Разработка к практическому занятию по Менеджменту Тема: «Трудовой коллектив и кадровый потенциал»
учебно-методический материал на тему
Разработка содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и логические упражнения, задания для самостоятельной работы студента по теме "Трудовой коллектив и кадровый потенциал".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие по теме: «Трудовой коллектив и кадровый потенциал»
Вопросы для обсуждения:
- Что такое коллективный труд.
- Опишите экономические условия формирования коллективов.
- Перечислите основные виды коллективов.
- Опишите механизм образования формальных и неформальных коллективов.
- Должен ли руководитель вмешиваться в процесс образования и действия неформальных групп?
- Что и из каких источников он должен знать об этих группах?
- Каким образом можно использовать их деятельность в интересах дела?
- Каким способом можно «отыскать» лидера неформальной группы?
- Можно ли превратить неформальный коллектив в формальный?
- Оцените психологический климат в своем коллективе.
Психологическая характеристика коллектива:
- Психологический климат-настроение работников, отношение к делу и людей между собой. Он может быть благоприятным и неблагоприятным
- Сплоченность - взаимное тяготение людей друг к другу, единство действий и устремлений, способность отстаивать интересы всего коллектива и его отдельной личности.
- Совместимость людей в коллективе - соответствие личных целей, устремлений, ценностей групповым и индивидуальным.
- Восприятие или отклонение нововведений, степень конформизма, следование традициям, обычаям, привычкам.
10. Составьте перечень вопросов, которые требуют своего решения для ввода «в строй» нового работника.
11. Ознакомьтесь с основными разделами плана НОТ.
Основные разделы плана НОТ
I. Совершенствование организации рабочих мест (планировка, специализация, оснащение, контроль, освещенность и т. д.)
I.I. Улучшение обслуживания рабочих мест (обеспечение сырьем, материалами, заготовками, инструментом, наладка, уборка, транспортировка и т. д.).
- Совершенствование разделения и кооперации труда (выработка наиболее рациональных форм труда, совершенствование профессий и специальностей).
- Внедрение передовых методов и приемов труда (рационализация трудовых движений, фиксирование на фото- и кинопленку, анализ и распространение лучшего опыта работников).
V.Совершенствование нормирования и оплаты труда (включение в процесс нормирования самих работников, применение материального и морального стимулирования).
VI.Укрепление дисциплины труда и преданности предприятию (распорядок дня, соблюдение требований технологического процесса, отношение к предметам и средствам труда, взаимопомощь и поддержка в процессе труда).
- Повышение квалификации работников (курсы переподготовки и повышения квалификации, обмен передовым опытом работы, деловые игры и т. д.).
- Улучшение условий труда и отдыха (научно обоснованные режимы труда, перерывы в работе, охрана труда, техника безопасности, психологическая разгрузка, гигиена).
Контрольные вопросы и логические упражнения для занятия
1. Вы - начальник производственного отдела. В какой последовательности Вы будете проводить беседу с вновь принятым сотрудником:
познакомлю с отделом и обстановкой в нем; расскажу о трудностях в работе; поздравлю с назначением и началом работы; подробно изложу требования к работнику? Имеет ли последовательность постановки вопросов какое-либо значение?
2. Как ввести в должность нового сотрудника:
назначить шефом;
назначить стажером;
познакомить с коллегами и рабочим местом;
предоставить действовать самостоятельно?
К какому разряду работников это подходит и что дает?
- Какие из перечисленных причин являются главными в разочаровании молодого менеджера своей работой:
- ожидал быстрых результатов, а их нет;
- шеф не замечает моих успехов, да и недостатков тоже;
- мои научные (учебные) знания остаются не востребованными;
- в коллективе нет человеческих отношений, конфликты и ссоры;
- шеф не ставит четких целей, пассивен, не дает «блеснуть»?
Какие, кроме перечисленных, Вы назовете причины недовольства молодых работников своим положением (материальные, моральные и т. д.), если Вы уже работали или проходили производственную практику.
4. Как уволить сотрудника:
- в связи с сокращением штата;
- в случае непримиримых разногласий в работе, не позволяющих продолжать совместную работу;
- в случае нарушения трудовой дисциплины; по собственному желанию работника?
Когда и кто сообщает работнику об увольнении?
5. Назовите истоки противоречий между личностью и группой, а также между группами.
- По каким причинам образуются и развиваются неформальные коллективы?
- Какие меры необходимо предусмотреть в работе с формальными и неформальными группами в условиях предстоящей перестройки деятельности или структурного преобразования предприятия?
- Какие способы повышения эффективности работы Вашей группы возможны и осуществимы при подготовке к экзаменам?
- Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?
(А) наглядная информация
(В) промышленный шпионаж
(С) письменная информация
(D) информация в глобальных сетях
Самостоятельная работа студента
I. Подготовить материал для предстоящей учебной управленческой деловой игры и представить его для обсуждения;
определить предполагаемую численность персонала для создаваемого предприятия или организации (нормативы разрабатываются самостоятельно):
А. Рабочие (основной профессии и вспомогательные рабочие);
Б. Младший обслуживающий персонал;
В. Инженерно - технические работники;
Г. Служащие.
II Подготовить квалификационную характеристику для:
А. Бригадира производственной бригады;
Б. Начальника инструментального цеха;
В. Начальника отдела технического контроля;
Г. Начальника отдела кадров
Д. Главного инженера предприятия и т. д. (одну по выбору студентов).
III. Подготовить один из пунктов плана НОТ (по выбору студентов).
См. разделы плана научной организации труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методиеская разработка по практическим занятиям по дисциплине "Гражданское право"
Методическая разработка на 2012-2013 гг....
Методическая разработка выездного практического занятия
В данной работе представлен методический материал по организации и проведению практического занятия в производственных условиях с приглашением работодателяПредставленный материал может быть поле...
Методическая разработка урока (практическое занятие) по теме "Принципы обработки информации на компьютере"
Методические разработки уроков...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело
Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур «Отгадайте загадки», который включает задания в ви...
Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)
Методическая разработка открытого практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...
Методическая разработка проведения практического занятия №2 по учебной дисциплине «Основы права» Тема №7«Трудовое право»
Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...