рабочая программа в коррекционной группе по предмету «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ»
рабочая программа по теме

Бобырева Ирина Валерьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

           Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Цели:

·  формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

·  выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;

·  обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

·  формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

·  освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В программе представлены три раздела: «Экономика и ее роль в жизни общества», «Производство –  главное звено в экономике », «Человек как потребитель », общий объем курса -17 часа.  

 

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

·  отличать экономические термины от неэкономических;

·  объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

·  различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

·  принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

·  решать задачи экономического содержания;

·  различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

·  устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;

·  заполнять формы документов на приватизацию жилья;

·  ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;

·  заполнять бланк трудового контракта;

·  правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

 

Методическое пособие: Стариченко Т.Н.   «Экономический практикум»   – М.: НЦ ЭНАС, 2004

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества (3 ч)

                 Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

                  Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда, типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики;

 

Раздел 2. Производство –  главное звено в экономике (5 ч)

                  Цель раздела – познакомить учащихся с понятием производства, видами рынков,  факторами, влияющими на производство, рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

                  Основные понятия. Общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости, спрос и предложение, факторы, влияющие на спрос и предложение.

 

Раздел 3.  Человек как потребитель  (8 ч)

                  Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

                  Основные понятия. Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_v_korrektsii.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                               Утверждаю.

методической  комиссии.                                                                                Зам. поУПР

Протокол №  _____                                                          _______________Чухарёва Т.В.                                                                                    от  «____» __________ 2013 г.                                      «____» ________________ 2013 г.  

                                                                     

Рабочая ПРОГРАММа

по предмету

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ»

г. Шатура

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

           Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Цели:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В программе представлены три раздела: «Экономика и ее роль в жизни общества», «Производство –  главное звено в экономике », «Человек как потребитель », общий объем курса -17 часа.  

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  • отличать экономические термины от неэкономических;
  • объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
  • различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
  • принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
  • решать задачи экономического содержания;
  • различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
  • устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
  • заполнять формы документов на приватизацию жилья;
  • ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;
  • заполнять бланк трудового контракта;
  • правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

Методическое пособие: Стариченко Т.Н.   «Экономический практикум»   – М.: НЦ ЭНАС, 2004

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества (3 ч)

                 Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

                  Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда, типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики;

Раздел 2. Производство –  главное звено в экономике (5 ч)

                  Цель раздела – познакомить учащихся с понятием производства, видами рынков,  факторами, влияющими на производство, рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

                  Основные понятия. Общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости, спрос и предложение, факторы, влияющие на спрос и предложение.

Раздел 3.  Человек как потребитель  (8 ч)

                  Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

                  Основные понятия. Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                              Название раздела и темы

Кол-во

часов

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества

1.1.Понятие об экономике.

1.2. Типы экономических систем

1.3. Натуральное хозяйство. Бартер.   

             

Раздел 2. Производство –  главное звено в экономике

2.1. Понятие производства. Виды современных фирм.

2.2.  Виды рынков.

2.3.Собственность. Приватизация

2.4 Ресурсы и факторы производства.

2.5 Письменная работа


Раздел 3.  Человек как потребитель

3.1.Деньги,  их виды и функции

3.2.Заработная плата.

3.3.Распределение доходов в обществе

3.4.Налоговая система

3.5.Банки и их роль в экономике.

3.6.Безработица. Биржа труда.

3.7.Права потребителя. Защита прав потребителя.


Зачет



Итого  курс:
























17ч

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Стариченко Т.Н. Экономический практикум   – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 296 с. – (Портфель учителя).
  2. Экономика. 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В.Липсица/авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель,2008. – 191 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

     


урока

Кол-во

часов

Тема урока

Цель урока

Наглядные пособия и технические средства

Самостоятельная работа на уроке

1

2

3

4

5

6

1

1

Понятие об экономике.

 дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики.

 

 

Ответы на вопросы.

2

1

Типы экономических систем

дать учащимся понятие об различных экономических системах и странах где они существуют, бол экономической системе России.

Схема на доске.

Ответы на вопросы.

3

1

Натуральное хозяйство. Бартер.    

дать учащимся понятие о натуральном хозяйстве, его положительных и отрицательных свойствах, понятие бартер.

Ответы на вопросы.

4

1

Понятие производства. Виды современных фирм.

дать учащимся понятие о производстве, потребление, обмен, об различных видах фирм.

Ответы на вопросы.

5

1

Виды рынков.

дать учащимся понятие о видах рынков и их назначении.

Таблица на доске

Ответы на вопросы.

6

1

Собственность. Приватизация

дать учащимся понятие о собственности и приватизации.

Ответы на вопросы.

7

1

Ресурсы и факторы производства.

дать учащимся понятие о экономических ресурсах и факторах производства, их видах и назначении.

Ответы на вопросы.

8

1

Письменная работа

Проверить знания учащихся по пройденным темам.

Карточки с заданиями.

Ответы на вопросы.

9-10

2

Деньги,  их виды и функции

дать учащимся понятие о назначении денег, их истории, их видах и функциях.

Показать старинные деньги и монеты.

Ответы на вопросы.

11

1

Заработная плата.

дать учащимся понятие о заработной плате, факторах от которых она зависит, о видах заработной платы.


Ответы на вопросы.

1

2

3

4

5

6

13

1

Налоговая система

дать учащимся понятие о налогах, их видах функциях и значении.

Ответы на вопросы.

14

1

Банки и их роль в экономике.

дать учащимся понятие о банках, их видах, о кредитовании.

Ответы на вопросы.

15

1

Безработица. Биржа труда.

дать учащимся понятие о безработице, ее видах, о бирже труда.

Ответы на вопросы.

16

1

Права потребителя. Защита прав потребителя.

дать учащимся понятие о правах потребителей, о товарах, законе по защите прав потребителей.

Закон о защите прав потребителей.

Ответы на вопросы.

17

1

Зачет

Проверить знания учащихся по пройденным темам (тестовая работа).

Тесты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" Профессия 09.01.03  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

Отзыв на урок по предмету" Экономика отрасли и предприятия"

Отзыв на урок по предмету" Экономика отрасли и предприятия"...

Рабочая программа по предмету Основы экономики отрасли и предприятия

Рабочая программа для профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства...

Календарно-тематическое планирование по предмету Основы экономики отрасли и предприятия

Календарно-тематическое планирование по профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

Рабочая программа для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по предмету Право

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» является часть программы подготовки специалистов среднего звена среднего звена по специальности  38.02.01 Экономика и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...