Практическое занятие № 3 ОТиМ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Практическое занятие № 3.
Качественные показатели состояния торговой сети.
Цель занятия.
Ознакомить обучающихся с качественными показателями состояния торговой сети. Провести расчеты качественных показателей состояния торговой сети.
Материальное обеспечение.
Методические указания к выполнению практического занятия №3.
ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».
Рекомендации по выполнению практического занятия.
Для определения качественных показателей состояния торговой сети воспользуйтесь пояснением к практическому занятию.
Задания.
- Ознакомиться с пояснением к практическому занятию:
2. Разобрать примеры расчетов качественных показателей розничной торговой сети.
Выполнить расчет качественных показателей розничной торговой сети.
3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.
4.Ответить на контрольные вопросы.
Пояснения к практическому занятию
1. Качественные показатели состояния торговой сети
Качественные показатели отражают социально-экономическую эффективность торговли, в том числе эффективность использования всех видов ресурсов, ускорение научно-технического прогресса, уровень затрат общественного труда, конечные результаты хозяйственной деятельности. Используются несколько показателей подобного типа.
Мощность магазина характеризуется торговой площадью – это площадь торгового зала и помещений для обслуживания покупателей. При этом не включается площадь магазина для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.
Показателем обеспеченности населения розничной торговой сетью служит торговая площадь магазина на 100 жителей. Она на 1 января 2005 г по потребительской кооперации РФ составила 205 метров квадратных.
Коэффициент сменности представляет собой отношение количества часов работы магазина, оборудования в день к продолжительности одной смены.
Пример. При восьмичасовой смене магазин работал 10 часов, а фасовочное оборудование – 4 часа. Коэффициент сменности работы магазина равен 1,25 (10 часов: 8 часов), фасовочного оборудования – 0,5 (4 часа : 8 часов).
Коэффициент непрерывности представляет собой отношение количества часов работы предприятия в день к общему количеству часов в сутки или отношение числа рабочих дней в месяц к календарному числу дней.
Пример. Магазин работал в апреле 30 дней и по 12 часов в сутки. Коэффициент непрерывности за месяц равен 1 (30 дней : 30 дней). А за день – 0,5 (12 часов : 24 часа).
Отношение торговой площади к общей. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
К = Sт/Sо, где Sт – торговая площадь; Sо – общая площадь
Пример. Общая площадь универсама составляет 3020 метров квадратных, из них 1200 метров квадратных – торговая площадь. Находим коэффициент отношения торговой площади к общей площади магазина: К= 1200/3200 = 0,38. Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживания покупателей.
Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (Ку), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала.
Ку = S т.об./S т.з., где Sт.об – площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт.з. – общая площадь торгового зала
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3 – 0,32.
Пример. Торговая площадь универсама составляет 1200 метров квадратных. Установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров и др.) – 360 метров квадратных. Находим установочный коэффициент: Ку = 360/1200 = 0,30. Следовательно, 30% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 70% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещение мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Темпы измерения количества магазинов и их мощности за анализируемый период. Для этой цели, данные по наличию сети на конец периода, сопоставляются с данными на начало периода.
Пример. На начало отчетного года торговая фирма имела 52 магазина с площадью 5800 метров квадратных. На конец года эти показатели составили соответственно 54 и 6090.
Динамика этих показателей за год:
- по количеству магазинов составляет 54 × 100%/52 = 103,8%
- по торговой площади:
6090 метров квадратных × 100%/5800 метров квадратных = 105%
В результате опережающих темпов динамики торговой площади по сравнению с изменением количества магазинов возросла средняя площадь одного магазина. Она составила на начало года 111,5 метров квадратных (5800 метров квадратных : 52 единицы), а на конец года 112,8 метров квадратных (6090 метров квадратных : 54 единицы).
Уровень специализации розничной торговой сети – отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.
2. Расчет качественных показателей состояния торговой сети
Используя пояснения к практическому занятию №3, рассчитайте следующие качественные показатели состояния торговой сети.
Рассчитайте коэффициент сменности работы розничного магазина, если при восьмичасовой смене магазин работал 12 часов, а фасовочное оборудование – 6 часов.
Рассчитайте коэффициент непрерывности работы розничного магазина, если магазин работал в феврале 28 дней и по 12 часов в сутки.
Рассчитайте отношение торговой площади к общей площади магазина. Общая площадь универсама составляет 3000 метров квадратных, из них 1500 метров квадратных – торговая площадь.
На основании расчетов сделайте вывод об организации работы розничного торгового предприятия.
3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.
4. Ответить на контрольные вопросы.
1. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на размещение сети розничных торговых предприятий города.
2. С помощью, каких показателей можно определить уровень специализации розничной торговой сети?
3. Назовите показатели, на основании которых можно сделать вывод об эффективном использовании торговой площади магазином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011
Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
Практическое занятие № 1 ОТиМ
Практическое занятие № 1. Организация товародвижения в оптовой торговле....
Практическое занятие № 2 ОТиМ
Практическое занятие № 2 ОТиМ...
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж
методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...