Лекция "Руководство в организации"
план-конспект занятия
Лекция "Руководство в организации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция "Руководство в организации" | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция: Руководство в организации
Центральной фигурой в менеджменте любой организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее подразделением. Процесс руководства является непременным условием функционирования организации.
Руководство - это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей. Руководство - не только непременный, но и основной элемент процесса руководства, содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию, контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса руководства в системе "руководитель - производство", а последняя - одна из важнейших аспектов руководства - формирование личности в сфере трудовой деятельности.
Интересно распределение затрат рабочего времени линейными руководителями различных уровней управления на основные функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация функции стимулирования.
Процесс руководства коллективом можно разделить на три стадии:
- определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;
- информирование коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;
- проведение аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой деятельности коллектива.
Таким образом, учитывая содержание основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство - это процесс непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния друг на друга.
Важное значение в менеджменте имеет соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая определенную должность на соответствующем уровне управления, становится формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им. Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к неформальным лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет обращать на это внимание, то неформальными лидерами становятся наиболее инициативные, энергичные, проинформированные работники.
Безлидерные коллективы менее эффективны. Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на коллектив и на его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и бороться с ними.
Одним из методов диагностики, которая позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу, заполняя специально созданную таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к коллективу в целом, а по вертикали - отношение других его членов к данному члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются знаком"+", отрицательные -"-", отсутствие оценок-"0".
Для упрощения обработки данных социоматрицы фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае - кодируются номером согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.
По результатам обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов исследуемого коллектива:
- лидер -"звезда"- член группы, который получил максимальное количество положительных оценок (наиболее популярный);
- «желаемый» - член группы, который получил не менее половины положительных оценок "лидера-звезды";
-"обособленное"- член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;
-"изолированный"- член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;
-"игнорируемый"- член группы, который получил лишь негативные оценки
Чтобы руководителя считали лидером коллектива, он должен обладать определенными качествами:
- деловыми (компетентность, экономическое мышление, знание основ науки управления);
- организаторскими (контактность, психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);
- личными (энергичность, инициативность, требовательность, решительность, оптимизм);
- морально-политическими (преданность интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг увлечений)
Важными характеристиками руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.
Перечисленные свойства создают авторитет руководителя, его модель, пример которой может быть таким:
- умение организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного, административного и трудового права;
- нацеливать коллектив на все новое, прогрессивное;
- пользоваться властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности интересы трудящихся обеспечивались равной степени;
- контролировать свои поступки и владеть своими эмоциями;
- стараться быть справедливым и доброжелательным;
- четко выполнять обещания, данные коллектива или отдельным работникам
Итак, в основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.
Лидерство - это способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения усилий на достижении целей организации.
Влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.
Власть - это возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными полномочиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по ...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по ...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по ...
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об
Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по ...