Методические указания по выполнению практических работ «Маркетинг»
методическая разработка
Методические указания
по выполнению практических работ
«Маркетинг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_pr_marketing_opu.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические указания
по выполнению практических работ
«Маркетинг»
Практическая работа № 1
Тема: «Разработка ценовой стратегии предприятия - установление цен на товары.»
Цели занятия:
Научиться, используя различные методы определять цены на товары.
Средства обучения:
- Методические рекомендации для выполнения практических заданий курса «Маркетинг»;
- Задания для практических работ;
- Калькуляторы.
Ход работы:
- Вопросы для повторения:
- Назовите методы формирования цен
- На чем основывается выбор ценовой стратегии?
- В чем заключается сущность ценовом политики?
- Назовите принципы, применяемые при разработке ценовой политики?
- Какие существуют разновидности цепы купли-продажи?
Разработка ценовой политики
"Цена - кровь маркетинга" Ф. Котлер
Формирование цены на продукцию, выводимую на рынок, происходит одновременно несколькими параллельными путями, чтобы в последующий момент принять окончательное решение о размере цены на конкретный товар.
Схема поэтапной разработки ценовой политики представлена на рис
Рис. Последовательность разработки ценовой политики при выводе товара на рынок.
Формирование целей ценовой политики
С помощью установления цены на товар предприятие может решать следующие цели:
- захватить намеченную долю рынка;
- увеличить спрос на продукцию;
- максимизировать текущую прибыль;
- максимизировать оборот;
- установить ценовые барьеры для новых конкурентов
При реализации поставленных целей необходимо тщательно взвесить возможности своего предприятия по отношению к силе конкурентов, а также размер потенциального спроса в каждом сегменте рынка. Если потенциальный спрос отсутствует, то единственный метод завоевания доли рынка - вытеснение конкурента. Основное оружие при этом - низкие цены по отношению к ценам конкурентов. В ценовой конкуренции побеждает более сильный в финансовом отношении конкурент, имеющий возможность длительное время держать низкие цены (например, за счет других рынков или товаров). При прочих равных условиях победит тот, у кого товар имеет более низкую себестоимость (см. рис.2.4).
Максимизация текущей прибыли предполагает поиск оптимального состояния между ценой, объемами сбыта и издержками. В таблице показан пример реализации данной модели.
Таблица .Определение цены и условия максимизации прибыли
Предполагаемая цена единицы продукции | 18 | 16 | 15 | 14 |
Сумма переменных (прямых) производственных и сбытовых издержек | 8.58 | 8.46 | 8.4 | 8.34 |
Маржинальная прибыль на единицу продукции | 9.42 | 7.54 | 6.6 | 5.66 |
Планируемый объем сбыта, шт. | 400 | 600 | 800 | 900 |
Суммарная маржинальная прибыль | 3768 | 4524 | 5280 | 5094 |
Постоянные издержки при 100 % использовании мощностей | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
Валовая прибыль | 768 | 1524 | 2280 | 2094 |
Из примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при объеме сбыта 800 штук и цене 15 ден. единиц.
Если составить цели максимизации оборота, то в данном примере цена будет равна 14 ден. единицам при обороте в 900 штук.
Примечание. В данном случае под оборотом понимается объем сбыта за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год), т.е. торговый оборот, а не оборот товарный, исчисляемый временем, за которое оборачиваются товарные запасы.
Для исчисления отпускной цены на практике получили следующие методы ценообразования:
- метод "себестоимость плюс прибыль";
- метод с ориентацией на конкурентов;
- метод потребительской стоимости.
Пример исчисления цены "себестоимость плюс прибыль":
1. Переменные (прямые) издержки
а) на материалы - 9000
б) на рабочую силу - 1000
Итого - 10000
2. Постоянные издержки (косвенные и накладные) - 3800
3. Итого полные издержки - 13 800
4. Планируемая прибыль (20%) - 2760
5. Планируемый валовый доход - 16 560
6. Объем производства - 1000
7. Цена единицы продукции: 16560 / 1000 = 16,5 д.е.
Применение рассмотренного метода позволяет контролировать через цены безубыточную деятельность предприятия.
Метод ценообразования с ориентацией на цены конкурентов предполагает сложившийся спрос на данную продукцию. При назначении цены на выводимый на рынок товар необходимо учесть реакцию конкурентов на ценовые предложения.
Например, при ценах, ниже цен на аналогичные товары конкурентов, последние могут:
а) также понизить цену и тем самым препятствовать выходу товара на рынок
б) оставить цену без изменения, если отсутствует эластичность спроса от цены или разница в ценах не так заметна.
При назначении цены, выше цен товаров конкурентов, необходимо включить в товар дополнительную ценность, которую упустили конкуренты, но очень нужную покупателю. Например, вместе с быстрозамороженными овощами осуществляется поставка в магазины холодильников.
Методика определения цены товара по отношению к цене конкурента приведена в методических указаниях
Наконец, метод ценообразования с ориентацией на потребительскую стоимость основан на изучении восприятия цены потребителем. Такой метод применяется для уникальных, дорогостоящих товаров, товаров требующих обслуживания, когда отсутствуют четкие критерии потребительских свойств товара. Чем уникальнее товар, тем шире диапазон чувствительности на выставленные цены. Установление цены методом потребительской стоимости предполагает изучение покупателя по платежеспособности, уровню потребности в данном товаре, покупательскому поведению.
Назначение цен на продукцию (товар) производится путем параллельного расчета по указанным выше методам, однако на рынках с сильной конкуренцией приоритет остается за методами, ориентирующимися на рынок (конкурентов и покупателей). В этом случае необходимо пересматривать структуру себестоимости:
себестоимость = цена - прибыль
Завершающим этапом ценообразования является разработка ценовой политики исходя из ближайших задач предприятия.
Различают следующие ценовые политики:
- политика "снятия сливок", когда на рынок выводится новый товар по высоким ценам, но ввиду своей полезности пользующийся высоким спросом;
- политика низких цен по отношению к ценам конкурентов, позволяющая внедрится на рынок, увеличить рыночную долю, создать входные барьеры для новых конкурентов.
При реализации политики низких цен нужно помнить, что низкие цены ассоциируются у многих с низким качеством товара. Поэтому часть покупателей могут перейти к конкуренту, который продает аналогичный товар по более высоким ценам (плата за марку).
Графическая иллюстрация ценовых политик показана на рис..
Рис. Графическая иллюстрация вариантов ценовой политики предприятия
Задание №1
Алгоритм анализа:
- Определение расчетной прибыли при каждой цене.
- Определение безубыточного объема производства продукции для каждого варианта цены.
- Исчисление объема реализации (продаж), необходимого для достижения плановой прибыли при каждой цене.
- Выбор наиболее выгодного варианта цены.
- Расчет уровня рентабельности при каждой цене.
- Заключение.
Для решения поставленных задач составим аналитическую таблицу расчета показателей прибыли и рентабельности для каждого варианта цены (таб.1)
Таблица 1.
Показатели V | Индекс показателя | Варианты цены | |
20 ден. ед. | 18 ден. ед. | ||
1.Продажная цена единицы продукции, ден. Ед. | Р | ||
2. Переменные затраты на единицу продукции, ден. Ед. | С пер | ||
3. Маржинальная прибыль на одно изделие (стр.1-стр2), (MR уд = Р – С пер), ден.ед. | MR уд | ||
4. Возможный спрос, шт. | V | ||
5. Совокупная маржинальная прибыль, (стр.3*стр.4), (∑MR = MR уд* V), ден.ед. | ∑ MR | ||
6. Постоянные затраты, ден.ед. | С пст | ||
7.Расчетная прибыль от всего объема продаж, (стр.5-стр.6), (Пр = ∑MR – С пост), ден.ед. | П р | ||
8. Планлвая прибыль, ден.ед. | П пл | ||
9. Точка безубыточности (безубыточный объем производства, стр6: стр. 3) (V без = С пост/( MR уд), шт. | V без | ||
10.Объем продаж для получения запланированной прибыли (стр. 6+стр. 8) : стр.3 (V пл = (С пер +П пл) / (MR уд), шт. | V пл | ||
11. Рентабельность плановая, % (стр.8/стр.2 * стр.10 +стр.6)*100% (R пл = Ппл / (С пер * V пл + Спст) *100%) | R пл |
Сделайте вывод.
3. Задания
Задание №1
Организация «Стрела» производит продукцию одного вида, спрос на которую эластичен по цене.
Переменные затраты на единицу продукции С пер = 8 ден. ед., постоянные затраты С пст = 84000 ден.ед. При цене Р1 = 20 ден.ед. предполагается, что спрос составит 16000 изделий. Если цену изделия снизить до 18 ден. Ед., то спрос должен увеличиться до 24000 изделий, но и постоянные затраты для данного объема производства увеличатся до 96000 ден. ед.
Требуется определить вариант цены, который предпочтет организация для получения прибыли в 6000 ден. Ед.
Задание №2
Определите рыночные ситуации и этапы жизненных циклов конкретных товаров, на которых эффективны приведенные ценовые стратегии (табл. 2).
Таблица 2
Основные ценовые стратегии
Цена товара по отношению к ценам конкурирующих фирм и предприятий | |||
Ниже | Примерно одинаковая | Выше | |
Явный или скрытый Демпинг | Латентный маркетинг | Ориентация на определённый рыночный сегмент | |
Цена товара по сравнению с ценой продукции - аналога | Стратегия «проникновения на рынок» используется производителями, которые начинают свою деятельность рыночном сегменте; которые не имеют Гистрированной товарной марки. К этой стратегии прибегают, когда: спрос высокой эластичности, производство массовое, серийное; потребители увеличивают объем закупок, реализуемых по низкой цене; необходимо стимулировать рост продаж, сократить издержки, и, следовательно, увеличить объем производства. | Стратегия «ассоциированного рынка» связана с созданием представления соизмеримости качества продукции производителей с аналогичным товаром конкурентов. Она требует конкретной маркетинговой деятельности. Эта стратегия разрабатывает ценовые политики: Льготных цен: создается заинтересованность и у производителей (имеют стабильный сбыт), и у потребителей. Ее временно придерживаются производители товаров сезонного спроса (сезонные распродажи); гибких, эластичных цен, уровень которых меняется в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательских возможно-конкурентных цен, связанных с проведением активной ценовой политики фирм-конкурентов; неокругленных цен (связана с психологической границей цен); массовых закупок; потребителю предоставляется скидка в зависимости от количества закупленного товара, сезонных колебаний, а также льгот постоянным покупателям. Эта политика используется при наличии легко сегментированного рынка, четких границ отдельных сегментов, невозможности перепродавать товар на другом рыночном сегменте из-за существования отрицательного или нулевого спроса. Эта политика используется при наличии легко сегментированного рынка, четких границ отдельных сегментов, невозможности перепродавать товар на другом рыночном сегменте из-за существования отрицательного или нулевого спроса | Стратегия лидера: первоначальная продажа идет по высоким ценам, значительно выше цен производства, а потом постепенно снижается. Главные факторы политики «снятия сливок»: высокий уровень спроса со стороны большого числа потребителей; первоначальная группа потребителей не так чувствительна к цене, как последующие покупатели, восприятие высоких цен со стороны потребителей как свидетельство высокого качества товара, политика дискриминационных цен по отношению к конкретному рыночному сегменту, связанная с таможенными пошлинами, с использованием услуг конкретного посредника; единые цены; престижные цены |
4.Отчет к работе.
Задание №1
Определить уровень рентабельности при данных уровнях цен.
Расчеты оформить в таблицу 1.
Таблица 1.
Показатели V | Индекс показателя | Варианты цены | |
20 ден. ед. | 18 ден. ед. | ||
1.Продажная цена единицы продукции, ден. Ед. | Р | ||
2. Переменные затраты на единицу продукции, ден. Ед. | С пер | ||
3. Маржинальная прибыль на одно изделие (стр.1-стр2), (MR уд = Р – С пер), ден.ед. | MR уд | ||
4. Возможный спрос, шт. | V | ||
5. Совокупная маржинальная прибыль, (стр.3*стр.4), (∑MR = MR уд* V), ден.ед. | ∑ MR | ||
6. Постоянные затраты, ден.ед. | С пст | ||
7.Расчетная прибыль от всего объема продаж, (стр.5-стр.6), (Пр = ∑MR – С пост), ден.ед. | П р | ||
8. Планлвая прибыль, ден.ед. | П пл | ||
9. Точка безубыточности (безубыточный объем производства, стр6: стр. 3) (V без = С пост/( MR уд), шт. | V без | ||
10.Объем продаж для получения запланированной прибыли (стр. 6+стр. 8) : стр.3 (V пл = (С пер +П пл) / (MR уд), шт. | V пл | ||
11. Рентабельность плановая, % (стр.8/стр.2 * стр.10 +стр.6)*100% (R пл = Ппл / (С пер * V пл + Спст) *100%) | R пл |
Сделайте вывод.
Практическая работа № 2
Тема: «Решение ситуационных задач»
Ситуационные семинары
Метод кейсов (ситуационных задач) – это тот инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе обучаемых. Семинары, основанные на методе кейсов, помогают освоить правила ведения дискуссии. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но каждый обучаемый принимает участие в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения, что приводит к более точному и полному пониманию проблемы [7].
Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке «кейсов» используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении семинара историческая справка по ситуации дается в сжатом виде, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсуждения виде. Поэтому участник семинара может иметь меньше информации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике. Однако это не означает, что в процессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся информации факты и сведения, которые необходимы для принятия решений.
Участник семинара не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат – неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на семинаре: «Почему?» и «Как?», а не «Что?». Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос: «Хорошее или плохое было принято решение?». Оценку такого рода должен сделать самостоятельно каждый участвующий в дискуссии.
Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из участников семинара может посчитать не относящимися к делу.
Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Нельзя также забывать, что другие участники семинара могут не согласиться с таким пониманием «не относящихся к делу» фактов. Но именно в этих выявляющихся в ходе дискуссии различиях в оценках и подходах и заключается ценность метода кейсов.
В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведении итогов ситуационного семинара не даются оценки правильности предложенных решений, а может приводиться пример того, как рассматриваемая проблема была решена на практике.
Рекомендации по подготовке к анализу ситуации
- Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.
- Выделите те абзацы, которые вам показались важными.
- Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее сущность, а что второстепенно. Затем письменно зафиксируйте выводы – основную проблему и проблемы, ей подчиненные.
- Зафиксируйте все факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней).
- Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенного решения.
- Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Какие из них наиболее удовлетворяют критерию?
- Разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за невозможности их практического осуществления.
Какие вопросы должен задать себе каждый участник семинара:
- Учел ли я все относящиеся к делу факты?
- Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?
- Не принимаю ли я чужое мнение за свое?
- Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?
- Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или неправильность любого высказывания? Ведь совсем необязательно, что выводы будут верными лишь потому, что они противоположны неверным выводам?
- Может быть, я выбрал лишь ту информацию, которая не идет вразрез, с моей собственной точкой зрения, и не заметил других важных сведений?
- Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения?
- Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям? И правильно ли сделаны обобщения?
- Не слишком ли много внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? Если да, то прав ли я?
- Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?
Вот несколько вопросов, на которые следует ответить после завершения ситуационного семинара:
- Что нового я узнал?
- Какие выводы вынес я из дискуссии?
- Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, – насколько они касаются моей практической деятельности?
- Новый для меня образ мышления других участников. Представляет ли он для меня какую-либо ценность?
Пример решения ситуационной задачи
В качестве примера рассмотрим небольшую задачу (мини-кейс), которую можно предложить обучаемым на первых занятиях, в последующем усложняя задание [7].
Проблемы проникновения на зарубежный рынок
Фирма X. GmbH (Германия) более 20 лет специализируется на производстве арматуры и принадлежностей для ванных комнат и водопроводной системы (краны, узлы, крепежные детали, душевое оборудование). Фирма предлагает свою продукцию как для домашних хозяйств, так и для различных организаций. Доля фирмы на внутреннем рынке – 32%, на рынке Франции – 8%, Бельгии – 3%, а крупная торговая компания в Майами ежегодно закупает около 4% производимой продукции фирмы для продажи в США (доля 5%).
Общий ежегодный оборот компании превышает 40 млн. немецких марок, а по указанным рынкам – 25 млн. немецких марок.
Дифференциация продукции производится фирмой по размерам, цвету, стилю, отделке (металлической и пластиковой), что дает возможность занять более прочные рыночные позиции.
Недавно X.GmbH заказала исследование рынка России. Обнадеживающие результаты побудили компанию к активному внедрению на российский рынок, наметив срок внедрения – один год.
- Задание
- Порекомендуйте компании пути внедрения на рынок России.
- Выявите потенциальные трудности, связанные с каждой возможностью проникновения.
- Выберите и дайте обоснование методу проникновения на российский рынок.
- Предложите рекомендации по системе товародвижения и распределения.
- Методические рекомендации по решению задачи
Внимательно прочитайте задачу, так как в мини-ситуации практически каждая фраза несет смысловую нагрузку. Иногда лучше прочитать задачу дважды.
Полезно ознакомиться с заданием перед тем, как изучать текст мини- ситуации. Это поможет вам при чтении ситуации выделить в ней ключевые моменты. Например, в нашей задаче следует отметить такие данные:
- 20-летняя известность фирмы;
- ассортимент и дифференциация производимой продукции с целью овладения большой долей рынка;
- целевые рынки: домашние хозяйства и организации;
- доли рынка (%): ФРГ – 36, Франция – 8, Бельгия – 3, США – 5; итого 52, прочие рынки – 48;
- общий оборот – свыше 40 млн. немецких марок;
- оборот по внешним рынкам – 25 млн. немецких марок;
- принято решение о внедрении на рынок России с обозначенным сроком (один год).
Вопросы, поставленные в задании, требует структурированных ответов в форме сведений и/или рекомендаций.
Вы выступаете в роли советника или консультанта компании. Проведите прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Конечно, глубина этого анализа ограничена, поскольку мини-кейс не дает обширной информации. Поэтому некоторые вопросы могут решаться вами на интуитивном уровне, что весьма полезно для развития у обучающихся маркетинговой интуиции.
Так, если валовой оборот с продаж составил 40 млн. немецких марок, и у вас есть данные о долях рынков в зарубежных странах, то можно по крайней мере на интуитивном уровне утверждать, что продажи на новом рынке не будут больше, чем на одном из завоеванных рынков. Значит, продажи не превысят 4–5 млн. немецких марок. Первая проблема – как обеспечить успешный доступ на российский рынок. А зависит она от эффективности маркетинга, логистики и т.п. Компания имеет опыт маркетинговой деятельности за пределами ФРГ, владея определенными долями рынка, т.е. обладает силой воздействия на рынок. Рекомендации по развитию российского рынка будут связаны и с проблемами распространения товаров. Продукция имеет широкую область применения, производство не является специализированным. Марка компании установилась и получила признание на рынке. Стимул, который движет ситуацию, – расширение
компании, запланированный рост.
Такой анализ необходимо провести перед подготовкой более конкретных ответов на поставленные вопросы в задании.
Теперь представим ответы на вопросы как возможный вариант. Не исключено, что среди обучающихся окажутся люди с прекрасной интуицией и знаниями в области бизнеса, которые подсказали бы фирме более эффективное решение.
Вопрос 1. Пути внедрения компании на рынок России.
А. Возможности:
- прямой экспорт;
- строительство производственной базы в России;
- организация дистрибьюторской сети для распространения товара;
- организация совместного предприятия с существующим российским предприятием и создание дистрибьюторского канала;
- производство в России по лицензии;
- создание дочерней компании по продажам за границей;
- организация сети продвижения товара и оценки продаж (при экспорте);
- приобретение: по вертикали (дистрибьютор и оптовый торговец с существующей системой продвижения продаж) или по горизонтали (покупка контрольного пакета акций производителя в России);
Б. Международные проблемы.
Время для завоевания признания, организация сети распространения, завоевания позиций на рынке. Поглощение эффективно лишь для компаний, утвердившихся на рынке, но не приносит пользы не известным для данного региона фирмам.
Вопрос 2. Трудности каждой возможности.
А. Прямой экспорт:
- признание на рынке;
- сопротивление рынка иностранной торговой марке;
- время на проникновение в сеть распределения; затруднительный контроль за ростом продаж; незначительное влияние торговли на продажи;
- трудности в связях с конечным потребителем;
- задержки в оплате.
Б. Строительство производственной базы:
- инвестиции;
- определение местонахождения;
- обучение рабочей силы;
- поиск квалифицированного персонала;
- объективность информации (в частности, по размещению производственной базы и доходности различных возможностей);
- задержки во времени по"завоеванию рыночного признания.
В. Организация дистрибъюторской сети по распространению товара:
- трудность отбора хороших дистрибьюторов (крупный – не обязательно лучший);
- перенос издержек по созданию дистрибьюторской сети на конечного потребителя;
- возможные трудности агента по признанию продукции (дальнейшее сопротивление рынка);
- связь с дистрибьютором может оказаться непостоянной;
- поддержание достигнутого уровня продаж;
- проблема мотивации дистрибьютора (агента);
- лояльность к компании основана лишь на финансовых итогах деятельности;
- дистрибьюторы могут распространять и конкурирующий товар.
Г. Совместные предприятия:
- поиск подходящего партнера;
- трудности в установлении негласных обязательств и понимания;
- проблемы, которые могут возникнуть после подписания договора (например, политические);
- необходимость расчета базы для репатриации прибыли и конечного вклада.
Д. Лицензирование:
- соответствие рынку; поддержка стандартов;
- необходимость определения реальной эффективности издержек;
- потеря контроля;
- под вопросом репутация продукта;
- маркетинг в руках третьей стороны;
- потребность в высокотехнической документации, осложняемая дифференциацией продукта.
Е. Создание дочерней компании по продажам за границей (весьма разумная возможность):
- инвестиции;
- временной лаг (освоение рынка, организация системы сбыта и т.п.);
- надлежащее укомплектование персоналом;
- необходимость прокладывать путь для сбыта;
- уравнивание финансовых рисков и удовлетворение целей, стоящих перед германской фирмой.
Ж. Организация сети продвижения товара и оценка продаж (при экспорте):
- необходимость интеграции в иностранную экономику;
- культурные различия;
- приобретение признания на персональном уровне;
- доведение продукции до требований рынка;
- организация системы продаж;
- поддерживающая мотивация.
З. Приобретение (трудности краткосрочные):
- выбор подходящей компании;
- достижение больших сбережений на инвестициях, чем потеря на дополнительных издержках;
- выбор правильного профиля приобретения.
Вопрос 3. Выбор метода проникновения.
В качестве предлагаемого метода выхода на рынок выбрано приобретение.
Обоснование выбора:
- Эффективное использование временного фактора (так как задача фирмы – проникновение за один год).
- Наличие системы сбыта и каналов распределения
- Поскольку фирма занимается международным маркетингом, она имеет опыт в поисках и выборе целевых сегментов
- Экономия на инвестициях
- Приобретение требует наименьших затрат по сравнению с другими способами для доступа на рынок и сохранения рыночных позиций.
Вопрос 4. Рекомендации по товародвижению и распределению.
- Стандартизация системы документации.
- Установление системы товарных запасов для экспортера и импортера.
- Обеспечение оптимальности заказов и поставок.
- Предложение дистрибьютором необходимого уровня сервиса в пользу потребителя.
- Четкое формулирование дистрибьюторских целей и разработка соответствующих форм распределения товаров.
- Использование контейнеризации перевозок.
Поскольку приобретение было отобрано среди других способов проникновения, дистрибьюторская сеть будет использована до появления потребности в альтернативе.
В рамках всей системы распределения необходимо постоянно осуществлять анализ и контроль издержек.
Приведенный пример представляет собой лишь один из возможных вариантов решения задачи и не претендует на единственно возможный. Ситуационные задачи не преследуют цель поиска единого ответа. В некоторых случаях может быть лишь мнение большинства или консенсус.
Главная цель решения ситуационных задач – развитие маркетингового мышления, привлечение всех полученных знаний и навыков к рассмотрению и оценке различных вариантов принимаемых решений, организация логического подхода к обсуждению проблем, тренировка интуиции и умения дискутировать.
Практическая работа № 3
Тема:«Организация рекламной компании»
Цели занятия:
1. Научиться создавать рекламные тексты, рекламные плакаты.
2. Научиться планировать рекламную компанию.
Средства обучения:
- Методические рекомендации для выполнения практических заданий курса «Маркетинг»;
- Задания для практических работ;
- Калькуляторы.
Ход работы:
Вопросы для повторения:
- Из каких этапов состоит процесс выбора темы рекламной компании?
- Каким требованиям должен удовлетворять рекламный слоган?
- Что следует учитывать, закрепляя доверие к рекламе?
2.Методические рекомендации:
Задание №1
Реклама – открытое оповещение о товарах, услугах с использованием отдельных изданий, периодической печати и телевидения, обеспечивающее продвижение товара на рынке. Исходя из целей продвижения, определяемых стадиями жизненного цикла товара, степенью готовности основной массы потребителей к покупке, выделяют следующие виды рекламы:
- Информативная реклама – ее основной задачей является донести до потребителей информацию о товаре, услуге и их характеристиках, достоинствах, нововведениях.
- Увещевательная реклама - ее основной задачей является убеждение покупателей купить именно данный конкретный товар, а не товары конкурентов.
- Напоминающая реклама - ее основной задачей является напоминание потенциальным потребителям о существовании определенного товара (фирмы) на рынке и о его характеристиках.
В зависимости от используемых рекламой средств распространения информации различают:
- рекламные обращения в прессе,
- теле-, радио- и кинорекламу,
- рекламно- коммерческую литературу (каталоги, справочники, буклеты),
- наружные экспозиции ( щиты, плакаты, вывески),
- рекламу на транспортных средствах и транспортных сооружениях
- прямую почтовую рекламу.
3. Задание:
Задание №1
В московском рекламном еженедельнике «Лидер» помещена реклама нового магазина следующего содержания.
«Итак, 10 минут езды от центра, удобный заезд, и вы на месте.
Паркуйтесь на большой, бесплатной, охраняемой стоянке.
Магазин занимает три этажа здания. Надо отдать должное сервису, предоставляемому каждому покупателю:
• камера хранения, где можно оставить свои вещи;
• бар, где вы отдохнете;
• ваши покупки упакуют в изящные фирменные пакеты;
• обменный пункт валюты;
• вы можете воспользоваться при оплате кредитными карточками многих банков;
• периодическую печать, которой вы заинтересовались, можно получить как презент;
• доставка на дом, которая осуществляется обслуживающим персоналом;
• крупногабаритные товары доставят вам на дом, а ваши покупки помогут донести до машины бесплатно;
• предварительные заказы, которые сэкономят ваше время;
• здесь можно купить любые товары от молока до автомобильной покрышки и пылесоса;
• цены не испортят вам настроение».
Ответьте на вопросы:
1. К какой из перечисленных ниже форм розничной торговли в соответствии с принятой классификацией относится магазин:
• Дежурный;
• Универсам;
• Супермагазин;
• Специализированный магазин;
• Магазин разнообразного ассортимента;
• Универмаг;
• Полноассортиментный магазин сниженных цен;
• Магазин ограниченного ассортимента;
• Торговый базар?
2. Назовите принципиальные отличия перечисленных предприятий розничной торговли.
3. В чем вы видите сильные и слабые стороны опубликованной рекламы магазина?
4.Как бы вы построили текст аналогичного рекламного объявления?
Задание №2
ТЕСТ
«Образцовое рекламное бюро» (построен на основе принципов Р. Морриса)
ДА | НЕТ | |
1. Заслужите ли вы уважение клиента и сделаете его своим партнером, если будете считать его бизнес своим и будете знать не меньше него о рекламируемом товаре? | ||
2. Согласны ли вы с тем, что неблагоприятные тенденции сбыта перевешивают самую блестящую рекламу? | ||
3. Клиент хочет, чтобы рекламное агентство высоко оценивало его товар? | ||
4. Следует ли упорствовать, отстаивать свою профессиональную точку зрения, если клиенту она представляется ошибочной? В случае возникновения проблем в общении с клиентом нужно ли скрывать от него свои сомнения? | ||
5. В случае возникновения проблем в общении с клиентом нужно ли скрывать от него свои сомнения? | ||
6. Скажется ли улучшенный имидж вашего клиента на репутации вашего агентства? | ||
7. Следует ли опережать вашего клиента, предугадывать его мысли, брать инициативу в свои руки? | ||
8. Стоит ли для укрепления контактов с клиентом интересоваться его политическими симпатиями, личными проблемами и др,? | ||
9. Могут ли ваши новые идеи о характере рекламы, товаре, упаковке продемонстрировать клиенту, что вы заинтересованы в развитии его производства? | ||
10. Всегда ли следует стремиться вырабатывать потенциально выгодные делу идеи? | ||
11. Верно ли утверждение, что в области рекламы трудятся много хороших людей, но успеха достигают только настоящие труженики? | ||
12. Согласны ли вы с принципом: не только хорошо, но и быстро? | ||
13. Всегда ли ваши взаимоотношения с людьми -средство достижения цели, но не сама цель? | ||
14. Если ваши побуждения добры, а поведение приятно, вам не о чем беспокоиться? | ||
15. Необходимо ли устанавливать непосредственную связь с рынком сбыта, не полагаясь на информацию из вторых рук? | ||
16. Следует ли встречаться и общаться с потребителями, оптовыми и розничными торговцами, т.е. всеми, кто участвует в продвижении товаров? | ||
17. Верно ли, что интересные мысли об освещении товара в средствах массовой информации обычно появляются у составителей рекламных текстов; пропагандирующие товар идеи рождаются из прессы; свежие мысли о текстовой рекламе - из результатов исследований? | ||
18. Нужно ли создавать особые условия для работы авторам текстов и художникам (знать их потребности, ограждать от трудных клиентов, поощрять в случае успеха и утешать при неудаче)? | ||
19. Можно ли научиться превосходно контактировать с людьми, хорошо писать и убеждать? Ведь эти черты приобретают, а не наследуют | ||
20. Основные рекомендации клиенту необходимо представлять в письменном виде? | ||
21. Вы являетесь представителем агентства и клиент воспринимает ваши рекомендации как рекомендации агентства. Все отделы агентства должны иметь единое мнение? |
4. Отчет к работе:
Задание №1
Необходимо ответить на вопросы, определить сильные и слабые стороны опубликованной рекламы.
Задание №2
Необходимо ответить на вопросы теста. Больше 16 положительных ответов говорит о соответствии требованиям, предъявляемым к сотрудникам образцового рекламного бюро.
Практическая работа № 4
Тема:«Организация рекламной компании»
Цели занятия:
1. Научиться разрабатывать рекламные тексты.
2. Научиться создавать рекламные плакаты.
Средства обучения:
- Методические рекомендации для выполнения практических заданий курса «Маркетинг»;
- Задания для практических работ;
- Калькуляторы.
Ход работы:
- Вопросы для повторения:
- Каковы основные правила написания текста рекламы?
- Что следует учитывать, закрепляя доверие к рекламе?
- Из каких этапов состоит процесс выбора темы рекламной компании?
- Каким требованиям должен удовлетворять рекламный слоган?
2.Методические рекомендации:
Задание №1
Реклама – открытое оповещение о товарах, услугах с использованием отдельных изданий, периодической печати и телевидения, обеспечивающее продвижение товара на рынке.
Планируя рекламную компанию, необходимо принять три типа решений:
- О разработке рекламного бюджета
- О содержании и форме рекламного обращения
- О выборе и использовании средств распространения информации
Разработка рекламного обращения должна начинаться с определения рекламной идеи или рекламной цели. Тема рекламы должна соответствовать целям рекламной компании, товару, который рекламируется, должна прослеживаться в течение всей рекламной компании. Изобретая рекламный девиз, надо стремиться, чтобы он четко удовлетворял следующим требованиям:
- четкое соответствие общей рекламной теме,
- простота,
- формулировка лозунга для лучшего запоминания путем оригинальной игры слов
- упоминание в слогане названия фирмы.
Модель потребительского восприятия рекламы состоит из двух аксиом.
- Аксиома сопротивления потребителя. Производитель (рекламодатель) не в состоянии в приказном порядке заставить потребителей читать свои рекламные объявления.
- Аксиома доверия к рекламе. Разные потребители подходят к рекламе с разных позиций: реклама, которая может внушить доверие одним людям, не в состоянии внушить доверие другим.
3. Задание:
Задание №1
- Выберите товар (продукцию, фирму) для которого будете организовывать рекламную компанию. Составьте план рекламной компании.
- Создайте рекламный слоган для товара (продукции, фирмы) и определите тему рекламной компании.
- Разработайте рекламное обращение, используя существующие правила рекламы. Свой вариант рекламного плаката представьте на бумаге.
Практическая работа №5
Отработка методики маркетингового исследования рынка автотранспортных услуг
Цель работы: Закрепление на практике теоретических основ и приобретение навыков при изучении рынка транспортно-экспедиционных услуг.
Теоретические основы
Важнейшим атрибутом маркетинг-концепции является использование системного анализа в качестве основного методологического подхода к решению задач, в частности, исследованию рынка. Суть этого подхода заключается в выявлении и исследовании комплекса взаимосвязей между различными факторами, влияющими на объект исследования и место каждого из этих факторов в системе. При системном подходе объект исследования рассматривается в виде счетного множества элементов «м», упорядоченного с помощью известного множества взаимосвязей «р» и реализующего таким образом некоторое свойство или ряд известных свойств «у», которое в итоге и являются основным объектом исследования.
Процесс комплексного изучения рынка транспортно-экспедиционных услуг включает в себя пять взаимосвязанных направлений исследований:
- изучение потребительских свойств услуг;
- изучение ценовых аспектов реализации услуг;
- изучение рынка сбыта услуг, а именно: спроса, условий конкуренции и сегментации рынка;
- изучение форм и методов реализации услуг на рынке.
Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
Потребительские свойства товара или услуги являются основным фактором, обеспечивающим реализацию, и изучение рынка начинается с них. Для транспортно-эксплуатационной услуги в качестве основных потребительских свойств могут быть рассмотрены гарантированность получения услуги в то время, когда она необходима, быстрота и своевременность доставки груза, его сохранность. Обеспеченность перевозки услугами по переработке груза (погрузо-разгрузочные операции, предоставление тары и складов), предоставление коммерческо-информационных услуг (информация о продвижении груза), услуг по оформлению страховки или услуг по обеспечению перевозки в сфере обращения, в частности, выкупа груза на время перевозки перевозчиком. Таким образом, можно сказать, что потребительная стоимость, а, следовательно, и конкурентоспособность транспортной услуги, определяется расширением рынка сбыта товаров клиента и экономией его оборотных средств, что на конкурентном транспортном рынке является определяющим фактором. В процессе маркетинговых исследований потребительные свойства услуг предприятия сопоставляются с потребительными свойствами услуг, оказываемых конкурентами, относящимися как к автомобильному, так и к другим видам транспорта. Анализируются возможности модификации услуги как технологические, так и стоимостные, возможные колебания себестоимости, а на основе этого – колебания нижней границы цен.
Ценовые аспекты реализации услуги определяются следующими параметрами: нижней границей цены, верхней границей цены, государственным тарифом на данную услугу или услугу близкую по потребительной стоимости, ценами конкурентов. Нижняя граница цены, определяется, исходя из себестоимости. Если государственный тариф ниже нижней границы цены, предприятие имеет экономические стимулы прекратить оказание данной услуги либо осуществить скрытое повышение цен, модифицировать услугу в направлении снижения качества обслуживания с целью снижения себестоимости. Разумеется, все это происходит в случае, если отсутствуют резервы снижения себестоимости при сохранении качества. Если нижний предел цены позволяет, то предприятие может прибегнуть к скрытому или явному снижению цен. В условиях действия государственных тарифов повысить качество обслуживания, предусмотренное стандартами и этим привлечь клиентуру, либо с этой же целью снизить тариф, что (как правило) допускается действующим прейскурантом. Разумеется, скрытое или явное снижение цен производится, как правило, на основе информации о ценовой политике конкурентов. Верхний предел цены определяется, как правило, исходя из прогнозируемой суммы экономии оборотных средств, получаемой клиентом в результате потребления рассматриваемой транспортной услуги. Его необходимо знать при реализации транспортно-экспедиционных услуг по договорным тарифам. В условиях действия единых тарифов верхний предел услуг автомобильного транспорта является ориентиром при проведении работы, направленной на привлечение грузов с других видов транспорта.
Непосредственное изучение рынка сбыта услуг включает исследование всех его компонентов, как чисто экономических, так и экономико-географических. В изучении рынка могут быть выделены следующие аспекты: исследование потребительского спроса, исследование условий конкуренции, сегментация рынка. Методы исследования спроса, потребности в услуге подкрепленной возможностью оплатить ее, будут рассмотрены ниже.
Это один из наиболее важных аспектов маркетинга. Под анализом условий конкуренции понимается сопоставление данных об объеме предложения услуг исследуемой группы с объемом спроса, исследование степени монополизации предложения и монополии спроса услуги, ценовой политики конкурентов и политики спроса потребителей. Географическая сегментация рынка транспортно-экспедиционных услуг практически невозможна. Производитель привязан к обслуживаемому региону. Переброска транспортных средств в регионы, как правило, экономически не эффективна. Сегментация в данном случае сводится к выбору категории потребителей в силу тех или иных факторов, тяготеющих к потреблению услуг, предлагаемых производителем.
В то же время сегментация рынка предполагает ориентацию предлагаемых услуг на определенную категорию потребителей. Каждая транспортная или экспедиционная услуга должна быть адресована одной или нескольким группам клиентов.
Специализация в определенном виде перевозок позволяет предприятию обеспечить клиенту высокий уровень обслуживания при относительно невысокой нижней границе цены, а, следовательно, обеспечить конкурентоспособность услуги и собственные экономические интересы. Как правило, специализация связана с использованием дорогостоящего подвижного состава. Такая экономическая политика требует особо тщательной сегментации рынка и прогнозирования спроса на данном виде перевозок.
Необходимо отметить, что правильно выполненная на начальных этапах процесса исследования сегментация рынка позволяет определить рациональные масштабы исследования и сэкономить значительные средства на изучение спроса и условий конкуренции.
Исходя из сегментации рынка, исследуются формы и методы установления контактов с клиентурой для заключения хозяйственных договоров, применимые на данном рыночном сегменте, в частности, методы и формы проведения рекламы. Изучаются приемлемые формы расчетов с клиентурой, при дроблении сегмента уточняются необходимые каждому клиенту потребительные свойства услуги и необходимость модификации услуги для ее реализации в смежных сегментах. При выходе на рынок с новой или значительно модифицированной услугой разрабатывается тактика проведения рыночных экспериментов.
Методы исследования рынка транспортно-экспедиционных услуг выбираются в зависимости от целей исследования, решаемых при этом задач. Масштабы исследования определяются комплексом поставленных задач и ограничиваются возможностями исследователя. Все методы исследования рынков подразделяются на две большие группы аналитические (кабинетные) и экспериментальные (полевые) методы.
Кабинетными исследованиями называют анализ вторичной информации о рынке, содержащейся в официальных и других источниках. С помощью этой. группы методов исследуются главным образом общеэкономические условии функционирования рынка или избранного сегмента. При кабинетных исследованиях применяются следующие методы.
Метод статистического анализа предполагает сбор, упорядочение, обработку и анализ статистических данных, содержащих информацию о различных аспектах состояния рынка в регионе. Используются данные о размещении, объемах и структуре производства товаров и их движении, а также о грузообороте и провозных возможностях транспортной системы, в частности, о количестве, типах, и техническом состоянии автомобилей, находящихся в распоряжении предприятий автомобильного транспорта общего пользования и ведомств, т. е. информация о спросе и предложении транспортно-экспедиционных услуг. Собирается информация об экономическом положении клиентуры и автомобильного транспорта, исследуются планы экономического развития региона. На основе упорядоченных статистических данных мажет быть построена ретроспективная модель рынка транспортно-экспедиционных услуг, которая может служить основой для прогнозирования состояния рынка в планируемом периоде.
Если статистические данные, на основе которых может быть сделан прогноз недостаточны или отсутствуют, применяется эмпирический метод, предлагающий использование документации предприятий и учреждений, пользующихся услугами транспорта. В частности, исследуются баланс предприятия и пояснительная записка к балансу, калькуляции себестоимости продукции, балансы различных подразделений, планы производственно-хозяйственной деятельности. Анализ этих документов позволяет выявить объем и структуру перевозок, затраты на содержание собственных транспортно-экспедиционных подразделений, потенциальные возможности ведомственного транспорта и другие факторы, влияющие на состояние рынка транспортно-экспедиционных услуг.
Недостаток кабинетной информации ее запаздывание на несколько месяцев, иногда несколько лет. Поэтому ее (хотя она и является базой для прогнозирования состояния рынка и конъюнктурных исследований) необходимо дополнить оперативными данными (первичной информацией) об условиях реализации определенном рынке и реакции клиентуры на предложение тех или иных услуг. Получение оперативных данных осуществляется с помощью экспериментальных методов исследований.
К полевым методам исследований относятся методы сбора первичной оперативной информации. Исследуются конкретные условия функционирования рынка или определенного его сегмента или отклик рынка на продвижение некоторой услуги. Основа проведения полевых исследований – это опрос лиц, принимающих решение об использовании услуг или товаров. Существует ряд методов проведения опроса: анкетирование по почте, телефонное интервьюирование, персональное интервьюирование, проводимое "лицом к лицу". Опрос может быть комплексным или выборочным, т. е. охватывающим максимально возможное число потенциальных клиентов или некоторую их часть. Метод проведения исследования выбирается, исходя из его цели и масштабности.
При подготовке опроса необходимо:
определить содержание и структуру анкеты, сформулировать вопросы и подготовить перечень ожидаемых ответов на каждый из них;
- выбрать методологию и методы обработки полученной информации;
- определить круг потенциальных потребителей, подлежащих опросу;
- выбрать способ проведения опроса;
- подобрать и подготовить персонал для проведения опроса.
При использовании этих методов важно определить оптимальные масштабы исследования. Если структура категории, на которой проводится исследование, это позволяет, могут быть выбраны репрезентативный регион, предприятие или организация. При этом репрезентативность выбранного объекта исследования должна быть строго обоснована, так как выбор образца является важнейшим фактором, определяющим реальность полученных оценок состояния рынка. Рассмотрим особенности прелагаемых методов.
Почтовое анкетирование используется, если число опрашиваемых предприятий и организаций велико, в то время как необходимо получить много разнообразных данных, например, для сегментации рынка. К положительным качествам этого метода следует отнести низкую стоимость, возможность широкого охвата респондентов, достаточное время для обдумывания ответа, отсутствие воздействий на респондента со стороны интервьюера. К недостаткам следует отнести низкий коэффициент отклика респондентов, что может привести к потере репрезентативности выборки (10% отклика может рассматриваться как успех). Практически невозможно оценить достоверность ответов респондентов, которые являются практически анонимными. Один из путей повышения эффективности почтового анкетирования является оплата работы респондентов в случае своевременного квалифицированного ответа на анкету, в этом случае анкета носит именной характер и направляется респонденту, который может быть использован в качестве эксперта. Однако это значительно повышает стоимость обследования, которое в свою очередь начинает приобретать черты экспертного опроса.
Телефонное интервьюирование – вопросы, интересующие исследователя, задается интервьюером респонденту по телефону. Этот метод применим для получения дополнительной информации при кабинетных исследованиях или уточнении сегментации рынка. Его применение считается целесообразным, если: необходимую информацию может дать незначительное количество респондентов, необходим быстрый анализ рынка, требуется "пилотажное" обследование перед проведением персональных интервью, информация может быть получена при помощи небольшого количества простых вопросов. Количество получаемых данных при этом ограничено, это связано с ограниченностью времени телефонного разговора и отсутствием времени на размышление. Проведение телефонного интервьюирования значительно дороже почтового анкетирования. К достоинствам этого метода следует отнести оперативность, высокий отклик респондентов и возможность оценить их компетентность.
Личное интервьюирование – вопросы, интересующие исследователя, задаются интервьюером лично, используется получение информации об узком сегменте рынка. Этот метод предполагает большую гибкость при проведение опроса, получение больших объемов информации исключена анонимность, а следовательно, ниже вероятность некомпетентности респондентов. К недостаткам этого метода следует отнести высокую стоимость, воздействие интервьюера на ответы респондента, необходимость высокой квалификации интервьюера.
При проведение экспертных опросов выясняется мнение группы квалифицированных специалистов. Предполагается, что они знают не только объективное состояние предмета обследования, но и мнение широкого круга специалистов по данному вопросу. Эксперты в отличие от респондентов тщательно подбираются, труд экспертов, как правило, оплачивается, результаты опроса обрабатываются специальными методами. Экспертное исследование дешевле и проще в проведение, чем исследования вышеприведенными методами, с другой стороны, велика вероятность получения искаженной картиной в следствие ошибок в подборке экспертов.
Особым методом исследования рынка, относящимся к группе "полевых", является рыночный эксперимент. Этот метод используется для оценки верности прогнозам отклика рынка на продвижение новой услуги или товара, разработанного на основе результатов «кабинетных» или "полевых" исследовании. В процессе эксперимента, например, применение специального подвижного состава или экспресс-доставка, реализуются потребителю не с целью получение прибыли, а для ВЫЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ к этой услуге, перспектив расширение ее реализации и оценки других факторов, учет которых необходим при массовой коммерческой реализации услуги. Проведение рыночного эксперимента финансируется из фонда развития производства или фонда риска. В ходе рыночного эксперимента решается также задача формирования у потребителя стереотипов потребления продвигаемой на рынок услуги. При массовой реализации услуги наиболее важными источниками информации об отклике на нее рынка являются данные, поставляемые службами, ведущими коммерческую работу по непосредственной реализации услуги клиенту.
Проведение работы:
Студент определяет себе с помощью преподавателя, с их точки зрения перспективную, клиентуру или объект для исследования (оптовую базу, универмаг, товарный двор, магазин стройматериалов, пункты проката, предприятие и т.д.) и затем выполняет работу, которая должна раскрыть следующие вопросы.
- Определить содержание и структуру анкеты, сформулировать вопросы и подготовить перечень ожидаемых ответов на каждый из них.
- Выбрать методологию и методы обработки полученной информации (сколько должно быть респондентов, сколько ответов и т.д.)
- Определить круг потенциальных потребителей (покупателей) подлежащих опросу.
- Выбрать способ проведения опроса.
- Подобрать и подготовить персонал для проведения опроса (составить краткую памятку-инструкцию).
- Провести опрос и обработать результаты опроса.
- Рассчитать (определить) потребность рынка в Ваших услугах.
- Дать аргументированные рекомендации кто, как и на каких условиях должен реализовать услуги (новая фирма, действующая, предприниматель и т.д.).
- Подготовить три варианта, на Ваш взгляд наиболее дешевой и эффективной рекламы и способ ее доведения до потенциального покупателя.
Вся практическая работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями по выполнению письменных работ.
Практическая работа №6
Определение цены на различные виды автотранспортных услуг. Применение тарифов на перевозку грузов.
Методические указания:
Тарифами называются цены на продукцию транспорта.
Тариф определяется по формуле:
Важной задачей любого предприятия является не продажа единицы услуги по высокой цене, а их реализация в широком диапазоне предлагаемой номенклатуры и интересующем предприятие объеме по цене, доступной для клиента и обеспечивающей эффективную работу предприятия.
Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.
С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг.
Для расчета величины себестоимости перевозок на стадии планирования требуется определить все затраты, которые будет нести предприятие при перевозке грузов или пассажиров.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
При определении плановой величины расходов по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия их группируют по элементам затрат.
В статью “Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов” входят: все виды заработной платы этой категории работающих за работу на линии, исчисленные в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, а также компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты; денежные премии в соответствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности.
Планирование затрат по элементу «Отчисления на социальные нужды» осуществляется в соответствии с нормами, установленными в законодательных актах, пропорционально сумме начисленной заработной платы всем категориям работников автотранспортных предприятий.
В статье “Автомобильное топливо” планируются затраты на все виды топлива, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок, по отпускным ценам (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), включая транспортно-заготовительные расходы.
В статье “Смазочные и прочие эксплуатационные материалы” планируются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава.
В составе статьи “Износ и ремонт автомобильных шин” планируются следующие расходы:
- заработная плата с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия;
- затраты по снятию и установке шин на колеса автомобилей;
- транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям;
- на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах при предъявлении ими счетов.
В статье “Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава” учитываются затраты на все виды технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонта (текущего и капитального) автомобилей.
При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:
- заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта с премиями и ЕСН;
- стоимость запасных частей и материалов;
- амортизационные отчисления по соответствующим основным производственным фондам.
В статье “Амортизация подвижного состава” планируются затраты, отнесенные к элементу затрат “Амортизация основных фондов” в части собственного и арендованного подвижного состава.
В статье “Общехозяйственные расходы” (накладные расходы) учитываются:
- затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную заработную плату административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования; расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления; на связь; на содержание, ремонт и амортизацию зданий, сооружений, инвентаря административно-управленческого характера; на содержание ВОХР; на канцелярские и типографские принадлежности; прочие расходы;
- общепроизводственные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих; расходы на текущий ремонт станочного и другого оборудования; расходы по охране труда и технике безопасности; на подготовку и повышение квалификации кадров; по совершенствованию производства; ремонт и обслуживание основных производственных фондов, за исключением подвижного состава; на водоснабжение; топливо и энергию для технологических нужд; на содержание автомобилей хозяйственного и технического назначения; расходы на рекламу; уплату процентов по краткосрочным кредитам; арендную плату; оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг; затраты на противопожарные мероприятия, оперативно-диспетчерскую связь и др.);
- сборы и отчисления (страхование имущества, оплата технических осмотров автомобилей, оплата стоимости номерных знаков, местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг и др.);
- непроизводительные затраты, включающие: оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и др.; недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, пособия в связи с производственным травматизмом и др.
Себестоимость единицы транспортной работы S равна отношению общей суммы затрат на транспортную работу Зобщ к общему объему транспортной работы Р(Q), т.е.
Ход работы:
Задание №1
1) Определить общую сумму затрат на перевозки, договорной тариф за перевозку 1 тонны груза, доходы и прибыль от перевозок по следующим данным за год:
Наименование показателей | числовое значение |
1. Себестоимость 1 т перевозимого груза, руб. | 106,32 |
2. Объем перевезенного груза, тыс. т. | 213,0 |
3. Планируемый уровень рентабельности, % | 14 |
2) Определить, как изменится уровень рентабельности перевозок при реализации услуг по перевозке груза по договорному тарифу за 1 тонну груза, если себестоимость перевозки 1 тонны груза снизится на 7%.
Задание №2
Рассчитать тариф за 1 пассажирокилометр
Исходные данные:
Статьи затрат | Величина, руб. |
1. Заработная плата водителей и кондукторов автобусов, руб. | 14 339 700 |
2. Отчисления на страховые взносы, руб. | Составляют 30,7 % от общего фонда заработной платы |
3. Автомобильное топливо, руб. | 10 447 700 |
4. Смазочные и прочие эксплуатационные материалы, руб. | Составляют 20% от затрат на топливо |
5. Износ и ремонт автомобильных шин, руб. | 355 140 |
6. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей, руб. | 2 585 500 |
7. Амортизация подвижного состава, руб. | 425 700 |
8. Общехозяйственные расходы, руб. | Составляют 130 % от общего фонда заработной платы |
9. Пассажирооборот, пасскм | 33 146 340 |
10. Планируемый уровень рентабельности, % | 20 |
Практическая работа №7
Построение графика безубыточности предприятия.
Цель: Изучить методику расчёта точки самоокупаемости и построение графика безубыточности.
Содержание. Осуществить нахождение точки самоокупаемости предприятия. Построить график безубыточности производства, определить на нем точку самоокупаемости
Методические указания:
Работа любого предприятия сопряжена с затратами, управление которыми требует особого мастерства от администрации. Одним из показателей такого мастерства является умение правильно определить точку безубыточности производства. Как известно, точка безубыточности — это минимальный уровень любой экономической деятельности, который обеспечивает равновесное положение объемов затрат к объемам выручки. Соответственно, чтобы предприятие было прибыльным и ликвидным, объемы производства должны превышать величину точки безубыточности. Если же, по каким-то причинам, объем производства ниже этой точки, то такая деятельность признается неликвидной, т.е. убыточной.
Расчет точки безубыточности основывается на взаимосвязи трех показателей: «затраты — объем продаж — прибыль». Определить взаимодействие этих показателей можно графически:
- по оси абсцисс графика указывается объем реализации;
- по оси ординат — себестоимость реализованной продукции плюс прибыль, которые составляют выручку от реализации.
Последовательность построения графика «затраты — объем -прибыль» такова:
- на графике проводится прямая постоянных затрат (прямая, параллельная оси абсцисс);
- выбирается точка на оси абсцисс (величина объема строительства);
- проводится прямая переменных затрат, соответствующая выбранному объему строительства;
- затем проводится прямая выручки от реализации выбранного объема производства.
Точка пересечения прямых переменных затрат и выручки от реализации является точкой безубыточности. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)
Изображенная на рисунке 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
По графику можно установить, при каком объеме реализации организация получит прибыль, при каком — нет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации (точку безубыточности или порог рентабельности), ниже которой производство будет убыточным. Это точка пересечения прямой общих затрат и прямой доходов.
Тестовый контроль
1. Если увеличиваются постоянные издержки
- снижается критический объем производства;
- повышается критический объем производства;
- на критический объем производства это никак не влияет;
2. При использовании нового оборудования можно увеличить объем производства на предприятии. Изменится ли себестоимость единицы продукции, если переменные затраты на единицу продукции не меняются?
- себестоимость снизится;
- себестоимость повысится;
- себестоимость не изменится;
3. Основным достоинством методики анализа безубыточности можно считать
- возможность определения критического объема производства;
- возможность прогнозирования прибыли;
- возможность прогнозировать основные показатели предприятия при изменении ситуации на рынке;
Задание № 1
Определить точку безубыточности
Данные для расчета:
План перевозок 4 тыс. тонн. в месяц.
Переменные затраты составят 200 тыс. руб., а условно-постоянные 100 тыс. руб. на весь объем перевозок. Доход составит 1000000 руб.
Ответьте на вопросы:
1. Какова прибыль от выполнения заданного объема перевозок?
2. Как изменится точка безубыточности, если условно-постоянные затраты увеличатся на 50 тыс. руб.?
3. Как изменится точка безубыточности, если переменные затраты увеличатся на 100 тыс. руб.?
4. Как изменится точка безубыточности, если тариф за перевозку одной тонны груза снизится на 30 рублей?
5. Как изменится точка безубыточности, если тариф за перевозку одной тонны груза увеличится на 10 рублей?
Задание № 2
Определить точку безубыточности
Данные для расчета:
План производства 40 тыс. тонн. в месяц.
Переменные затраты составят 800 тыс. руб., а условно-постоянные 100 тыс. руб. на весь перевозок. Доход составит 1200 000 руб.
Ответьте на вопросы:
1. Какова прибыль от выполнения заданного объема перевозок?
2. Как изменится точка безубыточности, если условно-постоянные затраты увеличатся на 50 тыс. руб.?
3. Как изменится точка безубыточности, если переменные затраты увеличатся на 200 тыс. руб.?
4. Как изменится точка безубыточности, если тариф за перевозку одной тонны груза снизится на 5 рублей?
5. Как изменится точка безубыточности, если тариф за перевозку одной тонны груза увеличится на 10 рублей?
Задание № 3
Определить точку безубыточности
Данные для расчета:
План производства 3 тыс. тонн. в месяц.
Переменные затраты составят 30 тыс. руб., а условно-постоянные 10 тыс. руб. на весь объем перевозок. Доход составит 60 000 руб.
Ответьте на вопросы:
1. Какова прибыль от выполнения заданного объема перевозок?
2. Как изменится точка безубыточности, если условно-постоянные затраты увеличатся на 5 тыс. руб.?
3. Как изменится точка безубыточности, если переменные затраты увеличатся на 10 тыс. руб.?
4. Как изменится точка безубыточности, если тариф за перевозку одной тонны груза снизится на 5 рублей?
5. Как изменится точка безубыточности, если тариф за перевозку одной тонны груза увеличится на 5 рублей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.01 Выполнение стрижки и укладки волос по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер
Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер, изучающих МДК 01.01 профессионального модуля Выполнение с...
Методические указания по выполнению практических занятий по междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»
Методические указания по выполнению практических занятийпо междисциплинарному курсу 03.01 «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуата...
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей.» По специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомо
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ ПМ.03 «Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту авто...
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг
Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...