Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту
статья
Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту
Согласно общему плану работы Михайловского экономического колледжа-интерната и теме научно-методической и экспериментальной работы на предстоящий учебный год каждый из членов кафедры уже выбрал собственную тему и начал на первом этапе анализировать психолого-педагогическою литературу по проблеме исследования.
В рамках эксперимента мы работаем над темой «Индивидуальный подход и дифференцированное обучение на уроках бухгалтерского учёта как важное условие повышения эффективности процесса обучения». И мы начали работу над этим вопросом и с теории, и с практики.
Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
В качестве примера можно назвать творческое, не совсем обычное, внеклассное мероприятие, проведенное в ноябре мной и педагогом-психологом колледжа в группах отделения «Экономика и бухгалтерский учёт»: «Бухгалтерская работа – это работа с людьми, среди людей и для людей».
Задача нашей кафедры - стать школой общественного становления личности студента, помочь ему занять активную позицию в освоении опыта творческих дел, дать возможность для реализации потребностей и интересов.
Все мы знаем, что погружение студентов в решение коллективно-творческих дел, характеризующихся высокой интенсивностью внеурочного процесса, приносит свои плоды в последующей деятельности студентов, которые принимали активное участие во внеаудиторной работе.
Творческая атмосфера приводит студентов к:
- совершенствованию умений по организации и проведению различных видов творческих дел в условиях коллектива;
-закреплению компетенций группового и межличностного общения.
Работая в творческой группе и отвечая за свой фронт работы, студентам, тем не менее, приходится обращаться друг к другу за советом и помощью, сообща решать какие-либо проблемы и выполнять наиболее трудную и ответственную часть работы. Все это стимулирует взаимное обучение и дает возможность менее подготовленным получить поддержку более подготовленных и улучшить свои показатели; наиболее подготовленные получают возможность почувствовать ответственность за работу в целом, добиваясь качественного выполнения порученной работы от менее подготовленных студентов.
Все это на языке педагогики называется уровневой дифференциацией.
Мероприятие «Бухгалтерская работа – это работа с людьми, среди людей и для людей» проходило в форме деловой игры. Студенты моделировали «Один день из жизни бухгалтерии и ее штата: «Главный бухгалтер», «Заместитель главного бухгалтера (сангвиник)», «Бухгалтер кассир (меланхолик)», «Бухгалтер по налогам (холерик)», «Бухгалтер по расчетам (флегматик)».
На этом мероприятии мы смогли «увязать» проблемы бухгалтерского учета и общей психологии, этику бухгалтера и вопросы группового и межличностного общения.
Мы дифференцировали студентов двух групп на малые группы по их способностям, психологической совместимости как способности адаптации к различным темпераментам и характерам, а также по использованному учебному материалу. Старались учесть, чтобы в каждой группе у нас был и артист, и творческая личность, и человек, владеющий хорошо ИКТ, и самый ответственный и самостоятельный студент, и менее ответственный студент, и человек, способный эффективно разрешать конфликты и предотвращать их. Чтобы каждый студент, работая в группе, взаимодополнял другого и учился у него в процессе групповой работы.
Представим жизненную ситуацию: все бухгалтеры разные по характеру и темпераменту.
Как и все, они допускают в работе ошибки, и не всегда качественно выполняют работу.
Главный бухгалтер обнаруживает все это и испытывает трудности в общении с такими бухгалтерами. Возникает проблема: «Как ему вести себя, как общаться с такими работниками?» Эту проблему наши выпускники начнут решать уже в недалеком будущем.
Ход мероприятия:
1 этап - теоретическое обоснование возникшей проблемы.
2 этап - представление сотрудников бухгалтерии студентами в презентациях MS PowerPoint и видеороликах.
Рассматривались подходы в общении, модели взаимодействия с сотрудниками бухгалтерии, разными по темпераменту. Все работы оригинальны, разнообразны по содержанию, каждая «со своей изюминкой» и «бухгалтерским юмором» раскрывала представляемый тип темперамента работника бухгалтерии.
Перед каждым участником и присутствующими стояла задача исправить качество работы подчиненного, а не его самого.
Поэтому на 3 этапе критики предлагали рекомендации о том, как оптимально критиковать главному бухгалтеру сотрудников с различными темпераментами.
4 этап – театрализованные миниатюры, подготовленные студентами-исполнителями ролей, где они на практике воплощали рекомендации критиков по поводу того, как вести себя с подчиненными.
Причем, здесь мы, дифференцировав студентов, пошли на эксперимент - на то, чтобы студент-сангвиник (например, студент М. обыграл роль холерика. Это делалось намеренно, чтобы ребята смогли побывать в другой для себя жизненной ситуации и наметили стратегию дальнейшего поведения.
И еще один момент: используя индивидуальный подход, мы предложили студенту, никогда не бывавшему на сцене и не обладающими актерскими способностями, проявить себя на сцене, помогли ему перевоплотиться так, чтобы в нем засверкала его индивидуальность и появилась вера в свои силы. Пример тому нигде неучаствующий, незаметный студент Е., а также студент М., упорно бравший уроки актерского мастерства даже у студента 1 курса, блестяще обыграл роль холерика, хотя на самом деле таковым не являлся. Или студент К., который замечательно выступил в роли критика, что приятно удивило присутствующих.
Сама структура дифферециации, выбранная преподавателями, позволила не быть пассивными никому, а только активными всем! И работа, облечённая в творческую форму, соединила студентов, породила новые виды деловых отношений между ними - равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников.
5 этап – просмотр различных жизненных ситуаций старых кинофильмов (которые они захотели обязательно потом посмотреть, т.к. отдельные студенты их не знали) и выработка стратегии дальнейшего поведения.
Непринужденная, творческая, театрализованная обстановка этого мероприятия позволила всем присутствующим еще раз убедиться в том, что профиль нашей специальности не только серьезный, но и эмоциональный, деловой, оригинальный и подобные мероприятия дают профессиональную путевку в жизнь нашим выпускникам.
На 6 этапе - рефлексия, когда преподаватель обращался к студентам с вопросом: «Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленных целей»?
И студенты отвечали: «Мероприятие необычное, оно позволило нам сформировать в себе коммуникативные профессиональные функции, а также мы научились, как нам действовать дальше и вести себя на предстоящей работе, учитывая индивидуальные особенности и типы темперамента наших будущих коллег».
Мы уверены, что деловая игра обязательно поможет студентам в будущем:
- узнать когда и как можно обсуждать промахи подчиненных, а также стоит ли их критиковать;
- убережет от недопонимания или конфликтов с сотрудниками, которые посчитали ваши замечания несправедливыми или некорректными.
Содержание и цели мероприятия полностью были реализованы. Разыгрываемые роли бухгалтеров по различным участкам работы, действительно, отражают поведение сотрудников в зависимости от типа темперамента и характера работы. Студенты показали, как вести себя с окружающими людьми в коллективе.
Реализуются интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Их работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности молодого человека, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.
Литература
- Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006
- Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004
- Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., 2003. – 432 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».
Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...
Компьютеризация бухгалтерского учёта на примере семейной бухгалтерии
Компьютеризация бухгалтерского учёта на примере семейной бухгалтерии. В процессе изложения бухгалтерских процедур учащиеся знакомятся с терминологией, и азбукой бухгалтерии, а также реализацией этих б...
Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчётности для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Внеаудиторная самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью изучения МДК Основы анализа бухгалтерской отчѐтности и регулируется рабочей программой профессионального модуля Составление и...
Организация и выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине " Основы бухгалтерского учёта" по специальности по 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт
Требования ФГОС третьего поколения делают акцент на развитие у студентов творческой инициативы, потребности в самообразовании, стремление к повышению уровня своей теоретической подготовки,...
Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений
Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторных самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, в соответстви...
ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» Методические указания и задания по учебной практике УП 05.01 для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
В методических указаниях и заданиях по учебной практике ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» представлены общие положения, з...