РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы бухгалтерского учета
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
код, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opd_08._osnovy_buhgalterskogo_ucheta_080114.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Отделение среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
код, специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Воронеж
2014
СОГЛАСОВАНА: Предметно-цикловой комиссией профессиональных дисциплин по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | |
Протокол № ____ от «___»___________201__ года | ||
Председатель предметно- цикловой комиссии
Е.В.Карпова Подпись Инициалы Фамилия | Заведующий отделением СПО И.А.Котова Подпись Инициалы Фамилия | |
УТВЕРЖДЕНА: Заместитель директора по учебной и воспитательной работе | Н.В. Боковая Подпись Инициалы Фамилия |
Составители (авторы): Саламова С.С. преподаватель отделения СПО Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ___________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области организации и проведения коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл. Изучается:
- в 3 семестре на 2 курсе (для обучающихся на базе основного общего образования)
- в 1 семестре на 1 курсе (для обучающихся на базе среднего общего образования).
Изучению данной дисциплины предшествует освоение дисциплин Математика, Экономика, Информатика ИКТ, Право.
Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин (междисциплинарных курсов) являются:
знать:
- основные понятия и методы математических вычислений;
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
- знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы экономических моделей;
- закономерности функционирования современной экономики;
- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.
уметь:
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
- уметь выбирать адекватные методы и модели для исследования конкретных экономических процессов,
- адаптировать существующие методы под требования специфики задач, а также разрабатывать новые методы; представлять итоги теоретических и прикладных исследований в виде письменных работ;
- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг, порядок призыва на военную службу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.
Формируемые компетенции:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | |
ПК 1.1 | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. | |
ПК 1.2 | Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. | |
ПК 1.3 ПК 1.4 | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. | |
ПК 2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета рабочего плана счетов бухгалтерского учета. | |
ПК 2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. | |
ПК 2.3 | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. | |
ПК 2.4 ПК 3.1 | Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. | |
ПК 3.2 | Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. | |
ПК 3.3 | Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. | |
ПК 3.4 | Оформлять платежные документы для перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. | |
ПК 4.1 | Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. | |
ПК 4.2 | Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. | |
ПК 4.3 | Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. | |
ПК 4.4 | Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
В результате изучения учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» обучающийся должен знать/понимать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» обучающийся должен уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 123 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часа;
самостоятельной работы обучающегося 41 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 40 |
практические занятия | 42 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над рефератом | 5 |
самостоятельная домашняя работа | 36 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Коды компетенций | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4 | Тема 1. Методологические основы бухгалтерского учёта | Содержание учебного материала | 24 | |
Характеристика бухгалтерского учёта Предмет и метод бухгалтерского учёта Объекты бухгалтерского учёта и их классификация Задачи бухгалтерского учёта Принципы бухгалтерского учета Сущность и значение бухгалтерского учета Счета бухгалтерского учёта и двойная запись Бухгалтерские счета, их назначение и структура Понятие двойной записи операций на счетах Бухгалтерские проводки Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учёта | 6 | 2 | ||
Практические занятия Открытие счетов на основании баланса Составление корреспонденции счетов по простейшим операциям Запись операций по синтетическим и аналитическим счетам Подсчет оборотов и остатков по счетам Публичная презентация проекта на тему: методические основы бухгалтерского учета. | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Аспекты финансового учёта Необходимость типов изменения бухгалтерского баланса и их влияние на него | 10 | |||
ОК 1, ОК 3, ОК 6, ОК 8, ПК 1.2, ПК 4.2, ПК 4.3 | Тема 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности | Содержание учебного материала | 24 | |
Законодательство Российской Федерации, регулирующее предпринимательскую деятельность Понятие и виды нормативных актов Опубликование и вступление в силу нормативных документов Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России Закон о бухгалтерском учете Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации План счетов бухгалтерского учета Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций | 8 | 2 | ||
Практические занятия Работа с Федеральным законом «о бухгалтерском учете» | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Реформирование бухгалтерского учета в России | 10 | |||
ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ПК 1.2, ПК1.3, ПК 2.1, ПК3.1, ПК 3.2, ПК3.3, ПК 3.4 | Тема 3. План счетов бухгалтерского учёта | Содержание учебного материала | 22 | |
Понятие и характеристика плана счетов Разновидности плана счетов Субсчета и их значение Забалансовые счета и их значение Связь между счетами и балансом Классификация счетов бухгалтерского учёта Градация счетов по структуре и назначению Деление счетов по экономическому содержанию | 4 | 2 | ||
Практические занятия Составление корреспонденций Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учёта | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика разделов плана счетов бухгалтерского учёта Принцип построения плана счетов | 10 | |||
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4 | Тема 4. Международные стандарты финансовой отчетности | Содержание учебного материала | 33 | |
Международные правила бухгалтерского учета Основные различия международных стандартов и их причины Международные различия учета Причины сохранения различий Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) Реформа бухгалтерского учета в России Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными Стандартами финансовой отчетности Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО | 14 | 2 | ||
Практические занятия Академическое исследование аспектов международных правил учета | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Политические аспекты | 11 | |||
ОК 2, ОК 5, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.2, ПК 2.3, ПК2.4, ПК 4.1, ПК4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 | Тема 5. Формы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 20 | |
Учетные регистры, их классификация Характеристика учетных регистров Виды учетных регистров Сущность форм бухгалтерского учета Характеристика основных форм учета Журнал-главная, мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы бухгалтерского учета | 8 | 2 | ||
Практические занятия Решения задач (составление мемориальных – ордеров, книга журнал – главная) | 12 | |||
Всего: | 123 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы бухгалтерского учета»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативные документы;
- комплект учебно-методических пособий
Технические средства обучения: мультимедиа проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. ФедороваТ.В. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. ISBN 978-5-8199-0544-9 ЭБС «ЗНАНИУМ»
- Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник / В.И. Щербакова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с. (Профессиональное образование).ISBN 978-5-8199-0229-5
Дополнительные источники:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 25 октября 2010 г. № 132н)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 8 ноября 2010г.№142н)
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н, в ред. от 8 ноября 2010г. №144н)
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н, в ред. от 8 ноября 2010г. №144н).
- Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет: конспект лекций. – 3-е изд., перераб и доп. – М.Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. -138с.
- Поленова, С. Н. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс] : Учебник / С. Н. Поленова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 464 с. - ISBN 978-5-394-02172-5 «ЗНАНИНУМ»
Электронные ресурсы:
- www.consultant.ru – официальный сайт СПС «Консультант-плюс»
- www.garant.ru – официальный сайт СПС «Гарант»
- www.glavbukh.ru
- www.provodka.ru
- www.klerk.ru – сайт практической помощи бухгалтеру
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять нормативное регулирование бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении практической работы 1 |
ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности | Экспертная оценка при проведении практической работы 8 |
соблюдать требования к бухгалтерскому учету | Экспертная оценка при проведении практических работ 2,3 |
следовать методам и принципам бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении практических работ 4,5 |
использовать формы и счета бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении практических работ 6,7 |
Знания: | |
нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчетности | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания и фронтального опроса |
национальную систему нормативного регулирования | Экспертная оценка при проведении фронтального опроса |
международные стандарты финансовой отчетности | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания |
понятие бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания, фронтального опроса |
сущность и значение бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания и устного опроса |
историю бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания |
основные требования к ведению бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания и фронтального опроса |
предмет, метод и принципы бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания и карточек заданий |
план счетов бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания, тестирования |
формы бухгалтерского учета | Экспертная оценка при проведении индивидуального задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАБОЧИЙ ПЛАН Основы бухгалтерского учета
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАБОЧИЙ ПЛАН на I семестр 2014 – 2015 учебного года Дисциплина: Основы бухгалтерского учета Курс и группа: СЭд - 413 Преподаватель: Саламова Светлана ...
Рабочая программа "Основы бухгалтерского учета"
Рабочая программа является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии "Продавец-контролер, кассир"...
Рабочая программа по бухгалтерскому учету
Рабочая программа по бухгалтерскому учету...
Рабочая программа дисциплины Бухгалтерский учет
Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы бухгалтерского учета
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» является частью образовательной программы профессиональной подготовки, относится к общепрофессиональному циклу. Реализует...
Рабочая программа Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации
Рабочая программа по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям На базе основного общего образования. Форма обучения: очная и заочная...
Рабочая программы дисциплины "Бухгалтерский учет" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа учебной дисциплины "Бухгалтерский учет" предназначена для студентов, обучающихся на очной форме по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...