Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы делопроизводства"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы делопроизводства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz.docx | 94.65 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ «ЗВЕЗДНЫЙ»
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
ОП.02 ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
основной профессиональной образовательной программы
по профессии 38.01.03 Контролер банка
Разработчик: Васильева Н.А., преподаватель
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Правила выполнения заданий на практических занятиях. 3
- Планирование практических занятий 5
4. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения
запланированных 6
- Практические задания 7
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ предназначены для реализации учебного плана по подготовке обучающихся по профессии 38.01.03 Контролер банка.
Практические работы предназначены для обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний на уроках учебной дисциплины «основы делопроизводства». Формирования умений применять полученные знания на уроках учебной и производственной практик, выработки самостоятельности, ответственности, творческой инициативы при решении конкретных профессиональных задач в коммерческой организации.
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой, на базе среднего общего образования (срок обучения 2 года 10 месяцев).
В данном пособии дано описание 8 практических работ охватывающих темы:
- Общие вопросы организационно – правового регулирования ДОУ.
- Классификация документов. Виды и типы документов.
- Системы организационно-распорядительной документации.
- Технические средства используемые в делопроизводстве.
- Реквизиты и структура документа
Практические работы включают в себя: цель работы, задание, прядок выполнения, оформление работы, краткие теоретические сведения, список литературы, вспомогательные средства для выполнения работы.
- ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Практические занятия выполняются обучающимися в соответствии с учебным расписанием занятий. Пропущенные практические занятия выполняются по согласованию с преподавателем в дни консультаций преподавателя.
К выполнению заданий допускаются обучающиеся:
- подготовленные к практической работе, имеющие тетрадь для практических работ, таблицы, шаблоны, канцелярские принадлежности;
- ознакомившиеся с целью и порядком выполнения задания;
- изучившие теоретические материалы, относящиеся к выполняемой работе по рекомендуемым учебникам, учебным элементам, конспектам.
Подготовленность обучающихся к выполнению заданий проверяется преподавателем индивидуально.
Результатом выполненного задания является отчет согласно инструкции практического занятия. Отчет оформляется аккуратно, в полном соответствии с общепринятыми требованиями. Рисунки, схемы выполняются простым карандашом с применением чертежного инструмента, обозначения и записи выполняются шариковой ручкой. Допускается оформление одного отчета группой из 3 – 4 обучающихся, если это предусмотрено инструкцией. Минимум знаний, необходимых для защиты выполненного задания отражают контрольные вопросы или тесты в конце практического занятия.
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний учащихся – их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения учащимися запланированными умениями.
В соответствием с требованиями ФГОС СПО выполнение учащимися практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров (составление отчета, таблицы, написание рефератов, эссе, подготовка к семинару и другое, в соответствии с содержанием программы дисциплины .
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
- основные законодательные акты в области делопроизводства;
- виды документов;
- правила составления и оформления различных видов документов;
- требования к тексту служебных документов;
- общие правила организации работы с документами;
- принципы работы офисной организационной техники.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
- составлять и оформлять различные виды документов;
- оформлять номенклатуру дел и формировать дела в соответствии с номенклатурой дел;
- осуществлять документирование и организацию работы с документами;
- использовать офисную организационную технику;
Методические рекомендации включают:
- Планирование практических занятий;
- Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
- Набор дополнительных материалов к практическому заданию для обучающихся, работающих в быстром темпе
- Критерии оценки выполнения работ и степени овладения учащимися запланированных умений (освоенных компетенций).
- Планирование практических занятий
№ п/п | Наименование раздела, темы | Наименование практического занятия | Кол-во часов | Период проведения |
1 | Тема №2 Классификация документов. Виды и типы документов. | Практическая работа №1 «Реквизиты используемые при оформлении современных документов» | 90 мин | 2 семестр |
2 | Тема №2 Классификация документов. Виды и типы документов. | Практическая работа №2 «Заполнение завещательного распоряжения» | 45 мин | 2 семестр |
3 | Тема №2 Классификация документов. Виды и типы документов. | Практическая работа №3 «Заполнение банковской доверенности.» | 45 мин | 2 семестр |
4 | Тема № 3 Системы организационно-распорядительной документации. | Практическая работа №4 «Оформление отчетной справки в завершении рабочего дня контролера банка » | 45 мин | 2 семестр |
5 | Тема № 3 Системы организационно-распорядительной документации. | Практическая работа №5 «Оформление книги учета» | 90 мин | 2 семестр |
6 | Тема №4 Технические средства, используемые в делопроизводстве | Практическая работа №6 «Использование технических средств при оформлении банковских документов» | 45 мин | 3семестр |
7 | Тема №5 Реквизиты и структура документа | Практическая работа №7 «Расположение реквизитов в документе» | 45 мин | 3 семестр |
Практическая работа №8 « Оформить бланк приходного ордера» | 45 мин | 3 семестр | ||
Тема 6. Номенклатура документов | №9 «Оформление номенклатуры дел» | 90 мин | 3 семестр | |
ИТОГО: | 12 |
4.Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных
Вид работ | Критерии оценки | Баллы |
Выполнение задания | Задание выполнено полностью с отличным качеством оформления отчета, рациональным использованием времени, самостоятельным планированием и организацией. | 5 |
Задание выполнено с незначительными недочетами, хорошее качество оформления отчета, соблюдение отведенного на выполнение задания времени, самостоятельное планирование и выполнение задания при несущественной помощи преподавателя. | 4 | |
Удовлетворительное выполнение задания, помощь преподавателя в планировании и выполнении задания, отдельные ошибки и неточности в формулировках, оформлении отчета, нарушения в организации и планировании работы. | 3 | |
Неудовлетворительное выполнение задания, с грубыми ошибками в отчете и защите работы, без соблюдения, отведенного на выполнение задания времени, неумение самостоятельно организовывать и планировать работу. | 2 | |
Выполнение задания с нарушениями сроков сдачи. | Задание выполнено во время консультаций, позже установленного срока оценивается по аналогичным критериям. | 3 |
Практическая работа №1
«Реквизиты используемые при оформлении современных документов».
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей основных законодательных актов в области делопроизводства банковского работника при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 90 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание:
На основании ГОСТ Р 6.30-2003 перечислить состав реквизитов документов и основные требования
Контрольный вопрос:
Какие нормативные правовые акты, регламентируют документационное обеспечение ?
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
- Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 207 с.
Интернет-ресурсы
- www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
- www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства.
Практическая работа №2
«Заполнение завещательного распоряжения»
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления документов банковским работником при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 45 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание
Продумайте задание и самостоятельно с учетом требований к оформлению завещательного распоряжения, заполните документ:
Контрольные вопросы:
1. Какие документы регламентируют оформление завещательного распоряжения?
2. К какой группе по делопроизводству относится завещательное распоряжение?
3. Основные требования к оформлению завещательного распоряжения
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
- Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 207 с.
Интернет-ресурсы
www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства.
ЗАВЕЩАТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ
_______________________________________________________________________________________
(номер/наименование и местонахождение структурного подразделения)
Я,_____________________________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество завещателя)
___________________ номер __________________, __________________________________________
(Наименование документа, (Где, кем, когда выдан)
удостоверяющего личность)
_____________________ проживающий(ая) по адресу ________________________________________
______________________________________________________________________________________
(По регистрации места жительства)
Завещаю свои права на денежные средства, внесенные во вклад(ы)/счет(а)№___________________
(ненужное зачеркнуть)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
находящиеся в структурном подразделении_________________________________________________
(Номер/наименование структурного подразделения)
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество лица (лиц), год(ы) рождения (если завещатель располагает данными), или/и полное наименование, местонахождение юридического лица (лиц), которому(ым) права на денежные средства завещаются; если наследников несколько – при желании указать кому, в каких долях завещается (доли указываются в виде правильной простой дроби цифрами и прописью)
В случае, если _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как не достойный, завещаю названный(ые) вклад(ы)/счет(а)___________________________________________________________
(ненужное зачеркнуть)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О содержании статей 1128, 1130, 1149, 1150 и 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации проинформирован(а).
Настоящее завещательное распоряжение составлено и подписано в двух экземплярах, один из которых получен мною лично.
Завещатель___________________/_________________________________________________________
(Подпись) (Фамилия, имя и отчество – указываются завещателем полностью)
___________________________________________________________________________________года
(Дата – число, месяц, год – указываются прописью)
Настоящее завещательное распоряжение удостоверено мной,_________________________________
(Фамилия, инициалы, должность)
________________________________________________. Завещательное распоряжение
собственноручно подписано______________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество завещателя)
в моем присутствии. Личность его установлена. О содержании статей 1128, 1130, 1149, 1150 и 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель мною проинформирован.
В книге регистрации завещательных распоряжений зарегистрировано за №_____________________
_________________________ ________________/__________________________________________/
(Должность работника структурного (Подпись) (Фамилия, имя и отчество)
подразделения)
М. П. «___» _______________ 20__г
Практическая работа №3
«Заполнение банковской доверенности»
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления документов банковским работником при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 45 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание: В банк обратился клиент Сидоров Сергей Владимирович с просьбой оформить доверенность на выполнения операций по его вкладу «Сохраняй», счет ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ, на его жену Сидорову Наталью Викторовну. Заполните бланк доверенности с соблюдением требований законодательных актов и ГОСТ Р6.30-2003
Контрольные вопросы:
1. Какие документы регламентируют оформление доверенности на распоряжение банковским вкладом?
2. К какой группе по делопроизводству относится банковская доверенность?
3. Основные требования к оформлению банковской доверенности?
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
Интернет-ресурсы
www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства
ДОВЕРЕННОСТЬ
Я,____________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя и отчество вкладчика/владельца счета)
зарегистрированный по адресу____________________________________________________________
_____________________номер______________________,_____________________________________
(наименование документа, (где, кем, когда выдан)
удостоверяющего личность)
доверяю получать денежные средства со вклада (ов)/счетов (ов) №_____________________________
(ненужное зачеркнуть)
____________________________________________________________________________________________, находящихся в структурном
подразделении_________________________________________________________________________,
(номер/наименование структурного подразделения)
в сумме ________________________с периодичностью_______________________________________
(при не заполнении проставляется прочерк) (при не заполнении проставляется прочерк)
______________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество поверенного)
зарегистрированному по адресу___________________________________________________________
____________________номер_______________________,______________________________________
(наименование документа, (где, кем, когда выдан)
удостоверяющего личность)
подпись которого удостоверяю.
______________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество поверенного)
Зарегистрированного по адресу____________________________________________________________
________________________номер___________________,______________________________________
(наименование документа, (где, кем, когда выдан)
удостоверяющего личность)
подпись которого удостоверяю.
(Подпись поверенного (ых) проставляется в случае, если доверенность оформляется в его (их) присутствии Если доверенность оформляется в отсутствие поверенного (ых), в указанной графе проставляется прочерк)
Доверенность выдана сроком1 __________________________
(указывается прописью)
_______________________________________________/___________________________________________________________________________________
(подпись вкладчика/ владельца счета) (фамилия, имя и отчество указываются вкладчиком/ владельцем счета полностью)
______________________________________________________________________________________________
(дата выдачи доверенности – число, месяц (указываются прописью), год)
Настоящая доверенность удостоверена мной,________________________________________________
(фамилия, инициалы, должность, наименование структурного подразделения банка)
Доверенность собственноручно подписана_________________________________________________в
(фамилия, имя и отчество вкладчика/владельца счета)
моем присутствии. Личность его установлена.
_________________________________ /___________________________________/
(подпись работника структурного подразделения банка) (фамилия, инициалы)
«____» ______________________ 20__г.
_____________________________________
1Доверенность выдается на срок, не превышающий трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течении одного года со дня ее совершения.
Практическая работа № 4
«Оформление отчетной справки в завершении рабочего дня контролера банка »
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления документов банковским работником при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 90 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание: На основании проведения банковских операций заполните
отчетную справку с соблюдением всех требований.
Часть 1. Составьте перечень операций, ка СОЧЛ за один рабочий день.
Часть 2. Заполните справку в электронном виде.
Контрольные вопросы:
Какие способы классификации документации Вам известны?
2. Каковы особенности оформления организационно-распорядительной, информационно-справочной документации?
3. Перечислите реквизиты отчетной справки.
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство. Рабочая тетрадь: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96с., (рекомендовано ФИРО
Приложение 16
к Положению Банка России
от 24 апреля 2008 г. N 318-П
"О порядке ведения кассовых операций
и правилах хранения, перевозки и инкассации
банкнот и монеты Банка России
в кредитных организациях на территории
Российской Федерации"
Код формы документа по ОКУД | |
0402112 |
_________________________________________________________________________
(полное фирменное (сокращенное фирменное) наименование кредитной
организации или полное (сокращенное) наименование филиала, или
наименование и (или) номер ВСП (при наличии) либо иные идентифицирующие
признаки ВСП (при отсутствии наименования и номера) с указанием на его
принадлежность кредитной организации (филиалу)
ОТЧЕТНАЯ СПРАВКА
________________
(дата)
Получено для совершения операций в сумме
(суммах) с указанием наименования валюты: _______________________________
_________________________________________________________________________
(цифрами и прописью)
Наименование валюты | Приход* | Расход* | Фамилии, инициалы и подписи бухгалтерских работников | ||
количество кассовых документов | сумма цифрами с указанием наименования валюты | количество кассовых документов | сумма цифрами с указанием наименования валюты | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
по документам, составленным на бумажном носителе: | |||||
по документам в электронном виде: | |||||
Остаток (остатки) на конец дня в сумме
(суммах) с указанием наименования валюты: _______________________________
_________________________________________________________________________
(цифрами и прописью)
____________________________ __________________ _______________________
(наименование должности) (личная подпись) (фамилия, инициалы)
____________________________ __________________ _______________________
(наименование должности) (личная подпись) (фамилия, инициалы)
______________________________
* Количество кассовых ордеров 0401106 указывается в приходной части настоящей справки, суммы по приходу и расходу, отраженные в кассовых ордерах 0401106, указываются в приходной и расходной частях настоящей справки.
Практическая работа №5
«Оформление книги учета »
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления документов банковским работником при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 45 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание:
С учетом требований гост Р6.30-2003 отобразить форму Книги учета банковских операций с наличными деньгами, с произвольным заполнением трех строк документа
Контрольные вопросы:
- Какие документы называют внутренними?
- В чем заключается особенность работы с внутренними документами?
- Какие документы подлежат обязательному контролю?
- Какие существуют формы регистрации документов?
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия»,
- Интернет-ресурсы
- www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
- www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства.
Книга учета кассовых операций, с наличными деньгами.
Сдано кассиром старшему кассиру, руб. коп. | Деньги и оплаченные документы получены. Подпись старшего кассира | Остаток наличных денег на конец дня, | ||
наличными деньгами | оплаченными документами | всего | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Практическая работа №6
«Использование технических средств при оформлении банковских документов»
Цель работы:
Систематизировать знания студентов по теме «Организация работы с документацией» и рассмотреть документы, являющиеся основой для организации делопроизводственного в банковской деятельности и приобретение практических умений.
Задача: научить использовать технические средства в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 45 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание:
Создать презентацию в программе Power Point на тему «Системы управления электронным документооборотом в банковских учреждениях». В качестве слайдов рекомендуется следующие:
- Тема
- История российского рынка систем электронного документооборота
- Популярные системы электронного документооборота в России
- Цели использования систем управления электронным оборотом
- Слайды на свое усмотрение
Методические материалы
Электронный документооборот включает: создание документов, их обработку, передачу, хранение, вывод информации, циркулирующей в организации или предприятии, на основе использования компьютерных сетей.
Под управлением электронным документооборотом в общем случае принято понимать организацию движения документов между подразделениями предприятия или организации, группами пользователей или отдельными пользователями. При этом, под движением документов подразумевается не их физическое перемещение, а передача прав на их применение с уведомлением конкретных пользователей и контролем за их исполнением.
Российский рынок систем электронного документооборота зародился приблизительно в конце 1980-х годов, в это время в министерствах и ведомствах шла разработка первых автоматизированных систем. Системы представляли собой одно рабочее место секретаря, делопроизводителя, экспедитора. Функционал систем первого поколения был весьма ограничен: ввод регистрационно-контрольных карточек (РКК) в систему, ведение журналов входящих/исходящих внутренних документов и обращений граждан, поиск РКК по атрибутам, составление оперативных отчетов по документообороту для руководства.
Повышение требований к функциональности СЭД и развитие информационных технологий привели к существенному расширению функциональных возможностей систем. Значительно ускорило развитие систем электронного документооборота появление законодательства в области автоматизированных систем (закон ФЗ №1 «Об ЭЦП»,2002; ГОСТ РСО 9001:2001 и т.д.)
В настоящий систем российский рынок СЭД, как и международный, развивается в соответствии с ECM-концепцией (Enterprise Content Management), что предполагает управление не только структурированными документами, но и всем содержимым (континентом) компании.
Российский рынок систем электронного документооборота на сегодняшний день насчитывает более 50 продуктов, имеющие наибольшее число внедрений в своем классе:
- из систем делопроизводства – система Дело-предприятие;
- из систем управления электронным документооборотом – система DocsVision;
- из систем-надстроек и конструкторов – БОСС-Референт.
Система управления электронным документооборотом (СУЭД) предназначена для следующих целей:
- интеграции процессов документального обеспечения управления предприятием в рамках единой информационной системы;
- повышение информированности руководства и специалистов за счет увеличения объемов информационного хранения, централизированной обработки информации, уменьшения времени поиска документов и соответственно подготовки отчетов и докладов, а также за счет повышения полноты и достоверности отчетов;
- уменьшения стоимости документационного обеспечения управления предприятием за счет перехода от бумажного делопроизводства к электронному, снижения стоимости копирования и передачи бумажных документов;
- уменьшения стоимости и сокращения времени поиска бумажных оригиналов документов в архивном хранении за счет получения точной адресации в электронном виде;
- интеграции информационных процессов в рамках кооперации предприятий;
- создание качественно новой информационной базы для последующего совершенствования процессов документационного обеспечения управления и технологии работы с документами.
Контрольные вопросы:
- Какие технические средства применяются в банковской деятельности?
- Какие банковские документы ведутся только в электронном виде?
- Какой ГОСТ регламентирует требования к выполнению документов в электронном виде?
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
- Интернет-ресурсы
- www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
- www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства
Практическая работа №7
«Расположение реквизитов в документе»
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления документов банковским работником с соблюдением реквизитов документа при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 45 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание:
ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает в площади формата место расположения для каждого реквизита с учетом последовательности оформления и прочтения документов.
Составьте схемы расположения реквизитов (формуляры) для наиболее широко применяемого формата А4 при угловом и продольном размещении постоянных реквизитов. Такое расположение позволяет максимально использовать площадь формата для размещения основного реквизита - текста документа.
Состав реквизитов ОРД
ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает следующий состав реквизитов организационно-распорядительных документов:
— Государственный герб Российской Федерации;
— герб субъекта Российской Федерации;
— эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
— код организации;
— основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
— идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
— код формы документа;
— наименование организации;
— справочные данные об организации;
— наименование вида документа;
— дата документа;
— регистрационный номер документа;
— ссылка на регистрационный номер и дату документа;
— место составления или издания документа;
— адресат;
— гриф утверждения документа;
— резолюция;
— заголовок к тексту;
— отметка о контроле;
— текст документа;
— отметка о наличии приложения;
— подпись;
— гриф согласования документа;
— визы согласования документа;
— оттиск печати;
— отметка о заверении копии;
— отметка об исполнителе;
— отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
— отметка о поступлении документа в организацию;
— идентификатор электронной копии документа.
Предусмотренный стандартом состав реквизитов следует считать типовым, поскольку набор их при подготовке документов одного и того же наименования в различных управленческих ситуациях может быть различным.
Состав реквизитов ОРД можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные реквизиты в обязательном порядке повторяются на бланках всех документов данного наименования, они идентифицируют (определяют, отождествляют) автора официального документа. Переменные наносятся непосредственно при подготовке конкретного документа. Состав реквизитов обеспечивает документам придание им юридической силы и возможность идентификации.
При работе с электронными (машиночитаемыми) документами следует учитывать требования ГОСТ 6.10.4-84, который устанавливает обязательные реквизиты электронных документов: код и наименование организации - создателя документа; местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес; код формы документа; название документа; дату подписания документа; кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий электронных документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, копия, дубликат).
Контрольные вопросы:
- Перечислите обязательные реквизиты электронных документов.
- Что такое – бланк документа?
- Какие реквизиты содержит расходный кассовый ордер?
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство. Рабочая тетрадь: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96с., (рекомендовано ФИРО)
- www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
- www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства.
Практическая работа №8
«Оформить бланк приходного кассового ордера»
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления документов банковским работником с соблюдением реквизитов документа при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять документы с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 45 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание: Оформить приходный кассовый ордер в электронном виде в соответствии с заданием: 01 июня 2014 года в отделение Сбербанка пришёл гражданин Иванов Петр Алексеевич, с просьбой зачислить на его депозитный счет, открытый в также в Сбербанке, сумму в размере 10 тыс. рублей. л/с № 12345678932165498701
Корреспондентский счет банка-30103289614752302001
Бик банка – 044002202
ИНН банка 1234567890
Контрольные вопросы:
- Перечислите обязательные реквизиты приходного кассового ордера.
- Сколько экземпляров ПКО-01 печатают, при выполнении депозитных операций?
-К какой группе документов относится
приходный кассовый ордер?
Учебная и нормативная литература:
- Ленкевич Л.А., Делопроизводство: учебное пособие для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.
- Интернет-ресурсы
- www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
- www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства.
Унифицированная форма № КО-1 | |||||||||||||||||||
Утверждена постановлением Госкомстата | |||||||||||||||||||
России от 18.08.98 № 88 | |||||||||||||||||||
Код | |||||||||||||||||||
Форма по ОКУД | 0310001 | ||||||||||||||||||
по ОКПО | |||||||||||||||||||
(наименование банка) | |||||||||||||||||||
/ | |||||||||||||||||||
(структурное подразделение) | |||||||||||||||||||
Номер документа | Дата составления | ||||||||||||||||||
ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР | |||||||||||||||||||
Дебет | Кредит | Сумма, руб. коп (цифрами). | Код | ||||||||||||||||
код структурного | корреспондирующий счет, | код аналитического учета | |||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
Принято от (фамилия имя отчество) | |||||||||||||||||||
Содержание операции: | |||||||||||||||||||
Сумма | |||||||||||||||||||
(прописью) | |||||||||||||||||||
руб. | коп. | ||||||||||||||||||
В том числе | - | ||||||||||||||||||
Подпись клиента | х | х | |||||||||||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||||||||||||||||
Сотрудник банка | х | х | |||||||||||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||||||||||||||||
Бухгалтерский работник | |||||||||||||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) |
Практическая работа №9
«Оформить номенклатуру документов»
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей оформления номенклатуры документов банковским работником с соблюдением реквизитов документа при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений.
Задача: научить составлять и оформлять номенклатуру документов с соблюдением законодательных актов и требований ГОСТ 6.30 – 2003, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Оборудование: Столы и стулья для обучающихся, ПК
Форма организации занятия – индивидуальная/групповая
Инструкция к выполнению практического задания:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
- Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
- Время на выполнение задания – 90 минут
- Предоставить результат выполненной работы и ответы на контрольные вопросы
Задание №1 : Составить номенклатуру документов:
-книга учета ценностей
-книга учета денежной наличности
-акт ф.280
-акт ф.118
Задание №2
Составить номенклатуру документов:
Журнал ПЦО
Журнал осмотра банкомата
Карточки лицевых счетов
Учебная и нормативная литература:
- Интернет-ресурсы
- www.delpro.narod.ru - Делопроизводство+.
- www.termika.ru – Энциклопедия делопроизводства.
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ | |||||
на 20_____ год | |||||
Дополнительный офис № _______ | |||||
Индекс дел | Заголовок дела | Кол-во дел | Срок хранения № статьи по перечню | Вид хранения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Заведующий ДО № ________________________ | |||||
Согласовано: | |||||
Инспектор сектора использования архивных документов: | ___________________________ | ||||
Протокол ЦЭК | |||||
№ от | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа , помогут студ...
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.02 «Анимационные услуги»
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организация обслужив...
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО
Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...
Методические рекомендации для практических работ по программе Photoshop
Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первых 1 курсов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучающих дисциплину ...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...