Рабочая программа дисциплины Экономика организации
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2020 – 2023
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей СПО 38.00.00 Экономика и управление.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лебедянский торгово-экономический техникум».
Разработчики:
Кнутова Лариса Николаевна, преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей № 1.
Председатель ЦМК_______________ О.В. Лаврова
Протокол № 1 от 31.08.2020 г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УМР
«____» сентября 2020 г.
_________________ С.А. Голикова
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 7 12 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по специальности бухгалтер.
Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии/специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы. | Актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав. |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. | Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации. |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий. |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. | Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение. | Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Нормативно-правовые акты международные и РФ в области денежного обращения и финансов. |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. | Основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; финансовые инструменты, кредитные банковские продукты. |
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения | Определять цели и периодичность проведения инвентаризации; руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации активов; готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках; участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; | Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; основные понятия инвентаризации активов; характеристику объектов, подлежащих инвентаризации; цели и периодичность проведения инвентаризации имущества; задачи и состав инвентаризационной комиссии; процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по объектам инвентаризации; перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; порядок выполнения работ по инвентаризации активов и обязательств; порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей; методы сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов. |
ПК 2.5 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации | Пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации активов; давать характеристику активов организации; составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет активов; составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи активов, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; составлять акт по результатам инвентаризации; проводить выверку финансовых обязательств; проводить инвентаризацию расчетов; выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета; проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98). | Приемы физического подсчета активов; порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; порядок инвентаризации и переоценки материально производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках; формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; процедуру составления акта по результатам инвентаризации; порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; порядок инвентаризации расчетов; порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
ОП.01 Экономика организации
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 110 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 46 |
практические занятия | 30 |
Курсовая работа | 20 |
Самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация консультация / экзамен | 4/6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Организация в условиях рынка | 14 | |||
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи Экономики организации | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия форм собственности | 4 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | ||
Тема 1.2. Организация - основное звено экономики | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1. Предпринимательская деятельность: сущность, виды. Организация: понятие и классификация. Организационно - правовые формы организаций. Объединения организаций. | 6 | |||
В том числе практических занятий | 4 | |||
1. Практическое занятие Расчет основных показателей по акционерному обществу, производственному кооперативу и малому предприятию. 2. Практическое занятие Расчет основных показателей по акционерному обществу, производственному кооперативу и малому предприятию. | 2 2 | |||
Раздел 2. Материально-техническая база организации | 20 | |||
Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1. Понятие, состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств. Нематериальные активы. | 4 | |||
В том числе практических занятий | 4 | |||
1. Практическое занятие Расчёт среднегодовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений 2. Практическое занятие Расчёт показателей использования и эффективности использования основных средств | 2 2 | |||
Тема 2.2. Оборотный капитал | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости. | 4 | |||
В том числе практических занятий | 4 | |||
1. Практическое занятие Расчёт норматива оборотных средств. 2. Практическое занятие Расчёт показателей эффективности использования оборотных средств. | 2 2 | |||
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Капитальные вложения и их эффективность. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчетов. | 2 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
1. Практическое занятие Расчет эффективности капитальных вложений | 2 | |||
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации | 16 | |||
Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Персонал организации: понятие, классификация. Нормирование труда. Производительность труда. Мотивация труда. | 2 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
1. Практическое занятие Расчет производительности труда | 2 | |||
Тема 3.2. Организация оплаты труда | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Сущность и принципы оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Бестарифная система оплаты труда. Тарифная система и её элементы. | 6 | |||
В том числе практических занятий | 6 | |||
1. Практическое занятие Расчёт заработной платы различным категориям работников. 2. Практическое занятие Расчет расценок за единицу продукции в растениеводстве и заработной платы за фактически полученную продукцию. 3. Практическое занятие Расчет расценок для оплаты труда от валового дохода. | 2 2 2 | |||
Раздел 4. Издержки, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности экономического субъекта | 14 | |||
Тема 4.1. Издержки производства | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Понятие себестоимости продукции, её виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. | 4 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
1. Практическое занятие Расчёт сметы затрат на производство. Расчёт себестоимости единицы продукции. | 2 | |||
Тема 4.2. Цена и ценообразование | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Понятие, функции, виды цен. Порядок ценообразования. | 2 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
1. Практическое занятие Определение цены товара | 2 | |||
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Прибыль и ее виды. Рентабельность и её виды. | 2 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
1. Практическое занятие Расчёт прибыли и рентабельности экономического субъекта. | 2 | |||
Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия) | 12 | |||
Тема 5.1.Бизнес-планирование | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Бизнес план предприятия – основная форма внутрихозяйственного планирования. Структура бизнес плана; возможности с/х предприятия, его краткая характеристика, виды производимой товарной продукции и услуг, их качество, краткая характеристика рынков сбыта, план маркетинга и его стратегия. Производственный план; организация и управление предприятием. Оценка рынков и страхование. Планирование трудовых ресурсов и социальных отношений; план инвестиций, финансовый план и стратегия финансирования. | 6 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
1. Практическое занятие Составление основных показателей бизнес плана | 2 | |||
Тема 5.2.Основные показатели организации | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | |
1.Показатели по производству продукции предприятия: натуральные и статистические. Технико-экономические показатели использования тракторного парка, грузовых автомобилей. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов | 4 | |||
Самостоятельная учебная работа обучающегося | 4 | |||
Курсовая работа Тематика курсовых работ:
| 20 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | ||
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
| 20 | ОК 01-05, 09-11 ПК 2.2, 2.5 | ||
Промежуточная аттестация консультация/экзамен | 4/6 | |||
Всего: | 110 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, экономики, экономической теории, экономики организации, экономики отрасли, менеджмента и маркетинга, оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя
- классная доска (стандартная или интерактивная),
- наглядные материалы,
техническими средствами обучения:
-компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.
Перечень оборудования не является окончательным и может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации. Например, возможно дополнительное оснащение принтером или иным техническим средством.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания:
- Налоговый кодекс РФ часть 1-2. (в действующей редакции)
- О. В. Баскакова, «Экономика предприятия», - М.: Дашков и К, 2017.-372.
- В. Я. Горфинкель, «Экономика предприятия», -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015г. -663с.
- В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, «Экономика предприятия», -М.: КУРС: Инфра, 2015г.-445с.
- Н. А. Сафронов, «Экономика организации(предприятия)»,-М.: Магистр: Инфра, 2014г.-253с.
- В. П. Самарина, Г. П. Черезов, «Экономика организации», -М.: КноРус, 2014г. – 318с.
- Л.Н.Чечевицына, «Экономика организации», -Ростов –на-Дону,2015г.-382с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
3. rudiplom.ru/.../ekonomika-organizacii/
3.2.3. Дополнительные источники
1.С.М.Пястолов, Экономическая теория, – М.: «Академия», 2015г.
2. О. Н. Терещенко, Основы экономики, – М.: «Академия», 2014г.
3. Л. Н. Чечевицына, О. Н. Терещенко, Практикум по экономике предприятия, - Ростов – на –Дону, «Феникс», 2014г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения:
| оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Знания:
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-576270-1423078874.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-576270-1423078874.jpg)
Рабочая программа по Экономике организации
Данная рабочая программа дисциплины предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-629686-1431348424.png)
Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося 132 часа, в том числе: о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/25/picture-339166-1451053323.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.07. Коммерция (по отраслям)
Представлена рабочая программа для преподавателей экономических дисциплин СПО по специальности "Коммерция (по отраслям)"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-644470-1434738643.jpg)
Рабочая программа дисциплины Экономика организации
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-863946-1481894765.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Экономика отрасли и организации" для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства(углубленная подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (угл...