Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Экономика страхования и анализ страховых операций
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по учебной дисциплине   Базы данных разработаны с учетом ФГОС3 среднего профессионального образования специальности 38.02.02 Страховое дело(по отраслям) предназначены для студентов и преподавателей колледжа.

Методические указания определяют этапы выполнения работы на практическом занятии, содержат рекомендации  по выполнению индивидуальных заданий и образцы решения задач,  а также список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_2_kur_ek_str_sam_rab._17-18.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 Колледж экономики, управления и права

Методические указания по организации

самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине

Экономика страхования и анализ страховых операций

(2 курс)

Специальность

38.02.02 Страховое дело  (по отраслям)

Методические рекомендации по учебной дисциплине   Базы данных разработаны с учетом ФГОС3 среднего профессионального образования специальности 38.02.02 Страховое дело(по отраслям) предназначены для студентов и преподавателей колледжа.

Методические указания определяют этапы выполнения работы на практическом занятии, содержат рекомендации  по выполнению индивидуальных заданий и образцы решения задач,  а также список рекомендуемой литературы.

Составитель (автор):         А.В.Скорнякова         преподаватель колледжа ЭУП

                           

Рассмотрены  на  заседании  предметной (цикловой) комиссии специальности  38.02.02 Страховое дело(по отраслям)

Протокол № 1 от  «1» сентября  2017 г

Председатель П(Ц)К специальности ___________        Е.Н.Машкова

                                                                                                                       личная подпись                           инициалы, фамилия

и  одобрены решением  учебно-методического совета колледжа.

Протокол № 1 от  «1» сентября  2017.г

Председатель учебно-методического совета  колледжа

  ___________        С.В.Шинакова

           личная подпись                           инициалы, фамилия

Рекомендованы к практическому применению в образовательном процессе.

Рецензенты:

__________________ ____________________    ____________________ 

                 (место работы)                               (занимаемая должность)                                (инициалы, фамилия)

_______________________________________   ____________________ 

                 (место работы)                               (занимаемая должность)                                (инициалы, фамилия)


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Экономика страхования и анализ страховых операций» предназначены для студентов по профессиям среднего профессионального образования с учетом профиля подготовки (технический профиль). В данном методическом пособии приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, сообщениями, презентациями, терминологическим словарем, заданиями для подготовки к дифференцированному зачету, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы и рекомендуемая литература. Данные рекомендации способствуют развитию Ваших общих и профессиональных компетенций, постепенному и целенаправленному развитию познавательных способностей, установки на самостоятельное пополнение знаний. Рекомендованы к использованию при изучении учебной дисциплины «Экономика страхования и анализ страховых операций» в образовательной организации  среднего  профессионального  образования (далее СПО).

Изучение учебной дисциплины «Экономика страхования и анализ страховых операций» является частью учебной программы для освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям экономического профиля.

В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен

уметь: 

  • использовать в речи профессиональную терминологию, ориентироваться в видах страхования;
  • оценивать страховую стоимость;
  • устанавливать страховую сумму;
  •  рассчитывать страховую премию;
  • осуществлять оптимальный выбор методов и методик анализа страховых операций в соответствии с целями и задачами менеджеров и сложившейся экономической ситуацией;
  • грамотно интерпретировать полученные в ходе анализа результаты;
  • выявить взаимосвязь коэффициентов и причины их изменения;
  • определить основные статьи доходов, расходов и прибыли в страховой организации;
  • рассчитать, формировать и проанализировать страховые резервы;
  • оценить эффективность применяемых методов страхового менеджмента и их влияние на капитализацию страхового бизнеса.

знать:

  • основные понятия и термины, применяемые в страховании, классификацию видов и форм страхования
  • сущность и значимость страхования; страховую терминологию;
  •  формы и отрасли страхования;
  • страховую премию как основную базу доходов страховщика;
  •  основные виды имущественного страхования;
  •  основные виды личного страхования; медицинское страхование;
  • основные виды страхования ответственности, перестрахование;
  • методологические и методические основы анализа страховых операций;
  • современную экономическую, правовую и математическую основу анализа страховых операций;
  • показатели, используемые при анализе деятельности страховщиков;
  • базисные понятия теории и практики анализа страховых операций.

     

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям экономического профиля таковы, что часть часов, отводимых на изучение дисциплины должна осуществляться студентами самостоятельно. Это способствует развитию общих компетенций студентов таких, как: организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов должна осуществляться по правилам, определенным преподавателем. Правила выполнения самостоятельной работы представлены ниже.

Правила выполнения самостоятельной работы

Прежде чем приступить к выполнению задания прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием.

Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы.

Прочтите конспект лекций по заданной тематике работы.

Выберите именно те материалы, которые соответствуют заявленной теме самостоятельной работы.

Составьте план работы и определите, какое максимальное количество времени у вас уйдет на данную работу.

По большинству работ предусмотрен отчет в письменной или электронной форме, в котором должны быть указаны:

1) наименование работы;

2) ФИО студента, номер группы;

3) основная часть (доклад, реферат, презентация, схема);

4) список использованной литературы.

Письменные и электронные отчеты необходимо сдавать преподавателю.

Выполнение большинства заданий рассчитано на 1 – 2 часа работы. Если у вас возникнут затруднения, при выполнении задания обратитесь к преподавателю.

Самостоятельная  работа  студентов  оценивается  преподавателем  по критериям, представленным ниже.

Критерии оценки самостоятельной работы

Самостоятельная  работа  студентов  оценивается  согласно  следующим ритериям:

Оценка «5» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу;
  • работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя;
  • объем работы соответствует заданному;
  • работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем.

Оценка «4» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе;
  • работа оформлена с неточностями в оформлении;
  • объем работы соответствует заданному или чуть меньше;
  • работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более, чем на 1-2 дня.

Оценка «3» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса;
  • работа оформлена с ошибками в оформлении;
  • объем работы значительно меньше заданного;
  • работа сдана с опозданием в сроках на 5-6 дней.

Оценка «2» выставляется студенту, если:

  • не раскрыта основная тема работы;
  • работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя;
  • объем работы не соответствует заданному заданию;
  • работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней.

Примерный тематический план самостоятельной работы студентов

Примерные нормы времени по выполнению самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Норма времени (час.)

Подготовка конспекта

1-2

Подготовка реферата

3-6

Подготовка презентации

2

Решение задач

2

Подбор    информации    по    теме,    составление

1-2

кроссворда

Составление   глоссария   /   терминологического

2-4

словаря

Подготовка    к    дифференцированному    зачету.

4-6

Задания для самостоятельной работы студентов

Раздел 1.  Общая характеристика страхования

Тема 1.1. Экономика страхования, ее экономическая основа

Цель: процесс страхования, основные понятия и термины, функции страхования, возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан.

Задание: 

  1. Доклад « История страхования».

Тема 1.2. Формирование страховых фондов

Цель: формы и методы образования страховых фондов, формирование специализированного страхового фонда денежных средств

Задание:

  1. Доклад « Влияние обязательной и добровольной формы на экономику страховой организаций».

Тема 1.3.Различные классификации страхования и их смысл.

Цель: классификация видов имущественного страхования. страхование имущества граждан. страхование в сельском хозяйстве.

Задание:

  1. Доклад «Развитие страхования в современном мире ».

Тема 1.4. Страховое возмещение

Цель: пределы оценки стоимости. страховой ущерб. страховое возмещение.

Задание:

  1. Реферат: «Формы и методы образования страховых фондов».

Тема 1.5. Страховое возмещение

Цель: виды личного страхования. страхование на случай смерти. страхование от несчастных случаев.

Задание:

  1. Доклад « Развитие видов личного страхования в России».
  2. Работа с конспектом .

Тема 1.6. Страхование

Цель: виды страхования ответственности. сущность страхования ответственности. принцип возмещения ущерба.

Задание:

  1. Доклад : «Страхование ответственности предприятий- источников повышенной опасности».
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе.

Раздел 2. Страхование экономических рисков.

Тема 2.2. Страхование экономических рисков.

Цель: способы управления страховыми рисками. страхование предпринимательских рисков

Задание:

  1. Доклад : «Принцип формирования страховых резервов страховой компании».
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе.

        Тема 2.4.  Взаимная ответственность  в страховании

Цель:  ответственность сторон страхования . распределение ущерба между перестраховщиками.

Задание:

  1.      Презентация « Перестрахование как способ снижения финансового риска»
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе.

Раздел 3. Основы анализа страховых операций

Тема 3.2. Финансовый анализ страховой компании

Цель:  закрепить  и  обобщить основные задачи  финансового анализа страховых организаций, абсолютные и относительные показатели страховых организаций

Задание:

  1. Решение задач: оценка анализ абсолютных и относительных показателей  страховой организации.
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе.

Тема 3.6. Обоснование страховых тарифов.

Цель:  закрепить  и  обобщить основные методики формирования страхового тарифа.

Задание:

  1. Доклад: «Страховая организация как объект финансового анализа».
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе.

Тема 3.12. Анализ инвестиционной деятельности

Цель:  закрепить  и  обобщить основные методики инвестиционной деятельности страховой компании.

Задание:

  1. Реферат : «Методика оценки платежеспособности страховой организации».
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе.

Тема 3.14. Анализ страхового портфеля страховщика  

Цель:  закрепить  и  обобщить структурный анализ страхового портфеля,

оценку динамичность страхового портфеля.

Задание:

  1. Подготовка докладов и сообщений «Страховой портфель как элемент управления страховым риском».
  2. Работа с конспектом, подготовка к практической работе. 
  3. Работа с учебной литературой и законодательством.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

1. Разработка конспекта лекции.

Для того, что составить конспект лекции необходимо придерживаться следующей последовательности:

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания,смысла какого-либо текста.

  1. Подобрать необходимую литературу (см. раздел рекомендуемая литература)
  2. Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины, определить степень сложности материала.
  3. Разбить  материал  на  части,  определить  последовательность  этих

частей.

  1. Обозначить основные тезисы каждой части.
  2. Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы.

Критерии оценки конспекта:

  1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.
  2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.
  3. Выделение главной мысли, определение деталей.
  4. Умение переработать и обобщить информацию.

  1. Подготовка сообщения по заданной теме.

Содержимое сообщения представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель сообщения – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, сообщения  могут  включать  в  себя  такие  элементы  как  рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

Порядок подготовки сообщения по теме аналогичен последовательности разработанной для подготовки к конспектированию лекции (см. выше).

После разработки конспекта сообщения по заданной теме, определяются основные моменты, которые необходимо сообщить остальным студентам.

Выступление с сообщением не должно превышать 5-7 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

3. Подготовка доклада.

Доклад – это вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

При подготовке доклада необходимо придерживаться определенной последовательности:

  1. Подбор  и  изучение  основных  источников  по  теме  (не  менее  5), необходимые  источники  информации  указаны  в  разделе  рекомендуемая литература;
  1. Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в необходимой последовательности;
  2. Подготовка выводов и обобщений;
  3. Разработка плана доклада;
  4. Написание доклада;
  5. Выступление с результатами доклада.

Последний пункт может варьироваться в зависимости от требований преподавателя (доклад может быть письменный и устный).

Требования к оформлению письменного доклада:

  1. Титульный лист (см. приложение А);
  1. Содержание (в нем последовательно указываются пункты доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт);
  1. Введение   (формулируется   суть   рассматриваемой   проблемы, обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире);
  1. Основная часть (каждый раздел раскрывает исследуемый вопрос с доказательствами);
  2. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);
  3. Список литературы (правила оформления смотри в приложении Б).

Советы для выступающих с устным докладом:

  1. Продолжительность выступления не более 10 минут (оптимально 7 минут).
  1. Тщательно продумать структуру выступления.
  2. Составьте план выступления (с указанием основных тезисов).
  3. Выучите  все  основные  определения,  которые  упоминаются  в докладе.
  4. Не торопитесь и не растягивайте слова, скорость речи должна быть примерно 120 минут.
  5. Держитесь уверенно.
  6. Продумайте заранее вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.

  1. Подготовка реферата.

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.

Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферат  —  письменная  работа  объемом  10-24  печатных  страницы, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат как и доклад состоит из нескольких частей:

  1. Титульный лист (см. приложение А).
  2. Содержание (в нем последовательно указываются пункты доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт).

  1. Введение   (формулируется   суть   рассматриваемой   проблемы, обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире).
  1. Основная часть (основная часть состоит из нескольких разделов, каждый из которых последовательно раскрывает тему реферата, утверждения подтверждаются доказательствами).
  1. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме реферата).
  2. Список литературы (правила оформления смотри в приложении Б).

Требования к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-24 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт Times New Roman 14, интервал – 1,5. Таблицы оформляются шрифт Times New Roman 12, интервал – 1. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Критерии оценки реферата:

  • знание  фактического  материала,  усвоение  общих  представлений, понятий, идей;
  • правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
  • всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств,
  • характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
  • использование литературных источников;
  • культура письменного изложения материала;
  • культура оформления материалов работы.

  1. Подготовка презентации.

  • настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления не достаточно просто рассказать о своей идее. Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи. Поэтому одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.

Включенная  в  состав  офисного  пакета  Microsoft  Office,  программа

Microsoft Office Power Point является простым в освоении и очень мощным инструментом создания презентаций (с программой создания презентаций студенты знакомятся на уроках «Информатики»).

Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов.

  1. Сбор и изучение информации по теме.
  2. Выделение ключевых понятий.
  3. Структурирование текста на отдельные смысловые части.

Объём презентации ограничивается 20 слайдами. Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого слайда, его дизайна. Создание слайдов предполагает внесение текстовой информации, а затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем, фотографий, графических элементов. Важно обращать внимание на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным, не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле.

Текстовой информации должно быть очень немного, желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий. Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказаться от таких эффектов как побуквенное появление текста, вылеты, вращения, наложения и т.п. Звуковое сопровождение эффектов обычно неуместно. К использованию аудио- и видеофайлов следует относиться достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы.

Процедура  защиты  презентаций  организуется  в  виде  конференции.

После каждой демонстрации презентации преподаватель предлагает высказать всем желающим свое мнение по содержанию, оформлению, защите мультимедийной работы. Приветствуются вопросы и рассуждения, проясняющие и уточняющие суть представленной проблемы.

 Анализируя качество мультимедийных презентаций, можно выделить следующие типичные ошибки, допускаемые студентами:

  • ошибки в оформлении титульного слайда;
  • много текста на слайде;
  • грамматические ошибки в тексте;
  • выбран нечеткий шрифт;
  • неудачное сочетание цвета шрифта и фона;
  • несоответствие названия слайда его содержанию;
  • несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;
  • текст закрывает рисунок;
  • рисунки нечеткие, искажены;
  • неудачные эффекты анимации;
  • излишнее звуковое сопровождение слайдов;
  • тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);
  • недостоверность информации; ошибки в завершении презентации.

Требования к оформлению презентации:

При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.

Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда.

Для  разных  видов  объектов  рекомендуются  разные  размеры  шрифта.

Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.

Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.

Чтобы  повысить  эффективность  восприятия  материала  слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.

Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.

Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.

Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.

  1. Подготовка терминологического словаря / глоссария.

Терминологический словарь / глоссарий содержит термины и их определения в области экономики отрасли и предприятия.

Требования к оформлению словаря:

При составлении терминологического словаря / глоссария следует отбирать термины на основе изученного материала, отобранные термины должны иметь четкую формулировку, их общее количество не должно быть менее 10-15 единиц. Критерии оценки работы: понимание содержания, извлечения основной информации, ответы на вопросы, грамотное формулирование и написание.

7.Составление кроссвордов.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности. Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения.

Для подготовки кроссвордов студентам необходимо:

  1. Подобрать согласно теме понятия (не менее 15).
  2. Составить вопросы.
  3. Составить сетку кроссворда согласно общепринятым правилам по горизонтали и вертикали.
  4. Оформить кроссворд.

Критерии оценки: смысловое содержание; грамотность; выполнение правил составления кроссвордов; эстетичность. При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается.

 Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.

7. Подготовка к дифференцированному зачету и выполнение заданий

для самоконтроля.

Дифференцированный зачет и выполнение заданий для самоконтроля проводится с целью определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме или всей дисциплине каждым студентом.

Вам предлагается в качестве подготовки к зачету выполнить примерные задания, которые направленны на систематизацию Ваших знаний и умений поданной учебной дисциплине.


Рекомендуемая литература

Нормативные акты:

  1. Гражданский кодекс РФ (гл.48 «Страхование») [Текст]. – М.: Юрист, 2011.
  2. Налоговый кодекс [Текст]. – М.: Юрист, 2011.
  3. Об организации страхового дела [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.11.92г №4015-1» // СПС «Гарант», 2011.
  4. Об обязательном социальном страховании на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс]: ФЗ от 24.07.98г. №125-ФЗ // СПС «Гарант», 2011.
  5. О медицинском страховании граждан в РФ [Электронный ресурс]:  Закон РФ от 28.06.91г. №1499-1 // СПС «Гарант», 2011.
  6. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 26.10.02г. №127-ФЗ. // СПС «Гарант», 2011.
  7. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 23.06.99г. №117-ФЗ // СПС «Гарант», 2011.
  8. Об организации страхового дела в РФ [Электронный ресурс]: ФЗ от 31.12.97г. №157-ФЗ // СПС «Гарант», 2011.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.  Страховое дело: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / В.П.Галаганов. – 2-е изд., перер.  доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 272 с.

2.  Страхование: учебное пособие / А.Г.Ивасенко, Я.И.Никонова. – М.: КНОРУС,2016. – 320

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Алиев, Б. Х..  Страхование: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Финансы и кредит"/ Б. Х. Алиев, Ю. М. Махдиева. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 415 с.
  2. Ахвледиани, Ю. Т. Страхование [Электронный ресурс] : учебник / Ю. Т. Ахвледиани. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 544 с. - 5-238-01092-3. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117477
  3. Бокарева, Е.В. Понятие сбалансированности страхового портфеля и его элементов / Е.В. Бокарева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016..  №5 (143).
  4. Болдырев М. М. SWOT-анализ централизации бизнес-процесса маркетинга в российском страховании / М.М. Болдырев, А. А. Цыганов // Страховое дело. – 2016.  №3.
  5. Горулев,  Д.А. Анализ несостоятельности (банкротства) на базе модели межсубъектного взаимодействия / Д.А. Горулев // Финансы. – 2015. – №11.
  6. Ермасов, С. В. Страхование: учеб. для студентов вузов / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт: Высшее образование, 2015. - 703 с.
  7. Иевенко С. В. Методика анализа закрытых выплатных дел как ключевого инструмента диагностики деятельности страховой компании по урегулированию убытков / С.В. Иевенко // Страховое дело. – 2015. - №3.
  8. Лельчук, А.Л. Современный подход к оценке платежеспособности страховой компании /А.Л. Лельчук // Финансы. – 2016. – №6.
  9. Литвинов А. С. Управление ликвидностью и контроль операционных рисков страховых компаний, занимающихся страхованием иным, чем страхование жизни / А.С. Литвинов // Страховое дело. – 2016.  №4-5.
  10. Мазаева, М. В. Страхование [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. В. Мазаева ; ред. Ю. Ф. Евстигнеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан.  и  прогр. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ : Виндекс, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
  11. Наминова, К.А. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций / К.А. Наминова // Финансы и кредит. – 2016.  №25 (553).
  12. Никулина Н. Н. Аудит формирования составляющих собственного капитала и предпосылки изменений / Н.Н. Никулина // Страховое дело. – 2016.  №7.
  13. Прокопьева, Е.Л Оценка конкурентоспособности страховых компаний на региональном рынке (на примере Республики Хакасия) / Е.Л. Прокопьева, Т.И. Ивановская // Финансы и кредит. – 2016.  №27 (555).
  14. Слепухина Ю. Э. Управление финансовыми рисками страховой организации: инновационные методы оценки и анализа / Ю.Э. Слепухина // Страховое дело. – 2015. - №2.
  15. Сплетухов, Ю. А. Страхование : учеб. пособие / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 312 с.
  16. Страхование: учеб. / ред. Г. В. Чернова. - Москва : Проспект, 2009. - 432 с.
  17. Страховое дело: Учебник. В 2 т. (пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой). - Т.1: Основы страхования / под ред. О.И. Крюгер. - М.: Экономистъ, 2004. - 447 с.
  18. Страховое дело: Учебник. В 2 т. (пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой). - Т.2: Виды страхования / под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Экономистъ, 2004. - 606 с.
  19. Супрун А. А. Проблемы оценки платежеспособности страховых компаний в посткризисном периоде / А.А. Супрун // Страховое дело. – 2015. - №6.
  20. Улыбина, Л.К. Методологические аспекты стратегии достаточности собственного капитала страховой организации в условиях трансформации и глобализации рынка / Л.К. Улыбина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016.  №17 (107).
  21. Шихов А. К. О методах оценки уровня концентрации страхового капитала / А. К. Шихов, А. А. Шихов, М. П. Аленичева // Страховое дело. – 2015. - №1.
  22. Шихов А. К. О методах оценки уровня концентрации страхового капитала / А. К. Шихов, А. А. Шихов, М. П. Аленичева // Страховое дело. – 2015. - №12.
  23. Шутова О. А. Параметры оценки организационной культуры клиенто-ориентированной страховой компании / О.А. Шутова // Страховое дело. – 2016. - №2.
  24. Щербаков, В. А.  Страхование [Электронный ресурс]/ В. А. Щербаков, Е. В. Костяева. - Электрон. дан.. - Москва: КноРус, 2015. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
  25. Яранцева, Е. А. Формула для расчета необходимого капитала страховой компании в РФ / Е.А. Яранцева // Страховое дело. – 2016.  №8.
  26. Яроцкая, Е.В. Формирование системы внутреннего контроллинга развития и использования экономического потенциала страховой организации / Е.В. Яроцкая, И.В. Яроцкий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016.  №21 (159).

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Официальный сайт органа страхового надзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.cbr.ru

Официальный сайт Всероссийского союза страховщиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.ins-union.ru

Страховой интернет-портал «Страховое обозрение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.ininfo.ru

Журнал «Атлас страхование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.ininfo.ru/mag/index.php

Страховой интернет-портал «Страхование сегодня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.insur-info.ru

Страховой интернет-портал «Страхование в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://allinsurance.ru

Страховой интернет-портал «Страховой случай» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.sluchay.ru

Приложение А

Пример оформления титульного листа доклада (реферата)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 Колледж экономики, управления и права

РЕФЕРАТ

по дисциплине «_______________________»

Тема:

Автор                                       __________                                       Васильченко А.С.

                                                                               (подпись)                                                 (Ф.И.О.)

Специальность __38.02.02______          Страховое дело (по отраслям)

                                                (Шифр)                                                (Наименование)

Учебная группа  ССД31

Оценка ____________

Руководитель       ___________                            _________________________

                                            (подпись)                                       (Ф.И.О.)

Ростов-на-Дону

201_

Приложение Б

Список литературы составляется в алфавитном порядке в конце реферата (доклада) по определенным правилам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативно-методические материалы:

1 Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

  1. Об инвестиционном фонде Российской Федерации: постановление Правительства от 23 ноября 2005 г. № 694 // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 48. – Ст. 5043.
  2. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 134 с.

Книги одного автора:

  1. Сычев, М. С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие/ М. С. Сычев. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с.
  2. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика/ Т. А. Гайдаенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо: МИРБИС, 2008. – 508 с.
  3. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ. Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. –Ростов н/Д: СКАГС, 2000. – 319 с.

Книги двух и трех авторов:

  1. Соколов, А. Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты): монография / А. Н. Соколов, К. С. Сердобинцев; под общ. ред. В. М. Бочарова. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2009. – 218 с.
  2. Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов/ Н.Н.Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушакова; под общ. ред. А. Г.Калпина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с.

Книги четырех и более авторов:

  1. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала/ К.Д.Скрипник [и др.]. – М.: Приор, 1999. – 189 с.
  2.  Философия: университетский курс: учебник/ С. А. Лебедев [и др.]; под общ. ред. С. А. Лебедева. – М.: Гранд, 2003. – 525 с.

Книги без авторов:

  1.  Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст./ под ред. В. С. Ажаева. – М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.
  2.  Политология: учеб. пособие/ сост. А. Иванов. – СПб.: Высш. школа, 2003. – 250 с.

Словари, энциклопедии:

  1. Социальная философия: словарь/ под. общ. ред. В. Е. Кемерова, Т.Х.Керимова. – М.: Академический проект, 2003. – 588 с.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.

Пример оформления аналитического библиографического описания материалов

Статья из книги или другого разового издания:

  1.  Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе / Г. С. Двинянинова // Социальноя власть языка: сб. науч.тр./ Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак.романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106. – Библиогр.: с. 105-106.

Статья из сериального издания:

  1. Серебрякова, М. И. Дионисий не отпускает: [о фресках Ферапонтова монастыря, Вологод. обл.]: беседа с директором музея Мариной Серебряковой/ записалЮрий Медведев // Век. – 2002. – 14–20 июня (№ 18). – С. 9.

Статьи из газет и журналов:

  1. Серов, А. Итоги национализации/ А. Серов // Известия. – 2000. – №182. – 14 июня.
  2. Титов, В. Банковская система Северо-Запада России / В. Титов //Экономика и жизнь. – 2005. – № 1. – С. 38–45.

Пример оформления списка электронных ресурсов:

Электронные ресурсы локального доступа:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – М. : Кирилл и Мефодий, 2000. – 2 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Интернет-ресурсы:

  1. Авилова Л.И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит - поздний бронзовый век): состояние проблемы и перспективы исследований// Вести. РФФИ. 1997. №2.

URL:http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2013).

  1. Официальные периодические издания: электрон. путеводитель / Рос.нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007) или, если о данной публикации говорится в тексте документа:  URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html
  2. Галина Васильевна Старовойтова, 17.05.46 – 20.11.2011: [мемор.сайт] / cост. и ред. Т. Лиханова. [СПб., 2011]. URL: http://www.starovoitova.ru/rus/main.php (дата обращения: 22.01.2010).

Пример оформления архивных документов и патентов

  1.  Розанов И.Н. Как создавалась библиотека Исторического музея: докл. на заседании Ученого совета Гос. публ. ист. б-ки РСФСР 30 июня 1939 г.//ГАРФ. Ф. А-513. Оп. 1. Д. 12. Л. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (пот отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бу...

Методические указания по организации практических занятий по учебной дисциплине Экономика страхования и анализ страховых операций

      Методические рекомендации по учебной дисциплине   Статистика разработаны с учетом ФГОС среднего профессионального образования специальности 38.02.02 Страховое дел...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.05 Аудит для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной  дисциплине ОП 02. Финансы, денежное обращение и кредит  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерс...