урока: - изучение порядка проведения анализа организации оплаты труда

персонала     предприятия»; развитие     самостоятельности     суждений,

творческого мышления; привитие уважения к изучаемому предмету и

будущей профессии.

Вид урока: -комбинированный

Оборудование урока: - карточки заданий, микрокалькуляторы.

Организационный момент:- проверить отсутствующих, объявить тему, поставить цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 3 мин.

Опрос по пройденному материалу: -15 мин.

1 .Индивидуальный по вопросам - 2 чел:

а)        Порядок проведения анализа фонда рабочего времени;

б)        Анализ трудоемкости продукции.

2.По карточкам заданий - 6 чел.  Тестовый опрос по темам «Анализ состава и

движения рабочей силы», «Анализ производительности труда»

З.У   доски   по   карточке   задания   -   1   чел.  

Решение   задачи   по   теме   «Анализ трудоемкости продукции»

Изложение нового материала: - лекция с элементами беседы - 40 мин.

Вопросы: 

1 .Значение и цель анализа организации оплаты труда персонала предприятия.

2. Порядок анализа использования фонде заработной платы.

3.Анализ эффективности использования фонда заработной платы.

Закрепление: - 20 мин. - беседа и решение задач.

Вопросы для закрепления:

  1. Цель проведения анализа организации оплаты труда персонала предприятия?
  2. Как рассчитывается абсолютное отклонение по фонду заработной платы?

3.Какая часть фонда заработной платы при определении относительного отклонения

корректируется на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции ?

4.Как рассчитать средний заработок работников?

5.Как рассчитать сумму экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда зарплаты в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты ?

Задание на дом:- 2 мин.

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. – 335с. (профессиональное образование).
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2025. – 378с. (среднее профессиональное образование).
  3. Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. — 288 с. 

Тема урока «Анализ фонда заработной платы»

1.Значение и цель анализа организации оплаты труда персонала   предприятия

Заработная плата – это часть национального дохода страны, распределяемого  в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. От оплаты труда зависит рост реальных доходов и уровень материального благосостояния работников. Предприятие обязано использовать оплату труда как важнейшее средство стимулирования роста его производительности, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции, повышения эффективности производства и укрепления дисциплины.

Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня  производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.

        В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (оплаты труда), выявлять возможности экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции.

2. Порядок анализа использования фонда заработной платы

 В ходе анализа использования фонда заработной платы рассчитывают абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от  плановой.

        Абсолютное отклонение (Δ ФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) c плановым фондом заработной платы (ФЗП пл) в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:

Δ ФЗПабс = ФЗПф – ФЗПпл

        Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом, скорректированной суммой зарплаты и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции. При  этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции (зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и др.)

        Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема производства (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат и др.).

Δ ФЗПотн = ФЗПф – ФЗПск = ФЗПф – (ФЗПпл.пер * Квп + ФЗПпл.пост),

где Δ ФЗПотн – относительное отклонение по фонду зарплаты; ФЗПф – фонд зарплаты фактический; ФЗПск – фонд зарплаты плановый, скорректированный на коэффициент выполнения плана  по выпуску продукции; ФЗПпл.пер и ФЗПпл.пост – соответственно переменная и постоянная сумма планового фонда зарплаты; Квп – коэффициент выполнения плана по выпуску продукции.

При анализе использования ФЗП рассчитывают  средний заработок работников по формулам:

1.Среднегодовая зарплата одного работника ГЗП = ФЗП / Ч

2.Среднедневная зарплата одного работника ДЗП = ФЗП /  (Ч * Д)

3.Среднечасовая зарплата одного работника ЧЗП = ФЗП /  (Ч * Д*П)

 где  ФЗП – фонд заработной платы

        Ч- среднегодовая численность работников

                ГЗП – среднегодовая зарплата одного работника

                Д – количество отработанных дней одним работником за год

               ДЗП – среднедневная зарплата одного работника

               П – средняя продолжительность рабочего дня

               ЧЗП – среднечасовая зарплата одного работника

3.Анализ эффективности использования фонда заработной платы.

 В процессе анализа необходимо установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда. Для этого рассчитывают следующие показатели:

1.Темп роста средней заработной платы  Iзп = ГЗП1 / ГЗП0

где ГЗП1 и ГЗП0  - средняя зарплата соответственно за отчетный и базисный периоды;

2.Темп роста производительности труда  Iгв = ГВ1 / ГВ0

где ГВ1 и ГВ0  - производительность труда соответственно за отчетный и базисный периоды;

3.Коэффициент опережения Коп = Iгв / Iзп

4.Сумма экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда зарплаты в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты  ±Э= ФЗП1 * ((Iзп  - Iгв) /  Iзп)

Пример решения задач

Задача 1: Проанализировать  использование  фонда  заработной  платы.  Определить  абсолютное  и  относительное  отклонение  по  фонду  заработной  платы.

Показатели

Базисный  период

Отчетный  период

Отклонение

(абсолютное)

В  %  к  базисному  периоду

Объем товарной  продукции,  т.р.

3000

3150

+150

105

Фонд  заработной  платы  промышленно-производственного  персонала,  всего,  т.р. В  том  числе:

1200

1320

+120

110

фонд заработной  платы    производственных  рабочих,  т.р.

950

1050

+100

111

фонд заработной  платы  административно-управленческого персонала, т.р.

250

270

+20

108

1.Абсолютное отклонение по фонду заработной платы:

Δ ФЗПабс = ФЗПф – ФЗПпл;  Δ ФЗПабс =1320 – 1200= + 120т.р.

2.Коэффициент выполнения плана по выпуску продукции.

Квп= Q ф / Q пл;  

Квп= 3150 / 3000 = 1,05  

3.Относительное отклонение по фонду заработной платы:

Δ ФЗПотн = ФЗПф – ФЗПск = ФЗПф – (ФЗПпл.пер * Квп + ФЗПпл.пост),

ФЗПотн = 1320 – (250 + 950 * 1,05) = + 72,5тыс.руб..  

Вывод: абсолютный перерасход по фонду заработной платы составил 120 т.р. Относительный перерасход  - составил  72,5 т.р. Необходимо выявить причины относительного перерасхода и разработать мероприятия по устранению недостатков.

Задача 2. Сделать анализ фонда заработной платы: определить сумму экономии (перерасхода) по фонду заработной платы, полученную в результате изменения соотношений между темпом роста производительности труда и средней заработной платы:

Показатели

Базисный

год

Отчетный год

Отклонения

Объем товарной продукции, тыс. руб

1560

2430

+870

Фонд заработной платы, тыс. руб.

780

1170

+390

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.

13

15

+2

Средняя зарплата 1 работающего, тыс. руб,

780/13=60

78

+18

Средняя выработка продукции на 1 работающего, тыс  руб.

1560/13=120

162

+42

Индекс средней зарплаты

1,3

Индекс производительности труда

1,35

Коэффициент опережения

1,04

Сумма экономии (перерасхода) по фонду заработной платы, тыс. руб.

-45

1.Средняя зарплата 1 работающего:

ГЗП0 = 780 / 13 = 60 т.р.;  

ГЗП1 = 1170 / 15 = 78 т.р.

2. Средняя выработка продукции на 1 работающего, тыс  руб.

ГВ0 = 15600 / 13 = 120 т.р.;

 ГВ1 = 2430 / 15 = 162 т.р.

    3. Индекс средней зарплаты:

Iзп = ГЗП1 / ГЗП0      Iзп = 78/60=1,3

     4. Индекс производительности труда:

Iгв = ГВ1 / ГВ0   Iгв = 162/120=1,35

       5. Коэффициент опережения:

      Коп = Iгв / Iзп;  Коп =1,35/1,3=1,04

      6. Сумма экономии (перерасхода) по фонду заработной платы:

       ±Э= ФЗП1 * ((Iзп  - Iгв) /  Iзп);  

      ±Э=1170* ( (1,3 – 1,35 ) / 1,3)=  -45т.р.

Вывод: сумма экономии по фонду заработной платы составила 45 т.р., следовательно, трудовые ресурсы используются более эффективно.

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС

ВАРИАНТ 1

1.        При анализе движения численности работников используют показатель:

а)        производительность труда;

б)        среднюю зарплату одного рабочего;

в)        коэффициент постоянства кадров;
г) коэффициент опережения.

2.        Коэффициент   оборота   по   приёму   работников   определяется   отношением количества персонала принятого на работу за период к:

а)        численности выбывших работников за период;

б)        среднесписочной численности работников за отчётный период;

в)        численности работников, уволенных по неуважительным причинам;

г) численности работников, состоящих в списочном составе календарный год.

3.        Какой обобщающий показатель используется при анализе производительности труда?

а)        трудоёмкость продукции;

б)        среднегодовая выработка продукции одним рабочим (работающим);

в)        выпуск продукции за единицу времени;

г) затраты времени на производство единицы определённого вида работ.

4.        Среднечасовая     выработка     продукции     одним     рабочим      определяется отношением объёма выпущенной продукции к;

а)        средней численности промышленно-производственного персонала;

б)        численности непромышленного персонала;

в)        общему количеству дней отработанных всеми рабочими за год;

г) общему количеству часов, отработанных всеми рабочими за год.

5. Каким   способом   анализа   можно   рассчитать   влияние   факторов   на производительность труда:

а)        способом цепной подстановки;

б)        группировки;

в)        балансовой увязки;

г) правильного ответа нет.

ТЕСТОВЫЙ ОПРОС

 ВАРИАНТ 2

1.        При анализе движения численности работников используют показатель:

а)        коэффициент оборота по приёму работников;

б)        коэффициент ритмичности производства;

в)        производительность труда;
г) индекс средней зарплаты.

2.        Среднегодовая выработка на 1 работающего определяется отношением объёма выпущенной продукции к:

а)        численности рабочих;

б)        численности служащих;

в)        среднесписочной численности промышленно-производственного персонала;
г) численности непромышленного персонала;

3.        Какой показатель повышается при снижении трудоёмкости?

а)        затраты на производство продукции;

б)        себестоимость;

в)        производительность труда;
г) численности непромышленного персонала

4.        С помощью какого показателя анализируется квалификация рабочих:

а)        коэффициента постоянства кадров;

б)        коэффициента текучести;

в)        средней зарплаты 1 рабочего;

г) среднего тарифного разряда рабочего.

5.        Коэффициент восполнения работников определяется как отношение:

а)        численности принятых работников за период к численности выбывших
работников за период;

б)        объёма продукции к численности работников;

в)        численности работников к объёму продукции;

г)        правильного ответа нет.

ПЛАН УРОКА  

По предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Дата                Группа        

Тема урока: Анализ использования рабочего времени

Цель урока: -изучение порядка проведения анализа использования рабочего времени; развитие самостоятельности суждений, творческого мышления, привитие уважения к изучаемому предмету и будущей профессии

Вид урока: - комбинированный

Оборудование урока: -карточки заданий, микрокалькуляторы

Организационный момент: - проверить отсутствующих, объявить тему,       поставить

цель, записать на доске тему и изучаемые вопросы - 2 мин.

Опрос по пройденному материалу: - 15 мин.

1 Индивидуальный по вопросам - 3 чел.

1 .Значение и цель анализа организации оплаты труда персонала предприятия

2.Порядок анализа использования фонда заработной платы

3.Анализ эффективности использования фонда заработной платы

2. У доски по карточке задания - 1 чел. Решение задач по теме: «Анализ фонда

заработной платы»

Изложение нового материала: лекция с элементами беседы - 20мин.

Вопросы:

1 .Цель проведения анализа использования рабочего времени

2.Источники проведения анализа

3.Баланс рабочего времени

4.Факторный анализ использования фонда рабочего времени

Закрепление: - 41 мин. - фронтальный опрос и решение задачи

Вопросы для закрепления:

1 .Как можно оценить полноту использования персонала?

2.Какие используются источники для проведения анализа использования рабочего времени?

З.Как рассчитывается календарный фонд рабочего времени?

  1. Как рассчитывается табельный фонд рабочего времени?
  2. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени?
  3. Как рассчитывается явочный фонд рабочего времени?
  4. От каких факторов зависит фонд рабочего времени?

Задача  1. Сделать  анализ использования рабочего  времени и  определить влияние факторов на фонд рабочего времени способом абсолютных разниц

Задание на дом:-2 мин.

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. – 335с. (профессиональное образование).
  2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2025. – 378с. (среднее профессиональное образование).
  3. Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. — 288 с. 

Тема урока «Анализ использования рабочего времени»

Для изучения полноты использования трудовых ресурсов применяется анализ использования рабочего времени.

Фонд рабочего времени представляет собой количество человеко-часов, отработанных всеми работниками, входящими в списочный состав (включаемых в списочную численность) за период.

Списочная численность — это количество работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу сроком на один день и более и получивших заработную плату.

Различают несколько видов фонда рабочего времени:

  • максимально возможный фонд рабочего времени;
  • плановый фонд рабочего времени;
  • фактический фонд рабочего времени.

Максимально возможный фонд рабочего времени рассчитывается как сумма человеко-часов, которые могут быть отработаны сотрудниками, включенными в списочный состав, в течение всех рабочих дней при нормальной продолжительности рабочего дня.

Плановый фонд рабочего времени рассчитывается как разница между максимально возможным фондом рабочего времени и внутрисменными и иными потерями рабочего времени, предусмотренными законодательством.

Фактический фонд рабочего времени определяется как сумма человеко-часов, фактически отработанных работниками списочного состава за период, в котором учитываются все целодневные и внутрисменные потери рабочего времени (вычитаются) и сверхурочная работа (эти часы прибавляются).

Оценить полноту использования рабочего времени можно по количеству отработанных одним работником часов за анализируемый период, а также с помощью использования факторного анализа.

Годовой фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от среднегодовой численности работников (Чр), от среднего количества рабочих дней, отработанных одним работником (Дн) и от средней  продолжительности рабочего дня (Пд). Так образом, факторная модель будет иметь следующий вид:          ФРВ = Ч * Д  * П

Для определения влияния факторов на величину фонда рабочего времени способом абсолютных разниц используют следующую модель:

∆ФРВч = ∆Ч * Дпл  *Ппл

∆ФРВд = Чф *∆ Д  *Ппл

∆ФРВп = Чф * Дф  *∆П

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставляют данные планового и фактического фонда рабочего времени. Причинами таких потерь могут быть прогулы, больничные, дополнительные отпуска, простои оборудования и т. д. Каждый вид потерь анализируется отдельно с целью поиска резервов для улучшения деятельности предприятия.

Пример решения задачи:

  1. Сделать анализ использования рабочего времени:

Показатель

Отчётный год

Отклонение от плана

план

факт

Среднегодовая численность рабочих (ЧР)

160

164

+4

Отработано дней 1 рабочим за год (Д)

225

215

-10

Отработано часов 1 рабочим за год (Ч)

1755

1612,5

-142,5

Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч

7,8

7,5

-0,3

Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-ч

280 800

264 450

-16350

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня:

ФРВ=ЧР*Д*П

На анализируемом предприятии фактический фонд рабочего времени меньше планового на 16 350 ч, в том числе за счёт изменения:

а) численности рабочих

ΔФРВЧР=(ЧРФ – ЧРПЛ)*ДПЛПЛ=(164-160)*225*7,8= +7020 ч;

б) количества отработанных дней одним рабочим

ΔФРВД=ЧРф*(Дф – ДПЛ)*ППЛ=164*(215-225)*7,8= -12 792 ч;

в) продолжительности рабочего дня

ΔФРВП=ЧРфф*(Пф – ППЛ)=164*215*(7,5 - 7,8)= -10 578 ч.

Как видно из приведённых данных, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует недостаточно полно. В среднем одним рабочим отработано по 215 дней вместо 225, из-за чего сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 10 дней, а на всех – 1640 дней, или 12 792 ч (1640*7,8). Существенны и внутрисменные сверхплановые потери рабочего времени: за один день они составили 0,3 ч, а за все отработанные дни всеми рабочими – 10 578 ч. Общие потери рабочего времени – 23 370 ч (12 792 + 10 578), или 8,8 % (23 370 / 264 450).

Литература

Основные источники:

1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Губина, О.В., Губин, В.Е.,–2-е изд., перераб. и доп. М.:  ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. – 335с. (профессиональное образование).

Дополнительные источники:

2.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.- 4-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2025. – 378с. (среднее профессиональное образование).

3.Канке, А.А, Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.  2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2024. — 288 с. 

Интернет-ресурсы:

1.Образовательные ресурсы Интернета - Экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ057.htm, свободный.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 103 ч., в том числе:обяза...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" для студентов заочного обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

      Методические указания и контрольные задания составлены  для студентов заочного обучения в соответствии с  рабочей программой учебной дисциплины "Анализ финан...

Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки

Рассматриваются теоретические вопросы экономического анализа как системы знаний о предмете и объектах, методе и задачах, методике и организации аналитической работы на предприятиях. Раскрываются метод...

ФОС по учебной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике ППССЗ базового уровня

Оценочные средства, представленные по общепрофессиональной дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности содержат пояснительную записку к итоговой аттестации в формате тестирования, два вариа...

Рабочая тетрадь для студентов экономических специальностей по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Рабочая тетрадь  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».Рабочая тетрадь позволит  более э...