Практическое занятие № 3 ОТиМ
методическая разработка на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Практическое занятие № 3 ОТиМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_no3_ot_i_m.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 3.

Качественные показатели состояния торговой сети.

Цель занятия.

Ознакомить обучающихся с качественными показателями состояния торговой сети. Провести расчеты качественных показателей состояния торговой сети.

Материальное обеспечение.

Методические указания к выполнению практического занятия №3.

ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».

Рекомендации по выполнению практического занятия.

Для определения качественных показателей состояния торговой сети воспользуйтесь пояснением к практическому занятию.

Задания.

  1. Ознакомиться с пояснением к практическому занятию:

2. Разобрать примеры расчетов качественных показателей розничной торговой сети.

Выполнить расчет качественных показателей розничной торговой сети.

3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.

4.Ответить на контрольные вопросы.

Пояснения к практическому занятию

1. Качественные показатели состояния торговой сети

Качественные показатели отражают социально-экономическую эффективность торговли, в том числе эффективность использования всех видов ресурсов, ускорение научно-технического прогресса, уровень затрат общественного труда, конечные результаты хозяйственной деятельности. Используются несколько показателей подобного типа.

Мощность магазина характеризуется торговой площадью – это площадь торгового зала и помещений для обслуживания покупателей. При этом не включается площадь магазина для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.

Показателем обеспеченности населения розничной торговой сетью служит торговая площадь магазина на 100 жителей. Она на 1 января 2005 г по потребительской кооперации РФ составила 205 метров квадратных.

Коэффициент сменности представляет собой отношение количества часов работы магазина, оборудования в день к продолжительности одной смены.

Пример. При восьмичасовой смене магазин работал 10 часов, а фасовочное оборудование – 4 часа. Коэффициент сменности работы магазина равен 1,25 (10 часов: 8 часов), фасовочного оборудования – 0,5 (4 часа : 8 часов).

Коэффициент непрерывности представляет собой отношение количества часов работы предприятия в день к общему количеству часов в сутки или отношение числа рабочих дней в месяц к календарному числу дней.

Пример. Магазин работал в апреле 30 дней и по 12 часов в сутки. Коэффициент непрерывности за месяц равен 1 (30 дней : 30 дней). А за день – 0,5 (12 часов : 24 часа). 

Отношение торговой площади к общей. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

К = Sт/Sо, где Sт – торговая площадь; Sо – общая площадь

Пример. Общая площадь универсама составляет 3020 метров квадратных, из них 1200 метров квадратных – торговая площадь. Находим коэффициент отношения торговой площади к общей площади магазина: К= 1200/3200 = 0,38. Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная её часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживания покупателей.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (Ку), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала.

Ку = S т.об./S т.з., где Sт.об – площадь, занятая торговым оборудованием;

Sт.з. – общая площадь торгового зала

Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3 – 0,32.

Пример. Торговая площадь универсама составляет 1200 метров квадратных. Установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров и др.) – 360 метров квадратных. Находим установочный коэффициент: Ку = 360/1200 = 0,30. Следовательно, 30% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 70% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещение мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.  

Темпы измерения количества магазинов и их мощности за анализируемый период. Для этой цели, данные по наличию сети на конец периода, сопоставляются с данными на начало периода.

Пример. На начало отчетного года торговая фирма имела 52 магазина с площадью 5800 метров квадратных. На конец года эти показатели составили соответственно 54 и 6090.

Динамика этих показателей за год:

- по количеству магазинов составляет 54 × 100%/52 = 103,8%

- по торговой площади:

6090 метров квадратных × 100%/5800 метров квадратных = 105%

В результате опережающих темпов динамики торговой площади по сравнению с изменением количества магазинов возросла средняя площадь одного магазина. Она составила на начало года 111,5 метров квадратных (5800 метров квадратных : 52 единицы), а на конец года 112,8 метров квадратных (6090 метров квадратных : 54 единицы).

Уровень специализации розничной торговой сети – отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.

2. Расчет качественных показателей состояния торговой сети

Используя пояснения к практическому занятию №3, рассчитайте следующие качественные показатели состояния торговой сети.

Рассчитайте коэффициент сменности работы розничного магазина, если при восьмичасовой смене магазин работал 12 часов, а фасовочное оборудование – 6 часов.

Рассчитайте коэффициент непрерывности работы розничного магазина, если магазин работал в феврале 28 дней и по 12 часов в сутки.

Рассчитайте отношение торговой площади к общей площади магазина. Общая площадь универсама составляет 3000 метров квадратных, из них 1500 метров квадратных – торговая площадь.

На основании расчетов сделайте вывод об организации работы розничного торгового предприятия.

3. Записать содержание занятия в рабочую тетрадь.

4. Ответить на контрольные вопросы.

1. Назовите основные факторы, оказывающие влияние на размещение сети розничных торговых предприятий города.

2. С помощью, каких показателей можно определить уровень специализации розничной торговой сети?

3. Назовите показатели, на основании которых можно сделать вывод об эффективном использовании торговой площади магазином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Практическое занятие № 1 ОТиМ

Практическое занятие № 1. Организация товародвижения в оптовой торговле....

Практическое занятие № 2 ОТиМ

Практическое занятие № 2 ОТиМ...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...