МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Менеджмент» для экономических специальностей
учебно-методический материал на тему

Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования и рабочей программы «Менеджмент» по специальностям 100701 «Коммерция», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_prakticheskie_raboty_menedzhment.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

СПБ ГБОУ СПО «ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине «Менеджмент»

для экономических специальностей

2012


ОДОБРЕНА

Предметной методической комиссией

Протокол № 12 от 21.06.2012 г.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 100701 «Коммерция», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 030912 «Право и организация социального обеспечения»

ОДОБРЕНА

Методическим советом

Петровского колледжа

Протокол № 11 от 28.06.2012

Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования и рабочей программы «Менеджмент» по специальностям 100701 «Коммерция», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Разработчик: Н.П.Аралбаева, преподаватель СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»


Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………...4

Практические работы…………………………………………………………..6


Пояснительная записка

Данная разработка содержит методические указания для выполнения практических работ студентами.

Целью методических указаний является формирование у студентов знаний, умений и навыков по овладению основами современного менеджмента. Деятельностная составляющая указаний направлена на формирование у студентов профессиональных и общих компетенций в области правового обеспечения профессиональной деятельности.

В практических занятиях рассматриваются наиболее важные вопросы организации менеджмента, изучение, которых поможет студентам получить представления о том, как эффективно осуществлять управленческую деятельность в условиях постоянно меняющейся экономической обстановки.

Основным направлением проведения практических занятий по менеджменту является закрепление и углубление полученных знаний с помощью тестов, ситуационных задач, деловых игр. Выполнение практических заданий поможет будущим специалистам научиться формировать цели коллектива, прогнозировать, экономически оценивать и принимать правильные решения в условиях неопределенности, а также снимать стрессы, управлять конфликтными ситуациями. Методические указания составлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Менеджмент».

Структура проведения практического занятия сводится к следующему:

  • сообщение темы и цели работы;
  • актуализация теоретических знаний, которые необходимы для успешного выполнения практической работы;
  • изучение материала по теме практического занятия;
  • непосредственной выполнение практического задания;
  • проверка выполнения задания;
  • подведение итогов занятия.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине практические занятия проводятся: Семинар №1 «Национальные особенности менеджмента» проводится на практическом занятии после изучения теме Основные понятия менеджмента и эволюция его развития 

Практическая работа №1«Создание виртуальной организации», Деловая игра №1 «Определение и анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации» проводится на практическом занятии после изучения темы Элементы организации и процесса управления.

Кейс-ситуация №1 «Взаимосвязь функций менеджмента» проводится на практическом занятии после изучения Характеристика основных функций управления

Практическая работа №2 «Составление миссий организаций, дерева целей» проводится на практическом занятии после изучения темы Цикл менеджмента.

Расчетно-графическая работа №1 «Проектирование организационной структуры организации» проводится на практическом занятии после изучения темы Характеристика основных функций управления

Практическая работа №3 «Составление мотивационного плана деятельности сотрудников организации» проводится на практическом занятии после изучения темы Характеристика основных функций управления

Кейс-ситуация №2 «Выбор методов управления в зависимости от ситуации» проводится на практическом занятии после изучения теме Методы управления

Практическая работа №4 «Составление схем трансактов» проводится на практическом занятии после изучения тем Деловое общение, Управленческое общение

Деловая игра №3 «Алгоритм принятия управленческих решений» проводится на практическом занятии после изучения темы Управленческие решения

Практическая работа №5 Упражнения по разрешению межличностных конфликтов в организации проводится на практическом занятии после изучения темы Управление конфликтами и стрессами

Практическая работа №6 Упражнения по определению стиля управления по решетке менеджмента в заданных ситуациях проводится на практическом занятии после изучения темы Руководство: власть и партнерство. Стили управления

Тест итоговый проводится после изучения всего курса «Менеджмент»


Практические задания по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

Входной контроль

Вариант 1

Задание 1. Тестовое задание.

1. Расположите потребности по мере их возрастания согласно классификации человеческих потребностей по А. Маслоу:

а) физиологические потребности

б) потребность в безопасности

в) потребность в социальных контактах

г) потребность в уважении

2. Экономика - это:

а) хозяйственная система

б) хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретного человека и общества в целом

в) система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и государства

г) работа на рынке, использование его законов

3. Из нижеперечисленных потребностей укажите четыре, относящиеся к "духовным"

а) чтение литературы

б) дружба

в) любовь

г) вера

д) питание

е) жилье

ж) охрана окружающей среды

з) безопасность

4. Метод ценообразования, наиболее часто используемый российскими предпринимателями

а) издержки + прибыль

б) расчет цены на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли

в) расчет цены на основе ощущаемой ценности товара

г) расчет цены на основе цен конкурентов

5. Ограниченность-это проблема, которая:

а) есть у всех людей и обществ

б) существует только в бедных странах

в) есть только у бедных людей

г) никогда не возникает у богатых людей

6. Соотнесите определения:

1) Кадры - это

а) Совокупность умственных и физических способностей человека, его способность к труду

2) Персонал предприятия- это

б) Трудоспособная часть населения, включающая в себя не только рабочую силу, но и предпринимательские элементы, организующие деятельность и отвечающие за ее результаты

3) Рабочая сила - это

в) Подготовленная соответствующим образом часть трудовых ресурсов

4) Трудовые ресурсы- это

г) Совокупность работников, входящих в списочный состав предприятия

7. Три основных фактора производства - труд, земля, капитал. Какая из ниже перечисленных групп, включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили

б) предприниматели, деньги, рента

в) рабочие, станки, здания

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия

8. Основной целью деятельности предприятия является:

а) получение прибыли

б) предоставление рабочих мест

в) выплата заработной платы

г) выпуск высококачественной продукции

9. Общий уровень цен и безработицы изучается в курсе…

а) макроэкономики

б) микроэкономики

в) менеджмента

г) маркетинга

10. Производственное предпринимательство - это когда…

а) предприниматель продает готовые товары, приобретаемые им у других лиц

б) сам предприниматель производит продукцию для последующей продажи

в) предприниматель сам не покупает и не продает товары, а выступает в роли посредника

г) предприниматель осуществляет покупку и продажу ценных бумаг, валюты

Задание 2. Определите: верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

  1. Студенты, хорошо изучившие положения теоретической науки, всегда преуспевают в бизнесе в отличие от тех, кто не освоил эту дисциплину.
  2. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.
  3. Микроэкономический анализ изучает такие понятия как национальный доход, уровень цен и занятости.
  4. Без знаний высшей математики менеджмент изучать невозможно.
  5. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.
  6. Фирма – некоммерческая организация, которая используя факторы производства, производит товары и услуги.

Вариант 2

Задание 1. Тестовое задание.

1. Установите соответствие перечисленных потребностей.

1) Физиологические

а) пища

2) Материальные

б) оборудование

3) Духовные

в) чтение книг

4) Социальные

г) общение

2. Экономика организации изучает

а) производство в масштабах всей экономики

б) численность занятых в хозяйстве

в) производство сахара и динамику его цены

г) расчет розничных и оптовых цен

3. Рациональное использование природных ресурсов обусловлено…

а) ограниченностью ресурсов

б) повышением потребностей людей

в) обострением экологических проблем

г) государственными интересами

4. Определить категории промышленно-производственного персонала по характеру выполняемых функций

1) Специалисты

а) Работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание

2) Руководитель

б) Лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов

3) Служащие

в) Разработчики интеллектуального труда (бухгалтера, экономисты)

4) Рабочие

г) Работники, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий

5. Потребности - это…

а) все то, в чем нуждается человек, что требуется ему

б) то, что создает человек своим трудом

в) материальные и нематериальные блага

г) то, что достается бесплатно

6. Планирование сроком более чем на 5 лет, в котором намечаются основные направления деятельности предприятия -

а) стратегическое

б) оперативно-производственное

в) тактическое

г) среднесрочное

7. Перечислите три свойства товаров

а) потребительная стоимость

б) меновая стоимость

в) стоимость

г) первоначальная стоимость

д) восстановительная стоимость

е) прибавочная стоимость

ж) остаточная стоимость

8. Основные вопросы, решаемые любой экономической системой-

а) что производится, как производится, кем потребляется

б) что потребляется, как производится, кто производит

в) что потребляется, как потребляется, кем потребляется

г) что производится, как потребляется, кем производится

9. Вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта

а) профессия

б) специальность

в) квалификация

г) стаж

10. Микроэкономика определяется как область экономических знаний, изучающая:

а) экономическое поведение отдельных участников экономики

б) отношения между отдельными представителями разных классов

в) глобальные тенденции экономического развития человечества

г) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом

Задание 2. Определите: верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

  1. Закон предложения гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара.
  2. Макроэкономический анализ изучает такие понятия как механизм инфляции, рост совокупного производства в России.
  3. Основная цель изучения теоретической экономики состоит в том, чтоб преуспеть в предпринимательской деятельности.
  4. Фаза экономического цикла в виде подъема называется рецессией.
  5. Нормальная (ползучая) инфляция предполагает повышение уровня цен на 100 % в год.
  6. Экономические знания могут быть использованы для изучения развития любых экономических систем.

Критерии оценки:

Критерием оценки является количеством правильных ответов на предложенные тестовые задания.

При верных ответах на:

60-84%тестовых заданий (8-11 баллов) – оценка 3 (удовлетворительно);

85-94% тестовых заданий (12-14 баллов) – оценка 4 (хорошо);

95-100% тестовых заданий (15-16 баллов) – оценка 5(отлично).

Практическая работа №1 «Создание виртуальной организации»

Цель: систематизировать и закрепить теоретические знания.

Задание

1. Создание виртуального предприятия:

  1. Название предприятия (форма собственности и название) ИП, АО, ООО, и т д.
  2. Юридический адрес предприятия
  3. Что производит предприятия (какие услуги оказывает)?
  4. Укажите общее количество работающих сотрудников на предприятии. Изобразите структуру управления, указав количество руководителей на каждом уровне.
  5. Перечислите основные цели и задачи вашего предприятия:
  1. экономические (связанные с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия)
  2. производственные (связанные с развитием производства, материально-технической базы);
  3. маркетинговые (продвижение товара или услуги на рынок, доведение до конечного потребителя);
  4. социальные (удовлетворение потребностей общества);
  5. экологические;
  1. Какие принципы управления по А. Файолю подходят к вашему предприятию и почему (не менее 4 принципов)?
  2. Перечислите, в чем заключаются функции менеджера для данного предприятия (не менее пяти обязанностей).
  3. Как ваше предприятие при создании и внедрении на рынок сможет выжить в жесткой конкурентной борьбе? (Какой комплекс мер будет принят?)

2.Презентуйте созданную организацию (6-7 слайдов)

Критерии оценки по результатам практической работы «Создание виртуальной организации»

Оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все 2 задания практической работы, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы.

Оценка «хорошо», если 1 задание практической работы выполнены безошибочно, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы, а во 2-м задание имеются неточности или ответы недостаточно полные.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если 2 задания практической работы выполнены, имеются неточности или ответы недостаточно полные.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если решено всего 1 задача безошибочно или с неточностями.

Семинар №1 «Национальные особенности менеджмента. На пути к формированию российской модели управления организацией»

Цель: анализ современной ситуации в системе управления предприятием в России

Форма проведения: заседание «круглого стола» развёрнутая беседа по предварительно объявленным вопросам;

Участники:

  • Ведущая
  • Эксперты (руководители из США, Японии, России);
  • Представители СМИ;
  • Активная аудитория.

Подготовка к занятию:

  • Владение теоретическим материалом;
  • Знакомство с рекомендованной литературой в области управления.

Организация занятия:

  1. Ведущим является преподаватель, который придерживается нейтральной позиции
  2. Эксперты подчеркивают преимущества своей модели.
  3. Студенты группы должны знать сильные и слабые стороны обеих моделей, быть готовыми к дискуссии, иметь собственное мнение.

Ход занятия

  1. Вступительное слово ведущей.
  2. Представление моделей управления Японской, Американской, Российской (особое внимание уделяя достоинствам, приводя примеры успешных предприятий).
  3. Аудитория высказывает свое мнение относительно моделей управления, аргументируют свои симпатии или антипатии.

Дискуссия

  1. Вопросы ведущего могут быть адресованы как экспертам, так и присутствующей аудитории.
  2. Почему эти модели столь различаются между собой?
  3. Можно ли говорить о влиянии менталитета, культуры страны на характер отношений, которые складываются между работником и работодателем?
  4. Если модель управления имеет национальное лицо, так может, нельзя перенимать все, что характерно для другого, пусть и развитого государства?
  5. Какие конкретна сходства в управлении в России и США вы видите?
  6. Какие конкретно сходства в управлении в России и Японии?
  7. Можно ли сказать, что многие элементы японской модели управления присутствовали в модели управления в России периода СССР, а американская модель характерна для управления предприятием в настоящее время? Почему?
  8. Каждая организация должна быть социально ответственной перед обществом. А какая модель управления проявляет большую социальную ответственность перед своим работником? Как это происходит?
  9. Что важно для каждой из моделей – прибыль или репутация? Почему?
  10. Как вы считаете насколько развита система стимулирования в моделях управления? Почему?
  11. Назовите самый большой, на ваш взгляд, недостаток в каждой модели. Аргументируйте.
  12. Перечислите недостатки в современной системе управления организацией в России. Можно ли их устранить? Поясните.
  13. Все в мире находится в движении. Развиваться, изменяться будут и известные нам модели управления. Какие вы считаете, перемены произойдут в японской, американской и российской моделях управления организацией?

Резюме

Основные выводы «круглого стола» ведущий просит сделать экспертов и аудиторию.

Представители СМИ отражают вопросы и результаты работы «круглого стола».

Подведение итогов

Преподаватель анализирует и оценивает работу студентов в ходе занятия

Критерии оценки по результатам Семинара №1 «Национальные особенности менеджмента. На пути к формированию российской модели управления организацией»

Оценка

Критерии оценки

5 («отлично»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, четкая аргументация своей позиции, живое изложение, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, ведет себя спокойно и уверенно, свободно оперирует известными фактами и сведениями, отсутствует напряжение (конфликт) с другими участниками

4 («хорошо»)

Проявление познавательной активности, интерес к дискуссии неустойчив, грамотное изложение своих мыслей, допускает незначительные ошибки, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, но не всегда является инициатором каких-либо предложений, напряжение умеренное

3 («удовлетворительно»)

Пассивность, интерес к дискуссии слабый, плохо выражает свои мысли, путается в доказательстве своей позиции, скучное, сухое изложение, избегает визуального контакта, не учитывает мнение партнера, много признаков неуверенности, затруднения в изложении знаний, формулировке выводов, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе

2 («неудовлетворительно»)

Отсутствие внимания, познавательной активности и интереса к дискуссии, неумение применять знания в практическом решении, избегает визуального контакта, не высказывает своей точки зрения, не принимает участия в групповом оценивании, в принятии решений, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе, затруднение в изложении знаний, допускает существенные ошибки

Деловая игра №1 «Определение и анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации»

Цели игры 

1. Приобретение ее участниками необходимых знаний и практических навыков по постановке стратегических и оперативных целей работы организации.

2. Выработка управленческих решений по достижению поставленных целей.

3. Создание у участников игры ориентации на изменение целей, стоящих перед предприятием, за счет влияния факторов внешней и внутренней среды организации.

Исходные теоретические положения

В рамках управления особое место занимает менеджмент посредством постановки целей. Здесь речь идет о процессе, при котором руководитель и сотрудники вместе:

  • определяют задачи фирмы;
  • уточняют ответственность, т.е. ожидаемые результаты;
  • используют результаты для руководства компанией и для оценки вклада каждого сотрудника в плоды ее деятельности.

Сначала руководство фирмы формирует стратегические цели. Далее, на каждом более низком уровне, эти цели наполняются подцелями и установленными сроками исполнения. Периодически обсуждаются вопросы: нужна ли корректировка курса, реалистично ли сформулированы цели.

Наиболее продуктивен данный метод, когда сотрудники знают, что от них ожидают, согласны взять на себя обязательства по достижению поставленных целей.

Цели призваны удовлетворять следующим требованиям:

  • быть конкурентными
  • быть обозримыми;
  • быть реалистичными.

К внутренней среде организации относятся: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д.

К факторам внешней среды предприятия относятся:

  • поставщики,
  • потребители,
  • конкуренты,
  • органы законодательного регулирования,
  • кредиторы,
  • трудовые ресурсы и др.

Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации:

  • состояние экономики страны (или региона),
  • уровень научно-технического и социального развития,
  • культурная и политическая обстановка,
  • уровни цен и инфляции,
  • доходы покупателей,
  • правительственная финансовая и налоговая политика.

Важнейшие функциональные подсистемы организации:

  • маркетинг;
  • производство;
  • научно-исследовательские разработки (инновации);
  • финансы;
  • персонал;
  • менеджмент.

Методические указания

Группа разбивается на команды по 6-7 человек в каждой, в зависимости от общего количества играющих, и в процессе свободного обмена мнениями принимается общее коллективное решение, в соответствии с заданием, приведенным ниже.

Задание

1. Выбрать тип организации и сформировать ее "миссию".

2. Исходя из формулировки "миссии", определить цели, стоящие перед функциональными подсистемами организации.

3. Выработать решения по достижению поставленных целей каждой функциональной подсистемой.

4. Определить зависимость достижения поставленных целей от перечисленных факторов, которые окажут максимальное воздействие на достижение поставленных целей в современных российских условиях.

5. Определить систему контроля за выполнением управленческих решений по достижению поставленных целей.

6. Составить отчет.

Исходные данные

Организация:

  • государственное предприятие любой отрасли (опытно-конструкторское бюро и т.п.)
  • торгово-посредническая фирма;
  • фирма, производящая мебель;
  • ювелирно-художественная фирма;
  • малое предприятие по производству ТНП;
  • предприятие, оказывающее услуги населению.

Критерии оценки по результатам деловой игры «Определение и анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации»

Оценка

Критерии оценки

5 («отлично»)

Проявление познавательной активности, интереса к игре, грамотное изложение своих мыслей, четкая аргументация своей позиции, живое изложение, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, ведет себя спокойно и уверенно, свободно оперирует известными фактами и сведениями, отсутствует напряжение (конфликт) с другими участниками

4 («хорошо»)

Проявление познавательной активности, интерес к игре неустойчив, грамотное изложение своих мыслей, допускает незначительные ошибки, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, но не всегда является инициатором каких-либо предложений, напряжение умеренное

3 («удовлетворительно»)

Пассивность, интерес к игре слабый, плохо выражает свои мысли, путается в доказательстве своей позиции, скучное, сухое изложение, избегает визуального контакта, не учитывает мнение партнера, много признаков неуверенности, затруднения в изложении знаний, формулировке выводов, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе

2 («неудовлетворительно»)

Отсутствие внимания, познавательной активности и интереса к игре, неумение применять знания в практическом решении, избегает визуального контакта, не высказывает своей точки зрения, не принимает участия в групповом оценивании, в принятии решений, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе, затруднение в изложении знаний, допускает существенные ошибки

Кейс-ситуация №1 «Взаимосвязь функций менеджмента»

Цель: развитие способности анализировать процесс управления в целом, видеть недостатки, рационализировать его.

Задание. Завод по производству картонных упаковок для яиц, несмотря на постоянный спрос на свою продукцию, показывает низкую производительность труда. Часть рабочего времени сотрудники тратят на малозначимы трудовые споры. Проведенные обследования показали, что 79% работников считают недостаточным свое жалование, которое они получают за хорошую работу. За год работы без прогулов начисляется 25 баллов, за год без нарушений дисциплины тоже 25 баллов. Моральный уровень персонала очень низок. На предприятии работает 300человек, однако улучшить показатели работы администрации не удается.

Предложите меры, с помощью которых можно разрешить данную проблемную ситуацию.

Порядок выполнения работы:

  1. Студенты объединяются в группы по 3-5 человек.
  2. Оценить уровень мотивации в коллективе предприятия.
  3. Рассмотреть необходимость совершенствования системы контроля за выполнением работы в организации.
  4. Разработать конкретные предложения по улучшению психологического климата в коллективе, совершенствованию системы мотивации и контроля.
  5. Группы обмениваются своими разработками друг с другом, анализируют их с точки зрения последовательности, возможности осуществления, ожидаемого от них результата.
  6. Каждая группа вновь получает свою работу и имееет возможность внести свои дополнения в нее дополнения, коррективы.
  7. Студенты коллективно приходят к утверждению единой программы совершенствования системы управления предприятием.
  8. Прогноз развития ситуации на обследуемом предприятии с учетом внедрения предложенных изменений.

Подведение итогов

Преподаватель анализирует и оценивает работу студентов в ходе занятия

Критерии оценки по результатам кейс-ситуации «Взаимосвязь функций менеджмента»

Оценка

Критерии оценки

5 («отлично»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, четкая аргументация своей позиции, живое изложение, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, ведет себя спокойно и уверенно, свободно оперирует известными фактами и сведениями, отсутствует напряжение (конфликт) с другими участниками

4 («хорошо»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, допускает незначительные ошибки, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, но не всегда является инициатором каких-либо предложений, напряжение умеренное

3 («удовлетворительно»)

Пассивность, плохо выражает свои мысли, путается в доказательстве своей позиции, скучное, сухое изложение, избегает визуального контакта, не учитывает мнение партнера, много признаков неуверенности, затруднения в изложении знаний, формулировке выводов, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе

2 («неудовлетворительно»)

Отсутствие внимания, познавательной активности, неумение применять знания в практическом решении, избегает визуального контакта, не высказывает своей точки зрения, не принимает участия в групповом оценивании, в принятии решений, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе, затруднение в изложении знаний, допускает существенные ошибки

Практическая работа №1 «Составление миссий организаций, дерева целей»

Цель работы 

1. Приобретение студентами практических навыков по постановке миссий, стратегических и оперативных целей работы организации.

2. Выработка управленческих решений по достижению поставленных целей.

Ситуация 1

Риелторская компания "Акрополь" невелика: по сути, до конца прошлого года в ней работало полтора десятка человек. Сейчас компания расширилась — у нее более полусотни сотрудников. Но уже в прошлом году на сайте "Акрополя" было опубликовано: "Миссия компании — оказывать качественные риелторские услуги по международным стандартам".

В тот момент мы еще не конкретизировали формулировку, и она скорее воплощала наше представление о заграничном — какие они, международные стандарты, и насколько соответствуют ожиданиям наших заказчиков, да и нашим ли? Поэтому в определенный момент, после того как мы задал и себе несколько уточняющих вопросов, миссия подверглась мгновенной корректировке: "Стать эталоном оказания риелторских услуг". С этой формулировкой уже можно было начинать работать. В этом месте хотелось бы написать, что учредители и топ-менеджеры заперлись в кабинете, решив не выходить, пока миссия не будет готова, и выпили две тысячи чашек кофе и выкурили десять блоков "Парламента". Хотелось бы, конечно, так написать — уж больно фактур но все это выглядело бы... Увы, никто из присутствующих не курил, все предпочли зеленый чай черному кофе, и миссия была написана приблизительно за два часа.

Но нужно учитывать, что необходимость формализовать свои представления о миссии компании понимали все — нужды во внешних консультантах не было. У всех присутствующих был опыт управления и представления о том, какой бизнес должен быть. Само формулирование миссии мы рассматривали как первый шаг к реструктуризации и введению регулярного менеджмента на предприятии. В выходной день в полупустом офисе головной компании собрались учредители и руководители подразделений. Все помнили, что миссия должна учитывать интересы различных групп влияния: от учредителей и сотрудников до потребителей и общества в целом. В первые полчаса выяснилось, что сочинение может занять неопределенное время и не привести к результату. Это был путь "двух тысяч чашек кофе". Можно было, конечно, взять чужую миссию и переписать ее под особенности компании, но это было бы что-то не то...

Поэтому применили тризовскую методику РСА (ресурсы, структурирование, анализ), практикуемую российской консалтинговой компанией "Диол". Методика интегрирует метод мозгового штурма и метод построения аффинитивной диаграммы и до этого применялась участниками собрания для решения технических и бизнес-задач. Применение

РСА превзошло все ожидания: если опустить подробности, то менее чем через час у компании "Акрополь" была сформулирована миссия. Этот текст был органичен всем участникам, но самое главное — полностью соответствовал бизнес-философии компании. То есть был таким, каким мы хотим его видеть. Все, что оставалось, —это перенести формулировки в электронный вид, распечатать и раздать участникам собрания. В соответствии с методом полученная миссия учитывала интересы компании, учредителей, сотрудников, общества. Поскольку присутствующие большинством голосов решили перед опубликованием литературно обработать формулировку, тут же подверглась переработке старая формулировка, она превратилась в девиз компании: "Через развитие компании, сотрудников и технологий — стать эталоном оказания риелторских услуг".

Задание.

На основе анализа опыта создания миссии компании "Акрополь" раскройте ее сильные и слабые стороны и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что необходимо знать, чтобы сформулировать миссию компании?
  2. Кто принимает участие в определении миссии?
  3. Какова роль миссии в деятельности компании?
  4. Чьи интересы и каким образом отражает миссия компании?
  5. Можно ли для формулирования миссии своей организации использовать миссию чужой организации?
  6. Какие методы использовались для разработки миссии компании, в чем суть этих методов?

Ситуация 2

На основе известных теоретических требований к стратегической миссии организации проанализируйте достоинства и недостатки формулировок миссий и стратегического видения нижеследующих известных фирм. Как в них отражаются удовлетворенные

потребности, целевой рынок и способы удовлетворения потребностей? Чем отличается

формулировка миссии диверсифицированной компании от узкоспециализированной?

1.Макдоналдс — "Быстрое обслуживание клиентов ограниченным набором горячей вкусной пищи в чистых и уютных ресторанчиках по приемлемой цене по всему миру".

2. Полароид — "Совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий для удовлетворения растущей потребности американских и европейских семей запечатлеть на фотографии лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни".

3.Форд — (начало XX в.) — "Предоставление людям дешевого транспорта".

4. Кодак — "Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении".

Критерии оценки по результатам практической работы «Составление миссий организаций, дерева целей»

Оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все 2 задания практической работы, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы.

Оценка «хорошо», если 1 задание практической работы выполнены безошибочно, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы, а во 2-м задание имеются неточности или ответы недостаточно полные.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если 2 задания практической работы выполнены, имеются неточности или ответы недостаточно полные.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если решено всего 1 задача безошибочно или с неточностями.

Расчетно-графическая работа №1 «Проектирование организационной структуры организации»

Цели работы:

1. Освоение распределения функций по подсистемам организации.

2. Выработка навыков построения организационной структуры управления предприятием.

3. Закрепление знаний по теории управления организацией.

Исходные теоретические положения

Объектом анализа является организация, состоящая из следующих функциональных подразделений:

  • маркетинг,
  • производство (цеха),
  • материально-техническое снабжение,
  • технический контроль и обслуживание оборудования,
  • научная подготовка производства,
  • организация труда и заработной платы,
  • планово - экономическое подразделение,
  • менеджмент,
  • информационно-вычислительный центр (ИВЦ),
  • юридическое подразделение,
  • подразделение технической безопасности.

Методические указания

Условия формирования структурных подразделений 

Необходимость формирования структурного подразделения должна быть всесторонне обоснована. При этом важнейшими критериями являются численный и квалификационный состав работников данного подразделения и характер выполняемой работы. Выбор той или иной структурной единицы должен производиться в зависимости от численности ее работников, объема, сложности, фактически выполняемой работы, а также от объема внешних связей.

Основным структурным подразделением в аппарате управления предприятий является отдел. Поэтому, прежде всего, следует учитывать те организационные условия, при которых целесообразно создание отдела, и лишь затем устанавливать его внутреннюю структуру. Одним из таких условий является минимальная численность его работников, требуемая для выполнения необходимого объема работ. Так, для отдела минимальная численность (как правило) составляет 10 человек, для бюро - 7 человек.

При меньшей численности работников самостоятельные структурные подразделения не создаются, рекомендуется назначать старших и специалистов.

Задание

  1. Исходя из среднегодового фонда времени 1 работающего, определить число должностей в каждом функциональном подразделении.

Составить таблицу

Подразделение (название)

Функция

Объём работы, час

Количество человек

2. По полученным табличным данным разработать структуру управления предприятием, предварительно выбрав ее тип.

3. Составить отчет.

Исходные данные

1. Функции организации

№ п/п

Функция

Объем работ в часах по вариантам

1

2

3

4

5

1

Определение потребности населения в производстве продукции и услугах предприятия

2 000

700

7 360

2 100

1 000

2

Разработка и спецификация параметров новой продукции

5 500

1 200

11 040

3 100

1 300

3

Освоение рынка

1 820

300

5 520

2 240

800

4

Распределение и доставка продукции потребителям

3 700

800

7 360

4 500

900

5

Контроль за изменением вкуса и спроса потребителей

1 800

600

5 520

1 900

900

6

Сбор и обработка информации о товаре

1 800

600

5 520

2 000

1 200

7

Рекламирование фирмы и её продукции

3 700

1 120

9 200

2 200

1 600

8

Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов

3 700

200

11 040

4 300

1 500

9

Приёмка товаров, сырья, материалов

7 300

900

18 400

9 200

1 840

10

Превращение входных ресурсов в конечный продукт

276000

36 800

184000

128800

92 000

11

Контроль качества, упаковки, технического обслуживания оборудования

18 400

1 840

46 000

16 560

3 680

12

Размещение готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара

9 300

940

14 720

5 520

1 840

13

Поиск новых видов продукции и услуг взамен устаревших

5 500

920

33 120

3 600

3 680

14

Введение новшеств и модернизация всех сфер деятельности предприятия

7 400

920

27 600

5 600

1 840

15

Найм и увольнение работников

5 520

300

7 360

3 600

1 840

16

Обучение и продвижение работников предприятия

3 680

300

11 040

3 600

1 000

17

Организация оплаты труда на предприятии

16 560

1 240

18 400

5 700

2 840

18

Планирование деятельности предприятия

5 500

300

5 520

1 900

900

19

Составление бюджета предприятия

3 700

300

7 360

3 600

1 000

20

Составление бюджета по подразделениям предприятия

5 500

300

5 520

1 900

780

21

Составление балансовых отчётов о работе предприятия

3 700

640

7 360

3 640

1 000

22

Контроль за движением и использованием ресурсов

3 700

200

3 680

1 100

400

23

Анализ проблем деятельности предприятия

1 800

200

5 520

1 000

400

24

Разработка целей управления подразделениями

1 900

200

3 680

2 100

320

25

Составление планов достижения поставленных целей

1 800

300

7 360

900

600

26

Оценка результатов работы руководителей подразделений

1 900

200

7 360

1 120

350

27

Координация работы предприятия

3 700

1 000

7 360

2 400

350

28

Определение круга полномочий и обязанностей руководителей

1 800

500

5 520

1 500

460

29

Разработка стратегии функционирования предприятия

1 800

580

3 680

1 000

500

30

Контроль за достижением поставленных целей

3 700

500

3 680

1 800

500

31

Информационное обеспечение предприятия

7 400

1 840

20 240

5 520

3 680

32

Юридические консультации

1 800

900

1 840

1 840

1 840

33

Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда на предприятии

3 700

940

7 360

3 680

1 840

2. Среднегодовой фонд времени одного работающего - 1 840 часов.

Критерии оценки:

Оценка «5» - ставится, если студент, если выполнил все 2 задания практической работы, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы, демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения.

Оценка «4» - ставится, если студент выполнил 2 задания практической работы, демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.

Оценка «3» - ставится, если студент выполнил 1 задание практической работы, затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «2» - ставится, если студент выполнил 1 задание практической работы, дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.

Практическая работа №2 «Составление мотивационного плана деятельности сотрудников организации»

Цель работы: Выработать умение проведение работ по мотивации трудовой деятельности персонала. Закрепление знаний по теории управления организацией

Задание 1 Диагностика степени удовлетворенности  потребностей тест А. Маслоу. (Тест Пирамида Маслоу):

Инструкция.

Ответьте на 20 утверждений, указывая степень наиболее близкую вам - все это касается вашего собственного мнения, видения и точки зрения.

Тестовый материал (вопросы).

1

Спокойная работа - самое главное для меня

 

2

Я предпочитаю работать независимо, самостоятельно 

 

3

Высокая   зарплата   -   наилучшее   свидетельство ценности человека в компании

 

4

Поиск того, что сделает меня счастливым – самое важное в жизни

 

5

Безопасность работы - не самый важный фактор для меня

 

6

Мои друзья значат для меня больше, чем что-либо еще 

 

7

Большинство людей думают, что они лучше, чем есть на самом деле

 

8

Я хочу иметь работу, которая позволяла бы мне научиться чему-то новому и развивать мои навыки

 

9

Регулярный доход, на который я могу рассчитывать, является решающим для меня

 

10

Лучше   избегать   очень   близких   отношений   с  коллегами по работе

 

11

Моя  самооценка наиболее важна для меня, чем чье-либо мнение

 

12

Погоня за мечтой - это пустая трата времени

 

13

Хорошая работа должна включать хороший план ухода на пенсию

 

14

Предпочитаю работу, предполагающую общение с другими людьми - клиентами и коллегами

 

15

Я злюсь, когда кто-то присваивает себе работу, сделанную мной 

 

16

Идти   все   дальше,   устанавливать   собственные лимиты - вот то, что мной движет 

 

17

Самый   важный   аспект  работы   в  компании -  хороший план страховки здоровья

 

18

Для меня очень важно, быть частью сплоченной группы

 

19

Мои достижения дают мне право уважать себя       

 

20

Я   чувствую  себя  лучше,   когда делаю  то,   что умею, чем когда пытаюсь выполнять что-то новое    

 

Выберите букву и отметьте ее в бланке напротив каждого утверждения:

совершенно верно и точно - С

в большей степени верно и точно - М

частично верно и точно - Р

в некоторой степени верно и точно - S

совершенно не верно - N

Ключ к тесту Маслоу.

Напротив каждого ответа вы поставили букву, которая в наибольшей мере отвечает вашему поведению. В таблице ниже найдите цифру, соответствующую выбранной вами букве для каждого из 20 утверждений. Например, если, отвечая на утверждение один, вы выбрали букву "Р" - этому отвечает цифра "3" в квадрате "1" таблицы.

Потребность

в

безопасности

Потребность

социальная

Потребность

в

самоутверждении

Потребность

в

самоактуализации

C=5

M=4

   1.P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

    2.P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

     3.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

        4.P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

     5.P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

    6.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

        7.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

        8.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

     9.P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

  10.P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

      11.P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

      12.P=3

S=4

N=5

C=5

M=4

   13.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

  14.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

      15.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

      16.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

   17.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

  18.P=3

S=2

N=1

C=5

M=4

      19.P=3

S=2

N=1

C=1

M=2

      20.P=3

S=3

N=5

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Интерпретация к тесту Пирамида Маслоу.

В этом варианте теста подразумевается, что физиологические потребности удовлетворены.

Каждая из четырех колонок может получить минимум 5 и максимум 25 баллов.

Количество в 20 и более баллов свидетельствует о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, являются очень важными для вас.

Количество баллов от 15-19 показывает, что эти мотивы менее важны для Вас. 1

0-14 баллов говорят о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, не представляют особой важности для вас.

Количество баллов ниже 10 указывает на то, что мотивы, представленные в данной колонке, совершенно неважны для вас.

Диагностические шкалы:       

Потребность в безопасности: желание обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей.

Потребность социальная: желание иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другими.        

Потребность в уважении со стороны: желание  добиться  признания  и уважения, повышать уровень мастерства и  компетентности,  обеспечить  себе   положение, влияние.

Потребность в самореализации: желание развивать свои силы  и  способности, стремиться к новому и неизведанному, заниматься делом, требующим   полной отдачи.

Стандартные нормы.

Уровень

Потребность в безопасности

Потребность социальная (любовь, семья, дружба)

Потребность в самоутверждении (карьера, успех, престиж)

Потребность в самоактуализации

Очень высокий

24-25

23-25

23-25

25

Высокий

21-23

20-22

20-22

23-24

Средний

16-20

15-19

16-19

18-22

Низкий

13-15

12-14

13-15

15-21

Очень низкий

5-12

5-11

5-12

5-14

Задание 2 Исходя из полученных результатов, составьте мотивационный план для данного сотрудника.

Критерии оценки по результатам практической работы «Составление мотивационного плана деятельности сотрудников организации»:

Оценка «5» - ставится, если студент, если выполнил все 2 задания практической работы, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы, демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения.

Оценка «4» - ставится, если студент выполнил 2 задания практической работы, демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.

Оценка «3» - ставится, если студент выполнил 1 задание практической работы, затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «2» - ставится, если студент выполнил 1 задание практической работы, дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.

Кейс-ситуация №2 «Выбор методов управления в зависимости от ситуации»

Цель занятия: Развитие способности анализировать процесс управления в целом, видеть недостатки, рационализировать его. Выработать умение владения методами управления. Закрепление знаний по теории управления организацией

Задание1.

В кабинете начальника цеха П.Р. Сергеева шло оперативное совещание. Все было как обычно. За большим столом в мягком кресле сидел начальник цеха за другим, еще более длинным столом сидели руководители отделов, служб, старшие мастера, мастера. С правой стороны сидели заместители начальника цеха.

Этот понедельник, день оперативки, не предвещал каких-либо изменений в ритме работы коллектива. За прошедшую неделю намеченное задание выполнено на 101%, нарушение технологических процессов не было, поставка материалов велась по плану. Другие службы тоже не подвели. Однако видно было, что П.Р. Сергеев чем-то недоволен. Это чувствовали все присутствующие на совещании сотрудники. А причина оказывается в следующем.

В пятницу начальник цеха подошел к старшему мастеру Н.Ш. Романову в конце смены и предложил ему организовать работу в субботу, а возможно, и воскресенье, т.к. из смежного цеха должна поступить на обработку деталь, выражаясь словами начальника цеха, «очень аварийная». Конкретно времени поступления детали начальник цеха сказать не мог, т.к. в смежном цехе указанная деталь обрабатывалась в начальной стадии. Предположительное время поступления детали в цех – 15 часов, в субботу.

В понедельник, перед оперативным совещанием, П.Р. Сергееву позвонил начальник смежного цеха и сказал, что он (Сергеев) подвел его, не выполнив его просьбу. На оперативном совещании П.Р. Сергеев спросил Н.Ш. Романова о причине невыполнения задания и указал на то, что если тот не хочет подчиняться его требованиям, то может уходить из цеха. Среди сотрудников цеха прошла волна возмущения, но скоро все стихло и приняло обыденный, повседневный ритм.

Вопросы.

  1. Прав ли начальник цеха П.Р. Сергеев?
  2. В чем конкретная вина старшего мастера Н.Ш. Романова?
  3. Как поступили бы вы в этой ситуации на месте начальника цеха?
  4. Ознакомившись с приведенной ситуацией, скажите, можно ли сделать вывод о том, что начальник цеха П.Р. Сергеев в совершенстве владеет психологическими и организационными методами?

Задание 2 Составить отчет

Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

  1. Название работы
  2. Цель работы
  3. Ответы на вопросы ситуации.

Критерии оценки по результатам кейс-ситуации ««Выбор методов управления в зависимости от ситуации»

Оценка

Критерии оценки

5 («отлично»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, четкая аргументация своей позиции, живое изложение, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, ведет себя спокойно и уверенно, свободно оперирует известными фактами и сведениями, отсутствует напряжение (конфликт) с другими участниками

4 («хорошо»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, допускает незначительные ошибки, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, но не всегда является инициатором каких-либо предложений, напряжение умеренное

3 («удовлетворительно»)

Пассивность, плохо выражает свои мысли, путается в доказательстве своей позиции, скучное, сухое изложение, избегает визуального контакта, не учитывает мнение партнера, много признаков неуверенности, затруднения в изложении знаний, формулировке выводов, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе

2 («неудовлетворительно»)

Отсутствие внимания, познавательной активности, неумение применять знания в практическом решении, избегает визуального контакта, не высказывает своей точки зрения, не принимает участия в групповом оценивании, в принятии решений, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе, затруднение в изложении знаний, допускает существенные ошибки

Практическая работа№3 Составление схем трансактов

Цель занятия: выработать умение правильно определять решающую позицию собеседника в общении, что позволит предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством введения его в соответствующую позицию.

Задание

1.Выполните тест «Родитель – Взрослый – Ребенок».

Тест 3.1. «Родитель – Взрослый – Ребенок»

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – «Д» (Дитя);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – «В» (Взрослый);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – «Р» (Родитель).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

2.Оцените ситуации с позиции трансактного анализа.

Алгоритм трансактного анализа

1. Составить матрицу:

Р

Р

В

В

Д

Д

2. Выделить субъекты межличностных взаимодействий (МЛВ) (Sи - инициатор, Sм - "мишень").

3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д.

4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице.

Ситуации

  1. Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
  2. Один работник - другому: "Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют". Второй: "Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку".
  3. Не подскажете, который час?" - "Сейчас без четверти двенадцать".
  4. Начальник - подчиненному: "Опаздывая, вы подрываете свой авторитет". - "Я понимаю и сделаю необходимые выводы".
  5. Руководитель - подчиненному: "Как вам не стыдно опаздывать?!" "Извините, больше не буду"
  6. Начальник сводного отдела: "Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы службы не срывали сроки сдачи отчетов". Руководитель: "Здесь и обсуждать нечего! Слабо требуете!"
  7. Муж обращается к жене: "Дорогая, ты не видела, где ключи?" - "Ослеп, что ли, вон на трюмо лежат".
  8. На переговорах одна сторона - другой: "Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери". - "Нет, это вы виноваты, задержав предоплату".
  9. Мужчина пытается сделать покупку без очереди. Другой, стоящий в очереди, требует: "Встаньте в очередь!" Тот отвечает: "Ты стоишь - и стой!"
  10. Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».
  11. Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».
  12. Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

3. Рисование предмета по словесному описанию.

Участникам выдаются некоторые абстрактные фигуры, которые должны быть зарисованы со слов одного из коллег.

4.Сделать выводы

Критерии оценки по результатам практической работы «Составление схем трансактов»

Оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены 11-12 ситуаций практической работы, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы.

Оценка «хорошо», если 8-10 ситуаций практической работы выполнены безошибочно, даны развёрнутые, обоснованные, опирающиеся на теоретические и практические положения ответы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если 5-6 ситуаций практической работы выполнены, имеются неточности или ответы недостаточно полные.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если решено всего 4 и менее ситуаций безошибочно или с неточностями.

Деловая игра №2 «Алгоритм принятия управленческих решений»

Цели игры

1. Разработка алгоритма решения управленческих проблем.

2. Приобретение практики коллективной выработки решений.

Исходные теоретические положения

Как известно, искусство руководителя состоит в том, чтобы вовремя оценивать проблемы и намечать путь к их решению. Недаром говорят: "Кто не предвидит проблем, тот не управляет"

Необходимо создание своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), т.е. последовательности умственных действий руководителя, приводящих к решению проблем организационно - управленческой деятельности. Создание АРУП облегчит руководителям нахождение эффективного управленческого решения, сократит поле поиска решений.

Предлагаемая деловая игра позволит ее участникам:

  • определить логически обоснованную последовательность действий хозяйственных руководителей при выявлении, анализе и решении управленческих проблем,
  • освоить технологию групповой работы,
  • выделить ситуационного лидера,
  • убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Методические указания

Предлагается найти на практике решение проблемы, которое необходимо представить в виде алгоритма, т.е. определенной последовательности умственных действий.

Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке участника игры.

Задание

1. Из 18 действий, обозначенных в бланке играющего, нужно последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо обозначить действия порядковыми номерами от 1 до 18. Занести результаты в графу "Индивидуальная оценка". Каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких - либо консультаций с остальными игроками. На все вопросы может отвечать только руководитель игры.

2. Все игроки разбиваются на команды по 5 - 7 человек, в зависимости от общего количества играющих, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное мнение относительно АРУП. Команды не должны обмениваться мнениями. Решение задачи обозначается поднятием руки. Результаты решения заносятся в графу "Групповая оценка".

3. Представитель команды, докладывая групповое решение, имеет право защищать его логическими доводами.

4. Руководитель игры фиксирует время принятия решений, как индивидуальных, так и групповых.

5. После объявления руководителем игры эталонной последовательности действий заполняется графа "Эталон" и рассчитываются и заполняются оставшиеся колонки таблицы.

6. В отчет входит заполненный бланк участника игры.

Бланк участника игры

N п/п

Наименование действий

(этапов) принятия управленческого решения

Индивид. оценка

Групповая оценка

Эталон

Индивидуальная ошибка

(инд.оценка

эталон)

Групповая ошибка

(групповая оценка-эталон)

Отклонение индивид.ошибки от групповой

(инд.ошибка-групповая ошибка)

1

Построение проблемы

3

2

Документальное построение задач

15

3

Определение разрешимости проблемы

6

4

Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого

1

5

Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме

9

6

Оформление решения

14

7

Разработка вариантов решения проблем

10

8

Определение существования проблемы

2

9

Оценка новизны проблемы

5

10

Контроль за выполнением решения

18

11

Выбор решения

13

12

Оценка вариантов решения

12

13

Организация выполнения решения

17

14

Постановка задачи исполнителям

16

15

Выбор критерия оценки ва-риантов решения

11

16

Установление взаимосвязи с другими проблемами

7

17

Формулирование проблемы

4

18

Определение причин возникновения проблемы

8

Сумма ошибок

Время работы

Критерии оценки по результатам деловой игры «Алгоритм принятия управленческих решений»

Оценка

Критерии оценки

5 («отлично»)

Проявление познавательной активности, интереса к игре, грамотное изложение своих мыслей, четкая аргументация своей позиции, живое изложение, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, ведет себя спокойно и уверенно, свободно оперирует известными фактами и сведениями, отсутствует напряжение (конфликт) с другими участниками

4 («хорошо»)

Проявление познавательной активности, интерес к игре неустойчив, грамотное изложение своих мыслей, допускает незначительные ошибки, поддерживает визуальный контакт, учитывает мнение партнера, участвует в групповом оценивании, в принятии решений, но не всегда является инициатором каких-либо предложений, напряжение умеренное

3 («удовлетворительно»)

Пассивность, интерес к игре слабый, плохо выражает свои мысли, путается в доказательстве своей позиции, скучное, сухое изложение, избегает визуального контакта, не учитывает мнение партнера, много признаков неуверенности, затруднения в изложении знаний, формулировке выводов, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе

2 («неудовлетворительно»)

Отсутствие внимания, познавательной активности и интереса к игре, неумение применять знания в практическом решении, избегает визуального контакта, не высказывает своей точки зрения, не принимает участия в групповом оценивании, в принятии решений, очень возбужден или пассивен, замкнут в себе, затруднение в изложении знаний, допускает существенные ошибки

Практическая работа №4 Упражнения «

Цель работы: Освоить методы разрешения конфликтов. Закрепление знаний по теории управления организацией

Исходные теоретические положения

Конфликт можно определить, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Существуют структурные и межличностные стили разрешения конфликтных ситуаций.

К структурным относятся: разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся:

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
  • Решение проблемы - это признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый со всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.

Методические указания

В каждой паре определите каждое суждение, которое наиболее точно описывает проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях, указанных в таблице.

№ п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIX

XX

XXI

XXII

XXIII

XXIV

XXV

XXVI

XXVII

XXVIII

XXIX

XXX

Критерии оценки:

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка

уровня подготовки

Балл (отметка)

90 – 100%

27-30 баллов «5»

80 – 89%

22-26 баллов «4»

60 – 79%

17-21 балл «3»

менее 59%

16 и менее баллов «2»

Практическая работа №5 Упражнения по определению стиля управления по решетке менеджмента

Цель работы: Определить стиль руководства трудовым коллективом. Закрепление знаний по теории управления организацией

Тест Р. Блейка

Порядок работы с тестом:

  1. Исходя из Ваших собственных предпочтений, выскажите свое мнение о том, как поступили бы Вы в каждой из описанных ситуаций (табл.1). Отметьте, вели бы Вы себя следующим образом:

всегда - В, часто - Ч, иногда - И, редко - Р, никогда - Н

Вариант ответа по каждой ситуации обведите кружком.

Таблица 1

Ситуация

Вариант ответа

Обработка результатов

*Я действую как представитель своего коллектива (1)  

В Ч И Р Н

Я предоставляю членам коллектива свободу в выполнении работы (2)

В  Ч  И   Р  Н

Я поощряю применение унифицированных (однотипных) приёмов в работе (3)

В  Ч  И   Р  Н

Я разрешаю подчинённым решать задачи по их усмотрению (4)

В  Ч  И   Р  Н

Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе (5)

В  Ч  И   Р  Н

Я предоставляю подчинённым возможность делать работу так, как они считают целесообразным (6)

В  Ч  И   Р  Н

Я поддерживаю высокий темп работы (7)

В  Ч  И   Р  Н

Я направляю помыслы людей на выполнение производственных заданий (8)

В  Ч  И   Р  Н

Я лично разрешаю конфликты в коллективе (9)

В  Ч  И   Р  Н

Я неохотно предоставляю подчинённым свободу действий (10)

В  Ч  И   Р  Н

* Я решаю сам, что и как должно сделано (11)

В  Ч  И   Р  Н

Я уделяю внимание производственным показателям (12)

В  Ч  И   Р  Н

Я распределяю поручения исходя только из производственной целесообразности (13)

В  Ч  И   Р  Н

Я способствую нововведениям в коллективе (14)

В  Ч  И   Р  Н

*Я тщательно планирую работу коллектива (15)

В  Ч  И   Р  Н

* Я не объясняю подчинённым свои решения (16)

В  Ч  И   Р  Н

* Я стараюсь объяснить подчинённых в полезности моих действий (17)

В  Ч  И   Р  Н

Я предоставляю подчинённым возможность устанавливать свой режим работы (18)

В  Ч  И   Р  Н

2.        В графе "Обработка результатов" в строках, соответствующих ситуациям, отмеченным знаком (*), поставить единицы (1) там, где есть ответы Р или Н.

3.        В графе "Обработка результатов" в строках, соответствующих ситуациям, не отмеченным знаком (*), поставить единицы, где есть ответы В или Ч.

4.        Если ситуации 2,4,5,6,8,10,14,16,18 отмечены единицами, обвести эти единицы кружками, просуммировать, сумму поставить в позицию "Внимание к людям".

5.        Просуммировать остальные "единицы, сумму поставить в позицию "Внимание к производству".

6.        Полученную при пересечении точку поставить на графике 1 (см. график 1)

7.        Сравните полученное значение с классической решеткой Блейка и Моутон (см.рис.1).

Анализ результатов тестирования

 

Итак, Вы получили результат и определили на "решетке менеджмента" координату, соответствующую Вашему стилю управления. И если это не точка 9.9., то у Вас появился повод задуматься и проанализировать, где лежат границы Ваших скрытых возможностей, может быть стоит пересмотреть привычные Вам методы управления и взаимоотношения с Вашими коллегами.

Конечно, Вы можете усомниться в полученных Вами результатах, можете с ними категорически не согласиться, но это будет говорить только о том, что Ваши ответы на вопросы теста были не совсем искренни. Исходя из полученных результатов, дайте сделайте выводы.

Критерии оценки по результатам практической работы «Упражнение по определению стиля управления по решетке менеджмента»

Оценка

Критерии оценки

5 («отлично»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, четкая аргументация своей позиции,

4 («хорошо»)

Проявление познавательной активности, грамотное изложение своих мыслей, допускает незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно»)

Пассивность, плохо выражает свои мысли, путается в доказательстве своей позиции.

2 («неудовлетворительно»)

Отсутствие внимания, познавательной активности, неумение применять знания в практическом решении, допускает существенные ошибки

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный Конституционный Закон от 12 декабря 1993 г. «Конституция Российской Федерации»\\РГ № 237, 25.12.1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)  от 26.01.1996              N 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

Перечень учебных изданий:

Основные источники

  1. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.-288 с.
  2. Герчикова,  И.Н. Менеджмент/ Герчикова И.Н. : Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-499 с.
  3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. -74 с.
  4. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008

Дополнительные источники:

  1. Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р.Веснин – М.: Проспект, 2007. – 306с.
  2. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.-440 с.
  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник. – М.: Академия, 2008
  4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент:  учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /. – 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,  2010. – 288 с.
  5. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник/Г.Б.Казначевская – Изд.11-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  6. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учебное пособие/ А.И.Кравченко – М.: Академический проект, 2007. -74 с.

Книги выдающихся менеджеров и лидеров бизнеса

  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Эксмо, 2004.
  2. Делл М. От Dell без посредников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  3. Имаи Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. - М.: Аль-
    пина Бизнес Букс, 2004.
  4. Коллинз Дж. От хорошего к великому. - СПб.: Стокгольмская школа
    экономики, 2004.
  5. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании
    мира. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  6. Лутц Р. 8 законов Крайслер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  7. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы СОНИ. - М.: Прогресс,
    Универс, 1993.
  8. Сорос Дж. Алхимия финансов. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  9. Уэлч Дж., Бирн Дж. Джек. Самая суть. - М.: АСТ, 2004.
  10. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989.
  11. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1991. или - Минск: Попурри, 2004.

Интернет-ресурсы:

http://www.economy.gov.ru/minec/main

http://www.minfin.ru/ru/

http://www.minzdravsoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Муниципальное право"по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Освоение дисциплины "Муниципальное право" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Освоение дисциплины "Правоохранительные органы" предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и професс...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Финансовое право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Освоение дисциплины "Финансовое право"предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональных ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» базовый образовательный уровеньПрограммо...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП 09 для специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Сборник практических работ составлен в соответствии с требованиями: ФГОС III поколения среднего профессионального образования с учётом профессионального стандарта по специальности 15.02.07 «Автоматиза...