Дистанционное обучение УКИ Тема № 6
материал
Предварительный просмотр:
Тема: Разделение функциональных обязанностей и построение организационной структуры управления
Цель практической работы:
выработать практические навыки в области разработки и проектирования структур управления организацией;
научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур;
научиться определять уровни управления;
закрепление теоретических знаний,
формирование умений через выполнение заданий.
Теоретическая часть
Организационная структура - схема, вокруг которой организуется группа людей, основа, на которой держатся все функции, описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.
Организационную структуру предприятия необходимо разрабатывать в связи с тем, что:
- организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
- организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
- организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
Управление
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
Правила, по которым работает организация
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
Распределение труда
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Существует несколько типов традиционных структур.
Для различных организаций характерны различные виды структур управления.
Выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Линейная структура
Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют.
Преимущества | Недостатки: |
Простота | Высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. |
Конкретность заданий и исполнителей. | Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией |
Линейно-штабная организационная структура
По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
Функциональная организационная структура
При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.
При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.
Преимущества | Недостатки: |
Углубление специализации, повышение качества управленческих решений; | Недостаточная гибкость; |
Возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. | Плохая координация действий функциональных подразделений; |
Низкая скорость принятия управленческих решений | |
Отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия |
Линейно-функциональная организационная структура
При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
Дивизиональная организационная структура
В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.
Преимущества | Недостатки: |
Рост расходов на управленческий персонал | |
Сложность информационных связей. |
.
Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.
Матричная организационная структура
В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.
При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.
Преимущества | Недостатки: |
Гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы. | Наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей. |
Ход выполнения задания
1.Разработать и составить организационную структуру АТП.
2. Определить тип организационной структуры управления.
3. Определите уровни управления в данной организации.
4.Перечислите преимущества и недостатки данной структуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение ДОУ Тема № 22
Практическая работа...
Дистанционное обучение ДОУ Тема № 23
Теоретический материал...
Дистанционное обучение Финансы Тема № 20
Теоретический материал...
Дистанционное обучение ДОУ Тема № 22
Практическая работа...
Дистанционное обучение Финансы Тема № 21
Теоретический материал...
Дистанционное обучение ДОУ Тема № 25
Электронный документооборот...
Дистанционное обучение УКИ Тема № 3
Практическая работа...