Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.03 Менеджмент
методическая разработка на тему
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине ОП.03 Менеджмент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.03_menedzhment.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(ФИЛИАЛ) ТЮМГУ
ОТДЕЛЕНИЕ СПО
УТВЕРЖДАЮ
Директор Сургутского института
экономики, управления и права
(филиал ТюмГУ)
______________/Г.В. Патракова/
"____" __________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.03 Менеджмент
- Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
наименование профиля: социально-экономический
Максимальная нагрузка по дисциплине: - 90
Всего - 60
Занятия на уроках - 40
Практические занятия - 20
Самостоятельная работа - 26
Консультации -4
Сургут
2014
Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 г. № 837
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин Протокол № _____ "___" ___201__г. Председатель ПЦК ______________ Г.М. Ревенко |
СОГЛАСОВАНО Методист _______________ С.В. Алексеева "____" _________ 201__г. |
Автор работы: - Г.М. Ревенко преподаватель Сургутского института экономики, управления и права (филиал ТюмГУ) отделение СПО
Рекомендовано к использованию:
_____________________________________________________________________________
(наименование организации (предприятия)
_____________________________________________________________________________
(должность, Фамилия Имя Отчество)
_____________________________________________________________________________
(дата, подпись)
Рабочая программа переутверждена на __________/___________ учебный год
без изменений / с изменениями ________________________________________
Председатель ПЦК______________ Г.М. Ревенко
Протокол № _____ "___" ___201__г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 9 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 Менеджмент входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Эти знания необходимы для более глубокого знакомства с теорией и практикой управления. Общая задача дисциплины ОП.03 Менеджмент сформировать знания и умения студента в области управления современным предприятием.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа дисциплины предполагает изучение алгоритмизации, как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- -принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- -учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функция менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений:
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у выпускника специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям):
A) Общие компетенции (ОК1-ОК10), включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-
коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Б) Профессиональные компетенции (ПК 3.1, 3.3 , 3.5), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, из них 20 часов практические работы;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
Консультации | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Предмет и функции менеджмента. Основные подходы к определению этого понятия. Основные этапы развития менеджмента. | 2 | 1 | ||
Раздел 1. Основы организационного управления | 17 | ||||
Тема 1.1. Основные теории менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Школа научного управления; классическая (административная) школа; школа человеческих отношений и поведенческих наук; количественный подход. Подходы в менеджменте: системный, ситуационный. | 1,2 | |||
Практические занятия 1 | 2 | ||||
1 | Заполнить таблицу «Научные школы». Ситуационные задачи. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1 | 4 | ||||
Составить опорный конспект по теме «Модели управлении человеческими ресурсами» и Заполнить таблицу. | |||||
Тема 1.2. Организации, менеджеры и успешное управление | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Организация и ее характеристики; составляющие успеха организации. Управленческие уровни. Роль менеджера в организации. | 1 | |||
Практические занятия 2 | 2 | ||||
1 | Определение организации, ее признаки. Заполнить схему. Ситуационное задание. Решить кроссворд. | ||||
Тема 1.3. Современные синтетические теории управления | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Современные синтетические теории управления. Системный подход. Ситуационный подход: внутренняя среда организации, внешняя среда организации | 1,2 | |||
2 | Процессный подход. Структура процесса управления | 1,2 | |||
Тема 1.4. Социальная ответственность и этика в управлении | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Социальная ответственность и этика ведения бизнеса. | 1,2 | |||
Раздел 2. Связующие процессы | 17 | ||||
Тема 2.1. Процесс коммуникации и эффективность управления | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Коммуникационные процессы в организации. Элементы, этапы коммуникационных процессов. | 1,2 | |||
Практические занятия 3 | 2 | ||||
1 | Деловая игра «Оцените свои коммуникационные способности». Конференция «Процесс коммуникации и эффективность управления» | ||||
Тема 2.2. Принятие управленческих решений | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Управленческие решения, их классификация. Технология принятия решения. Среда принятия решения. | 1 | |||
Практические занятия 4 | 2 | ||||
1 | Деловая игра на коллективный характер принятия решения «Потерпевшие кораблекрушение» («Полет на Луну»). | ||||
2 | Выбор альтернативы методом «Матрицы принятия решений». | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 2 | 2 | ||||
Алгоритм принятия решений. Ситуационные задания. | |||||
Тема 2.3. Стратегия ведения деловых переговоров | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Переговоры как средство достижения соглашения | 1,2 | |||
2 | Основные стратегии ведения переговоров | ||||
Практические занятия 5 | 2 | ||||
1 | Ролевая игра «Деловая беседа» | ||||
Раздел 3. Функции управления | 30 | ||||
Тема 3.1. Планирование | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Цели организации, их классификация, характеристики; целевые стратегии. | 1,2 | |||
Практические занятия 6 | 2 | ||||
1 | Ответить на вопросы. Построить схему. Дерево целей. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 3 | |||||
Ситуационное задание с проведением СВОТ - анализа | 2 | ||||
Тема 3.2. Организация, взаимодействие и полномочия | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Организация взаимодействия и полномочия. Делегирование полномочий, ответственность | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 4 | 2 | ||||
Ситуационные задания | |||||
Тема 3.3. Построение организаций. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Организационные структуры, их разновидности. Типы организационных структур | 1,2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 5 | |||||
Построение организационной структуры. | 2 | ||||
Практические занятия 7 | |||||
Определить тип организационной структуры управления | 3 | ||||
Тема 3.4. Мотивация | Содержание учебного материала | ||||
1 | Мотивационные процессы. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 6 | 4 | ||||
Методы стимулирования. Заполнение таблицы. | |||||
Практические занятия 8 | 2 | ||||
Ситуационное задание. Факторы внутренней и внешней мотивации. | 2 | ||||
Тема 3.5. Контроль | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Управленческий контроль; его виды, этапы проведения контроля. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 7 | |||||
Разработка проекта контроля. Разработка системы контроля на выбранном предприятии. | 3 | ||||
Раздел 4. Руководство и обеспечение эффективности деятельности организации | 23 | ||||
Тема 4.1. Методы управления | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Система методов управления. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. | 2 | |||
Тема 4.2. Власть и личное влияние | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Власть и влияние. Формы власти. Лидерство в организации. Теории лидерства. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 8 | 2 | ||||
Распределение методов управления и стилей управления. Ситуационное задание. | |||||
Тема 4.3. Стиль руководства и управления персоналом | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Стили руководства | 1 | |||
Практические занятия 9 | 2 | ||||
1 | Создать таблицу методов управления. Перечисление различий руководителя и лидера. | ||||
Тема 4.4. Конфликты и стрессы | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Конфликты и стрессы в организации, их классификация. | 1,2 | |||
Тема 4.5. Организационная культура. Особенности российской деловой культуры. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Организационная культура: понятие и содержание | 1,2 | |||
2 | Российская деловая культура и ее особенности | 1,2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 10 | 3 | ||||
Подготовить сообщение по теме «Российская деловая культура и ее особенности» Привести пример. | |||||
Зачет | 2 | ||||
Всего: Занятия на уроках, в том числе практические занятия самостоятельная работа | 86 60 20 26 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории системного и прикладного программирования.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя с персональным компьютером,
- видеопроектор.
Средства обучения:
- комплекты индивидуальных заданий (на всю группу учащихся),
- наглядные пособия (схемы , рисунки).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.Б. Казначевская - 13-е изд., стер. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015. – 304 с.
- Косьмин А.Д. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие для студентов, средний специальных. учеб. заведений: 3-е изд., стер./ А.Д. Косьмин - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2012. -145 с.
Дополнительные источники:
- Book.ru. Сетков В.И. Менеджмент : учебное пособие / В.И. Сетков. – 2-у изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 152 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Book.ru. Грибов В.Д. Менеджмент : учебное пособие / В.Д. Грибов. – 7-у изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. - (Среднее профессиональное образование).
Интернет ресурсы:
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library.
- Информационный портал «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., cop. 2005–2010. – Режим доступа: www.cfin.ru
- Каталог электронных образовательных ресурсов-[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
- Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., 2010. – Режим доступа : http://www.government.ru
- Российский общеобразовательный портал - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/default.asp
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| выполнение практических работ, выполнение самостоятельных работ (по индивидуальному заданию), контрольная работа. |
Знания: | |
| Устный опрос, выполнение практических работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»
Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"
Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Менеджмент» для экономических специальностей
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования и рабочей...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ Рекомендации по выполнению практических работ ОП 12. менеджмент основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего ...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Менеджмент»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» предназначены для обучающихся специальности 38.02.04«Комме...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга".
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"....
Методические рекомендации к выполнению практических работ ОП.01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле
Методические рекомендации к выполнению практических работ ОП.01 Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле...