Методические указания по выполнению практических работ по ОП.11.В.4 Экономика отрасли
методическая разработка

Трубникова Анна Станиславовна

Методические указания для выполнения практических работ рассчитаны на студентов обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Выполнение практических работ способствует умению применять полученные студентом оперативные и репродуктивные знания при решении проблем в области экономики отрасли и организации. В результате выполнения практических работ по дисциплине обучающийся должен уметь:

1                 Оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки заработной платы, простоев;

2                 Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

3                 Разрабатывать бизнес-план;

4                 Использовать необходимые нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1                 Действующие нормативные и законодательные правовые акты, регулирующие  производственно-хозяйственную  деятельность;

2                 Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования

3                 Методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

4                 Методику разработки бизнес-плана;

5                 Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

6                 Основы маркетинговой деятельности, менеджмента и делового общения;

7                 Основы организации работы коллектива исполнителей;

8                 Основы планирования, финансирования и кредитования;

9                 Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

10             Производственную и организационную структуру организации;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ  В.М.КЛЫКОВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ОП11.В.4 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

2016 г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании предметно-цикловой

методической комиссии

дисциплин общепрофессионального  

 цикла технического профиля

Протокол №___ от «___»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной

работе ______________ В.В. Степанова

«___»________________20___г.

Разработчик: А.С. Савостьянова, преподаватель

                                                           ф.и.о. преподавателя

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………… ……………………………..………………...

4

Содержание практических работ………………………………….……………………….

7

Практическая работа 1. Расчет темпа роста отрасли и темпа опережения.……………..

7

Практическая работа 2. Основные и оборотные фонды предприятия, показатели характеризующие эффективность их использования.………... … …………………..…..

9

Практическая работа 3. Формирование цены услуги.……………………………………

11

Практическая работа 4. Себестоимость услуги, составление сметы расходов…………

12

Практическая работа 5. Бизнес-план (резюме, общие сведения о предприятии)……..

14

Список  литературы…………………………….………………………………..………..

16


Введение

Методические указания для выполнения практических работ рассчитаны на студентов обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Выполнение практических работ способствует умению применять полученные студентом оперативные и репродуктивные знания при решении проблем в области экономики отрасли и организации.

Планируемая практическая работа студентов и форма отчетности представлена в таблице 1

Таблица 1 – Практическая работа студентов и форма отчетности

Вид, название и краткое

содержание задания

Часы, планируемые на практическую работу

Форма отчетности и контроля

аудит. работы

1

2

3

Практическая работа 1. Расчет темпа роста отрасли и темпа опережения

2

Отчетная

работа № 1. Оценка

Практическая работа 2. Основные и оборотные фонды предприятия, показатели характеризующие эффективность их использования

2

Отчетная

работа № 2. Оценка

Практическая работа 3. Формирование цены услуги

2

Отчетная

работа № 3. Оценка

Практическая работа 4. Себестоимость услуги, составление сметы расходов

2

Отчетная

работа № 4. Оценка

Практическая работа 5. Бизнес -план (резюме, общие сведения о предприятии)

2

Отчетная

работа № 5. Оценка

Итого

10

В результате выполнения практических работ по дисциплине обучающийся должен уметь:

  1. Оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки заработной платы, простоев;
  2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
  3. Разрабатывать бизнес-план;
  4. Использовать необходимые нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. Действующие нормативные и законодательные правовые акты, регулирующие  производственно-хозяйственную  деятельность;
  2. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования
  3. Методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
  4. Методику разработки бизнес-плана;
  5. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  6. Основы маркетинговой деятельности, менеджмента и делового общения;
  7. Основы организации работы коллектива исполнителей;
  8. Основы планирования, финансирования и кредитования;
  9. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  10. Производственную и организационную структуру организации;

Выполнение студентами практических заданий направлено на формирование общих и профессиональных компетенций вариативного порядка:

     ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

     ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

     ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

     ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

     ОК5.   Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

     ОК6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, взаимодействовать с руководством, потребителями.

      ПК 2.1.  Планировать  и организовывать работы по техническому облуживанию и ремонту автотранспорта.

     ПКв. 1 Участвовать в планировании и организации работы малого предприятия

     ПКв. 2 Участвовать в руководстве работой малого предприятия

     ПКв. 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности малого предприятия.

Методические указания по выполнению

Каждая практическая работа состоит из двух разделов:

1. тестовые задания и/или упражнения

2. задачи для решения.

Оформление:

Отчетные работы студенты оформляют в соответствии с методическими указаниями в рабочих тетрадях для практических работ. Решению и оформлению работы должно предшествовать тщательное изучение учебного материала, рекомендованного к темам, по которым даны задания, а так же внимательное ознакомление с методическими указаниями по оформлению. Ответы на теоретические задания/упражнения следует излагать грамотно, четко, без сокращений. Решение задачи должно содержать: условие (краткое), формулы для решения (при использовании) с расшифровкой, непосредственно решение и ответ.

Критерии оценки

Оценка уровня и качества знаний и умений студентов по выполненным практическим работам определяется следующим образом:

Оценка уровня и качества знаний и умений студентов по выполненным практическим работам определяется следующим образом:

  • теоретический блок вопросов оценивается в 1 балл за задание;
  • решение задачи или практического задания оценивается в 2 балла за 1 задание;

Итого: максимальное количество баллов, набранное студентом =10 баллов (100%)

Оценка индивидуальных образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

8 ÷ 10

5

отлично

6 ÷ 8

4

хорошо

5 ÷ 7

3

удовлетворительно

менее 5

2

не удовлетворительно

Таким образом, студент, имеющий 50 % неудовлетворительных оценок при выполнении практических работ, не допускается к сдаче итоговой формы контроля «экзамен» по дисциплине «Экономика отрасли».


2. Содержание практических работ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: Расчет темпа роста отрасли и темпа прироста

Цель: закрепить теоретические знания об отраслях промышленности, научиться рассчитывать и анализировать темпы развития отрасли, определять место отдельного предприятия в отрасли

Формируемые ОК и ПК:  

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ПКв. 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности малого предприятия.

Оборудование: Рабочая тетрадь,   счетная  техника.

Порядок проведения:

  1. Выполните упражнения
  1. Перечислите, какие отрасли относятся к сфере материально-технического производства.
  2. Дайте определение (вставьте пропущенные слова):  

Отрасль – это группа _______________________________________________________

Перечислите отрасли экономики, относящиеся к социально-культурной сфере.

  1. Выберите из перечисленных факторы влияющие на развитие автотранспортной

отрасли: 

  • капитальные вложения (на развитие, обновление транспортных систем);
  • суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом)
  • размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства (продукцию этих отраслей и перевозит автомобильный транспорт);
  • климатические условия, продолжительность безморозного периода;
  • развитие межтерриториальных, межотраслевых и международных связей;
  • размещение населённых пунктов;
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • научно-технический прогресс (совершенствуются транспортные средства, уменьшается их влияние на экологию).
  1. Определите, к какому типу относятся следующие предприятия

Предприятие

Численность работающих, чел.

Тип предприятия

А

250

?

Б

25

?

В

600

?

Г

52000

?

Д

8900

?

  1. Расчет темпа роста и темпа прироста автомобильной отрасли.

При анализе рядов динамики используют темп роста и темп прироста. Это не один и тот же показатель, но по поводу их трактовки возникают разногласия, их часто путают—говорят  об одном показателе, подразумевая другой. Давайте разберемся.

Темп роста – это соотношение текущего значения ряда с предыдущим (или со значением, принятым за базу сравнения). Для наглядности результата рассчитанный показатель переводят в процентный формат, умножая на 100%. Общая формула темпа роста выглядит так:

Темп роста = (Текущее значение / Предыдущее значение) * 100%

Для того, чтобы найти темп прироста, нужно отнять от значения темпа роста единицу и полученный результат умножить на 100%. Формула темпа прироста выглядит так:

Темп прироста = (Темп роста - 1) * 100%

Рассмотрим эти показатели на примере. В таблице1 представлены данные по продажам компании за период октябрь-ноябрь 2014 года – по регионам и по компании в целом.

Таблица 1

           Темпы роста и темп прироста доходности автомобильной отрасли в России за 2014 – 2015 годы

Регион

Доходы отрасли тыс. рублей

Темп роста

Темп прироста

2014 г.

2015 г.

Восточный

300 000

600 000

200,00%

100,00 %

Западный

400 000

300 000

75,00%

- 25,00 %

Северный

200 000

200 000

100,00 %

0, 00 %

Центральный

700 000

595 000

85,00%

- 15,00 %

Южный

400 000

600 000

150,00%

50,00%

ИТОГО:

200 0000

2295 000

114,75%

14,75%

В этой же таблице рассчитаны показатели динамики роста автомобильной отрасли.   Например, темп роста для региона «Восточный» мы рассчитали так :

(600 000 / 300 000) * 100%.

         Темп прироста для региона «Восточный» рассчитан так:

((600 000 / 300 000) -1) * 100%.

         Аналогично рассчитаны темпы роста  и прироста для остальных регионов и по России в целом.

Темп роста для региона «Восточный» составил 200%, темп прироста – 100%.

Таким образом, темп роста показывает, как растет показатель в рассматриваемом периоде, во сколько раз он изменяется по сравнению с предыдущим значением.

Темп прироста показывает, на сколько показатель в текущем периоде отличается от показателя в предыдущем периоде, в нашем примере – на сколько приросли доходы автомобильной отрасли. При этом значение в предыдущем периоде (или база для сравнения) принимается за 100%.

Итак, не стоит путать темпы роста и прироста, рассчитываются они по-разному. Тот или иной показатель выбирают в зависимости от целей анализа в конкретной поставленной задаче.

Задание 2.1.: Самостоятельно рассчитайте темп роста и темп прироста доходности автомобильной отрасли в Курской области. Заполните таблицу по аналогии с предыдущей задачей.

           Темпы роста  и темпы прироста доходности автомобильной отрасли в Курской области

за 2014 – 2015 годы

Район

Доходы отрасли тыс. руб

Темп роста

Темп прироста

2014 г.

2015 г.

Курский

500 000

700 000

Железногорский

400 000

500 000

Курчатовский

350 000

350 000

Касторенский

150 000

150 000

Черемисиновский

200 000

200 000

ИТОГО:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

ТЕМА: Основные и оборотные фонды предприятия. Расчет величины амортизационных отчислений.

Цель: знать экономическую сущность основных и оборотных фондов. Рассчитывать первоначальную и остаточную стоимость основных фондов предприятия, износ и амортизацию. Рассчитывать и анализировать показатели характеризующие эффективность использования основных и оборотных фондов. Различать состав и структуру оборотных фондов, определять потребность предприятия в оборотных фондах.

Формируемые ОК и ПК:  

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ПК 2.1.  Планировать  и организовывать работы по техническому облуживанию и ремонту автотранспорта.

 ПКв. 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности малого предприятия.

Оборудование: Рабочая тетрадь,   счетная  техника.

Порядок проведения:

  1. Выполните упражнения
  1. Дополните определения:

А. Основные средства — это _____________________________, которые участвуют в _______________ ________________, сохраняя при этом свою ____________________ форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования ____________________________________. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на ______________________________ с помощью ______________________________.

Б. Показатель _________________________ характеризует стоимость ОПФ, необходимую для выпуска единицы продукции или при денежном выражении выпуска – необходимую для выпуска продукции на 1 руб. (на 1 тыс. руб., на 1 млн. руб.)

1.2        Выберите правильный ответ.

По участию в процессе производства выделяют:

а) активные и пассивные фонды;

б) основные производственные и непроизводственные фонды;

в) активные и непроизводственные фонды.

1.3.        Верно ли следующее утверждение:

Оборотные фонды теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления.

1.4.        Соотнесите термины и определения:

Термин

Определения

1. Полуфабрикаты собственного производства

А. сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта основных фондов

2. Расходы будущих периодов

Б. материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, полуфабрикаты собственного изготовления не законченные полностью производством

3. Производственные запасы

В. это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущего периода

  1. Определение величины амортизационных отчислений.  

Амортизация — это процесс распределения амортизируемой стоимости актива между отчетными периодами на протяжении срока полезного использования и систематического перенесения амортизируемой стоимости актива на стоимость произведенной продукции, работ, услуг. Срок полезного использования — период времени, на протяжении которого предприятие предполагает использовать актив. Целью амортизации является накопление собственником финансовых ресурсов, необходимых и достаточных для своевременной замены устаревших основных средств. За счет амортизационных отчислений на предприятиях формируется амортизационный фонд.

             Норма амортизации— это доля (процент) амортизируемой стоимости объекта, подлежащая включению с установленной периодичностью в издержки производства на протяжении срока полезного использования в соответствии с определенными способами и методами начисления амортизации.

            Различают физический и моральный (первой и второй формы) износ основных средств.

Задача: Определить величину амортизационных отчислений за год.

Исходные данные. Первоначальная стоимость автобуса малого класса — 44 млн руб., норма амортизации на 1000 км — 0,2 %, пробег за отчетный период — 5 тыс. км.

Методические указания

Амортизация по автомобильному транспорту начисляется в зависимости от его группы и назначения. Нормы амортизации по автотранспорту устанавливаются в процентах на 1000 км их фактического пробега для автомобилей грузоподъемностью более 2 т, карьерных самосвалов, легковых автомобилей и автобусов, относящихся к транспорту общего пользования. Для остальных видов амортизация начисляется в процентах от их первоначальной стоимости. Расчет суммы амортизации автотранспорта Аавто, нормы которого установлены с учетом его пробега, осуществляется по формулеhttp://www.studfiles.ru/html/2706/988/html_VrI7kTTFya.c5PU/htmlconvd-XHDY6i_html_m33f21d5c.png

где АС — амортизируемая стоимость ОС, руб.; На — норма амортизации автомобиля за год, %; Прмес— пробег автомобиля за год, тыс. км.

Решение:

Сумма амортизационных отчислений за год для автобуса:

Аавто=44 *0,2* 5000/100*1000= 440 тыс. руб.

  1. Решите самостоятельно задачу по аналогии с предыдущей:

Исходные данные. Первоначальная стоимость Автомобиля Бортовой КАМАЗ -65117-776052-19 — 33 млн руб., норма амортизации на 1000 км — 0,2 %, пробег за отчетный период — 3 тыс. км. Определить величину амортизационных отчислений за год.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

ТЕМА: Формирование цены услуги

Цель: знать сущность и механизм формирования цены услуги. Понимать экономическое содержание, виды и структуру цен, методику ценообразования в условиях рыночной экономики. Рассчитывать цену услуги исходя из себестоимости и прибыли планируемой к получению. Анализировать факторы, влияющие на конечную цену продукции, услуги.

Формируемые ОК и ПК:  

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПКв. 2 Участвовать в руководстве работой малого предприятия.

ПКв. 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности малого предприятия.

Оборудование: Рабочая тетрадь, счетная  техника.

Порядок проведения:

  1. Выполните упражнения
  1. Поясните:

Почему книги совершенно одинаковые по содержанию и во всех других отношениях, стоят гораздо дороже в твердом переплете, чем в мягкой обложке? Объясните почему, аргументируйте.  

Будет ли стоить дороже книга с автографом автора? Что повлияет на ее цену в этом случае?

  1. Дополните определение: а)  Цена это - ___________

б) Цены по которым продукция реализуется крупными партиями называют _____________.

б. Цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям, организациям это __________________________________________________.

  1. Решите задачи
  1. На предприятии производится бензин автомобильный с октановым числом «76».

Себестоимость 1 тонны бензина – 2500 рублей. Расчетная прибыль предприятия на 1 тонну бензина – 750 рублей. Ставка акциза – 455 рублей за 1 тонну. Оптовая организация по договоренности установила оптово-сбытовую надбавку в размере 18%. Ставка НДС – 20%.

  1. Рассчитайте оптовую рыночную цену за 1 тонну бензина. 

СТО  заключила договор с оптовой базой на поставку партии запчастей по цене 2500 р. за штуку, включив в договор поставки оговорку о повышении цены в случае увеличения издержек на материалы и заработную плату. Определите повышение цены, % за время, прошедшее с момента подписания договора до фактической их поставки. Известно, что за этот период при изготовлении одной штуки изделия стоимость материалов увеличилась от 600 до 800 р., размер заработной платы основных рабочих –  от 80 до 100 р.

Необходимо учесть, что при определении цены доля материалов составляет 60 % от цены, доля заработной платы – 20 % от цены.

2.3. Определите свободную розничную цену услуги, составьте структуру свободной розничной цены, если известны следующие данные: себестоимость – 800 руб., НДС – 18 % к отпускной цене без НДС, отпускная цена предприятия (с НДС) – 1180 руб., оптовая надбавка – 10 % к отпускной цене предприятия, торговая надбавка – 20 % к отпускной цене промышленности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

ТЕМА: Себестоимость услуги, составление сметы расходов.

Цель: знать понятие себестоимости продукции, работ, услуг, издержек производства и обращения, расходов, затрат на производство. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Виды себестоимости продукции. Структура себестоимости и классификация расходов предприятия. Рассчитывать сметы затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Понимать необходимость и значение постоянных и переменных затрат.

Формируемые ОК и ПК:  

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ПК 2.1.  Планировать  и организовывать работы по техническому облуживанию и ремонту   автотранспорта.

ПКв. 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности малого предприятия.

Оборудование: Рабочая тетрадь, счетная  техника.

Порядок проведения:

  1. Выполните упражнения
  1. Соотнесите категорию и состав классификации затрат:

1.по виду производства

А. статьи калькуляции и элементы затрат

2.по виду расходов

Б. участок, цех, производство

3.по виду продукции

В. основное и вспомогательное;

4.по месту возникновения затрат

Г. отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

  1. Составьте примерный перечень затрат на производство деревянной лопаты. Объясните, какой примерно должна быть цена этого товара
  1. Решите задачи
  1. В нашем распоряжении имеются следующие данные по предприятию:

Стоимость здания 1,32 млн р., срок службы здания 50 лет

Стоимость оборудования 1,2 млн р., срок службы оборудования 10 лет

Расход сырья и материалов в течение месяца 125 тыс. р.

Расход электроэнергии в течение месяца 182,8 тыс. р.

Заработная плата, выплачиваемая персоналу, в месяц 100 тыс. р.

Аренда помещения в течение года 240 тыс. р.

Проценты по полученным ссудам за 1 год 480 тыс. р.

Определите величину затрат на производство одного станка, если фабрика выпускает 160 станков в месяц.

  1. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий

выглядит следующим образом:

Сырье и основные материалы — 3000руб.

Топливо и электроэнергия на технологические цели — 1500руб.

Оплата труда основных производственных рабочих — 2000 руб.

Начисления на оплату труда — 40% к оплате труда основных производственных рабочих

Общепроизводственные расходы — 10% к оплате труда основных производственных рабочих.

Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных производственных рабочих.

Расходы на транспортировку и упаковку — 5% к производственной себестоимости.

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15%.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

ТЕМА: Бизнес - план (резюме, общие сведения о предприятии)

Цель: закрепить теоретические основы бизнес-планирования в сфере автомобильного транспорта. Рассмотреть существующие методики создания бизнес-планов. Научиться разрабатывать структуру бизнес-плана, в полной мере соответствующего его целям. Научиться выделять наиболее значимую информацию отдельных разделов бизнес-плана.

Формируемые ОК и ПК:  

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, взаимодействовать с руководством, потребителями.

ПКв. 1 Участвовать в планировании и организации работы малого предприятия

ПКв. 2 Участвовать в руководстве работой малого предприятия.

ПКв. 3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности малого предприятия.

Оборудование: Рабочая тетрадь, счетная  техника, бланки формы бизнес-плана.

Порядок проведения:

Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является Бизнес- план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

- расчётов;

- технико-экономических обоснований;

- совокупность экономических показателей;

- описание мер и действий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

Для работы над следующими практическими работами студентам необходимо продумать деятельность виртуальной фирмы, ее название, состав учредителей. Практические работы: 12-19, имеют связанный характер, т.е. каждая последующая работа выполняется только после полного выполнения предыдущей. После выполнения работ 12-19, рекомендуется вернуться к практической работе 12 и внести уточнения.

Задание 1. Составить резюме виртуальной фирмы.

1.        Раздел «Резюме» должен содержать ответы на следующие вопросы:

  1. Общая информация:

Название предприятия

Месторасположение предприятия,

Номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом;

Фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана;

Дата (месяц и год) составления

  1. Общая характеристика проекта
  2. Цели и задачи проекта
  3. Преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами:
  4. Объем ожидаемого спроса на продукцию
  5. Способствует ли реализация проекта решению социальных вопросов (например: создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.)?
  6. Стоимость проекта в т.ч. потребность в инвестициях
  7. Финансирование проекта (в процентах): (собственные средства, заемные средства)
  8. Срок окупаемости проекта
  9. Срок возврата заемных средств.

  1. Раздел «Общие сведения о предприятии», здесь необходимо отразить сведения о проектируемом предприятии:

Полное название организации___________________________________________

Краткое название ______________________________________________________

Дата регистрации предприятия __________________________________________

Миссия предприятия ___________________________________________________

ФИО руководителя организации _________________________________________

ФИО главного бухгалтера организации ____________________________________

Уставный капитал предприятия __________________________________________

Данные об основных учредителях предприятия представить в таблице

ФИО

Адрес

Домашний
телефон

Взнос в уставный капитал, тыс. руб.

Доля в основном капитале, %

Адрес предприятия: __________________________________________________

Характеристика здания или помещения  (собственность или аренда, необходимость реконструкции, чем хорошо место для Вашего бизнеса)

Стоимость имеющихся основных фондов:

Наименование основных фондов

Количество

Первоначальная стоимость

Износ

Остаточная стоимость

Итого

           Наличие оборотных средств предприятия ___________

в т.ч.

  • Сырье и материалы ________
  • Товары _________
  • Денежные средства ________

Баланс предприятия на дату составления бизнес-плана:

Активы

Тыс.руб.

Пассивы

Тыс.руб.

Основные фонды

Уставный капитал

Оборотные фонды, в т.ч.

Заемные средства

  - запасы

  - денежные средства

ИТОГО

ИТОГО

Специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели)

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ИНФРА-М, 2014.- 380 с.
  2. Гуреева, М.А. Основы экономики транспорта: учеб. пособие для студентов

учреждений среднего профессионального образования/М.А.Гуреева, - М.:Издательский центр «Академия», 2014.-192с.

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах:учеб пособие./Е.Ф.

Борисов -М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-256с.

  1. Тальнишних, Т.Г. Основы экономической теории: учеб.пособие для студ.средних

профессиональных учебных заведений/Т.Г.Тальнишних.-3-е изд., стер.-М.: «Академия»,2007..-288 с.

        5. Сафронов, Н.А. Экономика организации./Н.А. Сафронов- М.: Экономистъ,2006. – 176с.

        6. Чечевицина, Л.Н. Экономика предприятия:учеб.пособие.-8-еизд.доп. и перераб/ Л.Н. Чечевицина.-Ростов н/Д: Феникс. (СПО),2008 .- 378с.

        7. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства:учеб.для НПО.-4-е изд., стер.-М.:изд. Центр «Академия.,2006. -176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ для студентов по учебной дисциплине «Экономика»

Методические указания по выполнению практических работ составлены  в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных р...

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ  Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Математика. Специальность "Дизайн по отраслям" ( На базе 9 классов)

Всесторонняя подготовка специалистов – это не только приобретение знаний, но и выработка умений применять знания на практике и в жизни. Особенно важными являются умения по специальностям. Однако...

География. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы обучающихся, задания для практических работ, для самостоятельной работы обучающихся ...

Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...

Методические указания по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика отрасли

Методические указания по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика отрасли разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) с...