Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
методическая разработка

Древаль Юлия Викторовна

Введение

Учебная дисциплина «Статистика» является обязательным компонентом основной профессиональной образовательной программы в подготовке дипломированных специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.

Основное назначение данной дисциплины состоит в повышении экономико-математической подготовки студентов в области современных методов сбора, обработки и анализа статистической информации, достижении высокого и устойчивого уровня профессионализма. Современный специалист должен обладать глубокими знаниями, уметь проводить количественный анализ сложных экономических проблем, применять математические расчеты в решении экономических задач. Поэтому изучение данной дисциплины поможет сформировать у студентов целостный взгляд на место и роль статистической науки в современной экономике.

Методические рекомендации написаны с целью оказания помощи обучающимся по заочной форме обучения в организации процесса овладения системой знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС по дисциплине «Статистика».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 СТАТИСТИКА

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Уровень подготовки: базовый

Форма обучения: заочная

Москва2017

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией дисциплин
циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

Протокол от  «____» _______2017 г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УиМР

ГБПОУ Юридический колледж

_____________ С.В. Демченко

«____»______________ 2017 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 832 

Составитель (автор): Древаль Ю.В., преподаватель ГБПОУ Юридический колледж, первая квалификационная категория

Методические рекомендации написаны с целью оказания помощи обучающимся по заочной форме обучения в правильной организации процесса самостоятельного изучения дисциплины «Статистика», а также выполнения различных форм самостоятельной работы.


Оглавление

Введение        4

1. Тематический план учебной дисциплины        6

2. Содержание учебной дисциплины        7

Раздел 1 Введение в теорию статистики        7

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Организация статистики в РФ        7

Тема 1.2. Статистическое наблюдение        9

Раздел 2. Описательная статистика        13

Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных        13

Тема 2.2.  Основные формы статистической отчетности        16

Тема 2.3.  Абсолютные и относительные величины        23

Тема 2.4. Средние величины. Показатели вариации        25

Раздел 3. Аналитическая статистика        28

Тема 3.1. Ряды динамики. Индексы        28

Тема 3.2. Статистическое изучение взаимосвязи и динамики социально-экономических процессов. Выборочное наблюдение        30

3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы        32

Требования к структуре и оформлению контрольной работы        33

Теоретические вопросы для подготовки к зачету по дисциплине статистике        34

Практические задания для подготовки к зачету по дисциплине статистике        35

Критерии оценки учебных достижений обучающихся        36

4. Перечень рекомендуемых источников        37

Введение

Учебная дисциплина «Статистика» является обязательным компонентом основной профессиональной образовательной программы в подготовке дипломированных специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) специальности среднего профессионального образования (СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.

Основное назначение данной дисциплины состоит в повышении экономико-математической подготовки студентов в области современных методов сбора, обработки и анализа статистической информации, достижении высокого и устойчивого уровня профессионализма. Современный специалист должен обладать глубокими знаниями, уметь проводить количественный анализ сложных экономических проблем, применять математические расчеты в решении экономических задач. Поэтому изучение данной дисциплины поможет сформировать у студентов целостный взгляд на место и роль статистической науки в современной экономике.

Методические рекомендации написаны с целью оказания помощи обучающимся по заочной форме обучения в организации процесса овладения системой знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС по дисциплине «Статистика».

Освоение содержания учебной дисциплины «Статистика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;

знать: предмет, метод и задачи статистики; общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчетности; технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Учебным планом предусмотрена учебная нагрузка, включающая:

  • обязательные аудиторные занятия, в том числе обзорные лекции и практические занятия;
  • самостоятельную работу, включающую изучение учебного материала, выполнение письменных контрольных работ.

В качестве аттестации по дисциплине предусмотрен дифференцированный зачет.


1. Тематический план учебной дисциплины

Название разделов и тем

Раздел 1 Введение в теорию статистику

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Организация статистики в РФ

Тема 1.2. Статистическое наблюдение

Раздел 2. Описательная статистика

Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных

Тема 2.2. Основные формы статистической отчетности

Тема 2.3. Абсолютные и относительные величины

Тема 2.4. Средние величины. Показатели вариации

Раздел 3. Аналитическая статистика

Тема 3.1.  Ряды динамики. Индексы

Тема3.2. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических процессов. Выборочное наблюдение


2. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1 Введение в теорию статистики

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики. Организация статистики в РФ

Содержание учебного материала:

История зарождения статистики. Развитие статистики в России. Основные источники статистических данных в России. Государственная и ведомственная статистика в РФ. Единая система статистики в РФ. Важнейшие принципы взятые за основу организации статистической работы в РФ. Приоритетные направления деятельности Росстата в 2012-2014 годах. Понятие статистики. Значение термина статистики. Предметом статистики. Объект статистики. Задачи государственной статистики. Метод статистики. Законодательная база органов государственной статистики в РФ. Статистическая совокупность. Единица совокупности. Статистический признак. Статистический показатель. Задачи статистической науки. Экономическая статистика. Отраслевые статистики. Функциональная статистика. Социальная статистика.

Вопросы для самопроверки:

  1. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?
  2. Что такое совокупность, единица совокупности?
  3. Что является теоретической основой статистической науки?
  4. Что определяет многообразие и сложность задач и функций статистики?
  5. Какие принципы положены в основу организации статистики в России?
  6. Какова организационная структура Госкомстата РФ?
  7. Какие функции выполняет Госкомстата РФ?
  8. Что означает термин «Статистика» и каково его происхождение?
  9. Перечислите факторы, способствующие появлению статистики как науки.
  10. Как можно определить предмет статистики?
  11. Перечислите основные понятия, которыми оперирует статистика.
  12. В чем заключается специфика статистической методологии?
  13. С чем связано возрастание роли статистических исследований
  14. Определите задачи и цели статистической науки.
  15. Перечислите основные направления реформирования системы государственной статистики в Российской Федерации.
  16. С чем связан процесс реформирования системы государственной статистики?

Темы докладов

  1. Статистический учет в Азиатских странах (Китай, Индия, Япония).
  2. Статистический учет в Европе (Англия, Франция, Германия).
  3. Статистический учет в США.
  4. Статистический учет в России (царской, советской, современной).

Практические задания

  1.    Опираясь на классификацию признаков, определить вид признака по всем основаниям:
  1. Количество договоров личного страхования, заключенных страховой компанией в 2016-2017 годах составил 90 тысяч  штук.
  2. Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни в России при рождении по обоим полам в Республике Ингушетия - 80,05 года, далее город Москва - 76,77 лет и Республика Дагестан - 76,39 года.
  3. На вопрос «Вы боитесь инфляции?», заданный в сентябре 2016 года, опрашиваемые ответили: нет – 29%, да – 43%, затруднились ответить – 28%.
  4. При исследовании потребления кофе за год среди наименее обеспеченных потребителей, были получены следующие данные: менее 3 кг – 38%, 3-5кг– 22%, 5-7кг – 18%,7-9кг – 14%, более 9 кг – 8%.
  5. На вопрос « Интересуетесь ли вы политикой…?», заданный в 2015 году, опрашиваемые ответили: Да, активно интересуюсь 23%, Скорее интересуюсь, чем не интересуюсь 48%, Скорее не интересуюсь, чем интересуюсь 16%, Не интересуюсь вообще 13%.
  1. Привести примеры, подтверждающие неопределенность статистических данных.
  2. Привести примеры, подтверждающие вероятностную природу статических данных.
  3. Привести примеры, подтверждающие абстрактность статистических данных.
  4. Назовите по 5 значений каждого статистического признака из приведенного ниже списка:
  1. профессия;
  2. доход предприятия;
  3. выручка магазина;
  4. отрасль экономики;
  5. количество абитуриентов на место;
  6. урожайность гречихи;
  7. количество школ в городе;
  8. вклад в банке;
  9. количество студентов в группе;
  10. уровень инфляции в стране.
  1. Из предложенного перечня статистических признаков выберите:
  1. атрибутивные признаки;
  2. количественные дискретные признаки;
  3. количественные непрерывные признаки.

Перечень статистических признаков:

  1. индекс себестоимости продукции предприятия;
  2. число заболевших гриппом за год;
  3. товарооборот магазина;
  4. возраст студента;
  5. среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
  6. уровень рентабельности магазина;
  7. уровень образования в стране;
  8. вид ценности;
  9. грузоподъемность транспортного средства;
  10. количество человек в семье;
  11. количество иждивенцев в семье;
  12. перечень услуг строительной фирмы;
  13. площадь страны;
  14. уровень занятости населения.

Тема 1.2. Статистическое наблюдение

Содержание учебного материала:

Статистическое исследование. Этапы статистического наблюдения. Цели статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения. Ошибки статистического наблюдения.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое статистическое наблюдение?
  2. Дайте определение цели и объекта статистического наблюдения.
  3. Что такое программа статистического наблюдения и каковы принципы и правила ее разработки?
  4. Назовите виды формуляров статистического наблюдения.
  5. Что такое критический момент статистического наблюдения и для чего он устанавливается?
  6. Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.
  7. Какие организационные вопросы являются важнейшими при проведении наблюдения?
  8. Каково назначение и содержание статистической отчетности?
  9. Определите связь между сплошным, выборочным обследованиями и монографическим описанием.
  10. Какие существуют способы контроля достоверности статистических материалов?
  11. Какое место занимает статистическое наблюдение в экономико-статистическом исследовании?
  12. Перечислите последовательность этапов статистического наблюдения.
  13. Как цель связана с объектом статистического наблюдения?
  14. Что отличает отчетную единицу от единицы наблюдения?
  15. Объясните задачи второго этапа статистического наблюдения.
  16. В чем принципиальное отличие первичного учета от отчетности?
  17. Что такое регистровое наблюдение? Каковы его виды?
  18. Какие преследуются цели и какие решаются задачи при проведении специальных статистических наблюдений?
  19. Перечислите способы получения статистической информации. Какой из них, по вашему мнению, наиболее доступный и распространенный?
  20. Почему необходим контроль собранных статистических данных?
  21. Каковы основные этапы проведения статистического наблюдения?
  22. Что включает в себя программа статистического наблюдения? Чем она отличается от плана статистического наблюдения?
  23. В каких случаях единица наблюдения совпадает с отчетной единицей?
  24. Как влияют различные типы вопросов на сложность сбора и обработки первичной информации?
  25. Почему возникают ошибки при статистическом наблюдении?
  26. Какие существуют способы минимизировать ошибки наблюдения?

Темы докладов

  1. Перепись как специально организованное статистическое обследование.
  2. Специфика переписи населения в различных странах и эпохах.
  3. Особенности переписи населения, проведенной в России в 2010 году.

Практические задания

  1. Выберите тему статистического исследования;
  2. Сформулируйте цель исследования;
  3. Укажите объект наблюдения, единицу совокупности, отчетную единицу;
  4.  По выбранной теме разработайте 15 программно-методологических вопросов статистического наблюдения;
  5. Придумайте примеры на все виды статистического наблюдения;
  6. Придумайте примеры на все способы проведения наблюдения;
  7. Укажите форму, вид и способ наблюдения в приведенных примерах.
  1. учет выполнения нормы выработки ткани ткачами;
  2. подробное описание работы фирмы «Гамма», имеющей самую высокую заработную плату по региону работниками статистических органов;
  3. с целью изучения распределения свободного времени студентов университета каждый 10-й студент в течение недели заполнял регистрационный бланк;
  4. для изучения мнения абонентов сети сотовой связи им была сделана почтовая рассылка с анкетами для заполнения;
  5. перепись оборудования в организациях обрабатывающей промышленности;
  6. изучение спроса на мобильные телефоны;
  7. изучения общественного мнения о работе профсоюзов;
  8. аттестация студентов вуза;
  9. учет посещаемости занятий;
  10. регистрация браков;
  11. выборы президента страны;
  12. регистрация индивидуальных предпринимателей;
  13. учет выпуска продукции организациями страны;
  14. учет товарооборота магазинов.
  1. Определить вид статистического наблюдения:
  1. всеобщая перепись населения России;
  2. бюджетные обследования семей города Екатеринбурга;
  3. годовая отчетность предприятий малого бизнеса города Воронежа;
  4. изучение заработной платы на рынке труда свердловской области;
  5. определение качества продукции Черкизовского завода мясных изделий;
  6. перепись скота в Германии;
  7. опросы общественного мнения по социально-экономическим проблемам.
  1. Определить объект и существенные признаки в статистическом наблюдении, зная единицу статистического наблюдения:

Таблица 1.

Объект, единица и существенные признаки статистического наблюдения

Объект статистического

наблюдения

Единица статистического наблюдения

Существенные признаки

 

 

 

1.

Количество работников

 

 

 

2.

Степень механизации

 

Промышленность

Свердловской области

Промышленное

 предприятие

 

 

труда

1.

3.

Уровень травматизма

 

4.

Объем продаж

 

 

 

 

5.

Объем продуктового

 

 

 

портфеля

2.

 

Фермерское хозяйство

 

3.

 

Торговое предприятие

4.

 

Больница

5.

 

Библиотека

 

6.

 

Школа

7.

 

Вуз

 

8.

 

Преподаватель вуза

 

9.

 

Детский сад

10.

 

Студент

 

  1. Из перечисленного ниже списка определить ошибки, возникающие на этапе сбора информации и ошибки, возникающие на этапе обработки статистической информации:
  1. дефекты в определении единицы и объекта наблюдения;
  2. неточности в классификации;
  3. нечеткая группировка;
  4. неправильная интерпретация характера связи между свойствами объекта;
  5. ошибочный выбор объектов наблюдения;
  6. сознательное искажение данных при опросах;
  7. неверное графическое представление, вводящее в заблуждение;
  8. игнорирование различий в степени вариации разных признаков;
  9. неправильное истолкование регистрируемого признака.

Раздел 2. Описательная статистика

Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных

Содержание учебного материала:

Понятие статистической сводки как второго этапа статистического исследования. Сводка в узком и широком понимании. Понятие и виды статистических группировок. Основные правила выбора группировочных признаков. Порядок построения группировочных таблиц. Типологическая группировка: понятие, технология и наиболее распространенные группировочные признаки. Структурная группировка: понятие, технология и наиболее распространенные группировочные признаки. Назначение и особенности аналитической группировки. Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных. Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем заключается основное содержание статистической сводки?
  2. Что такое группировка и какое значение она имеет в статистике?
  3. Назовите основные задачи и виды статистических группировок.
  4. Что называется группировочным признаком?
  5. Приведите пример группировки по количественному признаку.
  6. Приведите пример группировки по атрибутивному признаку.
  7. Как обозначаются границы групп при группировке по прерывно и непрерывно варьирующим признакам?
  8. Что такое ряд распределения и каковы его элементы?
  9. Что такое статистическая таблица?
  10. Из каких элементов состоит статистическая таблица?
  11. Перечислите виды статистических таблиц по разработке подлежащего?
  12. Какие основные требования предъявляются к оформлению статистической таблицы?
  13. Объясните место и роль метода классификации и группировки в статистическом исследовании. Что такое классификация и группировка?
  14. Какие задачи в исследовании совокупностей не могут быть решены с помощью простой группировки?
  15. Назовите разновидности сложной группировки.
  16. Почему в типологической группировке чаще всего применяются специализированные интервалы?
  17. В каких случаях используются неравные интервалы? Какой вид группировки при этом предпочтителен?
  18. Решение каких задач требует использования метода структурной группировки?
  19. Почему так важно не ошибиться в выборе группировочного признака?
  20. Что отличает статистическую таблицу от любой другой?
  21. Какие типы статистических таблиц вам известны?
  22. Почему статистическая таблица должна быть легко обозримой и иметь небольшие размеры?

Практические задания

1. Определить тип группировки в таблицах 2-5 и объясните, почему Вы так считаете.

Таблица 2

 

Предприятия по размеру выручки

№ предприятия

 

Размеры выручки, млн. руб.

 

 

 

1

 

45

 

 

 

2

 

567

 

 

 

3

 

904

 

 

 

4

 

416

 

 

 

5

 

246

 

 

 

6

 

97

 

 

 

7

 

574

 

 

 

8

 

20

 

 

 

9

 

730

 

 

 

10

 

59

 

 

 

Таблица 3
 Распределение предприятий на микро, малый и средний бизнес по размеру выручки

Тип предприятия по размеру выручки

Количество предприятий, шт.

Микробизнес (до 60 млн. руб.)

3

Малый бизнес (от 60 до 400 млн. руб.)

2

Средний бизнес (от 400 до 1 млрд. руб.)

5

Таблица 4

Уровень образования

Количество, чел.

Начальное профессиональное

10

Среднее специальное

43

Бакалавриат

12

Магистратура

35

Распределение работников по уровню образования

Таблица 5

Распределение населения России по возрасту

Возраст/лет

Количество/чел.

Всего

145166731

1-4

6399351

5-9

6940873

10-14

10406377

15-19

12800628

20 – 24

12800628

25 – 29

11466404

30 – 34

10612976

35 – 39

9836374

40 – 44

10216384

45 – 49

12546470

50 – 54

11605892

55 – 59

10071198

60 – 64

5347399

65 – 69

7983062

70 – 74

6344576

75 – 79

5897697

80 – 84

1569690

85 – 89

760553

90 – 94

280069

95 – 99

42925

100 и более

6652

2.     Провести типологическую группировку предприятий Японии по численности работников, зная, что, к крупным относятся предприятия с численностью работников свыше 300 человек, к средним – от 30 до 300 человек, к малым – менее 30 человек.

Таблица 6

Предприятия по численности работников

№ предприятия

Численность работников, чел.

1

145

2

507

3

124

4

416

5

246

6

97

7

574

8

20

9

730

10

59

  1. Определить тип статистического ряда в таблицах 2-5.
  2. Сделать вторичную группировку с интервалами «до 2500»,«2500-5000»,«5000-7500»,«более 7500» из таблицы 7.

Таблица 7

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2009 году

(по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств)

Величина среднедушевых денежных до ходов/ усл. ед.

Численность населения, тыс. человек

до 1000

3,0

1000-1500

14,9

1500-2000

32,6

2000-3000

109,6

3000-4000

136,3

4000-5000

133,1

5000-7000

212,9

свыше 7000

371,8

Тема 2.2.  Основные формы статистической отчетности

Содержание учебного материала:

Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные источники информации для экономической статистики.
  2. В чем заключаются различия между бухгалтерской и статистической отчетностью?
  3.  Какую роль играют выборочные обследования и переписи в экономике с централизованным планированием и в рыночной экономике?
  4. Какие формы статистической отчетности вы знаете?
  5. Какая информация содержится в отчете об исполнении государственного бюджета, в платежном балансе? Для чего она используется?
  6. Как определить подлежащее и сказуемое в таблице?
  7. Какие виды таблиц в зависимости от подлежащего и в зависимости от сказуемого существуют?
  8.  Для чего строят графики в статистике?
  9. Какие виды графиков в зависимости от способа построения существуют?
  10. Каково аналитическое предназначение диаграмм сравнения, структурных диаграмм, диаграмм динамики, диаграмм распределения величин?

Практические задания

  1. Имеются данные о рабочих завода:

Таблица 8

Распределение предприятий по стажу и заработной плате.

№ п/п

Стаж работы, лет

Заработная плата, тысяч рублей

1

3

115

2

2

110

3

1

100

4

5

125

5

7

200

6

10

240

7

12

250

8

19

310

9

15

300

10

13

255

Распределить рабочих завода на 3 группы с равными интервалами, по стажу работы. В каждой группе подсчитать количество рабочих, стаж работы и заработную плату. Результат представить в табличной форме.

  1. На экзамене по истории студенты получили оценки:

3 4 4 4 3 4 3 4 3 5 4 4 5 5 2 3 2 3 3 4 4 5 3 3 5 4 5 4 4 4

Построить дискретный вариационный ряд распределения студентов по баллам и изобразить его графически.

  1. Во время выборочной проверки было установлено, что продолжительность одной покупки в кондитерском отделе магазина была такой: (секунды).

77 70 82 81 81 82 75 80 71 80 81 89 75 67 78 73 76 78 73 76 82 69 61 66 84 72 74 82 82 76

Построить интервальный вариационный ряд распределения покупок по продолжительности, создав 4 группы с одинаковыми интервалами. Обозначить элементы ряда. Изобразить его графически, сделать вывод.

  1. Определить вид таблиц 9 – 14 по подлежащему и по сказуемому, обосновать.

Таблица 9

Распределение предприятий на микро, малый и средний бизнес по размеру выручки

Тип предприятия по размеру выручки

Количество предприятий, шт.

Микробизнес ( до 60 млн. руб.)

6

Малый бизнес ( от 60 до 400 млн. руб.)

4

Средний бизнес ( от 400 до 1 млрд. руб.)

10

Таблица 10

Образование респондентов

Образование:

Процент опрошенных

1

Начальное

13,92

2

Неоконченное среднее

17,38

3

Среднее общее

30,48

4

Начальное профессиональное

5,35

5

Среднее специальное

1,87

6

Бакалавриат

2,90

7

Магистратура

28,10

Итого:

100,00

Таблица 11

Внешняя торговля РФ в 2007 г. 

Внешняя торговля РФ в 2007 г. (в фактически действовавших ценах)

млрд.долл США

в % к итогу

Экспорт товаров

355,2

100

со странами дальнего зарубежья        

301,5

84,9

со странами СНГ

53,7

15,1

Импорт товаров        

223,1

100

со странами дальнего зарубежья

191,2

85,7

со странами СНГ

31,9

14,3

Таблица 12

Группировка семей жителей С.-Петербурга по величине среднедушевого дохода (по данным за сентябрь – октябрь 1996 г.)

Среднедушевый доход, тыс. руб.

Доля семей, %

до 10

4,7

10-20

11,4

20-30

20,5

30-40

12,8

40-50

16,0

50-60

10,5

60-70

9,6

70-80

7,3

80-100

3,9

100 и более

3,0

Всего

100

                Таблица 13

Потребление мяса в зависимости от обеспеченности семьи

Потребление мяса за год, кг

В % к итогу по 10%-ным группам домохозяйств

Наименее обеспеченные

Наиболее обеспеченные

Менее 3

38

6

3-5

22

12

5-7

18

34

7-9

14

28

9 и более

8

20

Итого

100

100

                

Таблица 14

Уральский федеральный округ: территория, число районов и городов

Территория, тысяч кв. км.

Районы, шт.

Города, шт.

Уральский федеральный округ

1788,9

116

114

Курганская область

71,0

24

9

Свердловская область

194,8

30

47

Тюменская область

1435,2

38

28

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

523,1

9

16

Ямало-Ненецкий автономный округ

750,3

7

7

Челябинская область

87,9

24

30

  1. Определить вид графика (рисунки 1-4) по способу построения и решаемых задач, обосновать.

Рисунок 1

Доля вкладчиков

http://ignorik.ru/ign/101/d-100356/100356_html_m1778d740.jpg

Рисунок 2

Рисунок 3

                

                Рисунок 4

  1. На основе текстового материала построить и правильно оформить таблицу и 2 графика.

  1. На рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области предоставляются бытовые 6,1 (8,8)%, транспортные 20,8 (10,5)% услуги, услуги связи 23,9 (13,8)%, жилищно-коммунальные и гостиничные 23,4 (49,8)%, системы образования 7,7 (5,7)% и прочие 18,1 (11,4) % услуги соответственно.

  1. В мире существует следующая ситуация в сфере распространения информационных коммуникаций с разным уровнем доходов населения. В группе с низким уровнем дохода населения (28 стран) на 1 тыс. человек приходится 30 магистральных телефонных линий, 24 абонента сотовых сетей и 13 пользователей сети Интернет. В группе со средним уровнем дохода населения (66 стран) на 1 тыс. человек приходится 178 магистральных телефонных линий, 223 абонента сотовых сетей и 70 пользователей сети Интернет. В группе с высоким уровнем дохода населения (145 стран) на 1 тыс. человек приходится 566 магистральных телефонных линий, 707 абонентов сотовых сетей и 472 пользователя сети Интернет.

  1. Численность детей в 1985 году составляла 9179,6 тыс. чел. На них приходилось 800,2 тыс. работников, в том числе 73,4 тыс. заведующих, 661,2 тыс. воспитателей, 58,3 тыс. музыкальных работников, 6,2 тыс. логопедов, 1,1 тыс. 31 дефектологов. В 2004 году картина несколько изменилась: численность детей составила 4422,6 тыс. чел. На них приходилось 619,4 тыс. работников, в том числе 45,3 тыс. заведующих, 440,2 тыс. воспитателей, 50,9 тыс. музыкальных работников, 26,6 тыс. логопедов, 4,6 тыс. дефектологов и 51,8 прочих работников. 

  1. Представители организаций подали заявки в службу занятости населения о необходимом им персонале в 1995 году в промышленность требовалось 75,4 тыс.чел, в сельское хозяйство – 9,9 тыс. чел., в строительство – 39,9 тыс. чел., в сферу транспорта и связи – 23, 0 тыс. чел., в сферу торговли и общественного питания – 11,4 тыс. чел. жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание – 12,1 тыс. чел и прочие отрасли – 53,4 тыс. чел. В 2004 году в промышленность требовалось 121, 6 тыс. чел, в сельское хозяйство – 39,8 тыс. чел., в строительство – 66,3 тыс. чел., в сферу транспорта и связи – 30,0 тыс. чел., в сферу торговли и общественного питания – 62,2 тыс. чел. жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание – 49,0 тыс. чел и прочие отрасли – 207,3 тысяч.

Тема 2.3.  Абсолютные и относительные величины

Содержание учебного материала:

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. Экономически простые и экономически сложные абсолютные величины. Индивидуальные и суммарные абсолютные величины.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем заключается познавательное значение абсолютных и относительных величин?
  2. Чем относительные показатели отличаются от абсолютных?
  3. В чем разница относительных величин плана и планового задания?
  4. Рассчитайте относительную величину структуры вашей группы, исходя из состава обучающихся по полу.
  5. С какой целью рассчитывают относительные величины сравнения?
  6. Приведите примеры расчета относительных величин координации.
  7. Как рассчитывается цепная относительная величина динамики?
  8. В чем принципиальное отличие относительных величин интенсивности от всех других типов относительных величин?
  9. Почему абсолютные статистические показатели - всегда именованные числа?
  10. Перечислите виды абсолютных показателей.
  11. Каковы атрибуты статистического показателя?
  12.  Что такое обобщающие статистические показатели и каковы их виды?
  13. Что такое абсолютные статистические величины и каковы их виды?
  14. Что такое относительные статистические величины и каковы их виды?

Практические задания

  1. Выделить атрибуты статистического показателя:
  1. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны в 2002 г. увеличился на 3 года и составил 37,7 лет.
  2. Добыча угля в Кемеровской области в июле 2006 г. составила 2,0 млрд.т.
  3. Мужское население России в 2008 г. по отношению к женскому населению России в 2008 г. составило 1/3.
  4. Россия после переписи в 2002 г. занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн. чел), Индии (1025 млн. чел.), США 36 (286 млн. чел), Индонезии (215 млн. чел.), Бразилии (173 млн. чел.), и Пакистана (146 млн. чел.) и составляет 145 млн. чел
  5. Производство электроэнергии в России в 20016 году составило 915 млрд. кВт/ч.
  6. В 1013 г. в США было совершено 2 млн. «серьезных» преступлений, а в 1990 г. – 14,5 млн.
  7. Объем топливно-энергетических ресурсов в РФ за 2015-2016 гг. вырос на 15,1%.
  8. Валовой внутренний продукт в России за 1 квартал 2003 г. составил 2893 млрд. руб.
  9. На производство 1 холодильника компания «Русский холод» в период 2014-2015 г. затрачивала 50 человеко-часов.
  10. Общие переменные издержки производства строительной компании  ООО «Заря» за период с 1 ноября 2016 г. по 1 марта 2017 г. составили 500 тыс. руб.
  1. Определить вид статистического показателя (абсолютный, относительный, средний), используя материалы задания 1.
  2. Решите задачу. На предприятии в начале года работало 346 рабочих и 68 специалистов. В течении года уволилось 29 рабочих и 17 специалистов, за это же время было принято на работу 47 рабочих и 8 специалистов. Определить относительные показатели структуры, координации на начало и конец года, относительные показатели динамики по отдельным категориям работников и всему персоналу в целом. Сделать выводы.
  3. Решите задачу. Среднегодовая численность населения района в 2000 году составила 23659 чел., площадь района – 470 кв. км. Отдел записи актов гражданского состояния зарегистрировал за 2000 год 325 случаев рождения детей. Рассчитать возможные относительные величины.
  4. Решите задачу. Годовым планом предприятия определен прирост выпуска продукции на 5%. Фактически прирост составил 2%. Определите относительный показатель выполнения годового плана предприятием по выпуску продукции.
  5. Решите задачу. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума на 1 января 1998 года составила 32,5 млн. чел. или 22,2% всего населения России; на 1 июня 1998 года - соответственно 32,8 млн. чел. или 22,3%. Определить относительные показатели динамики численности всего населения России и численности населения с размерами доходов ниже прожиточного минимума.

Тема 2.4. Средние величины. Показатели вариации

Содержание учебного материала:

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. Правило мажорантности  степенных средних в статистике. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. Анализ структуры вариационных рядов распределения.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем состоит сущность средней?
  2. В чем заключается связь метода группировок и метода средних?
  3. Какие виды средних вы знаете?
  4. В каких случаях применяется простая (невзвешенная) средняя?
  5. Когда необходимо использовать среднюю гармоническую?
  6. Можно ли для одних и тех же исходных данных использовать две формулы средней?
  7. Что характеризуют мода и медиана?
  8. Определите основную функцию средней величины.
  9. Перечислите основные виды средних величин.
  10. В чем отличие средней взвешенной арифметической от простой арифметической средней?
  11. Что общего у арифметической средней и гармонической средней?
  12. В каких случаях необходимо использовать методику геометрической средней?
  13. Дайте определение средней квадратической.
  14. Напишите базовую формулу степенной средней.
  15. Что такое вариационные ряды распределения и для чего их строят?
  16. Что такое степенные средние показатели вариационного ряда и для чего их рассчитывают? Назвать степенные средние.
  17. Что такое структурные средние показатели вариационного ряда и для чего их рассчитывают? Назвать структурные средние.
  18. В каких случаях используют графическое определение структурных средних?
  19. Что такое показатели вариации и для чего они вычисляются?
  20. Что такое относительные показатели вариации и какова их область применения?

Практические задания

  1. Рассчитать средние и показатели вариации и пояснить полученные результаты (таблицы 15-19).

Таблица 15

Распределение предприятий по объему собранного картофеля

Предприятие

Собрано картофеля, т.

1

36

2

102

3

54

4

38

5

76

6

59

7

122

8

72

9

55

Итого

614

Таблица 16

Распределение студентов по планируемому количеству детей

Желаемое количество детей

Количество, чел.

0

3

1

9

2

58

3

15

Итого

85

Таблица 17

Распределение студентов третьего курса по возрасту

Возраст, г.

Количество студентов, чел.

18

5

19

42

20

11

21

6

22

1

Итого

65

Таблица 18

Распределение вкладов в банке по их размеру

Размер вклада, руб.

Количество вкладов, шт.

До 20000

2

20000-40000

3

40000-60000

8

60000-80000

10

80000-100000

15

100000-120000

32

Более 120000

30

Итого

100

Таблица 19

Распределение сотрудников по размеру заработной платы

Размер заработной платы, руб.

Число сотрудников, чел.

4000-6000

10

6000-8000

6

8000-10000

19

10000-12000

26

12000-14000

19

14000-16000

10

16000-18000

5

Итого

95

  1. На основании таблиц 15-19 построить графики и определить моду и медиану графически.
  2. На основании таблицы 20 рассчитать все виды дисперсий и пояснить их значения.

Таблица 20

Распределение населения по типу жилого помещения, проживающих в индивидуальных домах, отдельных или коммунальных квартирах (по результатам переписи 2002 года)

Городское население

Сельское население

Все население

94971684

36807149

Индивидуальные дома

13956230

22684951

Индивидуальные квартиры

78975411

13978120

Коммунальные квартиры

2040043

144078

  1. Рассчитать средние и показатели вариации по материалам проведенного в учебной группе статистического наблюдения «Изучение социально-демографического статуса обучающихся».

Раздел 3. Аналитическая статистика

Тема 3.1. Ряды динамики. Индексы

Содержание учебного материала:

Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста). Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна. Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение сводного индекса.
  2. Назовите формы сводного индекса.
  3. Как связаны между собой цепные и базисные индексы?
  4. Как строятся системы индексов с переменными и постоянными весами?
  5. Чем отличаются территориальные индексы от динамических?
  6. Напишите формулы конкретных индексов, которые Вы знаете.
  7. Что показывают индексы сезонности и как они исчисляются?
  8. В чем состоит значение рядов динамики в экономико-статистическом исследовании?
  9. Каковы принципы и правила построения рядов динамики?
  10. Какие различают виды рядов динамики?
  11. Как исчисляется средняя хронологическая интервальных и моментных рядов динамики?
  12. Что такое абсолютный уровень ряда динамики, темп роста, абсолютный и относительный прирост, средний темп роста?
  13. Какие Вы знаете методы выявления основной тенденции ряда динамики?
  14. Какая разница между механическим сглаживанием и аналитическим выравниванием?

Практические задания

  1. Определить вид рядов динамики (таблицы 21-23).

Таблица 20

Численность браков, заключенных на территории РФ, тыс. чел.

2010

2011

2012

2013

2014

Итого

Число браков

1091,8

979,7

1066,4

1113,6

1262,6

5514,1

Таблица 21

Индекс потребительских цен в России в 1 полугодии 2010 г

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Индекс

1,023

1,015

1,014

1,010

1,009

1,011

Таблица 22

Число родившихся в Ростовской области за год, чел.

2012

2013

2014

2015

2016

Женщины

28101

19285

18642

22413

24689

Мужчины

29585

20718

19730

23543

25949

Итого

57686

40003

38372

45956

50638

Таблица 23

Валовой сбор основных видов сельскохозяйственной продукции, млн. т.

2012

2013

2014

2015

2016

Всего произведено:

в том числе

48,6

56,1

57,7

58,7

Сахарной свеклы

15,7

19,4

21,8

21,4

30,9

Картофеля

32,9

36,7

35,9

37,3

38,6

  1. Рассчитать средние величины и показатели устойчивости ряда динамики таблица 21

Тема 3.2. Статистическое изучение взаимосвязи и динамики социально-экономических процессов. Выборочное наблюдение

Содержание учебного материала:

Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике. Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем отличие выборочного наблюдения от других видов несплошного наблюдения?
  2. Что такое ошибка выборки?
  3.  В чем состоят основные проблемы теории выборочного наблюдения?
  4. Какие вы знаете способы отбора единиц из генеральной совокупности?
  5. Назовите основные способы распространения выборочных данных на генеральную совокупность.
  6. Назовите особенности планирования выборочного обследования и его основные этапы.
  7. Почему в статистике используют выборочный метод?
  8. В чем сущность повторного и бесповторного метода отбора единиц в выборку?
  9. Охарактеризуйте существующие виды выборок?
  10. Дайте определения генеральной и выборочной совокупностям.
  11. В чем отличие расчета объема выборочной совокупности при повторном, бесповторном исследованиях, при качественном и количественном исследованиях?
  12. Что такое средняя ошибка выборки и как она интерпретируется?
  13. Что такое предельная ошибка выборки и как она интерпретируется?

Практические задания

  1. Решите задачу. На предприятии в порядке случайной бесповторной выборки было опрошено 100 рабочих из 1000 и получены следующие данные об их доходе за месяц:

Таблица 24

Результаты бесповторного выборочного наблюдения на предприятии

Доход, у. е.

до 300

300-500

500-700

700-1000

более 1000

Число рабочих

8

28

44

17

3

С вероятностью 0,950 определить:

  • среднемесячный размер дохода работников данного предприятия;
  • долю рабочих предприятия, имеющих месячный доход более 700 у. е.;
  • необходимую численность выборки при определении среднемесячного дохода работников предприятия, чтобы не ошибиться более чем на 50 у. е.;
  • необходимую численность выборки при определении доли рабочих с размером месячного дохода более 700 у. е., чтобы при этом не ошибиться более чем на 5%.
  1. В результате социологического исследования по проблемам семьи и брака получено следующее распределение женщин, состоящих в браке, по возрасту.

Таблица 25

Распределение мужчин, состоящих в браке по возрасту

Возраст, лет

Число мужчин, состоящих в браке

18-20

10

20-30

52

30-40

88

40-50

82

50-60

80

60 лет и старше

75

Отбор единиц в выборочную совокупность проводился случайным бесповторным методом. Объем выборочной совокупности составил 5% от объема генеральной совокупности. С вероятностью 0,954 определить пределы, в которых находится средний возраст замужней женщины в генеральной совокупности, а также границы доли состоящих в браке женщин не старше 20 лет.

  1. Выборочное обследование семи пассажиров трамвая показало, что они затратили на ожидание необходимого им транспорта следующее количество минут: 8,0; 5,0; 7,0; 2,0; 6,0; 8,0; 10,0. Определите пределы затрат времени на ожидание транспорта.
  2. При определении средней продолжительности поездки на работу планируется провести выборочное исследование населения города методом случайного бесповторного отбора. Численность работающего населения города – 345,8 тыс. чел. Каков должен быть объем выборочной совокупности, чтобы с вероятность. 0,954 ошибка выборки не превышала 3 минуты при среднем квадратическом отклонении 20 минут.
  3. В детском саду 10 групп детей по 20 человек в каждой. Для установления среднего веса детей следует провести серийную выборку методом механического отбора так, чтобы с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превышала 0,2 кг. На основе предыдущих обследований известно, что дисперсия серийной выборки равна 0,5. Определить необходимый объем выборочной совокупности.

3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Контрольная работа используется в качестве проверки усвоения знаний и освоенных умений с целью выявления уровня понимания обучающимся пройденного материала.

При изучении дисциплины предусмотрена одна контрольная работа. Выполняя их, обучающиеся могут использовать любые учебные пособия, интернет-ресурсы, консультации с преподавателем.

Каждому обучающемуся дается свой вариант работы, в который включаются 2 теоретических вопроса и  2 практических задания.

Работа для проверки и рецензирования должна быть представлена в сроки, указанные в графике по учету выполнения контрольных работ. Обучающиеся, не выполнившие в указанные сроки контрольную работу без уважительной причины, к промежуточной аттестации не допускаются.

Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе. Работа возвращается на доработку, если:

  • содержание работы не соответствует утвержденному варианту;
  • работа выполнена с нарушением предъявляемых требований;
  • отсутствует перечень используемой литературы;

Варианты контрольных работ приводятся в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Требования к структуре и оформлению контрольной работы

  1. Контрольная работа выполняется в тетради в клеточку 12 листов
  2. Тетрадь подписывается
  3. В начале работы должен быть указан номер варианта задания
  4. На полях ставится число
  5. Все задания выполняются по порядку
  6. Перед решением задачи должно быть сформулировано полностью условие задачи, приведены исходные данные, даны расчетные формулы с поясняющим текстом, затем решение и выводы
  7. Все чертежи, графики, диаграммы выполняются простым карандашом, с помощью линейки
  8. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, подробными расчетами и краткими пояснениями, изображать графически. Произведенные расчеты нужно проверять взаимосвязью между исчисленными показателями. Необходимо четко формулировать выводы, раскрывающие экономическое содержание и значение исчисленных показателей. Все расчеты относительных показателей нужно производить с принятой в статистике точностью до 0,001, а проценты до 0,1

 Теоретические вопросы для подготовки к зачету по дисциплине статистике

  1. Понятие статистики. Объект и предмет изучения статистики.
  2. Основные задачи статистики.
  3. Методологические основы статистики.
  4. Определение и основные черты предмета статистики.
  5. Теоретические основы статистики как науки.
  6. Основные задачи и принципы организации государственной статистики в РФ.
  7. Структура органов государственной статистики в России.
  8. Законодательная база, регламентирующая деятельность органов государственной статистики в РФ.
  9. Общее понятие о статистической информации.
  10. Понятие, этапы проведения статистического наблюдения
  11. Основные формы статистической отчетности.
  12. Цели, задачи и объекты статистического наблюдения.
  13. Организационные вопросы статистического наблюдения.
  14. Основные формы статистического наблюдения.
  15. Основные виды статистического наблюдения.
  16. Основные способы статистического наблюдения.
  17. Точность наблюдения.
  18. Понятие и виды сводок.
  19. Задачи сводки и ее содержание.
  20. Понятие и виды группировок.
  21. Статистические группировки, их задачи.
  22. Статистические ряды распределения.
  23. Сравнимость статистических группировок.
  24. Понятие, формы выражения и виды статистических показателей.
  25. Документальный метод обработки информации.
  26. Табличный метод обработки информации.
  27. Графический метод обработки информации.
  28. Понятие абсолютных величин.
  29. Относительные показатели, их виды и способы определения.
  30. Сущность и значение средних показателей.
  31. Средняя арифметическая и ее свойства.
  32. Понятие абсолютных величин.
  33. Понятие относительных величин.
  34. Виды статистических показателей.
  35. Виды относительных величин.
  36. Средняя арифметическая и ее свойства.
  37. Расчет средней арифметической способом моментов.
  38. Виды средних, способы их определения.
  39. Интенсивности уровня экономического развития, сравнения.
  40. Понятие и виды выборки.
  41. Выборочное наблюдение как важнейший источник статистической информации.
  42. Определение ошибки репрезентативности.
  43. Определение объема выборочной совокупности.
  44. Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора.
  45. Методы расчета средних в зависимости от характера исходных данных.
  46. Способы расчета показателей вариации.
  47. Индексы и их применение в статистике.
  48. Индексы оборачиваемости оборотных средств.
  49. Индексы показателей использования основных фондов.
  50. Индексы производительности труда.
  51. Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции.
  52. Расчет средних величин и показателей вариации.
  53. Понятие ряда в статистике.
  54. Уровни динамического ряда.
  55. Приемы исследования рядов динамики социально-экономических процессов.
  56. Понятие связи явлений и ее виды.
  57. Ряды динамики.
  58. Анализ динамики суммы прибыли.
  59. Анализ динамики фондов заработной платы.
  60. Рентабельность продукции, анализ ее динамики.

Практические задания для подготовки к зачету по дисциплине статистике

  1. Определить форму и вид статистического наблюдения (по 4 основаниям):
  1. Обследование части школьных буфетов в г. Екатеринбурге.
  2. Первая Всесоюзная перепись населения 1926 г.

  1. Определить объект и единицу статистического наблюдения:
  1. Учет количества выпускников ГБПОУ с красным дипломом в период с 2010-2016 гг.
  2. Перепись художественной литературы в библиотеках Свердловской области.
  1. Имеются следующие условные данные о производстве отдельных видов продукции пищевой промышленности РФ; (тыс. т):

Таблица 25

Условные данные о производстве продукции пищевой промышленности РФ

Годы

Сахар-песок

1997

2736

1998

3155

1999

3778

2000

3294

2001

4745

2002

6808

  1. Исчислить следующие показатели динамики:

а) абсолютный прирост (на цепной и базисной основе);

б) темп роста и прироста (на цепной и базисной основе);

в) абсолютное значение 1% прироста;

г) средний уровень ряда динамики;

д) средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.

  1. Показать взаимосвязь между исчисленными базисными и цепными показателями динамики.
  2. Изобразить интенсивность развития ряда динамики графически.

  1. При изучении естественной убыли произведено 3%-ное выборочное обследование партии хранящегося на складе товара. В результате анализа установлено следующее распределение полученных методом механической выборки образцов:

Таблица 26

Анализ распределения методом выборки образцов

Процент естественной убыли

Количество образцов

До 5

4

5-7

16

7-9

28

9-11

37

11 и выше

15

Итого

100

Определите средний процент естественной убыли и коэффициент вариации. Объясните смысл полученного значения коэффициента вариации.

 Критерии оценки учебных достижений обучающихся

Для оценки уровня освоения курсантами учебного материала используется:

пятибалльная система:

оценка 5 «отлично» выставляется, если:

  • содержание материала полностью раскрыто в объеме, предусмотренном программой;
  • материал изложен грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию;
  • показано умение применения теоретических знаний в решении практических задач;
  • ответы самостоятельные, без наводящих вопросов преподавателя. 

оценка 4«хорошо» выставляется, если:

  • содержание материала полностью раскрыто в объеме, предусмотренном программой;
  • материал изложен грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию, но при этом:
  •  в изложении допущены небольшие неточности, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
  •  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вопросов, легко исправленные по замечанию преподавателя.

оценка 3«удовлетворительно» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала.

оценка 2«неудовлетворительно» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала,
  • допущены ошибки при изложении практического материала, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

4. Перечень рекомендуемых источников

Основная литература

Гладун И.В. Статистика: учебник для экономических специальностей - М.: Издательский центр «КРОНУ С», 2016 – СПО

Мхитаряна В.С., Дуброва Т.А., Минашкин В.Г. Статистика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.; Издательский центр «Академия», 2010.

Матегорина Н.М., Толстик Н.В., Статистика. Издательство: Феникс - 2010г. 

Ефимова М.Р., Общая теория статистики. Инфра-М, 2011г.

Дополнительные источники

Лялина В.С., Костыря Е.А., Правовая статистика. Учебник. СПбИВЭСЭП, 2006г.

Чекулина Т.А., Тимофеевой С.А., Сергеева И.И., Статистика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Издательство Форум; Инфра-М, 2008г.

Харченко Н.М., Статистика. Учебник, 2-е изд. Переработанное и дополненное. Дашков и К, 2010г.

Савюка Л.К., Правовая статистика. Учебник. М. Юрист, 2006.

Матегориной Н.М., Экономическая статистика. Учебное пособие для студентов СПО. Издательство Феникс, 2007г.

Электронные-ресурсы:

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

Форма доступа http://минобрнауки.рф 

Официальный сайт Пенсионного фонда РФ.

Форма доступа http://www.pfrf.ru 

Российский общеобразовательный портал.

Форма доступа http://www.school.edu.ru 

Учебно-методический центр по профессиональному образованию г. Москвы.

Форма доступа http://umcpo.ru/o-centre 

Федеральный портал «Российское образование». 

Форма доступа http://www.edu.ru 

Федеральное агентство по образованию РФ.

Форма доступа http://www.ed.gov.ru 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Форма доступа http://www.obrnadzor.gov.ru 

Федеральный институт педагогических измерений.

Форма доступа http://www.fipi.ru 

Федеральное агентство по образованию РФ. 

Форма доступа http://www.ed.gov.ru 

Электронно-библиотечная система.

Форма доступа https://www.book.ru

Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (с изменениями)

Форма доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_483/

Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н (с изменениями)

Форма доступа http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_1940/

Сайт «Бухгалтерские услуги, статьи и обзоры».

Форма доступа www.buh.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет ...

Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...

Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПО ПМ 05.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В методических рекомендациях для студентов раскрываются требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы, а также к презентации и защите работы...

Контрольная работа учебной дисциплины ОП.10 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)Уровень подготовки: базовыйФорма обучения: заочнаяГод набора: 2017Контрольная работа используется в качестве проверки усвоения знани...