материалы к уроку "семейный бюджет"
план-конспект урока на тему
Разработки к уроку "семейный бюджет" : ход урока, презентация, игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "семейный бюджет" | 2.51 МБ |
ход урока | 45.97 КБ |
презентация игры | 739.5 КБ |
материалы к игре | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработки умений и навыков. ЦЕЛИ: Обучающие : Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств. Уметь заполнять и вести домашнюю финансовую документацию; Развивающие: Развивать способность сравнивать и анализировать; Формировать навыки ведения домашней финансовой документации. Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности; Воспитывающие : Воспитать уважение к собственности, ответственность и экономность; ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет, реальный, номинальный доход, закон Энгеля , инфляция, кривая Лоренца ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: проектор, раздаточный материал Время: 45 минут Список литературы: Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват . учрежд . / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват . Учрежд . Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002. Раздаточный материал к игре.
Этапы реализации технологии Задачи этапа Содержание учебного материала Формы обучения Методы обучения Обратная связь, измерители Время 1. Организация начала занятия Подготовить учащихся к работе на уроке Фронтальная Словесный Организация внимания 1 2. Постановка цели Определить цель занятия Цель занятия Фронтальная Словесный Сосредоточение внимания 1 3. Проверка домашнего задания Оценить готовность к уроку Индивидуальная Словесный Выполнение действий 3 4. Изложение нового материала Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний Что такое семья Бюджет семьи Рациональный бюджет школьника Номинальная, реальная з/п Закон Энгеля Фронтальная Словесный наглядный Запись в тетрадь, 20 5. Самостоятельная работа Закрепить умения и навыки Сюжетно-ролевая игра "Семейный бюджет" Индивидуальная Практический Выполнение действий 15 6. Подведение итогов Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели Анализ допущенных ошибок и оценивание работы учащихся на уроке Фронтальная Словесный обсуждение 5 Технологическая карта
Урок №17 18.11.15 Семейный Бюджет Цели урока : Познакомиться с экономической жизнью семьи и Научиться планировать и учитывать средства семейного бюджета
Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
бюджет сбалансированный. бюджет имеет дефицит профицитный бюджет
Фазы составления бюджета Постановка финансовых целей. Оценка доходов Планирование расходов
Рациональный бюджет школьника Запланированные доходы Сумма Запланированные расходы Сумма Деньги от родителей на карманные расходы Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы) Заработок Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.) Другие доходы Сбережения Всего доходов Всего расходов Доходы – расходы = ?
Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать их для оплаты собственных расходов. Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени Реальный доход – объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
Реальный доход семьи = ------------------------------------- Номинальный доход Индекс цен
Закон Энгеля Чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая – на покупку товаров длительного пользования, и, наоборот, с ростом доходов семьи расходы на питание и товары первой необходимости сокращаются, а доля расходов на дорогостоящие товары и на удовлетворение культурных потребностей возрастает.
Неравенство распределения доходов Кривая Лоренца – показывает фактическое распределение национального дохода.
ИГРА « СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» Цель игры Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономические целесообразные и социально-ответственные решения; Развитие способностей: системного анализа проблем и принятия целесообразных решений по ним эффективного делового взаимодействия в ходе коллективной работы по принятию решений; ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; экономности, бережливости, предприимчивости.
Разделиться на группы по 7-8 человек Выбрать фамилию семьи Разделить роли: Жена Муж Дочь Сын И так далее Ход игры 1-й этап
4. Заполнить приложение 1 5. Спланировать предстоящие расходы за месяц (близко к реальной жизни)и заполнить таблицу (Приложение 2) 6. Представить аудитории свою семью и прокомментировать принятые решения.
1. Получить индивидуальную ситуацию (Приложение 3) 2. По ситуации принять решение и изыскать дополнительные доходы. 2-й этап
3 -й этап Высказывается глава семьи о поведении каждого члена семьи Были ли в «семье» конфликты ? Какие использовались аргументы для решения проблем? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?
Домашнее задание : Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета? дополнительное задание: Доклад на тему «экономические меры социальной п оддержки по сокращению степени неравенства в распределении национального дохода в России».
Предварительный просмотр:
Урок # 17 "Семейный бюджет"
Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработки умений и навыков.
ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
- Уметь заполнять и вести домашнюю финансовую документацию;
Развивающие:
- Развивать способность сравнивать и анализировать;
- Формировать навыки ведения домашней финансовой документации.
- Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;
Воспитывающие:
- Воспитать уважение к собственности, ответственность и экономность;
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет, реальный, номинальный доход, закон Энгеля, инфляция, кривая Лоренца
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: проектор, раздаточный материал
Время: 45 минут
Список литературы:
- Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
- Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.
- Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.
- Раздаточный материал к игре.
Технологическая карта.
Этапы реализации технологии | Задачи этапа | Содержание учебного материала | Формы обучения | Методы обучения | Обратная связь, измерители | Время |
1. Организация начала занятия | Подготовить учащихся к работе на уроке |
| Фронтальная | Словесный | Организация внимания | 1 |
2. Постановка цели | Определить цель занятия | Цель занятия | Фронтальная | Словесный | Сосредоточение внимания | 1 |
3. Проверка домашнего задания |
| Индивидуальная | Словесный | Выполнение действий | 3 | |
4. Изложение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний | Что такое семья Бюджет семьи Рациональный бюджет школьника Номинальная, реальная з/п Закон Энгеля | Фронтальная | Словесный наглядный | Запись в тетрадь, | 20 |
5.Самостоятельная работа | Закрепить умения и навыки | Сюжетно-ролевая игра "Семейный бюджет" | Индивидуальная | Практический | Выполнение действий | 15 |
6. Подведение итогов | Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели | Анализ допущенных ошибок и оценивание работы учащихся на уроке | Фронтальная | Словесный | обсуждение | 5 |
ХОД УРОКА
Организация начала занятия (1 мин.):
Приветствие
Проверка присутствующих
Проверка домашнего задания (3 мин.). Начнем наш урок с проверки вашего домашнего задания.
Знакомство с темой и Постановка целей (1мин.)
Сегодня тема нашего урока: семейный бюджет. Как вы думаете какова цель нашего сегодняшнего урока?)( выявляю цели занятия вместе с учениками)
Изложение нового материала (20 мин.)
Бюджет семьи
Жизнь семьи складывается из множества повседневных хозяйственных мелочей и будничных дел, но ни что так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка планировать и учитывать средства семейного бюджета.
Для того, чтобы перейти непосредственно к изучению бюджета семьи, давайте попробуем разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц?
Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки - расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.
Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. В таком случае семья вынуждена жить в долг, занимая деньги.
Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным, у семьи появляется возможность направлять свободные средства на сбережения.
Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:
Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.
Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.
Рациональный бюджет школьника
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.
Таблица 1
Недельный бюджет школьника
Запланированные доходы | Сумма | Запланированные расходы | Сумма |
Деньги от родителей на карманные расходы |
| Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы) |
|
Заработок |
| Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.) |
|
Другие доходы |
| Сбережения |
|
Всего доходов |
| Всего расходов и доходов |
|
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму "на всякий случай". Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
Теперь, когда мы изучили личный бюджет,мы можем поговорить о доходах и расходах наших семей.
Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.
Семьи получают свои доходы благодаря владению факторами производства и предоставлению их в пользование другим людям или фирмам. Давайте вспомним, какие факторы производства нам известны? (Земля, Труд, Капитал, Предпринимательские способности, Информация)
Доходы семьи делятся на два основных вида: номинальные и реальные
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.
Реальный доход – объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
Исходя из этого ответьте мне на вопрос, в чем выражается реальный и номинальный доход? (Номинальный доход выражается в рублях или иной валюте, а реальный в продуктах или услугах)
Реальный доход во многом зависит от такого экономического процесса, как инфляция. Кто-нибудь догадывается почему? (Что характерно для инфляции?)
Вспомним определение. Инфляция – процесс обесценения денег, который выражается падением их покупательной способности, повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Влияние инфляции на экономику семьи негативно, т.к. общий рост цен и падение покупательной способности денег обесценивают доходы семьи. Обесценивание семейных доходов ведет в свою очередь к резкому росту разницы между реальными и номинальными доходами. То есть, если цены растут быстрее, чем заработная плата, то это может привести к дефициту семейного бюджета.
Итак, вы получили достаточно много информации, и теперь, я думаю, вы без труда сможете сформулировать формулу для реальных доходов! давайте вместе попробуем.
Номинальный доход
Реальный доход семьи = ----------------------------------------
Индекс цен
Индекс цен- показатель, который характеризуется соотношением цен во времени.( цены в базовом году делить на цены текущего года)
Изучая доходы семьи нельзя не упомянуть немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля. Он утверждал( записываем) :"чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая – на покупку товаров длительного пользования, и, наоборот, с ростом доходов семьи расходы на питание и товары первой необходимости сокращаются, а доля расходов на дорогостоящие товары и на удовлетворение культурных потребностей возрастает.
Но нужно учитывать, что закон Энгеля не носит абсолютный характер, так как в Мире есть и такие люди, чьи изменения в доходах никак не отразятся в структуре их расходов. На своем примере: я люблю творог. Постоянно покупаю его на рынке за 180 руб/ кг. Так как у меня ограниченный бюджет я покупаю только 500гр творога. Но если мои доходы увеличатся, я всё равно буду покупать этот же творог, только смогу теперь позволить себе купить 800 гр вместо 500.
Неравенство распределения доходов.
Различия в размерах заработной платы и других источников формирования семейного бюджета определяют неравенство в распределении доходов. Почему же возникает это неравенство? Давайте разберемся... Существует ряд причин: это
1) различия в способностях;
2) различия в образовании;
3) различия в профессиональном опыте;
4) различия в распределении собственности;
5) риск, удача, с которыми связана деятельность людей.
Все эти причины действуют в разных направлениях, увеличивая или уменьшая неравенство. Для того чтобы определить степень этого неравенства, экономисты используют кривую Лоренца, которая отражает фактическое распределение на ационального дохода. Эту кривую экономисты используют для сравнения доходов в различные промежутки времени, или между разными слоями определенной страны или между странами.
На горизонтальной оси координат откладывается процент населения, а на вертикальной - процент дохода. экономисты разделяют населения на пять частей, в каждую из которых входят 20% населения. Группы населения распределяют на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена линией OE. Она указывает на то, что любая группа населения получает соответствующий в достаток дохода. Абсолютно неравномерное распределение дохода представлен линией EF. Конечно, в реальной жизни бедная часть населения получает 5-7% от общего размера дохода, а богатый - 40-45% Поэтому кривая Лоренца лежит между линиями, которые отражают абсолютное равенство и абсолютное неравенство в распределении доходов. Чем неравномернее распределение доходов, тем больше вогнутость кривой Лоренца и тем ближе она будет к линии EF И наоборот, чем справедливее распределение, тем кривая Лоренца будет ближе к линии OE.
Как же можно ослабить проблему неравенства распределения национального дохода между различными слоями населения? ( хотелось бы чтобы кто-нибудь подготовил по этой теме доклад на следующий урок, только конкретно про соц. Поддержку в России ) итак, Эту проблему правительство может решать с помощью налоговой системы. В некоторых странах наиболее обеспеченные части населения облагаются высокими налогами (в процентном соотношении), чем малообеспеченные. К тому же полученные налоговые поступления государство может использовать как трансфертные платежи (это выплаты в форме компенсации населению, юридическим лицам, а также иным предприятиям негосударственной формы собственности) Практически во всех странах существуют различные социальные программы по защите населения, а именно помощь по социальному страхованию на случай потери работы, потери кормильца, пособие по инвалидности и др.
Итак, государственная налоговая система и различные трансфертные программы существенно уменьшают степень неравенства в распределении национального дохода страны.
Игра (15мин)
Далее учащимся предлагается проверить свои знания и навыки в условиях игровой ситуации.
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"
Пред учащимися ставятся цели игры
Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре.
Класс разбивается на группы
Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов
По окончании игры осуществляется подведение итогов игры
Подведение итогов урока (5 мин.)
Подведение итогов урока: всем кто набрал 5 или 4 плюсов ставлю 5 или 4 в журнал соответственно
Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель игры Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономические целесообразные и социально-ответственные решения; Развитие способностей: К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений; К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; К развитию экономности, бережливости, предприимчивости.
Участники игры Семья 1 (6-7 человек) Семья 2 (6-7 человек) Семья3 (6-7 человек) Эксперты- 3 человека
ХОД ИГРЫ Разделиться на группы по 7-8 человек Разделить роли: Жена Муж Дочь Сын И так далее Выбрать фамилию семьи
1 этап (7-12 минут) Составить характеристику семьи Придумать для каждого члена семьи: Игровое имя Возраст Профессию Заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) Возможные источники других доходов Итоговую сумму доходов всей семьи Данные занести в таблицу Приложение 1 (раздаточный материал) Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи Вам могут задать вопросы о составе семьи и ее доходах
2 этап (15-18 минут) 1. Спланировать предстоящие расходы за месяц (близко к реальной жизни), исходя из предполагаемых доходов 2. Заполнить таблицу Приложения 2 (раздаточный материал) 3. Семье представить свои расходы и прокомментировать принятые решения Вам могут задать вопросы эксперты и другие участники игры
3 этап (10-15 минут) Получить индивидуальную ситуацию Приложение 3 (раздаточный материал) Что нужно сделать: По ситуации принять решение и изыскать дополнительные расходы. Семья рассказывает о принятом решении
4 этап (Подведение итогов) Высказывается эксперт Подводит итог игры Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты
4 этап (Подведение итогов) Высказывается глава семьи о поведении каждого члена семьи Были ли в «семье» конфликты ? Какие использовались аргументы для решения проблем? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Семья _____________________
Семейный статус | Ф.И.О. | Возраст | Место учебы, работы | Заработная плата, пособия, пенсия |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Источник дополнительных расходов семьи.
- Приусадебный участок
- Ценные бумаги
- Аренда помещений
- Хобби
Общая сумма доходов______________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Статьи расходов | Затраты |
|
Накопления_____________________________________
Итого расходов__________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось, и она решила погостить еще месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?
- Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в семье.
- Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?
- Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» основной профессиональной образовательной программы...
«Проблемы формирования бюджета молодой семьи»
Статья об участии студентов техникума в работе круглый стола на тему «Проблемы формирования бюджета молодой семьи»....
Тематический план междисциплинарного курса МДК 03. 01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Тематический план междисциплинарного курса МДК 03. 01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами...
Рабочая программа ПМ. 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Рабочая программа ПМ. 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами...
Срез знаний по ПМ 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами » МДК.03.01. «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Срез знаний по ПМ 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами »МДК.03.01. «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»...
Проект "Семейный бюджет".
Масштаб: группа мальчиков 13 – 18 лет.Цели: 1)Изучить структуру семейного бюджета; 2)Определить возможные статьи доходов и расходов в ...
КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» специальность 38.02.06 Финансы
Календарно-тематический план профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Ор...