Банки. Банковская система России
методическая разработка

Зубенко Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка открытого урока совершенствует знания, умения и навыки студентов, обобщает полученные теоретические знания по дисциплине «Основы экономических и правовых знаний производственной деятельности» по теме: «Банки. Банковская система России». 

Целью урока является объяснение студентам как пользоваться услугами банков в профессиональной деятельности, а также для повышения благосостояния своей семьи, и как избегать рисков, связанных с использованием этих услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_banki._bankovskaya_sistema_rossii.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  

для профессии «Повар, кондитер» (2 курс)

Зубенко Т.Н.

Тема урока:

Банки. Банковская система России.

Цель: Объяснить обучающимся, как пользоваться услугами банков в профессиональной деятельности и для повышения благосостояния своей семьи, и как избегать рисков, связанных с использованием этих услуг

Задачи:  

  • формирование знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
  • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
  • формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, создание собственного бизнеса

Базовые понятия:

банковская система России, коммерческие банки, Центральный банк, Система страхования вкладов (ССВ), дебетовая карта, пин-код, овердрафт, текущий счёт, сберегательный вклад, ставка процента, капитализация процентов, валюта, банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических и юридических лиц, рефинансирование кредита, сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы), кредитная карта

Умения и компетенции

В результате изучения этой темы обучающиеся должны уметь:

  • различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;
  • учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;
  • получить страховое возмещение по вкладу или текущему счёту, если у их банка отозвали лицензию;
  • пользоваться своими банковскими картами по всему миру;
  • не путать дебетовую карту с кредитной картой
  • пользоваться банкоматами;
  • различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов;
  • рассчитать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;
  • сделать выбор между различными видами сберегательных вкладов;
  • определиться со сроком вклада;
  • выбрать, в какой валюте хранить деньги;
  • правильно выбрать банк для размещения сберегательного вклада;
  • оценивать отношение между расходами и использованием кредитной ответственности;
  • различать банковский кредит и микрокредит;
  • соотносить вид кредита с целью кредита;
  • отличить сберегательный сертификат от сберегательного вклада;
  • определять стоимость пая ПИФа при покупке и продаже;

После изучения этой темы обучающиеся должны обладать компетенциями:

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность (ОК-3);

• осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);

• использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности (ОК-5);

• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК-6);

• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий (ОК-7);

• пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками для повышения своего благосостояния;

• оценивать надёжность банка;

• сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

• оценивать необходимость использования кредитов для решения

профессиональных финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим

риски;

• принимать решение о необходимости инвестирования денежных

средств тем или иным способом;

ТЕМА 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ

Личностные характеристики и установки

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в размере страхового лимита, так и свою обязанность возвращать кредиты;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • навыки сотрудничества
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию
  • отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем;
  • установка на то, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
  • осознание необходимости изучения дисциплины;
  • осознание необходимости оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительных финансовых обязательств;
  • понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как можно уменьшить риски, связанные с кредитной нагрузкой.

Тип урока:

Урок изучения и усвоения нового материала

Форма урока:

Рассказ в форме беседы

Компьютерная презентация

Кейс

Работа в группах

Формы оценки

Оценивается аудиторная работа студентов на занятии, посвящённой изучению данной темы. При оценке учитывается правильность ответов на вопросы кейса, активность участия в дискуссии, точность решения задач.

Время проведения: (45 мин)

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение, беседа с показом видеоматериала)

Образовательные технологии

  • Личностно-ориентированные технологии.
  • Информационно-коммуникационная.
  • Кейс-технологии.

Форма организации учебной деятельности

  • Компьютерная презентация
  • Дискуссия

Оборудование и дидактические средства:

  • Учебник Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таипова «Экономика предприятия торговли и общественного питания», компьютер, проектор, презентация, подготовленная в программе «PowerPoint» и видеоматериалы; карточки с вопросами кейса.

Этапы урока:

  1. организационный этап (3 мин.):

Приветствие, проверка явки студентов, заполнение журнала учета, проверка готовности студентов к занятию, настрой на работу, доведение плана занятия.

  1. актуализация опорных знаний и умений (5 мин);

Студентам предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.

  1. изложение нового материала;

изложение материала в форме беседы с показом презентации

Преподаватель

Что такое коммерческие банки и зачем они нужны

В любой стране, в любом городе, с одной стороны, есть люди,

которым не хватает денег и которые хотели бы их одолжить. С другой стороны, есть и те, кто откладывает лишние деньги и хотел бы их инвестировать. А ещё есть фирмы, желающие найти средства

для начала какого-нибудь проекта, а потом рассчитаться с инвестором из полученной прибыли.

Могли бы все эти люди и фирмы сами одалживать друг другу

деньги под проценты без помощи банков? Могли бы, но их возможности были бы сильно ограничены. Одному человеку пришлось бы затрачивать много времени и сил, чтобы найти того, кто

готов дать в долг нужную сумму и на нужный срок.

Предлагает ответить на вопрос

Пример 1. Сергею Сергеевичу необходимо 200 тыс. р., которые он готов вернуть с процентами через 2 года. У Антона

Владимировича есть как раз 200 тыс. р., но он готов их одолжить только на 6 месяцев. Динара Петровна может дать в долг

только 75 тыс., но зато на 1 год. А Олег Олегович сказал, что

сейчас свободных денег нет, но, возможно, к декабрю появятся. Сергею Сергеевичу лучше воспользоваться услугами банка,

который, объединив средства вкладчиков, выдаёт ссуды и тем

самым может удовлетворить конкретные потребности всех своих клиентов.

Пример 2. Мебельной фабрике в городе N срочно требуется

100 млн р. на строительство цеха по обработке древесины. В том

же городе проживает несколько тысяч человек, готовых прямо

сейчас выгодно вложить от 10 до 100 тыс. р. Как быстро фабрика

сможет сама собрать необходимую сумму, занимая у жителей города? Не проще ли ей взять кредит в местном банке, который как раз принимает вклады у населения?

Студенты отвечают на вопрос, приводят свои примеры, делают вывод о значении коммерческих банков в жизни общества

Преподаватель: дополняет, информирует о стандартном наборе услуг коммерческих банков, о том, как банки зарабатывают деньги. Рассказ сопровождает показом презентации.

Преподаватель: предлагает разобрать жизненную ситуацию

Жизненная ситуация 1.

Отец сделал вклад в банке на сумму 600 тыс. р. В этом же банке у него есть зарплатная карта, баланс на которой 250 тыс. р.

Неделю назад отец узнал, что банк стал банкротом и у него

отозвали лицензию. Что это значит? Может ли отец вернуть

свои деньги и если да, то как это сделать?

Преподаватель вовлекает студентов в дискуссию, выслушивает ответы

Студенты обсуждают, предлагают свои варианты решения проблемы

Преподаватель: выслушивает, разъясняет, что такое банкротство банка, описывает процедуру банкротства, степень ответственности банков перед вкладчиками, порядок возмещения вкладов. Описывает риски вкладчиков, описывает ССВ (систему страхования вкладов). Рассказывает кто и как регулирует банки в России. Рассказ проводит в форме беседы с демонстрацией презентации.

Вопрос для размышления: «У ССВ, несомненно, есть много плюсов. Она

стимулирует граждан делать сбережения в банках и предотвращает панику в периоды кризисов. Подумайте: есть ли отрицательные моменты

страхования вкладов?»

Преподаватель предлагает перейти к обсуждению кейса

Кейс 1.1. «Обманутые вкладчики обращаются к Президенту РФ»

В середине 2012 г. на портале РБК появилась следующая новостная статья:

30 августа более 70 обманутых вкладчиков ОАО «Мобилбанк»

провели митинг протеста возле здания банка. Митинг был ранее

санкционирован в Правительстве Москвы.

9 августа 2012 г. Банк России отозвал у ОАО «Мобилбанк»

лицензию на осуществление банковских операций. В результате

более тысячи вкладчиков, имевшие вклады в Мобилбанке размером более 700 тыс. р., потеряли часть своих сбережений безвозвратно...

...Обманутые вкладчики требовали от руководства банка выйти к ним. По всему периметру здания Мобилбанка на улице Солянка стояли пикетчики с лозунгами и фотографиями «человека-невидимки» и рисунками с изображением пирамиды из долларов.

В конце митинга вкладчики наклеили плакаты с требованиями на

двери, вывеску и стены банка. На митинге было собрано более

50 подписей под обращением к Президенту РФ Владимиру Путину

и главе ЦБ Сергею Игнатьеву. Обманутые вкладчики планируют собрать подписи всех людей, пострадавших от банкротства банка и

потерявших свои деньги (таких больше тысячи человек).

Текст обращения:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемый Сергей Михайлович!

9 августа 2012 года ЦБ отозвал у ОАО «Мобилбанк» лицензию на осуществление банковских операций...

...Все мы, вкладчики, имевшие на счетах ОАО «Мобилбанк»

вложения больше 700 тыс. р., потеряли их безвозвратно. Мы не

миллионеры и не олигархи, среди нас много людей, занимающихся малым бизнесом, менеджеров среднего звена, пенсионеров,

которые в результате мошеннических действий владельцев банка потеряли свои накопления. Для большинства из нас это были

единственные сбережения...

...Руководство и владельцы ОАО «Мобилбанк» целенаправленно осуществляли банкротство банка, не принимая должных

мер по восстановлению его платёжеспособности, выдавая сомнительным (нередко «родственным») компаниям невозвратные

кредиты, не обеспечивая необходимый резерв, безосновательно

скупая ценные бумаги (на момент отзыва лицензии они составили

порядка 50 % активов банка).

С 2010 года 50,33 % акций банка принадлежали ZZZ — партнёру ХХХ9. Именно его интересы представлял формальный держатель контрольного пакета. И именно он некогда значился председателем правления банка «Московский капитал», в отношении

которого три года назад была запущена процедура банкротства

при схожих обстоятельствах. В 2009 г. XXX и его сын «оставили у

разбитого корыта» тысячи клиентов банка «Московский капитал»,

потратив их деньги на высокорискованные кредиты...

Имена акционеров не приводятся в кейсе по этическим соображениям.

...Именно финансовые интересы XXX представлял держатель

контрольного пакета акций «Мобилбанка», убыток которого всего за год вырос с 17 до 113 млн р. Только за июнь текущего года

банк 29 раз нарушал нормативы, установленные ЦБ РФ (норматив

достаточности капитала снизился до 6,75 %)...»

Вопросы к кейсу:

1. Почему обманутые вкладчики пишут, что потеряли именно

ту часть сбережений, которая превышала 700 тыс. р.? Есть ли у них

шанс вернуть оставшиеся деньги? Должно ли им помочь в этом государство?

2. Какие две ошибки совершили вкладчики, размещая средства в «Мобилбанке»?

Студенты делятся на группы по 4 человека. Каждая группа после обсуждения предлагает свой вариант решения ситуации, доказывает правильность принятого решения. Группы дополняют друг друга и принимают окончательное решение по кейсу.

Преподаватель участвует в дискуссии, объясняет, дополняет, оценивает работу групп

Ответ:

а) Вкладчики хранили больше страхового лимита — 700 000 р. — в

одном банке. Когда банк разорился, им было компенсировано через ССВ

по 700 000 р. Все деньги сверх этого лимита банк им не вернул. Поэтому

они и вышли на улицу с плакатами. К сожалению, возврат сумм сверх

страхового лимита Агентство по страхованию вкладов не гарантирует,

но вкладчики могут попытаться получить оставшиеся средства через суд.

Правда, это может занять до нескольких лет, и исход суда будет зависеть

от того, сколько активов было у банка на момент закрытия и какое место

занимают вкладчики в очереди кредиторов.

б) Во-первых, разместили в одном и том же банке суммы свыше

страхового лимита. Во-вторых, не проверили репутацию банка. Если

после разорения они смогли найти в Интернете обличающую инфор-

мацию о владельцах банка, то могли бы это сделать и до того, как

разместили в нём крупные суммы с риском для себя.

Преподаватель: возвращается к решению задачи 1, данной в начале урока. Выслушивает ответы студентов, даёт правильный ответ.

Объясняет, какие риски не подлежат страхованию.

Преподаватель – «Если у вас есть сомнения, какая часть ваших сбережений в нём гарантирована государством, а какая — нет, это всегда можно выяснить у менеджера банка. Он обязан дать вам исчерпывающий ответ».

Объясняет, что нужно делать, если у банка отозвали лицензию.

Преподаватель – возвращается к кейсу об обманутых вкладчиках, задаёт вопросы

– Почему протестующие упоминали в своём обращении норматив

достаточности капитала?

– Почему важно, чтобы банки соблюдали этот норматив? Только ли

ради того, чтобы у ЦБ был инструмент воздействия на экономику?

Ответ:

Одним из официальных показателей деятельности банковской организации является норматив достаточности капитала, характеризующий финансовую устойчивость банка. Он позволяет оценить, в какой степени банк способен обеспечить выполнение своих обязательств

перед клиентами за счёт собственных средств. Норматив достаточности

собственных средств (капитала) банка (H1) регулирует (ограничивает)

риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для

покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Норматив Н1

определяется как отношение размера собственных средств (капитала)

банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска

Подведение итогов урока

Преподаватель выясняет есть ли у студентов вопросы по теме урока, выставляет оценки, даёт домашнее задание.

д/з Используя интернет ресурсы подготовить сообщение о банкротстве какого-либо банка и прокомментировать сложившуюся ситуацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция - презентация "Деньги. Банковская система"

Лекция - презентация по теме: "Деньги. Банковская система"  представлена слайдами с основным текстовым материалом для конспектирования и визуального восприятия, а также блок-схемами....

Методическая разработка урока (моделирующая игра) на тему "Деньги.Банки. Банковская система."

Материал предназначен для преподавания  в профессиональном училище. Может быть интересен на уроках экономики  в 9-11 классах средней школы....

Особенности развития банковской системы в России

созданию современной банковской системе предшествовал огромный период. В течении длительного времени происходило становление банковской системы, оно не завершено и до настоящего времени....

Презентация к теме "Банки и банковская система"

Презентация к теме "Банки и банковская система"....

"Банковская система в России"

quot;Банковская система в России" отражает основные вопросы: структура, роль государства, крупнейшие банки, активы....