Тема 2.2. Рынок информации
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Тема 2.2. Рынок информации
- Понятие и виды информационного товара (продукта).
- Понятие рынка информационных услуг. Области современного информационного рынка. Основные участники рынка информационных услуг.
- Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных услуг. Особенности структуры и регулирования информационного рынка.
Выделяют следующие категории информации как экономических объектов:
- Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.
- Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.
- Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.
Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.
Продукция индустрии информации в укрупненном виде может быть подразделена на продукты (вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационный продукт) и услуги (техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения, обучение и консультации, услуги связи, услуги по обработке данных).
Таким образом, информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.
Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществлённой (документ, технический носитель), так и в неовеществлённой формах (например, обучение пользователя).
Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием. Исходная информация подвергается обработке с помощью различных видов информационной технологии.
Она собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо в машиночитаемую форму, накапливается, подвергается сортировке, компоновке, математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается на расстояние и предъявляется пользователю в требуемой форме.
В учебниках по экономике часто можно встретить теоретический анализ рынка информации, попытки рассмотрения спроса на информацию, высказывания о росте информационного сектора экономики и т.п. При этом, зачастую непонятно, какой информационный товар имеется ввиду.
Проблема же в том, что товары, основу которых составляет информация, весьма многообразны и нельзя их все рассматривать как нечто одинаковое, к чему применимы одни и те же законы. Напротив, информационные товары сильно отличаются друг от друга и образуют разные рынки.
Что же такое информационный товар? Я понимаю под ним только те товары, которые снижают уровень неопределенности внешней и внутренней среды экономического субъекта, а также предоставляют знания о способах производства благ.
Какие же виды информационного товара можно выделить.
Во-первых, информационный товар, может рассматриваться как ресурс фирмы. Здесь можно выделить 4 его вида:
1.Техническая информация, приобретаемая с целью совершенствования существующего процесса производства.
2.Техническая информация, приобретаемая с целью создания нового продукта.
3.Информация о рыночных параметрах, приобретаемая с целью снижения рыночных рисков.
4.Явные и неявные знания работников фирмы, приобретаемые с целью повышения эффективности их труда.
Во-вторых, информационный товар, может рассматриваться как благо, имеющее определенную ценность для индивида.
1.Информационный товар, повышающий ценность человеческого капитала индивида (например, услуги образования).
2.Информационный товар, снижающий неопределенность среды для индивида (расписание электричек).
Часто, в понятие информационного продукта включают программное обеспечение или сетевые блага (личная страничка в "Одноклассники"). Я не соглашусь с этим, поскольку, ценность этих товаров заключается не в их информационном содержании, а в повышении эффективности работы с информацией, которое дает использование этих благ.
Информационные объекты (информационные ресурсы) характеризуются следующими основными свойствами:
- неисчерпаемостью – по мере развития общества и роста потребления “запасы информации” не убывают, а растут;
- сохраняемостью – при использовании информационный объект не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных знаний;
- несамостоятельностью – информационный ресурс проявляет свою активность (в т.ч. экономическую) только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).
На сегодня рынок информации в России активно развивается. Используя самые современные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных и индивидуальных потребностей.
2. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обыч ными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современ ном обществе являются базы данных. Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:
- непосредственный доступ к базам данных - режим on-line;
- пакетный доступ к базам данных - режим off-line;
- в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках;
- в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;
- в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга. В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица.
Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:
1. электронная информация, 2. электронные сделки, 3. системы сетевых коммуникаций, 4. программное обеспечение.
В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:
1. деловая информация, 2. юридическая информация, 3. информация для специалистов, 4. массовая или потребительская информация.
Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры.
Деловой сектор (в рамках электронной информации):
1. Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы.
2. Экономическая и статистическая информация, числовая информация.
3. Коммерческая информация - государственная.
4. Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.
5. Новости в области экономики и бизнеса.
Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.
Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей:
1. профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники,
2. доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).
Массовая и потребительская информация:
1. информация служб новостей и агентств, пресса и др.
2. потребительская информация.
Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг.
Рынок программного обеспечения - все виды программной продукции и их обслуживание.
Системы сетевых коммуникаций - электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.
К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:
· телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента),
· информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах),
· консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами),
· технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ),
· рекламные услуги.
Основными участниками рынка информационных услуг являются:
производители информации, продавцы информации или вендоры, пользователи информации.
На сегодняшний момент наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации – интерактивный диалоговый режим (on-line).
Рынок информационных онлайновых услуг включает в себя следующие сегменты:
1. компьютеризированные системы резервирования и финансовые
2. информационные службы
3. БД, ориентированные на массового пользователя
4. профессиональные БД.
Кроме онлайновых БД, существуют БД локального доступа, например - хранящиеся на CD-ROM.
В России создается все больше проектов направленных на интеграцию российского потребителя информации и информационных услуг в мировей пространство.
- Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, уже во многих библиотеках можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п. Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен.
Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов.
Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг.
Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.
Существует проблема платности. С одной стороны, ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.
Основные отрицательные и положительные свойства платности информационных продуктов и услуг:
Отрицательные свойства (невозможность учесть общественные затраты и выгоды поставщиков, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства, делению общества на бедных и богатых).
Положительные свойства (побуждение информационных служб активно подстраиваться под структуру спроса, повышения понимания реальной ценности информации у пользователей, устранение излишних запросов, выявление полезности служб благодаря их оценке через рынок, рационализация управления фирм производителей информации).
Особенности структуры и регулирования информационного рынка
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.
Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуникационные средства
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.). Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.
Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведения рекламных кампаний.
Неприбыльные информационные службы в отличии от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.
Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.
Итак, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. С другой стороны, государство играет также немалую роль в устранении информационных экстерналий.
Классическим примером положительных информационных экстерналей является финансирование отдельными фирмами научных исследований и разработок, результаты которых часто становятся достоянием широкого круга заинтересованных лиц. Патенты или лицензии могут являться средством устранения положительных внешних эффектов информационного производства.
К отрицательным информационным экстерналиям можно отнести, например, негативное отношение телезрителей к рекламе, которая занимает много эфирного времени. Соответственно, разработаны законодательные акты, регулирующие рекламный бизнес, во многом основанные на критерия эстетического или психологического характера.
Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов потери от “пиратства” на рынке информационных товаров и услуг только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.
Также остаются спорными вопросы денежной оценки в бухгалтерском учете нематериальных активов, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности (права на изобретения, права на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т. е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация фирмы и т. п.).
Итак, мы видим, что, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.
Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации.
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того что на информацию и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации – вот примеры использования информационных ресурсов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора.
При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в библиотеке можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п.
Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.
Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д.
Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам.
В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.
В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на “информационно бедных” и “информационно богатых”.
С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т. д.
Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации по теме "Организация ввода-вывода информации"
Две презентации по теме Организация ввода-вывода...
лекция по теме:"Технология обработки табличной информации на примере ОpenOffice.Calc"
Материал содержит информацию об основных приемах работы в электронных таблицах...
Презентация на тему: "Автоматизированные системы обработки информации"
В презентации приведены этапы проектирования реляционной базы данных на примере издательской фирмы...
Презентация по дисциплине Статистика к теме "Наглядное представление статистической информации"
Материал презентации содержит обзор сущности табличного и графического способов отображения информации в статистике и контрольные вопросы усвоения изученного материала....
Методическая разработка урока по информатике по теме: «Технологии обработки текстовой информации. Создание многостраничного документа»
Методическая разработка урока по информатике по теме: «Технологии обработки текстовой информации. Создание многостраничного документа»...
Технологическая карта занятия по дисциплине "ИТвПД" по теме: "Поисковые системы. Поиск информации в сети Интернет"
У людей очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но в современном мире самым эффективным и быстрым методо...
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Состояние современного рынка парикмахерских услуг"
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Состояние современного рынка парикмахерских услуг" может быть использованы на занятиях в колледжах индустрии кра...