Формы и системы оплаты труда
методическая разработка по теме

Симонова Екатерина Валерьевна

         Изучение темы «Формы и системы оплаты труда» является составляющим раздела «Кадры и оплата труда в организации», знания основных положений данной темы являются базой для выполнения практической работы в частности и дальнейшего изучения экономики вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_r.ek_._urok.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум-интернат»

Минздравсоцразвития России

Методическая разработка  

по дисциплине «Экономика организации»

Тема:  «Формы и системы оплаты труда»

 

 

                                                                             Преподаватель:

                                                                             Симонова Е.В.

                                                     

2012

Пояснительная записка

       Методическая тема на 2011 – 2012 учебный год: «Парная и индивидуальная работа студентов на уроках».  Цель работы над темой – индивидуальный подход к учащимся при изучении сложного предмета «Экономика организации».

           Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности для специальности 080114  «Экономика и бухгалтерский учет» (экономика)».

         Изучение темы «Формы и системы оплаты труда» является составляющим раздела «Кадры и оплата труда в организации», знания основных положений данной темы являются базой для выполнения практической работы в частности и дальнейшего изучения экономики вообще.

        Для проведения открытого урока  выбрана  актуальная тема «Формы и системы оплаты труда» (практическая работа). Её актуальность связана с тем, что  в практической деятельности бухгалтера  и экономиста, эта тема  будет часто использоваться. Кроме этого каждый работник обязан знать формы, системы и методы, которые используются при составлении трудового контракта, при начислении заработной платы и премии. Знания пригодятся и при изучении специальных дисциплин:  «Бухгалтерский учёт», «Аудит»,     «Основы банковского дела»,  АФХД, «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Бизнес – планирование».

        Для организации деятельности студентов  были выбраны  следующие методы проведения урока: элементы информационных технологий, индивидуальная работа студента, ролевые игровые моменты, практическая   работа. Считаю эти методы современными инновационными и оправданными для студентов, изучающих экономику.  Данная тема знакома студентам из курса «Основы экономической теории», Это позволяет преподавателю опираться на междисциплинарные связи.  Самостоятельная,   индивидуальная и практическая  работа   способствует обстановке, которая будет окружать будущих специалистов в практической деятельности.   Эти методы обучения демократичны, позволяют создать благоприятную, творческую  обстановку на уроке, облегчить контакт со студентами. На уроке используются различные формы и методы оценивания выполнения домашнего задания, самостоятельности и инициативы, анализа выполнения работы и  ответов студентов.

             

План занятия  - практическая работа

Предмет: «Экономика организации »

Группа:  Б – 22 – 2010;  Б  - 23 - 10

Дата проведения урока:  29 .03.12 г.

Тема занятия: организация оплаты труда (формы и системы оплаты труда)

Тип урока: УФУН

Цель урока: приобретение практических навыков начисления заработной платы по сдельным, почасовым и коллективным расценкам.                                                                   

Задачи урока:

1. Продолжить изучение организации оплаты труда.

2. Показать необходимость приобретение навыков и опыта начисления заработной платы.

3. Научить производить расчёты по определению планового фонда оплаты труда.

4. Дать понятие бестарифной системы оплаты труда.

5. Научить рассчитывать суммы премий и дополнительной оплаты.

6. Дать определение фонда оплаты труда.

7. Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности по вопросам начисления заработной платы и определению общего фонда оплаты труда.

8. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность,  внимательность и самостоятельность.

Время урока 90 минут.

Обеспечение занятия:

 Наглядные пособия –  карточка с вопросами по теме практической работы.

Раздаточный материал – инструкционные карты для выполнения практической работы № 11, карточки практической работы.

Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные места – кабинет № 3, 9

Основная литература – Л.Н.Чечевицына,  Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс,  2008г.

Дополнительная литература – Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2002.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

1.Определяющие – экономика организации.

2. Определяемые – Бухгалтерский учёт, АФХД, Аудит, Основы экономической теории, Статистика.

1.Предприятие – основное звено экономики.

2. Производственная структура.

3. Производственный процесс.

4. Ресурсы предприятия.

5. Структура и функции аппарата управления.

6. Персонал предприятия.

7. Формы и системы оплаты труда.

           

                               Ход занятия (структура, содержание) 

Оргмомент – приветствие студентов.

 Постановка  цели и  задач  преподавателем и студентами.

Контроль знаний (проверка домашнего задания), если урок комбинированный.                                                                             Методы контроля: ответы на вопросы по теме практической работы.

Формирование знаний, умений, навыков:

Методы:  беседа, самостоятельная работа, практическая работа, индивидуальная  работа.

Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки студентов, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков, умений и опыта по начислению заработной платы.

           Действия студентов

     Действия преподавателя

Разминка (игра «Алфавит»; работа с вопросником).

Отчёт о выполнении домашнего задания (ответы по карточкам).

Изучение инструкции по выполнению практической работы.

Ответы на вопросы по теме практической работы № 11.

  Прослушать устное объяснение по выполнению практической работы.

Выполнение практической работы.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом и  учебниками.  

Анализ выполненной практической работы.    

  Запись домашнего задания с обсуждением условий и порядка его выполнения.

 

Приветствие студентов, отметить отсутствующих на уроке, выяснить причины отсутствия         (3 мин.)

Провести разминку         (5 мин.)

Проверка выполнения домашнего задания (просмотр карточек с домашним заданием).       (2 мин.)

Раздать инструкционные карты и карточки с практической работой.  

Беседа по вопросам практической работы № 11.                   (10 мин.)

  Объяснение порядка выполнения практической работы № 11 (5 мин)

  Индивидуальная помощь, контроль и консультирование при выполнении практической    работы № 11                      (60мин.)

Домашнее задание с объяснением порядка и требований по его выполнению                       (3 мин.)

 Анализ и оценка работы студентов на уроке.           (2 мин.)

4.Закрепление ЗУН

Методы: выполнение практической работы № 11.                

5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность студентов при выполнении самостоятельной работы.

6.Домашнее задание:  Л.Н.Чечевицына,  Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс,  2008г. Стр.184 – 186, составить опорный конспект. Стр.186 - 194, прочитать.                                                                                                    

Возможные корректировки по ходу занятия:                                                             Преподаватель                              Симонова Е.В.

Вопросник для разминки

(к практическому занятию)

1. Совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется регулирование заработной платы, носит название   (тарифная система).

2. Что включает в себя тарифная система? (тарифную сетку, тарифную ставку, тарифные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, районные коэффициенты).

3. Уровень квалификации работника определяет (тарифный разряд).

4. На работах, где труд работника подлежит точному учёту, применяется (индивидуальная оплата).

5. Как называется форма оплаты труда, где труд работника оплачивается в зависимости от результатов работы всего коллектива (коллективная).

6. Как называется система оплаты труда, при которой премии выплачиваются за конкретные количественные и качественные показатели (сдельно-премиальная).

7. Назовите систему оплаты труда, при которой оплата предусматривается за весь объём работ (аккордная сдельная).

8. Система оплаты труда, при которой начисление зарплаты производится за отработанное время, носит название (повременной).

9. Какая система оплаты труда выступает в качестве одного из вариантов совершенствования организации и стимулирования труда? (бестарифная).

10. Назовите систему оплаты труда, при которой размер её определяется в процентах от дохода предприятия, подразделения или индивидуального работника (система оплаты труда на комиссионной основе).

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат»

Минздравсоцразвития России

       Инструкционная карта для выполнения практической работы

                      по дисциплине «Экономика организации»

                                Практическая работа № 11                                           Тема: организация оплаты труда.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов заработной платы персонала предприятия.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из трёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом (работа в готовых таблицах).

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт заработной платы работникам за выполненные объёмы работ по сдельным расценкам.

Задание 2 – расчёт заработной платы работникам с почасовой оплатой труда.

Задание 3 – расчёт планового фонда  заработной платы по коллективной расценке.                                                                                                            


Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Тарифная система оплаты труда, её составляющие.

2. Сдельно-премиальная зарплата.

3. Повременно-премиальная зарплата.

4. Коллективная форма оплаты труда.

5. Бестарифная система оплаты труда: сущность и виды.

6. Фонд оплаты труда, его состав и структура.

Задание 1. В таблице приведены выполненные объёмы работ и расценки за единицу работы:

№ п/п

Виды работ

Ед. изм.

Нор-ма вы-ра-бот-ки

Факт. вы-пол-нение объё-мов работ

Расц. за ед. работ (руб. коп.)

Начис-лено з/пла-ты за объём вып. работ (руб. коп.)

Доп-лата за каче-ство 30% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Пре-мия за выпол-нение нормы 20% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с доп-латой и премией (руб. коп.)

1.

Токарные работы

шт.

20

24

5.80

2.

Погрузка товаров

тонн

3

3.2

35.20

3.

Разгрузка товаров

тонн

5

4.9

30.00

4.

Производство молока

ц.

22

24

9.50

5.

Затаривание овощей

тонн

2.8

3

43.20

Итого

*

*

*

*

Определить:

1. Сумму начисленной основной заработной платы за выполненные объёмы работ.

2. Сумму доплаты за качество выполненных работ, если замечаний не было.

3. Сумму премии за выполнение норм выработки.

4. Общую сумму заработной платы с учётом доплат и премий.

5. Данные записать в таблицу, произвести проверку правильности расчётов.

Задание 2. Данные по видам, объёмам работ и расценкам указаны в таблице:

№ п/п

Виды работ

Отра-ботано часов

Рас-ценка за один час работы (руб. коп.)

Всего з/платы за отрабо-танное время (руб. коп.)

Заме-чания по ра-боте ре-монтной мастер-ской

Сумма премии 20% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с учётом премии (руб. коп.)

1.

Сварочные работы

182

42.40

нет

2.

Токарные работы

167

35.70

нет

3.

Мастер – наладчик

96

32.20

2 про-гула

4.

Инструмен-тальщик

84

34.50

нет

5.

Слесарные работы

320

24.80

опозда-ния

6.

Охрана объекта

300

21.00

нет

Итого

*

*

Определить:

1. Общее время работы ремонтной мастерской.

2. Сумму заработной платы за отработанный период времени по каждому виду работ.

3. Сумму премии за работу без замечаний.

4. Общую сумму заработной платы по каждому виду работ и по мастерской в целом. Выполнить проверку.

Задание 3. Данные о плановом выпуске продукции по бригаде и коллективных расценках приведены в таблице:

№ п/п

Наименование продукции

Выпечка по плану (тонн)

Бригадная расценка за одну тонну (рублей)

Основной фонд оплаты труда по бригаде (тыс. руб.)

1.

Хлеб ржаной

1250

407

2.

Булочные изделия

950

721

3.

Батоны

520

810

Итого

*

Плановые премии от фонда оплаты труда 12% - _________________________

Сумма прочих доплат запланирована в размере – 5.2 тыс. руб._____________

Оплата очередных отпусков – 6.8% от планового основного ФОТ __________

Определить: плановые затраты заработной платы по бригаде __________________________________________________________________

Практическая работа № 11

(решение и ответы)

Тема: организация оплаты труда.

Задание 1.

№ п/п

Виды работ

Ед. изм.

Нор-ма вы-ра-бот-ки

Факт. вы-пол-нение объё-мов работ

Расц. за ед. работ (руб. коп.)

Начис-лено з/пла-ты за объём вып. работ (руб. коп.)

Доп-лата за каче-ство 30% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Пре-мия за выпол-нение нормы 20% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с доп-латой и премией (руб. коп.)

1.

Токарные работы

шт.

20

24

5.80

139,20

41,76

27,84

208,80

2.

Погрузка товаров

тонн

3

3.2

35.20

112,64

33,79

22,53

168,96

3.

Разгрузка товаров

тонн

5

4.9

30.00

147,00

44,10

-

191,10

4.

Производство молока

ц.

22

24

9.50

228,00

68,40

45,60

342,00

5.

Затаривание овощей

тонн

2.8

3

43.20

126,90

38,07

25,38

190,35

Итого

*

*

*

*

753,74

226,12

121,35

1101,21

Решение:

1. Сумма начисленной основной заработной платы за выполненные объёмы работ: расценка за единицу, умноженная на фактически выполненные объёмы работ (пример: 5,80 × 24 = 139,20).

2. Сумма доплаты за качество выполненных работ (если замечаний не было): сумму основной з/платы умножить на размер доплаты в процентах и разделить на 100% (например: 139,20  × 30% : 100% = 41,76).

3. Сумма премии за выполнение норм выработки: сумму основной з/платы умножить на процент размера премии и разделить на 100% (например:  139,20  × 20% : 100% = 27,84).

4. Общая сумма заработной платы с учётом доплат и премий равна сумме всех начислений (например: 139,20 + 41,76 + 27,84 = 208,80).

5. Проверка правильности расчётов: равенство суммирования начисленной заработной платы по всем видам работ и по итоговой строке: 208,80 + 168,96 +191,10 + 342,00 + 190,25 = 753,74 + 226,12 + 121,35 .

Задание 2.

№ п/п

Виды работ

Отра-ботано часов

Рас-ценка за один час работы (руб. коп.)

Всего з/платы за отрабо-танное время (руб. коп.)

Заме-чания по ра-боте ре-монтной мастер-ской

Сумма премии 20% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с учётом премии (руб. коп.)

1.

Сварочные работы

182

42.40

7716,80

нет

1543,36

9260,16

2.

Токарные работы

167

35.70

5961,90

нет

1192,38

7154,28

3.

Мастер – наладчик

96

32.20

3091,20

2 про-гула

-

3091,20

4.

Инструмен-тальщик

84

34.50

2898,00

нет

579,60

3477,60

5.

Слесарные работы

320

24.80

7936,00

опозда-ния

-

7936,00

6.

Охрана объекта

300

21.00

6300,00

нет

1260,00

7560,00

Итого

1149

*

33 903,90

*

4575,34

38479,24

Решение:

1. Общее время работы ремонтной мастерской:

     182 + 167 + 96 + 84 + 320 + 300 = 1149

2. Сумма заработной платы за отработанный период времени по каждому виду работ: расценку за час работы умножить на отработанное время (например: 42,40 × 182 = 7716,80).

3. Сумма премии за работу без замечаний: основная з/плата, умноженная на размер премии в процентах и делённая на 100% (например: 7716,80 × 20% : 100% = 1543,36).

4. Общая сумма заработной платы по каждому виду работ (пример: 7716,80 + 1543,36 = 9260,16) и по мастерской в целом: 33903,20 + 4575,34 = 38479,24.  Проверка: 33903,90 + 4575,34 = 9260,16 + 7154,28 + 3091,20 + 3477,60 +7936,00 + 7560,00.

Задание 3.

№ п/п

Наименование продукции

Выпечка по плану (тонн)

Бригадная расценка за одну тонну (рублей)

Основной фонд оплаты труда по бригаде (тыс. руб.)

1.

Хлеб ржаной

1250

407

508,8

2.

Булочные изделия

950

721

685,0

3.

Батоны

520

810

421,2

Итого

*

1615,2

Решение: основной фонд оплаты труда по каждому наименованию продукции равен произведению бригадной расценки на плановый объём выпечки (407 × 1250 = 508,8).

Общий основной фонд оплаты труда: 508,8 + 685,0 + 421,2 = 1615,2.

Плановые премии от фонда оплаты труда 12%:                                                 1615,12 × 12% : 100% = 193,8тыс.руб.

Сумма прочих доплат запланирована в размере – 5.2 тыс. руб.

Оплата очередных отпусков – 6.8% от планового основного ФОТ:           1615,2 × 6,8% : 100% =  109,8 тыс. руб.

 Плановые затраты заработной платы по бригаде – 1923,8 тыс. руб.

 (1615,2 + 193,8 + 5,2 + 109,8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные системы оплаты труда

На основе повременной заработной платы и разнообразного сочетания ее с элементами сдельной формы возникло множество современных гибких и эффективных систем оплаты труда....

Изменения в системе оплаты труда и начисления стипендий в 2014 году

В 2014 году стартует второй этап «Программы совершенствования системы оплаты труда бюджетников». Учреждений СПО и ВПО коснутся следующие ее пункты:·         акт...

Электронное средство обучения "Начисление заработной платы при различных видах, формах и системах оплаты труда"

Электронное средство обучения "Начисление заработной платы при различных видах, формах и системах оплаты труда" может быть использован  другими образовательными учреждениями профессионального и д...

Презентация: Системы оплаты труда

Презентация: Системы оплаты труда...

Методическая разработка занятия по дисциплине ОП.05 «Экономика организации» для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение» на тему «Формы организации и оплаты труда»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым«Симферопольский колледж радиоэлектроники»          М...

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Статья на тему: СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ...