«Прикладная гимнастика с элементами туризма для младших школьников»
статья на тему

Онышкевич Наталия Александровна

          Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_dlya_n.a._1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Прикладная гимнастика с элементами туризма для младших школьников»

                                               Автор: Онышкевич Наталия Александровна

                                                             учитель физической культуры ГБОУ                                                                                          

                                                             СОШ №262 Красносельского района

                               г. Санкт-Петербурга

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры и спорта, основой развития образования по физической культуре является двигательная деятельность, которая связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся не только совершенствовать физические качества, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

           Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Главную роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Для дальнейшего, успешного развития нашей страны, нужны  знающие и понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, а самое главное своим здоровьем, физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

        Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

        В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья школьников. Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки.

         Одной из причин медленного улучшения в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

           В связи с этим было принято решение организовать работу по детскому туризму. Была составлена программа по оздоровлению детей, в которую составной частью вошел совместный проект начальной школы по детскому туризму «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

          Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – школьнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

       Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Правильная организация дополнительных занятий обусловлена планированием внеклассной работы, которая предусматривает рациональное распределение  и планомерное прохождение материала. В основу планирования для учащихся младшего школьного возраста с использованием средств туризма положен принцип цикличности, предполагаемый взаимосвязь трёх сезонных циклов: осеннего, зимнего и весеннего. И на всех этапах используются образовательно-познавательные, воспитательные и оздоровительные маршруты.

На уроках в осеннем цикле – в сентябре, октябре и ноябре – проводится контрольное тестирование двигательных умений и навыков. Наряду с обучением технике двигательных действий – ходьбе и бегу, метанию и прыжкам – в младшем школьном возрасте мы уделяем большое внимание средствам туризма. Упражнения в равновесии, лазаньи, перелезании, подлезании включается в туристические полосы препятствий.

Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезания.

Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию ловкости, силы, смелости, выносливости, координации движений, формированию правильной осанки (лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке).

 Начало выполнения упражнений и окончание их должны быть объяснены и показаны с предельной точностью, особенно упражнений на формирование осанки.

Упражнения в лазаньи и перелезании являются трудными для детей. Это обязывает педагога постепенно переходить от упражнений относительно простых к более сложным.

Множество разнообразных тем на одном занятии в игровой форме помогает детям не чувствовать усталости. Занятие выстраивается в одну-единую сюжетную линию. Дети играя, просто переходят от одного занятия к другому. И это оправдано физиологически, так как дети 8 лет не способны сосредоточить своё внимание более 5 минут. Таким образом обучающиеся переключают одну работу мышц, рецепторов центральной нервной системы на другие, и тем самым организм получает отдых.

Эффективность всех дополнительных занятий  для младших школьников во многом определяется их содержанием и структурой. Содержание занятий, построенных в форме своеобразного образовательно-познавательного маршрута, - это занятия путешествия в окружающую среду с элементами её познания. Каждое занятие предполагает организацию активной оздоровительно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности. Образовательно-познавательные маршруты проходят через такие образовательные области, как физическая культура, природоведение, экология.

        Основная особенность занятий с использованием средств туризма в том, что их содержание представляет собой сочетание выполнения физических упражнений с формированием знаний о природе, туризме, пространственных ориентационных способностей. Такое соединение двигательной активности с формированием знаний о природе можно использовать разнообразные средства и методы: наблюдения, игры, эстафеты.

В каждом последующем году обучения  педагог углубляет полученные знания и понятия по теме и совершенствует двигательные действия.

        Как показывает практика, только средствами туризма в системе физического воспитания человека нельзя добиться должного физического совершенства. Определенную пользу знания туризмом приносят лишь в совокупности с другими средствами этой системы: играми, гимнастикой.

Литература

  1. Найминова Э. Методика преподавания. «Спортивные игры» Феникс, 2003

  1. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания, Просвещение, 2011

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Упражнения и игры на занятиях в начальной школе» 2006

  1. Научно-методический журнал «Физическая культура  в школе», 2013, 2014
  2. Латохина Л.И, Андрус Т.А. Творим здоровье души и тела. 2000

  1. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. - К., 1984. - 220 с.
  2. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. - 240 с.
  3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - 304 с.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. - 443с.
  5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1990. - 287 с.
  6. 6. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Вайнбаума. - М., 1979. - 209 с.
  7. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. Руховий режим учнів. - К., 1989. - 320 с.
  8. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов. - К., 1988. - 310 с.
  9. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов н/Д., 2003. - 255 с.
  10. Ахмеров Э.К. и др. Спортивные и подвижные игры в школе. - Минск., 1968. - 270 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Раздел: Гимнастика с элементами акробатики.

КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ  ДЛЯ  ГРУППЫ 29  (девушки)Раздел: Гимнастика с элементами акробатикиВыполнил: преподаватель физической культуры ТОГБО...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

Знакомство с профессиями как элемент формирования экономической культуры младших школьников

Обучающиеся, начиная с 1 класса, получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскры...

Реферат на тему «Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании школьников»

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства1.2. Виды декоративно - прикладного искусстваГлава 2. Декоративно-прик...

Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"

Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи младших школьников»

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развивая артикуляционный аппарат ребенка, играя с ним в разные игры с использованием потешек и ст...