Доклад «МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
статья
Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Электромеханический колледж»
ДОКЛАД
На совет кураторов
Тема: «МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Преподаватель Хайбулаева Г.А.
КИЗЛЯР 2020г.
В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогического процесса, который способствовал бы повышению профессиональной компетентности и профессиональной рефлексии, повышению мотивации обучения студентов. Это неизменно приводит к изменению требований к квалификационным характеристикам и личностным качествам преподавателя экономических дисциплин. Только тот преподаватель, который сам соответствует современным требованиям, может воспитать конкурентоспособного специалиста.
В Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой термин «подготовка» трактуется как:
- обучение, формирование необходимых знаний для чего-нибудь;
- запас знаний, полученный кем-нибудь.
В целом, подготовка — процесс и результат обучения. При этом, как известно, обучение может осуществляться с целью образования человека или получения им определенной профессиональной квалификации.
В педагогической энциклопедии дается следующее определение профессиональной подготовки: «это совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии, процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений».
Вполне логичным является определение, данное Н, Д. Хмель: «Профессиональная подготовка - это процесс формирования для данной из областей трудовой деятельности, связанной с овладением определенным родом занятий, профессии». Целью профессиональной подготовки автор называет «приобретение профессионального образования, являющегося результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и необходимых личностно-профессиональных качеств», тем самым выделяя три аспекта цели профессиональной подготовки: технологический (процессуальный), содержательный и личностный.
Нами была разработана модель преподавателя экономических дисциплин, характеризующая преподавателя среднего профессионального образования, готового вести свой предмет на основе дифференцированного и индивидуального подхода по любой программе на требуемом уровне в учебных заведениях различного профиля.
Модель специалиста включает в себя две основные части: характеристики деятельности и характеристики специалиста, реализующего эту деятельность. Выделено два блока модели профессиональной подготовки:
!) блок знаний, умений и навыков, личностных качеств, включающий в себя профессионально-квалификационные требования к преподавателю экономических дисциплин, опирающиеся на госстандарт среднего профессионального образования;
2) процессуально-функциональный блок, состоящий из основных профессионально-педагогических функций, характеризующих деятельность преподавателя экономических дисциплин НМТ,
Профессиональную деятельность преподавателя мы описываем при помощи функций, среди которых:
1) исследовательская - уровень обученности, воспитанности, развитости, т. е. исходный наличный уровень личности и коллектива, условия, возможности, измерение педагогической действительности;
2) социально-прогностическая - четкое представление общественно-
государственного заказа в области воспитания подрастающего поколения;
- проектировочно-конструктивная - определение актуальных
педагогических задач, близких, средних, дальних перспектив развития,
планирование технологии решения; - информационная - вооружение обучающихся осознанной и глубоко
усвоенной системой знаний, умений, навыков, научным мировоззрением и
технологией самостоятельного добывания знаний - самообразованием; - ориентационно - воспитательная - воспитание общечеловеческих
ценностей, социального опыта, достижение разносторонности и
многосторонности ценностных ориентации; - развивающая - развитие познавательных сил, интеллектуальных
способностей, мышления, памяти, восприятия, воображения, представления
физических качеств и силы; - организационно-мобилизующая - подготовка, создание условий
осуществления деятельности, привлечение, концентрация внутренних, духовных
и физических сил обучающегося и сосредоточение их для решения актуальной
педагогической задачи; - коммуникативная - установление тона, стиля, такта общения;
направленность на решение задачи; корректировка и координация деятельности - превентивная - обеспечение получения информации о ходе протекания
процесса, этапов деятельности, установление «обратной связи».
Профессиональные требования к деятельности преподавателя экономических дисциплин имеют специфические особенности, которыми мы дополняем основные профессионально-педагогические функции преподавателя.
Это следующие функции:
- практическое знание особенностей профессиональной деятельности и
условий производственной среды, будущих специалистов (исследовательская
функция); - выявление модели конкурентоспособного специалиста в свете развития
рыночной экономики (социально-прогностическая функция)
- овладение информационным поиском, переработкой и систематизацией
методической и специальной литературы (информационная функция);
- умение пробудить у обучающихся интерес к высококвалифицированному
труду (ориентационно-воспитательная функция) и т. д.
Профессионально-педагогические функции преподавателя экономических дисциплин НМТ представляют собой единую систему и взаимосвязаны между собой.
Каждая из функций является сквозной, т. е. пронизывает все другие функции. Выполнение отдельной функции - это не этап работы, а непрерывный процесс, комплекс взаимосвязанных видов деятельности. Функции дополняют друг друга. Например, исследовательские умения создают основу для развития компонентов проектировонно-конструктивной функции способствуют совершенствованию коммуникативных и организационно-мобилизующих умений, так как педагогу невозможно сформировать мобильность личности, не установив с ней необходимого контакта.
Таким образом, функции образуют целостную систему, в которой каждая из них является органически необходимым элементом. Поэтому профессиональная деятельность преподавателя экономических дисциплин может быть успешной, если в ней реализуется комплекс профессионально - педагогических функций. Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать преподаватели, дает понятие профессиограммы.
В общем виде профессиограмма определяется как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач. Эта основа показателей, определяющих потенциал эффективной деятельности преподавателя.
Профессиограмма - это идеальная модель преподавателя, классного руководителя, педагога, в которой представлены:
- основные качества личности, которыми должен обладать преподаватель;
- знания, умения, навыки для выполнения функции преподавателя.
Можно сказать, -что профессиограмма преподавателя - это документ, в
котором дана полная квалификационная характеристика преподавателя с
позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.
Профессиограмма преподавателя экономически дисциплин
Владение ключевыми компетенциями. Требования профессии к
личностным качествам
- Интерес к преподаваемому предмету.
- Интерес к педагогической деятельности, потребность в постоянном
самообразовании. - Стремление подготовить конкурентоспособного специалиста в сфере
экономической деятельности, в профессиональной и социальной среде. - Высокий уровень развития коммуникативных и организаторских
способностей; эмоциональная устойчивость, справедливость, доброта,
ответственность, стрессоустойчивость, обаяние, интеллигентность.
Общая характеристика труда
| |
Содержание и основные операции (действия) | Условия и характер труда
|
I .Осуществляет обучение и воспитание с учетом специфики экономических дисциплин. 2. Использует современные педагогические Требованиями государственного образовательного стандарта, способствующие освоению разнообразных видов профессиональной деятельности (экономической, финансово-контрольной и др.) 3. Систематически повышает свою | 1. Работа в педагогическом постоянные контакты с коллегами, обучающимися, родителями. 2. Рабочий день не регламентирован. соответствующей экономической дисциплине тематическим оформлением и учебно-методическим: комплексом.
|
|
|
Владение профессиональными компетенциями | |
Знания | Умения и навыки |
1. Знание официальных | 1, Умение применять |
документов в сфере образования , | организационные формы занятий. |
нормативных документов | включающие студентов в разные |
Министерства | виды деятельности, реальные |
финансов РФ и других | ситуации будущего труда по |
государственных органов, | специальности Экономика и |
регулирующих порядок | бухгалтерский учет (по отраслям). |
бухгалтерского учета, | 2. Умение четко и корректно |
отчетности и налогообложения. | излагать учебный материал, |
2. Знание современных | 3. Способность приобретать новые |
педагогических технологии. | знания, используя современные |
3. Знание своего предмета, | информационные образовательные |
базовые знания в области | технологии. |
психология (общей, | 4, Педагогический такт. |
возрастной, педагогической, | 5. Профессионально-педагогическая |
социальной | компетентность, |
| 6. Педагогическое прогнозирование. |
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Педагогический коллектив Кизлярского Электромеханического Колледжа целенаправленно работает над решением методической проблемы «Реализация инновационных тенденций развития системы подготовки будущих педагогов в контексте модернизации педагогического образования». На современном этапе характерной особенностью деятельности любого образовательного учреждения является внедрение новаторского подхода в обучении и воспитании. Внедрение новых технологий, изменение форм и методов учебной деятельности позволяют вовлечь в учебно-профессиональную работу всех студентов, даже самых пассивных. Каждый студент становится субъектом учебного процесса.
Научно-методическая работа осуществляется с учетом современных требований, направленных на совершенствование содержания и организации учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала, самореализацию и профессиональное самоопределение преподавателей и студентов. Современный специалист должен владеть не только необходимей суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся: условиям рыночной экономики.
Научно-методическая работа направлена на решение таких задач, как:
- внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;
- развитие исследовательских умений студентов;
- модернизация учебно-методической базы.
Основными направлениями работы являются: - исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
- инновационные подходы к организации обучения;
- программно-методическая деятельность;
- повышение квалификации преподавателей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
свидетельство WORLDSKILS | 906.94 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"
"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...
Программа стажировки преподавателя экономических дисциплин Шипаевой Л.С.
Программа включает в себя учебный план стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных заведенийХанты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...
"Исследовательская деятельность преподавателя экономических дисциплин
Повышению эффективности профессионального образования способствует научно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься...
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов. по методической комиссии «Экономических дисциплин»
научная деятельность...
Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Выступление с докладом "Использование социальных сетей в дистанционном обучении"
6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...
Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Внеурочное учебное мероприятие - деловая игра «Мой первый бизнес-план»
6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...