Лекции для самостоятельной подготовки по Основам экономики и предпринимательской деятельности
план-конспект урока на тему
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.
2. Прочитайте и ответьте на вопросы в тетради.
3. Доклад «Биография представителя одной из экономических школ» (по желанию на дополнительную оценку)
Лекция 1. Понятие экономической науки и история развития
План:
1. Зарождение и развитие экономической науки.
2. Современные экономические теории.
Экономика как наука прошла в своем развитии длительный путь от разрозненных экономических представлений до современных стройных концепций, объясняющих закономерности функционирования и развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так экономики страны в целом.
Зарождение и развитие экономической науки
Как систематизированное знание, как наука, экономика начала формироваться в ХУ-ХУ1 вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, - почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берется богатство? И экономика становится наукой о богатстве.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итальянского мерканте - торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации - это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис - природа, кратос - власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над продуктом потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда: только труд в сельском хозяйстве является производительным, все остальные отрасли только пользуются плодами сельского хозяйства.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства. У. Петти принадлежит крылатая фраза: "Природа - мать, а труд - отец всякого богатства". Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И. Ньютона в физике. В своей работе "Исследование о причинах и природе богатства народов" (1776 г.) А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но, направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под "невидимой рукой" А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономической науки связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория, - марксизм - развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала. Это явление представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лекции по основам экономики | 275.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ
- Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.
- Прочитайте и ответьте на вопросы в тетради.
- Доклад «Биография представителя одной из экономических школ» (по желанию на дополнительную оценку)
Лекция 1. Понятие экономической науки и история развития
План:
1. Зарождение и развитие экономической науки.
2. Современные экономические теории.
Экономика как наука прошла в своем развитии длительный путь от разрозненных экономических представлений до современных стройных концепций, объясняющих закономерности функционирования и развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так экономики страны в целом.
Зарождение и развитие экономической науки
Как систематизированное знание, как наука, экономика начала формироваться в ХУ-ХУ1 вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, - почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берется богатство? И экономика становится наукой о богатстве.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итальянского мерканте - торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации - это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис - природа, кратос - власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над продуктом потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда: только труд в сельском хозяйстве является производительным, все остальные отрасли только пользуются плодами сельского хозяйства.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства. У. Петти принадлежит крылатая фраза: "Природа - мать, а труд - отец всякого богатства". Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И. Ньютона в физике. В своей работе "Исследование о причинах и природе богатства народов" (1776 г.) А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но, направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под "невидимой рукой" А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономической науки связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория, - марксизм - развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала. Это явление представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее, нельзя отрицать, что К. Маркс сделал большой вклад в развитие экономической теории.
Параллельно с марксизмом в Х1Х в. развивается неоклассическое направление, представители которого сосредотачивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленное теоретическое богатство, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции.
В частности, австрийские ученые-экономисты (Карл Менгер, Ойген фон Бем-Баверк, Фридрих фон Визер) создают теорию маржинализма ("маргинальный " - крайний, предельный), которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Провозглашается принцип рационального поведения человека, т.е. человека, который руководствуется в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности.
Основатели маржинального направления в экономике, придавая особое значение субъективизму, ввели в практику экономического анализа психологическую составляющую, принцип рационального поведения человека в рыночной экономике.
Согласно воззрениям маржиналистов ценность благ определяется не затратами труда, а субъективными оценками покупателя и продавца, и в основе цены блага лежит предельная полезность - "субъективная полезность отдельного экземпляра того или иного блага, с помощью которого удовлетворяется наименее настоятельная потребность в товарах данного вида".
Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, что создало возможность для математической интерпретации многих экономических ситуаций.
Сторонники австрийской школы были убежденными противниками широкого вмешательства государства в экономику.
Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес А. Маршалл. В своей работе "Принципы политической экономии" (1890 г.) он разработал современную теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, формирования рыночной равновесной цены, взаимодействие спроса и предложения, влияние на них различных факторов, рассмотрел виды рыночного равновесия и др. Заслуга А. Маршалла состоит в том, что он сумел свести воедино разрозненные положения и подходы неоклассического направления. А. Маршалл полагал, что главная задача экономической науки заключается в том, чтобы содействовать решению социальных проблем.
Развитие и распространение методологии и теоретических положений неоклассического направления привело к смене предмета экономической науки. С конца Х1Х в. экономика превращается в общественную науку о способах использования ограниченных экономических ресурсов для максимально возможного удовлетворения неограниченных потребностей людей и получает название "экономикс". В отличие от политический экономии экономикс занимается изучением экономических процессов в их "чистом" виде, отвлеченном от социальных и политических проблем.
Сегодня экономика занимает ведущие позиции во всем мире.
Контрольные вопросы
- В чем суть воззрений меркантилистов? Чем воззрения физиократов отличались от взглядов меркантилистов?
- Какие идеи выдвигали представители английской классической политэкономии?
- В чем суть экономического учения К. Маркса?
- Когда и представителями какой школы в центр внимания экономической науки был поставлен человек и его потребности?
- Кто является основоположником современной теории рынка?
Современные экономические теории
Двадцатый век внес огромный вклад в развитие экономической науки. Был создан и обоснован ряд теорий, положения которых используются сегодня хозяйственной практикой, и на основании которых строится современная экономическая политика.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс опубликовал свою работу "Общая теория занятости, процента и денег", основав новое направление в экономике - кейнсианство. Анализируя действие рыночного механизма, Дж. Кейнс пришел к выводу, что рынок не в состоянии справиться с такими негативными, внутренне присущими ему явлениями, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, потери общества от которых столь велики, что необходимо государственное вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.
Кейнсианство, которое в течение нескольких десятилетий оставалось господствующей доктриной, в 70-х годах ХХ в. подверглось массированной критике со стороны представителей неоклассического направления, сторонники которого полагают, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимально, ибо только рынок, свободное предпринимательство способны обеспечить эффективное развитие экономики.
Среди современных экономических теорий можно выделить следующие.
Монетаризм - теоретическое направление, связанное с именем лауреата Нобелевской премии М. Фридмена. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между состоянием экономики в целом (темпами экономического роста, уровнем безработицы, темпами инфляции и т.п.) и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя массу денег, выпуск которых является прерогативой государства. Таким образом, монетаристы сводят роль государства в экономике к регулированию массы денег в обращении. Государственное регулирование во многих странах мира опирается на положения теории монетаризма. Именно идеи монетаристов лежали в основе экономической политики, проводившейся в 80-х годах ХХ в. в США (рейганомика) и в Англии (тэтчеризм).
Западногерманский неолиберализм - направление экономической мысли, сторонники которого не допускают никакого вмешательства государства в экономику. Они развивают тезис о том, что только свободное предпринимательство способно обеспечить эффективное развитие экономики, централизованное же планирование в какой бы то ни было форме не может быть эффективным в принципе, так как нарушает принцип свободного ценообразования - условие и предпосылку рационального хозяйствования. Огосударствление экономики подрывает рыночную конкуренцию, что, в конечном счете, ведет к установлению тоталитарного строя.
В 70-е годы XX в. сформировалось неоклассическое направление в экономике, обосновывающее необходимость и возможность применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. В рамках этого направления была выдвинута теория рациональных ожиданий, согласно которой все субъекты экономических отношений понимают, как функционирует экономика, и поэтому могут оценить последствия предстоящих политических или иных изменений. Сторонники теории рациональных ожиданий исходят из того, что экономические агенты строят свою линию поведения рационально, принимая всегда наиболее выгодные для себя решения. Отсюда следует вывод о том, что все экономические процессы являются следствием поведения рационального экономического агента, стремящегося к максимизации полезности в условиях определенных ограничений.
Сегодня весьма широкое распространение имеет институциональносоциологическое направление, сторонники которого рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием не только экономических, но и внеэкономических факторов (правовых, социальных, политических, психологических и др.), среди которых определяющую роль играют институты. Под институтами рассматриваемая теория понимает фирмы, профсоюзы, государство. Согласно институционализму в развитии общества первостепенную роль играют технико-экономические факторы, которые ведут к преодолению социальных противоречий и к эволюции общества от индустриального к постиндустриальному (неоиндустриальному или информационному), целью развития которого становится человек и его потребности.
Контрольные вопросы
1. В чем суть учения Дж. Кейнса?
2. Какие идеи заложены в основу теории монетаризма?
3. Какая основная идея выдвигается сторонниками современного неолиберализма?
4. Что собой представляет теория рациональных ожиданий?
5. В чем суть институционально-социологического направления в экономике?
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.
2. Выполните тест (любой вариант) в тетради.
3. Доклад «Биография представителя одной из экономических школ» (по желанию на дополнительную оценку)
Лекция 2. Факторы производства и факторные доходы
План:
- Подходы к понятию факторов производства
2. Факторы производства
3. Факторный доход
Деятельность любых организаций и личных хозяйств основана на использовании так называемых факторов производства. Чтобы произвести и реализовать (продать) товар необходим целый комплекс условий, предметов, средств. То есть, необходимы факторы производства.
В неоклассической теории к ним относят капитал, труд, землю и предпринимательскую способность. Впрочем, ранее этот перечень был несколько иным. А в последнее время приобретает особую значимость такой фактор, как информация. Ведь лишь та фирма может быть конкурентоспособной, которая владеет самой актуальной, достоверной и полной информацией о рынке.
ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
В целом, факторы производства – это те объекты и средства, которые определяют возможность осуществления хозяйственной деятельности и ее результативность. Проще говоря, это то, без чего невозможно производство и реализация товаров.
Есть два основных подхода к тому, что понимать под факторами производства:
Марксистская теория, выделяет в качестве факторов производства:
Рабочая сила (труд);
Предметы труда (материалы, детали и пр.);
Средства труда: личные (опыт, знания, навыки) и вещественные (станки, инструменты).
Маржиналистская теория, выделяет в качестве факторов труда:
Капитал;
Труд;
Земля;
Предпринимательская способность.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
В маржиналистской теории (западная, неоклассическая теория) выделяется 4 группы факторов производства:
Капитал (от лат. «Capitalis» - основной, главный) – есть разные подходы к тому, что понимать под капиталом. В случае же факторов производства, капитал – все то, что используется для производства и реализации товаров. Это здания, станки, инструменты, компьютеры, машины, всевозможное оборудование и т.п. Все это называется реальным капиталом. А вот финансовый капитал (деньги, ценные бумаги) к факторам производства не относится, так как в производстве продукции напрямую не участвует.
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на производство товаров, путем использования их интеллектуальных и физических возможностей. Как отмечает А. Маршалл, труд всегда имеет какой-то полезный результат. Потому это и целесообразная деятельность.
Важнейшие характеристики труда, это его интенсивность и производительность:
1) Интенсивность труда – расходование работником физической и интеллектуальной энергии в единицу времени.
2) Производительность труда – количество продукции, произведенной работников в единицу времени.
Земля – это естественный фактор, то, что дано нам природой. Сюда относится как сами земельные угодья (под застройку или под пашни), так и всевозможные природные ресурсы (лес, вода, полезные ископаемые), а также климатические условия. Важнейшее свойство фактора «Земля» - его ограниченность. Так, например, площадь суши нельзя увеличить. Точнее можно, допустим, за счет сооружения искусственных островов, но здесь все равно имеются определенные ограничения. Также и вода – она переходит из одной фазы в другую, из пара в жидкость, из жидкости в лед, и наоборот, но общее ее количество относительно неизменно.
Предпринимательская способность – важнейший фактор, особые способности, проявляющиеся в полной мере лишь у немногих людей.
Предпринимательская способность, это:
- умение комбинировать другие факторы производства с целью его эффективной организации;
- умение принимать решения и нести за них ответственность;
3) умение обдуманно рисковать;
4) умение воспринимать и внедрять инновации.
Классификация факторов производства
Кроме того, в наше время часто выделяют пятый фактор производства – информацию, т.к. ее своевременное получение и правильно использование приобретает все большую значимость.
Также большую роль играют: научно-технический прогресс, социальная среда, культура, политика и пр.
ФАКТОРНЫЙ ДОХОД
В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:
Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.
Процент – доход от фактора «Капитал». То есть, это отдача от использования капитальных средств.
Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд.
Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность». Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.
Примеры расчётов прибыли, заработной платы, ренты
Задача № 1
Представьте, что вы являетесь индивидуальным предпринимателем и производите круассаны. Допустим, вы взяли кредит и выплачиваете ссудный процент, нанимаете рабочих, платите зарплату. Эти и другие затраты указаны в таблице.
Факторы производства | Цена фактора руб./единица фактора | Количество факторов производства на 1000 кг продукции | Стоимость факторов производства (руб.) |
Трудовые ресурсы | 20000 | 4 | … |
Природные ресурсы | 10000 | 1 | … |
Капитальные ресурсы | 15000 | 3 | … |
Общие затраты факторов производства на 1000 кг продукции: … |
Какой размер прибыли вы сможете получить при продаже 1000 кг?
По какой цене будете продавать круассаны, чтобы прибыль составила 15 % от затрат?
Решение:
TC = 20000*4 + 10000*1 + 15000*3 = 135000 (руб.)
Pr = 135000*0,15 = 20250 (руб.)
AC = 35000: 1000 = 135 (руб.)
P = AC + APr = 135 + 0,15*135 = 155,25 (руб.)
Ответ: прибыль = 20250 руб., цена = 155,25 руб.
Задача № 2
В 2013 году зарплата токаря составляла 18000 руб. в месяц. Повысив квалификацию, в 2014 году он стал зарабатывать 25000 руб. За этот период цены на предметы потребления выросли на 10%. Как изменилась номинальная зарплата в денежных единицах? Определите индекс цен и реальную зарплату токаря в 2014 году.
Решение:
∆ W = 25000 – 18000 = 7000 (руб.)
Ip = 100% + 10% = 110% или Ip = 1,1
Wр = 25000: 1,1 = 22727,3 (руб.)
В 2014 г. токарь сможет купить за 25000 руб. столько товаров, сколько за 22727,3 руб. в 2013г.
Ответ: Изменение номинальной зарплаты = 7000 руб. Индекс цен = 1,1.
Реальная зарплата = 22727,3 руб.
Задача № 3
Какой размер земельной ренты целесообразно установить владельцу земельного участка, если банковский процент по вкладам составляет 8% годовых, а доход от продажи земельного участка мог бы составить 75000 руб.
Решение:
Рента = 75000*0,08 = 6000 (руб.) Рента должна быть не меньше 6000 руб. в год, т. е. не меньше дохода по вкладу в случае продажи участка.
Ответ: Рента = 6000 руб.
Тест «Факторы производства и факторные доходы»
Вариант № 1.
1. Факторным доходом для владельца автомастерской является:
1) оплата услуг по доставке оборудования
2) рента от земли, сдаваемой в аренду под автомастерскую
3) заработная плата, выплачиваемая работникам автомастерской
4) оплата за ремонт, получаемая от владельца автомобиля
2. Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится:
1) штат мастеров по установке окон
2) связи с клиентами фирмы
3) администрация фирмы
4) оборудование для производства окон
3. Гражданин сдаёт принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью?
1) капитал
2) прибыль
3) рента
4) процент
4. Агрокомбинат выращивает в теплицах овощи и зелень. К капиталу фирмы относятся:
1) работники теплиц
2) оборудование теплиц
3) земля под теплицами
4) руководство агрокомбината
5. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют:
1) даровыми благами
2) факторами производства
3) спросом и предложением
4) материальными потребностями
6. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация
2) капитал
3) земля и природные ресурсы
4) предпринимательские способности
7. Гражданин вложил часть своих денежных сбережений в акции сберегательного банка. Что будет получать гражданин в виде дохода?
1) ренту
2) процент
3) вексель
4) дивиденд
8. Все экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют
1) физическим капиталом
2) факторами производства
3) природными ресурсами
4) спросом и предложением
9. Под дифференциальной рентой I понимается доход, получаемый:
1) с наилучших участков земли;
2) со средних участков земли;
3) с худших участков земли;
4) все ответы верны.
10. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
Тест «Факторы производства и факторные доходы»
Вариант № 2.
1. Фирма «Модница» занимается пошивом стильной женской одежды. Модели, разработанные фирмой, демонстрировались на неделе мод в Астане и были отмечены дипломами жюри. Что (кто) на примере фирмы соответствует такому фактору производства, как труд?
1) ткани, закупленные на аукционе
2) оборудование пошивочного цеха
3) закройщики, швеи, модельеры
4) арендованное фирмой здание
2. Используемые в процессе производства станки и промышленное оборудование, производственные здания, сооружения, комплектующие и расходные материалы, технологии относятся к такому фактору производства,
1) капитал
2) рента
3) менеджмент
4) земля
3. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений, - это:
1) прибыль
2) банковский процент по вкладу
3) рента
4) акциз
4. Понятие «факторы производства» используется для обозначения:
1) особенностей потребительского спроса
2) ресурсов, используемых в процессе создания благ
3) показателей качества продукции
4) неограниченных производственных ресурсов
5. К числу факторов производства относится:
1) труд
2) потребности
3) кредит
4) субсидия
6. Фирма занимается строительством загородных домов. Что относится к капиталу фирмы?
1) закупленные для строительства домов материалы
2) заработная плата сотрудников фирмы
3) чистый доход фирмы
4) арендуемое под офис фирмы помещение
7. Анна Фёдоровна разместила свои сбережения на банковском депозите. Доход Анны Фёдоровны от этого вложения:
1) дивиденды
2) процент по кредиту
3) зарплата
4) процент по вкладу
8. Под абсолютной рентой понимается доход, получаемый:
1) с наилучших участков земли;
2) со средних участков земли;
3) с худших участков земли;
4) все ответы верны.
9. Общество с ограниченной ответственностью организовало добычу и разлив артезианской воды. К какому фактору производства можно отнести воду?
1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
10. Основным видом дохода от использования такого фактора производства, как предпринимательской способности является:
1) заработная плата;
2) прибыль;
3) рента;
4) процент.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.
2. Заполните таблицу «Достоинства и недостатки экономических систем» в тетради.
Лекция 3. Типы экономических систем
План:
- Определение экономической системы
- Традиционная экономика
- Рыночная экономика
- Командная экономика
- Смешанная экономика
Экономическая система - это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.
Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.
Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем.
Как отмечают в "Экономикс" К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю "...индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам:
1) по форме собственности на средства производства;
2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность"
Выделяют два способа координации экономических выборов: стихийный и иерархический.
Стихийный способ предполагает, что каждая фирма и домохозяйство самостоятельно решают что, как и для кого производить.
Иерархический порядок выделяет такого экономического субъекта, который отвечает на фундаментальные вопросы экономики единолично за всех остальных экономических агентов.
Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики, о которых говорилось в параграфе 1.3.
Традиционная экономика - эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия. Экономические проблемы - что производить, как производить и для кого производить - определяются в основном сложившимися веками традициями. Обычаи определяют порядок распределения, обмена и потребления ресурсов и продуктов. Внедрение новых техники и технологии осуществляется очень медленно, так как вступает в противоречие с обычаями и традициями, угрожает их сохранению, а значит стабильности существующего общественного устройства. В настоящее время данная экономическая система функционирует с элементами рыночной экономики в приблизительно 140 странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Основными чертами традиционной системы являются (Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993. - С. 37):
1. Преобладание частной формы собственности.
2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.
3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.
4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.
5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.
6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.
7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.
Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.
В рыночной экономике государство не вмешивается в экономические отношения и не влияет на поведение агентов по поводу производства, распределения и потребления благ.
Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.
В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).
Преимуществами командной экономики являются:
1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;
2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;
3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;
4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.
Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:
1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;
2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;
3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;
4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.
Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.
Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Характеристика рыночной и командной экономических
систем по двум основным признакам
Признаки отличия: | ||
| преобладающая форма собственности | механизм регулирования экономических отношений |
Рыночная экономика | частная собственность на средства производства | рыночный (объективный) |
Командная экономика | государственная форма собственности на средства производства | государственный (субъективный) |
Смешанная экономика - это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.
В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем - рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.
Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель - это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.
Таблица 2.2.
Основные черты японской и шведской моделей экономики
Японская модель | Шведская модель |
1. Глобальная цель - высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов. | 1. Глобальная цель- решение социальных проблем. |
2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию. | 2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления. |
3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран. | 3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости. |
Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.
В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.
К предпосылкам рыночных отношений относятся:
- опережающее создание правовой базы рыночной экономики;
- приватизация - разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;
- либерализация ценообразования - переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам.
Условиями формирования рынка являются:
- постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;
- комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка - товарного, финансового и рынка труда;
-активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры
-создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.
- постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;
- обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан.
Условиями функционирования рынка должны стать:
- свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;
- полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;
- свобода конкуренции, там, где она эффективна;
- свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.
Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.
Контрольное вопросы:
- Дайте определение, типов экономических систем (традиционная, командная, рыночная, смешанная)
- Заполните таблицу «Достоинства и недостатки экономических систем»:
Тип экономической системы | Достоинства | Недостатки |
Традиционная | ||
Командная | ||
Рыночная | ||
Смешанная |
ИНСТРУКЦИЯ
1. Внимательно прочитайте конспект, запишите краткое содержание согласно плана.
2. Дайте ответы на контрольные вопросы, заполните таблицу и решите кроссворд в тетради.
3. Выполнить презентацию «Собственность – основа социально- экономических отношений» (по желанию на дополнительную оценку)
Лекция 3.Собственность. Конкуренция
План:
- Определение собственности
- Формы собственности
- Определение конкуренции
- Виды конкуренции
- Типы конкуренции
- Четыре модели структуры рынка
- Функции конкуренции
Собственность
Собственность — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.
Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух субъектов. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.
В экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент. В целом признано, что именно права собственности (пусть даже несколько специфически понимаемые) являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения спроса-предложения. Речь идет не об «экономических отношениях собственности», термине экономико-социальной теории К. Маркса, но об «экономической теории прав собственности», давно занявшей центральной место в современной экономической теории.
Формы собственности
При частной собственности одно лицо или семья является собственником имущества, ресурсов или факторов производства, имущество передается по наследству или реализуется на рынке. По характеру накопления частная собственность подразделяется на трудовую и нетрудовую. Трудовая собственность формируется за счет заработной платы, предпринимательской деятельности, доходов от средств вложенных в акции, облигации, кредитные учреждения. Нетрудовая собственность имеет самые разнообразные каналы формирования, в том числе законные и противоправные, легальные и нелегальные. Частная собственности возникла как следствие развития производительных сил и товарного производства.
Начальная стадия развития капитализма характеризовалась господством индивидуальной частной собственности. Это было связано прежде всего с тем, что масштабы производства были относительно малы. Машинное производство вырастало из мануфактурного и не могло быть крупным. Только после того, как оно достигло стадии, когда машины сами начали производиться машинами, резко усилился процесс концентрации производства, рост его масштабов. Концентрация производства на определенном этапе сама подвела экономику к появлению монополии и монополистических союзов в промышленности. Индивидуальная частная собственность сменилась монополистической.
Формирование монополистической собственности также было подготовлено развитием производительных сил. Новые виды машин, технология и формы организации труда, качественные структурные сдвиги в экономике – все это резко усилило процесс концентрации производства. Возникшие на этой основе монополии представляли собой хозяйственные объединения, осуществляющие контроль на рынке сбыта товаров посредством концентрации в своих руках материальных и финансовых ресурсов. Монополистические объединения превратились в господствующую форму производства. Индивидуальная частная собственность все более стала вытесняться групповой. Появление монополистических союзов дало мощный толчок развитию частной собственности. Можно выделить следующие, наиболее важные факторы роста монополистической собственности: усилие процесса концентрации производства, возникновение системы монопольных цен, вывоз капитала в отличие от вывоза товаров, неоколониализм.
Государственная собственность представляет собой форму частной собственности, при которой субъектом собственности выступает государство. Эта форма собственности имеет длительную и вполне самостоятельную историю развития. Становление ее шло на базе государственной феодальной собственности. Еще в период зарождения капитализма государство проявляло заботу о своем экономическом благополучии и поэтому само организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, шло на союз с купеческим и ростовщическим капиталом, создавая совместные с ними компании для колониальных захватов, поиска дешевых рынков сбыта своих товаров.
Конкуренция
Конкуренция – универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.
Конкуренция (от латин.) – «бежать вместе», соперничать.
Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание,
борьба «всех против всех».
А. Смит трактовал конкуренцию, как поведенческую категорию.
Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.
Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди. Пример - конкуренция между интернет магазинами.
Рыночный процесс представляет собой смену ситуаций неопределенности. Постоянное изменение осведомленности участников меняет альтернативные возможности по сделкам, что ведет к смене планов купить или продать. В этом смысле рыночный процесс является конкурентным. Конкуренция – оборотная сторона рынка, учитывание изменения рынка.
Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сыр и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в обществе ном производстве.
Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.
Рыночная конкуренция — это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке.
Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.
Еще более полно и последовательно развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.
Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что и (учение любого экономического явления должно опираться на три подхода:
- причинно-следственный;
2) функциональный;
3) системный.
В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъекте. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывайся характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.
Виды конкуренции:
Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) =>
монополия, степень монопольной власти увеличивается.
Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)
Конкуренцию между онлайн продавцами в интернете можно назвать совершенной.
Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.
Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Различают следующие модели несовершенной конкуренции:
I. Монополия имеет место тогда, когда предприятие выпускает продукцию, для которой нет замены.
- В силу того, что предприятие не имеет конкурентов, оно полностью контролирует поставки этой продукции и, в качестве единственного продавца, может создавать барьеры для потенциальных конкурентов.
- В реальном мире монополии, которые существуют до настоящего времени, — это некоторые организации по оказанию коммунальных услуг, такие, как электричество и кабельная передача информации, они в значительной степени регулируются правительственными органами. Существование естественных монополий допускается, так как для их развития и эксплуатации требуются гигантские финансовые ресурсы; небольшое число организаций может сконцентрировать такие ресурсы, чтобы, к примеру, составить конкуренцию местной электрической компании.
- Главная цель маркетинга в условиях монополии — контролировать рынок и поддерживать уникальность товара.
II. Олигополия имеет место тогда, когда небольшое количество поставщиков контролирует значительную долю поставок продукции. В этом случае каждый из поставщиков должен принимать во внимание реакции других поставщиков на изменения в рыночной деятельности.
- Продукция, производимая олигополиями, может быть однородной, например, алюминий, или дифференциальной, как, например, сигареты и автомобили.
- К примеру, по причине того, что требуются огромные финансовые затраты, очень немногие предприятия могут позволить себе выйти на рынок нефтепереработки или выпуска стали.
- В некоторых отраслях требуется наличие определенного уровня технической и маркетинговой квалификации, что является непреодолимым барьером для многих потенциальных конкурентов.
- Предприятия на олигопольном рынке стараются избегать ценовых войн в силу того, что такой подход дорого обходится всем, участвующим в войне.
III. Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда потенциальные конкуренты фирмы пытаются разработать дифференциальную маркетинговую стратегию для того, чтобы захватить часть рынка.
- Существует несколько фирм, но различная структура маркетинга, хотя и сходная продукция.
- Есть возможность проникновения на рынок, так как начальные затраты не очень высоки.
3. Важны отличительные особенности товаров.
IV. Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки.
- Продукция была бы однородной, и имелось бы полное знание рынка и беспрепятственный выход на рынок.
- Ближайшим к идеальной конкуренции примером может служить нерегулируемый рынок сельскохозяйственной продукции.
- Очень мало (если вообще такое имеет место) специалистов по маркетингу работает в условиях чистой конкуренции.
- Чистая конкуренция условно является одним полюсом рыночной структуры, а монополия — противоположным.
- Большинство специалистов по маркетингу работают в конкурентной обстановке, которая могла бы быть условно размещена где-то между этими двумя полюсами.
- Рынок каждого предприятия при данном типе конкуренции невелик, спрос эластичен. Легко внедриться на этот рынок.
Типы конкуренции:
- Функциональная конкуренция — различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность.
- Видовая конкуренция — лучше удовлетворяет потребность в товаре с более высокими потребительскими качествами.
- Межфирменная конкуренция — преимущество на рынке имеет тот, кто лучше овладел вниманием потенциальных потребителей. Успех на современном рынке имеет то предприятие, которое смогло обеспечить разнообразие ассортимента выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, увеличить ценности потребительских свойств продукции при одновременном незначительном повышении цены на нее, концентрацию своих усилий на создании новых сегментов и новых ниш рынка.
Выделяются также две основные группы методов конкуренции: ценовые, неценовые.
Четыре модели структуры рынка
Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка — количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены.
Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентным считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.
В научном языке существует два различных понимания термина "конкуренция". Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентность рынка, совершенная, монополистическая конкуренция) и конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция).
Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, идут из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям (poleo — продаю, psoneo — покупаю), а с другой — их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много).
Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур является практически неограниченным.
Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели
- совершенную конкуренцию;
- чистую монополию;
- монополистическую конкуренцию;
- однородную и неоднородную олигополию
построенные на основе следующих критериев:
Количество фирм в отрасли
Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много). Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними. Считается, что фирм в отрасли много, когда объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка, и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Предельным количеством малого является монополия — отрасль одной фирмы.
Для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке служит коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса. Он показывает степень количественного изменения цены фирмы !!Х?? при изменении объема выпуска фирмы на .
Чем выше объемная перекрестная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия.
Тип производимого продукта
Тип производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный). Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то они относятся к однородной продукции. Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной — по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой — фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция является дифференцированной. На рынке монополии продукция носит уникальный характер, так как не может быть ничем заменена.
Взаимозаменяемость товаров может быть охарактеризована коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, показывающим степень количественного изменения объема продаж фирмы при изменении цены фирмы на :
Чем больше коэффициент ценовой перекрестной эластичности, тем выше однородность выпускаемых фирмами товаров, тем более совершенна их взаимозаменяемость. При коэффициенте, равном нулю, товар вообще не имеет заменителей (случай монополии).
Степень влияния фирмы на рыночные цены
Степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольная власть фирмы. Данный показатель определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек:
Впервые этот способ оценки монопольной власти фирмы был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показатель монопольной власти Лернера. Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.
Возможность входа на рынок для новых фирм
Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров. К ним можно отнести:
- барьеры искусственные (институциональные), связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения, протекционистская политика и т.д.;
- барьеры естественные, причина которых заключается:
- в положительном эффекте масштаба производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли;
- в более низких издержках производства у уже действующих предприятий по сравнению с "новичками";
- в дифференциации продукции и формировании стойкой приверженности определенной торговой марке и т.д.
Функции конкуренции
Cодержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
1) регулирующую;
2) аллокационную;
3) инновационную;
4) адаптационную;
5) распределительную;
6) контролирующую.
Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном I чете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что cумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести .
Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.
Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Контрольные вопросы:
- Запишите верный ответ «да» или «нет»
А. Верно ли , что субъектом собственности может быть трудовой коллектив
Б. Верно ли, что объектом собственности могут быть средства производства
В. Верно ли, что физическое лицо не может владеть земельным участком
Г. Возможно ли купить государственную собственность ?
Д. Может ли информация быть объектом собственности?
2. Заполните таблицу «Характеристика рыночных структур»
3. Решите кроссворд:
«Экономика. Собственность. Конкуренция»
Вопросы
По горизонтали:
1.Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.
2.Фаза круговорота, в которой устанавливаются количественные соотношения прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
3.Конкуренция, где очень большое число предприятий-продавцов, свободное вступление и выход из отрасли.
4.Конкуренция, при которой не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа.
5.Собственность представляет собой индивидуальное владение землей, зданиями, оборудование и т.д. с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.
6.Собстенность, где имущество принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям.
7.Форма экономической связи после распределения, когда блага нельзя израсходовать для личного потребления.
8.Заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей.
По вертикали:
1.Объективная нужда людей в жизненно необходимых благах и услугах в целях поддержания жизнедеятельности и развития организма.
2.Экономическая система, при которой преобладает частная собственность на экономические ресурсы.
3.Конкуренция, которая характеризуется тем, что несколько крупных фирм контролируют рынок определенного товара и услуг.
4.Собственность в РФ, где имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (Федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (республика, краям и т.д.).
5.Экономическая система, где отличительными чертами являются: примитивная технология, ручной труд, она сохранилась в отсталых странах Азии и Африки.
6.Форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства, обмена и потребления.
7.Фактор производства, к которому относятся: земля, запасы минерального сырья, лес, вода и т.д.
8.Фактор производства, к которому относится все, что используется в производстве: средства производства, орудия труда, сырье, материалы, денежные средства и т.д.
9.Фактор производства, который включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.
10.Созидательный процесс изготовления полезных продуктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по основам экономики и предпринимательской деятельности (заочное отделение)
Методические рекомендации предназначены для 5 курса заочного отделения по специальности дошкольное образование и педагогика дополнительного образования...
Лекция «Основы бухгалтерского учета» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических / парикмахерских услуг»
Лекция «Основы бухгалтерского учета» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических / парикмахерских услуг»...
Лекция «Основы и принципы экономики» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»
Лекция «Основы и принципы экономики» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпиада ОП. 06 «Экономика организации» ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности» ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов». МДК 02.01.
Цели и задачи олимпиады по профессиональному модулю и дисциплине ОП.06 «Экономика организации», ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности», ПМ. 02 «Выпо...
Лекция «Основы рекламной деятельности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»
Лекция «Основы рекламной деятельности» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...
Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное дело»
Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное...