Лекции дисциплине «Основы ценообразования в строительстве»
план-конспект урока
Лекции дисциплине «Основы ценообразования в строительстве» предназначены для подготовки обучающихся по программам дополнительного профессионального образования "Подготовка сметной документации с использованием программного комплекса «Госстройсмета», "Сметное дело и экспериза смет", "Ценообразование и сметное нормирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsii_tsen.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский строительный колледж»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Основы ценообразования в строительстве»
по программам дополнительного профессионального образования
Подготовка сметной документации с использованием программного комплекса «Госстройсмета»,
Сметное дело и экспериза смет,
Ценообразование и сметное нормирование
Разработал преподаватель экономических дисциплин Байдина И.А.
БЕЛГОРОД, 2020
Перечень тем, для изучения
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Цена, как экономическая категория | 2 |
2 | Виды цен и их классификация. | 2 |
3 | Методы ценообразования | 2 |
4 | Ценовая политика организации | 2 |
5 | Ценовые стратегии организации | 2 |
6 | Скидки, как инструмент ценовой политики | 2 |
7 | Государственное регулирование цен | 2 |
8 | Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы. | 2 |
9 | Отраслевое ценообразование. | 2 |
10 | Ценообразование на мировом рынке | 2 |
Итого | 20 |
Тема.1 Цена как экономическая категория
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, система цен, ценовая политика и стратегия предприятия и др.
Цена - представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Другими словами, цена – это денежное выражение стоимости товара.
Ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги.
Различают два вида ценообразования:
1) рыночное, при котором цены устанавливают преимущественно производители;
2)централизованное (государственное), при котором цены устанавливают преимущественно специальные государственные органы и учреждения.
Основными принято считать следующие задачи ценообразования:
- покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя;
- учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
- решение социальных вопросов;
- реализация экологической политики;
- решение внешнеполитических вопросов.
Принципы ценообразования – это условия, необходимые для обеспечения нормального процесса формирования, установления и применения цен. Они являются общими как для экономики в целом, так и для конкретных предприятий и организаций.
К ним относятся:
1. принцип научной обоснованности цен - он предполагает, что при формировании цен, необходимо учитывать действие экономических законов и закономерностей.
2. принцип целевой ориентации цен - когда формирование цены направлено на достижение какой-либо определенной цели. Например, для предприятия это получение максимальной прибыли или победа в конкурентной борьбе. А в рамках всего государства- это борьба с контрафактной продукцией, когда устанавливаются минимальные цены, или повышение таможенных пошлин на импортные автомобили для поддержки отечественного автомобилестроения.
3. принцип законности - он означает , что формирование и применение цен должны находиться в правовом поле и подчиняться нормативным положениям, установленным государством.
4. принцип плановости цен – он означает , что важным элементом ценообразования является текущее и перспективное планирование цен и их прогнозирование.
5. принцип непрерывности процесса ценообразования – он означает, что процесс ценообразования является непрерывным и динамичным, т.к. на рынке действует закон воспроизводства: Д-матер.ресурсы-продукция-Д.
6. принцип единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения – он означает, что государство не только участвует в процессе формирования цен , но и контролирует их применение. А именно, контролирует цены на продукцию предприятий находящихся в его собственности, на социально-значимые товары, цены ав системе госзакупок, оборонного заказа и т.д.
В условиях рыночной экономики на формирование цен оказывают влияние ценообразующие факторы- - это совокупность различных условий, которые оказывают влияние на формирование уровня, структуры и динамики цен. Их делят на внутренне и внешние.
К внутренним относятся те, факторы на которые предприятие способно воздействовать, а именно:
- затраты, т.е. оно может их снижать или повышать
- продукция, т.е. оно может менять ассортимент и выпускать изделия с высокой рентабельностью.
- маркетинговые исследования рынка, т.е. изучение конкурентной среды, реклама, повышение имиджа предприятия
- финансовые ресурсы, т.е.привлечение собственных и заемных средств и их эффективное использование.
- ценовая политика, т.е. самостоятельное формирование и использование ценовой политики фирмы.
- организационный механизм фирмы, т.е. совершенствование работы с поставщиками, потребителями, системы оплаты труда, организационной структуры и т.д.
К внешним относятся те факторы, которые не подконтрольны предприятию, на которые оно не может влиять, а именно:
-государственное регулирование цен
- разработка и применение гос. налоговой, денежно-кредитной политики,
- установление МРОТ
- проведение антимонопольной политики
- инфляционные процессы,
Уровень благосостояния народа
- вкусы и предпочтения потребителей
- изменение мировых цен
- изменение валютных курсов
- ограничения во внешней торговле и т.д.
Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории.
Принято выделять пять основных функций цены:
1. Учётно-измерительная функция определяет сущность цены как денежного выражения стоимости товара. Цена в данном случае выступает тем инструментом, который позволяет организовать стоимостной учёт любых хозяйственно-экономических процессов, как на отдельном предприятии, так и в целом в экономической системе. Таким образом цена позволяет сопоставить или соизмерить затраты и результаты
предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта.
2. Стимулирующая функция проявляется в воздействии цены на производство и потребление товаров. Так, цена стимулирует производителя через уровень заключённой в ней прибыли, а именно высокий уровень прибыли ведёт к росту объёмов производства товаров. Соотношение цены и потребительских свойств товара стимулирует изменение объёмов потребления.
3. Распределительная (перераспределительная) функция обусловлена тем, что в реальной жизни цена, как правило, не равна стоимости товара. Она либо завышена, либо занижена, как под воздействием совокупности рыночных факторов (объективно), так и
осознанно со стороны конкретных субъектов рынка (например, государства). Разность между действующей ценой и объективной стоимостью товара может быть направлена на решение каких-либо проблем.
В общем случае перераспределительная функция цены может
проявляться в двух формах:
- через изъятие части цены товара (в виде различных налогов) в пользу государства с последующим использованием накопленной суммы денег на макроэкономические и социальные нужды (например, содержание армии, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.п.);
- через регулирование цен на различные товары с последующей поддержкой одних производителей за счёт других (например, фиксация цен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных предприятий перед началом сельскохозяйственных работ) или потребителей за счёт производителей (например, фиксация цен на социально значимые товары).
4. Балансирующая функция проявляется в таком колебании рыночных цен на товары, которое, в конечном счёте, приводит к равновесию спроса и предложения.
5. Функция размещения капитала и производства проявляется в переливе капитала (создании новых хозяйствующих субъектов) в те сектора экономики, географические и/или экономические регионы, где наблюдается высокая норма прибыли. Таким образом, целенаправленно (а в отдельных случаях и стихийно) может быть создана рациональная экономическая структура национальной экономики.
Тема 2. Виды цен и их классификация.
Современное развитие производства и других видов хозяйственной деятельности привели к необходимости использования большого многообразия цен, учитывающих специфику определенных экономических отношений и условий торговых сделок.
Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения всех участников рынка.
Национальные (внутренние) цены призваны обслуживать потребности национальной экономики. Они формируются с учётом особенностей отраслевой структуры и внутренней конъюнктуры рынка конкретной страны.
Внешнеторговые цены отображают оборот импортируемой в страну и экспортируемой из страны продукции.
Цены в международном совместном бизнесе обслуживают товарооборот в пределах деятельности предприятий, созданных с участием иностранного капитала и/или в рамках международных совместных соглашений.
Мировые цены призваны обслуживать международный рынок в целом. Они наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рыночного пространства.
Цены международных региональных рынков – это форма реализации мировых цен. Они обслуживают международные региональные (базовые, специализированные) рынки.
Для любого государства с развитой экономикой центральное место занимает система внутренних цен, многообразие которых дифференцируется по ряду признаков.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики. Они формируются с учетом особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включают следующие виды цен:
- оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
- закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств) государству и перерабатывающим предприятиям;
- цены на продукцию строительства – представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1м2 малярных работ и/или жилой площади);
- тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и с населения;
Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:
- рыночная цена – это цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Первоначально рыночная цена устанавливается продавцом и может меняться в процессе торгов. Рыночные цены по условиям их формирования могут быть свободными и монопольными (в рамках действующего законодательства);
- регулируемая цена – это цена, образованная в процессе прямого государственного воздействия. Уровень и пределы изменения цены устанавливаются соответствующими государственными организациями по определённой методике. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения; товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают следующие виды цен:
- цена изготовителя – это затраты предприятия-производителя, связанные с производством данного товара, включая его прибыль;
- цена отпускная – это цена изготовителя плюс налоги (оптовая цена производителя);
- цена закупки – это отпускная цена производителя плюс стоимость посреднических услуг (оптовая цена посредника);
- цена розничная – это оптовая цена посредника плюс затраты (включая прибыль) розничного продавца.
Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
Дифференциация цен с учетом специфики организации сбыта продукции и характера ценовой информации. Различают следующие виды цен:
- цены прямых контрактов - это согласованная цена продавца и покупателя в процессе свершения фактической сделки. Цены прямых контрактов могут иметь следующие модификации:
• твёрдые цены – неизменные цены на весь срок действия контракта;
• цены с последующей фиксацией – твёрдые цены на момент заключения контракта, которые пересматриваются в каждый согласованный участниками сделки момент фиксации (например, на 1.01. 20.. г.) по установленной методике;
• цены скользящие – твёрдая цена, которая может меняться по отдельным составляющим ее элементам (например, включенные в цену затраты на сырье и материалы), если они подвержены серьёзным изменениям в процессе исполнения контракта;
- цены биржевые – формируются в процессе биржевых торгов;
- цены аукционов – формируются в процессе аукционных торгов;
- цены торгов – так называемые тендерные цены, которые формируются в процессе проведения тендера по условиям, предусмотренным действующим законодательством
- цены справочные – это ориентировочные уровни цен (как правило, цены продавца). Среди них выделяют:
• цены прейскурантов (каталогов, проспектов);
• цены предложений (так называемые прайс-листы);
• ценовые индексы – это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные.
Кроме того, различают экспортные и импортные цены.
Экспортные цены – это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены – это цены, по которым предприятия закупают товары (услуги) за рубежом.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен.
Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной цены.
Цены на услуги населению – также особый вид розничной цены.
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.
Свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках:
- с немедленной поставкой;
- с поставкой в течение короткого срока;
- предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно.
Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены – это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия
Прейскурантные цены – это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам.
5. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило, один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форме. Цены аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.
6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7. Внутрифирменные цены.
Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Цель трансфертного ценообразования – влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы.
8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цена-нетто – цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) * – определяется с учетом условий купли-продажи.
Тема 3. Методы ценообразования
В теории ценообразования известно множество методов ценообразования, различающихся по составу и разнообразию исходной информации, по сложности вычислительных процедур, по сферам применения и т.п. В связи с этим, для обоснованного выбора целесообразного метода, адекватного конкретной рыночной ситуации и целям субъекта ценообразования (производителя и/или продавца) полезно
все методы ценообразования классифицировать по ряду существенных признаков.
Одна из известных методик классификации предполагает дифференциацию методов в зависимости от того, на что ориентируется в большей степени производитель (продавец) при установлении цены на свой товар. Предлагается выделять три классификационных признака:
1) издержки производства и обращения у производителя (продавца);
2) нормативы затрат, приходящиеся на технико-экономический или
потребительский параметр товара;
3) конъюнктура рынка.
В соответствии с первым признаком выделяют, так называемые расчетные методы ценообразования. Суть их состоит в том, что цена на товар устанавливается на таком уровне, чтобы полностью покрыть все издержки на его производство и реализацию. При этом рыночные факторы не принимаются в расчет. К этой группе можно отнести следующие методы:
1) метод полных издержек;
2) метод прямых затрат;
3) метод предельных издержек;
4) метод на основе анализа безубыточности;
5) метод учета рентабельности инвестиций;
6) метод надбавки к цене.
Параметрические методы ценообразования. Часто предприятия создают и производят такую продукцию, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. При этом, под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
К данной группе методов ценообразования относятся:
1) метод удельных показателей;
2) метод регрессионного анализа;
3) агрегатный метод;
4) балльный метод;
5) метод расчета цены с учетом потребительского эффекта;
6) метод расчета цены на основе экспертной оценки потребительской ценности товара.
Методы рыночного ценообразования. Особенность этой группы методов состоит в том, что производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. В основу же для расчета цены положено либо отношение потребителя к товару, либо оценка конкурентной ситуации на рынке.
Включают в себя:
1) методы на основе воспринимаемой ценности товара;
2) методы с ориентацией на спрос.
1) метод следования за рыночными ценами;
2) метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;
3) метод определения цены на основе привычных, принятых в
практике данного рынка цен;
4) метод определения престижных цен;
5) состязательный метод.
Расчётные методы ценообразования
Суть этих методов состоит в том, что они базируются, прежде всего, на учёте внутренних условий производства продукции на конкретном предприятии, без учёта требований рыночной конъюнктуры. Поэтому общее название этой группы методов – затратные методы ценообразования.
Ценовой метод полных издержек. Данный метод основан на том, что цена товара формируется как суммарные издержки на производство и реализацию, которые, вне зависимости от их происхождения, списываются на единицу продукции.
Расчёт обычно осуществляется в табличной форме, куда записываются статьи затрат и величина этих затрат, относимая на тот или иной товар. Как правило, затраты принято делить на прямые, то есть прямо и непосредственно относящиеся к данному товару, и – косвенные, то есть те, которые не могут быть прямо и целиком отнесены на конкретный товар.
Таким образом, цена товара, исчисляемая по данному методу, есть полные издержки предприятия по изготовлению и реализации продукции плюс желаемая прибыль. Отсюда второе название данного метода «издержки плюс».
К его достоинствам можно отнести следующее:
1) основой определения цены являются реальные затраты производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая для предпринимательской деятельности прибыль;
2) легко установить минимальный предел цены, который представляет собой сумму полных издержек на производство и реализацию продукции;
3) простота и логичность расчётов, используемая в сметном планировании, бюджетировании и т.п.;
4) на любом предприятии имеется вся необходимая для расчета цены информация в форме бухгалтерских записей, системы экономических и финансовых планов и другой внутрифирменной документации.
Наряду с достоинствами, следует отметить и недостатки ценового метода полных издержек, а именно:
1) индивидуальные издержки производителя не отображают общественно необходимые затраты на производство данного продукта, а, значит, и цена товара может существенно отличаться от его стоимости как в большую, так и в меньшую сторону;
2) рассчитанная по данной методике цена никоим образом не отображает рыночный спрос, конъюнктуру рынка, потребительские методической основой рыночного ценообразования;
3) применение различных методов распределения косвенных затрат (отнесение их доли на единицу продукции) может существенно повлиять на величину полной себестоимости продукции, а значит и на ее цену;
4) применение показателя «желаемой» рентабельности позволяет варьировать размер прибыли в неограниченных размерах, что также отражается на цене товара.
Отсюда, применение данного метода целесообразно либо для предприятий-монополистов, либо в условиях единичного (позаказного) производства, либо в условиях острого товарного дефицита.
Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек. Суть этого метода состоит в том, что по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции устанавливаются нормативы, например, отраслевые, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Расчет цены осуществляется по методу полных издержек, но с использованием нормативных затрат. Рассчитанная таким способом цена может быть
названа нормативной.
К достоинствам данного метода (наряду с теми, что отмечены в
предыдущем методе) следует отнести:
1) возможность управления затратами, так как сама суть метода
основана на применении пофакторного анализа;
2) более обоснованное ценообразование (существует возможность
выделить зависимые, то есть управляемые предприятием и независимые от
предприятия факторы);
3) нормативные затраты можно отрегулировать близко к
общественно необходимым.
Основные недостатки ценового метода стандартных издержек
аналогичны методу полных издержек. Кроме того:
1) необходимо непрерывное отслеживание и сопоставление
нормативных и фактических затрат, что очень трудоемко;
2) сложным элементом системы стандартных издержек является
установление и непрерывная корректировка норм по всем элементам
затрат.
Ценовой метод прямых издержек. Суть данного метода состоит в том, что цена товара формируется на основе прямых издержек на его производство, а также, исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. При этом исходят из того, что все условно-переменные издержки – это прямые затраты, которые непосредственно списываются на единицу продукции. Косвенные же затраты относятся на финансовый результат предприятия. Поэтому данный метод называют также методом формирования цены по сокращенным затратам.
Достоинствами данного метода являются следующие:
1) цена товара в той или иной мере ориентирована на условия рынка;
2) валовая прибыль есть расчетный показатель, полученный путем сопоставления двух независимых переменных – ожидаемой цены товара и суммы прямых издержек на его производство;
3) на основании расчетного показателя валовой рентабельности легко выявить наиболее выгодные для предприятия виды продукции;
4) появляется объективная информация для управления косвенными затратами.
Основным недостатком этого ценового метода является то, что он основан на учете прямых издержек, которые индивидуальны для каждого предприятия, так как их величина зависит от принятой организации и технологии производства, отношений с поставщиками и многих других
Тема. 5. Ценовая политика организации
Современная концепция управления предприятием на принципах маркетинга предполагает необходимость принятия определенной ценовой политики в отношении производимой продукции и, на этой основе, выработки стратегий в области ценообразования.
Ценовая политика предприятия – это такой подход к установлению цены на товар или на всю производимую продукцию, который обеспечивает выживание предприятия в складывающихся рыночных условиях.
Основные цели ценовой политики следующие.
1. Дальнейшее существование фирмы. У предприятия могут быть избыточные мощности, наблюдается интенсивная конкуренция на рынке, изменились спрос и предпочтения потребителей. В таких случаях, чтобы продолжить производство, ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свое значение. До тех пор пока цена покрывает хотя бы переменные и часть постоянных издержек, производство может продолжаться. Однако вопрос о выживании фирмы может рассматриваться как краткосрочная цель.
2. Краткосрочная максимизация прибыли. Многие фирмы хотят установить на свой товар такую цену, которая обеспечила бы максимум прибыли. Для реализации этой цели необходимо определить предварительный спрос и предварительные издержки по каждой цене (ценовой альтернативе). Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. При этом предполагается, что заранее известны спрос и издержки производства, хотя в действительности их определить очень трудно.
3. Краткосрочная максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают тогда, когда товар производится корпоративно и трудно определить структуру и уровень издержек производства. Поэтому считается достаточным определить лишь спрос. Чтобы реализовать поставленную цель (максимизация оборота), устанавливают для посредников процент комиссионных от объема сбыта. Краткосрочная максимизация оборота может и в долгосрочной перспективе обеспечить максимальную прибыль и долю участия в рынке.
4. Максимальное увеличение сбыта. Фирмы, которые преследуют эту цель, считают, что увеличение сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и на этой основе – к увеличению прибыли. Учитывая реакцию рынка к уровню цены, такие фирмы устанавливают цены как можно ниже. Такой подход называют «ценовой политикой наступления на рынок». Так, если фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышает долю своего участия на рынке, добиваясь по мере роста выпуска продукции снижения издержек единицы товара, то на этой основе сможет продолжать снижать цены.
5. «Снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен. Это имеет место, когда фирма устанавливает на свои товары-новинки максимально высокую цену, значительно выше цены производства, это так называемое «премиальное ценообразование». Отдельные сегменты рынка от применения новой продукции даже при высокой цене получают экономию на издержках, лучше удовлетворяют свои потребности. Как только сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь к себе следующий слой клиентов, достигая тем самым в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.
6. Лидерство в качестве. Фирма, которой удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену на свой товар, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением качества, и затраты на проводимые для этих целей НИР и ОКР.
Этапы разработки ценовой политики:
1. Постановка задачи ценообразования. По существу это выработка (обоснование) высшим руководством предприятия политики в области ценообразования (для предприятия в целом и/или для конкретного товара), а также определение ценовой стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
2. Анализ спроса и предложения. По определению рыночная цена формируется в процессе свободного торга. Отсюда процесс ценообразования должен основываться на данных о динамике спроса и предложения в зависимости от изменения цены. Кроме того, необходимо знать степень реакции спроса и предложения на изменение цены на один пункт, то есть их ценовую эластичность.
3. Анализ издержек производства и обращения товара. В общем случае суммарные затраты на производство и реализацию товара формируют минимальную его цену. Однако структура издержек может существенно повлиять на величину удельных затрат на единицу товара. Это обстоятельство и необходимо учитывать на всех этапах ценообразования.
4. Анализ цен и товаров конкурентов. Как правило, на любом рынке имеет место тот или иной уровень конкуренции. При этом каждый из конкурентов реализует свою товарную, ценовую и др. стратегию. Отсюда, для эффективной деятельности на рынке необходимо учитывать особенности товаров-аналогов, а так же действия в области ценообразования предприятий-конкурентов.
5. Выбор метода расчета цены. В настоящее время разработано и используется множество различных методов расчета цены. Однако каждый из них эффективен только при определенных условиях. Задача состоит в обосновании адекватного для конкретного случая ценообразования метода расчета цены.
6. Расчет базовой цены товара. Собирается необходимая информация и выполняется расчет базовой цены товара на основе выбранного ранее метода. В случае необходимости осуществляется проверка экономической адекватности полученной при расчете базовой цены.
7. Оперативное регулирование цены. Базовая цена устанавливается как исходная при выводе товара на рынок. Последующие за этим действия (реакция рынка на такой товар по такой цене) могут потребовать корректировки цены в ту или иную сторону. Однако возможен возврат к какому-либо из блоков модели с целью пересмотра принятых ранее положений (например, изменение ценовой стратегии предприятия, уточнение реакции спроса или предложения по цене и т.п.). В результате рыночное тестирование, как механизм обратной связи, показывает, насколько эффективен реализуемый процесс ценообразования.
8. Учет внешних факторов. На процессы рыночного ценообразования оказывают воздействие факторы, не контролируемые инициатором цены товара – производителем. Основными и наиболее действенными из них являются: меры государственного воздействия при установлении рыночной цены; характеристика типа рынка товаров; инфляционные и другие процессы, обусловливающие предпринимательские риски в процессе установления цены товара. Эти и другие факторы являются объективными ограничителями свободы предприятий при установлении цены на свой товар.
Тема 6. Ценовые стратегии организации
Ценовая политика, как часть маркетинговой политики предприятия, на практике реализуется в виде принятия той или иной ценовой стратегии относительно данного товара (товарной группы) на определённый период времени. Выбор конкретной ценовой стратегии определяет рабочие принципы определения цены на товар и тем самым создаёт основу для планирования доходов и рентабельности. Кроме того, наличие ценовой стратегии способствует снятию неопределённости в принятии управленческих и экономических решений различными функциональными службами предприятия.
Ценовые стратегии – это обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (желаемой) прибыли для предприятия на рынке в пределах планируемого периода.
Основными видами ценовых стратегий являются:
1. Стратегия высоких цен
Цель данной стратегии – получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность и которые готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены. Стратегия высоких цен применяется тогда, когда фирма убеждена, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар.
Ценовая политика в период применения высоких цен – максимизировать прибыль до тех пор, пока рынок новых товаров не стал объектом конкуренции.
Стратегия высоких цен используется фирмой также с целью апробации своего товара, его цены, постепенного приближения к приемлемому уровню цены.
2. Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование)
Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме упадка, и наиболее типична для большинства фирм, рассматривающих получение прибыли как долгосрочную политику. Многие фирмы считают такую стратегию наиболее справедливой, поскольку она исключает «войны цен», не приводит к появлению новых конкурентов, не позволяет фирмам наживаться за счет покупателей, дает возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал. Зарубежные крупные и сверхкрупные корпорации в большинстве случаев довольствуются 8-10% к акционерному капиталу.
3. Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва)
Стратегия может быть применена на любой фазе жизненного цикла. Особенно эффективна при высокой эластичности спроса по цене. Применяется в следующих случаях:
• с целью проникновения на рынок, увеличения доли рынка своего товара (политика вытеснения, политика недопущения). Такой вариант целесообразен, если затраты в расчете на единицу продукции быстро сокращаются с ростом объема продаж. Низкие цены не стимулируют конкурентов создавать подобный товар, так как в такой ситуации они дают низкую прибыль;
• с целью дозагрузки производственных мощностей;
• для избежания банкротства.
Стратегия низких цен преследует цель получения долговременных, а не «быстрых» прибылей.
4. Стратегия целевых цен
При данной стратегии как бы ни менялись цены, объемы продаж, масса прибыли должна быть постоянной, то есть прибыль является целевой величиной. Применяется в основном крупными корпорациями.
5. Стратегия льготных цен
Ее цель – увеличение объема продаж. Используется в конце жизненного цикла изделия и проявляется в применении различных скидок.
6. Стратегия «связанного» ценообразования
При использовании данной стратегии при установлении цены ориентируются на так называемую цену потребления, равную сумме цены товара и расходов по его эксплуатации.
7. Стратегия «следования за лидером»
Суть этой стратегии не предполагает установление цены на новые изделия в строгом соответствии с уровнем цен ведущей компании на рынке. Речь идет только о том, чтобы учитывать политику цен лидера в отрасли или на рынке. Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера, но в определенных пределах, которые диктуются качественным и техническим превосходством.
Чем меньше отличий в новых изделиях фирмы по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цен на новые товары к ценам, устанавливаемым лидером отрасли,
Есть и другие условия, определяющие необходимость использования цен лидера. Так, если предприятие выступает как сравнительно небольшой (по доле рынка или объему продаж данного вида продукции) производитель на рынке, то ему лучше всего устанавливать цены по аналогии с ценами на изделия ведущих компаний отрасли. В противном случае крупные производители вынуждены будут объявить «войну цен» и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.
Реже применяются следующие стратегии:
а) неизменных цен. Фирма стремится к установлению и сохранению неизменных цен на протяжении длительного периода, а так как издержки производства увеличиваются или могут увеличиться, то фирмы вместо пересмотра цен уменьшают размер упаковки, изменяют состав товара. Например, можно уменьшить вес буханки хлеба стоимостью 4 руб., цену при этом оставить неизменной. Потребитель предпочитает подобные изменения росту цен;
б) неокругленных, или психологических, цен. Это, как правило, сниженные цены против какой-нибудь круглой суммы. Например, не 10 тыс. руб., а 9995; 9998. У потребителей возникает впечатление, что фирма тщательно анализирует свои цены, устанавливает их на минимальном уровне. Им нравится получать сдачу;
в) ценовые линии. Эта стратегия отражает диапазон цен, где каждая цена показывает определенный уровень качества одноименного товара. При этом принимаются два решения:
• определяется диапазон цен предложения – верхний и нижний пределы;
• устанавливаются конкретные цены в рамках этого диапазона. Диапазон может быть определен как низкий, средний и высокий.
Еще реже применяются ценовые стратегии:
• содействия продажам;
• дифференцированных цен;
• ограничительных (дискриминационных) цен;
• «падающего лидера»;
• цен массовых закупок;
• нестабильных, меняющихся цен.
Время от времени фирмы испытывают необходимость в изменении цен на свою продукцию. Снижение цен может произойти по следующим причинам: недогрузка производственных мощностей, сокращение доли рынка под воздействием сильной конкуренции, стремление фирмы добиться доминирующего положения на рынке.
Следует отметить, что потребители могут рассматривать это как предстоящую замену товара новым; плохое качество товара; финансовое неблагополучие фирмы; знак того, что цена снова будет снижаться и надо не спешить с покупкой.
Повышение цен обычно происходит вследствие устойчивой инфляции или наличия чрезмерного спроса. Повышение цен может быть истолковано покупателями и в положительном, и в отрицательном смысле. В первом случае покупатель предполагает, что товар стал особенно ходовым или обладает особой значимостью, следовательно, его надо покупать, пока он не стал недоступным. Во втором – продавец стремится установить цену, с которой товар может выйти на рынок.
Естественно, что реакция потребителей на изменение цены должна приниматься фирмами во внимание.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ
Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии, основные мероприятия и взаимосвязи между ними представлены на рис.2.
Как отмечено выше, и это видно из представленной схемы, первым этапом работ является:
1. сбор исходной информации для разработки ценовой политики и стратегии предприятия. В ходе выполнения этого этапа выполняются следующие основные мероприятия:
Рис. 2 Основные элементы и этапы разработки ценовой политики и стратегии
• оценка затрат. При оценке затрат производства и сбыта продукции основное внимание уделяется выявлению всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен;
• уточнение финансовых целей предприятия. Ценовая стратегия должна соответствовать основным финансовым целям предприятия, принятым на ближайшее время и перспективу.
• определение перечня потенциальных конкурентов. При осуществлении этого мероприятия необходимо выявить существующих и потенциальных конкурентов, деятельность которых может в наибольшей степени повлиять на прибыльность продаж продукции предприятия и установить уровень договорных цен на продукцию, производимую существующими конкурентами, оценить, насколько эти цены отличаются от цен реальных сделок, в том числе за счет различного рода скидок и особых условий продаж.
2. стратегический анализ. В ходе его выполнения ранее собранная информация подвергается соответствующему анализу:
• финансовый анализ. Проведение финансового анализа основывается на информации о возможных вариантах цены, продукте и затратах на его производство, о возможном выборе того сегмента рынка, в котором предприятие может завоевать покупателей более полным удовлетворением их требований, либо по другим причинам у него есть предпочтительные шансы устойчивых конкурентных преимуществ.
• сегментный анализ рынка. В ходе этого анализа определяется, как наиболее выгодно дифференцировать цены на продукцию, выпускаемую предприятием, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен продукции и по уровню затрат предприятия для наиболее адекватного удовлетворения требований покупателей из различных сегментов.
• анализ конкуренции. Целью такого анализа является оценка (прогнозирование) возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен на продукцию и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ.
Тема 7. Скидки, как инструмент ценовой политики
Публикуемые в печати цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В практике, особенно в международной торговле, используется около 20 различных видов скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды скидок.
Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены составляет 20-30%, а в некоторых случаях доходит до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности на стандартное. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит и покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2-3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.
Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-20% оборота.
Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются их издержки производства.
Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования. Дилерские скидки на автомобили колеблются в зависимости от марки машины и составляют в среднем 15-20% розничной цены.
Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.
Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.
Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.
Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25-30% прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, устаревшей модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного промышленного оборудования и др.
Скидки при продаже подержанного оборудования составляют иногда до 50% первоначальной цены товара.
К наиболее распространенным относятся:
1. Скидки при платеже наличными или до срока, то есть снижается цена тем клиентам, которые вносят всю сумму платежа наличными и/или авансом.
2. Оптовые скидки - это снижение обычной цены продажи при покупке крупной партии товара. На практике широко используют, как правило, два вида оптовых скидок:
- некумулятивные скидки за объем разовой покупки – призваны поощрять покупателя к приобретению как можно более крупных партий товара, что позволяет продавцу экономить на затратах по организации продаж, хранению, транспортировке и т.п.;
- кумулятивные скидки применяются в том случае, если покупатель приобретает за определенный период времени объем товара выше определенной суммы (скидка распространяется только на объем товара сверх этого предела),
3. Сезонные скидки (не относится к сельскохозяйственной продукции), представляют собой снижение обычной цены продажи на товар, приобретаемый в период отсутствия основного спроса (например, продажа зимнего спортивного инвентаря в летние месяцы). 4. Скидки постоянным клиентам (бонусные скидки) предоставляются покупателям, которые постоянно осуществляют покупки у данного продавца в течение длительного времени. Такие скидки носят индивидуальный характер и могут быть оформлены в виде персональной карточки покупателя
5. Скидки для поощрения продаж нового товара представляют собой снижение стандартной цены продажи для торговых посредников, если они соглашаются распространять новый товар.
6. Скидки при комплексной закупке товара представляют собой снижение стандартной цены продажи, если покупатель приобретает данный товар в комплекте с другими, дополняющими его товарами.
Обобщив практику применяемых скидок, можно сделать вывод, что они способствуют выполнению ценой ее стимулирующей функции, помогают маркетинговым исследованиям. А именно:
- способствуют снижению издержек производства, хранения, реализации вследствие возросшего сбыта,
-облегчают завоевание постоянных клиентов и перспективное планирование деятельности фирмы,
- стимулируют заказы больших объемов,
-оказывают рекламное содействие сбыту на рынке.
Тема 8. Государственное регулирование цен
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
Политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет важное значение, а именно:
- содействует развитию рыночных отношений,
- служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
- способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий,
-способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить:
• инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита;
• резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо;
• монополизма производителей;
• способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса.
• поддержание прожиточного минимума;
* обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости
Как показывает мировой опыт, практически во всех промышленно развитых странах
правительства в той или иной мере вмешиваются в процессы ценообразования с целью поддержания рыночного равновесия и устранения проявления монополизма.
Целесообразно различать четыре основных формы государственного воздействия на процессы ценообразования:
1) ограничения на формирование цен в виде их фиксации или установления пределов цен;
Фиксация цен, то есть ограничения на рыночное движение цены со стороны государственных и муниципальных органов могут проявляться в следующих формах:
- введение государственных прейскурантных цен;
- «замораживание» на определенный период времени свободных рыночных цен;
- фиксирование цен естественных монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
2) установление фискальных платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя и/или производителя;
Фискальная политика государства, то есть управление налогами,
платежами, пошлинами, сборами и т.п.
В общем случае они являются предпринимательскими издержками и тем самым увеличивают цену предложения. Если же они частично или полностью перекладываются на потребителя, то это снижает его реальный доход, что, в конечном итоге, приводит к сокращению спроса. Так, например, увеличение налоговой ставки приводит к росту цены предложения и равновесие на рынке восстановится, но при повышенной цене и уменьшенных объемах спроса и предложения. Аналогично снижение налогового бремени на производителя положительно влияет на экономическую систему в целом (уровень цен снижается, но увеличивается объем спроса и предложения).
3) государственная поддержка цен и доходов в форме субсидий и дотаций потребителю или производителю;
Государственная поддержка потребителей и производителей
может осуществляться в виде:
- бюджетного субсидирования к доходам потребителей (например, поддержка малообеспеченных слоев населения в форме доплат);
- субсидирование к ценам реализации отдельных товарных групп (например, поддержание на определенном уровне цен на социально значимые товары);
- субсидирование производителя (дотации на средства производства или прямое финансирование важных экономических программ).
4) меры, ограничивающие процессы ценообразования и свободу предприятий в установлении цен на продукцию, которые могут проявляться в различных формах.
1. Правительство ограничивает возможности фиксации цены, как
по горизонтали, так и по вертикали:
- горизонтальная фиксация - это соглашения между различными производителями в пределах одной отрасли (между предприятиями оптовой и/или розничной торговли) по установлению единой цены на какой-либо товар на каком-либо уровне канала сбыта.
- вертикальная фиксация - это установление контроля производителей (оптовиков) над розничными ценами на свои товары, что может привести к ограничению конкуренции в розничной торговле и минимизирует возможность выбора для потребителя.
2. Запрет ценовой дискриминации, представляет собой преследование по закону тех производителей и оптовых продавцов, которые во взаимоотношениях с различными покупателями по продукции «схожего качества» осуществляют установление разных цен, скидок, премий, условий поставки и т.п. если это наносит ущерб конкуренции.
3. Ограничение минимально допустимой цены. Запрет для предприятий розничной торговли продавать продукцию по ценам ниже издержек на приобретение товара плюс фиксированный процент на собственные накладные расходы и прибыль
4. Запрет на нечестную торговлю, которая может проявляться в форме установления цен на отдельные товары на уровне или ниже их себестоимости..
5. Ограничения ценовой рекламы. В разных странах эти ограничения
могут быть разные. Однако общий их характер проявляется в следующем:
- в рекламном объявлении нельзя заявлять, что цена снижена, если ранее не была объявлена первоначальная цена;
- в рекламном объявлении нельзя утверждать, что цена на данный товар ниже цен товаров-конкурентов без соответствующего сравнительного подтверждения;
- цена не может рекламироваться, если рекламируемая продукция по этим ценам еще не продавалась;
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть:
• прямыми;
• косвенными.
Методы прямого регулирования цен:
• административное установление цен;
• "замораживание" цен;
• установление предельного уровня цен;
• регламентация уровня рентабельности;
• установление нормативов для определения цен.
Обычно государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен. Это цены:
• на энергоносители;
На услуги:
• транспорта;
.*связи;
• жилищно-коммунальные;
• другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны.
Методы косвенного регулирования цен:
• налогообложение;
• регулирование денежного обращения;
• оплата труда;
• кредитная политика;
• регулирование государственных расходов;
• установление норм амортизации и т. д.
Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов.
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.
Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен.
Его основные действия:
-разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;
- совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем;
- систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен;
- совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;
-регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;
-осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов;
-методическое руководство органами ценообразования;
- изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике,
Тема. 9. Взаимодействие цен и финансово-кредитной системы.
Финансово-кредитная система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств
В ее состав входят:
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Федеральные налоги:
1. Налог на добавленную стоимость
2. Акцизы, на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
3. Налог на прибыль (доход) организации
4. Налог на доходы от капитала
5. Подоходный налог с физических лиц
6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
7. Государственная пошлина
8. Таможенная пошлина и таможенные сборы
9. Налог на пользование недрами
10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
11 .Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
12. Сбор за право пользование объектами животного мира и водными биоресурсами
13. Лесной налог
14. Водный налог
15. Экологический налог
16.Федеральные лицензионные сборы
К региональным налогам и сборам относятся:
1 Налог на имущество организации
2. Налог на недвижимость
3. Дорожный налог 4.
Транспортный налог
5. Налог с продаж
6. Налог на игорный бизнес
7. Региональные лицензионные сборы
Местные налоги:
1. Земельный налог
2. Налог на имущество физических лиц
3. Налог на рекламу
4. Налог на наследование или дарение
5. Местные лицензионные сборы
Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его доходы.
К налогам, входящим в состав себестоимости продукции, относятся социальные налоги. Ставка социального налога влияет на уровень себестоимости и долю прибыли в цене. Чем она выше, тем выше себестоимость и ниже доля прибыли.
На себестоимость продукции относятся также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи по страхованию имущества предприятия, которые учитываются в составе производственных фондов, а также земельный налог, государственные и таможенные пошлины и др.
Взаимосвязь цен и налогов проявляется:
- цены и налоги решают очень близкие и взаимосвязанные задачи.
- цены являются исходной основой для определения количества и размеров налогов.
- налоги в значительной степени определяют уровень и структуру цен и характеризуют степень реализации ими функции перераспределения.
Денежное обращение — это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
Денежный рынок — это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой цену денег. Для функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса. Зависимость ценообразования от количества денег в обращении проявляется через действие законов стоимости и денежного обращения: цены на товары должны устанавливаться на основе стоимости, а количество денег в обращении должно соответствовать объему производимых товаров и услуг.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости. Инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Инфляция не означает рост всех цен в экономике, потому что цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения.
Инфляция является следствием глубинных макроэкономических процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре ВВП и национального дохода, вызывающих расстройство денежного обращения. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др. Некоторые экономисты прямо утверждают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен» и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что значительную роль в механизме действия инфляции играет рост цен.
Однако не любой рост цен можно отождествлять с инфляцией так как:
- цены могут повышаться в результате роста издержек производства, и это естественный процесс, если он связан с ухудшением условий добычи природного сырья. Такой рост цен нельзя называть инфляцией.
- рост цен может быть связан с повышением качества товаров, выпуском новых товаров, соответствующих современной моде, и т.д.
Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет совершенно иные причины и черты:
1 повышение цен практически на все товары;
2.непрерывность увеличения цен;
3.длительность их роста.
Кредит – это определенная сумма денег, которую выдает кредитная организация на условиях срочности, платности и возвратности.
Взаимодействие ценообразования и кредита в современных условиях проявляется под воздействием спроса и предложения на банковские услуги, обострения конъюнктуры на товарном, фондовом и валютном рынках, усиления инфляционных процессов в экономике в связи с девальвацией рубля. Не меньшее воздействие на состояние указанной зависимости оказывает политика самого банка в области определения степени доходности тех или иных его услуг, и в первую очередь доходности предоставляемых ссуд. Иными словами, важным в деятельности банка является исследование порядка расчета платы за выделенные им ссуды. Эта плата приобретает форму цены кредита.
Банк как организация, основной целью которой является получение прибыли, должен так организовать свою деятельность, чтобы проводимые им операции приносили как можно больший доход. Следовательно, интересы банка требуют установления наиболее высокой цены на свой продукт.
Тема 10. Отраслевое ценообразование.
Национальное хозяйство - это совокупность всех отраслей производства и регионов страны, объединенных в единое целое экономическими связями.
Экономика РФ представляет собой сложный хозяйственный механизм. Он представлен отраслевой и территориальной структурами.
Отраслевая структура -совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, взаимосвязанных между собой. Выделяют две группы отраслей, сфера материального производства (производственная сфера) и сфера нематериального производства (непроизводственная сфера).
Производственная сфера включает:
1) отрасли, создающие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство);
2) отрасли, доставляющие материальные блага потребителю (транспорт и связь);
3) отрасли, действующие в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).
Непроизводственная сфера включает:
1) отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание);
2) отрасли социального обслуживания (образование, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание);
3) отрасли финансово-кредитной сферы;
4) органы управления;
5) сфера обороны.
Цена в строительстве – это денежное выражение стоимости единицы строительной продукции
Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат, особенностями движения факторов производства по сравнению с другими отраслями экономики.
К числу этих особенностей относятся:
- территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее в тех местах, где она создана;
-высокий уровень материалоемкости, относительно большая продолжительность производственного цикла;
-использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий, конструкций и оборудования;
- постоянные воздействия атмосферно-климатических факторов.
- многообразие строительной продукции, которая изготавливается «на заказ» и определяется проектом.
Все это предопределяет необходимость индивидуального характера ценообразования строительной продукции, определяемой на основе смет.
В строительстве используются виды цен:
1. Сметная цена-
2. Текущая цена-
3. Договорная цена -
Цена в транспортной отрасли называется тарифом.
Транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя тарифы на железнодорожном транспорте, водном транспорте, автомобильном транспорте.
Для железнодорожного транспорта используются:
1.Общие тарифы являются основной формой тарифов: по ним определяется провозная плата для подавляющей массы грузов.
2.Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями.
^3.Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели распространение в плановом хозяйстве. На перевозку грузов, требующих специальных устройств или условий перевозки, устанавливаются повышенные тарифы.
Для водного транспорта используются:
Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях.
Небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности его использования
Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок - судовых, контейнерных, сборных и мелких.
Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы:
-по видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ;
· в зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные;
· по скорости сообщения - на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов.
· по принципу построения тарифы разделяют на зонные и поясные.
· по внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.
Автомобильный транспорт характерен высокой маневренностью и скоростью доставки грузов. Основное его преимущество заключается в доставке груза без перевалок со склада продавца на склад покупателя. Эффективность автомобильного транспорта зависит от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.
Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются:
Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основным видом тарифов. Они применяются при перевозке всех грузов.
Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.
Ценообразование на бытовые услуги
С ростом уровня жизни населения все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг.
В общем виде на формирование тарифов на различные услуги оказывают влияние следующие их качественные характеристики:
· тарифы на жилье учитывают его комфортность;
· качество транспортной услуги определяется комфортностью и скоростью проезда;
· качество почтовой услуги зависит от скорости и своевременности доставки корреспонденции.
В рыночной экономике тарифы на большинство платных услуг устанавливаются предпринимателями, оказывающими услуги, с учетом складывающихся затрат и соотношения спроса и предложения или на договорной основе. Государством в настоящее время регулируются тарифы на коммунальные услуги, пассажирский транспорт, связь.
Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология их расчета недостаточно совершенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства закладывать экономически завышенные, необоснованные затраты для утверждения тарифов. Коммунальные предприятия включают в тариф завышенные затраты на оплату труда, строительство жилья, завышают оценку основных фондов и амортизации, что увеличивает инвестиционную составляющую тарифа.
В соответствии с действующим законодательством к естественной монополии в области связи отнесены общедоступные услуги почтовой связи.
К регулируемым услугам связи на федеральном уровне относятся:
· пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей, денежных переводов;
· доставка пенсий, пособий, компенсаций;
· передача телеграмм;
· международные телефонные разговоры;
· предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов;
· передача данных по каналам связи организациям, финансируемым из бюджета;
· регистрация, контроль и инспектирование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств
На региональном уровне к регулируемым услугам связи относятся: абонементная плата за пользование телефоном; установка телефона; разговоры по телефонам-автоматам местных телефонных сетей.
Нерегулируемые, или свободные, тарифы устанавливаются организациями связи. Они определяются на основе складывающихся затрат на оказание услуг и с учетом получения прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства, а также с учетом платежеспособного спроса на оказываемые услуги.
Тарифы на услуги связи должны полностью возмещать затраты на оказание услуг связи и обеспечивать рентабельную работу организаций связи
Тема.11. Ценообразование на мировом рынке
Мировой рынок представляет собой сложную систему, которая включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг. По этой причине на уровень мировых цен, их динамику и порядок ценообразования значительное влияние оказывает действие разнообразных факторов как экономического, так и политического характера.
Мировой рынок- это составная часть всемирного хозяйства, предоставляющая сферу предложения, спроса и обмена товаров и услуг;
- это система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, связанными между собой торговыми соглашениями.
В условиях углубления и расширения мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран. Среди множества товарных рынков выделяются крупные группы сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, а тж. рынки строительных, туристских и иных услуг, валютный, кредитный, фрахтовый и др. Деятельность рынков регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли, т.н. "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.
Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки. Нынешнее состояние М.р. характеризуется прежде всего тем, что, с одной стороны, снижается удельный вес традиционной коммерческой торговли, с другой — нарастает объем обмена технологиями, обслуживающими устойчивые производственно-технические связи.
Характерной чертой современного мирового рынка является большой разброс цен на одни и те же товары. Это обусловлено действием ряда факторов политического и экономического характера, политикой ценообразования крупных монополий, таможенными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно отличаться от мировых цен.
Мировые цены– это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основных мировых торговых центров (бирж).
Признаки мировой цены
1. Мировая цена обслуживает крупные торговые операции между независимыми друг от друга фирмами.
2. Мировая цена должна быть доступной для любого продавца и покупателя, т.е. в качестве мировых цен можно рассматривать цены только обычных торговых операций.
3. Мировая цена должна быть представительной, т.е. в наибольшей степени характеризовать состояние международной торговли конкретным товаром.
4. Мировая цена устанавливается в свободно конвертируемой валюте.
В международной торговле применяются два вида цен: расчетные и публикуемые.
Расчетные цены определяются фирмами - экспортерами на конкретные виды товаров, рассчитываются такие цены по методу полных и прямых затрат. По методу полных затрат суммируются все затраты, связанные с производством продукции прибавлением к ним предполагаемой прибыли. По методу прямых затрат сначала определяются несколько вариантов предполагаемых цен и объемы предполагаемых продаж. В расчетах экспортных цен и цен на товары для внутреннего рынка существенных различий нет. Особенностью расчета экспортных цен является наличие дополнительных расходов, связанных с поставками товаров в страны дальнего и ближнего зарубежья. Исходная база для расчета экспортных цен - контрактная цена, также в состав цены могут быть включены: комиссионные вознаграждения продавцов, импортные таможенные расходы в стране покупателя, транспортные издержки, резервы, необходимые для возмещения непредвиденных ценовых рисков, расходы по составлению контракта, оформление сертификатов при пересечении границы.
Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. В таблице 1 представлены несколько разновидностей публикуемых цен.
Вид мировой цены | Источники информации | Основные особенности | Товары |
Справочные цены | Экономические отраслевые газеты и журналы, фирменные каталоги и прейскуранты, компьютерная сеть | - это цена внутренней и внешне торговли промышленно развитых стран (цены продавцов). Это базисные цены, играют роль отправной точки. разница с ценами реальных сделок 7-30%, а иногда и 50%. | Сырье и полуфабрикаты: руды и конентраты, металлы, нефтепродукты, химические товары и т.д. |
Цены биржевой торговли | Биржевые бюллетени и массовые периодические издания | - устанавливаются на промышленное и продовольственное сырье. Товары продаются без предварительного осмотра, сделки заключаются на основе биржевых контрактов. Цена складывается под влиянием спроса и предложения. | Однородный стандартизированный и взаимозаменяемый товар: с/х, лесное, энергетическое сырье, цветные и драгоценные металлы. |
Аукционные цены | Ценовая информация закрытая. Высылается по запросам. Иногда публикуется в рекламных проспектах и т.п. | - это либо повышенные цены аукционов, либо пониженные (Голландский аукцион). В стоимость входит - стоимость товара, аукционный сбор, сбор в пользу организации, выставляющей товар. | Пушнина, шерсть, чай, табак, драгоценные камни, ценные сорта древесины, цветы |
Цены фактических сделок | Специальные каналы (счета, контракты), информация является коммерческой тайной | - наиболее реальные рыночные цены. Такие цены ниже справочных цен и цен предложения на величину скидки. заключаются в виде контрактов (долгосрочные и текущие) | Любая продукция |
Денежное выражение (в конвертируемой валюте) стоимости реализуемого на мировом рынке товара. В основе М.ц. лежат средние издержки производства основных производителей определенного вида продукции. В международной торговле М.ц. выступает как цена основных продавцов и покупателей, крупных центров международной торговли. Она формируется в ходе осуществления крупных сделок на мировом рынке или на международных ярмарках. По отдельным видам товаров традиционно сложились центры формирования М.ц (например, на золото, цветные металлы — Лондонская биржа; Западноевропейские порты — импортная цена на уголь и т.п.; для машин и оборудования М.ц. определяются ценами сделок американских, европейских и японских фирм). Чтобы ориентироваться в М.ц, можно использовать справочные цены (официальные цены поставщиков), цены международных торгов, ярмарок, аукционов и крупных сделок. Такие сведения регулярно печатаются в специальных изданиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание для практической работы по дисциплине "Ценообразование в строительстве"
Задание для практической работы по определению сметной стоимости строительно- монтажных работ, в том числе на новое строительство и на реконструкцию, составление локальных смет....
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов «ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
Учебно-тематический план предназначен для начинающих и практикующих инженеров-сметчиков, инженеров ПТО, инженеров сметно-договорных отделов, инженеров-строителей, экономистов, студентов соответствующе...
Использование интерактивного оборудования в системе дополнительного профессионального образования по программе курса «Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Использование интерактивного оборудования в системе дополнительного профессионального образования...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве" для специальности "СЭЗС"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"
Рабочая программа учебной дисциплины "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве" по специальности 08.02.01 СЭЗС...
Лекция "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"
Лекция "Сметное нормирование и ценообразование в строительстве"...
Рабочая программа МДК 04.02 Ценообразование в строительстве (вариативная часть)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 04.02 Ценообразование в строительстве 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа профессионального модуля являетс...