Доклад «МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
статья

Хайбулаева Галина Алексеевна

Министерство образования и  науки РД

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан        

 «Электромеханический колледж»

ДОКЛАД

На совет кураторов

Тема: «МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

 

                                                                            Преподаватель                                          Хайбулаева Г.А.

                          КИЗЛЯР 2020г.

 

 

 

В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогического процесса, который способствовал бы повышению профессиональной компетентности и профессиональной рефлексии, повышению мотивации обучения студентов. Это неизменно приводит к изменению требований к квалификационным характеристикам и личностным качествам преподавателя экономических дисциплин. Только тот преподаватель, который сам соответствует современным требованиям, может воспитать конкурентоспособного специалиста.

В Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой термин «подготовка» трактуется как:

  • обучение, формирование необходимых знаний для чего-нибудь;
  • запас знаний, полученный кем-нибудь.

В целом, подготовка — процесс и результат обучения. При этом, как известно, обучение может осуществляться с целью образования человека или получения им определенной профессиональной квалификации.

В педагогической энциклопедии дается следующее определение профессиональной подготовки: «это совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии, процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений».

Вполне логичным является определение, данное Н, Д. Хмель: «Профес­сиональная подготовка - это процесс формирования для данной из областей трудовой деятельности, связанной с овладением определенным родом занятий, профессии». Целью профессиональной подготовки автор называет «приобретение профессионального образования, являющегося результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и необходимых личностно-профессиональных качеств», тем самым выделяя три аспекта цели профессиональной подготовки: технологический (процессуальный), содержательный и личностный.

Нами была разработана модель преподавателя экономических дисциплин, характеризующая преподавателя среднего профессионального образования, готового вести свой предмет на основе дифференцированного и индивидуального подхода по любой программе на требуемом уровне в учебных заведениях различного профиля.

Модель специалиста включает в себя две основные части: характеристики деятельности и характеристики специалиста, реализующего эту деятельность. Выделено два блока модели профессиональной подготовки:

!) блок знаний, умений и навыков, личностных качеств, включающий в себя профессионально-квалификационные требования к преподавателю экономических дисциплин, опирающиеся на госстандарт среднего профес­сионального образования;

2) процессуально-функциональный блок, состоящий из основных профессионально-педагогических функций, характеризующих деятельность преподавателя экономических дисциплин НМТ,

Профессиональную деятельность преподавателя мы описываем при помощи функций, среди которых:

1) исследовательская - уровень обученности, воспитанности, развитости, т. е. исходный наличный уровень личности и коллектива, условия, возможности, измерение педагогической действительности;

2) социально-прогностическая - четкое представление общественно-
государственного заказа в области воспитания подрастающего поколения;

  1. проектировочно-конструктивная - определение актуальных
    педагогических задач, близких, средних, дальних перспектив развития,
    планирование технологии решения;
  2. информационная - вооружение обучающихся осознанной и глубоко
    усвоенной системой знаний, умений, навыков, научным мировоззрением и
    технологией самостоятельного добывания знаний - самообразованием;
  3. ориентационно - воспитательная - воспитание общечеловеческих
    ценностей, социального опыта, достижение разносторонности и
    многосторонности ценностных ориентации;
  4. развивающая - развитие познавательных сил, интеллектуальных
    способностей, мышления, памяти, восприятия, воображения, представления
    физических качеств и силы;
  5. организационно-мобилизующая - подготовка, создание условий
    осуществления деятельности, привлечение, концентрация внутренних, духовных
    и физических сил обучающегося и сосредоточение их для решения актуальной
    педагогической задачи;
  6. коммуникативная - установление тона, стиля, такта общения;
    направленность на решение задачи; корректировка и координация деятельности
  7. превентивная - обеспечение получения информации о ходе протекания
    процесса, этапов деятельности, установление «обратной связи».

Профессиональные требования к деятельности преподавателя экономических дисциплин имеют специфические особенности, которыми мы дополняем основные профессионально-педагогические функции преподавателя.

Это следующие функции:

  • практическое знание особенностей профессиональной деятельности и
    условий производственной среды, будущих специалистов (исследовательская
    функция);
  • выявление модели конкурентоспособного специалиста в свете развития
    рыночной экономики (социально-прогностическая функция)

-  овладение информационным поиском, переработкой и систематизацией
методической и специальной литературы (информационная функция);

-   умение пробудить у обучающихся интерес к высококвалифицированному
труду (ориентационно-воспитательная функция) и т. д.

imageПрофессионально-педагогические функции преподавателя экономических дисциплин НМТ представляют собой единую систему и взаимосвязаны между собой.

Каждая из функций является сквозной, т. е. пронизывает все другие функции. Выполнение отдельной функции - это не этап работы, а непрерывный процесс, комплекс взаимосвязанных видов деятельности. Функции дополняют друг друга. Например, исследовательские умения создают основу для развития компонентов проектировонно-конструктивной функции способствуют совершенствованию коммуникативных и организационно-мобилизующих умений, так как педагогу невозможно сформировать мобильность личности, не установив с ней необходимого контакта.

Таким образом, функции образуют целостную систему, в которой каждая из них является органически необходимым элементом. Поэтому профессиональная деятельность преподавателя экономических дисциплин может быть успешной, если в ней реализуется комплекс профессионально - педагогических функций. Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать преподаватели, дает понятие профессиограммы.

В общем виде профессиограмма определяется как описательно-техно­логическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач. Эта основа показателей, определяющих потенциал эффективной деятельности преподавателя.

Профессиограмма - это идеальная модель преподавателя, классного руководителя, педагога, в которой представлены:

  • основные качества личности, которыми должен обладать преподаватель;
  • знания, умения, навыки для выполнения функции преподавателя.
    Можно сказать, -что профессиограмма преподавателя - это документ, в

котором дана полная квалификационная характеристика преподавателя с

позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Профессиограмма преподавателя экономически дисциплин

imageВладение ключевыми компетенциями. Требования профессии к

imageличностным качествам

  1. Интерес к преподаваемому предмету.
  2. Интерес к педагогической деятельности, потребность в постоянном
    самообразовании.
  3. Стремление подготовить конкурентоспособного специалиста в сфере
    экономической деятельности, в профессиональной и социальной среде.
  4. Высокий уровень развития коммуникативных и организаторских
    способностей; эмоциональная устойчивость, справедливость, доброта,
    ответственность, стрессоустойчивость, обаяние, интеллигентность.

 

 

 

Общая характеристика труда

 

Содержание и основные операции

(действия)

Условия и характер труда

 

I .Осуществляет обучение и воспитание

с учетом специфики экономических

дисциплин.

2. Использует современные педагогические
технологии, приемы, методы и средства обучения, обеспечивающие уровень
подготовки обучающихся в соответствии, с

Требованиями  государственного образовательного стандарта, способствующие освоению разнообразных видов профессиональной деятельности (экономической, финансово-контрольной и др.)

3.       Систематически повышает свою
профессиональную квалификацию;
участвует в деятельности ПЦК
экономических дисциплин и других
формах методической работы.     

1.  Работа в педагогическом
коллективе,

постоянные контакты с коллегами,

обучающимися, родителями.

2. Рабочий день не регламентирован.
3. Работа в кабинете с

соответствующей экономической дисциплине тематическим оформлением и учебно-методическим: комплексом.

 

 

 

Владение профессиональными компетенциями

Знания

Умения и навыки

1. Знание официальных

1, Умение применять

документов в сфере образования ,

организационные формы занятий.

нормативных документов

включающие студентов в разные            

Министерства

виды деятельности, реальные                 

финансов РФ и других

ситуации будущего труда по

государственных органов,

специальности Экономика и

регулирующих порядок

бухгалтерский учет (по отраслям).       

бухгалтерского учета,

2. Умение четко и корректно

отчетности и налогообложения.

излагать учебный материал,

2. Знание современных

3. Способность приобретать новые        

педагогических технологии.

знания, используя современные              

3. Знание своего предмета,

информационные образовательные

 базовые знания в области

технологии.

 психология (общей,

4, Педагогический такт.

возрастной, педагогической,

5. Профессионально-педагогическая

социальной

компетентность,

 

6. Педагогическое прогнозирование.

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Педагогический коллектив Кизлярского Электромеханического Колледжа це­ленаправленно работает над решением методической проблемы «Реализация инновационных тенденций развития системы подготовки будущих педагогов в контексте модернизации педагогического образования». На современном этапе характерной особенностью деятельности любого образовательного учреждения является внедрение новаторского подхода в обучении и воспитании. Внедрение новых технологий, изменение форм и методов учебной деятельности позволяют вовлечь в учебно-профессиональную работу всех студентов, даже самых пассивных. Каждый студент становится субъектом учебного процесса.

Научно-методическая работа осуществляется с учетом современных требований, направленных на совершенствование содержания и организации учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала, самореализацию и профессиональное самоопределение преподавателей и студентов. Современный специалист должен владеть не только необходимей суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся: условиям рыночной экономики.

Научно-методическая работа направлена на решение таких задач, как:

  • внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;
  • развитие исследовательских умений студентов;
  • модернизация учебно-методической базы.
    Основными направлениями работы являются:
  • исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
  • инновационные подходы к организации обучения;
  • программно-методическая деятельность;

-  повышение квалификации преподавателей;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon свидетельство WORLDSKILS906.94 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Программа стажировки преподавателя экономических дисциплин Шипаевой Л.С.

Программа включает в себя учебный план стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных заведенийХанты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...

"Исследовательская деятельность преподавателя экономических дисциплин

Повышению эффективности профессионального образования способствует научно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься...

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Выступление с докладом "Использование социальных сетей в дистанционном обучении"

6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...

Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Внеурочное учебное мероприятие - деловая игра «Мой первый бизнес-план»

6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...