Методический материал по предупреждению ДДТТ среди школьного возраста
методическая разработка на тему
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида «ЮИД»- модифицированная (педагог работает по авторской программе «ЮИД» разработанной Капцовой А.В.) для обучающихся 11-13 лет адресована педагогическим работникам отделения дополнительных образования детей образовательных учреждений. Программа нацелена на создание условий для личностного развития, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни подростков средствами обучения правилам дорожного движения, рассчитана на 2 года обучения. Количество обучающихся в группе 1 года обучения -15 человек, 2 года обучения – 12 человек.
Реализация теоретической части этой программы позволит обучающимся получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть программы направленна на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и профилактику детского дорожно- транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся. Программа «ЮИД» направлена на реализацию лидерских качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профильная программа по работе с отрядами ЮИД | 112.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Красносельского района Санкт- Петербурга
ГБОУ СОШ № 380
Городской конкурс
методических материалов
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
среди школьного возраста
Номинация
«Методические инновации»
Профильная программа по работе с отрядами ЮИД
Автор-составитель Капцова Алла Владимировна
педагог-организатор ОДОД, руководитель отряда ЮИД
Санкт- Петербург
2018
Аннотация
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида «ЮИД»- модифицированная (педагог работает по авторской программе «ЮИД» разработанной Капцовой А.В.) для обучающихся 11-13 лет адресована педагогическим работникам отделения дополнительных образования детей образовательных учреждений. Программа нацелена на создание условий для личностного развития, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни подростков средствами обучения правилам дорожного движения, рассчитана на 2 года обучения. Количество обучающихся в группе 1 года обучения -15 человек, 2 года обучения – 12 человек.
Реализация теоретической части этой программы позволит обучающимся получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть программы направленна на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и профилактику детского дорожно- транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся. Программа «ЮИД» направлена на реализацию лидерских качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного движения.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………………4
2.Пояснительная записка…………………………………………………………………………..5
3. Планируемые результаты «ЮИД» ……………………………………………………………10
4.Учебный план «ЮИД» 1 года обучения……………………………………………………….12
5. Учебный план «ЮИД» 2 года обучения………………………………………………………13
6.Календарный учебный график…………………………………………………………………14
7. Рабочая программа 1 года обучения………………………………………………………….15
8.Содержание программы 1 года обучения……………………………………………………..16
9. Планируемые результаты 1 года обучения……………………………………………………18
10.Рабочая программа 2 года обучения………………………………………………………….20
11. Содержание программы 2 года обучения…………………………………………………....21
12. Планируемые результаты 2 года обучения………………………………………………….23
13. Результаты обучающихся от реализации программы «ЮИД» 1 года обучения…………24
14. . Результаты обучающихся от реализации программы «ЮИД» 2 года обучения………25
15. Оценочные материалы………………………………………………………………………26
16. Методическое обеспечение образовательной программы 1 года обучения……………..28
17. Методическое обеспечение образовательной программы 2 года обучения…………….30
18. Список литературы в адрес педагогов……………………………………………………..32
19. Список литературы в адрес обучающихся…………………………………………………33
20. Интернет-источники…………………………………………………………………………33
21. Нормативно-правовые документы…………………………………………………………34
22. Календарно-тематический план 1 года обучения…………………………………………35
23. Календарно-тематический план 2 года обучения………………………………………….40
24. План воспитательной работы 1 года обучения……………………………………………45
25. План воспитательной работы 2 года обучения……………………………………………46
26. План работы с родителями 1 года обучения………………………………………………47
27. План работы с родителями 2 года обучения………………………………………………48
28. Заключение…………………………………………………………………………………...49
Введение
Программа объединения «Юные инспектора движения» в 5-7 классах разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, закона Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожного транспортного травматизма рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых дорогах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно и будущих водителей. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по дорогам.
Пояснительная записка
Данная образовательная программа «Юный инспектор движения» относится к социально-педагогической направленности.
Актуальность программы «Юный инспектор дорожного движения»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни. В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».
Отличительные особенности программы «Юный инспектор движения» в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Социально-педагогическая целесообразность программы «Юный инспектор движения» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями.
Адресат программы «Юный инспектор движения»: в работе объединения участвуют обучающиеся 5-7 классов. Пол учащихся не имеет значения. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Объём и срок реализации программы:
Программа рассчитана на два года и содержит 288 часов (144 часа в год):
1год обучения: 4 часа в неделю продолжительностью 45 минут, 2 раза по 2 часа;
2 год обучения: 4 часа в неделю продолжительностью 45 минут, 2 раза по 2 часа;
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия групповые (15 человек)–2 раза в неделю по 2 часа.
Возраст детей в группах – 11-13 лет.
Цель программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на
улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному
вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою
собственную безопасность.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Набор детей проводится как вначале, так и во время обучения, благодаря гибкой системе занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Это теоретические и практические занятия. На занятиях обучающиеся проходят теоретический материал и закрепляют свои знания на практике. Количество обучающихся в группе 1 года-15 человек, в группе 2 года -12 человек. В группу второго года обучения обучающиеся переходят из первого года обучения. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В группу могут входить все желающие, которые успешно прошли тестирование по программе первого года обучения.
Формы проведения занятий:
Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
∙ тематические занятия
∙ игровые тренинги
∙ разбор дорожных ситуаций на настольных играх
∙ экскурсии
∙ конкурсы, соревнования, КВН, викторины
∙ изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
∙ выпуск стенгазет
∙ разработка проектов по ПДД
∙ встреча с работниками ГИБДД
∙ просмотр видеофильмов
Основные формы деятельности объединения по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы. В работе кружка участвуют учащиеся 5-7 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Основные методы, используемые для реализации программы «Юный инспектор движения»:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании– методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики учащихся в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Материально- техническое обеспечение программы:
- Светлое и просторное помещение
- Большие столы (15 штук)
- Стулья (30 штук)
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Темные шторы
- Магнитная доска, набор магнитов
- Фотоаппарат
Кадровое обеспечение: Педагоги, работающие по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».
Планируемые результаты
программы «Юный инспектор движения»
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
- ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
- выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
- обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
- обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
- обучающиеся научаться обращаться за помощью;
- обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
- обучающиеся научаться слушать собеседника;
- обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
- обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
- обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
- обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся;
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД;
- Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
- Повысить дорожную грамотность обучающихся;
- Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
Способы определения результативности усвоения программы обучающимися
Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися ПДД, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами тестирования.
Учебный план
«Юный инспектор движения» 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 2 | 2 | 0 | Учебное тестирование для эрудитов по истории правил дорожного движения |
2 | Юный инспектор движения | 10 | 6 | 4 | Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного движения |
3 | История ГИБДД | 8 | 4 | 4 | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
4 | Правила дорожного движения (ПДД) | 12 | 10 | 2 | Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожного движения |
5 | Дорожные знаки | 16 | 10 | 6 | Учебное тестирование по теме «Дорожные знаки» |
6 | Акция - как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма | 2 | 0 | 2 | Акция по пропаганде правил дорожного движения среди детей, их родителей |
7 | Велосипед. Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста | 12 | 6 | 6 | Учебное тестирование «Правила движения на велосипеде» |
8 | Повторение правил безопасности на улице зимой | 4 | 4 | 0 | Конкурс рисунков «Осторожно - дорога зимой! » |
9 | Пропаганда изучения правил дорожного движения | 10 | 4 | 6 | Оформление стенда «Уголок безопасности» |
10 | Основы медицинских знаний | 40 | 26 | 14 | Встреча и беседа с врачом школы |
11 | Виды транспорта | 24 | 18 | 6 | Фотоконкурс «Виды транспорта » |
12 | Проверка знаний по правилам дорожного движения | 4 | 4 | 0 | Участие в конкурсе «Безопасное колесо» |
ИТОГО | 144 | 94 | 50 |
Учебный план
«Юный инспектор движения» 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Инструктаж о технике безопасности | 4 | 2 | 2 | 1 раз в месяц |
2 | Юный инспектор движения | 4 | 2 | 2 | Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного движения |
3 | Изучение ПДД: | 30 | 20 | 10 | Теоретические занятия, практические занятия, классные часы по правилам дорожного движения для учащихся младших классов |
4 | Велотехника (устройство велосипеда) | 10 | 2 | 8 | Разборка и сборка велосипеда (практические занятия) |
5 | Вождение велосипеда | 32 | 6 | 26 | Знакомство с препятствиями (практические занятия) |
6 | Основы медицинских знаний | 18 | 10 | 8 | Оказание практической помощи |
7 | История ПДД, ЮИД, ГИБДД | 10 | 4 | 6 | Теоретические занятия, учебное |
8 | Выступление агитбригады | 22 | 6 | 16 | Составление сценариев; разучивание |
9 | Агитационная работа | 12 | - | 12 | Выступление перед учащимися школы, родителями. Рисование плакатов и рисунков. |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Практические занятия, тестовые задания |
ИТОГО | 144 | 52 | 92 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 380
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Утвержден
Приказом №____ от _______
Директор ГБОУ СОШ №380
__________ О.Н. Агунович
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Юный инспектор движения»
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2ч. |
2 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2ч. |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа 1 года обучения
Цель:
Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
- Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Повысить интерес школьников к велоспорту;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Особенности 1 года обучения:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Содержание программы 1 года обучения
Тема № 1. Вводное занятие. ТБ
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.
Тема № 2 «История развития ЮИД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД.
Практика. Работа с 1-2 взводом. Оформление стенда.
Тема №3 «История ГИБДД»
Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.
Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Тема №4 «Правила дорожного движения»
Теория. Статистика ДТП. Повторение прав и обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».
Практика. Подбор материала для презентации на тему «ПДД» Подготовка презентаций на тему: «ПДД».
Тема №5 «Дорожные знаки»
Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации дорожных знаков.
Практика. Викторины «Азбука безопасности» для учащихся объединения. Разработка положения школьного конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – диспут.
Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ»
Теория. Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.
Практика. Проведение акции «Письмо водителю».
Тема №7 «Правила велосипедиста»
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.
Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.
Тема №8 «Повторение правил безопасности на улице зимой»
Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!».
Тема №9 «Пропаганда изучения ПДД»
Теория. Формы пропаганды изучения ПДД.
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр учебного фильма «Азбука безопасности на дороге».
Тема №10 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов
«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчета о проделанной работе.
Тема №11 «Виды транспорта»
Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на водном и воздушном транспорте.
Практика. Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр учебного фильма
«Азбука дороги».
Тема №12 «Проверка знаний ПДД»
Теория. Знакомство с формами проверки знаний ПДД.
Практика. Проверка знаний по ПДД. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших учащихся ЮИД.
Ожидаемые результаты после 1года обучения:
∙ Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
∙ Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
∙ Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
∙ Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
∙ Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
∙ Снижение уровня и сокращения случаев детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Планируемые результаты
«Юный инспектор движения» 1 года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- Самостоятельность в принятии правильного решения;
- Убеждённость и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- Здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
- Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
- информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
- корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- знание основных частей дорог, общие правила ориентации, правила перехода дорог;
- знание названий, назначений и возможные места установки изучаемых дорожных знаков; знание значений сигналов светофора и регулировщика.
- определение наиболее опасных участков дорог; определение безопасного маршрута «Дом-школа-дом»;
знание правил безопасного поведения обучающихся при движении группой и колонной по дороге.
Рабочая программа 2 года обучения
Цель:
Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
- Закрепление полученных знаний по ПДД обучающимися на классных часах;
- Выработка навыков поведения на дороге, перекрестках, через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения;
- Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
- Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведённой площадке;
- Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;
- Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Особенности 2 года обучения:
- использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
- постепенное усложнение материала;
- добровольное участие в данном виде деятельности;
- активный и творческий подход к проведению мероприятий;
- доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Содержание программы 2 года обучения
Тема № 1. Инструктаж о ТБ.
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.
Тема № 2.Юный инспектор
Теория. Разработка изучения положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год.
Практика. Оформление стенда «ЮИД».
Тема №3. Изучение ПДД
Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Знакомство с группами знаков, их назначение, установка. Изучения значений и особенностей групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.
Практика. Подготовка к акции посвященной памяти жертв ДТП. Подготовка рисунков для конкурса «Безопасность глазами детей».
Тема №4. Велотехника
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.
Практика. Разборка и сборка велосипеда.
Тема №5. Вождение велосипеда
Теория. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
Практика. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо».
Тема №6 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весёлых стартов «Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.
Тема №7 «История ПДД,ЮИД, ГИБДД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития ПДД и ЮИД. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.
Практика. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. Работа с 1-2 взводом. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Тема №8 «Выступление агитбригады»
Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.
Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД.
Тема №9 «Агитационная работа»
Теория. Формы пропаганды изучения ПДД
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Рисование дорожных знаков для воспитанников детского сада. Изготовление поделок на тему ЮИД. Рисование плакатов по предупреждению правонарушений на дороге.
Тема №10 «Итоговое занятие»
Практика. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД.
Ожидаемые результаты после 2 года обучения:
- сокращение количества ДТП с участием обучающихся школы;
- повышение уровня теоретических знаний по ПДД;
- повышение ответственности обучающихся за своё поведение на дороге.
Планируемые результаты
«Юный инспектор движения» 2 года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностные результаты
Обучающиеся научаться:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- разыгрывать различные роли участников движения, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
- уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждения;
- планировать и оценивать результаты своего поведения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Формируемые УУД:
- ориентирование и поведение в окружающей среде (определять пространственное положение и взаимоотношения объектов окружающего мира, сравнивать предметы, объяснять свой путь от дома до школы);
- умение определять безопасное поведение в условиях дорожного движения (выделять из многообразия объектов транспортное средство, выделять знаки дорожного движения, различать цвет и форму знаков, объяснять сигналы светофора, находить места переходов по дорожным знакам, группировать транспортные средства по видам).
Предметные результаты:
- развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- формирование у детей желание вести работу по профилактике ДТП и навыков пропагандисткой работы.
Результаты обучающихся от реализации программы «Юный инспектор движения» 1 года обучения:
Предметные результаты:
- знают опасные места вокруг школы, домов и на дорогах;
- знают безопасные участки дорог;
- знают типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- знают опасности на дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- знают места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
- знают названия и назначения дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
Знают правила:
- перехода дорог по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии по обочине и краю проезжей части с взрослыми);
- передвижения группы детей в сопровождении взрослых;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на дороги.
Умеют:
- правильно переходить дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при передвижении в группе;
- правильно вести себя в транспорте, при езде на велосипеде.
Результаты учащихся от реализации программы «Юный инспектор движения»
2 года обучения:
Предметные результаты:
- знают историю детского объединения Юные Инспектора Движения;
- знают правила дорожного движения;
- знают классификации дорожных знаков: информационных, предписывающих, особых предписаний, дополнительной информации;
- знают новые формы агитаций и пропаганды правил дорожного движения: викторины, игры, конкуры, пятиминутки, акции;
- знают устройство велосипеда;
- знают правила поведения в различных видах транспорта;
- знают символику одежды сотрудника ГИБДД.
Умеют:
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- работать по карточкам, предложенным преподавателем;
- оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- представление о профессии сотрудника ГИБДД.
Имеют:
- иметь навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- иметь навыки взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий;
- иметь навыки участия в конкурсах, соревнованиях.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
Оценочные материалы, используемые при реализации программы
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:
- дорожные знаки – вопросы;
- медицина – билеты;
- знания устройства велосипеда – тестовая работа;
- соревнования;
- конкурсы;
- круглый стол;
- конкурсы рисунков;
- конкурсы стенгазет.
Критерии оценок
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт
- Первая помощь ( медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
- Знание велосипеда ( теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 – 2ошибки
3 балла - оценка 3 – 3-4 ошибки
2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок
Методическое обеспечение образовательной программы
для 1 года обучения
Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение);
- в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
- Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);
- Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
- Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами);
- Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);
- Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах);
- Викторины, конкурсы, кроссворды;
- Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
- Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах;
- Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
- Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам дорожного движения.
Занятия проводятся в кабинете.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по правилам дорожного движения;
- препятствия из автогородка.
Методическое:
- билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
- рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе в классах;
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения в начальных классах.
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо». Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Методическое обеспечение образовательной программы
для 2 года обучения
п/п | Тема программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий. | Формы подведения итогов. |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Рассказ, беседа. | Инструкции по технике безопасности | Опрос, беседа. |
2 | История развития ЮИД. | Беседа, рассказ, практическая работа. | Ватман. Канцелярские принадлежности, интерактивная доска, мультимедийный проектор. | Анализ, оформление уголка ЮИД. |
3 | История ГИБДД. | Рассказ, беседа, презентация. | Презентация, компьютер, мультимедийный проектор. | Встреча с сотрудниками ГИБДД. |
4 | Правила дорожного движения. | Беседа, практическая работа, просмотр видеофильма. | Видеоматериал, телевизор, компьютер, учебная литература, правила дорожного движения. | Презентация. |
5 | Дорожные знаки. | Рассказ, беседа, практическая работа. | Брошюра «Правила дорожного движения», ватман. Канцелярские принадлежности. | Диспут «Дорога и дорожные знаки». |
6 | Акция – как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. | Рассказ, беседа, практическая работа. | Журналы, газеты, бумага, ватман, краски, кисти. | Анализ. Акция «Письма водителям». |
7 | Правила велосипедиста. | Практические задания Беседа | Учебник ОБЖ, брошюра правил дорожного движения, тематические карточки, атрибуты, велосипеды, ватман, канцелярские принадлежности. | Сборка и разборка велосипеда. |
8 | Регулирование дорожного движения. | Практические задания Беседа, игра, просмотр видеофильма. | Литература по правилам дорожного движения, компьютер, учебный фильм «Кто главный на дороге», телевизор, плакаты по правилам дорожного движения «Виды регулирования дорожного движения», «Дорожные знаки». | Презентация. Ответы по «взводам». |
9 | Повторение правил безопасности на улице зимой. | Беседа. | Плакаты по ОБЖ «Правила поведения во время гололеда», «Правила поведения в городе зимой». | Анализ, беседа. |
10 | Пропаганда изучения правил дорожного движения у обучающихся в начальной школе. | Рассказ, игра, конкурс. | Спортивный инвентарь, ватман, канцелярские принадлежности, ватман, фотоаппарат, карточки с заданиями по правилам дорожного движения. | Участие в городских соревнованиях. |
11 | Основы медицинских знаний. | Беседа, рассказ, презентация, практическая работа, просмотр видеофильма. | Учебный фильм, интерактивная доска, мультимедийный проектор, плакаты по ОБЖ, санитарная сумка, носилки, фотоаппарат, презентация. | Круглый стол. |
12 | Виды транспорта. Безопасность. | Практические задания, беседа, презентация, просмотр фильма. | Плакаты по ОБЖ, тематические тесты на электронном носителе, учебный фильм, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ватман, канцелярские принадлежности. | Презентация по видам транспорта. |
13 | Проверка знаний правил дорожного движения у обучающихся в начальных классах. | Практические задания. | Атрибуты по правилам дорожного движения, ватман, канцелярские принадлежности. принадлежности. | Игра лото «Дорожные знаки». |
14 | Итоговые занятия. | Практические задания. | Материал, собранный за весь год, для итоговой выставки, стенд, ватман, канцелярские принадлежности. | Выставка. |
Список литературы в адрес педагогов:
- Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
- Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
- Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.
- Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
- Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
- Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
- Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
- Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
- Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
- Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
- Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
- У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
- Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
- Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
- Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
- Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
Список литературы в адрес обучающихся:
- Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
- Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
- Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
- Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.-М.: Эксмо, 2016г.-304с.
- Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
- Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
Е.В. Шельмин.-СПб.: Питер,2013г.-160с. - Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Интернет-источники:
- Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
- Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
- Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
- Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
Нормативно-правовые документы
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ;
Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с изменениями и дополнениями); - Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196 в редакции от 10.03.2009г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564);
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006г. № 06-1844);
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 380
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Утвержден
Приказом №____ от _______
Директор ГБОУ СОШ №380
___________ О.Н. Агунович
Календарно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный инспектор движения»
на 2017-2018 учебный год
для 2 группы 1 года обучения
Возраст учащихся 11-13 лет
Педагога: Капцовой Аллы Владимировны
№ п/п | Дата | Раздел/ тема занятия | Количество часов | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Правила ТБ | 2 | 2 | 0 | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, на соревнованиях, на занятиях с велосипедами. | 2 | ||||
| Юный инспектор движения | 10 | 6 | 4 | ||
2 | Знакомство с программой. Цели и задачи. | 2 | ||||
3 | История развития ЮИДА | 2 | ||||
4 | Символика ЮИДА | 2 | ||||
5 | «Уголок безопасности» | 2 | ||||
6 | «Уголок безопасности» | 2 | ||||
7 | История ГИБДД | 8 | 4 | 4 | ||
| История развития ГИБДД | 2 | ||||
8 | История развития ГИБДД | 2 | ||||
9 | Особенности и достоинство профессии сотрудника ГБДД | 2 | ||||
10 | Особенности и достоинство профессии сотрудника ГИБДД | 2 | ||||
Правила дорожного движения (ПДД) | 12 | 10 | 2 | |||
11 | Статистика ДТП. Права и обязанности пешехода. | 2 | ||||
12 | Права и обязанности пешехода. | 2 | ||||
13 | Перекрёсток. | 2 | ||||
14 | Правила поведения в общественном транспорте | 2 | ||||
15 | Права и обязанности пешехода. | 2 | ||||
16 | Перекрёсток | 2 | ||||
Дорожные знаки | 16 | 10 | 6 | |||
17 | Классификация дорожных знаков. | 2 | ||||
18 | Подготовка к акции посвященной памяти жертв ДТП | 2 | ||||
19 | Экскурсия на перекрёсток | 2 | ||||
20 | Классификация знаков | 2 | ||||
21 | Классификация знаков | 2 | ||||
22 | Классификация знаков | 2 | ||||
23 | Викторина «Азбука безопасности» | 2 | ||||
24 | Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей» | 2 | ||||
Акция - как форма профилактики ДДТТ | 2 | 0 | 2 | |||
25 | Акция - как форма профилактики ДДТТ | 2 | ||||
Велосипед. Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста | 12 | 6 | 6 | |||
26 | Велосипед - техническое средство | 2 | ||||
27 | Велосипед - техническое средство | 2 | ||||
28 | Велосипед - техническое средство | 2 | ||||
29 | Отработка технических элементов на велосипеде | 2 | ||||
30 | Отработка технических элементов на велосипеде | 2 | ||||
31 | Отработка технических элементов на велосипеде | 2 | ||||
Повторение правил безопасности на дороге зимой |
| 4 |
| |||
32 | Опасности на перекрёстке в зимнее время | 2 | ||||
33 | Зачем нужны светоотражатели в зимнее время | 2 | ||||
Пропаганда изучения правил дорожного движения | 10 | 4 | 6 | |||
34 | Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожного движения | 2 | ||||
35 | Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожного движения среди детей | 2 | ||||
36 | Письма водителю | 2 | ||||
37 | Экскурсия на перекрестки Красного Села | 2 | ||||
38 | Викторина «Я пешеход» | 2 | ||||
Основы медицинских знаний | 40 | 26 | 14 | |||
39 | Основы медицинских знаний | 2 | ||||
40 | Первая медицинская помощь и её правила оказания | 2 | ||||
41 | Первая медицинская помощь при ожоге | 2 | ||||
42 | Первая медицинская помощь при шоке | 2 | ||||
43 | Способы остановки кровотечений | 2 | ||||
44 | Раны, ушибы, растяжения | 2 | ||||
45 | Раны, ушибы, растяжения. Способы наложения повязок | 2 | ||||
46 | Раны, ушибы, растяжения. Способы наложения повязок | 2 | ||||
47 | Раны, ушибы, растяжения. Способы наложения повязок | 2 | ||||
48 | Раны, ушибы, растяжения Способы наложения повязок | 2 | ||||
49 | Остановка дыхания | 2 | ||||
50 | Искусственное дыхание | 2 | ||||
51 | Аптечка водителя и её применение | 2 | ||||
52 | Аптечка водителя и её применение | 2 | ||||
53 | Отравление и оказание помощи | 2 | ||||
54 | Отравление и оказание помощи | 2 | ||||
55 | 0жоги и отморожение первая помощь | 2 | ||||
56 | Тепловые и солнечные удары | 2 | ||||
57 | Переломы и вывихи. Транспортировка пострадавшего. | 2 | ||||
58 | Переломы и вывихи. Транспортировка пострадавшего. | 2 | ||||
Виды транспорта | 24 | 18 | 6 | |||
59 | Какие бывают виды транспорта? | 2 | ||||
60 | Правила поведения в транспорте | 2 | ||||
61 | Правила поведения в транспорте | 2 | ||||
62 | Конкурс рисунков «Виды транспорта» | 2 | ||||
63 | Какие бывают виды транспорта? | 2 | ||||
64 | Какие бывают виды транспорта? | 2 | ||||
65 | Безопасность. Светофор и дорожная разметка | 2 | ||||
66 | Безопасность. Светофор и дорожная разметка | 2 | ||||
67 | Безопасность. Светофор и дорожная разметка | 2 | ||||
68 | Правила поведения в транспорте при поездках на экскурсии. | 2 | ||||
69 | Игра- конкурс «Я пешеход» | 2 | ||||
70 | Викторина «Весёлый светофор» | 2 | ||||
Проверка знаний ППД | 4 | 4 | 0 | |||
71 | Проверка знаний ППД | 2 | ||||
72 | Итоговое занятие | 2 | ||||
ИТОГО:
| 144 | 94 | 50 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 380
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Утвержден
Приказом №____ от _______
Директор ГБОУ СОШ №380
___________ О.Н. Агунович
Календарно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный инспектор движения»
на 2017-2018 учебный год
для 1 группы 2 года обучения
Возраст учащихся 11-13 лет
Педагога: Капцовой Аллы Владимировны
№ п/п | Дата | Раздел/ тема названия | Количество часов | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Правила ТБ | 4 | 2 | 0 | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, на соревнованиях, на занятиях с велосипедами. | 2 | ||||
2 | Просмотр видеофильма по ПДД. Просмотр презентаций по ПДД. | 2 | ||||
Юный инспектор | 4 | 2 | 2 | |||
3 | Знакомство с положением об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. | 2 | ||||
4 | Оформление «Уголок безопасности» » | 2 | ||||
Изучение ПДД | 30 | 20 | 10 | |||
5 | Основные понятия и термины ПДД. | 2 | ||||
6 | Основные понятия и термины ПДД. | 2 | ||||
7 | Классификация дорожных знаков. | 2 | ||||
8 | Классификация дорожных знаков. | 2 | ||||
9 | Классификация дорожных знаков. | 2 | ||||
10 | Подготовка к акции посвященной памяти жертв ДТП | 2 | ||||
11 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 2 | ||||
12 | Правила движения пешехода. | 2 | ||||
13 | Правила движения пешехода. | 2 | ||||
14 | Элементы дорог. | 2 | ||||
15 | Дорожные ловушки. | 2 | ||||
16 | Регулируемый перекрёсток. | 2 | ||||
17 | Нерегулируемый перекрёсток. | 2 | ||||
18 | Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей» | 2 | ||||
19 | Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей» | 2 | ||||
Велотехника | 10 | 2 | 8 | |||
20 | Устройство велосипеда. | 2 | ||||
21 | Разборка и сборка велосипеда. | 2 | ||||
22 | Разборка и сборка велосипеда. | 2 | ||||
23 | Разборка и сборка велосипеда. | 2 | ||||
24 | Разборка и сборка велосипеда. | 2 | ||||
Вождение велосипеда | 32 | 6 | 26 | |||
25 | Правила Движения велосипедистов. | 2 | ||||
26 | Обучение вождению велосипеда. | 2 | ||||
27 | Обучение вождению велосипеда. | 2 | ||||
28 | Вождение велосипеда с изменением направления. | 2 | ||||
29 | Вождение велосипеда с изменением направления. | 2 | ||||
30 | Выбор дорожных маршрутов и культура транспортного поведения. | 2 | ||||
31 | Обучение вождению велосипеда. Начало движения, маневрирование. | 2 | ||||
32 | Обучение вождению велосипеда. Начало движения, маневрирование. | 2 | ||||
33 | Обучение вождению велосипеда. Скорость движения. | 2 | ||||
34 | Обучение вождению велосипеда. Скорость движения. | 2 | ||||
35 | Расположение транспортных средств на проезжей части. | 2 | ||||
36 | Вождение велосипеда с изменением направления. Обгон, встречный разъезд. | 2 | ||||
37 | Вождение велосипеда с изменением направления. Обучение вождению велосипеда. | 2 | ||||
38 | Обучение вождению велосипеда. Остановка и стоянка. | 2 | ||||
39 | Обучение вождению велосипеда. Остановка и стоянка. | 2 | ||||
40 | Вождение велосипеда. | 2 | ||||
Основы медицинских знаний. | 18 | 10 | 8 | |||
41 | Основы медицинских знаний: значение первой медицинской помощи и правила её оказания. | 2 | ||||
42 | Основы медицинских знаний: правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях. | 2 | ||||
43 | Основы медицинских знаний: переломы, первая медицинская помощь при переломах. | 2 | ||||
44 | Основы медицинских знаний: правила наложения повязок на голову, грудь. | 2 | ||||
45 | Основы медицинских знаний: правила наложения повязок на живот, верхние и нижние конечности. | 2 | ||||
46 | Основы медицинских знаний: понятие о ране. Классификация ран. | 2 | ||||
47 | Основы медицинских знаний: виды кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях. | 2 | ||||
48 | Основы медицинских знаний: первая медицинская помощь при ранениях. | 2 | ||||
49 | Правила наложения повязки на нижние конечности. | 2 | ||||
История ПДД, ЮИД, ГИБДД | 10 | 4 | 6 | |||
50 | История ПДД | 2 | ||||
51 | ПДД: учебное тестирование обучающихся. | 2 | ||||
52 | Изучение истории ЮИД, ГИБДД. | 2 | ||||
53 | Изучение истории ЮИД, ГИБДД (тестовые задания) | 2 | ||||
54 | История ЮИД, ГИБДД (тестовые задания) | 2 | ||||
Выступление агитбригады. | 22 | 6 | 16 | |||
55 | Агитбригада: просмотр видеофильма. | 2 | ||||
56 | Агитбригада: составление сценария. | 2 | ||||
57 | Агитбригада: составление сценария. | 2 | ||||
58 | Агитбригада: подготовка выступления. | 2 | ||||
59 | Агитбригада: подготовка выступления. | 2 | ||||
60 | Агитбригада: подготовка выступления. | 2 | ||||
61 | Агитбригада: разучивание сценария. | 2 | ||||
62 | Агитбригада: разучивание сценария. | 2 | ||||
63 | Агитбригада: составление сценария выступления агитбригады. | 2 | ||||
64 | Агитбригада: подготовка выступления на слет отрядов ЮИД. | 2 | ||||
65 | Агитбригада: подготовка выступления на слёт отрядов ЮИД. | 2 | ||||
Агитационная работа | 12 | - | 12 | |||
66 | Агитбригада: выступление перед обучающимися школы. | 2 | ||||
67 | Агитбригада: выступление перед родителями обучающихся школы. | 2 | ||||
68 | Агитационная работа: участие в школьном праздновании Дня творчества. | 2 | ||||
69 | Агитационная работа: рисование дорожных знаков для воспитанников детского сада. | 2 | ||||
70 | Агитационная работа: изготовление поделок на тему ЮИД. | 2 | ||||
71 | Агитационная работа: рисование плакатов по теме предупреждение правонарушений на дороге. Организация выставки плакатов. | 2 | ||||
Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |||
72 | Итоговое занятие: учебное тестирование по правилам дорожного движения, медицине, истории ЮИД, ГИБДД. | 2 | ||||
ИТОГО: | 144 | 52 | 92 |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1 года обучения 2 группы
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки / месяц | Место проведения | Примечание |
1. | День открытых дверей в отделении дополнительного образования детей | № 2 | Сентябрь | Актовый зал | |
2. | Участие в районных конкурсах | № 2 | Сентябрь- Май | ||
3. | Участие в городских соревнованиях | № 2 | Сентябрь- Май | ||
4. | Проведение викторин | № 2 | В течении уч. года | ||
5. | Конкурсы рисунков | № 2 | В течении уч. года | ||
6. | Игра по станциям | № 2 | Май | Актовый зал | |
7. | «Парад достижений» | № 2 | Май | Актовый зал |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2 года обучения 1 группы
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки / месяц | Место проведения | Примечание |
1. | День открытых дверей в отделении дополнительного образования детей | № 1 | Сентябрь | Актовый зал | |
2. | Участие в районных конкурсах | № 1 | Сентябрь- Май | ||
3. | Участие в городских соревнованиях | № 1 | Сентябрь- Май | ||
4. | Проведение викторин | № 1 | В течении уч. года | ||
5. | Конкурсы рисунков | № 1 | В течении уч. года | ||
6. | Игра по станциям | № 1 | Май | Актовый зал | |
7. | «Парад достижений» | № 1 | Май | Актовый зал |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1 года обучения 2 группы
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
1. | Родительское собрание Тема: «О задачах кружка в новом учебном году, планирование совместной работы. Выбор родительского комитета | № 2 | Сентябрь | Школа | |
2. | Открытое занятие | № 2 | Декабрь | Актовый зал | |
3. | Родительское собрание Тема: «Участие воспитанников в городских соревнованиях, конкурсах» | № 2 | Январь | Школа | |
4. | Открытое занятие | № 2 | Май | Актовый зал |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
2 года обучения 1 группы
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
1. | Родительское собрание Тема: «О задачах кружка в новом учебном году, планирование совместной работы. Выбор родительского комитета. | № 1 | Сентябрь | Школа | |
2. | Открытое занятие | № 1 | Декабрь | Актовый зал | |
3. | Родительское собрание Тема: «Участие воспитанников в городских соревнованиях, конкурсах» | № 1 | Январь | Школа | |
4. | Открытое занятие | № 1 | Май | Актовый зал |
Заключение
Отряд ЮИД был создан на базе ГБОУ СОШ № 380 в Отделении дополнительного образования детей в целях организации детского досуга, а также для активизации деятельности детей школьного возраста в изучении безопасного поведения на дорогах, который за короткое время привлёк к изучению правил дорожного движения большую часть обучающихся своей школы. Деятельность отряда организуется через дополнительные занятия. В начале учебного года составлен план работы отряда ЮИД. Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: организация конкурсов, викторин и КВН между классами, выпуск информационных наглядных материалов, организация экскурсий в КДК «Красносельский» на театрализованное представление по правилам дорожного движения, изготовление листовок для обучающихся и их родителей-водителей. В начале учебного года при проведении месячника «Внимание-дети!» члены отряда проводят тематические занятия с первоклассниками: «Это каждый должен знать, обязательно на «5», составляют вместе маршрутные листы «Моя дорога в школу и обратно», викторины «Наш трёхцветный друг». В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков и плакатов. С уходом на каникулы отряд выпускает листовки-обращение о безопасности во время каникул. В качестве информационной деятельности Юидовцами были оформлены стенды: «ЮИД в действии» и «Уголок безопасности дорожного движения». Ребята занимаются не только пропагандой правил дорожного движения среди обучающихся школы, но и активно участвуют в городских, районных акциях и конкурсах по правилам дорожного движения.
В 2016 году команда ЮИД ГБОУ СОШ № 380 заняла 10 место в районном соревновании «Безопасное колесо», а двое из ребят стали победителями в личном зачёте, занявшие первые места в номинации «Знатоки Правил дорожного движения» и «Фигурное вождение». В 2017 году отряд «Дорожный патруль» принял участие в отборочном туре городских многоэтапных лично-командных соревнований, которые прошли 18.11.2017 года на базе Городского опорного центра по безопасности дорожного движения ГБОУ «Балтийский берег». В сентябре 2017 года ребята из отряда приняли участие в городской акции «Внимание, дети!» В этот день вместе с родителями и мной, как руководителем отряда, напомнили водителям о соблюдении правил дорожного движения на дорогах. Водителям были розданы памятки о безопасном дорожном движении, которые были раннее созданы Юидовцами. В ноябре 2017 года был организован смотр уголков по правилам дорожного движения среди обучающихся 1-11 классов. Целью смотра было обеспечение контроля за организацией и содержанием информационных стендов по правилам дорожного движения. Ко дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий отрядом была организована акция. Вместе с обучающимися 7 класса вышли на дороги с плакатами (статистика ДТП с участием детей по Красносельскому району Санкт-Петербурга за 9 месяцев 2017 года). Целью акции была: привлечение внимание водителей и пешеходов к печальной статистике смертности на дорогах. В целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов в тёмное время суток в нашей школе с 1.11.2017 года по 28.02.2018 года отрядом была проведена акция «Засветись! Стань заметен на дороге». Участниками акции стали обучающиеся нашей школы. Воспитанники объединения «ЮИД» призывали обучающихся использовать световозвращающие элементы на портфелях и одеждах. В ноябре отрядом была организована выставка творческих и художественных работ обучающихся на тему «Дорога и мы». Самые лучшие работы были отправлены на районный конкурс «Дорога и мы». В феврале 2018 года воспитанники объединения провели в школе совместную акцию школьников и педагогов «Моя безопасность в моих руках» и школьный конкурс стенгазет на тему: «Дорога опасная и безопасная» среди обучающихся 1-11 классов. В помощь учителям начальной школы в феврале 2018 года Юидовцы организовали экскурсию в КДК «Красносельский» на интерактивное театрализованное мероприятие «В гостях у Светы-Светика-Светофора», направленное на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. В марте запланирована ещё одна экскурсия для обучающихся начальной школы. Целью отряда- это популяризовать вопросы безопасности дорожного движения среди обучающихся школы. Информацию о работе отряда можете увидеть на сайте школы.
В следующем учебным году планируется разнообразить работу отряда новыми методами и формами деятельности, усилить работу по профилактике ДДТТ в начальной школе путём создания отрядов ЮИД в каждом классе, создать площадку для фигурного вождения велосипеда, а также продолжать участвовать в различных акциях, конкурсах и соревнованиях районного, областного и всероссийского уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.
О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...
Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...
Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.
Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...
Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"
центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр) Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...
Методическое пособие по коррекции плоскостопия у слабовидящих детей младшего школьного возраста в домашних условиях
Уважаемые родители, вы держите в руках пособие, направленное на коррекцию плоскостопия у слабовидящих детей в домашних условиях. Оно было разработано с учетом индивидуальных особенностей данной катего...
Методическое пособие по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности 34.02.01. Сестринское дело "ЛФК с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
В данном пособии представлен материал для проведения практического занятия по МДК 02.02 Основы реабилитации для специальности Сестринское дело....
Статья "ТИМ-моделирование среди детей школьного возраста"
Направление "технология информационного моделирования" активнго развивается в нашей стране, эту тему изучают уже состоявшиеся специалисты, преподают в университетах, но что для школьного воз...