МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 11.Тема: «Ошибки экспертов»
учебно-методический материал
Задание: ответить на вопросы (письменно)
1.К чему могут привести ошибки экспертов?
2.Дать характеристику ошибкам процессуального характера.
3.Какие ошибки могут не зависеть от эксперта?
4.Какие ошибки называются субъективными?
5.Назовите ошибки, связанные с определенными чертами личности эксперта.
6. Когда могут обнаружить ошибки?
7.Что такое заведомая ложность заключения?
8. Что такое добросовестное заблуждение эксперта?
9. Как предупредить возникновение экспертных ошибок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы
11.Тема: «Ошибки экспертов»
Экспертные ошибки - это суждение эксперта или его действия, которые не соответствуют объективной действительности и не приводят к цели экспертного исследования.
Классификация экспертных ошибок
1. Ошибки процессуального характера
Эти ошибки возникают когда:
- эксперт нарушает процессуальный режим и процедуру производства экспертизы;
- эксперт выходит за пределы своей компетенции;
- эксперт выражает инициативу в форме, не предусмотренной законом;
- эксперт самостоятельно собирает материалы/объекты экспертизы;
- эксперт обосновывает выводы не результатами, а материалами дела;
- эксперт контактирует с заинтересованными лицами, и этот контакт не санкционирован судом или следователем;
- эксперт принимает материалы для экспертизы от неуполномоченных лиц;
- в экспертном заключении отсутствуют необходимые реквизиты.
2. Гносеологические ошибки
Причина этого класса ошибок лежит в сложности процесса экспертного познания. Такие ошибки возникают при познании сущности, свойств и признаков объектов экспертизы, также отношений между ними. Ошибки могут появиться и при оценке результатов познания, итогов экспертного исследования.
3. Деятельностные (операциональные) ошибки
Ошибки, связанные с деятельностью (процедурами), которую осуществляет эксперт. Например, он нарушил последовательность, неправильно использовал средства исследования, применял непригодные технические и иные средства исследования и т.д.
Есть ошибки, которые не зависят от эксперта. Их причины:
- в отсутствии разработанной и апробированной методики;
- в несовершенстве используемой экспертной методики;
- в применении ошибочно рекомендованных методов;
- в применении методов, находящихся в стадии экспериментальной разработки;
- в применении неисправного оборудования;
- в использовании методов и приборов, не обладающих достаточной чувствительностью или разрешающей способностью;
- в применении непроверенных средств измерений и эталонов;
- в использовании неаттестованных методик измерений физических величин;
и др.
Субъективные экспертные ошибки, которые могут являться причиной:
1.профессиональной некомпетентности эксперта;
2. пренебрежения правилами и условиями применения методик экспертного исследования и технических средств;
3.профессиональными упущениями эксперта; эксперт неаккуратен и небрежен, поверхностно провёл исследования и др.
Экспертные ошибки могут быть связаны с определенными чертами личности эксперта. Речь идёт:
- о дефектах или недостаточной остроте органов чувств эксперта: зрения, слуха и т.д.;
- о неординарном психологическом состоянии эксперта или его измененном сознании после/вследствие болезни, стресса и др.;
- о характерологических свойствах личности, например, неуверенности в своих знаниях, повышенной внушаемости, мнительности, излишней самоуверенности и др.;
- о психоэмоциональных свойствах: темперамент, психологическая устойчивость, волевые качества, мотивационные установки и т.д.;
- о стремлении проявить экспертную инициативу без достаточных к тому оснований;
- о дефектах в организации и планировании экспертного исследования.
Кто и когда обнаруживают ошибки?
В первую очередь ошибки обнаруживает сам эксперт, особенно на стадии формулировании выводов. Затем заметить ошибки может комиссия экспертов при производстве комиссионной или комплексной экспертизы, при контроле хода и результатов, которые осуществляет руководитель учреждения.
Также ошибки могут быть выявлены при оценке заключения эксперта следователем или судом (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций). А также при обобщении экспертной практики, осуществляемом в практических или научных целях.
Если обнаруженные ошибки повлекли за собой неправильный вывод эксперта, то руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность орган, назначивший экспертизу.
Важно: умение отличать экспертные ошибки и заведомую ложность заключения.
Так как заведомая ложность - это умышленное действие, направленное на сознательное и целенаправленное игнорирование или умалчивание при исследовании существенных фактов и свойств объекта экспертизы. И оно может состоять:
- в осознанных неверных действиях по проведению экспертизы;
- в умышленно неверном применении или выборе методики экспертного исследования;
- в заведомо неправильной их оценке.
Добросовестное заблуждение - это осознание экспертом ложности своих выводов или неправильности действий; это такое психологическое состояние, при котором субъект не осознает неправильности своих суждений или действий, а искренне полагает, что мыслит и действует правильно.
Естественно, ошибка может крыться и в исходных данных, которые могут быть сфальсифицированными. В этом случае нельзя говорить об экспертной ошибке, поскольку причиной является ошибка субъекта, назначившего экспертизу, либо его умышленно неправильные действия/правонарушения.
Как предупредить возникновение экспертных ошибок?
Возможности предупреждения экспертных ошибок во многом зависят от специфики того или иного рода или вида судебной экспертизы.
Ученые выделяют следующие подходы к предотвращению появления ошибок:
- полнота и достаточность представляемых на экспертизу объектов и материалов;
- совершенствование методов и средств экспертного исследования, внедрение в экспертную практику современных высокотехнологических и компьютеризированных методов исследования объектов экспертизы, активное развитие информационного обеспечения экспертной деятельности;
- профессиональная подготовка квалифицированных экспертных кадров, подтверждение и повышение квалификации экспертов в рамках целевой профессиональной переподготовки;
- контроль качества экспертных исследований, в том числе взаимное и внешнее контрольное рецензирование экспертных заключений с привлечением независимых специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 2.Тема: «Цели и задачи экспертизы товаров»
Задание: используя информацию по теме: «Цели и задачи экспертизы товаров», составить тест по теме (не менее 10 вопросов»...
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 3.Тема: «Подготовительный этап товарной экспертизы»
Выполнить тест. Задание: вставить пропущенное слово.1.На подготовительном этапе экспертизы получают … о назначении товарной экспертизы.2. … на проведение экспертизы подается постав...
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 4.Тема: «Основной этап товарной экспертизы»
Тема: «Основной этап товарной экспертизы»Задание: ответить письменно на вопросы.Какие технические документы должен представить заказчик при проведении экспертизы?Какая проверка и соп...
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 5.Тема: «Заключительный этап экспертизы»
Задание: Используя информацию по теме: «Заключительный этап экспертизы» составить тест (не менее 15 вопросов)...
МД 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы 6.Тема: «Особенность и отличие экспертизы от других видов оценочной деятельности»
Задание: заполнить таблицу, используя информацию по теме: «Особенность и отличие экспертизы от других видов оценочной деятельности» Отличительны особенности экспертизы от других видов...
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 7.Тема: «Классификация средств товарной экспертизы»
Задание: составить кроссворд по теме: «Классификация средств товарной экспертизы» (10 вопросов)...
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы 10.Тема: «Квалификационные требования к экспертам»
Задание: Составить тест (в тесте должна быть пропущенная информация – слово). Тест должен включать не менее 10 вопросов....