ОП.11 Учет и отчетность в торговле
рабочая программа

Баранова Юлия Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям),  входящей состав укрупненной группы специальностей  38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.11_uchet_i_otchetnost_kom2017.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по специальности среднего профессионального образования

38.02.04  Коммерция (по отраслям)

ОП.11 Учет и отчетность в торговле

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

                                

Одобрена  методическим объединением

экономических дисциплин

Протокол  №___

от «___» _____________20      г

Председатель МО:

_________________Л.С. Козина

                                

.                        

                                        

                

Автор:

        Ю.Н. Баранова, преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

  1. Условия реализации  учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 Учет и отчетность в торговле

  1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям),  входящей состав укрупненной группы специальностей  38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оформлять документы о возложении материальной ответственности;
  • оформлять товарно-сопроводительные документы;
  • оформлять документы об установленных расхождениях при приемке товаров по количеству и качеству;
  • оформлять документы о приемке товаров.
  • оформлять документы и вести учет реализации товаров в кредит, по безналичному расчету;
  • составлять товарный отчет.
  • составлять кассовые документы.
  • вести документальное оформление инвентаризаций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятие и виды хозяйственного учета;
  • реквизиты и требования, предъявляемые к оформлению бухгалтерских документов;
  • сущность, виды, формы и порядок возложения материальной ответственности;
  • товарно-сопроводительные документы и их оформление;
  • документальное оформление получения товаров и тары от поставщиков;
  • документальное оформление установленных расхождений при приемке товаров.
  • порядок и документальное оформление реализации товаров в магазине: за наличные деньги, в кредит, по безналичному расчету;
  • виды и документальное оформление товарных потерь;
  • порядок переоценки товаров, документальное оформление переоценки.
  • порядок отчетности материально ответственных лиц за товары и тару;
  • порядок документального оформления расчетов с покупателями и ведения книги кассира-операциониста;
  • документальное оформление кассовых операций по приему и выдаче денег из главной кассы;
  • документальное оформление сдачи выручки в банк;
  • документальное оформление движения основных средств малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  • цель, задачи, порядок, сроки и документальное оформление проведения инвентаризации.

Формируемые компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками,
организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  58 часа;

самостоятельной работы обучающегося 29 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:

        лабораторные работы

0

        практические занятия

18

        контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:

       решение ситуационных задач

10

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

10

       выполнение домашних заданий

9

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Учет и отчетность в торговле»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема1.   Понятие о хозяйственном учете

Содержание учебного материала

5/2

1

Понятие о хозяйственном учете.

Понятие о хозяйственном учете. Учетные измерители: натуральные, трудовые и денежные. Учет суммовой, количественный, количественно-суммовой.        Формы организации учета на предприятии: централизованный, децентрализованный. Понятие документа. Классификация документов по месту составления, по назначению, по объему содержания информации, по степени использования технических средств. Реквизиты документа. Требования по оформлению документов. Понятие документооборота. Этапы движения документов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

  • Выполнение домашнего задания по теме 1 (проработка конспекта занятия, учебной литературы).
  • Подготовить доклад на тему: «Состояние организации учета ТМЦ на современном   этапе».
  • Подготовить таблицу «Классификация документов».
  • Решение ситуационных задач.
  • Дать характеристику документов по признакам классификации

3

Тема 2.    Материальная ответственность в торговле.

Содержание учебного материала

8/4(2)

2

Организация материальной ответственности в торговли.

Виды материальной ответственности. Виды материальной ответственности за причиненный ущерб. Разновидности полной материальной ответственности.

2

3

Практическая работа №1 Изучение «Положения о материальной ответственности  рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

  • Выполнение домашнего задания по теме 2 (проработка учебной литературы, подготовка к практической работе).
  • Решение ситуационных задач.
  • Составить тест по теме: «Организация материальной ответственности в торговле».

4

Тема 3.    Учет движения товаров и тары в торговле.

Содержание учебного материала

23/16(6)

4

Порядок поступления товаров и тары в торговое предприятие.

Источники поступления товаров.         Товарно-сопроводительные документы: количественные, качественные, расчетные. Доверенность на получение ТМЦ

Порядок и документальное оформление приемки товаров и тары от поставщиков при централизованной и децентрализованной поставке.

10

3

5

Учет реализации товаров и выбытия тары.

Формы реализации товаров в торговой организации. Расчет объема реализации при продаже товаров за наличный расчет, по предварительным заказам, в мелкорозничной сети.  Порядок и документальное оформление реализации товаров в кредит. Реализация товаров по безналичному расчету. Документальное оформление выбытия тары. Материальная ответственность за несвоевременный возврат тары.

3

6

Отчетность материально ответственных лиц за товары и тару.

Формы отчетности материально ответственных лиц за товары и тару. Товарный отчет. Первичные документы необходимые для составления товарного отчета. Содержание, порядок оформления товарного отчета. Порядок исправления ошибок в товарных отчетах. Сроки и порядок отчетности материально ответственных лиц за товары и тару.

3

7

Переоценка товаров

Виды, причины.

3

8

Товарные потери.

Понятие, виды

3

9

Практическая работа № 2 Оформление товарно-сопроводительных документов.

6

10

Практическая работа № 3 Документальное оформление  переоценки товаров.

11

Практическая работа № 4 Оформления товарного отчета.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

  • Выполнение домашнего задания по теме 3 (проработка конспекта занятия, учебной литературы, подготовка к практическим работам).
  • Подготовить доклады на темы: «Организация хозяйственных связей с поставщиками»,  «Организация продажи товаров в кредит в современных условиях»,  «Организация продажи товаров через торговые  автоматы»,
  •  Решение ситуационных задач.
  • Составить кроссворд по теме «Учет движения товаров и тары в торговле».

7

Тема 4.  Учет кассовых операций в торговле

Содержание учебного материала

28/20(8)

12

Организация работы операционной кассы. 

Кассовые операции в торговле. Виды касс, их назначение. Порядок введения в эксплуатацию операционной кассы. Порядок ведения записей в книге кассира-операциониста. Подсчет выручки операционной кассы. Возврат наличных денег из операционных касс по неиспользованным кассовым чекам.

12

3

13

Главная касса. Поступление денег в главную кассу.

Операции, осуществляемые главной кассой. Условия обеспечения сохранности денежных средств в главной кассе. Документальное оформление операций по приему наличных денег в главной кассе. Порядок составления приходного кассового ордера.

3

14

Выбытие денег из главной кассы. 

Документальное оформление выбытия денег из главной кассы. Правила составления расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей на выдачу заработной платы. Порядок осуществления хозяйственных операций по выбытию денег из главной кассы. Порядок выдачи заработной платы по платежной ведомости.

3

15

Подотчетные лица и подотчетные суммы.

Понятие подотчетных лиц и подотчетных сумм. Порядок и документальное оформление выдачи денег под отчет. Порядок отчетности подотчетных лиц об использовании выданных авансов.

3

16

Порядок сдачи выручки в банк.

Порядок и документальное оформление сдачи торговой выручки в банк. Правила оформления препроводительной ведомости.

3

17

Отчетность главного кассира. 

Порядок отчетности кассира перед бухгалтерией. Порядок ведения кассовой книги. Правила оформления и содержание отчета кассира. Первичные документы для составления отчета кассира. Порядок проведения инвентаризации в главной кассе.

3

18

Практическая работа № 5  Оформление книги кассира-операциониста  

8

19

Практическая работа № 6 Ведение  кассовой документации (оформление приходных и расходных кассовых ордеров)

20

Практическая работа № 7 Ведение кассовой документации (оформление препроводительной ведомости)

21

Практическая работа № 8 Ведение кассовой документации (оформление кассового отчета)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

  • Выполнение домашнего задания по теме 4 (проработка конспекта занятия, учебной литературы, подготовка к практическим работам).
  • Подготовить доклад на тему: «Использование операционных касс в учете движения товаров»
  • Решение ситуационных задач

8

Тема 5.  Учёт основных средств торговых предприятий, малоценного и быстро изнашивающего инвентаря

Содержание учебного материала

9/6

22

Понятие основных средств. 

Классификация основных средств: по назначению, по вещественно натуральному признаку, по принадлежности, по использованию. Виды оценки основных средств. Понятие первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости основных средств. Документальное оформление поступления основных средств. Цели и источники создания амортизационного фонда. Списание основных средств.

6

2

23

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Документальное оформление поступления малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов.  

2

24

Учёт основных средств торговых предприятий, малоценного и быстро изнашивающего инвентаря. 

Характеристика объектов учета, их классификация, оценка и задачи учета

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

  • Выполнение домашнего задания по теме 5 (проработка конспекта занятия, учебной литературы).
  • Составить сравнительную таблицу «Учет основных средств торговых предприятий, малоценного и быстро изнашивающего инвентаря»

3

  1. Тема 6.  Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Содержание учебного материала

14/10(2)

25

Понятие инвентаризации.

Цель и задачи инвентаризации. Причины проведения инвентаризации. Классификация инвентаризаций: по назначению и характеру, по полноте охвата, по методу проведения.

8

3

26

Сроки и порядок проведения инвентаризации.

Сроки проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации. Порядок подготовки товарно-материальных ценностей к проведению инвентаризации.

3

27

Порядок ведения инвентаризационной описи-акта.

Порядок ведения инвентаризационной описи-акта материально-ответственными лицами и членами инвентаризационной комиссии. Порядок выявления предварительных и окончательных результатов инвентаризаций. Исправление ошибок в инвентаризационной описи-акте.

3

28

 Контроль за качеством проведенных инвентаризаций.

29

Практическая работа № 9  Оформление инвентаризационной описи

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

  • Выполнение домашнего задания по теме 6 (проработка конспекта занятия, учебной литературы).
  • Решение ситуационных задач.
  • Составить структурно-логическую схему «Порядок проведения инвентаризации ТМЦ»
  • Подготовка к экзамену

4

Экзамен

Для характеристики уровня освоения учебного материала использованы следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)                          


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Бухгалтерский учет» 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- ученическая доска,

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Учет и отчетность в торговле».

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная  литература:

1.Клочкова О.Е. Писаренко А.С. Бухгалтерский учет в торговле: учебное пособие для среднего профессионального образования – М: издательский центр «Академия», 2014, 368с.

2. Бухгалтерский учет: учеб. Для студ. Учреждений сред.проф. образования/ А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В.Кириллов – 9-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru
  2. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru 
  3. Электронный ресурс «Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики». Форма доступа:  www.gks.ru
  4. Электронный ресурс «Глоссарий». Форма доступа:   www.glossary.ru
  5. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа:  www.lib.ua-ru.net

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • оформлять документы о возложении материальной ответственности

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • оформлять товарно-сопроводительные документы

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • оформлять документы об установленных расхождениях при приемке товаров по количеству и качеству

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • оформлять документы о приемке товаров

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • оформлять документы и вести учет реализации товаров в кредит, по безналичному расчету

внеаудиторная самостоятельная работа

  • рассчитывать нормы списания естественной убыли и актировать ненормированные товарные потери

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • составлять товарный отчет

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • составлять кассовые документы

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • вести документальное оформление инвентаризаций

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

  • понятие и виды хозяйственного учета

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы.

  • реквизиты и требования, предъявляемые к оформлению бухгалтерских документов

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • сущность, виды, формы и порядок возложения материальной ответственности

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • товарно-сопроводительные документы и их оформление

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • документальное оформление получения товаров и тары от поставщиков

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • документальное оформление установленных расхождений при приемке товаров

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • порядок и документальное оформление реализации товаров в магазине: за наличные деньги, в кредит, по безналичному расчету

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • виды и документальное оформление товарных потерь

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • порядок переоценки товаров, документальное оформление переоценки

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • порядок отчетности материально ответственных лиц за товары и тару

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • порядок документального оформления расчетов с покупателями и ведения книги кассира-операциониста

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • документальное оформление кассовых операций по приему и выдаче денег из главной кассы

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • документальное оформление сдачи выручки в банк

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • документальное оформление движения основных средств малоценных и быстроизнашивающихся предметов

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы

  • цель, задачи, порядок, сроки и документальное оформление проведения инвентаризации

тестирование,  фронтальный опрос, защита самостоятельной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет и отчетность

Данный материал может быть использован  по предмету Учет и отчетность по теме: Материальная ответственность...

Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство в торговле» по специальности "38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ)

Программа разработана на дисциплину вариативной части  ОПОП по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы и подготовке к промежуточной аттестации по ОП.08 Основы бухгалтерского учета ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в торговле) заочная форма обучения

Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по ОП.08 Основы бухгалтерского учета предназначены для обучающихся заочного отделения ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в то...

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю ПМ 06 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

В работе представлены разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от поставленной цели:2 курс (Формирование умений работать с правовыми документами и литературой, развитие по...

Сборник тестовых заданий по МДК 04.03 «Учет и отчетность в малом бизнесе»

Сборник тестовых заданий по МДК 04.03 «Учет и отчетность в малом бизнесе» разработан на основе Программы профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетност...

Методические указания по изучению дисциплины "Бухгалтерский учет и отчетность" и задания для выполнения домашней контрольной работы

Методические рекомендации по дисциплине «Бухгалтерский учет и отчетность» предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация соци...

Компьютерное тестирование MyTest МДК 04.03 Автоматизация бухгалтерского учета и отчетности

MyTest – система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов                    ...