Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
методическая разработка на тему
Урок-экскурсия на производстве. Данная методическая разработка предназначена для преподавателей экономических и бухгалтерских дисциплин и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся приемами технологии проблемного обучения, а также применением игровых, мультимедийных и интерактивных информационных технологий, элементами практико-ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_otkr_uroka_obg.docx | 356.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
НА ТЕМУ: ВИДЫ КРЕДИТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Автор: М.М. Назар – преподаватель
экономических и бухгалтерских дисциплин
2018г.
Рассмотрено на заседании УМО преподавателей ЭБЮД Протокол № ___ от « _______» _______г. Председатель УМО ___________________Л.Н. Компаниец |
Автор методической разработки: М.М. Назар – преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей экономических и бухгалтерских дисциплин и преподавателей-предметников по другим дисциплинам, интересующихся приемами технологии проблемного обучения, а также применением игровых, мультимедийных и интерактивных информационных технологий, элементами практико-ориентированного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Подготовка к открытому уроку
- Подготовка преподавателя
- Подготовка группы
- Методика проведения урока
План часового занятия
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития образования является его ориентированность на формирование и воспитание всесторонне развитой творческой личности, способной самостоятельно решать задачи в соответствии с конкретными обстоятельствами. Основная задача средних специальных учебных заведений состоит в подготовке студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых на практике, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. Для достижения этих целей, наряду с традиционными уроками, внедряются такие уроки, как уроки-экскурсии.
Активные методы обучения направлены на первичное овладение знаниями; они способствуют развитию мышления, познавательных интересов, способностей, формируют умения и навыки самообразования. Познавательная активность и познавательная самостоятельность характеризует интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Уроки-экскурсии являются методом «погружения в материал», способствующим лучшему пониманию проблемы. Они включают себя различные мыслительные операции: анализ, синтез и обобщение.
Очень часто слишком сложный материал мешает достижению успешности в его изучении, а уроки-экскурсии уменьшают эту тревожность и стимулируют учащихся к достижению поставленных преподавателем целей. Из-за демонстративного характера данных уроков увеличивается интерес к усвоению материала. Из всего вышесказанного следует, что уроки-экскурсии обеспечивают максимальный эффект в обучении, создают учащимся условия для продвижения вперед в освоении знаний.
Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения урока-экскурсии на производстве по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала.
Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению уроков, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.
1 ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ УРОКУ
Подготовка преподавателя
Преподаватель совместно с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО корректирует содержание ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности по теме «Виды кредитов для населения» и оптимально определяют целесообразность проведения урока-экскурсии по данной теме.
Урок-экскурсия, как и любой урок, может быть успешно проведен, если тщательно продуман план урока, его организация и познавательная деятельность учащихся. Целесообразно составлять план урока, что дает возможность предварительно продумать и спланировать систему занятий по теме, определить цель занятия, наметить и подобрать наглядные пособия, установить межпредметные и внутрипредметные связи.
Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке они будут в гостях. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.
Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.
Экскурсионная часть объединяет в себе актуализацию опорных знаний, формирование новых знаний и их закрепление.
Экскурсионную часть предлагается начать с сообщения представителя банка о работе в области кредитования населения.
Актуализацию опорных знаний предлагается проводить в форме «Вопрос-ответ» с использованием метода «пресс-конференция». Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в бурное обсуждение темы, настроить их на необходимый темп работы, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.
После актуализации опорных знаний необходимо сообщить о видах кредитов для населения, предлагаемых КБ «Кубань Кредит» ООО, условиях кредитования, способах погашения кредитов. Для формирования новых знаний предлагается использовать метод беседы с представителем банка, во время которой студенты также могут задавать возникшие у них вопросы.
Для этапа закрепления новых знаний применяется метод «пресс-конференция» с участием представителя банка, при котором студенты решают ситуационные задачи по определению размера месячного платежа при погашении кредита и расчету суммы минимального обязательного платежа по кредитной карте, для этого преподавателем по согласованию с представителем банка подготовлены ситуационные задачи.
1.2 Подготовка студентов
Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности и выдает задание, в котором указывает, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности деятельности могут существовать на данном предприятии.
Преподаватель обязательно инструктирует студентов о том, что в процессе экскурсии на все возникающие вопросы следует за ответом обращаться к представителю предприятия. Чрезвычайно важно подвести итоги по выполнению задания (решение ситуационных задач).
Содержание урока-экскурсии должно быть грамотно сформировано преподавателем и только тогда осуществится обратная связь, достижение успешности в изучении предмета. Каждый урок-экскурсия учит студентов классифицировать, что является важной операцией и методом любой научной дисциплины и представляет определенную ступень в формировании знаний.
При проведении открытого урока была поставлена цель: сформировать у обучающихся понятие о кредите, познакомить с основными видами кредитов для физических лиц, условиями получения кредита, рисками при кредитовании, научить обучающихся рассчитывать предполагаемый платеж по кредиту.
При этом предполагалось приобрести следующие общие компетенции согласно требованиям ФГОС:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Очень важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на практическую значимость данной темы для будущей жизни.
На основании изученной темы на предыдущем уроке студентам дано задание на дом: повторить виды кредитов для населения, изучить преимущества и недостатки каждого вида кредитов, выявить риски при кредитовании, возможные способы погашения кредитов.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Экскурсия проводится в учебное время в течение – 45 минут. Экскурсию проводят преподаватель совместно с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО Преподаватель подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия.
Этап 1 – Организационный момент.
Преподаватель, посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.
Преподаватель знакомит студентов представителем банка, мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.
Сообщает тему урока, ее актуальность, цель урока, мотивирует студентов на лучшее усвоение предложенной темы.
Сообщает обучающимся систему оценки знаний.
Этап 2 – Экскурсионная часть.
Сообщение представителя КБ «Кубань Кредит» ООО о структуре работы коммерческого банка, о понятии кредитования, видах кредитов для населения и условиях предоставления кредитов. (Форма пресс-конференции в виде «Вопрос-ответ»).
Преподаватель: «Мы с вами четко определили, что такое кредит, его значение в современном мире, виды и условия предоставления кредитов. А теперь представитель КБ «Кубань Кредит» ООО расскажет нам о видах кредитов, предлагаемых их банком населению, условиях их предоставления, познакомит с формулой и алгоритмом расчета платежей по кредиту, а также минимального платежа по кредитной карте».
Представитель КБ «Кубань Кредит» ООО подробно рассказывает студентам о видах кредитов, предлагаемых их банком населению, условиях их предоставления, познакомит с формулой и алгоритмом расчета платежей по кредиту, а также минимального платежа по кредитной карте.
До начала пресс-конференции, тему которой студенты знали из программы, представитель банка попросила слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ей интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме. Затем в течение 5 минут она систематизировала вопросы по содержанию и начинала читать лекцию. Лекция излагалась не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого были даны ответы на интересующие студентов вопросы.
Форма лекции «лекция-пресс — конференция» представляет собой имитацию профессиональной ситуации. Это позволяет сконцентрировать внимание студентов на наиболее существенных аспектах содержания лекции, глубже их понять и усвоить. В конце лекции представитель банка провела анализ поданных студентами вопросов и определила сложные моменты в содержании лекции, которые, судя по заданным вопросам, вызвали наибольший интерес аудитории. Студенты аргументировано добавляли информацию, изложенную лектором, проявили большую заинтересованность к теме лекции.
После рассказа представитель банка раздала студентам буклеты КБ «Кубань Кредит» ООО с предложениями в области кредитования населения их банка.
После рассказа представителя КБ «Кубань Кредит» ООО студентам выдаются ситуационные задачи, где они должны рассчитать сумму ежемесячных платежей при дифференцированном погашении кредита, а также сумму минимального обязательного платежа по кредитной карте.
Этап 3 – Подведение итогов урока, выставление оценок.
На этом этапе урока целесообразно использовать беседу.
Преподаватель подводит итоги урока, акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждого отвечающего. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.
После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.
Далее преподаватель объявляет об окончании урока, благодарит представителя банка, прощается со студентами.
Группа | Дата |
715 | 15.03.2018г. |
План
часового занятия№17
УД: ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
Тема урока: Виды кредитов для населения время: 1 час
Вид занятия: Урок- образовательная экскурсия на производстве
Тип урока, применяемая современная образовательная технология: комбинированный урок с применением элементов практико-ориентированной технологии
Цель занятия | учебная: сформировать у обучающихся понятие о кредите, познакомить с основными видами кредитов для физических лиц, условиями получения кредита, рисками при кредитовании, научить обучающихся рассчитывать предполагаемый платеж по кредиту воспитательная: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за свой труд, положительное отношение к знаниям, умениям, дисциплинированность, готовность к социальному общению, умение работать в команде развивающая: развивать аналитическое мышление, умение применять полученные теоретические знания на практике деятельностная (ОК, ПК): ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Межпредметные связи | обеспечивающие: обществознание, математика, информатика , экономика обеспечиваемые: экономика организации, статистика, бухгалтерский учет |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия: буклеты КБ «Кубань Кредит» ООО
Раздаточный материал: карточки с заданиями
Технические средства обучения:
Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):
Литература:
Основная:
1. Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие рекомендовано УМО- М: Дашков и К, 2014.
Дополнительная:
1. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота - М.: ООО «Юнайтед Пресс». 2012.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы | формы и методы обучения | время |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационный момент: | 5 мин | |
1.1 | Взаимное приветствие | Диалог | |
1.2 | Проверка посещаемости | Диалог | |
1.3 | Сообщение темы урока, постановка целей и задач | Сообщение с использованием ИКТ | |
1.4 | Создание рабочего микроклимата | Мотивация обучающихся | |
1.5 | Критерии оценивания работы на уроке | Сообщение | |
2 | Экскурсионная часть | 35 мин | |
2.1 2.2 2.3 2.4 | Сообщение о работе КБ «Кубань Кредит» ООО в области кредитования населения Актуализация опорных знаний «Вопрос-ответ» Сообщение о видах кредитов для населения, предлагаемых КБ «Кубань Кредит» ООО, условиях кредитования, способах погашения кредитов Решение ситуационных задач по определению размера месячного платежа при погашении кредита и расчету суммы минимального обязательного платежа по кредитной карте | Беседа с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО Пресс-конференция с участием представителя КБ «Кубань Кредит» ООО Беседа с представителем КБ «Кубань Кредит» ООО Пресс-конференция с участием представителя КБ «Кубань Кредит» ООО | |
3 | Подведение итогов урока, выставление оценок | Беседа | 3 мин |
4 | Выдача домашнего задания: - конспект лекций по теме «Кредитование физических лиц»; | Сообщение | 2 мин |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Главным образом проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:
Первая цель - сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития студентов, развития способности к самообучению, самообразованию.
Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся.
Уроки - экскурсии позволяют студентам ориентироваться в среде предприятия (коммерческий банк), наблюдать, сравнивать, устанавливать связи нового изучения материала с уже пройденным, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Результаты учебной экскурсии проанализировали преподаватель и специалисты банка вместе со студентами, обсуждение итогов позволяет сделать вывод, что студенты видят практическую значимость экскурсий в освоении специальности. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.
Урок-экскурсия конкретизирует уже имеющиеся профессиональные знания, способствует формированию новых, показывает востребованность профессиональных умений, что в конечном итоге способствует формированию общих и профессиональных компетенций, усиливает интерес к осваиваемой специальности, повышает мотивацию к обучению.
Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.
Но какую бы технологию не выбрали мы для использования на уроке, мы должны помнить, что самое решающее звено этой новации — преподаватель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
- Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие рекомендовано УМО- М: Дашков и К, 2014.
Дополнительная:
1. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота - М.: ООО «Юнайтед Пресс». 2012.
2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».
Приложения
Приложение 1.
Задача №2. Кредитная карта Лимит кредитной карты – 20 000 руб. Процентная ставка – 20%. Минимальный обязательный платеж составляет 5% от суммы выбранного лимита и уплачивается ежемесячно 28 числа. Заемщик расплатился кредитной картой 1 марта в сумме 2 000 рублей и 5 марта в сумме 5 000 рублей. В течение месяца (с 1 по 28 марта) поступлений денежных средств на карту не было. Требуется: рассчитать сумму минимального обязательного платежа по кредитной карте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"
Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики расчитана на студентов СПО, 2 курса по специальности "Монтаж и эксплуатация систем и оборудования г...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы холодильного дела»
Данный материал предназначен для качественного обучения студентов знанию основ холодильного дела по специальности 15.02.06 " Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорного оборудова...
Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности
Методическая разработка открытого урока по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему "Планирование расходов семейного бюджета"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
Методическая разработка открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности»
Методическая разработка дополнительного учебного занятия по дисциплине: «Обществознание включая экономику и право» на первом курсе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»
Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...