Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
план-конспект занятия

Распопин Андрей Викторович

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rschs_konspekt.docx368.88 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель – организатор ОБЖ Распопин А.В.

План-конспект

проведения занятий по ОБЖ

Тема:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Время: 1 час.

Для современных объектов экономики, энергетики, перерабатывающей промышленности, транспорта характерна концентрация опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах и накоплением на ограниченном пространстве атомных и химических энергоносителей, СДЯВ, способных гореть, взрываться, заражать при аварийной ситуации значительные территории и наносить значительный урон населению.

Анализ происшествий и практика действий по защите населения и ликвидации их последствий показали, что стране необходима государственная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основанная на новых подходах к решению проблем предупреждения и ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время. Одновременно с этим система должна также сохранять сложившиеся роль, место и задачи ГО, определять направление ее развития в пределах общей концепции обеспечения защиты населения, территории и объектов.

Сущность государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС представляет собой совокупность правовых и экономических норм, организационных мер, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС в целях защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

Эта политика проявляется в виде государственных законодательных и подзаконных актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, положения, уставы и т.п.), долгосрочных и краткосрочных целевых программ, планов мероприятий, утверждения материальных, финансовых и людских ресурсов, определения органов управления, сил и средств и др.

Правовую основу деятельности органов и подразделений, осуществляющих защиту населения и территорий от ЧС, составляют:

  • Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О гражданской обороне» и др.;
  • Указы Президента Российской Федерации, касающиеся функций, прав, обязанностей и других вопросов деятельности организаций, задействованных в различных мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды и контролю опасных факторов техногенного и природного характера, разведке и спасанию потерпевших, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Постановления Правительства Российской Федерации «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и др.

В группу нормативно-технической документации входят все виды нормативных актов, в том числе:

  • комплекс государственных стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»;
  • «Нормы радиационной безопасности»;
  • «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;
  • «Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях»;
  • сборник Типовых инструкций по охране труда и безопасному ведению поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций и др.

Реальное воплощение в жизнь новой концепции защиты населения от ЧС стало возможным с созданием Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС создана в целях координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации на всех уровнях по предотвращению и ликвидации ЧС техногенного и природного характеров. Она должна предупреждать ЧС, а в случае их возникновения в мирное и военное время — ликвидировать последствия; обеспечивать безопасность населения; защищать окружающую среду и уменьшать ущерб экономике.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС; РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (рис. 3.1).

Рис. 3.1C:\Users\user\Documents\андр\sap_03_01.png. Структура РСЧС

Территория Российской Федерации поделена на регионы, в которых управление силами и средствами осуществляют региональные центры МЧС России. МЧС России имеет в непосредственном подчинении специальные воинские части, Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), авиационные предприятия и Национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Местные подсистемы РСЧС функционируют на уровне местного самоуправления в городских и сельских населенных пунктах.

Объектовый уровень системы РСЧС соответствует организации и управлению в рамках предприятия, организации или иного объекта экономики.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они осуществляют наблюдение и контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов, решают задачи по созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, локализации и ликвидации ЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы; постоянно действующие органы управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

К координирующим органам РСЧС относятся:

  • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне — региональные центры (РЦГОЧС);
  • на территориальном и местном уровне — комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти соответственно субъекта Российской Федерации или города (района в городе);
  • на объектовом уровне — объектовые комиссии (КЧС).

В органы повседневного управления входят оперативно-дежурные службы всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

  • служб и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  • формирований санитарно-эпидемиологического надзора;
  • ветеринарной службы;
  • служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;
  • геофизической службы, оперативных групп постоянной готовности по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства по атомной энергии;
  • учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
  • формирований ветеринарной службы и службы защиты растений;
  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
  • формирований гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней;
  • специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • аварийно-технических центров Министерства по атомной энергии;
  • формирований горно-спасательной службы;
  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
  • восстановительных и пожарных поездов;
  • аварийно-спасательных служб и формирований службы морского и речного флота других федеральных органов исполнительной власти.

Одной из важных составляющих сил постоянной готовности РСЧС является поисково-спасательная служба (ПСС). Региональные ПСС — это самостоятельные формирования, состоящие из органов управления, поисково-спасательных отрядов и подразделений обеспечения. Перед службами поставлены такие основные задачи, как проведение поисково-спасательных работ и оказание помощи людям в чрезвычайных ситуациях (кроме случаев заражения местности радиоактивными веществами), оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан. Отряды службы весьма мобильны. Сегодня они способны в период от 15 мин до 2 ч после поступления сигнала выдвинуться в район чрезвычайной ситуации с необходимыми инструментом, оборудованием, снаряжением и по прибытии туда немедленно приступить к выполнению задач.

Эти службы так же ведут значительную работу среди населения по профилактике несчастных случаев. Среди этих акций — патрулирование потенциально опасных районов, разъяснение людям правил поведения в экстремальных ситуациях, приемов и способов выживания, а также оказание первой медицинской помощи, консультации туристских групп, организация школ, семинаров, обеспечение безопасности проведения различных соревнований в условиях природной среды.

Элитным подразделением быстрого реагирования МЧС России является Центроспас, который способен проводить поисково-спасательные работы при всех видах природных и техногенных катастроф. Он представляет собой комплекс специализированных служб, таких как спасательная, инженерная, связи и информации, автотранспортная, авиационного обеспечения спасательных работ, материально-технического обеспечения, а также экспедиционный госпиталь.

В МЧС России входит противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на ХОО, спасать людей и материальные ценности.

Министерство здравоохранения Российской Федерации — это одна из подсистем РСЧС. Служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия.

Отдельные министерства имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф. Газоспасательные, горно-спасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят не только на своих объектах, но и на соседних предприятиях, и даже в других регионах.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории Российской Федерации, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Работа по предупреждению стихийных и техногенных катастроф строится на основе мониторинга и прогнозов, проводимых в научно-исследовательских институтах, аналитических службах и лабораториях, принадлежащих различным ведомствам.

В соответствии со схемой отслеживания ситуации и реагирования на ЧС все подсистемы РСЧС, ее силы и средства функционируют в следующих режимах:

а) повседневной деятельности — при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

б) повышенной готовности — при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Каждому режиму соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.

Основная и дополнительная литература

Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / Ю.Г.Сапронов. — Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2007. — 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Данное Положение разработано для  реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории и объект...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)...

Лекция 2. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ)

ЕГСЭМ по существу материализуется в системах взглядов на организацию и осуществление наблюдения, оценки, прогнозирования состояния окружающей среды подверженной многообразным антропогенным и естествен...

Российская система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Республики Саха (Якутия) (презентация)

Российская система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Республики Саха (Якутия) (презентация)...

Тема 2.1. Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема урока: "Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийног...

Тема 2.3. "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). система объединяющая органы управления, силы и средства федер...